До Рождества Христова 1793 лето — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

До Рождества Христова 1793 лето

2020-08-20 116
До Рождества Христова 1793 лето 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

РОСТОВСКИЕ СКАЗАНИЯ


ЦАРЕВИЧ РОСС-ВАНДАЛ

КНЯЗЬ СЛАВЯН НОВГОРОДСКИЙ

ВАНДАЛ, ЦАРЬ НОВГОРОДСКИЙ

До Рождества Христова 490 лето

По смерти царя Славяна стал царствовать в построенном им городе Кунигардии сын его, царь Вандал. Он был во всем подобен отцу своему: мудрый законодатель и счастливый полководец. К нему присоединялися многие соседние с ним народы, для которых он на другом берегу реки Мутной построил крепкий город, назвал его Новым городом, а Кунигардию назвал Великим Словенском.

Премудрый царь Вандал разделил прежде на части отцово царство. Одна часть была у царя Вандала. Соправители его – четыре царя – не захотели повиноваться пятому, т.е. царю Вандалу. Поэтому четверо соединилися против пятого и согласились, чтобы каждому из них царствовать в своем царстве, в том числе и царю Вандалу, с равною силою и властию так, чтобы никому из них не нападать на другого. И для этого согласились все совокупно, в том числе и царь Вандал, и он свое согласие утвердил страшной клятвой. Помянем слова одного Божества, сказанного, что тот, кто напьется жертвенного вина из медной чаши, тот завладеет всеми пятью царствами.

Так эти пять царей в великом согласии и царствовали десять лет и каждый год справляли великое торжество Богу грома и пили тут жреческое вино, подаваемое от жрецов в златых чашах. В одно из таких торжеств жрец вынес только четыре златые чаши, а пятая, по словам его, утратилась.

Каждый царь взял по чаше, а царю Вандалу не досталося таковой. Тогда он без всякого умысла и избегая могущего между ними спора, заменил утраченную чашу своим медным шеломом.

Это так поразило всех прочих четырех царей, что они вспомнили предсказание Божества, и робость поселилась в их душах. Теперь они начали думать, как бы так устроить, чтобы минуло их предсказание Божества, и удумали сослать царя Вандала в заточение и непроходимые дебри и дремучие леса Севера, в одиноко стоящий Россов стан.

Там царь Вандал свел дружбу с различными соседними властителями Россова стана. И привлек он их к себе обещанием великих даров, и попросил помочь ему возвратить наследие своего отца. Сверх этих царей составилось из различных охотников немалое войско. И под началом полководцев Россова стана пошел он добывать наследие своего отца. Сверх этих царей составилось из различных охотников немалое войско. И под началом полководцев Россова стана пошел он добывать свое наследие. С многочисленною ратью напал он на похитителей своего царства. Одного за одним царь Вандал покорил их себе и наказал их примерным образом, и стал владеть один самовластно всеми бывшими пятью царствами, как владел и отец его, царь Славян.

 

СКИФСКИЙ ЦАРЬ АФЕЙ И МАКЕДОНСКИЙ ЦАРЬ ФИЛИПП

ЦАРЬ АЛЕКСАНДР МАКЕДОНСКИЙ И ЦАРИЦА СКИФОВ АРТАКСИЯ

КНЯЗЬ ПЕЧЕГД

КНЯЗЬ ДОМЕТИЙ

МУДРЕЦ АПОЛОФАН

Однажды кесарь Октавиан послал своих слуг с качалкой звать к себе жену консула Аполофана для любовных упражнений. Однако консул Аполофан в одежде жены своей сам сел в качалку, а посланные слуги не заметили подмены. Когда они принесли качалку кесарю, то последний сам вышел навстречу. Каково же было его удивление, когда вместо ожидаемой красавицы из качалки вышел ее муж с кинжалом в руке. Угрожая кесарю кинжалом, он принудил его поклясться, что кесарь никогда впредь не учинит ему никакой обиды. И, действительно, кесарь исполнил свою клятву. Сам ничего Аполофану не сделал, но завещал месть свою пасынку своему кесарю Тиберию. Последний сперва убил сына Аполофанова, а потом приказал убить и консула. Для этого он сперва заключил его в темницу, из которой тот, благодаря друзьям своим, бежал и уплыл морем на корабле в город Афины. Там он поселился у сына друга своего, по имени Дионисий, прозванного из-за его великой не по летам мудрости Ареопагитом.

Как-то раз Дионисий и Аполофан остановились близ храма неведомого Бога. Аполофан прочитал надпись над входом в храм и спросил у Дионисия, кто такой этот неведомый Бог. Дионисий отвечал ему: «Еще тот между богами не явился, но в свое время придет. Он ведь есть Бог, так как царствовать будет на небе и на земле, и царствию его не будет конца». И еще добавил о нем вот что: «Сократ так сказал о нем: «Заклинается небо, великого Бога дело, мудрое заклинается гласом отчим, так как Отец возвещал прежде сам единородному своему родному Сыну, когда создавал весь мир». В другом месте Сократ так говорит: «Бога невозможно ни понять, ни сказать о нем невозможно, имеет же он три ипостаси, несказанен, существо же его и естество не имеют воплощенного подобия».

