Изобразительные импровизации — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Изобразительные импровизации

2020-08-20 268
Изобразительные импровизации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Музыкальные впечатления детей могут подкрепляться детским изобразительным творчеством – рисованием на сюжеты музыкальных произведений, лепкой из глины, пластилина персонажей музыкальных сказок, пьес, песен, оформлением программ и афиш концертов, музыкальных спектаклей, созданием эскизов костюмов для действующих лиц опер, балетов, мюзиклов, макетированием фрагментов декораций. Художественная деятельность направлена прежде всего на развитие ассоциативного мышления ребенка, поиск им таких выразительных средств в других видах искусства, которые помогли бы им осознать содержание музыкальных образов.

При знакомстве с музыкальными произведениями, так или иначе связанными с картинами природы, такими, как «Утро» из сюиты Э. Грига «Пер Гюнт», «Рассвет на Москве-реке» из оперы М. Мусоргского «Хованщина», «Зимнее утро» и «Песня жаворонка» из «Детского альбома», пьесы из цикла «Времена года» П. Чайковского, «Утро», «Дождь и радуга», «Вечер», «Ходит месяц над лугами» из «Детской музыки» С. Прокофьева, «Весна» и «Осень» из музыкальных иллюстраций Г. Свиридова к повести А. Пушкина «Метель» и др., можно предлагать детям подобрать цветовые пятна, фон, раскрывающие разные состояния природы и души человека, ее наблюдающего, нарисовать пейзаж, соответствующий музыкальному образу. Эти рисунки учащиеся могут выполнять в «Рабочих тетрадях» или «Дневниках музыкальных впечатлений» как на уроке, так и дома.

Давая детям задание, нарисовать картину на тему программного музыкального сочинения, следует обратить их внимание на изображение характерных персонажей, поиск выразительности колорита, линий и штрихов рисунка, композиции. Темами такого рода картин могут стать музыкальные пьесы П. Чайковского – «Утренняя молитва», «В церкви», «Нянина сказка», «Марш деревянных солдатиков», «Игра в лошадки», «Мужик на гармонике играет», «Баба Яга» и др. из «Детского альбома», М. Мусоргского – из циклов «Детская» («Тяпа», «В углу»), «Картинки с выставки» («Балет невылупившихся ттенцов», «Старый замок», «Избушка на курьих ножках», «Баба Яга»), «Тюильрийский сад»), С. Прокофьева – из «Детской музыки» («Сказочка», «Шествие кузнечиков», «Пятнашки», «Тарантелла», «Вальс»), Г. Свиридова – из «Альбома пьес для детей» («Колыбельная песня», «Попрыгунья», «Упрямец», «Парень с гармошкой», «Колдун»), детских пьес Д. Кабалевского – «Ежик», «Клоуны», «Арфистка», «Кавалерийская» и др.

Можно рекомендовать также прием изображения на листе бумаги линий, соответствующих характеру звучащей мелодии, ее «взлетам» и «падениям», контрасту регистров, динамике, темпу.

Интересно детям и рисование композиций на темы игровых народных песен («Я с комариком плясала», «Как пошли наши подружки», «Во поле береза стояла», «Выходили красны девицы, «Бояре, а мы к вам пришли»), народных обрядов и праздников – Масленицы, встречи весны, Рождества Христова и т.п.

Знакомство учащихся с жанрами оперы и балета дает основание привлекать их к рисованию костюмов и декораций к операм «Руслан и Людмила», «Жизнь за царя» М. Глинки, «Садко», «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова, балетам «Спящая красавица» П. Чайковского, «Золушка» С. Прокофьева и др.).

Проведение совместных уроков учителями музыки и изобразительного искусства хотя бы раз в четверть поможет организовать коллективные и групповые работы – по созданию панно, коллажей, макетов декораций, лепке на темы балетов и опер, а также – тематических работ «Портрет в музыке и живописи», «Пейзаж в музыке, литературе и изобразительном искусстве», «Образы народных сказок в музыке и декоративно-прикладном искусстве» и т.п.

 

 

ВОКАЛЬНЫЕ ИМПРОВИЗАЦИИ

В практике вокальной импровизации сложился стереотип, в основе которого выработка у учащихся умения продолжить начатую учителем мелодию и завершить ее, как правило, на тонике заданной тональности. «Наряду с этим достаточно широко распространенным приемом не следует отказываться и от другого – импровизирования мелодии с выходом за пределы привычных мажоро-минорных ладовых соотношений, когда мелодия вовсе не обязательно должна завершаться тоникой, а может уходить во всевозможные «вопросительные, «незавершенные интонации», – говорил Д.Б. Кабалевский. Приведем примеры различного рода вокальных импровизаций.

