Интеграционные процессы на аравийском континенте — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Интеграционные процессы на аравийском континенте

2020-08-20 233
Интеграционные процессы на аравийском континенте 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание

Введение…………………………………...……………………………………....5

Глава 1 Особенности интеграционных процессов на аравийском континенте………………………………………………..……………………...10

1.1 Начало интеграционного сотрудничества……………………………...10

1.2 Эволюция интеграционного объединения……………………………...16

Глава 2 Основные направления развития интеграционного сотрудничества аравийского континента………………………………………………..……….30

2.1 Военное сотрудничество: намерения и реальность……………….………30

2.2  Реалии и перспективы экономической интеграции…………………....37

2.3 Культурная интеграция в настоящем и будущем…………………..……...41

Заключение…………………..…………………………………………………..48

Список использованных источников и литературы………………..………..57

Приложение…………………………………………………………………..…60


Введение

 

В условиях перестройки настоящего миропорядка и переходе его к однополярности, существование одного центра силы во многом определяет политическую карту мира. Особенно подверженными влиянию извне оказываются те регионы, где сходятся интересы различных государств. В условиях глобализации мировой экономики, когда международное разделение труда строится по монотоварному принципу, всё больше увеличивается разрыв между развитыми и развивающимися странами. При этом усиливается не только экономическая, но и политическая зависимость развивающихся стран от рынков развитых стран. Одним из таких "жизненно важных" регионов для мировой экономики является Персидский залив с его колоссальными запасами энергоресурсов. Существование в регионе различных центров силы определило его нестабильность на многие годы. Персидский залив представляет собой стратегически важный регион для топливно-энергетического обеспечения мировой экономики. В частности арабские монархии Залива оказались в последние десятилетия в центре не только региональной, но и мировой экономики и политики в контексте процессов глобализации, транснационализации экономических связей, возникновения новых параметров международных отношений. Необходимо также отметить, что значение региона, являющегося районом богатейших на Земле нефтяных месторождений, постоянно возрастает в связи с ростом потребления в мире нефтяных и газопродуктов. В сжатые исторические сроки многие страны данной группы стали активными субъектами мировой экономики, важными финансовыми донорами западных стран, ведущими импортерами их оружия и высоких технологий, и продолжают оставаться ведущими экспортерами углеводородов, напрямую воздействуя на формирование конъюнктуры и цен на мировом рынке нефти. Одновременно, регион остается одним из самых напряженных в социальном, экономическом, политическом и военном отношении. Свидетельство этому - ирано-иракская война (1980-1988 гг.), ирако-кувейтская война (1990-1991 гг.), усиленная гонка вооружений, постоянное и многостороннее иностранное вмешательство в дела региона (последнее тому подтверждение – вторжение в Ирак США и Великобритании в марте 2003 года). Повышенное внимание к Персидскому Заливу, где в значительной степени формируются потоки нефти на международные рынки, со стороны западных государств (прежде всего Соединенных Штатов Америки) обуславливается необходимостью обеспечить бесперебойные поставки на выгодных условиях.

Таким образом, между формированием внешней политики и международными отношениями в регионе, с одной стороны, и борьбой в области нефти, с другой, существует прямая связь, хотя иногда она проявляется опосредованно. В этой связи актуальным в данной работе представляется выявление общей составляющей внешнеполитического курса монархий Персидского залива в нефтяной области, поскольку, несмотря на свойственные каждому государству особенности, факторы, объединяющие их, все же преобладают. Так, создание благоприятных внешних условий для успешного функционирования их нефтегазовых комплексов, поиск рынков сбыта и источников инвестиций, обеспечение оптимальных мировых цен на нефть (так называемая энергетическая дипломатия) занимает центральное место в числе приоритетов внешней политики.