Великий мудрец Платон поведал о нем: «Бог – благ, отвечает за благих, а за злых – никогда!»

Фукидид сказал: «Один это три, а три – один; бесплотная образная есть Троица: где Бог, там есть Слово и Дух с ним».

А «Стихихорь» сказал: «Почтим Мариам, хорошо скрывшую таинство века, ведь от нее будет рожден Бог».

Аристотель изрек: «Неусыпно естество Божие, существо, не имеющее начала, от которого все крепкое осуществится Словом».

Сивиллы наши об этом Боге так говорили.

П е р с и к а: «Сокрушен будет Сатана, так как исполнится Слово неведомое и родится от Пречистой Девы Марии и будет на земле великий пророк, и нас с Богом-Отцом примирит, и к нам на жеребяти-осле приедет, из темноты отцов изведет и людей заблудших обратит, и себя самого за грехи всех верующих в него отдаст».

Л ю б и к а: «Придет день светлости и разгонит все темности, за все грехи вселенной будет дан новый дар. Бог превечный воплотится, от Девы чистой родится, от сосцов ее вскормлен будет, немых уста отворит и слепым даст прозрение, храмы Божии разоренные восстановит, когда его подвигнут к тому, он во веки от того не откажется».

И еще десять сивилл о том же много поведали. И, наконец, сам бог Аполлон однажды сказал всем во всеуслышание: «Один меня понуждает превечный, который есть свет-трисветлый, непострадавший он Бог есть. И не божество пострадает, но плоть, ибо он есть смертен плотью, а нетлению чужд; он есть Бог, терпящий страдание от смертных: крест, досаду, погребение».

Так передавали нам в своей науке софисты и философы. Так говорил здесь в древние времена один престарелый мудрец, по сказанию которого и воздвигнут этот храм неведомому Богу, о котором так много говорили различные мудрецы и сивиллы, но постигнуть его они не могли из-за своего многобожия».

Едва только успел Дионисий закончить речь свою, которую Аполофан слушал с великим вниманием, как вдруг во время полудня солнце померкло и полная луна стала много мрачнее солнца, и непроницаемая ночная тьма охватила землю. И тьма держалась три часа, и земля страшно тряслась. День превратился в ночь, так что два друга Дионисий и Аполофан не могли видеть друг друга и не знали, куда идти. Стояли они в страхе у дверей того храма. Потом как в мгновение ока темнота стала быстро исчезать, и опять засияло солнце по-прежнему.

Тогда Дионисий сказал с великим страхом своему другу Аполофану: «Или Бог всего мира страждет, или мир сей видимый скончевается!» На это Аполофан ему отвечал: «Не без причины в такое время поведал ты мне о неведомом Боге. Сейчас время уяснить причину такого события!»

«Точно так же было и у нас в Великом Словенске, продолжал Мунга, и на особицу в это время пали ниц на землю все наши каменные и деревянные боги и разбились вдребезги. Это дивное явление природы не могли объяснить нам жрецы наши, доколе не пришел к нам некий странный, который сказывал нам, что в это время точно Бог-Творец неба и земли страдал и умер, распятый на кресте».

Князь Дометий, слушая такие рассказы старца Мунги-Германа, наконец спросил его о его дедине-отчине, и давно ли он обитает на этом острове, и почему старец, живущий на берегу реки Вислы и пославший его к Мунге, знает его.

На это старец Мунга отвечал ему так: «Желал бы я навсегда забыть свою дедину-отчину, что я почитаю бахвальством. Но ради пользы иных расскажу тебе, князь, о роде своем».

И он начал рассказ свой следующим образом.

 

САВВИНСКАЯ ВОЛОСТЬ

АНДРЕЕВСКОЕ. Название свое деревня получила потому, что в XII веке на этом месте стоял терем кн. Андрея Юрьевича Боголюбского; здесь он открыл неверность своей супруги, княгини Улиты (дочери тысяцкого Степана Ивановича Кучки), за что он и оставил ее; это обстоятельство послужило причиной его преждевременной смерти.

БАХМАТОВО. По Хлебниковскому летописцу, деревня называется так потому, что на этом месте жил кн. Бахмат, похитивший супругу кн. Петрилы Микульчича; этот последний убил за это кн. Бахмата и овладел всем его имуществом. Кн. Петрило был христианин и своею молитвою свел на землю дождь и остановил напор льда озера на окраины Ростова. Он, по просьбе своего друга, ростовского наместника и богатыря Поддуба, остался у него ночевать, где ночью и был убит потаенными злодеями. Впоследствии на месте Бахматова терема кн. Мстислав Владимирович Храбрый, сын вел. кн. Владимира Святого, поставил свой терем, который и отдал в приданое за дочерью Твердиславой, выданной за косожского кн. Ратмира, сына кн. Редедея.