«Озвучивание» имен. Формирование первичных творческих звуковых проявлений детей может происходить в процессе игры по озвучиванию имен. Эту работу обычно начинают с самых первых уроков музыки, когда учитель знакомится с первоклассниками. Пропевая вопросы-задания типа: «Назови свое имя. Как тебя зовут? Давай знакомиться. Я А ты?» – учитель предлагает отвечать на музыкальный вопрос музыкальным ответом.

При этом следует обратить внимание ребят на то, что можно называть петь полное имя (Татьяна) или его короткий вариант (Таня). Нужно с первых же опытов озвучивания имен приучать детей «петь» свое имя как можно выразительнее, передать в звучании голоса свой характер или свое настроение в данный момент.

Имена детей иногда записывают на доске, отмечая в них ударные слоги, изображая под ними условными графическими знаками ритмическую формулу. Постепенно в этом задании можно использовать на доске нотную запись придуманных детьми интонаций, что поможет учащимся соединять слуховые представления со зрительно-графическими, покажет варианты звучания имен, звуковысотную, метроритмическую основу. По мере того как дети будут все успешнее справляться с таким заданием, в нотной записи надо добавлять различные знаки нотного письма, обозначающие характер звучания (тихо, ласково, хвастливо, грустно), длительности нот, такты, размер, динамику и пр.

«Вопрос - ответ». Другой тип задания на вокальную импровизацию – музыкальный диалог, музыкальная беседа между учителем и учащимися, между парами учащихся, между солистом и всем классом. Учитель предлагает детям стать участниками игры: на те вопросы, которые он будет петь, ребятам нужно давать музыкальные ответы – придумывать мелодию и пропевать ее.

Варианты вопросов учителя: Какое у тебя настроение? В каком характере звучит эта пьеса? Кто сегодня дежурный? Как называется этот знак (о знаках нотного письма)? Какой композитор сочинил эту музыку? В музыкальных вопросах учителю необходимо разнообразить их интонационно-образный строй, ладовую окраску. Постарайтесь использовать в вопросах интонации возгласа, призыва, жалобы, удивления и пр.

Завершение мелодии. Следующим этапом развития умения детей создавать вокальные импровизации могут быть задания на завершен» мелодии, пропетой учителем. Прежде чем приступать к этому заданию необходимо разучить с классом текст песенки-попевки с опорой на ее ритмическую основу. Ритм той фразы, мелодию которой дети буду-сочинять сами, можно изобразить на доске или специальных карточках Примеры для этого рода импровизаций заимствованы из детских песен.

При выборе мелодий для этого вида импровизаций необходимо помнить о том, что они должны отличаться мелодической и ритмической ясностью, ладовым колоритом, текстом, понятным для детей. Разучиванию метроритмической основы текста песенки-попевки поможет графическая запись ритма той фразы, которую дети допевают самостоятельно. На первоначальном этапе такого рода задания выполняются учащимися индивидуально.

Сочинение мелодии с опорой на заданную интонацию, мотив. Этот вид вокальной импровизации направлен на осмысление младшими школьниками интонационно-образной природы музыки. Исходные, первоначальные интонации, предлагаемые детям для создания будущей мелодии, должны заключать в себе яркую образную основу. Как правило, выбирая интонации для импровизаций, нужно исходить из их жанровой принадлежности. Именно опора на жанровые истоки даст возможность учащимся усваивать в собственной творческой деятельности такие средства выразительности, как мелодика, ритм, динамика, темп, лад.

Определенную помощь в сочинении мелодии на заданную «зерно-интонацию» окажет нотная запись. Так, начиная с детьми сочинять мелодию колыбельной песни, учитель записывает на доске ее первоначальную интонацию, исполняет ее сам, а затем дает задание: «Представьте себя в роли композитора и подумайте, какая мелодия может вырасти из этой интонации, как она должна звучать?» В результате обсуждения детских предложений нотная запись дополняется указанием характера и темпа, динамики звучания.

Уместно также выписать текст будущей колыбельной на доске, вы­разительно, нараспев прочитать его всем классом, определяя метро­ритмическую основу стиха и обозначая ее соответствующими длитель­ностями, при этом можно помогать себе «тактированием» – отмечать пульс стиха легкими ударами кисти руки по столу (коленям). Это создаст предпосылки для его успешного индивидуального озвучивания детьми.

Особое внимание при организации вокальных импровизаций следует уделять народным песням. Именно импровизационность - одна из главных черт народного песенного творчества.

 

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.