Проблемы и перспективы исламских интеграций — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Проблемы и перспективы исламских интеграций

2020-08-20 200
Проблемы и перспективы исламских интеграций 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

 

В настоящее время мировой финансовый кризис заставляет все большее число экономистов задуматься о путях выхода из него.

Интерес к данному явлению вызван в большей степени тем, что современная мировая финансовая система, основанная на теориях и практике западных экономистов, все чаще дает сбои и порождает кризисы мирового масштаба. В связи с этим, среди экономистов в самих США и Европе возникают сомнения в ее универсальности и применимости ко всем странам мира. До недавнего времени теория исламской экономической модели в западном мире вызывала лишь научный интерес среди узкого круга ученых. Однако в наши дни исламская экономическая модель, ее устройство, механизмы актуальны, так как только в исламских странах сейчас наблюдается рост ВНП и экономический подъем. Мировое экономическое устройство переживает новую фазу развития, в ходе которой затруднительно спрогнозировать последствия в мировой глобализирующейся экономике, все более отчетливо проявляющей свою нестабильность из-за зависимости в большей степени от одного государства - США.

Актуальность темы исламской экономики в целом и банковской системы в частности набирает обороты, т.к. сложившаяся в наше время финансовая ситуация в мире заставляет все большее число экономистов и политиков задуматься о необходимости нахождения новых принципов и инструментов. Более того, в некоторых западных странах, таких как США и Великобритания, исламские банки получили наиболее широкое распространение. Данной проблемой занимаются не только ученые Ближнего и Среднего Востока, но и российские и западные ученые-экономисты, такие как Гейдар Джемаль, политолог, председатель Исламского Комитета России; А.Ю. Журавлев, кандидат экономических наук, независимый эксперт в области исламской экономики; Р.И. Беккин, преподаватель МГИМО, кандидат юридических наук; Л.Р. Полонская, профессор, историк-востоковед; Мунзир Кахф, Б. Маурер, С. Хайс, Н. Шнайдер, шейх Х. Хассан, а также ряд политических деятелей, таких как Т.Черниенко, председатель Шиитского координационно-аналитического центра; Х. Рафсанжани, Президент Ирана в 1989-1997г.; М. Юсуф Адиль; А. Касрави; А.Джабиев, председатель правления Московского кредитного банка «Бадр-Форте».

Несмотря на освещение темы вышеизложенными авторами и многочисленными экспертами в области экономики и права, экономический и, в большей степени, политический аспекты не получили должную оценку. Имеющаяся теория исламской экономики в основном предлагает описание того, как должна быть организована хозяйственная жизнь общества, но реальное развитие и политическое положение исламских банков и исламских экономических организаций в мире с научной позиции практически не рассмотрено.

Предметом данной исследовательской работы являются исламские интеграции.

Объектом исследования являются проблемы и перспективы исламских интеграций.

Гипотеза данного исследования состоит в том, что исламская экономика и банки перспективны не только в странах с доминирующим мусульманским населением, но и в неисламских странах Запада и Востока.

Исходя из этой проблемы, мы ставим следующие цели и задачи:

Цель исследования: оценить место и роль исламских банков в мировой финансовой системе.

Глава 1. Исламские интеграции: общие положения

Всемирный банк по-шейхски

 

В 1975 году на волне нефтяного бума был создан Исламский банк развития - таким образом, шейхи Персидского залива пытались доказать, что могут не только построить небоскребы «как на Западе», но и свой, исламский Всемирный банк. В то время как Международный банк реконструкции и развития (головная организация ВБ) должен был служить локомотивом рыночной экономики, для ИБР предполагалась та же роль, только в рамках экономики исламской. Благодаря ИБР в обиход мусульманских стран вошел «исламский бэнкинг» - сочетание современных банковских технологий с исламскими принципами, запрещающими взимание ссудного процента. Начиная свою деятельность всего с трех вариантов кредитов, сегодня Банк предлагает своим клиентам уже более двадцати различных финансовых продуктов. ИБР в том числе разработал свою систему долевого участия (мудараба), лизинга (истиснаа), а также впервые в прошлом году выпустил международные исламские бонды (сукук).