БОРОДИНО. На месте этой деревни стоял терем семи братий сбродичей, детей князя Дмитрия Дмитриевича Приимкова-Третьяка; эти братья были товарищами и сподвижниками князю Василию Шемяке, а хозяйством в тереме заведовали дочери этих князей: две дочери старшего из них, Димитрия, дочь князя Семена-Большого и дочь князя Льва Баламыша. Каждая из этих молодых княжен имела себе собеседника в лице князей: Василия Александровича Ластки, Ивана Александровича Янова, Семена Голенина и Ивана Андреевича Хохолкова-Катыря; по такому-то многолюдному и разнохарактерному сборищу этот терем и прозван был «Сбродичев терем».

ВАСИЛЕВО. При р. Устье. По Хлебниковскому летописцу, на этом месте в пещере жил Змей Горыныч, наводивший ужас на все окрестное население. Название свое сельцо получило, может быть, вследствие того, что в XII в. в той же пещере укрывалась от преследователей волшебница Василиса, любовница ростовского епископа Федора Калугера.

ГОЛЯТИНО-ГОЛУЗИНО. По рукописи, на месте этой деревне в древности будто бы было кочковатое, топкое болото, в которое витязь Звенислав насыпал над прахом княгини Коресь земли, привезенной им из Херсонеса, из «Дамасковой дебри», вследствие чего будто бы и образовалась на этом месте ныне существующая гора.

ЗАПУРЬЕ. Между реками Устье и Пура. По Хлебниковскому летописцу, на этом месте в древности стоял терем старой княгини Пуры; в этот терем поселилась потом одна волшебница, с красавицей дочерью, на которой женился ростовский князь Трудобор; эта молодая княгиня вскоре влюбилась в своего пасынка и так как он не отвечал на ее любовь, то волшебница превратила его в кабана; от такого превращения его избавила одна молодая княжна, на которой он потом и женился.

ЗУБКОВО. Настоящее название эта деревня носит потому, что во время царя Грозного это место называлось «Зубарихино гнездо», которое царь Иван Васильевич во время брака с княжной Марией Темрюковной подарил государеву рыбному ловцу села Угодич «Иволике-с-крошсчку», за его победу над черкасским князем Мастрюком, братом Марии Тсмрюковны.похвалившимся, что против него и борца нет.

МАЛИТИНО. По Хлебниковскому летописцу, на месте этой деревни происходило единоборство между ростовским князем Яросветом и княжною Ми лютою, которую князь Яросвет победил и взял себе в супружество. Это место составляло вотчину кн. Федора Васильевича Голенина, который и прозвал это урочище «Милютино побоище»; здесь дочь его Василиса устроила общину для молодых отшельниц.

МАРКОВО. При р. Устье. По Хлебниковскому летописцу, на этом месте стоял терем царевны Светозары-Малки, супруги ростовского князя Силослава-Вески, о котором легенда сохранилась и до настоящего времени; на этом же месте князь Олег нашел будто бы двух престарелых князей, которые и дали ему совет, как без кровопролития смирить ростовского наместника Свенельда.

НИЗОВО-СОЛОМЫШ. По свидетельству рукописи, на этом месте стоял терем старого князя Глеба Константиновича Водского, молодая супруга которого, княгиня Акулигга, заставляла его призывать к себе лекарей и знахарей, ради излечения своих мнимых недугов; наконец князь Глеб узнал ее проделки и вылечил ее ременным бичом, выйдя из снопа соломы, где он перед тем спрятался. Об этом происшествии существует целая повесть.

РЫЛОВО. При р. Луге. По Хлебниковскому летописцу, в XV веке на этом месте стояла хижина Ратая-Степы, сын которого Василий поступил в монашество под начало св. Пафнутия Боровского и впоследствии был архиепископом ростовским, под именем Вассиана; он на месте своей родины построил киновию,где и живал продолжительные сроки. I

САВВИНСКОЕ. При р. Устье. По Хлебниковскому летописцу, на месте села стоял терем княжны Милославы, на которой хотел жениться белозерский кн. Синеус, но уступил ее ростовскому кн. Громосилу; здесь же под видом простого латника жил немалое время кн. Олег, когда приходил в Ростов для низложения ростовского наместника Свенельда. В XIII веке на этом месте жил кн. Роман Михайлович Черниговский, один из братьев княгини Марии Михайловны, супруги ростовского кн. Василька Константиновича.

СПИРЦОВО. При слиянии рек Устье и Могза. Согласно Хлебниковскому летописцу, на этом месте было жилищем жрецов и потаенных христиан Согила и Спирца, называвшихся иначе Иоанн и Петр.

СТЕБЛЕВО. При р. Пуре. Название этой деревни, как гласит предание, происходит будто бы оттого, что в древности на этом месте жила колдунья по прозвищу «Стебель».