Страны региона, входящие в Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива, заметно воздействуют на политическую ситуацию на Ближнем Востоке: практически ни одна проблема в регионе не решается без участия Саудовской Аравии, самого влиятельного и богатого участника альянса. Государства - члены Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива также являются важной частью мусульманского мира, особенно Саудовская Аравия по праву “хранительницы двух святынь”. Важную, роль в интеграции арабских стран выполняет нефтяной фактор. Под воздействием наращивания объемов добываемых странами этого субрегиона углеводородных при благоприятной конъюнктуре именно это направление станет одной из важнейших сфер совместного сотрудничества. Основными объектами исследования среди стран региона являются Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Кувейт, Оман, Бахрейн и Катар. Это обусловлено тем фактом, что из всех государств Персидского залива данные страны обладают наиболее схожими параметрами внутреннего развития и современного положения, и соответственно имеют общую составляющую во внешней политике. Из иностранных государств были избраны США как ведущая западная держава, неизменно включающая Персидский залив в зону своих “жизненных интересов”, частично Европейский Союз, Япония и Российская Федерация. Исследование охватывает период последних трех десятилетий XX века по настоящий день. Такой временной промежуток объясняется тем, что именно в 1970-х годах аравийские государства окончательно обрели независимость, и начался так называемый нефтяной бум, способствовавший их ускоренному развитию. В то же время анализ непосредственно внешней политики и международных отношений в регионе в основном проводится на основе периода 1980-х, 1990-х годов, поскольку данный отрезок времени наиболее близок к современности, что позволяет объективно оценить события и, возможно, спрогнозировать их дальнейшее развитие. При написании работы применялся принцип конкретно-исторического анализа, позволяющий проследить развитие политических и экономических явлений в их причинно-следственной взаимосвязи. Также были задействованы такие методологические приемы как проблемный, функциональный, сравнительный анализ. Говоря об аравийской интеграции, следует отметить, что эта тема является достаточно актуальной на сегодняшний день, поскольку рассматриваемый регион находиться в зоне интересов ведущих мировых держав. И чтобы сохранить влияние в данном регионе странам, расположенным на аравийском континенте просто необходимо интегрироваться. А поскольку идет борьба за влияние в экономической, в частности это касается нефтяных месторождений, и военно-политической сфере, то и интеграция в основном должна идти по этим двум направлениям. Тем самым мы оговариваем круг рассматриваемых направлений в рамках аравийской интеграции.

Таким образом, необходимость теоретического, методологического и практического осмысления опыта интеграции арабских стран и анализ этого процесса на современном этапе приобретает особую актуальность.

Практическая и теоретическая значимость послужили основанием для выбора темы дипломного исследования.

Темой данного исследования является: аравийская интеграция: достижения, проблемы и перспективы.

Цель дипломного проекта состоит в раскрытии предпосылок, направлений и закономерностей интеграционных процессов в регионе.

Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

1 анализ основных параметров интеграции в рамках Совета сотрудничества арабских государств персидского залива;

2 оценить деятельность Совета сотрудничества арабских государств персидского залива на основе критериев международной военно-политической интеграции;

3 определить приоритеты и перспективные цели региональной экономической интеграции стран аравийского континента, выявить проблемы и трудности, препятствующие их достижению и меры для их устранения;

4 охарактеризовать культурное развитие рассматриваемого региона

5 оценка роли и места нефти в современных международных отношениях и ее значение для социально-экономического развития “аравийской шестерки”;

6 проанализировать проблемы интеграционного объединения государств Совета сотрудничества арабских государств персидского залива;

7 выявить возможные перспективы аравийской интеграции.

 При разработке данной темы основными источниками литературы послужила монография Александрова И.А. «Монархии Персидского Залива: этап модернизации», которая посвящена проблемам социально-экономического и политического развития монархий Персидского Залива на этапе «догоняющей модернизации». Здесь показана арабская точка зрения к происходящим процессам в мире, проводиться комплексное исследование по ключевым проблемам эволюции аравийских монархий и их внешней политике. Была использована монография на арабском языке Мадыбули Ас-Сагир «Совет Взаимопомощи Залива». Заслуживают внимания работа У. З. Шарипова “Персидский залив: нефть – политика и войны” и монография А. И. Яковлева и М. Г. Закария “Нефтяные монархии Аравии на пороге XXI века”. Проблемы развития монархий Персидского залива и роль нефтяного фактора рассматривают монография А. Г. Георгиева и В. В.Озолинга “Нефтяные монархии Аравии”. Внешнеполитической теме посвящена работа Е. С. Мелкумян “ССАГПЗ в глобальных и региональных процессах”. Полезные статьи по тематике дипломной работы были найдены в журналах “Мировая экономика и международные отношения”, “Азия и Африка сегодня”. А также, раскрывая проблематику дипломной работы, были использованы различные статьи и материалы интернетовских сайтов.