Так же, как МБРР направляет действия западных инвесторов, ИБР во многом определяет политику финансовых организаций из мусульманских стран. Если за 30 лет своего существования Исламский банк развития инвестировал порядка 40 миллиардов долларов собственных средств, то к этому надо прибавить инвестиции исламских банков и фондов, для которых финансирование со стороны ИБР является сигналом к действию. Таким образом, ИБР, например, помог Малайзии во время финансового кризиса 1998 года. Банк вложил 200 миллионов долларов в соответствующие шариату фондовые активы, тем самым дав отмашку другим исламским инвесторам. В результате вместо западных инвестиций в Малайзию пришли инвестиции «восточные», а через год страна вернулась к докризисным темпам роста.

По ряду показателей Исламский банк развития уже перерос МБРР. Так, оплаченный капитал Исламского банка развития в конце 90-х достиг 8 миллиардов исламских динаров (более 12 млрд. долларов), в то время, как у МБРР этот показатель составляет 11 млрд. долларов. В свою очередь, большие ресурсы и беспроцентное кредитование привлекают в Банк новых членов. Только за последнее десятилетие в Банк вступило несколько африканских стран, все мусульманские республики СНГ, а также две экзотические латиноамериканские страны - Гайана и Суринам. Причем для членства в Банке не обязательно, чтобы Ислам в стране исповедовало большинство: Габон, например, добился принятия, имея не более одного процента мусульманского населения.

При этом Банк создал вокруг себя целую систему международных экономических организаций: Совет по финансовому сервису, Международный исламский финансовый рынок, Организацию по бухгалтерии и аудиту исламских финансовых институтов, Международное исламское рейтинговое агентство, Центр менеджмента ликвидными активами, Генеральный совет исламских банков и финансовых институтов, Международный центр по примирению и коммерческому арбитражу. Цель этих организаций - создать условия для максимально комфортного ведения бизнеса на исламских принципах. То есть предприниматель может получить финансирование и застраховаться в соответствии с нормами шариата (исламского законодательства), провести исламский аудит своей компании, а при желании еще и выставить ее акции на исламском фондовом рынке. А для того, чтобы исламский бизнес чувствовал себя хорошо во всех странах- членах, Банк стал лоббировать создание единого правового пространства. С этой целью Исламский банк развития разрабатывает регламенты, которые затем принимаются на национальном уровне. Причем государства - члены ИБР оказываются сами заинтересованы в скорейшей имплементации стандартов Банка, ведь от этого зависит и приток средств от исламских инвесторов.

Если в 70-х «исламский бэнкинг» считался чем-то экзотическим, то уже в конце 90-х крупные финансовые группы (АВМ - АМКО, НSВС), юридические, аудиторские и консалтинговые компании (Lovelles, DH Consulting) стали открывать у себя «шариатские» отделы. Традиционные фондовые индексы стали создавать свои, исламские подразделения - в частности, был образован DJ Islamic Market Index. А престижный Oxford Centre for Islamic Studies стал выпускать специалистов по «исламской экономике» для крупных западных корпораций.

С момента начала деятельности ИБР в мире сформировалось свыше 200 банков, действующих на исламских принципах: их капитал составляет около 250 миллиардов долларов, при ежегодном приросте в 15%. Однако вплоть до последнего времени исламская экономика составляла лишь незначительную часть от общего объема средств мусульманских инвесторов. Дело в том, что большая часть доходов от нефтяного экспорта мусульманских стран традиционно реинвестировалась в западную экономику: соотношение внутренних и внешних инвестиций составляло 15% к 85%.

11 сентября 2001 года стало поворотным моментом для отношений инвесторов из мусульманских стран с Западом. После объявления войны против терроризма их средства (только капиталовложения инвесторов из стран Залива оцениваются от 1,2 до 3 триллионов долларов) оказались под угрозой замораживания или даже изъятия по судебным искам. Причем это коснулось даже близких к администрации президента Буша шейхов. Только к семейству Аль-Саудов (их капиталовложения до 11 сентября 2001 года оценивались приблизительно в 600 миллиардов долларов) были предъявлены многомиллиардные иски.

Началось массовое бегство исламских капиталов из США, в результате чего в 2002-2003 годах американские фондовые индексы потеряли значительную часть своей капитализации, а Федеральная резервная система была вынуждена ввести в обращение до полутриллиона долларов. Определенная доля «исламских капиталов» прошла через Европу, благодаря чему евро укрепилось по отношению к доллару.