ПРИИМКОВСКАЯ ВОЛОСТЬ

БАКЛАНОВО. В двадцатых годах XIX в. здесь имел притон знаменитый разбойник Иван Фадеев, уроженец села Осенева Ярославской губернии. Несмотря на долгое время, страшная память о злодее еще жива в устах народа. Фадеев в последний раз был пойман в деревне Бакланове, у своей любовницы, которая выдала его из ревности, так как он пришел к ней ночевать с другою молодою женщиной. Фадеев бегал с каторги много раз и был заклеймен. О нем сохранилось много легендарных сказаний.

ГОЛОВИНСКОЕ. По рукописи Артынова, в древности на этом месте жил верховный жрец г. Богомил, имевший дочь Пимну, обращенную в христианство неким мудрецом Крепкомыслом. За принятие христианства Пимна была потом убита своим отцом, который при этом и самого себя лишил жизни.

ГВОЗДЕВО. По преданию, на этом месте стоял терем ростовского кн. Гвоздя-Булата; в XIII в. этот терем принадлежал боярину Третьяку Борисовичу, который и отдал его в приданое за своей воспитанницей, княжной Марией (дочерью кн. Всеволода Александровича Кашинского), выданной за ярославского кн. Всеволода Константиновича.

КЛАДОВИЦЫ. При р. Устье. По Хлебниковскому летописцу, здесь, среди «Кладового поля», под курганом находилась могила царицы Темиры, супруги ростовского кн. Лесогона-Одноуса. В XVI веке это место составляло вотчину кн. Ивана Семеновича Лобанова, прозванного «Турий-Рог».

КУРБАКИ. При р. Которосли. В XI V в. это место, известное под названием «Курбакова поля», составляло вотчину павшего на Мамаевом побоище кн. Руса на Федоровича Щепина, после его смерти здесь проживала его дочь, княгиня Акулина, супруга кн. Глеба Константиновича Соломыша.

КЕТОШЬ. Согласно преданию, в древности на месте деревни было жилище князя Вихреслава; в XIV в. здесь была вотчина княгини Акулины, жены кн. Глеба Константиновича (см. Курбаки), которая весьма часто пировала здесь с кн. Александром Ивановичем Хохолковым.

ЛЕВКОВО. Настоящее название этой деревни произошло оттого, что в XV в. Это место принадлежало князю Льву Дмитриевичу Приимкову-Баламышу, который потом и отдал его за своей дочерью Дарьей, при выходе ее замуж за князя Ивана Андреевича Хохолкова-Катыря. (По другой версии, на этом месте стоял терем ростовского епископа Леонтия, погибшего в XI веке от рук язычников. – М.С.)

ЛОМЫ. По рукописи Хлебникова, на этом месте находилась военная ставка великого князя Василия Васильевича Темного, во время войны его с князем Василием Шемякой-Косым; сюда-то к великому князю пришли два посланных, князья Юрий Иванович Темкин и Юрий Михайлович Касаткин, с известием, что «совершился лом Шемякиной рати и что великие кара ей бе на Красной горе», – в память чего великий князь и назвал это место «Шемякины-Ломы».

НИКОЛЬСКОЕ. При р. Устье. В XI в. здесь, в ветхом княжеском тереме, проживал ростовский епископ Николай, которого кн. Всеволод Юрьевич, сын Долгорукого, не принял в Ростовскую епархию, вследствие чего епископ Николай должен был удалиться, не побывав даже ни в соборной церкви, ни на владычном дворе.

ПРИИМКОВО. На месте села Приимкова, говорит предание, была усадьба князя Александра Борисовича (XII в.), внука Юрия Долгорукого; потом она поступила в приданое за дочерью князя Александра, Марией, выданной за князя Симеона Юрьевича; затем, в XIV веке, это место составляло уже вотчину князя Федора Андреевича Щепина-Приимка, которая потом и перешла к его внуку князю Дмитрию Дмитриевичу Приимкову-Третьяку».

СЕМЕНОВСКОЕ. При р. Вязовке. В XV в. это место было вотчиной кн. Семена Ивановича Темкина, который и отдал ее в приданое за своей дочерью Марией, выданной за князя Петра Ивановича Катырева.

СЕМИБРАТЫ (МАКАРОВО). Семибраты упоминаются в летописях XIV и XV в. При этом селе, на рубеже между князьями Гвоздевыми и Приимковыми, жили семь братий сбродичей, сыновья князя Василия Косого-Третьяка Андреевича, прославившегося в ту эпоху княжеских междоусобий своим забубенным характером. Их похождения послужили основанием для сказки «О семи Семионах, родных братьях». При Семибратах Василий Васильевич Темный был разбит дядею своим, князем Юрием Дмитриевичем. Около 1460- 70 г. Семибратами владел князь Федор Дмитриевич Гвоздь.

СТРЕЛЫ. При р. Которосли. По преданию, на этом месте было жилище князя Любослава-Велесила. построенное ему волшебником Стрелой, легенда о которых сохранилась в рукописи Хлебникова.

