Бионический хай-тек или БИО-ТЕК — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Бионический хай-тек или БИО-ТЕК

2020-08-20 341
Бионический хай-тек или БИО-ТЕК 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Био-тек — архитектурное движение, находящееся пока на стадии становления и его исследовательская составляющая преобладает над практической. В противоположеность хай-теку, архитектурная выразительность конструкций зданий био-тека достигается заимствованием природных форм. Однако, прямое копирование природных форм не приносит положительных результатов так как в архитектурном сооружении появляются нефункциональные зоны.

Главное противоречие архитектурной бионики: консервативная прямоугольная планировка и конструктивная схема зданий противостоит биоморфным криволинейным формам, оболочкам, самоподобным фрактальным формам. Достойное эстетическое и экономически-оправданное решение этого противоречия — одна из основных задач био-тека.

Родственные термины: «архитектурная бионика»,«Эко-тек», «Органи-тек», «Биоурбанизм»

Архитекторы-практики био-тека: Грег Линн, Бэйтс Смарт, Николас Гримшоу, Сантьяго Калатрава, Кен Янг и др.

Архитектурно-бионическая практика породила новые, необычные архитектурные формы, целесообразные в функционально-утилитарном отношении и оригинальные по своим эстетическим качествам.

Бионика происходит от греческого слова, означающего "элемент жизни". Оно послужило основой названия направления в науке, занимающегося изучением возможности использования в технике определенных биологических систем и процессов. Сегодня бионика решает и архитектурные задачи.

Специфическая черта современного этапа освоения форм живой природы в архитектуре заключается в том, что сейчас осваиваются не просто формальные стороны живой природы, а устанавливаются глубокие связи между законами развития живой природы и архитектуры. На современном этапе архитекторами используются не внешние формы живой природы, а лишь те свойства и характеристики формы, которые являются выражением функций того или иного организма, аналогичные функционально-утилитарным сторонам архитектуры.

От функций к форме и к закономерностям формообразования- таков основной путь архитектурной бионики.

Важным моментом, сыгравшим свою роль в обращении архитекторов и конструкторов к живой природе, явилось внедрение в практику пространственных конструктивных систем, выгодных в экономическом отношении, но сложных в смысле их математического расчета. Прообразами этих систем во многих случаях были структурные формы природы. Такие формы начали успешно применяться в различных типологических областях архитектуры, в строительстве большепролетных и высотных сооружений, создании быстро трансформирующихся конструкций, стандартизации элементов зданий и сооружений и т. д.

Использование конструктивных систем природы проложило дорогу другим направлениям архитектурной бионики. В первую очередь это касается природных средств "изоляции", которые могут быть применены в организации благоприятного микроклимата для человека в зданиях, а также в городах.

Архитектурная бионика призвана не только решать функциональные вопросы архитектуры, но открывать перспективы в исканиях синтеза функции и эстетической формы архитектуры, учить архитекторов мыслить синтетическими формами и системами.

МЕТАБОЛИЗМ (В АРХИТЕКТУРЕ)

Метаболи́зм (фр. métabolisme от греч. μεταβολή, «превращение, изменение») — течение в архитектуре и градостроительстве середины XX в., пришедшее на смену функционализму интернационального стиля 1930 - 1940-х гг. Зародилось в Японии. Стиль актуален и сегодня.

Метаболизм основан на подчинении простейшей единице зданий и городов благодаря ее повторению на всех уровнях всех структур.

Главный идеолог Кионори Кикутаке, а также прослеживался некоторое время в творчестве Арата Исодзаки

Концепция метаболистической архитектуры восходит к истокам японской строительной традиции.

Понятие «метаболизм» изначально выражало возможность перестройки сооружения и замены его составляющих в соответствии с требованиями, которые предъявляет наш быстроизменяющийся мир.

Природные закономерности стали одной из основ архитектурного метаболизма.

Метаболизм проявил себя только в некоторых постройках, но для градостроительства остается актуальным до настоящего времени - он предложил универсальную систему развития города, изначально учитывающую его стремление к свободному распространению.