Однако, как выяснилось, и Европу исламские инвесторы никак не могли назвать второй родиной. Дело в том, что приказы Федеральной резервной системы о замораживании финансовых средств автоматически выполнялись и в европейских банках. Кроме того, с июля 2005 года начинают действовать новые правила в отношении европейских оффшоров - они подпадают под юрисдикцию контрольных органов ЕС. Поэтому и пришедшие исламские капиталы вкладывались не в долгосрочные или среднесрочные проекты, а в хеджинговые спекулятивные операции. То есть количество инвестиций не переросло в их качество, неслучайно рост в Европе в этом году практически прекратился.

В связи с антитеррористической войной начался бум исламских оффшоров: большая часть капиталов мусульманских инвесторов ушла в Лабуан (Малайзия), Бейрут, Бахрейн, Дубаи. К этим ушедшим с западных рынков капиталам необходимо добавить в четыре раза увеличившиеся с 1999 года доходы от нефти. Таким образом, даже нефтяные шейхи, ранее не заинтересованные в интеграции по типу ЕС, теперь начинают выступать с инициативами по созданию общего мусульманского рынка. И дело не в том, что их образ жизни как-то изменился: просто теперь огромные капиталы требуют работы и безопасности, которой на Западе больше нет. На ежегодном собрании Исламского банка развития, которое прошло в Тегеране 14-15 сентября 2004 г., было одобрено предложение саудовского наследного принца Абдаллаха о создании в ближайшие несколько лет исламского общего рынка. Предполагается и совершенно новый уровень финансирования со стороны ИБР: в прошлом году Банк впервые выпустил сукук (бонды) на 400 миллионов долларов, а в новом году планируется получить дополнительные два миллиарда. Банк впервые прибегает к таким крупным заимствованиям, что должно продемонстрировать другим инвесторам серьезность намерений по созданию общего рынка. Средства инвестируются в крупные проекты в исламском мире, такие, как авиакомпания Flying Emirates или спутниковая связь Turya.

Причем есть все условия для создания общего рынка на исламских условиях. В частности, действуют единые разработанные ИБР стандарты «исламского бэнкинга». Кроме того, есть более миллиарда потребителей, дешевая рабочая сила, все природные ресурсы, прежде всего, нефть и газ. В то же время есть свои развитые страны, такие, как Турция, Малайзия и Иран. При этом, например, Турция, которая в последние годы делала шаги в сторону сближения с Европой, вновь может вернуться на заданное бывшим премьером Эрбаканом исламское направление. Дело в том, что, по мнению комиссара ЕС по интеграции Лемье, вопрос о европейском паспорте для Анкары будет решаться только после 2015 года.

Сразу после азиатского экономического кризиса в исламском мире, который был одним из наиболее пострадавших, стали распространяться мессианские интеграционные проекты. Махатхир Мухаммад, бывший тогда премьером Малайзии, интересовался созданием исламского аналога евро, именно он предложил надежный «золотой динар». А премьер Турции Неджметдин Эрбакан в поисках рынков сбыта для турецких товаров инициировал создание «Большой исламской восьмерки»[1].

Среди капиталистов из исламского мира эти идеи стали особенно популярными не столько после азиатского кризиса, сколько из-за начавшейся «войны с терроризмом». Так, 7 ноября 2001 года был официально запущен проект «золотого динара». Сегодня безналичный золотой динар ходит в ОАЭ и Малайзии параллельно с национальными валютами. Причем, по мнению экспертов, также начинало хождение и евро, которое на первом этапе существовало в виде банковской записи, параллельно с марками и франками. В качестве альтернативы интеграции под эгидой Исламского банка развития реализуется вариант «Большой исламской восьмерки». Эта организация, основанная в 1997 году, включила крупнейшие мусульманские страны: Турцию, Малайзию, Египет, Пакистан, Индонезию, Бангладеш, Нигерию, Иран. Учредители «Исламской восьмерки» исходили из того, что, как и в ЕС, в исламском мире интеграция может идти на разных скоростях. Восемь стран за последние четыре года вдвое увеличили внутренний товарооборот: с 14,5 миллиарда долларов до 21,5 миллиарда долларов, а в июле этого года уже обсуждался механизм перехода к зоне свободной торговли между ними.

