Сталин лично правил документы о ВДВ — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Сталин лично правил документы о ВДВ

2020-08-20 164
Сталин лично правил документы о ВДВ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

День десантника

 

 


День ВДВ в 2020 году: история и традиции праздника

Все знают о любви десантников к купанию в фонтанах. Однако это не единственная традиция Дня ВДВ. «Комсомолка» решила рассказать об этом празднике подробнее и предложить как его можно отметить в 2020 году

·

· 27

· 89

·

ДАРЬЯ ИВАШКИНА

День Воздушно-десантных войск или День десантника отмечается в начале последнего месяца лета, а именно 2 августа. И об этом знает вся страна, ибо «голубые береты» отмечают свой день шумно и буйно, одним словом с размахом.

Тем более, запомнить эту дату не так уж сложно, ведь она зафиксирована в государственном календаре праздничных дней и не меняется каждый год. Так что и в 2020 году «крылатый десант» будет принимать поздравления 2 августа.

Между тем День десантника не является официальным выходным. Даже несмотря на важность его цели - повысить авторитет как Воздушно-десантных войск, так и вооруженных сил РФ в целом.

 

Первый десант

Место высадки первого десанта в Воронеже.
Фотография сделана во время показательных прыжков
спортсменов Воронежского Аэроклуба в честь годовщины
высадки первого десанта 2 августа 2004 года.

Датой рождения Воздушно-Десантных Войск принято считать 2 августа 1930 года. В этот день, во время опытно-показательных учений ВВС Московского военного округа на окраине города Воронежа, впервые в СССР, осуществлено полноценное десантирование боевой группы.

Мысли о возможности быстрой переброски войсковых подразделений по воздуху появились вместе с зарождением боевой авиации. Самолеты того времени были достаточно неприхотливыми, они вполне обходились без аэродромов и могли садится практически на любой более менее горизонтальной площадке, что позволяло осуществлять первые вывозы разведчиков в тыл противника уже в годы Первой мировой войны. А в 1927-1929 годах Красная Армия успешно использовала авиацию для своевременой переброски войск в Средней Азии, во время борьбы с басмачами.

В 1928 году командующий Ленинградским военным округом М. Н. Тухачевский начал пропагандировать идею создания специальных подразделений, предназначенных для быстрой переброски по воздуху. По его замыслам такие подразделения, вооруженные в том числе и тяжелым оружием, должны были самолетами вывозиться в тыл противника и там выполнять боевые задачи. Речь пока еще шла только о "посадочных" десантах, о применении парашютов для высадки бойцов, тогда никто еще не думал. Парашют рассматривался исключительно как средство спасения пилотов, и непривлекал внимания военных специалистов.

Ведущая роль в организации первого парашютного десанта, по праву принадлежит военному летчику — комбригу ВВС РККА Леониду Григорьевичу Минову, ставшему фактически первым военным парашютистом в СССР.

Командующий ВВС СССР
П.И. Баранов

В 1928 году будучи на совещании руководящего состава Военно-воздушных сил с докладом, Минов затронул тему использования парашютов в авиации. После доклада, командующий ВВС Петр Ионович Баранов предложил Леониду Григорьевичу поехать в США и ознакомиться со спасательной службой в авиации.

В 1929 Минов побывал в США в составе советской торговой организации "Амторг". Целью поездки было ознакомление с состоянием парашютного дела, изучение методики подготовки американских летчиков к вынужденным прыжкам с парашютом и закупка спасательных парашютов для нужд ВВС РККА. Прибыв на завод компании "Ирвин", занимавшейся изготовлением спасательных парашютов и другого авиационного снаряжения, в город Буффало, комбриг получил приглашение лично совершить прыжок с парашютом. Приглашение было принято и 13 июня 1929 года Леонид Григорьевич по всем правилам

Л.Г. Минов перед первым
прыжком в США

покинул самолет с парашютом на высоте 500 метров и благополучно приземлился. Сопровождавший Минова известный американский парашютист Барт Уайт предложил Леониду Григорьевичу принять участие в соревнованиях на точность приземления. По условиям соревнований нужно было покинуть самолет на высоте 400 метров и приземлиться в круг диаметром 35 метров. В числе участников соревнований, которые состоялись 7 июля в городе Памона, были опытные спортсмены-парашютисты, имеющие по нескольку десятков прыжков. Тем не менее советский участник достаточно удачно выступил, заняв третье место, в то время как знаменитый Барт Уайт оказался на пятом. Позже, Л. Г. Минов совершил еще один, свой третий прыжок, получив при этом диплом парашютиста.