Особенностями архитектурного языка метаболистов стали незавершенность, «недосказанность», открытость структуры зданий для «диалога» с изменяющимся архитектурным, культурным и технологическим контекстом городской среды. Распространён приём акцентирования внимания на пустоте, с целью создания эффекта «материализации внимания», визуальное закрепление незастроенных и неосвоенных пространств при помощи символических пространственных структур. При этом создаётся некое промежуточное пространство (иначе — мезопространство), которое согласно теории метаболизма являет собой недостоющее звено между архитектурой (как в высшей степени упорядоченной средой обитания) и окружающим хаосом изменчивой городской среды или «вакуумом» природного ландшафта. В структуре как отдельных зданий, так и их комплексов и даже целых городов, разработанных под влиянием идей метаболизма, всегда чётко прослеживается вре́менная и постоянная составляющие. Ещё один признак такой архитектуры — её модульность, ячеистость, нагляднее всего иллюстрируемый на примере башни «Накагин» (Nakagin Capsule Tower) (архитектор К. Курокава).

БРУТАЛИЗМ

В 50-х годах в Англии зародилось еще одно направление современной архитектуры – брутализм (от англ. 'brutal' – грубый). Название стиля было образовано британскими архитекторами Элисон и Питером Смитсонами. Стиль своего рода противоположность хай-теку (high-tech) и поэтому иногда называют лоу-теком (low-tech), стилизацией низких технологий. В своих произведениях бруталисты стремятся к обнажению конструкций, из которых построено здание, к максимальному выявлению умышленно простых, грубых архитектурных масс.

Брутализм получил наибольшее распространение в Великобритании (особенно в 1960-е гг.) и в СССР (особенно в 1980-е гг.) Многие сторонники этого стиля исповедовали социалистические взгляды, выделяя среди его достоинств не только дешевизну строительства (особенно актуальную в первые послевоенные годы), но и бескомпромиссную антибуржуазность и «честность» этого стиля.

Архитекторы-бруталисты всячески подчеркивали грубую фактуру бетона, которую не считали нужным скрывать ни штукатуркой, ни облицовкой, ни покраской. Предпочитали нарочито тяжёлые, монотонные, прямолинейные формы («дома-коробки»). Лёгкости и гладкости «интернационального стиля» были противопоставлены тяжеловесность конструкций и шершавость монохромных поверхностей.

К началу 1980-х гг. Западную Европу захлестнула волна протестов против такого рода застройки. Принц Чарльз, в частности, отвергал бруталистские здания как «бесформенные кучи цемента». Со временем брутализм стал восприниматься как воплощение худших качеств современной архитектуры (отчуждённость от потребностей человека, бездушность, клаустрофобичность и т. д.), и его востребованность сошла на нет. Попытки возродить брутализм в современных условиях именуются необрутализмом.

СТРУКТУРНЫЙ ЭКСПРЕССИОНИЗМ

Структурный экспрессионизм — название направления в модернистской архитектуре, которое пришло на смену интернациональному стилю во второй половине 1950-х гг. и постепенно эволюционировало в различные разновидности постмодернизма. Среди источников этого направления — немецкий экспрессионизм, органическая архитектура, «бетонная поэзия» Нерви.

Для структурного экспрессионизма характерны возвращение к национальной специфике и романтизму XIX века, яркость и индивидуальность замысла, прямые отсылки к формам естественной природы при общей функциональности, чистоте линий, тяготении к современным материалам. Крупнейшие представители — финны Эро Сааринен и Алвар Аалто; ключевые произведения — Сиднейский оперный театр (арх. Йорн Утцон) и Олимпийский центр в Токио (арх. Кендзо Танге).

ОРГАНИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА

Органическая архитектура — течение архитектурной мысли, впервые сформулированное Луисом Салливеном на основе положений эволюционной биологии в 1890-е гг. и нашедшее наиболее полное воплощение в трудах его последователя Фрэнка Ллойда Райта в 1930-е — 1950-е гг.