Заключение

 

Арабские страны, в недрах которых залегают свыше 40% мировых доказанных запасов нефти и более 15% природного газа, переместились в последние десятилетия с региональной периферии в фокус мировой экономики, играют важную роль в обеспечении ее стабильности и воздействуют на широкую гамму актуальных международных и региональных проблем. Идеи интеграции стран Аравийского полуострова путем образования региональной группировки зародились в конце 70-х - начале 80-х годов ХХ века в период резкой дестабилизации обстановки в зоне Персидского залива. В 1979 г. в Иране произошла Исламская революция, после которой это государство стало, открыто заявлять о необходимости свержения аравийских монархических режимов. В 1980 г. с началом ирано-иракской войны ситуация еще более обострилась. Видя в революционно настроенном Иране большую угрозу, аравийские страны поддержали Ирак, хотя и опасались значительного увеличения его военного потенциала. Эти события вызвали серьезную обеспокоенность аравийских монархий, поставив их перед необходимостью укрепления взаимодействия в сфере безопасности для защиты своих интересов. В этих условиях в 1981 г. шесть аравийских монархий: Бахрейн, Катар, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты, Оман и Саудовская Аравия образовали свою интеграционную организацию - Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива. Но и в XXI веке монархии Персидского залива продолжают сохранять свою значимость в системе международных отношений. Богатейшие запасы нефти, существующие в этих странах, во многом определяют специфическое положение данного субрегиона в мировой экономической и политической системе. Предположительно, такая ситуация сохранится и в будущем, ведь, несмотря на появление альтернативных источников энергии и развитие энергосберегающих технологий в мире, потребность в углеводородных ресурсах сохраняется на высоком уровне. Так, недавно опубликованные прогнозы Американского Департамента Энергетики и Международного Энергетического Агентства оценивают рост спроса на нефть в период до 2010 года на уровне 2-2,1 % в год. При этом темпы роста текущих запасов в течение последнего десятилетия опережали этот уровень, что позволяет говорить о том, что нефти на XXI век хватит. И в значительной степени эти запасы формируются за счет ресурсов “аравийской шестерки”.Помимо своего международного значения нефть явилась также базисным фактором социально-экономического развития и модернизации в монархиях Аравийского полуострова. В целом, несмотря на ряд издержек, опыт использования природных богатств аравийскими монархиями можно признать весьма эффективным и оправданным. В сжатые исторические сроки рассматриваемая группа государств, объединившаяся в рамках субрегионального альянса Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива, превратилась в весьма активный субъект между­народных отношений на субрегиональном, арабском и ислам­ском уровнях, важного финансового донора западных стран, ведущего импортера их оружия и высоких технологий. На фоне вынужденного ухода Ирака с мирового нефтяного рынка и экономических затруднений Ирана в эксплуатации своих природных ресурсов, а также падения добычи нефти в России «аравийская шестерка» заняла лидирующие позиции в качестве нефтеэкспортера. Причем есть основания полагать, что по мере сокращения мировых углеводородных запасов важность стран ССАГПЗ в мировой экономике и политике может возрастать. Правящие круги США, продвигающие американскую доминанту в международных делах, исходят из того, что изменение миропорядка в связи с прекращением «холодной войны» не привело к девальвации геополитической значимости субрегиона Персидского залива, который неизменно включается в зону «жизненно важных интересов США» во всех доктринальных документах по внешнеполитической тематике. Такой концептуальный подход аргументируется как признанием его ключевой роли в обеспечении стабильности мировой экономики и благополучия ведущих стран Атлантического альянса, так и воздействием на широкую гамму актуальных международных и региональных проблем. При рассмотрении внешнеполитических параметров стран ССАГПЗ особую значимость имеет концептуальное понимание ими собственных национально-государственных интересов. Каждому государству, несомненно, свойственны особенности, предопределяющие его поведенческую специфику. «Аравийская шестерка» реально воздействует на политическую конфигурацию на Ближнем Востоке. Практически ни одна значимая проблема не рассматривается без участия Саудовской Аравии - самого крупного, богатого и влиятельно­го участника монархического альянса. В силу консервативности режимов эта группа государств традиционно располагалась на правом фланге арабского сообщества, пытаясь на протяжении десятилетий предотвратить распространение революционно-демократических процессов. Исторический перелом, произошедший в конце столетия, объективно укрепил их положение в регионе. Государства Совета сотрудничества являются не только частью арабского сообщества, но и важным компонентом му­сульманского мира, в особенности Саудовская Аравия по праву «хранительницы двух святынь» и родины ислама. Без понимания религиозной составляющей стран ССАГПЗ, в частности, саудовского королевства, невозможно выйти на оптимальные параметры взаимоотношений с ними. Существует и иное измерение «аравийской шестерки», представляющее научный и практический интерес - это процесс модернизации данной группы государств. Втягиваясь в современный цивилизационный поток, они стремятся преодолеть состояние отсталости, найти на путях модернизации оптимальную формулу развития, которая бы обеспечивала рациональное совмещение достижений научно-технического прогресса с национальной культурой, религиозной идеологией, исторической памятью. Исследование этой темы важно не только с точки зрения углубленного понимания формирующейся общественно-государственной модели в странах ССАГПЗ, но и возможного вычленения закономерностей по­ступательного развития на этапе модернизации, их экстраполяции на другие страны и регионы. Используя опыт промышленно развитых стран, монархии Залива пытаются приобщиться к новым цивилизационным стандартам с учетом своей специфики. В основе модернизации лежит индустриализация «аравийской шестерки», ставшая возможной благодаря доходам, получаемым от экспорта нефти и газа. Однако поскольку углеводородные полезные ископаемые являются невозобновляемыми источниками, их использование ограничено естественными временными рамками. Такая перспектива объективно выдвигает перед правительствами стран ССАГПЗ жесткие задачи перепрофилирования экономики на перспективу, чтобы обеспечить поступательное развитие. Универсальность модернизации проявляется в том, что, отталкиваясь от материальной основы, она распространяется также на социальную, духовную, политическую сферу общества и государства, корректирует психологию человека. Модернизация означает трансформацию в иное качество, которое в большей мере соответствует формирующимся новым реалиям.

