Глава VII историография США в период буржуазной революции 1861 — 1876 гг. — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Глава VII историография США в период буржуазной революции 1861 — 1876 гг.

2020-08-20 295
Глава VII историография США в период буржуазной революции 1861 — 1876 гг. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Резкое обострение противоречий «двух социальных систем — систе­мы рабства и системы свободного труда» привело к буржуазной рево­люции 1861—1876 гг. Революция прошла два этапа: гражданскую вой­ну 1861—1865 гг., в ходе которой было сметено рабство и нанесено военное поражение контрреволюции, и период реконструкции 1865—1876 гг., когда борьба велась за завершение буржуазно-демократических. преобразований на Юге. Революция изменила социальный уклад Юга, создала условия для быстрого капиталистического развития страны, де­мократически разрешив актом о гомстедах аграрный вопрос, вся полно­та политической власти в стране перешла в руки буржуазии. В борьбе с плантаторами руководящая роль принадлежала передовой части буржуазии, которая понимала необходимость уничтожения рабства и после долгих колебаний стала в конце концов на путь революционного действия. Однако решающий вклад в разгром мятежников-рабовладельцев внесли народные массы: рабочие, фермеры, негры; лишь под их длитель­ным и непреодолимым давлением был осуществлен переход к револю­ционной войне 1863—1865 гг. В период реконструкции, когда революция происходила на суженной базе, локализуясь главным образом на Юге, бывшие негры-рабы, боровшиеся за свое социальное и политическое освобождение, становятся наиболее революционными из всех социальных слоев. «Сорок акров и мул!» — таков был лозунг вчерашних невольников. Однако буржуазия, использовав борьбу негритянского народа для укрепления своей политической власти и не допустив реставрации рабства на Юге, отказалась от демократического разрешения аграрного вопроса и пошла на соглашение с плантаторами.

Естественно, что американская общественная мысль в период буржуазной революции была целиком поглощена проблемами великой со­циальной битвы и идеологическая борьба особенно тесно была связана политической. То или иное истолкование боровшимися классами причин, характера и целей гражданской войны служило обоснованием практических мероприятий, связанных с проведением революции. В. И. Ленин отмечал, что «дело публицистов — писать историю современности...». Публицисты этого времени первыми дали оценку исторических событий, приведших к падению рабства. Лишь позднее, в период реконструкции появились исторические исследования причин, характера и хода гражданской войны. В соответствии с расстановкой классовых сил в идейной борьбе сложились реакционно-рабовладельческое, либерально-буржуаз­ное и радикально-аболиционистское направления.

Историки рабовладельческого лагеря. Рабовладельческий Юг поднял контрреволюционный мятеж под знаменем защиты рабства. Вице-президент южной Конфедерации А. Стефенс в марте 1861 г. зая­вил в Саванне: «Краеугольным камнем нашего нового правительства является та великая истина, что негр не равен белому, что рабство — подчинение высшей расе является его естественным, нормаль­ным состоянием» 3. Однако откровенная апологетика рабства и сецессии (отделения) южных штатов со временем уступила место более замаски­рованной пропаганде. Чисто конституционное объяснение причин граж­данской войны становится наиболее характерным для рабовладельчес­кой историографии в период реконструкции, когда легальная полити­ческая борьба выдвигается на первый план. Бывший президент рабовладельческой Конфедерации Д. Дэвис писал в своих мемуарах, что для разрешения вопроса о причинах войны рабство — «абстрактная пробле­ма и будет лишь отвлекать от предмета спора». «Война выросла из раз­личных и прямо противоположных взглядов на природу правительства США», — утверждал Стефенс. Он выдвинул объяснение характера гражданской войны, как войны между штатами, положив начало тенден­ции, подхваченной позднее многими буржуазными историками. Отрицая рабство как причину войны, руководители разбитого контрреволюцион­ного мятежа старались доказать, что все классы Юга были едины, ибо сражались за суверенные права штатов. Д. Мак Кэб писал о невежест­венных «белых бедняках», обманутых и терроризованных рабовладель­цами, как о людях, имевших «в большей степени инстинкт свободы, чем люди Севера». В изображении идиллической картины «спокойного Юта», пожалуй, превосходил своих коллег Д. Дэвис. Замалчивая извест­ные факты восстаний негров-рабов в Виргинии, Луизиане, Алабаме, он писал о лояльном отношении рабов к своим хозяевам. Особую -ненависть идеологов Юга вызывали революционные акты Линкольна и народная война 1863 — 1865гг. Так, Мак Кэб называл освобождение рабов «деспо­тическим и произвольным», а Дэвис — «узурпацией и варварством».