СУЛОСТСКАЯ ВОЛОСТЬ

БЕЛОГОСТИЦКАЯ СЛОБОДА. Согласно рукописи Артынова, местность эта получила свое характеристическое название оттого, что здесь будто бы охотился князь Кий (основатель Киева) и жил в это время в белом шатре, вследствие чего и был прозван белым гостем. Затем князь Ярослав Владимирович (997 г.) соорудил здесь церковь во имя св. Георгия; потом, в XII ст., здесь жил князь Ярослав Юрьевич, а впоследствии времени ростовский князь Константин Всеволодович поставил здесь Благовещенскую церковь, соорудив ее из 9-го камня, везомого по р. Вексе в Ростов для постройки Успенского собора. В XV столетии это место принадлежало князю Ивану Ивановичу Темке-Янову, внук которого князь Дмитрий Юрьевич Темкин и отдал это место в приданое за своей дочерью Дарьей, выданной за кн. Ивана Ивановича Буйноса Большого (1498 г.).

ВАСИЛЬКОВО. По рукописи Артынова, на месте села находился городок «Васили», построенный ростовским кн. Василием Константиновичем (ХШ в.). Во время Батыева нашествия этот городок был разорен совершенно, вследствие чего супруга князя Василька, княгиня Мария, и построила тут новый терем, назвав его именем своего мужа.

ДУБРОВА. При р. Суле. Название деревня получила от росшего близ деревни векового дуба. Согласно легенде, в древности близ теперешней Дубровы жил сказочный князь Любослав; по Хлебниковскому летописцу, в Х V в. здесь находился терем кн. Федора Дмитриевича Приимкова-Бахтиярова, потомок которого кн. Петр Владимирович Бахтияров продал этоттерем кн. Борису Никитичу Приимкову (1530 г.)

КВАСОВАРНАЯ СЛОБОДА. По преданию, в XII в. на место Квасоварной слободы прибыли новгородские ушкуйники, с целью ограбить Авраамиев монастырь; но по молитве настоятеля, архимандрита Прохора (1178 г.), они оставили свое намерение и, поселившись близ монастыря, сделались впоследствии городскими и монастырскими квасоварами.

КОЗЛОВО. Относительно этой деревни существует такого рода предание: будто бы в древности на этом месте было жилище какого-то князя Лесогона-Одноуса, имевшего дочь Вексу; в последнюю влюбился Щек, брат Кия, в то время как последний проживал неподалеку отсюда в белом шатре (см. Белогостицкую слободу); чтобы не дать подозрения, Щек обращался в золоторунного козла и в таком виде навещал свою возлюбленную. В позднейшее время это место служило вотчиной князя Ивана Ивановича Темки-Янова (XV в.), внук которого князь Дмитрий Юрьевич Темкин поступил монахом в Акакиеву пустынь и свою вотчину, называвшуюся тогда «Козлово займище», приложил к означенному монастырю (рук. Артынова).

НАЖЕРОВКА. При р. Шелковке. По рукописи Артынова, в ХVI в. на этом месте находилось жилище кн. Юрия Ивановича Темкина (1534 г.);в этом доме князю Юрию пришлось встретить трупы двух своих сыновей, Дмитрия и Ивана, замученных Грозным; дочь князя Юрия, княжна Ксения, увидев привезенные опричниками трупы братьев, лишилась чувств и тут же померла. После князя Юрия это место перешло во владение кн. Семена Юрьевича Приимкова.

НИКОЛЬСКОЕ НА ПЕРЕВОЗЕ. При слиянии Всксы и Устья. По преданию, вовремя княжения Константина Всеволодовича (XIII в.) княжеский сокольник Богдашка на этом месте, близ реки Устье, среди дремучего в то время бора нашел улетевшего у него любимого княжеского сокола, причем во время поисков был перевезен через реку неизвестным стариком; когда князь пожелал лично видеть место, где был пойман сокол, то, пришедши туда, нашел образ святого Николая, в липе которого Богдашка тотчас же и узнал перевозившего его старика. Вследствие такого события кн. Константин и основал церковь во имя святителя Николая, близ того места, где был перевезен Богдашка; оттого-то, будто бы, и произошло название села. Село Никола-Перевоз замечательно еще тем, что тут в 1434 году великий кн. Василий Васильевич Темный был разбит дядею своим, кн. галицким Юрием Дмитриевичем.

НОВОСЕЛКА. Деревня замечательна тем, что в 1836 г. близ ее был найден древний клад, состоявший из 108 серебряных вещей, весом 23 золотника 29 долей.

ПЕТРУШИНО. По Хлебниковскому летописцу, на этом месте жил князь Звенисвет, сын новгородского князя Подгора, под именем Пестрилы, от имени которого деревня и получила будто бы свое название.

СУЛОСТЬ. При р. Солоть. Хотя название Сулость чисто мерянского происхождения, однако местное предание утверждает, что название произошло оттого, что на этом месте жил князь и волшебник Ласт, имевший дочь Прозору-Сулу... Сулость была завещана вдовой вел. кн. Дмитрия Донского своей дочери. В селе Сулость родился протооирей Александр Иванович Сулоцкий, замечательный современный нам писателъ Тобольской губернии.

