Оп-арт («оптическое искусство») — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Оп-арт («оптическое искусство»)

2020-08-20 318
Оп-арт («оптическое искусство») 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Оп-арт («оптическое искусство»)

Это стиль в изобразительном искусстве, появившийся в 1950-ые годы.   В живописи оп-арт всегда работает с плоскостью, но на плоскости создаёт зрительные иллюзии объёма, движения и ожившего пространства.

В манифесте оп-арта «Довольно мистификаций» утверждается: «Человеческий глаз является нашей исходной точкой». Задача оп-арта – обмануть глаз, спровоцировать его на ложную реакцию, вызвать «несуществующий» образ. Исследования психологов показали, например, что глаз всегда стремится организовать хаотически разбросанные пятна в простую систему (гештальт). В оптической живописи, напротив, простые однотипные элементы располагаются так, чтобы дезориентировать глаз, не допустить становления целостной структуры и вызвать иллюзию мелькания, пульсации, свечения, движения.

Непрерывно колеблющиеся поверхности «сверхсенсорных» картин заводят восприятие в тупик, вызывают зрительный шок. Особенно сильным ударом подвергался нервный аппарат зрителя на тех выставках, где экспонировались движущиеся, светящиеся, отражающие свет и бликующие системы. Их посетители реагировали на «художественную иллюзию» головокружениями и обмороками.

Основателем оп-арта является Виктор Вазарели, который увлекался не только искусством, но и наукой, прежде всего физикой. Основа живописных работ Вазарели – модульная сетка, внутри которой размещены разные геометрические фигуры; их цветовая гамма, комбинация и размеры могут меняться в зависимости от цели художника. Эта сетка с фигурами, называемая пластическим алфавитом, до сих пор используется в дизайне. В упрощённом виде эту сетку может создать каждый, если в клеточки обычной тетради начнёт вписывать одинаковые кружочки, но некоторые из них будут отличаться от других по размеру или оттенкам цвета.

Современная художница Бриджет Райли (1931 год рождения) экспериментирует с цветом: само расположение оттенков на картине создаёт иллюзию мимолётных проблесков и волнообразного движения. В 1983 году Райли создала серию цветных панно для Королевского госпиталя в Ливерпуле (Великобритания), в которых показана лечебная сила цвета.

Некоторые художники использовали светящиеся трубки и вводили в свои произведения реальное движение за счёт механических устройств: например, Горацио Габриэль Росси и Франсуа Морелле.

Особенности оп-арта:

· связь с точными науками, кибернетикой, новыми технологиями, открытиями в области человеческого восприятия;

· глаз зрителя – соавтор произведения;

· оп-арт обращается не к эмоциям и интеллекту, не к способности сопереживать или искать скрытые смыслы, а к способности просто видеть;

· возвращает ценность чистого созерцания;

· основан на точном расчёте и абстрактен, использует простейшие геометрические фигуры, сетку, линии;

· признаёт устаревшими чистую живопись и скульптуру, так как создаёт «многомерные пространства пластического искусства» (из «Жёлтого манифеста» 1955 года);

· проявился в моде, оформлении интерьера и графическом дизайне (рекламные плакаты, афиши, обложки журналов и музыкальных пластинок и дисков).

Вопросы:

Разгадайте художественные приёмы оп-арта. Какими средствами им удавалось в плоском изображении создавать зрительные иллюзии? Для этого достаточно внимательно рассмотреть иллюстрации из папки «Оп-арт».

2. Вам понравились работы оп-арта? Почему да или почему нет? Напишите 2-3 примера из запомнившихся.

Поп-арт.

 

Это стиль в изобразительном искусстве, появившийся в 1950-1960-ые годы.

Появление этот стиля связывают с двумя основными причинами:

1) засилье в искусстве геометрической абстракции и абстрактного экспрессионизма, непонятного и тяжелого для восприятия;

2) ситуация после Второй мировой войны, когда люди стремились к мирной и счастливой жизни, комфорту, благополучию и наслаждениям.

