Лекции. Архитектурная композиция — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Лекции. Архитектурная композиция

2020-08-20 874
Лекции. Архитектурная композиция 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Лекции. Архитектурная композиция

Введение……………………………………………………………………………………………….. 3

Лекция 1. Архитектурная композиция. Понятие об основных видах архитектурной композиции. Единство архитектурной композиции …. 4

Лекция 2. Пространство и форма как базовые категории архитектурной композиции, их эволюция в истории развития мировой культуры…………………………………………………………………………………………………… 9

Лекция 3. Приёмы и средства построения архитектурной композиции…………………………………………………………………………………………… 15

Лекция 4. Рационализация условий восприятия архитектурной

композиции. Особенности восприятия сложных многоэлементных композиций………………………..................................................................... 28

Лекция 5. Композиционные особенности в развитии современной архитектуры………………………………………………………………………………………….. 37

Лекция 6. Региональные аспекты в архитектурной композиции. Анализ существующих архитектурных объектов города на предмет их композиционного построения…………………………………………………………….. 61

Список источников……………………………………………………………………………….. 62

ВВЕДЕНИЕ

ЛЕКЦИЯ I

Архитектурная композиция. Понятие об основных видах архитектурной композиции. Единство архитектурной композиции.

Архитектурная композиция

Архитектурная композиция (творение, сочинение) – это система создания проекта и самого объекта архитектуры. Наука об архитектурной композиции изучает общие закономерности построения формы в архитектуре и средства достижения единства формы и содержания.

Архитектурная композиция – целостная система архитектурных форм, отвечающих функциональным, конструктивно-технологическим и художественным требованиям.

Поэтому архитекторы призваны увязать три стороны в гармоничной композиции здания (по формуле Витрувия): с одной стороны – удобство и пользу (функциональная задача), с другой – прочность и экономичность (конструктивная и технико-экономическая задача), с третьей – красоту форм (эстетическая задача).

Требования к современной архитектуре научно обоснованы. Наука изучает особенности отдельных типов зданий, взаимосвязь помещений, вопросы оборудования, размеры и формы пространства, необходимые для конкретных социальных процессов, освещение, акустику. Все эти требования учитываются при строительстве общественных и жилых зданий. Научно обоснованы выбор места для жилых и общественных зданий в городе, размещение зеленых массивов с целью создания города как единого целостного организма с учетом воздействия климатических и природных условий, ландшафта, ориентации зданий по странам света.

Наконец, психология и физиология человека также предъявляют требования к архитектурным композициям зданий. Архитектура, являясь средой обитания человека, воздействует на чувства, отражается в сознании человека и тем самым участвует в формировании его духовного мира.

Создание единства архитектурной композиции из множества составляющих, рождение целостного образа на основе комплекса требований - главнейшая задача архитектуры.

ЛЕКЦИЯ II

Пространство и форма как базовые категории архитектурной композиции, их эволюция в истории развития мировой культуры

Дополнительные свойства

Мерность формы – это эмоциональная оценка ее объемности, плоскостности, линейности.

Тождество – это равенство, совпадение одного или нескольких объективных свойств у различных форм.

Насыщенность – степень заполнения пространства какими-либо телами.

Расчлененность формы – это ее объективное свойство, заключающееся в том, что она как целое состоит из частей.

Ориентация формы – определяется соотношением ее положения с каким-либо ориентиром, присущим среде, т.е. представляет собой взаимное расположение формы и среды.

Динамичность формы – это эмоциональная оценка изменения, точнее, нарастания массы или пространства внутри границ формы, преобладающая в каком-либо направлении развития формы.

Статичность формы – это эмоциональная оценка неизменяемости массы или пространства внутри границ формы по всем направлениям ее развития.

Соотносительность – особенность восприятия, выражающаяся в том, что все свойства одних предметов воспринимаются в сравнении с теми же свойствами других предметов.

Ассоциация – это связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое.

Иллюзорность – восприятие, не свободное от кажущихся свойств формы.

Существует три художественных свойства формы – это композиционные, художественно-образные и стилистические.