После возвращения в СССР, командующим ВВС П. И. Барановым было принято решение о внедрении парашютов в авиации. В первую очередь было решено провести учебные занятия на базе 53-й эскадрильи 11-й авиабригады Московского военного округа, базировавшейся в Воронеже, с целью ознакомления летно-подъемного состава с парашютами и организацией прыжков. Руководителем сборов был назначен Минов, получивший должность инструктора по парашютной подготовке. На должность помощника Минова был назначен Яков Давидович Мошковский, молодой летчик из 11 авиабригады.

Яков Мошковский (слева) и Леонид Минов

По свому примечательна история этого назначения и знакомства Мошковского и Минова. Вот как ее описывает в своей повести «С крыла на крыло» летчик–испытатель Игорь Шелест:

«Яков Мошковcкий был дежурным по авиабригаде, когда Минов впервые прилетел в их часть после возвращения из Америки, где он изучал парашютное дело. От серебристого Р-5 Минов шел аршинными шагами, не обращая внимания на молодого летчика. Яков поспешал, бросая взгляды на ястребиный профиль гостя, на пурпурный ромбик в голубой петлице. Мошковский не мог долго молчать.
— А я знаю, зачем вы прилетели к нам!.. — сказал он.
Минов обернулся, удивленный формой обращения. С любопытством взглянул на парня с наганом, «кубарями» в петлицах и повязкой на рукаве. Глаза, какие-то проворные, восторженные и лукавые, о чем-то уже просили. — Зачем же? — поинтересовался Минов.
— Будете демонстрировать здесь парашютные прыжки!
— Вот как!.. — улыбнулся довольно Минов.
Позже Мошковский нашел случай еще раз встретиться и заявил в упор:
— Товарищ командир, если станете подбирать тех, кто захочет прыгать, так, чур, я первый!...
Когда Минов в беседе с командиром бригады попросил прикрепить к себе расторопного летчика для вывозки и помощи, тот задумался: «Кого бы это?»
— Скажите, командир, а этот ваш дежурный, что меня встречал... Как его?..
— Мошковский? Вы знаете, это мысль. Он мне две недели не дает прохода с вашими прыжками. Узнал как-то, что вы прилетите, и стал приставать: хочет обязательно прыгнуть первым!»

В последствии, этот инициативный молодой человек станет талантливым организатором и пропагандистом парашютного спорта. После учебных сборов, Мошковский будет назначен первым в ВВС СССР начальником парашютной службы авиационной бригады, а позже возглавит Высшую парашютную школу Осоавиахима и наряду с Миновым, в числе первых парашютистов, будет удостоен звания «Мастер парашютного спорта СССР».

26 июля 1930 года участники сборов Военно-воздушных сил Московского военного округа собрались на воронежском аэродроме. Леониду Минову предстояло выполнить показательный прыжок перед летным составом авиабригады.

"Мой прыжок действительно удался. Приземлился я легко, недалеко от

Л. Г. Минов (слева)
и Я.Д. Мошковский (справа)

зрителей, даже на ногах устоял. Встретили аплодисментами. Откуда-то взявшаяся девушка вручила букет полевых ромашек."

- так описывал Минов события того дня в своих воспоминаниях. Прыжок 26 июля фактически стал первым учебно-тренировочным прыжком с парашютом в СССР. С тех пор, эта дата считается днем рождения советского парашютного спорта.

