Часть I . Возрастные особенности детей — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Часть I . Возрастные особенности детей

2020-08-20 107
Часть I . Возрастные особенности детей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

5

Раздел 1. Психология возрастного развития

-

Глава 1. Предмет, проблемы и методы исследования в психологии возрастного развития

-   Предмет возрастной психологии -   Проблемы психологии возрастного развития 8   Методы исследования в возрастной психологии 10

Раздел 2. Познавательные процессы и поведение ребенка

14

Глава 2. Теория детского развития

-   Генотипическая и средовая обусловленность развития ребенка 16   Основные понятия и общие вопросы развития 20   Периодизация возрастного развития 27   Развитие детского мышления 32

Глава 3.Психическое развитие ребенка младенческого возраста

49   Врожденные формы психики и поведения 50   Двигательная активность ребенка 52   Восприятие и память у младенцев 54   Речь и мышление младенца 60

Глава 4. Познание и поведение в раннем возрасте

67   Общая характеристика развития ребенка от одного года до трех лет 68   Развитие речи у детей раннего возраста 70   Появление предметной и игровой деятельности 74   Восприятие, память и мышление ребенка раннего возраста 77

Глава 5. Развитие познавательных процессов и деятельность в дошкольном возрасте

82   Предметная деятельность и игра 83   Восприятие, внимание и память дошкольника 86   Воображение, мышление и речь 90   Психологическая характеристика готовности к обучению в школе 99

Глава 6. Умственное и поведенческое развитие младшего школьника

107   Психологические особенности начального этапа обучения 108   Познавательное развитие детей младшего школьного возраста 109   Умственное развитие младшего школьника 110   Трудовая и учебная деятельность младшего школьника 113

Глава 7.Интеллектуальное развитие в подростковом и юношеском возрасте

117   Общая характеристика ситуации познавательного развития 118   Совершенствование психических процессов 119   Развитие общих и специальных способностей 120   Развитие мышления 121

Раздел 3. Формирование личности ребенка

125

Глава 8. Общая характеристика условий и теорий личностного развития ребенка

125   Место детства в становлении личности 126   Роль социальных факторов в развитии личности 131   Общение с людьми и его влияние на развитие личности 134   Основные теории и направления развития личности в детстве 137

Глава 9. Формирование личности ребенка до трехлетнего возраста

151   Личностные новообразования младенчества 152   Развитие личности в возрасте от одного до трех лет 153   Речь и становление личности 156   Общая характеристика последовательных достижений в развитии детей от рождения до трехлетнего возраста 157

Глава 10.Развитие личности в дошкольном возрасте

163   Усвоение нравственных норм 164   Эмоционально-мотивационная регуляция поведения 165   Формирование личностных качеств у ребенка-дошкольника 169   Психологические новообразования дошкольного возраста 172

Глава 11. Формирование личности в младшем школьном возрасте

177   Развитие мотивации достижения успехов 177   Становление самостоятельности и трудолюбия 180   Усвоение правил и норм общения 181   Интегральная характеристика психологии ребенка младшего школьного возраста 183

Глава 12. Личность подростка

187   Ситуация личностного развития в подростковом возрасте 188   Формирование волевых качеств 190   Развитие деловых качеств личности 191   Достижения психического развития подростков 194

Глава 13.Становление личности в ранней юности

 

199   Формирование и развитие морали 200   Становление мировоззрения 202   Нравственное самоопределение 205   Основные черты психологии старшего школьника 207

Глава 14. Возрастное развитие межличностных отношений

210   Взаимоотношение младенцев и детей раннего возраста с окружающими людьми 211   Межличностные отношения в дошкольном и младшем школьном возрасте 216   Взаимоотношения подростков 218   Отношения с людьми в ранней юности 221

Часть II. Психологические основы обучения и воспитания

226

Глава 15. Предмет, проблемы и методы педагогической психологии

226   Предмет психологии воспитания и обучения 227   Проблемы педагогической психологии 231   Методы педагогической психологии 234

Раздел 4. Психология научения

239

Глава 16. Теоретическое введение в научение

239   Виды, условия и механизмы научения. Факторы, определяющие его успешность 240   Теория учебной деятельности 247   Соотношения научения и развития 254   Современные концепции научения 256

Глава 17. Научение детей в младенческом и раннем возрасте

270   Начальный этап научения 270   Сочетание разных форм научения 272   Особенности научения детей младенческого возраста 273   Научение в раннем возрасте 275