К композиционным относятся: размеры, пропорции, геометрию, цвет, освещенность, масштабность, ритмы, метры, симметрию, контраст, статику, динамику и пр. Главным свойством и критерием композиции считают гармонию.

Под художественно-образными свойствами подразумевают метафору, поэтику, в основе которых мифологическое мировосприятие мира человеком.

Стилистические свойства отражают характерные художественные течения, существующие во времени, пространстве или как почерк мастера, выражающиеся и существующие в форме обобщенных черт – стиль эпохи, региона, страны, мастера.

Все рассмотренные свойства архитектурной формы проявляются в их совокупности и единстве, образуя сложные композиционные закономерности.

размеры и форма (выступают как основные свойства пространства)

По степени изолированности пространства воспринимаются как замкнутые или открытые с достаточно обширной шкалой промежуточных сочетаний. Ограничение пространства обитания практически не бывает абсолютным — даже тупиковая площадь или помещение имеют хотя бы один вход.

Впечатление замкнутости создается психологически за счет наблюдения ограждающих объектов, роль которых могут играть монотонный ритм обрамляющих профилей архитектурных сооружений монументальные плоскости высоких зданий по четырем сторонам наблюдаемого пространства, которые как бы «отражают» попытки выйти взглядом за пределы оконтуренной ими среды, а также высотные одинаковые ориентиры (минареты по углам двора мечети). Ощущение различной степени замкнутости среды обязано, в основном, феномену зрительного восприятия, при котором монотонность или ритмичность экранирующих объектов, периметральность или пунктирность их расположения, наличие центрального объекта (статуя, фонтан, обелиск, купа деревьев) психологически оформляются в сознании как различная степень ограничения среды.

Эффект условного ограничения пространства наиболее успешно используется для визуальной организации как открытых площадей, так и интерьеров.

К открытым относятся такие пространства, в зрительной оценке которых снято «торможение» взгляда и есть визуальные условия его «продолжения». Эти условия создаются за счет наблюдения пространственной перспективы (а для этого наблюдаемое пространство должно быть вытянутым по форме или восприниматься таковым), удаленных ориентиров (колоколен, высоких зданий, градирен, труб) вертикального силуэта, за счет геометрической деформации экранирующей застройки, ее высокой разреженности.

В общем случае центричные, компактные по размерам, геометрически правильные и ритмично оконтуренные пространства создают впечатление замкнутости, а протяженные (линейные), сложные по плану и силуэту застройки, асимметричные, ориентирующие наблюдателя на динамичное визуальное обследование — впечатление открытости, которое, кстати, усиливается при увеличении пространства.

В фиксации п ространства важное значение имеет предметный или символический объект, принимающий на себя основное внимание зрителей как доминанта или композиционный акцент. Притягательность объекта как естественного центра наблюдения может придать ему статус доминанты ограниченного пространства или даже пространства. Понятие композиционного акцента апеллирует не к размерам, а к художественной насыщенности, символической нагрузке объекта, скорее даже части объекта: входа, фонтана, часов на башне, скульптуры, панно на стене — и относится преимущественно к характеристике интерьеров.

Пространство в архитектуре

Пространство в архитектуре понимают как конкретно-историческое пространство, как совокупность внутреннего, ограждающего и внешнего пространств.

Внутреннее пространство - функционально-типологическое, оно - существо архитектуры, душа архитектурного объекта. Внутреннее пространство насыщено жизненной энергией, поэтому оно дает условия для нормального функционирования жилому дому. Потребность человека во внутреннем пространстве, обладающем особыми, отличными от естественно-природного пространства качествами, была изначальной предпосылкой возникновения архитектурно-строительной деятельности человека.

Единственно возможным способом создать особое внутреннее пространство в условиях Земли является применение некоей оболочки – ограждающего пространства – в виде материально-конструктивной подосновы сооружения. Поэтому внутреннее и ограждающее пространства – следствия человеческой, общественной деятельности.

Ограждающее пространство материально-конструктивное. Это физическое тело архитектурного объекта. Ограждающее пространство сформировано "плотным" пространством конструкций, строительных материалов, а также инженерного оборудования. "Материальная оболочка" ограждающего пространства обеспечивает в жилом доме нормальную жизнедеятельность людей.