В свою очередь, Саудовская Аравия и другие страны Залива стремятся не упустить процесс экономической интеграции, который в противном случае будут определять другие. Монархии Залива, объединившись в «Шестерку», уже создали свой, внутренний мини- ЕС. Кроме того, с 1 января следующего года начинает действовать общий арабский рынок, а Саудовская Аравия инициировала создание преференциального режима между странами -членами Исламского банка развития: переговоры начались в Турции в апреле этого года.

Учитывая огромные скопившиеся капиталы (только в исламских оффшорах находится от 300 до 400 миллиардов свободных средств), вопрос о том, состоится или нет исламская экономическая интеграция, уже не ставится. Гораздо больше экспертов интересует, в каких формах будет реализовываться эта интеграция и кто ее возглавит[2].

 

Общие положения


   Мир информации или, если говорить более сложно, вселенная средств массовой информации иногда следует странным правилам. Когда на повестку дня выходит какой-либо актуальный вопрос, проблема или ситуация, информация о них заполняет собой все полосы газет и телеэкраны, тревожит, все говорят об этих событиях. В этот момент информация становится одновременно и более богатой и более бедной, более сложной и более простой. Поток известий нарастает, а анализ, дискуссии, комментарии все сильнее разнятся по смыслу, становятся более острыми и непримиримыми. Сегодня мы видим это на примере темы, которая держит всех в подвешенном состоянии: ислам и Запад (более-менее христианский), интеграция или конфликт цивилизаций и религий[8].

    Если посмотреть на таким образом определенный сценарий, то поневоле подумаешь, что лобовое столкновение неизбежно. Азиатский ислам (Сирия-Ирак-Иран, Пакистан-Афганистан, которые на устах у всех), африканский ислам средиземноморского побережья, а также Нигерия, Судан, дальше к югу Сомали могут оправдать любой пессимизм, привести к очень жесткому к нему отношению (ислам на Балканах — это тоже не шутка). Недавние проявления враждебности против христиан-коптов в Египте тоже не смягчают привычный имидж исламского мира. Но должны ли мы действительно фаталистически смириться с такой мрачной панорамой ненависти и крови, почти с возвращением к тем временам, о которых еще сегодня помнят жители побережья половины Италии, когда восклицание «Мама, там турки!» было привычным. Значит, только такому миру мы должны противостоять? Нет, смиряться с этим нельзя. А есть ли у нас решение вопроса? Готового и эффективного нет. Но мы любознательны. А любознательность, как известно, движет науку вперед. Например, для начала посмотрим, что пишут арабские газеты о том, что происходит в их странах? О чем можно прочитать в них день за днем, а не только когда случаются какие-либо события мирового значения? И не возражайте с умным видом: «Да что же вы действительно верите тому, о чем пишут газеты?». Конечно, газеты могут врать о любом событии, но не о себе, и опытный читатель всегда сумеет отличить правительственную газету от скандальной, газету, стоящую на намеренно миролюбивой позиции, от идеологически рассерженной газеты. Такой читатель всегда сможет сделать скидку на прочитанное и уловить, аккуратно сравнивая полученную из разных источников информацию, между строк и то, что намеренно замалчивается.

    Оставим в стороне все предрассудки и недоверие и окунемся в непосредственное исследование, купив какую-нибудь из арабских газет, которые продаются в журнальных киосках Генуи, в центре города и на вокзале. Возьмем каирскую газету «Аль-Ахрам», что переводится как «Пирамиды», а также иерусалимскую «Al Quds» (Святой город) (оба издания международные) или каирскую «Al Naba» (Новость). Не будем начинать чтения с первой страницы, потому что она рассказывает об уже известных нам новостях (эти арабские газеты всегда приходят с опозданием на день), начнем с последних. Почему же с последних? Да потому что мы, наконец-то, сможем узнать что-то конкретное, необычное об этом отличном от нашего мире, который мы тем не менее должны знать: что-то из повседневной нормальной жизни обычных людей, живущих обычной жизнью. Ну, вот на странице, посвященной радио, телевидению, кино, спектаклям выделяется привлекательный заголовок: «Куда пойти сегодня вечером?» В списке мы находим широко рекламируемый фильм о Шерлоке Холмсе, репортажи из Голливуда о той или иной диве, например, о Николь Кидман и других, что они делают, что будут делать, несколько невинных сплетен, прекрасные фотографии улыбающихся женских лиц, открытых, а не в бурке или парандже. Сообщается о ближайшем открытии выставки молодых художников, о спектакле итальянского балета, о присутствии в Каире одной знаменитой театральной актрисы и так далее. Здесь уместно задать себе вопрос: для какого типа читателей публикуются все эти новости, к каким социальным слоям обращается газета? Может быть, к тем, которые в недавней избирательной хронике относились к либералам, противопоставленным Братьям-мусульманам или салафитам, представителям традиционного течения в египетском исламе?