Темой данного исследования является: аравийская интеграция: достижения, проблемы и перспективы.

Цель дипломного проекта состоит в раскрытии предпосылок, направлений и закономерностей интеграционных процессов в регионе.

Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

1 анализ основных параметров интеграции в рамках Совета сотрудничества арабских государств персидского залива;

2 оценить деятельность Совета сотрудничества арабских государств персидского залива на основе критериев международной военно-политической интеграции;

3 определить приоритеты и перспективные цели региональной экономической интеграции стран аравийского континента, выявить проблемы и трудности, препятствующие их достижению и меры для их устранения;

4 охарактеризовать культурное развитие рассматриваемого региона

5 оценка роли и места нефти в современных международных отношениях и ее значение для социально-экономического развития “аравийской шестерки”;

6 проанализировать проблемы интеграционного объединения государств Совета сотрудничества арабских государств персидского залива;

7 выявить возможные перспективы аравийской интеграции.

В рамках решения задач дипломного исследования мы пришли к ряду выводов. Во-первых, анализируя основные параметры интеграции в рамках Совета сотрудничества арабских государств персидского залива, мы пришли к тому, что, поскольку рассматриваемый регион находиться в зоне интересов ведущих мировых держав, странам, расположенным на аравийском континенте просто необходимо интегрироваться, чтобы сохранить влияние в данном регионе. На территории Аравии наблюдается, своего рода, борьба за влияние в экономической и военно-политической сфере, то и интеграция в основном должна идти по этим двум направлениям. Во-вторых, делая попытку оценить деятельность Совета сотрудничества арабских государств персидского залива на основе критериев международной военно-политической интеграции, необходимо сказать, что Персидский залив представляет собой зону серьезных противоречий. Действие в данном регионе развивается в контексте столкновения амбиций региональных лидеров — Ирана, Ирака и Саудовской Аравии. В данных условиях малые государства Залива, составляющие второй круг акторов, испытывают существенное воздействие со стороны обеих сил и вынуждены противодействовать усилению какого-либо из полюсов и проводить более гибкую внешнюю политику. Таким образом, позиция данных государств обладает определенным политическим весом в условиях противостояния ведущих региональных держав и способна, с одной стороны, усилить позиции одного из них (Саудовская Аравия), а с другой — спровоцировать негативную реакцию остальных. Историческими проявлениями последней являются вооруженная интервенция, территориальные споры, политическое давление (в том числе, с помощью этно-конфессионального фактора) и так далее. Характерной чертой системы межарабского взаимодействия в Персидском заливе является тот факт, что этногеографическая специфика легла в основу институционального аспекта системы субрегиональной безопасности, что проявилось в деятельности Совета сотрудничества — организации, фактически замкнувшей на себе все уровни безопасности, став своего рода универсальным региональным механизмом ее обеспечения. Персидский залив представляет собой важный стратегический объект для стран Запада. Поэтому военно-политическое направление интегрирования в данном регионе представляет для стран рассматриваемой области жизненную необходимость. В-третьих, делая попытку дать оценку роли и места нефти в современных международных отношениях и ее значение для социально-экономического развития “аравийской шестерки”, можно сказать, что с началом развития нефтяной промышленности, данный регион смог за короткий период достаточно нарастить темпы экономического роста. А также развитие нефтяной отрасли позволило выйти на мировые рынки, где, порой, страны, рассматриваемого региона диктовали цены на нефть. На первоначальном этапе для разработки нефти аравийские монархии были вынуждены обратиться к иностранному капиталу; это было обусловлено отсутствием национального фонда накопления, соответствующих технологий и инфраструктуры и