Договор осв-1. Договор об ограничении систем ПРО — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Договор осв-1. Договор об ограничении систем ПРО

2020-08-20 298
Договор осв-1. Договор об ограничении систем ПРО 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Достижения на рубеже 60-70-х годов военно-стратегического паритета между лидерами двух диаметрально-противоположных социально-экономических систем, договорно-правовое закрепление принципа равенства и одинаковой безопасности в ряде советско-американских соглашений создали объективные предпосылки для смягчения международной напряженности, решения в интересах всего человечества ряда актуальных проблем политической, военно-стратегической, экономической, научно-технической и других областях. В течение 70-х годов между СССР и США была заключена серия соглашений, направленных на ограничение стратегических наступательных и оборонительных вооружений, подземных испытаний ядерного оружия[17].

Ситуация «ядерного пата» не остановила процесс технического совершенствования ядерного оружия, наиболее значительной вехой которого стало появление в первой половине 70-х годов ракет с разделяющимися головными частями индивидуального поведения (РГЧ ИН) и повышения точности доставки ядерных боеприпасов к цели. Резко возросшие в этой связи военно-технические возможности ядерного оружия дали толчок еще одному раунду развития американской стратегической мысли.

На этот раз у истоков новой доктрины стоял бывший аналитик РЭНД Дж. Шлезинджер, занявший в середине 70-х годов пост министра обороны США.

Почему в середине 70-х годов гонка сверхвооружений вдруг возобновилась? Причин много, и причины эти весьма сложны. Прежде всего, разведывательные спутники каждой из двух сверхдержав обнаруживали на территории противника новые виды оружия, новую технику. Обе стороны стали обвинять друг друга в подготовке внезапного нападения, несмотря на подписанное соглашение. Но самое главное то, что в США производители оружия и торговцы оружием, исследовательские лаборатории и генералы, а в СССР военные приходили в ужас при мысли о том, что ядерные вооружения могут быть «заморожены», хуже того, что может начаться процесс подменного и окончательного разоружения. Такая позиция понятна: под угрозой находились их особое положение, их привилегии и огромные прибыли, полученные ими в обеих странах. Начиная с 1975 года самым рьяным сторонником и теоретиком изменения стратегического курса сделался министр обороны США Джеймс Шлезинджер.

Прежде всего он верил в то, что превентивная ядерная война возможна и даже, быть может, необходима. Такая война, по его мнению, могла вспыхнуть в любой момент в Европе.

Каким образом? В 1975 году в национальных вооруженных силах стран Варшавского Договора насчитывалось 788 тысяч человек. Шлезинджер, этот американский Франкенштейн, в любой момент ожидал от московских генералов самого худшего, а именно броска танков и удара бомбардировщиков СССР по противникам: ФРГ, Франции, Норвегии, Италии и др. Если, как полагал Шлезинджер советская империя нападет на Западную Европу, т.е. на подопечных американской империи, у Франкенштейнов из Вашингтона будет один выход – сорвать советское наступление путем нанесения превентивного ядерного удара по советским городам и шахтам межконтинентальных баллистических ракет. К их сожалению,ни один превентивный удар не может полностью уничтожить потенциал ответного удара противника, причем это не зависит ни от ударной силы, ни от средств наблюдения и обнаружения, которыми располагает агрессор. Следовательно московские генералы нанесут ответный удар, уничтожив многие американские города с помощью оставшихся межконтинентальных ракет, подводных лодок и бомбардировщиков. Тогда перед частично разрушенной американской империей встанет вопрос о ее способности нанести ответный удар по противнику, который еще дышит, несмотря на раны, нанесенные первым ударом. На основании данных аргументированных высказываний можно утверждать, что в американских военных кругах созревала идея оптимального превентивного ответного удара в случае начала советской агрессии. Кроме того, одной из важных задач гарантированного ответного удара должно было стать существенное замедление способности СССР к восстановлению после обмена ядерными ударами, чтобы его возвращение на уровень военной и индустриальной державы XX века не происходило быстрее, чем в США1.

Таким образом, мы видим, что, по мнению американских военных кругов, советская сторона является агрессором.

Тогда между двумя важными державами и сложился военно-стратегический паритет. Отныне сторона, подвергшаяся нападению, могла нанести агрессору ответный удар, последствия которого сделали бы невозможным ведение им боевых действий.