Глава 18. Психологические основы обучения дошкольников

279   Совершенствование восприятия, памяти и мышления 281   Обучение речи, чтению, письму 286   Подготовка к учению в школе 290   Развивающие учебно-дидактические игры и формы занятий с детьми дошкольного возраста 292

Глава 19. Обучение в младшем школьном возрасте

297   Организация обучения детей в младших классах школы 298   Обучение младших школьников в домашних условиях 301   Игровая и учебная деятельность у младших школьников 303   Источники умственного развития детей младшего школьного возраста и причины их неуспеваемости 305

Глава 20. Учение и научение в средних и старших классах школы

310   Становление теоретического интеллекта 311   Совершенствование практического мышления 313   Профессионализация трудовых умений и навыков 314   Развитие общих и специальных способностей 316

Раздел 5. Психология воспитания

319

Глава 21. Теоретические вопросы воспитания

319   Цели воспитания 319   Средства и методы воспитания 321   Институты воспитания 325   Теории воспитания 326

Глава 22. Социально-психологические аспекты воспитания

332   Общение и воспитание 333   Коллектив и развитие личности 337   Семья и воспитание 341   Формирование и изменение социальных установок 347

Глава 23. Воспитание в младенческом и раннем возрасте

352   Первые шаги в воспитании 353   Начало формирования социально важных качеств личности 355   Нравственное воспитание детей в первые годы жизни 359   Физическое и гигиеническое воспитание в ранние годы 360

Глава 24. Воспитание в дошкольном и в младшем школьном возрасте

364   Становление характера ребенка 365   Воспитание в домашнем труде 367   Воспитание в играх 369   Воспитание в учении 372

Глава 25. Воспитание подростков и юношей

378   Воспитание старшеклассников в школе 379   Воспитание в общении со сверстниками и взрослыми 381   Воспитание через средства массовой информации и культуры 383   Самовоспитание подростков и юношей 384

Глава 26.Психология педагогической оценки

390   Средства стимулирования обучения и воспитания детей 391   Педагогическая оценка как средство стимулирования 395   Условия эффективности педагогической оценки 398   Возрастные особенности ребенка и педагогическая оценка 400

Глава 27.Основы психодиагностики

404   Теоретические вопросы практической психодиагностики 405   Особенности применения психодиагностических методик 410   Психодиагностика познавательного развития и способностей детей 415   Психодиагностика личностного развития и межличностных отношений 423

Глава 28. Психологическая служба в системе образования

428   Задачи, структура и функции психологической службы в системе образования 429   Квалификационные требования, права и обязанности практического психолога 435   Этический кодекс практического психолога 439

Часть III. Психология педагогической деятельности

445

Раздел 6. Психология педагога

445

Глава 29. Личность педагога

445   Место педагога в современном обществе 446   Психологические требования к личности педагога 447   Общие и специальные способности педагога 449   Индивидуальный стиль деятельности педагога 454

Глава 30. Совершенствование педагогической деятельности

457   Организация психологического самообразования педагога 458   Психология педагогической саморегуляции 459   Элементы психокоррекции в деятельности педагога 461   Аутотренинг в работе педагога 467

Раздел 7. Педагогическое руководство

471

Глава 31. Руководство детскими группами и коллективами

471   Обучение детей общению и взаимодействию с людьми 472   Управление межличностными отношениями в детских группах и коллективах 476   Организация детской групповой деятельности 478   Развитие личности в детских группах и коллективах 480

Глава 32. Руководство педагогическим коллективом

483   Стиль и методы руководства коллективом 485   Организация работы коллектива 487   Предупреждение и устранение конфликтов в работе педагогического коллектива 489   Пути повышения эффективности деятельности педагогического коллектива 491

Словарь основных психологических понятий

494                  

 

 


[1] Проблемой называется трудноразрешимый в науке вопрос, на который невозможно в настоящее время получить однозначный и бесспорный ответ.

 

[2] Здесь названы только основные отрасли психологической науки, вносящие наибольший вклад в методологию психологии, хотя' в ней практически используются и методы, заимствованные из других психологических и пограничных с психологией наук.

 

 

[3] Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. - М., 1989.—С. 113.—Т. 1.

 

[4] Он представляет собой дополненную и несколько переработанную нами схему смены ведущих видов деятельности ребенка, предложенную Д. Б. Элькониным.

 

[5] Эльконин Д. Б. Основная единица развернутой формы игровой деятельности. Социальная природа ролевой игры // Хрестоматия по возрастной и педагогической у психологии.—М., 1981.—С. 62.

