Основные направления деятельности по регулированию миграционных процессов в Западной Европе. — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Основные направления деятельности по регулированию миграционных процессов в Западной Европе.

2020-08-20 139
Основные направления деятельности по регулированию миграционных процессов в Западной Европе. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Регулирование миграционных процессов — особая, специфическая область социальной политики государства, реализуемая посредством комплекса административно-правовых, организационно-экономических, информационных и других методов. Государственное регулирование должно осуществляться с учетом складывающихся тенденций в отношении процессов как внутригосударственной, так и внешней миграции. Большое место в сфере миграционной политики отводится регулированию внешней трудовой миграции. Система государственных мер по регулированию иммиграции включает:

1. законодательство о юридическом, политическом и профессиональном статусе иммигрантов;

2.   институционные службы по иммиграции рабочей силы;

3.   межгосударственные соглашения по иммиграции рабочей силы.

Регулирующие мероприятия стран иммиграции определяют количество иммигрантов, допускаемых в страну, в том числе трудящихся иммигрантов; устанавливают профессиональную, квалификационную, половозрастную структуру трудовой иммиграции и продолжительность пребывания в стране. Непосредственное осуществление иммиграционной политики возложено на специальные организации — национальные службы иммиграции, созданные при министерствах труда и внутренних дел. В США — первой стране массовой иммиграции — с 1982 г. существует служба иммиграции, входящая в состав юридического департамента. В масштабе ОЭСР создана служба постоянного наблюдения международной миграции — СОПЕМИ. Она координирует деятельность национальных иммиграционных управлений стран, входящих в ОЭСР.[11]

Иммиграционные службы контролируют и оформляют в соответствии с изданными законами въезд в страну иммигрантов, выдают разрешение на проживание и работу. Направление на работу в определенные отрасли и районы страны согласовывается с заявками предпринимателей, в которых указывается требуемое количество рабочей силы и ее качественная характеристика. Регулирование продолжительности пребывания в стране иностранцев, приехавших в поисках работы, варьируется в разных странах, но в целом в иммиграционной политике выделяются три основных направления:

1. так называемая ротационная иммиграция рабочей силы, для которой характерно заранее ограниченное пребывание иммигрантов (от 1 до 3,5 лет) без права приезда их семей;

2. разрешение проживания без определенного срока и с правом приезда семей;

3. так называемая "ассимилированная иммиграция". Она предусматривает постоянное проживание иммигрантов с правом получения гражданства в стране после определенного законом срока непрерывного проживания (порядка 5—10 лет).[9]

Как показывает изучение международного опыта, в значительной мере сформировавшегося под влиянием политики, проводимой МОТ, страны эмиграции, организуя внешнюю трудовую миграцию, преследуют достижение следующих целей: реализацию права граждан на свободу перемещения; содействие сокращению безработицы и облегчению ситуации на национальном рынке труда, в том числе за счет приобретения трудящимися за рубежом образования, профессий и квалификации; обеспечение возвратного характера миграции; защиту прав и интересов трудящихся-мигрантов в странах пребывания; поступление в страну валютных средств и содействие тем самым улучшению ее финансово-экономического положения. В конечном счете, достижение названных целей призвано обеспечить ускорение темпов экономического развития стран-доноров. Нерешенность ряда организационно-правовых и экономических вопросов в области внешней трудовой миграции уже породила ряд негативных последствий, как то: отток за рубеж обладателей дефицитных профессий, в том числе носителей высоких технологий и секретоносителей, что приводит не только к снижению научно-технического потенциала страны, но и к возникновению международных конфликтов; рост масштабов нелегальной трудовой миграции и, как следствие, с одной стороны, потери валютных поступлений от граждан, работающих за границей, с другой — превращение мест дислокации иностранных рабочих в криминальные зоны; социальная незащищенность граждан, работающих за границей. Каковы же рациональные элементы организации внешней трудовой миграции?

Во-первых, меры, направленные на защиту интересов трудящихся-мигрантов:

1. облегчение гражданам условий выезда и возвращения в страну проживания путем внесения изменений в национальные законодательства. Этим же целям служит последовательное преодоление государственной монополии в области организации экспорта рабочей силы, как в направлении создания частных национальных агентств, фирм, занимающихся посредничеством при трудоустройстве за рубежом, так и путем допуска в страну иностранных представительств, занимающихся такого рода деятельностью;

2. установление минимально необходимых требований к заключаемым трудовым контрактам (сроки договора, размер зарплаты, налогообложение, страхование);

3. защита прав трудящихся-мигрантов в странах-импортерах рабочей силы (заключение много- и двусторонних межправительственных соглашений по соответствующим вопросам);

4. содействие оперативной и результативной адаптации трудящихся-мигрантов к новым условиям жизнедеятельности в странах-реципиентах и реадаптации после возвращения на родину. Первая задача решается путем широкой разъяснительной и информационной работы об условиях труда и быта за рубежом, языковой и профессиональной подготовки граждан в период, предшествующий выезду за границу. Вторая — путем содействия в социально-экономическом обустройстве после возвращения на родину;

5. ограничение на сбор налогов с мигрантов при найме.