1Попов Ю. Н. Год 2000: гибель человечества?Диалог Восток-Запад. М.,1986, с.34-36.

[18]

Спохватившись, американские стратеги решили любыми способами избежать подобного возмездия и выдвинули концепцию «ограниченной ядерной войны» в любом регионе, лишь бы он был подальше от США. И размещенные в Западной Европе войска США стали получать баллистические ракеты наземного базирования ГЛСМ, а авиационного АЛСМ-Б.1

В ходе переговоров об ОСВ представители СССР и США констатировали органическую взаимосвязь между стратегическими наступательными и оборонительными вооружениями и пришли к выводу о необходимости разработки двух соглашений – бессрочного договора по ПРО и временного соглашения о некоторых мерах в области ограничения СНВ. 26 мая 1972 года оба соглашения были торжественно подписаны в Москве руководителями обеих стран.

Ниже приведем статьи договора ОСВ-1. «СССР и США, ниже именуемые сторонами, будучи убежденными, что Договор об ограничении систем противоракетной обороны и настоящие временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений будут способствовать созданию только благоприятных условий для проведения активных переговоров об ограничении стратегических вооружений, а также содействовать смягчению международной напряженности и укреплению доверия между государствами,

учитывая взаимосвязь между стратегиями наступательными и оборонительными вооружениями, принимая во внимание свои обязательства по статье VI Договора о нераспространении ядерного оружия, согласились о нижеследующем:

Ст.1

Стороны обязуются не начинать строительство дополнительный стационарных установок международных баллистических ракет (МБР) наземного базирования с 1 июля 1972 года.

Статья II.

Стороны обязуются не переоборудовать пусковые установки легких МБР наземного базирования, а также МБР наземного базирования старых типов, развернутых до 1964 года, в пусковые установки тяжелых МБР наземного базирования типов, развернутых после этого времени.

Статья III.

Стороны обязуются ограничить пусковые установки баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ) и современные подводные лодки с баллистическими ракетами числом, находящемся в боевом составе и в стадии строительства на дату подписания настоящего Временного соглашения, а также дополнительно построенными пусковыми установками и подводными лодками в определенном для Сторон порядке в качестве замены равного числа пусковых установок МБР старых типов, развернутых до 1964 года, или пусковых установок старых подводных лодок.

Статья IV.

С соблюдением положений настоящего Временного соглашения может производится модернизация и замена стратегических наступательных баллистических ракет и пусковых установок, на которые распространяется настоящее Временное соглашение.

Статья V.

1. В целях обеспечения уверенности в соблюдении положений настоящего Временного соглашения каждая из Сторон использует в ее распоряжении национальные технические средства контроля таком образом, чтобы это соответствовало общепризнанным принципам международного права.

2. Каждая из Сторон обязуется не чинить помех национальным техническим средствам контроля другой Стороны, выполняющей свои функции в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

3. Каждая из Сторон обязуется не применять предназначенные меры маскировки, затрудняющие осуществление контроля национальными техническими средствами за соблюдением положений настоящего Временного соглашения. Это обязательство не требует внесения изменений в существующий порядок строительных, монтажных и ремонтных работ и работ по переоборудованию.

Статья VI.

Для содействия осуществлению целей и положений настоящего Временного соглашения Стороны будут использовать Постоянную консультативную комиссию, создаваемую согласно статьи XIII Договора об ограничении систем противоракетной обороны, в соответствии с положениями этой статьи.

Статья VII.

Стороны обязуются продолжать активные переговоры об ограничении СНВ. Предусмотренные настоящим Временным соглашением обязательства не предопределяют объем или условия ограничений СНВ, которые могут быть выработаны в ходе последующих переговоров.

Статья VIII.

1. Настоящее Временное соглашение вступает в силу по обмену письменными уведомлениями о его принятии каждой из Сторон, причем такой обмен будет иметь место одновременно с обменом ратификационными грамотами Договора об ограничении систем противоракетной обороны.

2. Настоящее Временное соглашение будет оставаться в силе в течении 5 лет, если оно не будет заменено ранее этого срока соглашением о более полных мерах по ограничению СНВ. Стороны ставят своей задачей проведение активных последующих переговоров с целью заключения такого соглашения так скоро, как это возможно.