 

[6] Д. Б. Эльконин замечает, что в разные исторические эпохи в зависимости от  условий жизни и быта дети играли в различные игры.

 

[7] Бруннер Дж. О познавательном развитии//Исследование развития познавательной деятельности.— М., 1971.

 

[8] Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте// Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии.—М.-, 1981.—С.26.

 

[9] Заметим, что не все ученые-психологи даже в нашей стране придерживаются именно этой периодизации. Есть и другие точки зрения, с которыми можно познакомиться в гл. 13 первой книги настоящего учебника.

[10] Д. Б. Эльконин не пользовался понятием «ведущая форма общения», введенным нами ранее, поэтому, излагая его авторскую концепцию, мы будем употреблять снятие «ведущая деятельность» и применительно к общению.

 

[11] Те звуки, которые в отличие от других звуков мы характеризуем как речевые и из которых, как из элементарных, складываются слова, называются фонемами. В языке фонем не так уж много, всего несколько десятков, но их вполне достаточно для того, чтобы породить десятки тысяч слов —'то богатство, которое составляет язык. Вторая, более сложная структура языка, не лингвистическая, а психологическая, выполняющая в восприятии и порождении речи смыслообразующую функцию, это — морфема. Большинство морфем представляют сами слова и их корни. Слова, в свою очередь, являются строительным материалом для конструирования фраз, предложений и текстов.

[12] Развитие творческой активности школьников.—М., 1991.—С. 23.

 

[13] Эти явления будут подробнее рассмотрены в следующих главах учебника.

 

[14] Карпова С. Н. Развитие ориентировки на речь и ее элементы // Хрестоматия "" возрастной и педагогической психологии.— Ч. II.—М., 1981.

 

[15] Ф. де Соссюр — известный швейцарский языковед.

 

[16] Венгер Л. А. О формировании познавательных способностей в процессе обучения дошкольников//Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии.—Ч.II.- М.,1981.

 

[17] Истомина 3. М. Развитие произвольного запоминания у дошкольников//Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии.—Ч. II.—М., 1981.

 

[18]   Дьяченко О. М. Об основных направлениях развития воображения у детей // "опросы психологии.— 1988.— № 16.

 

[19] Поддьяков Н. Н. К вопросу о развитии мышления дошкольников // Хрестоматия "о возрастной и педагогической психологии.—Ч. II.—М., 1981.

 

[20] Поддьяков Н. Н. К вопросу о развитии мышления дошкольников//Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии.—Ч. II—М., 1981.

[21] Севастьянов О. Ф Несостоявшийся диалог: Ж. Пиаже и Л. С. Выготский о природе эгоцентрической речи//Психологический журнал.— 1989.—Т. 10.— № 1.— С.118.

 

[22] Выготский Л. С. Предыстория письменной речи//Хрестоматия по возрастной Педагогической психологии.—Ч. I.—М., 1980.

 

 

[23] Там же.— С. 73...

 

 

[24] Пиктограмма — изображение содержания некоторого сообщения в виде рисунка

 

[25] Леонтьев А. Н., Лурия А. Р., Смирнов А. А, О диагностических методах психологического исследования школьников // Хрестоматия по возрастной и педагогически психологии.—М., 1981.

 

[26]   Давыдов В. В. Психологические проблемы процесса обучения младших школьников//Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии.—М., 1981.

 

[27] Фромм Э. Бегство от свободы.— М., 1990.

 

[28] Фромм Э. Бегство от свободы.— М., 1990.— С. 34.

 

[29] Фромм Э. Бегство от свободы.— С. 62.

[30] Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии.—Ч. П.—М., 1981.—С. 135.

 

[31] Из числа нравственных реалистов обычно рекрутируются массы людей, поддерживающих официальную власть в условиях деспотических режимов.

 

[32] Описание дается по работе: Фельдштейн Д. И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте // Вопросы психологии.— 1988.— № 6.

 

[33] См.: Тейяр-де-Шарден П. Феномен человека.—М., 1987.

 

[34] Снегирева Т. В. Личностное самоопределение в старшем школьном возрасте// Вопросы психологии.— 1989.— № 2.

[35] Фромм Э. Бегство от свободы.— М., 1990.— С. 26.

[36] Этология — наука о поведении животных.

 

[37] Эльконин Д. Б. Основная единица развернутой формы игровой деятельности. Социальная природа ролевой игры // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии.—Ч. II.—М., 1981.

 

[38] Тейяр-де-Шарден П. Феномен человека.— М., 1987.— С. 77.