 

Одной из первых работ поп-арта считается коллаж английского художника Ричарда Гамильтона «Что делает наши дома такими разными, такими привлекательными» (1956 год), образы которого тот же художник переосмыслил уже в 1992 году, повторив свой коллаж. В этой работе проявляется характерная черта поп-арта – ирония. Коллаж Гамильтона – это размышление о ценностях современников, выполненное в стиле рекламного плаката, но с элементами антипропаганды и сатиры.

Наибольшую известность поп-арт приобрёл благодаря американским художникам – Энди Уорхолу и Рою Лихтенштейну.

Энди Уорхол начал карьеру художника с работы в журнале мод, для которого он рисовал рекламу и иллюстрации. Переосмыслив механизмы коммерческой рекламы, Уорхол прославился композициями в технике шелкографии, иронически преобразующими мотивы массовой культуры. Узнаваемый приём художника – многократное повторение одного и того же образа в ярких, агрессивных цветах.

Уорхол в Нью-Йорке основал мастерскую, которую назвал «Фабрикой Энди Уорхола».

Поставил несколько экспериментальных фильмов, где неподвижная камера фиксировала поток жизни, пытаясь показать повседневность в её простейших формах и вызвать у зрителя ответные физиологические реакции: например, фильм «Сон» идёт 5 часов и 20 минут, всё это время зритель видит только спящего человека. Другой фильм Уорхола «Эмпайр» («Империя») посвящён статичной съёмке небоскрёба Эмпайр-стэйт-билдинг с одного ракурса и длится 8 часов.

Рой Лихтенштейн использовал в творчестве трафаретную печать и шелкографию. Художник брал картинку из комикса или журнала и перерисовывал её на большом формате, имитируя растр, или выполнял эту картинку из необычного материала.

Вопросы:

Импрессионист Клод Моне повторял один и тот же образ, создавая серии работ. Энди Уорхол поступал по сути так же. Вспомните, какие образы повторял Клод Моне и зачем он это делал? Подумайте, у Уорхола была такая же цель? Зачем он многократно повторял образы?

Приложение.

Несколько цитат Уорхола из его дневника «Ъ и Э: как Энди становится Уорхолом»:

«Когда мне кажется, что в меня кто-то влюбился, я начинаю страшно нервничать. Каждый раз, когда у меня "роман" и я иду на свидание, я так нервничаю, что привожу с собой всю свою мастерскую. Примерно пять-шесть человек».

 

«Я верю в приглушенный свет и кривые зеркала. Каждому полагается ровно столько света, сколько ему требуется, чтобы хорошо выглядеть».

 

«Самое красивое в Токио - McDonald's

Самое красивое в Стокгольме - McDonald's

Самое красивое во Флоренции - McDonald's

В Пекине и Москве нет пока ничего красивого

[уже есть, и вообще - я не люблю McDonald's]»

Оп-арт («оптическое искусство»)

Это стиль в изобразительном искусстве, появившийся в 1950-ые годы.   В живописи оп-арт всегда работает с плоскостью, но на плоскости создаёт зрительные иллюзии объёма, движения и ожившего пространства.

В манифесте оп-арта «Довольно мистификаций» утверждается: «Человеческий глаз является нашей исходной точкой». Задача оп-арта – обмануть глаз, спровоцировать его на ложную реакцию, вызвать «несуществующий» образ. Исследования психологов показали, например, что глаз всегда стремится организовать хаотически разбросанные пятна в простую систему (гештальт). В оптической живописи, напротив, простые однотипные элементы располагаются так, чтобы дезориентировать глаз, не допустить становления целостной структуры и вызвать иллюзию мелькания, пульсации, свечения, движения.

Непрерывно колеблющиеся поверхности «сверхсенсорных» картин заводят восприятие в тупик, вызывают зрительный шок. Особенно сильным ударом подвергался нервный аппарат зрителя на тех выставках, где экспонировались движущиеся, светящиеся, отражающие свет и бликующие системы. Их посетители реагировали на «художественную иллюзию» головокружениями и обмороками.