3. Каждая из Сторон в порядке осуществления своего государственного суверенитета имеет право выйти из настоящего Временного соглашения если она решит, что связанные с содержанием настоящего Временного соглашения исключительные обстоятельства поставили под угрозу ее высшие интересы. Она уведомляет другую Сторону о принятии его решения за 6 месяцев до выхода из настоящего Временного соглашения. В таком уведомлении должно содержаться заявление об исключительных обстоятельствах, которые уведомляющая Сторона рассматривает как поставившие под угрозу ее высшие интересы.

Совершено 26 мая 1972 года в г. Москве в двух экземплярах, каждый на русском и английском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу»[19].

 

За СССР Л. Брежнев Генсек ЦК КПСС За США Р. Никсон Президент США

 

Приведем следующий документ и впоследствии попытаемся преподнести сравнительный анализ. Это договор об ограничении систем ПРО.

«СССР и США, ниже именуемые Сторонами, исходя из того, что ядерная война имела бы для всего человечества опустошительные последствия, учитывая, что эффективные меры по ограничению систем ПРО явились бы существенным фактором в деле сдерживания гонки СНВ и привели бы к уменьшению опасности возникновения войны с применением ядерного оружия,

исходя из того, что ограничение систем ПРО, а также некоторые согласованные меры в области ограничения СНВ способствовали бы созданию более благоприятных условий для последующих переговоров по ограничению стратегических вооружений,

учитывая свои обязательства по статье IV Договора о нераспространении ядерного оружия,

заявляя о своем намерении по возможности скорее достигнуть прекращения гонки ядерных вооружения и принять эффективные меры в направлении сокращения стратегических вооружений, ядерного разоружения и всеобщего и полного разоружения,

желая содействовать смягчению международной напряженности и укрепления доверия между государствами,

согласились о нижеследующем:

 

Статья I.

1. Каждая из Сторон обязуется ограничить системы ПРО и принять другие меры в соответствии с положениями настоящего Договора.

2. Каждая из сторон обязуется не развертывать системы ПРО на территории своей страны и не создавать основу для такой обороны, а также не развертывать системы ПРО отдельного района, кроме как предусмотрено в статье III настоящего Договора.

Статья II.

1. Для целей настоящего Договора системой ПРО является система для борьбы со стратегическими баллистическими ракетами или их элементами на траекториях полета, состоящая в настоящее время из:

а) противоракет, являющихся ракетами-перехватчиками, созданными и развернутыми для выполнения функции в системе ПРО, или того типа, который испытан в целях ПРО;

b) пусковых установок противоракет, являющихся пусковыми установками, созданными и развернутыми для пуска противоракет;

с) радиолокационных станций ПРО (РЛС ПРО), являющихся РЛС, созданными и развернутыми для выполнения функций в системе ПРО, или того типа, который испытан в целях ПРО.

2. К компонентам системы ПРО, перечисленным в пункте 1 настоящей статьи, относятся:

а) находящиеся в боевом составе;

b) находящиеся в стадии строительства;

с) находящиеся в стадии испытаний;

d) находящиеся в стадии капитального или текущего ремонта либо переоборудования;

e) законсервированные.

Статья III.

Каждая из Сторон обязуется не размещать системы ПРО или их компоненты, за исключением того, что:

а) в пределах одного района размещения системы ПРО радиусом 150 км с центром, находящимся в столице данной страны, Сторона может развертывать: 1) не более 100 пусковых установок противоракет и не более 100 противоракет на стартовых позициях и 2) радиолокационные станции ПРО в пределах не более 6 комплексов РЛС ПРО, причем площадь каждого комплекса имеет форму круга диаметром не более 3 км.

Статья V.

1. Каждая из Сторон обязуется не создавать, не испытывать и не развертывать системы или компоненты ПРО морского, воздушного, космического или мобильно-наземного базирования.

2. Каждая из Сторон обязуется не создавать, не испытывать и не развертывать пусковые установки противорокет для пуска с каждой пусковой установки более одной противорокеты одновременно, не модифицировать развернутые пусковые установки для придания им такой способности, а также не создавать, не испытывать и не развертывать автоматические или полуавтоматические или иные аналогичные средства скоростного перезаряжания пусковых установок противоракет»[20].