Внешнее пространство – природное, городское – является предпосылкой и условием существования архитектурного объекта как единства внутреннего и ограждающего пространств. Оно формирует дух архитектурного объекта. Внешнее пространство - это информационное и энергетическое поле, существующее в исторической бесконечности, "питающее" акт рождения архитектурного объекта - жилого дома.

Форма в архитектуре – это видимая форма, внешний облик жилого дома, по сути, граница между двумя из вышеперечисленных пространств: внешним и ограждающим (внешняя форма), ограждающим и внутренним (внутренняя форма). В жилом здании внешняя видимая форма – это его фасад, внутренняя внешняя форма – интерьер помещений.

Граница между двумя видами пространств - "пространственным" и "объемным" – принадлежит в одинаковой мере обоим пространствам. Отсюда следует важный практический вывод. Внешнюю видимую форму жилого здания (фасад) можно получить, либо конструируя структуру и пластику ограждающего пространства (наружной стены), исходя из требований жизни семьи, либо определяя форму внешнего пространства (участка, двора и улицы).

Таким образом, три вида пространства (внешнее, ограждающее и внутреннее) в своем единстве образуют архитектурное пространство или жилую постройку. Однако они обладают также относительной свободой и самостоятельностью. Каждый составной элемент архитектурного пространства имеет свои условия и закономерности существования.

ЛЕКЦИЯ III

Тектоника

Основными пластическим и важнейшим композиционным средством решения архитектурного замысла в архитектуре является тектоника. Не представляя сути вопросов тектоники, сложно успешно решать задачи архитектурного формообразования. Архитектурная форма отражает особенности её конструктивной основы: параметры, геометрические и физические свойства, работу несущих элементов, соотношения несущего и несомого, организацию конструкционных материалов. Со всем этим связано понятие «тектоника».

Термин «тектоника» введен историком античного зодчества Карлом Беттихером в 1844 году.

Ритм и метр

Метр

Метрический порядок (метр) - простейшее проявление ритма с характерным повторением в композиции одинаковых форм при равных интервалах между ними. Примерами служит расположение колонн в античных храмах, равномерное расположение однотипных станков и цехе, шкал, сигнальных ламп, кнопок приборов и т. д. В композиции используются повторяющиеся акцентированные стыки одинаковых элементов, места разъемов, повтор крепежных деталей.

Метрический ряд, видимый в перспективном сокращении, воспринимается как динамический, так как все элементы ряда (размер, интервал) последовательно уменьшаются.

Понятие метрической и динамической закономерности применимо и к простейшим геометрическим формам, в строении которых нет признаков ряда. Метрическое строение имеют прямая линия, плоскость, цилиндрическая и шаровая поверхности, все участки которых равны друг другу на всем протяжении. Кривые конического сечения (эллипс, парабола и гипербола) можно отнести к динамическим кривым, как и все виды поверхности, образованной на их основе.

По признаку наличия или отсутствия интервалов между формами (элементами) метрические ряды можно подразделить на две группы: прерывные и непрерывные. В последнем случае членение ряда происходит на стыках между формами.

Рассмотрим более подробно возможные варианты метрических рядов. Ряд, основанный на повторе одного и того же элемента, с одним и тем же интервалом, называют простым Весьма сложен ряд, образованный сочетанием нескольких разных метрических рядов

При наличии нескольких метрических рядов композиция изделия становится насыщенной и выразительной. Ясность ее достижима за счет четкого контрастного противопоставления одной группы элементов другой. Необходимо также, чтобы второстепенные ряды дополняли и поддерживали главные.

Метрическая упорядоченность форм в технике связана в большинстве случаев с требованиями к конструкции. Метрический ряд ясно прочитывается в конструкции болта - в геометрии резьбы и форме головки (чередование граней).

Динамические ряды, как и метрические, могут составляться как с интервалами между формами, так и без них. Остановимся на закономерностях ритмических рядов, построенных на основе прогрессии.

Закономерность ритмического ряда, построенного на арифметической прогрессии, заключается в том, что постоянно сохраняется разность между любыми двумя соседними интервалами. Простейший пример - ряд натуральных чисел 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7.