Якову Давыдовичу Мошковскому не повезло — его парашют снесло на строящееся здание, откуда его пришлось снимать с помощью пожарной лестницы, но эта неудача не отразилось на настроениях участников сборов. Многие летчики, видя инструкторов целыми и невредимыми, тоже изъявили желание прыгнуть. В тот же день совершили прыжки командир эскадрильи А. Стоилов, его помощник К. Затонский, летчики И. Поваляев, и И. Мухин. Сборы проводились в течение 26-29 июля. За это время

Фарман-Голиаф

количество добровольцев-парашютистов выросло до 30 человек. Курсантами было выполнено 59 тренировочных и показательных прыжков с американскими парашютами компании "Ирвин". Прыжки совершались с двухмоторного самолета "Фарман-Голиаф" 53-й авиационной эскадрильи 11-й авиационной бригады ВВС Московского военного округа.

Об успешных прыжках доложили начальнику Военно-воздушных сил Баранову и тут же получили новое задание: за два-три дня подготовить десять-пятнадцать человек для группового прыжка. "Было бы очень хорошо, если бы оказалось возможным по ходу воронежского учения продемонстрировать выброску группы вооруженных парашютистов для диверсионных действий. на территории "противника" — прокоментировал свое задание Баранов.

Леонид Григорьевич Минов и Яков Давидович Мошковский с энтузиазмом восприняли предложение начальника ВВС. Из числа наиболее опытных курсантов, уже совершивших тренировочные прыжки, они отобрали десять добровольцев. В их число вошли Мухин, Филиппов, Егоров, Пойдус, Фрейман, Черкашин, Кухаренко, Захаров, Коваленков, Поваляев.

Тяжелый бомбардировщик
Фарман-Голиаф

Высадку десанта решено было произвести с самолета "Фарман-Голиаф". В те дни он был единственным самолетом, освоенным для прыжков. Его преимущество перед имевшимися в авиабригаде бомбардировщиками ТБ-1 заключалось в том, что десантникам не требовалось вылезать на крыло — парашютисты выпрыгивали непосредственно в открытую дверь. При этом курсанты находились в кабине все вместе, что имело немаловажное психологическое значение для новичков.

Так как грузоподъемность самолета "Фарман-Голиаф" не позволяла брать на борт более семи человек, было принято решение произвести десантирование в два этапа, для чего группа была разбита на две подгруппы, одну из которых возглавил Минов, вторую группу возглавил Яков Мошковский. Длинноствольное оружие и боеприпасы было решено выбросить с трех самолетов Р-1 на грузовых парашютах.

Группа Якова Мошковского (крайний слева) перед десантированием
2 августа 1930 года. В центре техник — укладчик парашютов
В.Г. Баранов

Подготовку к десантной операции закончили 31 июля. Каждый боец знал свое место в самолете и свою задачу на земле. Снаряжение десантников, состоящее из основного и запасного парашютов, было уложено и тщательно подогнано по фигуре бойца, оружие и боеприпасы упакованы в подвесные мешки и короба грузовых парашютов.

2 августа 1930 года в 9 часов утра самолет "Фарман-Голиаф" под управлением летчика Громова поднялся в воздух. На борту самолета находилась первая группа десантников во главе с Миновым, а так же Мошковский, вылетевший с целью уточнения места выброски десанта. В качестве места высадки было выбрано свободное от посевов поле размером 600 на 800 метров вблизи хутора Клочково, в двух километрах от Воронежа. Первая группа была десантирована с высоты 350 метров. Вся группа покинула борт в течение пяти секунд. Самолет развернулся и лег на обратный курс. Тем временем над площадкой на высоте 150 м прошла тройка самолетов Р-1 и сбросили два мягких почтовых мешка, и четыре полутяжелых короба конструкции Н.П. Благина, в которых находились винтовки и два ручных пулемета, снаряжение и боеприпасы, необходимые для выполнения боевой задачи. Подбежав к ним, парашютисты приступили к распаковке грузовых мешков.

Приземление десанта в районе хутора Клочково
2 августа 1930 года.

Вернувшийся на аэродром "Фарман-Голиаф" забрал остальных участников десанта, и через несколько минут с высоты 500 метров выбросил вторую группу над площадкой десантирования. Приземление второй группы произошло в непосредственной близости от того места, где в это время находилась первая группа. Еще через несколько минут оба подразделения собрались вместе, привели оружие в боевую готовность и выдвинулись в исходный район для выполнения боевой задачи. В исходном районе их ждал грузовик, который доставил парашютистов на аэродром. Задача первого воздушного десанта была выполнена.

