Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Топ:
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Интересное:
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Дисциплины:
2020-08-20 | 114 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Тема. Эмоции и чувства
План
Понятие об эмоциях и чувствах (внешнее выражение, отличие от животных)
Функции эмоций
Виды эмоций
Эмоциональные состояния: настроение, страсть, аффект, стресс фрустрация.
Высшие чувства
Понятие об эмоциях и чувствах
Удовольствие, радость, горе, страх, гаев, любовь - все это формы переживания человеком своего отношения к различным объектам; они называются чувствами или эмоциями.
Американский психолог К. Изард выделяет 10 фундаментальных эмоций: интерес, радость, удивление, горе (страдание), гнев, отвращение, презрение, страх, стыд и вина (раскаяние).
Функции эмоций
Велико значение эмоций и чувств в учебной деятельности. Эмоционально взволнованный рассказ учителя или эмоционально насыщенный материал вызывает эмоциональный подъем и у школьников, а в этом состоянии их восприятие обострено. Скучный урок вызывает апатичное состояние, ученики на таких уроках плохо воспринимают материал.
Эмоции в организме человека и животного выполняют очень важную функцию – регуляторную.
Выделяют несколько регуляторных функций эмоций: отражательную (оценочную), побуждающую, подкрепляющую, переключательную, коммуникативную.
Отражательная функция эмоций выражается в обобщенной оценке событий.Положительные и отрицательные эмоции показывают, как человек относится к чему-либо, как оценивает это.
Эмоциональная оценка отличается от осознанных когнитивных оценочных операций ума, она выполняется на чувственном уровне.
Побуждающая функция заключается в побуждении, либо в препятствии человека к деятельности.
П.В. Симонов выделяет у эмоций подкрепляющую функцию. Известно, что эмоции принимают самое непосредственное участие в процессах обучения и памяти. Значимые события, вызывающие эмоциональные реакции, быстрее и надолго запечатлеваются в памяти.
|
Переключательная функция эмоций состоит в том, что они часто побуждают к изменению своего поведения. Переключательная функция эмоций наиболее ярко обнаруживается в экстремальных ситуациях, когда возникает борьба между естественным для человека инстинктом самосохранения и социальной потребностью следовать определенной этической норме.
Важной функцией эмоций является коммуникативная функция. Мимика, жесты, позы, выразительные вздохи, изменение интонации являются «языком чувств» и позволяют передавать свои переживания другим, информировать их о своем отношении к явлениям, объектам и т.д.
Виды эмоций
Положительные и отрицательные эмоции.
Эмоции отличаются сложностью и взаимосвязанностью. В некоторых условиях возможно даже одновременное переживание противоположных эмоций.
Амбивалентность - двойственность отношения к чему-либо, выражающаяся в том, что один объект вызывает у человека одновременно два противоположных чувства.
Например, отношение детей к родителям, ревность в любви. Заканчивая школу, ученик испытывает и радость, и грусть оттого, что безвозвратно уходят школьные годы. Встречаясь с трудностями, преодоление которых связано с тяжелыми и неприятными эмоциями, мы одновременно испытываем радостное и бодрое состояние от сознания, что боремся за благородные и общественно ценные цели.
Эмоциональные состояния: настроение, страсть, аффект, стресс, фрустрация
Аффект - это кратковременная, бурно протекающая эмоциональная реакция, носящая характер эмоционального взрыва.
Вызываются аффекты сильными раздражителями (словами, поведением других людей, некоторыми обстоятельствами).
Отличие стресса от аффекта в том, что стресс, прежде всего, возникает только при наличии экстремальной ситуации, тогда как аффект может возникнуть по любому поводу. Второе отличие заключается в том, что аффект дезорганизует психику и поведение, тогда как стресс не только дезорганизует, но и мобилизует защитные силы организации для выхода из экстремальной ситуации.
|
Фрустрация (от лат. frustratio - неудача, обман) - конфликтное отрицательно-эмоциональное состояние, возникающее в связи с крахом надежд, неожиданно возникшими непреодолимыми препятствиями на пути достижения высокозначимых целей.
Фрустрация часто связана с агрессивным поведением, направленным против фрустратора - источника фрустрации. В случае неустранимости причин фрустрации (невозвратимости потерь) может возникнуть глубокое депрессивное состояние, связанное со значительной и продолжительной дезорганизацией психики (ослабление памяти, способности к логическому мышлению и т. п.).
Трудноопределимость фрустрации связана с тем, что человек не может устранить причины такого состояния. Поэтому в состоянии фрустрации человек ищет какие-либо компенсирующие выходы, уходит в мир грез, иногда возвращается к более ранним стадиям психического развития (регрессирует).
Высшие чувства.
Высшие чувства присущи только человеку. Выделяют нравственные, интеллектуальные и эстетические чувства.
Нравственные чувства - выражают отношение человека к людям, к обществу, к своим обязанностям, к себе. Человек научается не только отличать хорошее от плохого, но в связи с хорошим или плохим он начинает переживать различные чувства, у него постепенно вырабатываются принципы собственного нравственного поведения и нормы нравственного убеждения. Все, что для нас является нравственным, вызывает у нас положительные чувства, я то, что безнравственно отрицательные. К числу нравственных чувств относятся: любовь, товарищество, патриотизм, чувтство долга, чести, дружба, стыд, муки совести, ненависть, трусость, жадность, зависть и т.д.
Интеллектуальные чувства - возникают в процессе умственной деятельности и связаны с познавательными процессами и творчеством. Интеллектуальные чувства могут быть очень сильными. Жажда знаний и нового могут стать страстью, а радость открытия - подняться до уровня аффекта. Интеллектуальные чувства: жажда знаний, желание нового, любознательность, радость открытия, чувство удивления, сомнения и т.п.
|
К интеллектуальным чувствам относят также чувство комического, юмор, иронию, сарказм.
Юмор - беззлобно-насмешливое отношение к чему-нибудь или к кому-нибудь. Ирония - тонкая насмешка, выраженная в скрытой форме, остро критическое отношение к миру, людям, самому себе. (Напр. в басне И.А. Крылова «Стрекоза и муравей»: «Ты все пела? Это - дело» - иронически говорит Муравей Стрекозе, считая в действительности пение бездельем). Сарказм - это язвительная насмешка, гневная ирония. Цинизм - издевка, насмешка, основанные на чувстве озлобленности мелкого человека против всего, что лучше и выше его. Чувство комического заключается в том, что мы неожиданно обнаруживаем резкое несоответствие между тем, что собою представляет в действительности какое-либо жизненное явление, и тем, за что оно себя выдает, на что претендует.
Эстетические чувства проявляются при восприятии и создании человеком прекрасного, это любовь к красоте. Их источником являются произведения искусства, люди.
Тема. Эмоции и чувства
План
Понятие об эмоциях и чувствах (внешнее выражение, отличие от животных)
Функции эмоций
Виды эмоций
|
|
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!