Геометрическая прогрессия является закономерностью ритмических рядов, в которых величина каждого последующего члена (интервала) равна величине предыдущего, помноженного на постоянное число.

Динамический ряд может быть образован сочетанием и наложением простых метрических рядов.

Примерами, иллюстрирующими использование ритмических повторов в архитектуре, служат фасады готических соборов, для композиции которых характерно нарастание сложности структуры снизу вверх. Проявление ритма в последовательном изменении сопоставляемых элементов видно на примере здания Московского университета на Ленинских горах, высота башен которого возрастает к центру одновременно с уменьшением расстояния между ними.

Проявления динамического ритма в технике очень разнообразны. Это структура конических и плоских спиральных пружин, неравномерная градуировка шкал многих приборов, плетение ажурных мачт высоковольтных передач и т. д.

Выразительные возможности ритмических систем имеют свои пределы. Если в музыке бесконечно повторять одну и ту же ноту или строить архитектурную композицию на повторении только одного элемента, неизбежна утомительная монотонность.

Чтобы композиция была завершенной, используемые в ней метрические ряды должны быть завершены, как бы закрыты. Иначе они выглядят случайными фрагментами целого. Для этого могут использоваться самые различные приемы: размещение на концах ряда элементов, более узких или широких, чем внутри ряда. Крайние элементы ряда могут быть выделены также цветом, фактурой, текстурой и другими средствами.

Ритм как свойство композиции опосредован особенностями психологии зрительного восприятия. Из всех признаков формы наиболее значимым для ритмизации является размер, затем интервал и светлота. Ритмические ряды воспринимаются в направлении от больших элементов к меньшим, от темных к светлым, от малых интервалов к большим.

Частными проявлениями ритмической закономерности в природе и произведениях искусства являются модуль и симметрия.

Модуль

Модуль это величина, принимаемая за основу расчета размеров какого-либо предмета, машины или сооружения, а также их деталей, узлов и элементов, которые всегда кратны относительно избранного модуля.

Кратность размеров деталей позволяет различно собирать из них одно и то же изделие или применять их в разных изделиях. Основной модуль - исходный размер модуля, общего для различных объектов, служащего основой координации размеров деталей в строительстве. В Украине и в большинстве других стран, в которых действует метрическая система мер, принят основной модуль, равный 100 мм (10 см).

Модульные размеры изделий должны обеспечивать взаимозаменяемость унифицированных элементов и соответствовать антропометрическим требованиям ГОСТа "Предпочтительные числа", принятого для всех отраслей промышленности.

Модуль широко применяется и в дизайне, особенно при проектировании различного оборудования из унифицированных элементов. Мебель и многие другие изделия для жилища проектируются на основе модуля, производного от основного модуля, принятого в архитектуре. Так, в системе бывшей Академии строительства и архитектуры СССР для встроенного и отдельно стоящего оборудования были приняты модули 5 см (т. е. 1/2 М) для мобильного стационарного оборудования и "разбивочный шаг", или укрупненный модуль, рав-ный 15 см, - для встроенного стационарного оборудования.

Модульная координация находит широкое применение в приборо- и станкостроении, особенно там, где развиты унификация и агрегатирование. В ка-честве основного в этих областях принят модуль 5 см.

Важной вехой в поисках соразмерности предметной среды человеку явился "Модулор" французского архитектора Ле Корбюзье, приведший пропорции человеческого тела к "золотому сечению". В предложенной Ле Корбюзье системе сделана попытка связать строительные размеры с размерами человеческой фигуры и ее частей и установить таким образом соразмерность величины здания, его частей, деталей и оборудования человеку. Создавая "Модулор", Ле Корбюзье исходил из идеи необходимости коренной перестройки всей архитектурной и предметной среды. "Модулор", как считал он, может стать полезным лишь в том случае, если он будет применяться в широком масштабе, во всех сферах материального творчества. Основная задача "Модулора", но мысли Ле Корбюзье, внести порядок в производство. Поставленная им проблема упорядочения предметной среды с помощью гармонических рядов чисел приобретает сегодня особую актуальность, поскольку в действующих системах стандартов пока не затрагивается вопрос соразмерности и гармоничности предметов.