Вопросами главным образом военной истории гражданской войны занималось основанное в 1869 г. Южное историческое общество, во главе которого встали многие деятели бывшей военной камарильи Юга. В 1873 г. был созван съезд историков 12 южных штатов и созданы фи­лиалы Общества в каждом из них. Общество издавало журнал «Южное историческое обозрение».

Гораций Грили (1811-1872 гг). После военной победы над Югом первыми историками гражданской войны, выступившими с либерально-буржуазных позиций, стали политические деятели Севера, принимавшие активное участие в войне и игравшие видную роль в период реконструкции. В 1866 г. в ответ на контрреволюционный памфлет журналиста-южанина Э. Полларда «Проигранное дело» появляется
второй том работы Горация Грили «Американский конфликт». Этими работами была продолжена ожесточенная полемика.между двумя видными публицистами Юга и Севера, начавшаяся еще в дни войны. Она приковала всеобщее внимание. В последующий период появились описания войны видного ученого Д. Дрепера, вице-президента Г. Вилсона, мемуары генерала У. Шермана и др.

Грили прошел сложный политический путь. В начале своей общественной деятельности он увлекался фурьеристскими идеями. Затем под влиянием мелкобуржуазных иллюзий Грили примкнул к национал-реформаторскому движению, бросив крылатый лозунг: «Молодой человек, иди на Запад!», обращенный к бедноте промышленных городов Востока. В годы войны Грили был редактором крупнейшей республиканской газеты «Нью-Йорк дейли трибюн», прогрессивная позиция которой сделала возможным сотрудничество в ней К.  Маркса. Однако уже в 1864 г., испуганный размахом революционной борьбы, Грили — сторонник мирных переговоров с рабовладельцами. В период реконструкции он выступил с платформой «мягкого» отношения к Югу.

Работа Грили «Американский конфликт» была первой попыткой систематизации фактов истории гражданской войны. Она основывалась в значительной мере на сборниках «Документы мятежа», опубликованных Ф. Муром и представлявших преимущественно вырезки из газет. Грили не склонен к глубоким социологическим обобщениям. Пространные выдержки из выступлений политических деятелей, отчетов конгресса, партийных платформ снабжены лишь краткими комментариями автора.

Грили делает обширные экскурсы в историю США с целью доказать что предшествующая история страны являлась прелюдией к столкновению Севера и Юга. Он дает яркую характеристику разрушительной политики рабовладельцев в Союзе и старается доказать, что компромиссы с рабовладельцами были «плачевной ошибкой». Грили выступает против утверждения рабовладельческой историографии, будто причиной вой­ны явились различные взгляды на природу американской конституции. При этом он частично повторяет известные либерально-буржуазные конституционные доводы. Однако аргументация Грили глубже и убедительнее, ибо он показывает, что вопросы о правах штатов и сецессии тесно связаны с рабством. Понимание антирабовладельческого характеpa борьбы позволило ему дать верную оценку многим событиям граж­данской войны. Он одобряет действия таких генералов, как Фримонт и Батлер, которые освобождали рабов. Приведя яркие факты, он делает вывод, что «негры сыграли очень значительную роль в победе над заговорщиками... они щедро отдавали свои жизни ради спасения страны»11. Однако либерально-буржуазная ограниченность автора наложила на работу свой отпечаток. Он пытался доказать, что революции, по существу,  не было, а были лишь реформы. Так, одобряя отмену рабства, он изображает ее как чисто легальную конституционную меру. Грили совершенно не показал, что переход к революционной войне и освобождение рабов были вызваны непреодолимым давлением народных масс, требовавших от правительства Линкольна энергичной борьбы с контрреволюцией.