квалифицированных кадров. Широкомасштабная эксплуатация нефтяными монополиями главного национального достояния этих стран на протяжении длительного периода времени была как бы “скомпенсирована” созданием современной нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности и развитой инфраструктуры, появлением национальных кадров. Общей закономерностью для данной группы государств явилось постепенное утверждение национального контроля над нефтедобычей только после формирования национального фонда накопления, соответствующих государственно-управленческих структур, технократической прослойки. Мягкая форма перехода собственности путем постепенного выкупа правительством концессий оказалась в существовавших обстоятельствах экономически и политически оправданной. В итоге все правительства стран “аравийской шестерки” включили нефтедобычу и значительную часть нефтепереработки в государственный сектор экономики. Это позволило властям осуществлять широкомасштабные социальные программы и крупные экономические проекты. За последнюю четверть XX века в монархиях Аравии была проведена структурная перестройка экономики (в разной мере в разных странах). Сознавая потенциальную опасность односторонней специализации, эти страны поставили в качестве важной цели экономического развития диверсификацию своих экономик. Эта цель была достигнута – доля нефтяных доходов в бюджете заметно сократилась. Кроме этого, в последние годы в государствах Совета сотрудничества осуществляется экономическая либерализация, что создает новые возможности для вложения иностранных капиталов в их экономику и участия в различных проектах, в том числе в нефтяном секторе.

Монархии Персидского залива представляют собой группировку нефтеэкспортирующих государств, выступающую с позиций поддержания достаточно умеренных цен на нефть. Эта группировка меньше других арабских и мусульманских стран склонялась к каким-либо жестким действиям по отношению к развитым странам-импортерам. Такая нефтяная политика в настоящее время представляется достаточно продуманной, хотя нельзя не учесть, что таким странам как Саудовская Аравия и Кувейт проводить столь сбалансированную линию было намного легче, чем ряду других арабских и мусульманских стран. Это объясняется тем, что относительная величина нефтяных резервов с низкими издержками разработки в аравийских монархиях в сравнении с численностью населения являлась очень высокой, и общая масса дохода и его накопляемые излишки позволяли амортизировать проблемы хозяйственного и социального развития. Эта группа так называемых умеренных государств-нефтеэкспортеров, лидером которой выступает Саудовская Аравия, в 1970-х годах стала оказывать и, по-видимому, будет и в дальнейшем оказывать значительное влияние на ОПЕК. Ведомые Королевством Саудовской Аравии монархии Персидского залива представляют весьма важный центр формирования нефтяной политики Организации стран-экспортеров нефти. Однако эффективность нефтяной политики аравийских монархий во многом будет зависеть от их взаимодействия и от сочетания их стратегии с интересами других стран-нефтеэкспортеров. Начало координации арабских стран в нефтяной сфере было положено в 1968 году образованием Организации арабских стран-экспортеров нефти. Многочисленные инструменты сотрудничества в рамках этой организации позволяют странам-членам осуществлять взаимодействие на различных направлениях и уровнях нефтяной промышленности. В целом деятельность ОАПЕК в области нефтяной политики имела положительный результат для аравийских монархий, хотя государства-члены Организации зачастую допускали нарушение принятых ей решений в пользу собственных сиюминутных интересов, что негативно сказывалось на остальных участниках нефтяного картеля. К тому же среди монархий Персидского залива в ОАПЕК не вступил Оман, что также создает трудности для координирования политики арабских нефтеэкспортеров. В свою очередь Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива, не являясь специализированной нефтяной организацией, тем не менее, представляет собой достаточно эффективный механизм для интеграции в нефтяной сфере и координации энергетической дипломатии “аравийской шестерки”.