if(typeof(swfobject) == 'object'){ if (!swfobject.hasFlashPlayerVersion("10.1.0")) { var getFlash = document.getElementById('mediaPlayer_163720619_getflash'); var playerObject = document.getElementById('mediaPlayer_163720619'); getFlash.setAttribute('style', 'display: inline-block;'); playerObject.setAttribute('style', 'display: none;'); getFlash.style.cssText = 'display: inline-block;'; playerObject.style.cssText = 'display: none;'; } }     Западная и исламская цивилизации не могут существовать вместе.

$j('#video_small_button_1').click(function(){ $j('#video_small_1').hide(); $j('#video_full_1').show(); }); $j('#video_full_button_1').click(function(){ $j('#video_full_1').hide(); $j('#video_small_1').show(); }); $j('#video_small_to_blog_show_1, #video_full_to_blog_show_1').click(function(){ $j('#video_to_blog_shadow_1').show(); $j('#video_to_blog_1').show(); }); $j('#video_to_blog_hide_1').click(function(){ $j('#video_to_blog_shadow_1').hide(); $j('#video_to_blog_1').hide(); }); Но не будем спешить. Поставим вновь этот вопрос, когда просмотрим газеты страницу за страницей в поисках доказательств против очевидного и банального. Остановимся на странице, посвященной культуре. Здесь мы найдем статью о шведском писателе, получившем в прошлом году Нобелевскую премию по литературе, здесь же приводится полный арабский перевод одного из его произведений. А вот здесь помещено интервью одного профессора философии из Каирского университета, который резко критикует доктрины суфизма, мистического течения в исламе. В другой день в другой газете находим целую страницу стихов, присланных читателями, мужчинами и женщинами различного происхождения. Я помню, что два стихотворения были очень хороши. По ассоциации идей процитирую сейчас постоянную рубрику в газете «Аль-Ахрам»: письма в редакцию, в которых высказываются самые разные точки зрения, непосредственные наблюдения, критика и различные суждения, например о Мубараке и его семье, есть тревожные вопросы типа «куда идет Египет?», есть требования («мы нуждаемся в демократии»). Попутно мы обнаруживаем, что в арабском языке нет собственных терминов для демократии и диктатуры (dimuqratìa,diktaturìa). Потом есть такие рубрики как «разное», «люди», в которых рассказывается о привычках и обычаях простых смертных обычными комментаторами.

   Если мы от этой информации не первого плана, но которая заставляет нас предствить себе нормальную человеческую среду, а не фанатиков и фундаменталистов с кинжалами между зубами, взрывчаткой в поясах и со смертельной ненавистью к Западу, перейдем к более серьезным страницам, то наш интерес к чтению не уменьшится, самые актуальные и злободневные темы изложены ясно и без истерики. Несколько месяцев тому назад целая страница в газете «Аль-Ахрам» была посвящена отношениям между христианами-коптами и мусульманами с интервью различных представителей двух религий по поводу инициативы издания закона в защиту коптов. Приводился мирный обмен мнениями, который не оспаривал глубинных различий. Впоследствии, когда случились тяжелые эпизоды поджога коптских церквей мусульманскими экстремистами, университет Аль-Азхар, хранитель ортодоксального мусульманства выступил с осуждением этих актов, заявив, что такие действия несовместимы с Исламом. (Был и забавный эпизод во время последних выборов, когда мусульманский кандидат отправился в коптский квартал, потрясая распятием, в надежде завоевать голоса).

     И, наконец, освещение событий, случившихся в Египте в последние месяцы, начиная с бурных манифестаций на площадях против Мубарака, постоянной регистрация контрастов между гражданскими и военными властями (Tantaui e Ganzuri) и вплоть до недавно завершившихся выборов, проведенных в несколько этапов, было сбалансированным и исчерпывающим. Оно подкреплялось множеством фотографий мужчин и женщин всех возрастов, стоящих в очередях на избирательные участки. Виден их энтузиазм («первые выборы после шестидесяти лет»). Осуществлялся контроль за правильностью голосования, оказывалась помощь старикам и инвалидам силами общества, чтобы все могли проголосовать. Если правда то, что энтузиазмом можно манипулировать, все-таки журналистская хроника не является вымыслом. Несколько дней тому назад на странице газеты «Аль-Ахрам» был крупный заголовок, гласивший «Дух революции побеждает!». Статья призывала к национальному согласию, установлению демократии и сотрудничеству между революционной молодежью и представителями народа.