Целесообразно было бы привести документ.

«Договор подписан в Москве 26 мая 1972 года. Вступил в силу 3 ок­тября 1972 года.

Договор содержит конкретные ограничения систем ПРО СССР и США. В соответствии с договором (ст.3) каждой из сторон разрешается размещать системы ПРО только в 2-х районах: а) в пределах одного района радиусом 150 км с центром, находящимся в столице данной стороны; б) в пределах одного района ПРО радиусом 150 км от места, в котором расположены шахтные пусковые установки МБР. В каждом из этих районов предусматривается ограничение отдельных компонентов систем ПРО (числа пусковых установок противоракет и самих противоракет, числа и потенциала радиолокационных станций)

Участники договора обязуются не создавать, не испытывать и не развертывать системы или компоненты ПРО морского, воздушного, космического или мобильно-наземного базирования, а также пусковые установки для пуска более одной противоракеты одновременно и устройства для автомати­ческого перезаряжения пусковых установок противоракет (ст.5).

Системы ПРО или их компоненты сверх количеств или вне зон, определенных договором, а также системы, запрещенные им, должны быть уничтожены либо демонтированы в течение возможно короткого согласования периода времени (ст.8).

СССР и США обязуются не передавать другим государствам и не размещать вне своей национальной территории системы ПРО или ша компонен­ты, ограничиваемые договором (ст.9).

Выполнение договорных обязательств должно контролироваться нацио­нальными техническими средствами с соблюдением общепризнанных норм международного права.

Для содействия осуществлению положений договора предусмотрено создание Постоянной консультативной комиссии (ст.13).

В соответствии со статьей 11 договора СССР и США обязуются про­должить активные переговоры об ограничении СНВ»[21]

Договор является бессрочным, однако содержит положение о праве каждой из сторон выйти из него, если она решит, что связанные с содержа­нием договора исключительные обстоятельства поставили под угрозу ее высшие интересы.

Таким образом, СССР и США в соответствии с Договором об ограничении систем ПРО обязались не развертывать системы ПРО на своей территории и ограничиться двумя комплексами ПРО и согласованным количеством пусковых установок ПРО. По протоколу к договору, подписанному СССР и США 3 июня 1974 года, Стороны согласились ограничиться наличием у них по одному такому комплексу. Договор по ПРО сопровождают согласованные и односторонние заявления, касающиеся понимания некоторых его положений.

2 комплекса ПРО в СССР располагались в районе Москвы и Ленинграда, в США – в Вашингтоне и Дакоте (база «Гранд Фокс»).

Договор ОСВ-1 обязывал стороны не увеличивать выше фиксированных пределов число стационарных установок пусковых и баллистических ракет на подводных лодках.

Эти документы тесно связаны между собой: СССР и США отказались от принципа «Щит и меч» когда против создания наступательных вооружений неизменно изобреталась система защиты.

При разработке указанных соглашений был успешно решен вопрос о контроле. Стороны согласились, что контроль за соблюдением положений соглашений будет осуществляться с помощью национальных технических средств, находящихся в их распоряжении. При этом они обязались не чинить помех и не применять преднамеренных мер маскировки, которые могли бы затруднить выполнение национальными техническими средствами их проверочных функций. Для содействия осуществлению целей и положений Договора по ПРО Стороны создали Постоянную консультативную комиссию, функции которой впоследствии были расширены.

 

ДОГОВОР ОСВ-2

 

После долгих и трудных переговоров Договор ОСВ-2 был подписан Джеймсом Картером и Л.И. Брежневым. Это произошло 18 июня 1979 года в Вене.

Статья 3, самая важная статья Договора, гласит:

«1....Каждая из сторон обязуется ограничить пусковые установки

МБР, пусковые установки БРПЛ, тяжелые бомбардировщики, а также БРВЗ сум­марным количеством не превышающим 2400 единиц.

2. Каждая из Сторон обязуется ограничить с 1 января 1981 года СНВ, упомянутые в пункте 1 настоящей статьи, суммарным количеством, не превышающим 2250 единиц, и приступить к сокращениям тех вооружений, ко­торые были бы на эту дату сверх этого суммарного количества.