Во-вторых, меры, направленные на защиту государственных интересов стран — экспортеров рабочей силы:

1. лицензирование органами государственного управления деятельности контор, организующих экспорт рабочей силы. Цель — наделение правом посредничества при трудоустройстве за границу только тех организаций, которые обладают достаточными знаниями, опытом работы в этой сфере и способны нести материальную и юридическую ответственность за результаты своей деятельности;

2. регулирование параметров оттока рабочей силы за рубеж (как количественных, так и качественных), которое призвано предохранить национальный рынок рабочей силы от утечки за рубеж в нежелательных масштабах работников дефицитных специальностей и в то же время предотвратить негативные последствия эмиграции для демографических процессов в стране. Оно осуществляется с помощью таких мер, как лимитирование выдачи заграничных паспортов, прямой запрет на выезд отдельных категорий работников, введение эмиграционных квот на выезд представителей отдельных профессий. Применяются и экономические методы, например, дифференциация ставок валютных платежей мигрантов, работающих за рубежом, в зависимости от их специальности. Практикуется также система штрафов, вплоть до конфискации имущества, за несанкционированный выезд из страны;

3. привлечение в страну валютных средств. Их источниками являются в первую очередь сами трудящиеся-мигранты, которых либо прямо обязывают переводить в страну происхождения ту или иную часть заработка в иностранной валюте, либо заинтересовывают в инвестировании на родине с помощью различных льгот финансово-кредитного характера.

В-третьих,  меры, направленные на взаимную защиту стран-импортеров и экспортеров рабочей силы:

1. достижение в рамках двух- или многосторонних правительственных соглашений обязательства проводить трудовую миграцию на возвратной основе, имея в виду возвращение работников на родину после отработки срока договора или контракта;

2. проведение совместных согласованных действий, направленных на минимизацию нелегальной миграции.

Элементом реализации политики внешней трудовой миграции являются способы организации данного процесса. По применяемому способу организации страны-экспортеры делятся на три группы:

1. страны, где организация внешней трудовой миграции базируется практически на стопроцентном государственном регулировании потоков посредством специальных национальных служб и министерств;

2. страны, где частные агентства играют основную роль в найме рабочей силы для работы за рубежом;

3. страны, где используется смешанная схема организации.

Частнопредпринимательская организация внешней трудовой миграции весьма эффективна при условии реализации адекватных мер государственного регулирования и контроля за деятельностью трудоустраивающих фирм. Именно в такой форме она становится все более распространенной в странах — импортерах рабочей силы. При наличии значительных различий в организационной структуре управления внешней трудовой миграцией на национальных уровнях можно выделить и сходные черты. Они выражаются в наличии центрального государственного ведомства, ответственного за проведение политики в области внешней трудовой миграции, выполняющего функции головного координатора, взаимодействующего с министерствами иностранных дел, труда, занятости.

Этот центральный орган осуществляет руководство и контролирует деятельность исполнительных органов государственных и частных фирм, являющихся посредниками при трудоустройстве за границу, а также аналогичных иностранных представительств на территории страны — экспортера рабочей силы. Кроме того, создаются предприятия и организации инфраструктуры внешней трудовой миграции, обслуживающие движение рабочей силы и капиталов. Наконец, возникают различного рода общественные организации и объединения с целью защиты трудящихся-мигрантов.

Необходимо заметить, что в последние десятилетия в качестве альтернативы международной трудовой миграции рассматриваются прямые зарубежные инвестиции. Предпочтение прямым зарубежным инвестициям отдается по ряду причин. Так, переводы, посылаемые эмигрантами, расходуются преимущественно на товары зарубежного производства, что увеличивает зависимость страны от импорта потребительских товаров. Прямые же зарубежные инвестиции, например, в строительство, способствуют созданию новых рабочих мест задолго до начала выпуска продукции. На фазе же непосредственного производства товаров, предназначающихся главным образом на экспорт, с одной стороны, создаются новые рабочие места, а с другой — косвенно стимулируется рост занятости населения как путем развития других отраслей производства и услуг, так и вследствие развития отраслей, производящих потребительские товары, предназначенные для рабочих, занятых на иностранных предприятиях.

Для страны, экспортирующей капитал, это выгодно по причине более низкой заработной платы рабочих за рубежом и выпуска большего количества продукции на единицу вложенного капитала, стабильности собственного рынка труда, спокойной социальной ситуации в стране.[10]


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На протяжении десятилетий европейская миграционная политика строилась по принципу «европеизация миграционной политики» — то есть, предполагалось, что наиболее значительными будут миграционные потоки внутри самой Европы, из страны в страну, однако на самом деле, основные миграционные потоки сегодня в страны Западной Европы направлены извне. Кроме того, предполагалось, что в периоды экономических спадов коренное население будет постепенно вытеснять мигрантов с низко престижной работы, однако этого не произошло. Определенные сферы деятельности прочно закрепились за коренными европейцами, а в сферы деятельности, предназначенные для мигрантов, коренные жители Европы не идут ни при каких обстоятельствах. «Политика развития» стран-доноров рабочей силы, при помощи которой ЕС хотели сгладить приток мигрантов, оказалась не состоятельной, т.к. для таких стран денежные переводы от мигрантов являются основным каналом их притока в страну. Так, например, только за 2007 год мигрантами было отправлено из Европы в родные края порядка14 миллиардов евро. Приведенные выше факты говорят о несостоятельности современной миграционной политики ЕС. Государства - члены ЕС должны гармонизировать свою миграционную политику. Европейскому Союзу необходимо придать более обширные полномочия в сфере контроля за передвижением людей по территории Союза, создать единый механизм реагирования на угрозы иммиграции. Миграционной политике также следует быть более равновесной, в полной мере использующей все возможности, предоставляемые как пограничным контролем, так и превентивной политикой сотрудничества в отношении стран исхода иммигрантов. В данном случае вполне возможно, что миграционная политика ЕС будет более эффективной, что благоприятно отразится на его будущем экономическом и социальном развитии, а также его роли в мировом сообществе.


 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.