     Следовательно, нужно убедить себя, что должен быть в этот деликатный момент отношений между европейским Западом и исламом южного берега Средиземного моря какой-то промежуточный вариант между недоверием и добродушием, между истерией и доброжелательной переоценкой все-таки имеющихся позитивных сигналов. Именно мы, итальянцы, можем внести свой вклад в то, чтобы корабль надежды не натолкнулся на скалы. Как можно больше прямой информации, как можно больше прямых знаний, личные контакты на социальном и культурном уровне (там будет арабская буржуазия!) - вот первые шаги, которые нужно сделать, чтобы избежать тупика столкновения цивилизаций. Цивилизации, если они таковыми являются, созданы для того, чтобы встречаться, а не сталкиваться!

Интеграция как хиджра

 

       В последнее время в среде мусульманской общественности, в особенности среди представителей СМИ, часто поднимается тема о дальнейшем развитии ислама и мусульманского сообщества в нашей стране. Сейчас, спустя 20 лет после распада Советского Союза, можно говорить, что умма в России сформировалась как, пусть немногочисленное, но самостоятельное и самодостаточное сообщество, и, наверное, поэтому вполне логично возникают вопросы о том, по какому пути должна развиваться умма в нашей стране. Настоящие реалии таковы, что мы живем в немусульманской стране, в которой в течение последних 5 столетий происходила агрессивная ассимиляционная политика против национальных и религиозных меньшинств, сейчас же наблюдается процесс второго возрождения Ислама. Напомню, первое возрождение происходило начиная с середины XIX века по 20-е гг. XX в. В виду всех событий, произошедших в стране, мы сейчас сильно интегрированы в светское российское общество, и нет такой изоляции от внешнего мира, как, например, в мусульманских странах. Но в последнее время и в нашей стране начала проявляться тенденция стремления мусульман к обособлению, и рискну предположить, что как раз в связи с этим возникают многие проблемы мусульман, в первую очередь, связанные с непониманием и невосприятием нас со стороны национального большинства. Мне же кажется, что сегодня наоборот необходимо пользоваться теми возможностями, которые предоставляет нам интеграция в западное общество, извлекая из этого такую выгоду, которая дала бы нам возможность произвести качественный скачок в своем развитии.

    К сожалению, процесс обособления от остального российского общества происходит сейчас наиболее интенсивно. Например, молодые люди, принимающие ислам, стремятся учиться только в мусульманских учебных заведениях, родители желают отдавать своих в мусульманские школы; открываются специализированные лечебные учреждения для мусульман, кафе и рестораны, что, конечно, необходимо; создаются предприятия бизнесменами-мусульманами, в которых рабочие места предусмотрены только для мусульман. С одной стороны, это, конечно же, очень удобно – работаешь и проводишь свое время только в кругу единоверцев. Есть все условия для выполнения пятикратной молитвы, поста и других предписаний. Но ведь таким образом происходит излишнее наше обособление от остального немусульманского общества страны, и получается, что мы варимся только в своем соку. В таком случае, каким же образом будем объяснять и показывать окружающим нашу веру? Разве можно говорить о разрушении столь актуальных на сегодня олицетворяющих ислам с отрицательных сторон стереотипов без должной интеграции, с помощью которой мы смогли бы донести достоверную информацию о нашей религии? Может быть, в первую очередь, мы сами виноваты в том, что созданы столь отрицательные и нелицеприятные стереотипы об исламе?