Основателем оп-арта является Виктор Вазарели, который увлекался не только искусством, но и наукой, прежде всего физикой. Основа живописных работ Вазарели – модульная сетка, внутри которой размещены разные геометрические фигуры; их цветовая гамма, комбинация и размеры могут меняться в зависимости от цели художника. Эта сетка с фигурами, называемая пластическим алфавитом, до сих пор используется в дизайне. В упрощённом виде эту сетку может создать каждый, если в клеточки обычной тетради начнёт вписывать одинаковые кружочки, но некоторые из них будут отличаться от других по размеру или оттенкам цвета.

Современная художница Бриджет Райли (1931 год рождения) экспериментирует с цветом: само расположение оттенков на картине создаёт иллюзию мимолётных проблесков и волнообразного движения. В 1983 году Райли создала серию цветных панно для Королевского госпиталя в Ливерпуле (Великобритания), в которых показана лечебная сила цвета.

Некоторые художники использовали светящиеся трубки и вводили в свои произведения реальное движение за счёт механических устройств: например, Горацио Габриэль Росси и Франсуа Морелле.

Особенности оп-арта:

· связь с точными науками, кибернетикой, новыми технологиями, открытиями в области человеческого восприятия;

· глаз зрителя – соавтор произведения;

· оп-арт обращается не к эмоциям и интеллекту, не к способности сопереживать или искать скрытые смыслы, а к способности просто видеть;

· возвращает ценность чистого созерцания;

· основан на точном расчёте и абстрактен, использует простейшие геометрические фигуры, сетку, линии;

· признаёт устаревшими чистую живопись и скульптуру, так как создаёт «многомерные пространства пластического искусства» (из «Жёлтого манифеста» 1955 года);

· проявился в моде, оформлении интерьера и графическом дизайне (рекламные плакаты, афиши, обложки журналов и музыкальных пластинок и дисков).

Вопросы:

Разгадайте художественные приёмы оп-арта. Какими средствами им удавалось в плоском изображении создавать зрительные иллюзии? Для этого достаточно внимательно рассмотреть иллюстрации из папки «Оп-арт».

2. Вам понравились работы оп-арта? Почему да или почему нет? Напишите 2-3 примера из запомнившихся.

Поп-арт.

 

Это стиль в изобразительном искусстве, появившийся в 1950-1960-ые годы.

Появление этот стиля связывают с двумя основными причинами:

1) засилье в искусстве геометрической абстракции и абстрактного экспрессионизма, непонятного и тяжелого для восприятия;

2) ситуация после Второй мировой войны, когда люди стремились к мирной и счастливой жизни, комфорту, благополучию и наслаждениям.

 

Одной из первых работ поп-арта считается коллаж английского художника Ричарда Гамильтона «Что делает наши дома такими разными, такими привлекательными» (1956 год), образы которого тот же художник переосмыслил уже в 1992 году, повторив свой коллаж. В этой работе проявляется характерная черта поп-арта – ирония. Коллаж Гамильтона – это размышление о ценностях современников, выполненное в стиле рекламного плаката, но с элементами антипропаганды и сатиры.

Наибольшую известность поп-арт приобрёл благодаря американским художникам – Энди Уорхолу и Рою Лихтенштейну.

Энди Уорхол начал карьеру художника с работы в журнале мод, для которого он рисовал рекламу и иллюстрации. Переосмыслив механизмы коммерческой рекламы, Уорхол прославился композициями в технике шелкографии, иронически преобразующими мотивы массовой культуры. Узнаваемый приём художника – многократное повторение одного и того же образа в ярких, агрессивных цветах.

Уорхол в Нью-Йорке основал мастерскую, которую назвал «Фабрикой Энди Уорхола».

Поставил несколько экспериментальных фильмов, где неподвижная камера фиксировала поток жизни, пытаясь показать повседневность в её простейших формах и вызвать у зрителя ответные физиологические реакции: например, фильм «Сон» идёт 5 часов и 20 минут, всё это время зритель видит только спящего человека. Другой фильм Уорхола «Эмпайр» («Империя») посвящён статичной съёмке небоскрёба Эмпайр-стэйт-билдинг с одного ракурса и длится 8 часов.

Рой Лихтенштейн использовал в творчестве трафаретную печать и шелкографию. Художник брал картинку из комикса или журнала и перерисовывал её на большом формате, имитируя растр, или выполнял эту картинку из необычного материала.

Вопросы:


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.