Памятный знак на месте высадки
первого десанта

В результате проведения учебных сборов была показана возможность парашютного десантирования вооруженного личного состава, а так же была проверена техника выброски людей и грузов. Была определена величина рассеивания группы парашютистов в зависимости от высоты выброски, определено время сбора парашютистов и груза, и время, необходимое для приведения группы в боевую готовность. Выработанные правила и методические рекомендации по производству парашютных прыжков были опубликованы в 1930 году в "Бюллетене научно-технического комитета управления ВВС РККА" и в журнале "Вестник воздушного флота". Во время проведения сборов был отснят документальный фильм — "Парашют". Этот фильм стал наглядным учебным пособием для подготовки парашютистов на многие годы. Собственно, само задание и работа по его исполнению положили практическое начало воздушно-десантному делу в нашей стране.

В разросшемся современном городе историческое место высадки первого десанта занимает территорию, очерченную улицами генерала Лизюкова, 60 армии, 60 лет ВЛКСМ и бульваром Победы. В 1997 году на месте высадки был установлен памятный знак — гранитный камень и мемориальная доска с надписью: "Здесь 2 августа 1930 года произведен первый воздушный десант в СССР в количестве двенадцати человек". Его можно найти вблизи Воронежской Академии Исскуств, что на улице генерала Лизюкова.

 

Кстати, в 2020 году ВДВ отметят свой юбилейный, 90-й день рождения, точнее создания.

История

Дело в том, что днем создания «крылатого десанта» принято считать 2 августа 1930 года. Именно в тот день на учениях под Воронежем первые 12 десантников спрыгнули на парашютах с бомбардировщика ТБ-3. После этих маневров военные эксперты поняли необходимость ввода такого вида сил.

В итоге уже через год в Советском Союзе были сформированы первые десантные части, которые начали активно внедряться в Красную Армию. А в 1932 году десантные батальоны вошли в состав Военно-воздушных сил (ВВС).

Вообще, «голубые береты» достаточно долго - почти 15 лет - относились к ВВС. А в 1946 году они начали подчиняться непосредственно министру обороны, однако самостоятельным родом войск так и не стали: с тех пор ВДВ еще 45 лет входили в состав сухопутных войск.

Лишь в 1991 году «крылатый десант» получил самостоятельность. И именно тогда в нашей стране начали активно отмечать День ВДВ. Между тем десантники праздновали день создания своих войск и ранее, однако не так массово и весело.

Но официально Дня Военно-десантных войск в России не существовало до 31 мая 2006 года, то есть до тех пор пока глава нашего государства не подписал указ, согласно которому День ВДВ получил официальный статус в РФ.

₽Выкупим вашу фототехнику за 1 деньКупить Canon Powershot G7X IiДешевые фотоаппараты наPRICE.RU! Panasonic Lumix DMC за 21990 р.

***

Говоря об истории «крылатого десанта» нельзя не упомянуть о «дяде Васе». Ведь сами десантники часто расшифровывают аббревиатуру ВДВ как «Войска дяди Васи». Речь идет о Герое СССР Василии Маргелове, который возглавлял ВДВ более 20 лет.

Именно Маргелов сделал десантников такими, какими они являются в настоящее время. Более того, благодаря ему у десантников появились тельняшки и голубые береты, а также именно он научил своих подопечных десантироваться сразу в боевых машинах.

ЭТО ИНТЕРЕСНО

Традиции

Многие знают о традиции «крылатого десанта» надевать 2 августа свои голубые береты с тельняшками и встречаться в городских парках с товарищами. Например, в Москве традиционным местом сбора десантников является Парк Горького.

Также многим известно, что в День ВДВ принято купаться в фонтанах и есть арбузы. Откуда пошла традиция есть арбузы, понятно: просто эти ягоды поспевают как раз к августу. Появилась же «арбузная привычка» у десантников в конце 1980-х годов - после вывода советских войск из Афганистана. А вот откуда взялась любовь к купанию в фонтанах, неизвестно. Версий существует много. По словам самих «голубых беретов», таким образом они хотят быть ближе к небу, отражение которого и видят в воде фонтанов.