Введение единой ммодульной системы в практику художественного проектирования облегчает решение многих задач, связанных с формообразованием изделий.

Ритм

Это свойство, органически присущее многим явлениям природы и жизни человека. Повторение и чередование соразмерных элементов — одна из закономерностей реального мира — важное средство художественной выразительности. В музыке и танце ритм проявляется в звуках и движениях, чередующихся во времени, имеет активную динамическую форму. В архитектуре, изобразительном и прикладном искусстве ощущение ритма создается чередованием элементов в пространстве. Это ритм статичный, где время заменено протяженностью, последовательность во времени заменена последовательностью в пространстве. Упорядоченная расстановка ряда форм облегчает его восприятие по сравнению с неупорядоченным множеством.

Для архитектуры ритм — средство выражения динамики процессов, организованных с ее помощью, и средство выражения динамических усилий в конструкциях.

Простейшая закономерность ритма — повторение равных величин. Для возникновения ощущения повторяемости, движения, число элементов должно быть более 5.

Ритм, организующий пространство, может быть также выражен в непрерывном изменении параметров единой формы, например, как в раковине улитки (спираль Фибоначчи положена в основу известного землебитного дома Nautilus).

Наиболее часто в архитектурной композиции встречается ритмический ряд, основанный на чередовании элементов (пилястры и лопатки каменной стены, окна и простенки). Ритмический ряд может строиться из активных элементов, перемежающихся интервалами, или из повторяющихся групп разнохарактерных элементов.

Закономерность построения ритмического ряда должна быть ясной, тогда любое нарушение ритма воспринимается как акцент. Продление ряда повышает его выразительность, однако чрезмерная его длина утомляет. 5, 7, 9 элементов в ряд воспринимаются энергично. 12, 15 элементов начинают создавать ощущение монотонности. Для того, чтобы оживить ряд, используется прием остановки ритма, нарушение последовательности интервалов и форм. Преодолению ритма служит и подчеркивание центральной части здания.

Отклонение от ритма; дисимметрия — часто след тех случайностей, которые неизбежны в жизни. В некоторых новых постройках архитекторы специально имитируют сложность и случайность, чтобы придать зданию жизненность и индивидуальность.

Для того, чтобы композиция обладала завершенностью, формирующий ее ряд должен быть остановлен, закончен. Этой цели служит сгущение элементов ряда (пилястр, уступов, ниш) на углах объема. Спокойный ритм фасадов, образованный окнами, может сдерживаться расширением крайних простенков или расположением дверного проема по оси.

Ритм — чередование в известной закономерности различных элементов или форм, сравнимых по характеру. Наряду с другими композиционными средствами является средством приведения к единству многообразия форм, сочетания всех элементов между собой в определенных найденных отношениях, в определенном порядке их расположения и чередования. Таким образом, ритм оказывает эмоциональное воздействие на человека и облегчает восприятие ряда форм по сравнению с неупорядоченным множеством.

В архитектуре ритмическая закономерность воспринимается при чередовании не менее трех Элементов, а метрический ряд образуется при наличии четырех элементов, 5—7 элементов способствуют утере самостоятельности элементов ряда. Для возникновения ощущения повторяемости, движения, число элементов должно быть более 5. Продление ритма усиливает воздействие его на эмоции: 5, 7, 9 элементов в ряд воспринимаются энергично. Однако имеется максимальный предел развития ряда, преодоление которого формирует ощущение угнетающей монотонности (12, 15 элементов).

Главное требование к ритмическому ряду — закономерность его построения должна ясно восприниматься зрителем. Эстетическая задача ритмического построения — согласование отдельных элементов здания, приведение их к определенному единству. Для придания композиции завершенности, формирующий ее ритмический ряд должен быть остановлен. Этой цели служит сгущение элементов ряда на углах объема (пилястр, уступов, ниш), расширение крайних простенков, создание асимметрии в композиции. Спокойный ритм фасадов, образованный окнами, может сдерживаться расширением крайних простенков или расположением дверного проема по оси.