3. В пределах суммарных количеств, предусматриваемых в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, и с соблюдением положений настоящего Договора каж­дая из Сторон имеет право определять состав этих суммарных количеств»[22].

Ниже приводятся ограничения, установленные Договором ОСВ-2:

- пус­ковые установки МБР, оснащенных РГЧ ИН, - не более 820 единиц;

- пусковые установки МБР и БРПЛ, оснащенные РГЧ индивидуального наведения, а также БРВЗ, оснащенные РГЧ ИН,- не более 1200 единиц;

- пусковые установки МБР,БРПЛ и БРВЗ, оснащенных РГЧ ИН, а также тяжелые бомбардировщики, оснащенные для крылатых ракет с дальностью свыше 600 км, - не более1320 единиц.

Договор ОСВ-2 устанавливал общие качественные и количественные ограничения, оставляя при этом за двумя сверхкрупными державами право выбирать рамки этих ограничений и состав сил, наилучшим образом отвеча­ющих их геостратегическим «нуждам».

Согласно оценочным данным министра обороны США в январе 1979 го­да, то есть практически в момент подписания Договора ОСВ-2,у США было 9200 ядерных головных частей, у СССР-5000[23].

Договор ОСВ-2 был важной вехой на пути ограничения стратегических вооружений, при этом он представлял двум державам некоторую свободу ма­неврирования в том, что касается выбора элементов наземного базирова­ния, морского базирования или размещения в шахтах, причем этот выбор осуществлялся в рамках устанавливаемого для стратегических сил суммар­ного количества. Оно является равным для обеих стран. Таким образом, учитывалась разница в геостратегическом поло[24]жении двух стран. Договор также определял максимальное число РГЧ индивидуального наведения для каждого вида стратегических вооружений, иными словами, он был крупным шагом на пути реального сокращения ядерных вооружений, сокращения, которое должно было обсуждаться в ходе переговоров ОСВ-3.

«… Придавая особое значение ОСВ и преисполненные решениями продолжать свои усилия, начало которым было положено Договором об ограничении систем ПРО и Временным соглашением о некоторых мерах в области ограничения СНВ от 26 мая 1972 года, будучи убежденными, что предусмотренные настоящим Договором дополнительные меры по ограничению СНВ явятся вкладом в дело улучшения отношений между Сторонами, будет способствовать уменьшению опасности возникновения ядерной войны и упрочению между народами мира и безопасности …»

Кроме самого Договора к нему был составлен протокол, документ «Согласованное заявление, общие понимания…», совместное заявление о принципах и основных направлениях последующих переговоров об ОСВ и ряда других. Стороны обменялись данными о численности своих СНВ и подписали согласованный меморандум, зафиксировавший общее понимание, касающееся численности этих вооружений у обеих Сторон по состоянию на 1 ноября 1978 года, от которой должны были осуществляться сокращения.

Договор ОСВ-2 предусматривал ограничения на все компоненты стратегических сил обеих Сторон, которым Стороны договорились отнести, в частности, МБР с дальностью свыше 5500 км. Каждая Сторона обязалась ограничить пусковые установки БРНЛ, тяжелые бомбардировщики, а также баллистические ракеты класса «воздух-земля» (БРВЗ) с суммарным количеством, не превышающим 2400 единиц.

С 1 января 1981 года каждая из Сторон обязалась довести это суммарное количество до 2250 единиц[25]. Договор предусматривал также ряд качественных ограничений. Так, Стороны обязались не создавать и не развертывать баллистические ракеты с дальностью свыше 600 км для установки на плавучих средствах, не являющихся подводными лодками, а также пусковые установки таких средств; средства для вывода на околоземную орбиту ядерного оружия или новых других видов оружия массового уничтожения или любых других видов оружия массового уничтожения, включая частично орбитальные ракеты, мобильные пусковые установки тяжелых МБР и др.

СНВ сверх суммарных количеств, предусмотренных Договором ОСВ-2, подлежали демонтажу со дня вступления его в силу в течение 4 месяцев – для ПУ МБР, 6 месяцев – для ПУ БРПЛ и 3 месяцев – для тяжелых бомбардировщиков.

Демонтаж или уничтожение должны были начаться не позднее 1 января 1981 года и завершиться не позднее 31 декабря 1981 года.