     Таким вот образом, круг общения и сфера деловых контактов мусульман очень сильно сужается. Например, сейчас наблюдается тенденция, когда молодые люди, принимающие ислам, мотивированы учиться только в мусульманские учебные учреждения. На первый взгляд, это должно радовать – подрастающее поколение стремятся изучать, узнавать свою религию. Но при этом возникает встречный вопрос – удовлетворяет ли уровень образования в исламских учебных заведениях современным требованиям? Почему же наша молодежь не хочет учиться в светских университетах, почему она не мотивирована на учебу в зарубежных престижных ВУЗах России, Европы, Америки, получив в которых качественное образование и став высококвалифицированными специалистами в своем деле, могли бы служить высоким идеалам исламской веры? Ведь нам сейчас очень не хватает научных сотрудников, инженеров, первоклассных специалистов различного профиля, умелых управленцев. Скажем, получив докторскую степень и работая преподавателем в университете и обладая достаточным для этого авторитетом, можно принести намного большую пользу исламу и человеческому обществу, нежели работая продавцом на рынке, окончив медресе. Почему сейчас происходит столь активная агитации молодежи на поступление именно в исламские учебные заведения? Допустим, шла бы речь о подготовке действительно грамотных и всесторонне образованных имам-хатипов для мечетей, но ведь, к сожалению, наши медресе кроме знаний арабского языка и элементарных основ вероучения не могут предложить ничего более существенного.

Светские университеты вместо религиозных учебных заведений

    На сегодняшний день у нас действуют несколько мусульманских учебных заведений, качество предлагаемого образования в которых, прямо скажем, не самое лучшее. Можно решить вопрос качества преподаваемого образования объединив эти учебные заведения в одно новое, в которое будут набираться, скажем, 50 студентов на курс обучения, посредством строжайшего конкурсного отбора. «Не хватает знаний, изволь, ступай учиться в училище или техникум, окончив которое, будешь обладать специальностью, благодаря которой сможешь приносить пользу обществу». А лучших абитуриентов можно отбирать во вновь созданный исламский ВУЗ, где целенаправленно будет происходить процесс подготовки имам-хатипов. А самых лучших направлять в светские университеты. И не в факультет татарской филологии, а в математические, физические, биологические подразделения, желательно европейских и американских ВУЗов. Нам сейчас очень не хватает мусульман – кандидатов, докторов наук, профессоров, преподавателей в университетах. А для желающих учить арабский язык и основы вероучения будут функционировать несколько медресе, в которых будет вестись обучение на вечерней форме. На самом деле курс, который преподается на дневной форме обучения, вполне можно уложить и в вечерней. Выбор прост: если есть необходимые знания и способности - целенаправленно учишься на имам-хатипа в лучшем исламском ВУЗе, в ином случае учишься на вечерней форме в медресе. Нам не нужны учебные заведения, где учатся лишь для того, чтобы просто где-то учиться, для того, чтобы после окончания идти работать рынок. Кроме того, есть студенты, которые группами направляются на учебу в арабские страны. А какими это чревато последствиями, я думаю, мы уже поняли. По некоторым данным, сейчас только в Саудовской Аравии учатся около 300 российских студентов.

   Возможно, на сегодняшний день идея создания единого исламского ВУЗа утопична. Мы сильно загрязли в своих междоусобных разборках и интригах, поэтому некогда думать о качестве образования, получаемого нашими шакирдами. Но за решение проблемы уже пора взяться, иначе не будет движения вперед. А стоять на месте – значит двигаться назад, так как немусульманский мир продолжает свое стремительное развитие и мы все больше отстаем от них.

      В настоящее время наблюдается сильное противопоставление мусульманского общества к западному. Первые говорят вторым – у вас проституция, алкоголизация, однополые браки, а те, в свою очередь, парируют – вы неграмотны, необразованны, отстали на сотню лет в своем развитии. И те, и другие правы. Но, если посмотреть на ситуацию трезво, то запад действительно шагнул далеко вперед в научном и техническом развитии. И сложно себе представить, что бы было с арабским миром, не окажись у них в таких количествах нефти и природного газа. Может быть, пора прекращать такфир по отношению к западному миру и стоит начать брать с них пример в их стремлении получать знания. Ведь западная цивилизация обладает столь обширным научным и интеллектуальным наследием, на основе которого мы смогли бы строить свое развитие. Разве не завещал нам Пророк в своем хадисе: «Стремление к знаниям - обязанность каждого мусульманина» (Бухари). Конечно же, западное общество сильно загрязло в разврате и потребительском образе жизни, но в научных и технических достижениях они превосходят нас наголову. Может быть, пора начать учиться у них? Вспомните, как начала свое развитие исламская научная мысль – с переводов на арабский трудов древнегреческих и санскритских ученых. Ведь нет разницы в том, где и у кого получать знания – у мусульманина или немусульманина, главное, стремление к поиску знаний. Раз немусульмане обогнали нас в естественных и точных науках, социальных знаний, педагогике – значит стоит у них поучиться. Главное, понимать, чему именно учиться. Не копировать бездумно тенденции гламура и потребительского образа жизни, а заимствовать достижения в области образования и науки.