Кроме того, 2 августа десантники разъезжают по своим городам на машинах с символикой и флагами Военно-десантных войск.

₽Выкупим вашу фототехнику за 1 деньКупить Canon Powershot G7X IiДешевые фотоаппараты наPRICE.RU! Panasonic Lumix DMC за 21990 р.

Однако это не все традиции Дня «крылатого десанта». Также в этот день принято награждать лучших десантников: им вручают медали и дарят ценные подарки. А особо отличившиеся получают внеочередные звания и новые должности. Причем поздравления в свой праздник «голубые береты» принимают не только от членов своей семьи, но и от министра обороны и даже президента.

Более того, в День ВДВ главные виновники торжества обычно устраивают показательные выступления и демонстрируют оружие и технику, находящуюся у них на вооружении.

Кроме того, 2 августа организуются праздничные концерты, мастер-классы по рукопашному бою и парады. Также в этот день десантники вспоминают своих погибших товарищей: как правило, ни одно 2 августа не обходится без церемонии возложения цветов к мемориалам воинам-десантникам.

ЭТО ИНТЕРЕСНО

Поздравления с Днем ВДВ

День Воздушно-десантных войск в России отмечается 2 августа. Мы подготовили красивые поздравления – не забудьте поблагодарить знакомых десантников за их нелегкую службу

 

 

День ВДВ

Главная Статьи Военные праздники 2 августа – День Воздушно-десантных войск

Марш-бросок на Приштину

[править | править код]

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Перейти к навигацииПерейти к поиску

Марш-бросок на Приштину

Основной конфликт: Война НАТО против Югославии,
Косовская война

Дата 12 июня 1999 Место Сербия, Косово, Приштина, Аэропорт «Слатина» Итог Опережение войск НАТО во вторжении в Косово. Захват и установление контроля Российскими войсками над единственным аэропортом в Косове — Аэропортом «Слатина». Дальнейшее участие Российского контингента в миротворческой миссии в Косово (KFOR)

Противники

Россия Пассивное участие ВС СРЮ НАТО Великобритания США Пассивное участие АОК (UÇK)

Командующие

Борис Ельцин Виктор Заварзин Юнус-бек Евкуров Николай Игнатов Уэсли Кларк Майк Джексон Хашим Тачи

Силы сторон

206 солдат и офицеров ВДВ России, 15 БТР, 35 автомашин танковая колонна, поддерживаемая пехотой и боевыми вертолётами

Потери

Нет Нет

 

[показать] Косовская война

Марш-бросок на Приштину — операция по переброске сводного батальона ВДВ ВС России, входившего в состав международного миротворческого контингента в Боснии и Герцеговине (город Углевик), в город Приштина (Косово и Метохия), проведённая в ночь с 11 на 12 июня 1999 года.

Целью операции было установление контроля над аэропортом «Слатина» (ныне — Международный аэропорт Приштины) раньше британского подразделения KFOR.

На Западе операция известна как Инцидент в Приштине (Приштинский инцидент).

 

Содержание

· 1Предыстория

· 2Подготовка к марш-броску на Приштину

· 3Начало операции

· 4Прибытие британской бронетанковой колонны

· 5Переговоры и консенсус

· 6Итоги

· 7Награда

· 8Отражение в культуре

· 9Примечания

· 10Литература

· 11Ссылки

· 12Документальные фильмы и телепередачи

Предыстория[править | править код]

Основная статья: Война НАТО против Югославии

После начала военных действий между Югославской армией и Армией освобождения Косова Запад обвинил сербские власти в этнических чистках. После инцидента в Рачаке блок НАТО потребовал вывести сербские войска из автономной области Косово и Метохия, главным образом населённой албанцами. Югославия не выполнила условий ультиматума[1]. В результате 24 марта 1999 года войска НАТО начали военную операцию в отношении Югославии, продолжавшуюся с марта по июнь.