Таким образом, нефть стала мощным и эффективным орудием при проведении внешней политики нефтяных монархий Персидского залива. Нефтяной фактор в своей совокупности позволил им занять особое место в мире и играть важнейшую роль в арабском и мусульманском сообществе. В то же время тот же самый нефтяной фактор служит поводом к раздорам и иностранному вмешательству в дела этих стран. Поэтому разумное использование доставшихся аравийским монархиям природных богатств для внутреннего развития и занятия достойного места на международной арене представляет важнейшую задачу для этих стран на современном этапе. Следует отметить крайнюю необходимость развития военно-политической интеграции в рассматриваемом регионе, чтобы не оказаться под властью Запада в лице Америки, так как Персидский Залив является стратегически важным районом земного шара. Говоря о достижениях в области военно-политической интеграции, необходимо отметить тот факт, что странам региона, прежде чем строить долгосрочные перспективы, необходимо урегулировать разногласия между собой в сфере обеспечения безопасности. Рассматривая экономическую интеграцию, можно сказать, что нефть стала мощным и эффективным орудием при проведении внешней политики нефтяных монархий Персидского залива. В целом, несмотря на ряд издержек, опыт использования природных богатств аравийскими монархиями можно признать весьма эффективным и оправданным. Нефтяной фактор в своей совокупности позволил им занять особое место в мире и играть важнейшую роль в арабском и мусульманском сообществе. В то же время тот же самый нефтяной фактор служит поводом к раздорам и иностранному вмешательству в дела этих стран. Поэтому разумное использование доставшихся аравийским монархиям природных богатств для внутреннего развития и занятия достойного места на международной арене представляет важнейшую задачу для этих стран на современном этапе. Рассматривая возможные перспективы развития аравийской интеграции, мы пришли к тому, что на сегодняшний день страны региона еще в значительной степени зависят, как это не парадоксально, от Америки.


Приложение А

 

Объем мировых доказанных запасов нефти

 

 


Арабские

страны- 40%


                                                                                                  

 

Все остальные

страны -60%


Приложение Б

 

Объем мировых доказанных запасов газа

 

Арабские страны- 15%

 

 


Все остальные

страны -85%

 

 


Приложение В

 

Запасы природного газа стран Персидского Залива

 

Трлн. м3

 

20

 

 11,15 11,32

10

 6,54 6,00 6,06 5,78

         
   


0

На 2006 год На 2007 год

 - Катар

 -Саудовская Аравия

 -Объединенные Арабские Эмираты

 


Приложение Г

 

Географическая структура импорта нефти в США

(май 2007)

 

 


Приложение Д

 

Показатели в отраслевой структуре экономики Саудовской Аравии (2007 год)

 

Доля в ВВП обрабатывающей промышленности 8,6%,
Доля в ВВП нефтегазовой промышленности 32,1
Доля в ВВП сельского хозяйства 7,0
Доля в ВВП строительства 9,6%.
Доля в ВВП оптовой и розничной торговли 7,4%
Доля в ВВП банков и других кредитно-финансовых институтов 3,1%
Доля в ВВП транспорта, коммуникаций и складирования 6,8%
Доля в ВВП ресторанов и отелей 1,7%
Доля в ВВП общественных и социальных услуг 21%

 

Содержание

Введение…………………………………...……………………………………....5

Глава 1 Особенности интеграционных процессов на аравийском континенте………………………………………………..……………………...10

1.1 Начало интеграционного сотрудничества……………………………...10

1.2 Эволюция интеграционного объединения……………………………...16

Глава 2 Основные направления развития интеграционного сотрудничества аравийского континента………………………………………………..……….30