Джон Дрепер (1811-1882) Джон Дрепер— выдающийся американский ученый, известный своими открытиями в области физики, химии, физиологии. Он пользовался широкой известностью и как социолог. Его работы «История интеллектуального развития Европы» и «Конфликт между религией и наукой» были переведены на десять европейских языков, в том числе и на русский. Своей непримиримой борьбой против католической реакции он вызвал ненависть римского духовенства: Ватиканский собор 1869—1870 гг. предал Дрепера проклятью, а его книги были внесены в индекс запрещенных.

Дрепер по своим социологическим воззрениям был скорее европей­цем. На формирование его мировоззрения особенно сильное влияние ока­зали идеи основоположника позитивизма Конта и исторические взгляды Бокля. Работы Дрепера «Мысли о будущей гражданской политике Америки» и «История американской гражданской войны» являются в зна­чительной мере социологическими трудами, написанными на определен­ном конкретно-историческом материале. Буржуазно-либеральное пони­мание гражданской войны проявляется у Дрепера не столько в оценке исторических событий, сколько в их пространном философско-социологическом обосновании.

Движущие силы общественного развития Америки Дрепер видел, во-первых, в саморазвитии идей (прежде всего идеи централизации), во-вторых, во влиянии географической среды. Идея централизации, «чувство единства нации», согласно Дреперу, достигли значительного развития в США уже в XVIII в., однако природа, различный климат на севере и юге страны привели все же к временному торжеству «идей разделения». Жаркий климат Юга развил стремление использовать невольничий труд и породил аристократическую форму правления; напротив, «самосознательная демократия, одушевленная идеями индивидуализма, была клима­тическим следствием на Севере».

Выдвинутая Дрепером климатическая теория оставалась голой со­циологической схемой, не давала возможности конкретно показать не­избежность и закономерность победы «системы Севера», поэтому он не­редко отступал от нее и указывал на роль других материальных факторов. Дрепер отмечал стимулирующее влияние на рост рабства промышленного переворота в Англии и наличия свободных земель на западе США. Причину экономического подъема Севера он находил в «машин­ном производстве» и «свободном труде». Рассматривая действия рабо­владельцев как «заговор против единства нации», организованный с целью основания «рабовладельческой империи» Дрепер также поры­вает с климатическим объяснением конфликта, приводившим к выводу о невиновности рабовладельцев в возникновении войны. Дрепер на фак­тическом материале раскрыл классовую структуру рабовладельческого Юга. Он отметил мужество солдат-негров в армии Севера. Он был первым историком, давшим анализ военных операций на основе архив­ных документов. Однако географический детерминизм, приводивший к фаталистическому истолкованию событий, подобно конституционной трактовке Грили, ограничил возможности освещения гражданской войны как борьбы народных масс. «Американская гражданская война показывает,— писал Дрепер,— как незначительно влияние людей на судьбу нации и что прогресс человечества не является результатом политических затей, а определяется неизменным законом». Оценивая результаты войны, Дрепер подчеркивал необходимость примирения с Югом, выражая надежду, что если люди поймут, что война — продукт «естественных причин», то страсти утихнут.