В ходе операции авиация НАТО осуществляла бомбардировку стратегических военных и гражданских объектов на территории Сербии. На 12 июня был запланирован ввод сухопутных войск НАТО со стороны Македонии. Главным стратегическим объектом, подлежащим захвату в первую очередь, стал международный аэропорт «Слатина», расположенный в 15 км к юго-востоку от города Приштина, — единственный аэропорт со взлётно-посадочной полосой, способной принимать любые типы самолётов, в том числе тяжёлые военно-транспортные.

Россия с самого начала бомбардировок Югославии пыталась политическим способом противостоять странам организации Североатлантического договора.

Подготовка к марш-броску на Приштину[править | править код]

Согласно позиции России, для обозначения своего присутствия в мировой политике, а также для обеспечения своих геополитических интересов в Балканском регионе, руководством Минобороны России и Министерства иностранных дел России, с согласия президента России Бориса Ельцина, было принято решение о занятии аэропорта «Слатина» и вводе на территорию Косова и Метохии российского миротворческого контингента.[ источник не указан 302 дня ]

На собрании у первого заместителя МИД России Александра Авдеева заключили[2][3]:

У нас есть равные права с другими участниками урегулирования в Косове, и поэтому, если с нами не хотят считаться, будем действовать самостоятельно.

В разработке плана, кроме Авдеева, участвовали: заместитель директора Департамента общеевропейского сотрудничества МИД России А. Н. Алексеев, военный атташе в Белграде генерал Евгений Бармянцев, генерал-лейтенант Виктор Заварзин, офицеры ГОУ и ГРУ Генштаба, и другие военные[2][3].

В то же время, как в МИД (в первую очередь в лице специального представителя президента России по урегулированию ситуации вокруг СРЮ Виктора Черномырдина), так и в Генштабе (начальник Генштаба генерал армии Анатолий Квашнин и др.) были и противники проведения этой операции, опасавшиеся конфронтации с США и их союзниками, так как переброска российского батальона шла вразрез с военными планами НАТО и могла привести к началу полномасштабной войны[4]. Ввиду этого план по занятию аэропорта приходилось разрабатывать в тайне и от многих российских военных и политиков[2][3].

По словам Леонида Ивашова, в тот период занимавшего должность начальника Главного управления международного военного сотрудничества Минобороны России, о готовящейся операции не знали не только в министерстве иностранных дел. В Генштабе, министерстве обороны, воздушно-десантных войсках об этом знали буквально единицы. А в полном объёме обо всей операции, включая военно-дипломатическое прикрытие, знали всего шесть человек. Даже президенту Ельцину была предоставлена аналитическая записка с обобщёнными предложениями, а не конкретными действиями по занятию аэропорта.

В случае нападения на российских десантников со стороны сил НАТО планировалось в спешном порядке провести блиц-переговоры с военным и политическим руководством Югославии, вступить с Югославией в военный союз и дать отпор наступающим войскам НАТО на всей территории Косова, одновременно перебросив в Косово и Метохию несколько полков ВДВ, вплоть до дивизии. По мнению генерала Л. Ивашова[5], такое развитие событий было бы изначально обречено на успех, так как руководство НАТО не было в полной мере готово к полномасштабной наземной операции.

В мае 1999 года майор Юнус-бек Евкуров, находившийся в тот момент в составе международного миротворческого контингента в Боснии и Герцеговине, получил от высшего военного командования Российской Федерации совершенно секретное задание: в составе группы из 18 военнослужащих подразделения специального назначения ГРУ ГШ ВС России скрытно проникнуть на территорию Косова и Метохии, взять под контроль стратегический объект — аэропорт «Слатина» и подготовиться к прибытию основных сил российского контингента.

Поставленная задача была выполнена, и группа Евкурова, действуя под различными легендами, тайно для окружающих сербов и албанцев в конце мая 1999 года взяла под полный контроль аэропорт «Слатина». Подробные обстоятельства данной операции до сих пор засекречены[6].

10 июня 1999 года военная операция НАТО завершилась. Согласно резолюции СБ ООН 1244 в Косово вводились миротворческие силы НАТО.

Установление контроля над аэродромом «Слатина» и ввод в Косово миротворческих сил НАТО были запланированы на 12 июня. Основные сухопутные силы НАТО были сосредоточены в Македонии и готовились выступить в сторону Косово утром 12 июня.