ХОЖИНО. По рукописи Артынова, на этом месте останавливался преподобный Авраамий Ростовский во время своего пути из Ростова во Владимир; пока, во время остановки, преподобный молился, сопровождавшие его княжеские холопы, перед тем его осмеявшие, в наказание за такое посмеяние должны были ходить по одному и тому же месту взад и вперед, и таким образом проторили широкую черту: это-то хождение и послужило будто бы поводом назвать это место Хожиным.

ЮРЬЕВСКОЕ. При р. Черной. По рукописи Артынова, название свое село получило потому, что здесь находился городок, построенный кн. Юрием Долгоруким.

УГОДИЧСКАЯ ВОЛОСТЬ

БОРИСОВСКОЕ. В начале XI в. на месте деревни было жилище кн. Бориса Владимировича (1005), сына вел. кн. Владимира Святого; в XII в. это место принадлежало кн. Борису Юрьевичу (1150), сыну Долгорукого; потом оно перешло к его брату, кн. Андрею Юрьевичу Боголюбскому, приложившего эту вотчину Ростовскому Андреевскому монастырю. Впоследствии этим местом владел ростовский боярин Захария.

ВОРОБОЛОВО. При р. Воробыловке. По Хлебниковскому летописцу, в древности на этом месте жила красавица и волшебница Мертюк, дочь волшебника Орека, прозванного «Воробой»; поэтому и Мертюк называлась «Воробихой»; она имела много любовников, которых затем убивала и зарывала на другом берегу протекавшей здесь речки. Наконец она вместе с отцом погибла от руки одного из своих любовников. После нее на этом месте жила княжна Будислава-Угода, дочь ростовского князя Печегда. По словам Ф.Я.Никольского (автора «Путеводителя по Ярославской губернии»), в Вороболове в древности стояло капище Велеса, которому приносились в жертву воробьи; по внутренностям этих воробьев жрецы гадали и предсказывали будущее: от этого селение и названо «Вороболово».

ВОСКРЕСЕНСКОЕ. При р. Тамаре. По Хлебниковскому летописцу, ростовский богатырь времен Святослава Игоревича, по имени Осой (XI в.), накануне Пасхи охотился на берегах реки Тамары и, заблудившись, сокрушался, что не может попасть на Пасхальную заутреню в Ростовский собор; вдруг он увидел перед собою освещенный храм, из которого доносилось стройное пение; он идет в церковь и видит, что она полна незнакомого ему народа. Отстояв заутреню, он остался слушать и обедню, по окончании которой старик священник обратился к нему со словом и, между прочим, сказал ему, чтобы он ежегодно ходил сюда молиться на праздник Пасхи, и что в тот год, когда он здесь молиться не станет, – он помрет. Много лет ходил Осой на заутреню, но, придя однажды, видит, что церкви нет и следа, а на месте ее лежит большой камень; кого ни спрашивал он, никто не мог сказать ему что-либо о церкви. Вспомнив слова священника, что в этот год должна последовать его кончина, он завещал сыну Святогору погребсти его на месте исчезнувшей церкви и построить тут храм. В конце XIII в. это место принадлежало ростовскому кн. Михаилу Константиновичу (1295 г.), который на месте лежащего камня и поставил церковь Воскресения Христова.

ВЫСОКОВО. По Хлебниковскому летописцу, на этом место стоял терем волшебницы Мадалеи, в котором была заключена княгиня Велеума. жена древлянского князя Руегана.

ГОРОДЕЦ. По преданию, в X в. на месте деревни стоял терем сподвижника кн. Игоря, Погани, который и отдал его потом в приданое за своей дочерью Прелепой, выданной за рыболова Вадима Мудрого. Здесь же живал и вел. кн. Владимир Святой, в то время, когда он водворял христианство в земле Ростовской, а сын его кн. Святослав Владимирович построил здесь себе особый терем.

ОГРЫЗКОВО. По Хлебниковскому летописцу, название свое деревня получила потому, что на ее месте в древности были найдены огрызенные зверями кости красавицы Мертюк и ее отца Орека-Воробы. В XV в. здесь находился терем двух дочерей кн. Льва Дмифиевича Приимкова-Баламыша (1425 г.), отличавшихся своим развратным поведением.

СКНЯТИНОВО. В ХIII в. на месте села находился терем ростовского кн. Константина Всеволодовича (1215); но нашествие Батыевых полчищ стерло его с лица земли. Затем это место принадлежало князю Константину Васильковичу (1310), сын которого, кн. Александр Константинович (1332), пошел в монашество и передал вотчину своему племяннику, кн. Константину Владимировичу (1379); а этот последний отдал ее в приданое за дочерью Анной, выданной за кн. Федора Ивановича Голену (1381).

ТРЯСЛОВО. По народному преданию, это место в древности было огорожено пряслами, где вышеупомянутая Мертюк-Воробиха и зарывала убиваемых ею любовников, вследствие чего и сама деревня назвалась «Пряслово», впоследствии изменившись в «Тряслово». По Хлебниковскому летописцу, позднее на этом же месте стоял стан асийского царя Трислава, хотевшего пленить Ростов, но разбитого ростовским князем Ратобором Копырем.