Демонтаж или уничтожение запрещенных Договором СНВ должен был завершиться не позднее чем через 6 месяцев после его вступления в силу[26].

Стороны обязались не обходить положений Договора через любое другое государство или государства или каким-либо другим образом. Они не только обязались после вступления в силу Договора ОСВ-2 незамедлительно начать активные переговоры о «дальнейших мерах по ограничению и сокращению стратегических вооружений», но и поставили перед собой задачу заблаговременно, до 1985 года, заключить новое соглашение.

Проверка выполнения Договора должна была осуществляться на основе использования национальных средств контроля, причем обе Стороны обязались не чинить помех и не применять преднамеренных мер маскировки. Важная роль для содействия осуществлению целей и положений Договора ОСВ-2 отводилась Постоянной Консультационной Комиссии.

Неотъемлемой частью Договора ОСВ-2 явился Протокол к нему, который оставался в силе до 31 декабря 1981 года, начиная со дня вступления в силу самого Договора. В нем Стороны на временной основе решали ряд вопросов, которые не удалось решить при заключении Договора и его рамках.

Важной составной частью Договора было также совместное заявление о принципах и основных направлениях последующих переговоров об ОСВ. В нем стороны заявили, что в ходе переговоров они будут стремиться на основе принципа равенства и одинаковой безопасности к достижению, в частности, следующих целей:

1) значимых и существенных сокращений количеств СНВ;

2) качественных ограничений СНВ, включая ограничения на создания, испытания и развертывания новых видов СНВ и модернизацию существующих СНВ[27].

Стороны заявили о своем стремлении к решению вопросов, включенных в протокол к Договору. Наконец, они договорились о том, что «будут рассматривать другие меры по обеспечению и укреплению стратегической стабильности, обеспечению равенства и одинаковой безопасности». Важное значение имел также тот факт, что в этом документе Стороны подчеркнули, что по мере необходимости они будут рассматривать «дальнейшие совместные меры по укреплению международного мира и безопасности и уменьшению опасности возникновения ядерной войны».

Построенный на принципе равенства и одинаковой безопасности, Договор учитывал интересы СССР и США. Полное претворение его в жизнь было призвано открыть дорогу к существенному сокращению вооружений и реализации высшей цели – полному прекращению производства и ликвидации запасов ядерного оружия.

Венская встреча и ее итоги вызвали широкие положительные отклики во всем мире. Она показала, что советско-американские соглашения, способствующие ограничению гонки вооружений, упрочению разрядки международной напряженности и укреплению мира, соответствуют интересам всего человечества.

Но администрация США отложила ратификацию Договора под предлогом ввода ограниченного количества советских войск в Афганистан. Истинная причина состояла в том, что правые силы в Д. США были категорически против принятия Договора. Они обратились с критикой на него, пытаясь доказать, что он не отвечает национальным интересам США. К тому же борьба США вокруг Договора была использована и как предлог для пересмотра всей политики США в отношении СССР. Пришедшая к власти в 1981 году администрация президента Р. Рейгана отказалась от ратификации Договора, приступив к осуществлению планов модернизации и резкого наращивания всех компонентов стратегических сил США.

Приняв решение о завершении переговоров по ОСВ-2 подписанием соглашения в СССР, администрация Картера с началом 1979 года усилила работу в пользу сдержанности в области стратегических вооружений и продолжения переговоров по ОСВ со стороны США. Иногда ей приходилось одерживать тех, кого считал Договор чуть ли не односторонней уступкой США СССР. Так, сенатору Джавитсу, жаловавшемуся на то, что советская Сторона «не хочет ни чего отдавать за ОСВ», Картер вынужден был объяснить, что новый Договор об ОСВ нужен и самим США.

 

ПРОБЛЕМА РСД В ЕВРОПЕ

 

Разрядка в противостоянии произошла в 70-е годы. Венцом ее стало Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Страны-участницы беседовали 2 года, и в 1975 году в Хельсинки они подписали Заключительный акт совещания. Со стороны СССР его укрепил Леонид Брежнев. Этот документ узаконил послевоенный раздел Европы, чего и добивался СССР. В обмен на эту уступку Запада СССР обязался уважать права человека[28].