Радикально-аболюционистская публицистика. Фредерик Дуглас (1817-1895). В период буржуазно-демократической революции 1861 —1876 гг. радикальные аболиционисты были ре­волюционным авангардом американского народа. Во время гражданской войны они поднимали народные массы на революционную войну с рабством, в годы реконструкции возглавили борьбу негритянского народа за социальное и политическое равенство. В первой шеренге борцов против невольничества находились аболиционисты Ф. Дуглас, У. Филлипе, радикальные республиканцы Т. Стивене, Ч. Самнер, Д. Джулиан, возглавившие левое крыло конгресса. Взгляды их нередко весьма раз­личны по конкретным вопросам; они так и не выделились в самостоя­тельную, принципиально последовательную, по замечанию Маркса, партию Севера, однако они по праву заслужили от врагов гордое прозвище «американских якобинцев».

Радикальные аболиционисты не создали в этот период специальных научных исследований, посвященных тем или иным вопросам гражданской войны. Однако их политическая публицистика, документы политической борьбы являются важным вкладом в развитие американской де­мократической общественной и исторической мысли.

Особое значение имели статьи и выступления Фредерика Дугласа. В идеологической борьбе Севера и Юга с началом войны на первый план выдвинулся вопрос о причинах и характере конфликта. Дуглас опроверг попытку рабовладельцев представить, контрреволюционный мятеж как борьбу в защиту прав штатов и раскрыл тесную связь теории суверенитета штатов с рабством. В противоположность либерально-буржуазным идеологам Дуглас, видя антирабовладельческий характер борьбы, подчеркивал, что сецессия и мятеж не просто «заговор южных политиков», это — «мятеж рабовладельцев». Комментируя открытое письмо Линкольна к Грили, утверждавшее, что «высшая цель борьбы — спасение Союза», Дуглас писал: «Мы боремся не только за старый дом, но за драгоценные принципы — жизнь, свободу и счастье. Необходимо уничто­жить все, что им угрожает. Больше всего им угрожает рабство». На вопрос о характере и цели войны обращали главное внимание и другие аболиционисты. У. Филлипс говорил: «В грохоте войны может ускольз­нуть причина конфликта. В Европе, да и у нас кое-кто, думают, что это воина за суверенитет штатов или за флаг родины. Но по существу это война за свободу, против рабства».

Дуглас осуждал рабство в основном с гуманистических позиций, но он подчеркивал, что главным содержанием борьбы является вопрос о рабстве, и это помогло ему прийти к верным политическим выводам. Призывая перестать цепляться за букву конституции, он указывал, что «негр — ключ к ситуации, стержень, вокруг которого вращается весь мятеж». Дуглас и другие аболиционисты выдвинули революционные лозунги: освобождение и вооружение негров, чистка армии от прорабовладельческих элементов. Гражданскую войну Дуглас называл «гигантской кровавой революцией». В статье «Цветные люди, к оружию!», напечатанной в ведущих газетах Севера в марте 1863 г., Дуглас писал: «Армия pабов была бы лучшей защитой против армии рабовладельцев... Действие! Действие... прямой долг этого часа... Лучше умереть свободным, чем жить рабом». Дуглас призывал обратиться к революционным традициям борьбы негритянского народа, «вспомнить Вези, Тернера, Брауна... которые погибли, как славные мученики за дело рабов».

Во время гражданской войны Дуглас черпал аргументацию из предшествовавшей истории США в пользу революционных методов борь­бы с рабством. В период реконструкции он обращается уже к опыту гражданской войны. Вместе с Филлипсом Дуглас выступает против недооценки вклада негритянского народа в разгром рабовладельцев, В статьях Дугласа, написанных в период реконструкции 1865— 1876 гг., проходит мысль о том, что требования народных масс заставили прави­тельство Линкольна пойти на освобождение рабов. Эта идея проводится им и при трактовке революционных событий и определении роли вид­ных политических деятелей в гражданской войне. Дуглас порою резко критиковал Линкольна за нерешительность, но сумел объективно оценить его заслуги. Однако, если либерал Грили превозносил только Линкольна, то Дуглас обращался к Брауну и его героическим делам. Характеристики, данные Дугласом Джону Брауну, — это гимн герою американского народа, гимн революции.