УГОДИЧИ. По рукописи Артынова, в старину Угодичи назывались У гожи, в честь баснословной княгини Будиславы-Лой-Угоды, дочери ростовского князя Печегда, прозванной за свою доброту, щедрость и услуги Угодой. В то же время на Жегулевских горах, близ терема волшебника Жегу-ли, жил аттельский царевич Крепкосил, который и был избавлен от голодной смерти кн. Печсгдом, и за этого-то Крепкосила волшебник Жегуль и посоветовал Печегду выдать свою дочь Будиславу. Мать последней княгиня Шула (дочь новгородского царя Мирграда) дала ей в приданое свой новый терем, построенный на восточном берегу Ростовского озера и при р. Воробыловке, близ Велесова камня. (Велесовым он назван потому, что на нем стоял идол Велеса, перенесенный в Чудской конец Ростова. В настоящее время этот камень находится недалеко от дер. Тряслово, на пути к так называемой «Безымянной пустоши». Он лежит на линии от Авраамиева монастыря к церкви с. Скнятинова.) Селение Угож постепенно возрастало и наконец усилилось до того, что имело своего князя старейшину Русин-Михея, нисколько не зависимого от Ростова. Св. кн. Владимир в бытность свою в Ростовской земле, ради обращения ее жителей в христианство, посылал глашатаев, созывая народ на место «общего крещатика», на прибрежье Ростовского озера; и что на этот зов одними из первых явились угожане. В княжение Юрия Долгорукого, когда процветала вся вообще Ростовская область, процветала и Угожь, а Юрий, видя смышленность угожан, основал первую в Ростовской области школу.

УТКИНО. По народному преданию, на этом месте жили два престарелых супруга с молодым сыном, по имени Трудолюб. Он был женат на дочери волшебницы Вамилы-Бикан, которая, будучи потом превращена в утку, постоянно летала над выкопанным здесь Трудолюбом прудом. В XIV в. это место принадлежало ростовскому боярину и епарху Аверкию.

ФИЛИППОВА ГОРА. По преданию, в XII в. на месте села было уединенное жилище пустынника Фили, оказавшегося впоследствии кн. Ярославом Святославичем, сыном кн. Святослава Ольговича Черниговского; затем на этом месте стоял терем новгородских изгнанников Романца и Акула, пришедших в Ростов к кн. Семену Андреевичу Луговскому-Гриве (1375), впоследствии этот терем перешел к павшему во время Мамаева побоища кн. Петру Андреевичу.

ЯКИМОВСКОЕ. По преданию, в этом месте стоял терем ростовского богатыря Вадима Бесстрашного, о котором существует даже особая легенда. Затем в XII в. здесь жил разгульный и своевольный боярин Яким (1157 г.), племянник тысяцкого Степана Кучки.

ВОРЖСКАЯ ВОЛОСТЬ

АЛЕКСАНДРИНО. По народному преданию, здесь стоял терем Шуши-Александры, дочери боярина и воеводы ростовского Громилы (1123–1142). В этом же месте, на пути в Суздаль, дневал князь Александр Невский (1252), и здесь же он расстался с князем Борисом Васильковичем.

АНГЕЛОВО. В прежнее время называлось Чертово (от слова «черт»). Существует предание, что до принятия Русью христианства в этом месте поселились христиане, пришедшие из Новгорода с князем своим Переем-Тучей, который принял христианство от св. Андрея Первозванного. Чтобы противодействовать распространению христианства в Ростовской области, князь Владимир, будучи еще язычником, поселил тут ростовских жрецов. Они поставили идола Велеса, настолько большого, что вызолоченная голова идола при закате была видна даже из Ростова. Место это называлось «Велесово дворище»... Легенда о верховном жреце этого идола, Киче, сохранилась и до нашего времени. Принявши христианство, Владимир велел уничтожить не только идола, но и все жилища жрецов сжечь; но обаяния прошедшего были еще живы: привидения и «нечистые силы» водились еще долго, так это место получило название Чертово городище. Затем епископ ростовский, святой Исайя (1080), обозревая свою паству, пожелал видеть «проклятое» место и, подошедши к берегу находящегося тут пруда, вдруг стал невидим: «во едином часе ста в граде Киеве». По возвращении своем из Киева, святитель нарек это место Ангелово. Вблизи Ангелова прежде была густая роща, у опушки которой находилось жилье суздальского наместника ростовского кн. Юрия Семеновича, сына варяжского кн. св. Симеона, варяга киевского. Сын Юрия, Семен Юрьевич, построил в этом месте на берегу ручья церковь (около 1530 г.), и роща с того времени стала называться Семеновскою, а церковь – Семеновским погостом. Впоследствии в этом погосте жил поп Сысой, у которого и родился сын – знаменитый строитель ростовского кремля и храмов, митрополит Иона Сысоевич (1652–1691). Этот последний на месте своего рождения построил великолепную деревянную церковь с 365 окнами, сгоревшую от молнии.