10 июня российскому миротворческому контингенту KFOR[7] (подразделения ВДВ России), находившемуся в Боснии и Герцеговине, поступил приказ подготовить механизированную колонну и передовой отряд численностью до 200 человек.

Передовой отряд и колонна, в состав которой входили БТРы, автомашины «Урал» и «УАЗ», были подготовлены в кратчайший срок. При этом личный состав (кроме командования), который должен был участвовать в марш-броске, до самого последнего момента не знал, куда и зачем они готовятся выступать.

Начало операции[править | править код]

Переброска российского контингента KFOR: Марш-бросок на Приштину 12 июня 1999 года Воздушный маршрут. Переброска десантников из Пскова, Рязани и Иваново Морской маршрут. Переброска десантников и техники из Тулы

11 июня в 4:00 (по другим сведениям, готовность к началу движения была назначена на 5 часов утра, а начали движение в 11 часов[8]) передовой отряд ВДВ на БТРах и автомашинах выдвинулся в сторону границы Боснии и Югославии. Командовали старший оперативной группы Воздушно-десантных войск России в Боснии и Герцеговине генерал-майор Валерий Рыбкин и комбат полковник Сергей Павлов. На территории Сербии к колонне присоединился назначенный от Генштаба генерал-лейтенант Заварзин. Шли быстро — под 80 км/ч.[9] Колонна без труда пересекла границу. До этого момента командование НАТО не располагало сведениями о начале марш-броска российских десантников на Приштину[10].

Ещё до пересечения границы маркировка российской боевой и транспортной техники была изменена с «SFOR» на «KFOR». Личному составу была поставлена задача в кратчайшие сроки преодолеть более 600 километров и захватить аэродром «Слатина» до прихода сил НАТО. На БТРы и автомашины были вывешены российские флаги.

Начальник Генштаба генерал армии Анатолий Квашнин по командно-штабной связи боснийской бригады приказал Виктору Заварзину немедленно развернуть батальон в обратном направлении. Заварзин, в свою очередь, сообщил об этом начальнику ГУ МВС Минобороны России генерал-лейтенанту Леониду Ивашову. Последний напомнил ему, что «решение на ввод батальона принял Верховный Главнокомандующий — Президент России, а приказ о нём отдал министр обороны <…> Следовательно, никаких разворотов и остановок — только вперёд». Чтобы уберечь Заварзина от новых несанкционированных приказов, Ивашов предложил ему на время выключить мобильный телефон. Вскоре Квашнин попытался вновь передать приказ об остановке батальона через штаб бригады (в командно-штабной машине находилась своя аппаратура связи), однако Заварзин, взяв всю ответственность на себя, продолжал движение дальше[11][3].

Когда почти через сутки батальон вышел к границе с Косово, он, как и было предусмотрено, притормозил и 12 июня ночью пересёк административную границу Сербии с Косово только после того, как спецподразделения НАТО (разведки, связи и другие) пересекли границу Македонии с Косово. К этому времени о выдвижении российских десантников в Брюсселе уже знали.[12]

Движение колонны российских войск по Югославии было встречено местным населением неоднозначно. Во время прохождения по территории Сербии, в том числе и территории Косова, население с радостью встречало российских солдат[13], забрасывая технику цветами, передавая еду и напитки, в связи чем движение колонны незначительно замедлялось. Однако, позже уже в самом Косово начались противостояния со сторонниками независимости региона[14].

Колонна российских десантников прибыла в Приштину примерно в 2 часа ночи 12 июня. Население города вышло на улицы встречать колонну, при этом использовались петарды, световые ракеты, где-то раздавались автоматные очереди. Колонна прошла через Приштину за 1,5 часа. Сразу за Приштиной колонна въехала в Косово Поле, где остановилась на непродолжительное время для уточнения задач и получения сведений от разведки.

В ходе продвижения колонне встречались многочисленные отступающие подразделения сербской армии. Десантники в кратчайшие сроки захватили все помещения аэропорта «Слатина», заняли круговую оборону, организовали блокпосты и приготовились к появлению первых колонн НАТО, которые уже находились в пути. Задача по захвату аэропорта «Слатина» была выполнена к 7 часам утра 12 июня. К этому моменту последние силы сербской армии (бомбардировщики и танки) покидали аэропорт и ушли через 20 минут.[8]

Прямую трансляцию о вводе российского батальона в Приштину вела телекомпания CNN[15].

