Позитивная роль гуманистического подхода — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Позитивная роль гуманистического подхода

2020-08-21 108
Позитивная роль гуманистического подхода 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Организационная культура

Развивающаяся в последнее время гуманистическая парадигма исходит

из концепции управления человеком и из представления об организации как

культурном феномене.

Организационная культура — целостное представление о целях и

ценностях, присущих организации, специфических принципах поведения и

способов реагирования становится одним из объяснительных принципов.

При этом культура рассматривается сквозь призму соответствующих

эталонов развития, отраженных в системе знаний, идеологии, ценностях,

законах и повседневных ритуалах, внешних по отношению к организации,

социальных общностей.

Влияние культурного контекста на управление персоналом сегодня

представляется вполне очевидным. Например, в Японии организация

рассматривается не как рабочее место, объединяющее отдельных

работников, а как коллектив. Для такой организации характерны дух

сотрудничества, взаимозависимость; пожизненный найм превращает

организацию в продолжение семьи; между начальниками и подчиненными

устанавливаются паттерналистские отношения.

Согласно гуманистическому подходу культура может рассматриваться

как процесс создания реальности, которая позволяет людям видеть и

понимать события, действия, ситуации определенным образом и придавать

смысл и значение своему собственному поведению. Кажется, что вся жизнь

человека определяется писаными и особенно неписаными правилами.

Однако па самом деле обычно правила являются лишь средством, а

основное действие разворачивается лишь в момент выбора: какое из правил

применять в данном случае. Наше понимание ситуации определяет то, какой

набор правил мы используем.

Часто наше понимание организации основывается на тех процессах,

которые порождают системы смыслов, разделяющие псе члены

организации. При этом можно задаться следующими вопросами: каковы

общие интерпретационные схемы, которые делают возможным

существование данной организации? Откуда они появляются? Как они

создаются, передаются и сохраняются?

Каждый аспект организации нагружен символическим смыслом и

помогает создавать реальность. Особенно «объективны» организационные

структуры, правила, политика, цели, должностные инструкции,

стандартизированные процедуры деятельности. Так, еженедельные или

ежегодные совещания, про которые все знают, что это пустая трата времени,

могут быть поняты как ритуал, служащий некоторым скрытым функциям.

Даже по виду пустого зала заседаний (строгие ряды стульев, параллельно

лежащие папки, стаканы и т. п. или дружелюбный хаос) можно многое

сказать об организационной культуре. Гуманистический подход

фокусируется на собственно человеческой стороне организации, о которой

мало говорят другие подходы.

С точки зрения данного параметра важно, насколько работники

предприятия интегрированы в существующую систему ценностей (в какой

степени они безоговорочно принимают ее как «свою собственную») и

насколько они чувствительны, гибки и готовы к изменениям в ценностной

сфере в связи с переменами в условиях жизни и деятельности. Также важно,

живет ли предприятие в целом по одним и тем же правилам и принципам

принятия решения или же на предприятии разные группы живут по разным

правилам и исповедуют разные принципы1

Концепция организационного поведения: прошлое как пролог к

Настоящему и будущему

Фред Лютанс, профессор менеджмента, почетный президент

Американской академии управления.

* Человеческие ресурсы становятся единственно значимым

конкурентным преимуществом.

* Как область менеджмента организационное поведение — это

понимание, предвидение и управление поведением людей в рамках

организаций.

Сегодня общепризнанно, что передовые технологии, информационные

системы и тотальное качество это данности, непременные условия,

определяющие «игровое поле» организаций в глобальной экономике.

Сейчас, а особенно в XXI в., единственно значимым конкурентным

преимуществом любой организации становятся ее человеческие ресурсы.

Таким образом, научные основы организационного поведения и их

применение на практике путем управления человеческими ресурсами

превращаются в важное (если не важнейшее) направление в области

менеджмента.

Смежными областями

Что именно подразумевается под организационным поведением? Не

является ли введение этого понятия попыткой заменить весь менеджмент

концепцией и методами поведенческих наук? В чем его отличие (если оно

есть) от традиционной прикладной или промышленной психологии? К

счастью, на большинство этих вопросов сейчас уже найдены ответы,

удовлетворяющие многих ученых в области управления и поведенческих

наук, а также менеджеров-практиков. В частности, организационное

поведение можно формально определить как понимание, предвидение и

управление человеческим поведением ч рамках организаций.