В противоположность функционализму, органическая архитектура видит свою задачу в создании зданий и сооружений, раскрывающих свойства естественных материалов и органично вписанных в окружающий ландшафт. Сторонник идеи непрерывности архитектурного пространства, Райт предлагал подвести черту под традицией нарочитого выделения здания и его составных частей из окружающего мира, доминировавшей в западной архитектурной мысли со времён Палладио. По его мнению, форма здания должна каждый раз вытекать из его специфического назначения и тех уникальных условий среды, в которых оно возводится.

В практическом плане, спроектированные Райтом «дома прерий» служили естественным продолжением окружающей природной среды, подобно эволюционной форме естественных организмов. Наиболее влиятельным представителем органической архитектуры в Европе был финн Алвар Аалто. Индивидуализм органической архитектуры неизбежно вступал в противоречие с потребностями современного урбанизма, и неудивительно, что основными памятниками этого направления были загородные особняки. В 1950-е гг. и Аалто и Райт стали отходить от органической архитектуры и проектировали здания в интернациональном стиле.

Всплеск интереса к органической архитектуре в начале XXI века связан со становлением эстетики био-тека, которая, в отличие от Райта, признаёт возможность и значимость прямых внешних аналогий архитектурных форм с формами органической природы.

МОДЕРНИЗМ И ФУНКЦИОНАЛИЗМ

Вилла Савой Ле Корбюзье, 1931 Франция, Пуасси

Жилые дома в стиле модернизма, Франция

МОДЕРНИЗМ И ФУНКЦИОНАЛИЗМ

Жилые дома Мис ван дер Роэ, США, Чикаго

Станция метро Купчино (Санкт-Петербург, 1972)

ПОСТМОДЕРНИЗМ

Роберт Вентури. Дом, построенный для матери архитектора, 1961-1964 гг.

Архитектор Роберт Вентури, Колледж Оберлин, ставший знаковым для постмодернизма объектом

ПОСТМОДЕРНИЗМ

Пьяцца д'Италия Чарльз Мур, 1975-1980 США, г. Новый

Орлеан

Музей цивилизации Канада, Монреаль

ПОСТМОДЕРНИЗМ

Дом для семьи, Марио Ботта, Швейцария

ДЕКОНСТРУКТИВИЗМ

Музей Гуггенхейма в Бильбао — пример архитектуры постмодернизма.

Колумбийский общественный центр Питер Эйзенман

ДЕКОНСТРУКТИВИЗМ

Центр обработки данных MIT

Современное крыло королевской галереи Онтарио в Торонто (арх. Д. Либескинд).

ХАЙ-ТЕК

Интерьер ванной комнаты в стиле Хай-тек

Штаб-квартира Fuji TV (арх. Кэндзо Тангэ).

ХАЙ-ТЕК

Бумажная фабрика "РМ 11", Австрия. ATP Achammer-Tritthart & Partner.

Бывший металургический завод Дуйсбург-Майдерих.

ХАЙ-ТЕК (ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ)

Центр Помпиду. Р.Роджерс, Р.Пиано.

Исследовательский центр. Фейлден Клегг Дизайн.

ХАЙ-ТЕК (БИО-ТЕК)

Лондонский «Огурец» (арх. Норман Фостер) называют манифестом био-тека.

Город искусств и наук, Валенсия (арх. Сантьяго Калатрава)

Художественный музей Милуоки (арх. Сантьяго Каллатрава)

БИО-ТЕК

Adrian Smith + Gordon Gill Architecture городского центра в MASDAR CITY, расположенном в Абу Даби, ОАЭ

БРУТАЛИЗМ

Национальный королевский театр в Лондоне.

СТРУКТУРНЫЙ ЭКСПРЕССИОНИЗМ

Сиднейский оперный театр.

Олимпийский центр в Токио (1964) — пример

ОРГАНИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА

«Дом под водопадом» (арх. Ф. Л. Райт, 1935).

МЕТАБОЛИЗМ

Башня «Накагин» в Токио (Япония) – пример

Национальный центр искусства, Токио.

ЛЕКЦИЯ VI


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.041 с.