 

[39] Этот вид научения частично представлен только у высших животных. Вспомним опыт с обезьянами, которые в результате наблюдения за поведением себе подобных научились макать картофелины в соленую морскую воду для «улучшения» их вкуса.

 

[40] Ительсон Л. Б. Учебная деятельность. Ее источники, структура и условия // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии.—М., 1981.

[41] Понятия «релевантная» и «иррелевантная» соответственно обозначают «относящаяся к делу» и «не относящаяся к делу».

 

[42] Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте.//хрестоматия по возрастной и педагогической психологии.-М.,1981.-С.85.

[43] Клаус Г. Введение в дифференциальную психологию учения.-М.,1987.

[44] В данном случае мы будем пользоваться понятием «научение», имея в виду то, оно в той или иной степени включает в себя представления об учебной деятельности, учении и обучении.

 

[45] Венгер Л. А., Ибатулина А. А. Соотношение.обучения, психического развития и функциональных особенностей созревающего мозга // Вопросы психологии.— 1989.— № 2.

 

[46] Гальперин П. Я- К исследованию интеллектуального развития ребенка // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии.—Ч. II.—М., 1981.

 

[47] Давыдов В. В. Основные проблемы развития мышления в процессе обучения // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии.—Ч. II.—М., 1981.— С.204.

 

[48] Занков Л. В. Обучение и развитие // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии.—Ч. П.—М., 1981.—С. 22. Далее, рассматривая теории разным авторов, мы часто будем по традиции пользоваться термином «обучение», а не «научение».

 

[49] Матюшкин А. М. Теоретические вопросы проблемного обучения // Хрестоматий по педагогической и возрастной психологии.—Ч. II.—М., 1981.—С. 274.

 

[50] Там же.— С. 275

[51] См.: Венгер Л. А. О формировании познавательных способностей в процессе обучения дошкольников // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии.— М, 1981.—С. 180.

 

[52] См.: Истомина 3. М. Развитие произвольного запоминания у дошкольников // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии.— М., 1981.

 

[53] См.: Старжинская Н. С Формирование синтетического чтения у детей 6 лет // Вопросы психологии.— 1988.— № 5.

 

[54] Эльконин Д. Б. Развитие устной и письменной речи учащихся // Хрестоматия о возрастной и педагогической психологии.— М., 1980.— С. 258.

 

[55] См.: Лейтес Н. С. Проблема соотношения умственного развития и способностей // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии.— Ч. II.— М., 1981.— С. 164.

 

[56] См.: Смирнов А. А. Развитие логической памяти у детей//Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии.—М., 1981.

 

[57] См.: Лисина М. И. Общение со взрослыми у детей первых лет жизни // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии.—М., 1981.

 

[58] Лисина М. И. Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии.— М., 1981.— С. 109.

 

[59] См.: Бодалев А. А. Развитие восприятия человека человеком в общении // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии.— М., 1981.

 

[60] Макаренко А. С. О воспитании.— М., 1988.- С. 29.

 

[61] См.: Немов Р. С., Кирпичник А. Г. Путь к коллективу: Книга для учителей о психологии ученического коллектива.— М., 1988.

 

[62] Макаренко А. С. О воспитании.—М., 1988.—С. 45, 66, 183.

[63] Кован Ф. А., Кован К. П. Взаимоотношения в супружеской паре, стиль родительского поведения и развитие трехлетнего ребенка // Вопросы психологии.—1989.—№ 4.

[64] Аснин В.И. Об условиях надежности психологического эксперимента // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии.—Ч. I.—M., 1980.

 

[65] Психологическая диагностика: проблемы и перспективы / Под ред. К. М. Гуревича.-M.,1981.—C.63.

 

[66] Одаренные дети. - М., 1991.—С. 153—154.

 

[67] Одаренные дети.—- М., 1991.—С. 46

[68] На момент написания этого учебника психологическая служба в системе образования находится в процессе становления и развития. В тексте нашли отражение лишь те ее структуры, которые сложились в настоящее время.

 

[69] Кан-Калик В. А. Основы профессионального педагогического общения.—- М., 1987.

 

[70] Разница между понятиями «психотерапия» и «психокоррекция» состоит в следующем. Психотерапия – это система медико-психологических средств, применяемых для лечения различных заболеваний врачом. Психокоррекция – это совокупность психологических приемов, используемых психологом для исправления недостатков в психологии или поведении физически здорового человека.


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.094 с.