Наконец, изучение кадровых (человеческих) ресурсов носит более

прикладной характер, чем организационное поведение. Управление

кадровыми ресурсами связано с практической организацией таких функций,

как маркетинг, финансы или производство. Менеджеров по кадрам или

человеческим ресурсам (последний термин более современен и популярен)

нанимают на работу для выполнения функции с таким же названием;

специалистов же по организационному поведению в номенклатуре

менеджерских должностей нет. Вместе с тем, несколько смешивая понятия,

менеджеров, которые применяют основы организационного поведения,

можно назвать «менеджерами по человеческим ресурсам» (независимо от

того, являются ли они менеджерами по маркетингу, финансам,

производству, складскому хозяйству, кадрам, руководителями бюро,

администраторами в больнице или научной сфере). Они выполняют

функции управления человеческими ресурсами (в дополнение к своим

техническим, функциональным ролям), так как в конечном итоге

занимаются управлением людьми. Таким образом, с этой точки зрения все

менеджеры, несмотря на различие их технических функций, являются

менеджерами по человеческим ресурсам, поскольку имеют дело с

человеческим поведением в рамках организаций. И всем им необходимо

понимать и предвидеть организационное поведение.

Резюме

1. В процессе развития управления как науки использовались разные

подходы к пониманию того, что есть управление.

2. Управленческий подход детерминировал взгляд на человека, его

место в организации и оптимальные рычаги воздействия. Так, метафора

организации как машины сформировала взгляд на человека как на деталь,

винтик в механизме, по отношению к которому возможно использование

человеческих ресурсов.

3. Органический подход к управлению породил две основные

метафоры. Первая — организация как личность, где каждый человек —

самостоятельный субъект, обладающий собственными целями, ценностями,

представлениями о правилах поведения. По отношению к такому активному

субъекту — партнеру организации в достижении ее целей возможно лишь

управление путем постановки согласованных с ним целей. А для этого надо

хорошо представлять себе специфику потребностей, основную ориентацию

человека. Вторая метафора — мозг — сложный организм, включающий

различные подструктуры, соединенные разноплановыми линиями —

коммуникации, управления, контроля, взаимодействия. По отношению к

такой сложной системе можно говорить лишь об управлении ресурсами,

направленном на оптимальное использование имеющегося потенциала в

процессе достижения поставленных целей.

4. В рамках гуманистического подхода была предложена метафора

организации как культуры, а человека — как развивающегося в рамках

определенной культурной традиции существа. Реализовывать функцию

управления персоналом по отношению к такому сотруднику возможно

только в рамках подхода — управления человеком, не только

самостоятельным, активным существом, но и придерживающимся

определенных ценностей, правил, принятых норм поведения.

5. Корпоративный подход к управлению персоналом, как и сама

корпоративная культура, является комплексом допущений, предложений о

том, что является целесообразным (полезным) для организации в области

работы с персоналом. Такой свод правил создается внутри каждой

организации в процессе длительных проб и ошибок, и часто

предопределяется прошлым опытом, установками, собственников и топ-

менеджеров организации. Анализ комплекса действий в отношении

персонала дает возможность реконструировать основопологающие

предложения о той метафоре организации, которая лежит в основе

представлений и предопределяет подход к управлению персоналом

конкретной организации. Такой анализ дает возможность, не выходя за

рамки корпоративной культуры, сделать управление персоналом более

эффективным и адекватным особенностями менеджмента организации в

целом.__

Организационная культура

Развивающаяся в последнее время гуманистическая парадигма исходит

из концепции управления человеком и из представления об организации как

культурном феномене.

Организационная культура — целостное представление о целях и

ценностях, присущих организации, специфических принципах поведения и

способов реагирования становится одним из объяснительных принципов.

При этом культура рассматривается сквозь призму соответствующих

эталонов развития, отраженных в системе знаний, идеологии, ценностях,

законах и повседневных ритуалах, внешних по отношению к организации,

социальных общностей.