БЛАГОВЕЩЕНСКАЯ-ГОРА. По преданию, село построено переселенцами из разрушенного «панами» села Непотягова. Такое название носит отхожая лесная пустошь в 3-х верстах от села. Части пустоши носят особые названия: местность Марфида, по преданию и признакам, была деревней; другие названия – Панинские бочаги и Скородумовский поселок – намекают на какие-то исторические события.

ВЕКСИЦЫ. При р. Вексе. По народному преданию, боярин и воевода ростовский Громило, при кн. Юрие Долгоруком, построил здесь для своей дочери Шуши красивый терем. Входя в этот терем, Шуша была так удивлена красотою постройки, что сказала своим подругам: «Я весь век сидеть здесь буду», вследствие чего это место и получило будто бы (по созвучию) название Вексицы. Когда Шуша была выдана за кн. Игоря Черниговского (1420 1430), то терем поступил за ней в приданое, а впоследствии он перешел в род витязя Омели Храброго. Однако легендарное происхождение названия Всксиц едва ли справедливо: Вексицы, очевидно, название финское, тем более, что в Финляндии, в Выборгской губернии, известная своим водопадом река также называется Вуокса.

ВОРЖА. В XV веке (около 1430 г.) в Ворже стоял терем князя Василия Юрьевича Шемяки (который три раза был правителем Ростова: 1-ый раз в 1428 г., 2-й – в 1430–1435 и 3-й раз – по приходе из Галича в 1462 году), среди княжеских полей, засеянных рожью. Здесь Шемяка творил разные бесчинства, вследствие чего ручей, на берегу которого стоял терем Шемяки, называется даже и посейчас в народе наложенным Шемякой неблагопристойным прозвищем. У кого в то время пропадала жена или дочь, то обыкновенно говорили отыскивающим: «ищи во ржи княжой!» Недалеко от терема Шемяки находился терем княжны Анны, дочери князя Константина Михайловича Короткина, которую по красоте назвали «Малина». После изгнания из Ростова Шемяки князем Василием Темным, Анна купила землю Шемяки и оcновала поселок, назвав его «Воржи».

ЗВЯГИНО. По преданию, на этом месте было жилище кн. Доброслава Звяги (XI в.), отсюда и название села.

КЛИМАТИНО. По Хлебниковскому летописцу, на месте села, среди вековой дубравы, стоял терем сказочной княжны Лизихи, дочери ростовского князя Шустика. Эту Лизиху прозвали Царь-Девицей. Она закопала под тремя дубами сокровища своего мужа, но какой-то западный витязь или царь Елвус, узнав об этих сокровищах и отыскивая их, велел Царь-Девицу разорвать конями, за что братья 1 княжны, Запруд и Трислав, убили Елвуса «до смерти».

КОЗОХОВО-БОГОРОДСКОЕ. Село известно еще со времен Юрия Долгорукого. (В.И.Лествицын. «От Ярославля до Москвы».) По рукописи Артынова, тут стоял терем боярина и воеводы ростовского Громилы (1120-1140). здесь поссорились между собою дети ростовского кн. Юрия Долгорукого, князья Мстислав и Глеб Юрьевичи (1150-1160), из-за дочери Громилы, Шуши, которая вышла за кн. Игоря, сына Юрия Глебовича Рязанского. Дочь Шуши, Ольга, выходя за кн. Ярослава Всеволодовича, внука кн. Юрия Долгорукого, принесла с собой в приданое и козоховское поместье. Затем Козохово перешло (1227 г.) к кн. Андрею Васильевичу Суздальскому, или Анике-воину. После него ростовский кн. Константин Васильевич продал Козохово тестю, вел. кн. Ивану Даниловичу Калите, а затем имением этим владел Третьяк Долматов (1500 г.). Наконец, Грозный «приложил» село Ростовскому архиерейскому дому, а впоследствии Козохово было вотчиной Якова Федоровича Долгорукого, у которого Петр I был в Козохове (рассказ Голикова).

ТВЕРДИНО. Согласно легенде, здесь жила княжна Твердислава, дочь тмутараканского и ростовского князя Мстислава Владимировича Храброго, сына вел.кн. Владимира Святого. Твердислава была замужем за косожским князем Рами-ром, сыном князя Редеди (в X в.). Впоследствии Твердино было родовой отчиной Ивана Алферьевича, отца известного в свое время палача, графа Андрея Ивановича Ушакова.

ФИЛИМОНОВО. Село принадлежало боярину и воеводе ростовскому Филе, отдавшему его в приданое за дочерью Феклою, прозванной «Молодым-Филей». Легенды приписывают ей все деяния амазонки. Фекла вышла замуж за угличского князя Улей-Боя (?). После Филимоново принадлежало Не-федью Дикуну, дружиннику в. к. Константина Всеволодовича (около 1215 г.). Затем Филимоновым владел павший смертью героя на Мамаевом побоище Андрей Иванович


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.071 с.