    Скажем, в последнее время часто приходится слышать выражения: «Не пей Кока-Колу – ее производят евреи. Не ешь в Макдональдсе – это американская сеть. Не покупай это или другое – снова замешаны евреи и американцы». Но сами мы что-нибудь создали, чтобы высказываться в подобном ключе? Если честно, сложно вспомнить какой-либо всемирно известный мусульманский бренд. Почти все блага, которыми мы пользуемся – продукт производства западного мира. Пора и нам начать чему-то учиться у запада – их стремлении делать новые научные открытия, добиваться поставленных целей, быть нацеленным на результат и использовать их инструменты и методы. Конечно же, речь не идет о том, чтобы забывая о загробном мире, преследовать цели только этого бренного мира. Все должно быть в меру, нужно поддерживать равновесие в обоих мирах.

     При всей абсурдности учения Дарвина, есть у нее одна очень логичная идея – теория естественного отбора. Само собой, эта теория не служит причиной эволюции видов, как ошибочно предполагал британский ученый, точнее, эволюции видов вообще не существует, Всевышний создал все живое в самом лучшем виде, и ничто в этом мире не нуждается в совершенствовании. Но теория естественного отбора становится весьма актуальной при проецировании ее на процесс развития человеческого социума. Выживают только те цивилизации и народы, которые приспосабливаются к условиям меняющегося мира, в особенности, это касается мусульманских народов. В истории можно увидеть много примеров гибели мусульманских государств, которые не смогли приспособиться к изменяющимся условиям и сохранить свою веру, взять хотя бы историю татарского народа. А в XX веке мусульманская цивилизация вообще оказалась на грани гибели, и не стоит винить в этом американцев и евреев, в первую очередь, мы сами в этом виноваты. Поэтому сейчас особенно актуальным является вопрос приспособления к реалиям стремительно меняющегося окружающего мира и обдуманной интеграции.

      

2.3. Проблемы мусульман - в недостаточной интеграции

Некоторые представители мусульманской молодежи высказываются о своем желании переезда заграницу – в арабские страны, в Турцию. Объясняют они это тем, что в нашей стране условия жизни для мусульман неприемлимы. Нет мусульманских детских садов, школ, клиник, в некоторых регионах нет возможности потреблять халяльную пищу, сложно вести бизнес по правилам халяль, выполнять пятикратный намаз во время работы, девушкам часто отказывают в трудоустройстве из-за хиджаба. На самом деле, причин очень много. Согласен, порой бывает очень сложно найти место, где можно взять омовение и прочитать намаз, реалии современного российского общества пока не позволяют нам выполнять обязательную молитву в парках, скверах и других общественных местах. Но убегать от проблемы – это не решение проблемы. Например, что мешает тем же самым мусульманкам, которые носят хиджаб, вместо того, чтобы жаловаться о своих проблемах, получив качественное образование и повысив уровень своей квалификации, стать первоклассными специалистами в своей области. Мне кажется, после этого проблема трудоустройства для мусульманок исчезнет – если в одном месте ее работы будет происходить дискриминация по религиозному принципу, то в другом месте примут ее с радостью, все-таки сейчас наблюдается заметный недостаток в высококвалифицированных кадрах. Наверное, пора начинать диктовать свои правила – где работать и на какой должности.

Примером нам в этом служат сподвижники Пророка, которые отправлялись проповедовать Слово Божье в самые глухие регионы земного шара, к диким племенам, к народам, у которых не было ни малейшего понятия о единобожии. При прощальной проповеди Султана Пророков в Медине присутствовало около 120 тысяч сахабов, из них только 20 тысяч погребены в Медине, остальные ушли в мир иной, проповедуя Истину в самых разных уголках планеты. Примером такого служения является жизнь Вакха бин Кабша, могила которого находится в Китае. Посланник Аллаха направил его туда для призыва к религии истины. А время пути в Китай в то время составляло около года. Этот сподвижник, прожив долгое время в дальней стране, решил вернуться в Медину и встретиться с Пророком. После долгого пути он


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.04 с.