Влияние культурного контекста на управление персоналом сегодня

представляется вполне очевидным. Например, в Японии организация

рассматривается не как рабочее место, объединяющее отдельных

работников, а как коллектив. Для такой организации характерны дух

сотрудничества, взаимозависимость; пожизненный найм превращает

организацию в продолжение семьи; между начальниками и подчиненными

устанавливаются паттерналистские отношения.

Согласно гуманистическому подходу культура может рассматриваться

как процесс создания реальности, которая позволяет людям видеть и

понимать события, действия, ситуации определенным образом и придавать

смысл и значение своему собственному поведению. Кажется, что вся жизнь

человека определяется писаными и особенно неписаными правилами.

Однако па самом деле обычно правила являются лишь средством, а

основное действие разворачивается лишь в момент выбора: какое из правил

применять в данном случае. Наше понимание ситуации определяет то, какой

набор правил мы используем.

Часто наше понимание организации основывается на тех процессах,

которые порождают системы смыслов, разделяющие псе члены

организации. При этом можно задаться следующими вопросами: каковы

общие интерпретационные схемы, которые делают возможным

существование данной организации? Откуда они появляются? Как они

создаются, передаются и сохраняются?

Каждый аспект организации нагружен символическим смыслом и

помогает создавать реальность. Особенно «объективны» организационные

структуры, правила, политика, цели, должностные инструкции,

стандартизированные процедуры деятельности. Так, еженедельные или

ежегодные совещания, про которые все знают, что это пустая трата времени,

могут быть поняты как ритуал, служащий некоторым скрытым функциям.

Даже по виду пустого зала заседаний (строгие ряды стульев, параллельно

лежащие папки, стаканы и т. п. или дружелюбный хаос) можно многое

сказать об организационной культуре. Гуманистический подход

фокусируется на собственно человеческой стороне организации, о которой

мало говорят другие подходы.

С точки зрения данного параметра важно, насколько работники

предприятия интегрированы в существующую систему ценностей (в какой

степени они безоговорочно принимают ее как «свою собственную») и

насколько они чувствительны, гибки и готовы к изменениям в ценностной

сфере в связи с переменами в условиях жизни и деятельности. Также важно,

живет ли предприятие в целом по одним и тем же правилам и принципам

принятия решения или же на предприятии разные группы живут по разным

правилам и исповедуют разные принципы1

Позитивная роль гуманистического подхода

Позитивная роль гуманистического подхода в понимании

организационной реальности состоит в следующем.

1. Культурологический взгляд на организацию снабжает управленцев

связной системой понятий, с помощью которых они могут сделать свой

повседневный опыт постижимым. Это позволяет рассматривать

определенные типы действий как нормальные, легитимные, предсказуемые

и избегать таким образом проблем, детерминированных базисной

неопределенностью и противоречивостью, стоящими за многими

человеческими ценностями и действиями.

2. Представление об организации как культурном феномене позволяет

понять, каким образом, через какие символы и смыслы осуществляется

совместная деятельность людей в организационной среде. Если

экономический и организационный подходы подчеркивают структурную

сторону организации, то организационно-культурный показывает, как можно

создавать организационную действительность и влиять на нее через язык,

1 Базаров Т.Ю., Малиновский П.В. Управление персоналом в условиях кризиса // Теория и

практика антикризисного управления. — М.: ЮНИТИ, 1996.

нормы, фольклор, церемонии и т. д. Если раньше многие менеджеры

рассматривали себя прежде всего как людей, создающих структуры и

должностные инструкции, координирующих деятельность или создающих

схемы мотивирования своих сотрудников, то теперь они могут смотреть на

себя как на людей, осуществляющих символические действия,

направленные на создание и развитие определенных смыслов.

3. Гуманистический подход позволяет также реинтерпретировать

характер отношений организации с окружающей средой и том направлении,

что организации способны не только адаптироваться, но и изменять свое

окружение, основываясь на собственном представлении о себе и своей

миссии. Разработка стратегии организации может превратиться в активное

построение и преобразование окружающей реальности.

4. В рамках гуманистического подхода возникает понимание того, что

эффективное организационное развитие — это не только изменение

структур, технологий и навыков, но и изменение ценностей, которые лежат в

основе совместной деятельности людей.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.06 с.