Прибытие британской бронетанковой колонны[править | править код]

12 июня 1999 года около 11:00 в небе над аэродромом появился беспилотный самолёт-разведчик, затем с блокпоста на въезде в аэропорт «Слатина» командованию батальона поступило сообщение о прибытии первой колонны сил НАТО. Это были британские джипы. С другой стороны к аэродрому приближались английские танки Chieftain.

Обе колонны остановились перед российскими блокпостами. В небе появились десантные вертолёты. Пилоты британских вертолётов предприняли несколько попыток приземлиться на аэродром, однако эти попытки были пресечены экипажами российских БТРов. Как только вертолёт заходил на посадку, к нему сразу же устремлялся БТР, препятствуя таким образом его манёвру. Потерпев неудачу, британские пилоты улетели.

Генерал Майкл Джексон, командующий группировкой сил НАТО на Балканах, вышел впереди танковой колонны и, повернувшись спиной к российским солдатам, начал жестами зазывать танки вперёд, двигаясь спиной к блокпосту. Находившийся на блокпосту гвардии старший лейтенант, командир взвода Николай Яцыков потребовал от генерала Джексона прекратить эти действия под угрозой применения оружия, заявив:

Если ещё раз ты сейчас скажешь слово, здесь и ляжешь.

Однако генерал не понял его слов.[16] Яцыков, в свою очередь, приказал солдату спрыгнуть с брони и расчехлить ручной гранатомёт, направив в сторону танков.[8] Таким образом была показана серьёзность намерений российской стороны. Британские танки остались на своих позициях, прекратив попытки прорыва на территорию аэропорта.

Хотя командующий силами НАТО в Европе американский генерал Уэсли Кларк приказал британскому генералу Майклу Джексону захватить аэродром раньше российской армии[17], британец ответил, что не собирается начинать третью мировую войну[17].

Впоследствии известный британский певец Джеймс Блант, служивший в 1999 году в группировке НАТО, свидетельствовал о приказе генерала Кларка отбить аэродром у российских десантников[18]. Блант заявил, что не стал бы стрелять в русских даже под угрозой трибунала[19]. Кроме того, Блант рассказывал:

«Около 200 русских расположились на аэродроме… Прямым приказом генерала Уэсли Кларка было „подавить их“. Кларк использовал необычные для нас выражения. Например, „уничтожить“. Для захвата аэродрома были политические причины. Но практическим следствием стало бы нападение на русских».

В конце концов командующий британской группировкой на Балканах Майкл Джексон заявил, что «не позволит своим солдатам развязать третью мировую войну». Он дал команду «вместо атаки окружить аэродром» [20].

Совершив марш-бросок, российский батальон остался без снабжения, рассчитывая получить его по воздуху самолётами. Оказавшись в окружении, русские, со слов того же Бланта, через пару дней сказали: «Послушайте, у нас не осталось ни еды, ни воды. Может, мы поделим аэродром?» [21]. Однако известно, что ситуация с горячим питанием у российского батальона была налажена раньше, чем у британцев[22].

В. В. Путин в сопровождении российских десантников на площадке аэропорта «Слатина», июнь 2001 года

Торжественное прохождение подразделений российского миротворческого контингента KFOR в честь прибытия В. В. Путина в аэропорт «Слатина» в июне 2001 года

По плану операции после захвата аэропорта «Слатина» на него в скором времени должны были совершить посадку военно-транспортные самолёты ВВС России, которыми должно было быть переброшено не менее двух полков ВДВ и тяжёлая военная техника. Однако Венгрия (член НАТО) и Болгария (союзник НАТО), отказали России в предоставлении воздушного коридора, в результате 200 десантников на несколько дней практически остались один на один со всё прибывающими силами НАТО[23].

По словам начальника Главного управления международного военного сотрудничества Министерства обороны России в 1996—2001 годах генерала-полковника Леонида Ив


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.144 с.