2.1 Военное сотрудничество: намерения и реальность……………….………30

2.2  Реалии и перспективы экономической интеграции…………………....37

2.3 Культурная интеграция в настоящем и будущем…………………..……...41

Заключение…………………..…………………………………………………..48

Список использованных источников и литературы………………..………..57

Приложение…………………………………………………………………..…60


Введение

 

В условиях перестройки настоящего миропорядка и переходе его к однополярности, существование одного центра силы во многом определяет политическую карту мира. Особенно подверженными влиянию извне оказываются те регионы, где сходятся интересы различных государств. В условиях глобализации мировой экономики, когда международное разделение труда строится по монотоварному принципу, всё больше увеличивается разрыв между развитыми и развивающимися странами. При этом усиливается не только экономическая, но и политическая зависимость развивающихся стран от рынков развитых стран. Одним из таких "жизненно важных" регионов для мировой экономики является Персидский залив с его колоссальными запасами энергоресурсов. Существование в регионе различных центров силы определило его нестабильность на многие годы. Персидский залив представляет собой стратегически важный регион для топливно-энергетического обеспечения мировой экономики. В частности арабские монархии Залива оказались в последние десятилетия в центре не только региональной, но и мировой экономики и политики в контексте процессов глобализации, транснационализации экономических связей, возникновения новых параметров международных отношений. Необходимо также отметить, что значение региона, являющегося районом богатейших на Земле нефтяных месторождений, постоянно возрастает в связи с ростом потребления в мире нефтяных и газопродуктов. В сжатые исторические сроки многие страны данной группы стали активными субъектами мировой экономики, важными финансовыми донорами западных стран, ведущими импортерами их оружия и высоких технологий, и продолжают оставаться ведущими экспортерами углеводородов, напрямую воздействуя на формирование конъюнктуры и цен на мировом рынке нефти. Одновременно, регион остается одним из самых напряженных в социальном, экономическом, политическом и военном отношении. Свидетельство этому - ирано-иракская война (1980-1988 гг.), ирако-кувейтская война (1990-1991 гг.), усиленная гонка вооружений, постоянное и многостороннее иностранное вмешательство в дела региона (последнее тому подтверждение – вторжение в Ирак США и Великобритании в марте 2003 года). Повышенное внимание к Персидскому Заливу, где в значительной степени формируются потоки нефти на международные рынки, со стороны западных государств (прежде всего Соединенных Штатов Америки) обуславливается необходимостью обеспечить бесперебойные поставки на выгодных условиях.

Таким образом, между формированием внешней политики и международными отношениями в регионе, с одной стороны, и борьбой в области нефти, с другой, существует прямая связь, хотя иногда она проявляется опосредованно. В этой связи актуальным в данной работе представляется выявление общей составляющей внешнеполитического курса монархий Персидского залива в нефтяной области, поскольку, несмотря на свойственные каждому государству особенности, факторы, объединяющие их, все же преобладают. Так, создание благоприятных внешних условий для успешного функционирования их нефтегазовых комплексов, поиск рынков сбыта и источников инвестиций, обеспечение оптимальных мировых цен на нефть (так называемая энергетическая дипломатия) занимает центральное место в числе приоритетов внешней политики.

Страны региона, входящие в Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива, заметно воздействуют на политическую ситуацию на Ближнем Востоке: практически ни одна проблема в регионе не решается без участия Саудовской Аравии, самого влиятельного и богатого участника альянса. Государства - члены Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива также являются важной частью мусульманского мира, особенно Саудовская Аравия по праву “хранительницы двух святынь”. Важную, роль в интеграции арабских стран выполняет нефтяной фактор. Под воздействием наращивания объемов добываемых странами этого субрегиона углеводородных при благоприятной конъюнктуре именно это направление станет одной из важнейших сфер совместного сотрудничества. Основными объектами исследования среди стран региона являются Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Кувейт, Оман, Бахрейн и Катар. Это обусловлено тем фактом, что из всех государств Персидского залива данные страны обладают наиболее схожими параметрами внутреннего развития и современного положения, и соответственно имеют общую составляющую во внешней политике. Из иностранных государств были избраны США как ведущая западная держава, неизменно включающая Персидский залив в зону своих “жизненных интересов”, частично Европейский Союз, Япония и Российская Федерация. Исследование охват<


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.