Одновременно с Конференцией в Хельсинки, но вне прямой связи с ней, начиная с 1973 года возобновились переговоры между представителями стран Варшавского Договора и НАТО о сокращении вооруженных сил в Европе. В скором времени эти переговоры зашли в тупик из-за жесткой позиции представителей Варшавского Договора, имевших превосходство в обычных вооружениях в Европе. Дисбаланс еще больше увеличился в середине 70-х годов в связи с установкой в Восточной Европе новых советских ракет средней дальности СС-20 (не подпадавших под соглашение по ОСВ)[29].

12 декабря 1979 года… Эта дата, несомненно, войдет в список тех исторических дат, когда принимались опрометчивые, зловещие, а порой и роковые решения, которые повлекли за собой или способны повлечь тягчайшие последствия для международного мира и безопасности, для судеб миллионов людей.

В этот день в Брюсселе, где находится штаб-квартира созданного в 1949 году под эгидой Вашингтона Северо-Атлантического военно-политического блока (НАТО), руководители этого союза приняли так называемое «двойное решение». Нарекли его так потому, что одна из его частей – главная – предусматривала размещение начиная с конца 1983 года на натовских плацдармах в Западной Европе новых американских ядерных систем средней дальности – баллистических ракет «Першинг-2» и крылатых ракет общим числом около 600. Другая - второстепенная часть имела в виду проведение переговоров США и СССР об ограничении ядерных вооружений в Европе. На эти переговоры Вашингтон пошел дабы попытаться обеспечить политическое прикрытие плану изменения в свою пользу регионального и глобального ядерного баланса.

Для СССР с самого начала было ясно, что в Белом доме не стремятся к достижению честного соглашения о возможном ослаблении ядерного противостояния на континенте. Но это намерение администрации США было далеко не очевидно как для некоторых западноевропейских участников НАТО, так и для части общественного мнения. Учитывая все обстоятельства, СССР вступил в Женеве в переговоры с США с целью испытать все возможные достижения взаимоприемлемого соглашения, а если оно оказалось бы недостижимым, то не дать военной группировке в Вашингтоне и тем, кто ее поддерживает, уйти от ответственности за последствия принятого ими враждебного интересам Европы и всего мира решения.

Ракеты «Першинг-2» и крылатые ракеты по своим боевым характеристикам – потенциал внезапного, первого удара. Ракеты «Першинг-2» способны оказаться у цели менее чем через 10 минут, сокращая до минимума время для оценки ситуации и принятия решения другой стороной. Крылатые ракеты обладают свойством подкрадываться к цели почти незаметно, поскольку летят на малой высоте, прячась в складках местности, и поэтому их трудно обнаружить радаром. Вывод очевиден: новые американские системы задуманы как детонатор так называемой «ограниченной» ядерной войны на континенте[30].

Согласно «двойному решению» НАТО от 12 декабря 1979 года, в Западной Европе в случае «неуспеха переговоров» намечена развернуть 572 ракеты – 108 ракет «Першинг-2» и 464 крылатые ракеты «Томагавк».

Руководители США и НАТО утверждают, что развертывание «евроракет» крайне необходимо, чтобы «восстановить равновесие» ядерных сил в Европе. В противном случае положение США и НАТО будет-де прямо-таки тяжелым. Но если обратиться к фактам, то легко убедиться, что это неверный довод. Равновесие сил между НАТО и СССР в ядерных вооружениях средней дальности существовало на протяжении многих лет. На 1 сентября 1983 года у СССР имелось 938 носителей ядерного оружия средней дальности – 473 баллистические ракеты и 465 самолетов. В распоряжении стран НАТО имелось 857 носителей – 162 баллистические ракеты и 695 самолетов. Значит, налицо примерное равенство в ядерных средствах средней дальности, хотя очевидно различие в структуре: у СССР больше ракет, а у НАТО больше самолетов, а также полуторное превосходство в ядерных зарядах[31].

За время, прошедшее с момента возникновения проблемы «евроракет», СССР делал все возможное, чтобы решить ее честно и справедливо для обеих сторон.