Пламенная защита революционных актов гражданской войны, справедливая оценка важной роли негров в победе над рабством, последова­тельное разоблачение рабовладельцев резко отличают Дугласа от ли­берально-буржуазных историков.

Начало распространения марксизма в США. В 40—50-е годы XIX в. по мере роста противоречий капитализма в США происходит подъем рабочего движения, выражавшийся в возникновении значительного числа профессиональных союзов, усилении стачечного движения. В этих условиях учение научного коммунизма нашло благоприятную почву в американском рабочем движении.

Важную роль в распространении марксизма в США сыграли переселившиеся сюда после поражения революции 1848 г. в Германии вид­ные деятели «Союза коммунистов»: И. Вейдемейер, Ф. Зорге, Р. Роза, Ф. Якоби, 3. Мейер и др. Эти пионеры коммунистического движения создали первые марксистские организации в США, развернувшие пропаганду марксизма среди передовых рабочих — эмигрантов. В начале 50-х годов в США были опубликованы «Манифест Коммунистической пар­тии:», «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта» и ряд других работ К. Маркса и Ф. Энгельса.

Большое значение для развития идеологических взглядов и борьбы американских марксистов имела деятельность Маркса в качестве евро­пейского корреспондента газеты «Нью-Йорк дейли трибюн» в 1851 —1862 гг. В ней было опубликовано большинство статей Маркса о граж­данской войне в США.

Американские марксисты выступали не только как талантливые про­пагандисты научного коммунизма: опираясь на труды основоположни­ков марксизма, они предприняли ряд самостоятельных исследований.

В газете «Реформа» были опубликованы «Национально-экономические очерки» И. Вейдемейера и «Социальные очерки истории Америки» Клусса. В этих статьях авторы уделяли внимание изучению вопросов экономического развития США с тем, чтобы вскрыть основу классовой борьбы в американском обществе.

Американские марксисты разоблачали также буржуазные и мелкобуржуазные теории, проповедовавшие примирение труда и капитала, защищали идею диктатуры пролетариата. Этой теме была посвящена статья Вейдемейера «О диктатуре пролетариата» (1852).

Еще до начала гражданской войны американские марксисты вели целеустремленную и настойчивую борьбу за освобождение негров. В конце 50-х годов Вейдемейер опубликовал в «Иллинойс штатцейтунг» серию статей, в которых рассматривались некоторые проблемы рабства. Он подчеркивал, что рабство является тормозом для развития производительных сил и препятствует общественному прогрессу.

Мейер, Дауэй, Роза и другие коммунисты, руководимые Марксом и Энгельсом, вели в рабочих организациях разъяснительную работу в связи с нараставшим революционным кризисом. Очень активно действовали коммунистические клубы на севере страны, особенно в Нью-Йорке и Кливленде. На Юге было организовано несколько антирабовладельческих газет, из которых наиболее известной являлась «Сан Антонис ацейтунг», которую издавал в 1853—1856 гг. А. Дауэй. В конце концов, он вынужден был уехать из-за угрозы линчевания. Но в борьбу включились негритянские рабочие. Несколько лет спустя Дауэй получил эк­земпляр газеты, на первой странице которой было напечатано: «Эта газета, редактируемая и издаваемая неграми, отпечатана на том же прее­те, с помощью которого д-р Дауэй первый призвал к освобождении негров в Техасе. Пусть она служит ему как знак благодарности людей цветной расы, которые сохраняют память о его усилиях в борьбе за свободу».

Когда началась война, американские марксисты стали в первые ря­ды борцов против рабства. Коммунистические клубы послали в армии: большинство своих членов. Вейдемейер сформировал в Миссури полк добровольцев. Секретарь коммунистического клуба Нью-Йорка Якоби пошел добровольцем в армию и погиб на фронте. Роза, член того же клуба, стал майором 41-го полка г. Нью-Йорка.

Героическая деятельность пионеров марксизма в США не прошла бесследно. Ее продолжали последующие поколения сознательных американских рабочих.

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.