В 1979 году усилия СССР были направлены на то, чтобы незамедлительно провести соответствующие переговоры. Вот факты:

- 2.03.79. СССР заявил о своей готовности к ограничению ядерного оружия средней дальности в Европе путем соглашения сторон на основе полной взаимности;

- 6.10.79. СССР заявил, что «в рамках переговоров по ОСВ-3 СССР согласен обсудить возможность ограничения не только межконтинентальных, но и других видов вооружения – разумеется, с учетом всех относящихся сюда факторов и при строгом соблюдении принципа равенства и одинаковой безопасности»[32];

- 6.11.79. СССР заявил, что приступить к переговорам о ядерных средствах средней дальности надо незамедлительно. Эта идея была вновь повторена 23 ноября: немедленно начать переговоры, не дожидаясь ОСВ-3, при том положении, которое сложилось к тому времени.

В этот период СССР объявил о своей принципиальной позиции: если в Западной Европе не будет дополнительного размещения ядерных средств средней дальности, то в качестве жеста доброй воли СССР готов в одностороннем порядке сократить определенное количество ядерных средств средней дальности, развернутых в западных районах СССР.

Итак, еще до объявления «двойного решения» НАТО СССР открывал возможности не только для диалога, но и для взаимоприемлемого решения проблемы с тем, чтобы не допустить нового витка гонки вооружений. Однако советско-американские переговоры об ограничении ядерных вооружений в Европе начались лишь год спустя (в октябре 1980 года) и вскоре были прерваны США.

Для яркости картины происходящего в конце 1983 года, обратимся к фактам.

«Руководство США ведет реальную подготовку к ядерной войне, провозглашает различные стратегические «доктрины» и «концепции», оправдывающие использование ядерного оружия, лихорадочно реализует программы расширения и совершенствования существующих и создания новых видов вооружения. Так, американская администрация выработала программу форсированного наращивания стратегических ядерных вооружений. Важным компонентом наступательных ядерных сил США должны, по замыслу Пентагона, стать американские средства средней дальности в Западной Европе, размещение которых началось в конце 1983 года. Оружие предназначено для поражения целей на территории СССР, для осуществления «первого обезоруживающего удара», как его называют американские генералы. Военщина США планирует разместить оружие, в том числе лазерное в космическом пространстве. Большое внимание уделяется в Вашингтоне совершенствованию и обычных вооруженных сил. О беспрецедентном размахе военных приготовлений США свидетельствуют ассигнования на военные цели: 2 триллиона долларов в ближайшее пятилетие. Это выброшенные на ветер колоссальные денежные средства, это подчинение целям войны сырьевых и энергетических ресурсов, огромных производственных мощностей[33]… Американская сторона завела в тупик переговоры об ограничении ядерных вооружений в Европе, приступив к размещению таких ракет на территории ряда стран Западной Европы. Это сделало невозможным продолжение переговоров… Сегодня фокус борьбы за сохранение мира сосредоточен в Европе. Здесь, в Европе, вспыхнули две мировые войны, но именно Европу нынешние правители США сделали своим ядерным заложником и намереваются сделать первой жертвой новой мировой войны. Поэтому советская внешняя политика. Прежде всего, нацеленная на освобождение Европы от ядерного оружия, встречает столь яростное сопротивление со стороны американских апостолов ядерной войны. Поиск взаимоприемлемых решений не входит в планы вашингтонской администрации, которая сегодня рискует всем ради войны и ничем – ради мира».

Безусловно, общественное мнение большинства государств было категорически против размещения «Першингов» на территории Европы. Об этом также свидетельствуют факты. «Оппозиция ядерным планам США и НАТО, милитаристским акциям Вашингтона в различных районах земного шара уже давно нарастала в рядах социалистических и социал-демократических партий. Но в последний период указанная тенденция проявилась особенно ярко. Примечательно в этом плане эволюция позиция руководства СДПГ. На съезде партии Германии Шмидт, который продолжал выпускать в поддержку натовского «довооружения», оказался в изоляции – преобладающая часть делегатов высказалась против размещения в Западной Германии «Першинга-2». В своем большинстве выступает за отказ от ядерного оружия лейбористская партия Великобритании. Всегреческое социалистическое движение (АСОК) протестует против развертывания американских ракет, призывает к созданию безъядерной зоны на Балканах»[34].

Еще один пример. В Западной Германии в один из дней Недели действий за разоружение манифестанты образовали живую цепь, растянувшуюся на 108 км от Штутгарта до Ней-Ульма


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.