Пропорции

Пропорциональность – соразмерность, определенное соотношение отдельных частей предмета между собой. В античности основывалось на понятии золотого сечения.

Пропорции — определенные соотношение между архитектурным сооружением в целом и его частями, между отдельными частями и их элементами. Пропорции раскрывают внутренние закономерности связи форм. В архитектурной композиции пропорции играют важную роль в достижении выразительности сооружения, нахождении масштабности. Пропорции зависят от строительных приемов и эстетических представлений, господствующих в данное время. Пропорции основного объема здания должны повторяться в его частях и деталях. Гармоничность получается при подобии любой основной фигуры целого с его деталями.

Большое распространение получила теория пропорциональности, основанная на делении отрезка в среднем и крайнем отношении, известная под названием «золотое сечение» или «золотое отношение». Особенность «золотого сечения» заключается в том, что эта пропорция связывает между собой отношения частей и целого. Принцип деления в среднем и крайнем отношении и многие его свойства были известны давно, в эпоху Возрождения его называли «божественная пропорция». Деление целого на две неравные части пропорционально тогда, когда меньшая часть так относится к большей, как большая к целому, и наоборот. Золотое сечение отражает общий закон пропорциональности. Распространенность пропорции золотого сечения в архитектуре объясняют тем, что оно выражает многие свойства строительной механики и отвечает законам зрительного восприятия человека. Приближенные числовые значения этой пропорции соответствуют радиусам кривизны хрусталика человеческого глаза, а также соотношениям осей эллипса бинокулярного поля зрения.

В жилых зданиях и в современной архитектуре с ее простыми формами и отсутствием сложного декора проблема пропорций играет первостепенную роль. Чем проще объемная структура здания, чем меньше на нем декоративных элементов, тем яснее просматриваются и оцениваются его пропорции и тем большее значение они приобретают в общей композиции дома.

Для создания ясных геометрических форм в простых и сложных зданиях используют модульные решетки, которые служат основой структурной упорядоченности планов жилых зданий. Модульная сетка служит основой взаимной увязки планировки помещений с системой конструктивного построения здания, с типом несущих и ограждающих конструкций и их разрезкой на элементы. Модулированию подлежат планировочная структура жилого здания, общая сетка несущих элементов, балок перекрытий, заполнений стен, перегородок и перекрытий, высота этажей и проемов

Пропорция в архитектуре — это определенная соразмерность частей сооружения, соблюдение которой оказывает существенное влияние на организацию гармоничного интерьера.

Только за счет изменений пропорций, частей интерьера или членений поверхностей стен или потолка можно добиться различного впечатления от пространства. Так, довольно узкий коридор можно зрительно расширить путем введения горизонтальных членений на поверхности стен, а низкое помещение «вытянуть» вверх за счет вертикальных. Можно «уменьшить» или «расширить» пространство, «раздвинуть» или «сжать» стены. Определенное соотношение частей и целого помогает снять неприятное ощущение тяжести над головой или эмоциональную напряженность, возникающую при переходе во внутреннее пространство здания.

Масштаб и масштабность

Под архитектурным масштабом понимают степень расчлененности композиции, крупности ее форм по отношению ко всему зданию.

Масштабность

Масштабность соразмерность формы и ее элементов по отношению к человеку, окружающему пространству и другим формам.

Все предметы и изделия должны быть соотносимы с размерами человека, соразмерны ему. Представление о масштабности предметов складывалось в процессе повседневного пользования изделиями и предметами, окружающими человека. Чувство масштабности - это реальное восприятие мира, отдельных явлений в их конкретной величине.

В буквальном значении масштаб - отношение размера предмета на чертеже к его действительному размеру в натуре. В практике художественного проектирования масштабность - это соразмерность сооружений или изделий человеку, а также вещей друг другу по их обычно представляемым должным размерам и др. В этом смысле масштаб не абсолютная, а относительная величина.

При проектировании машин, приборов, бытовых изделий и т. д. необходимо заботиться о том, чтобы их размеры соответствовали назначению, были масштабно увязаны с окружающей средой. Даже в формах и размерах крупных металлообрабатывающих станков должен хорошо проявляться масштаб. Отдельные детали, размеры которых всегда остаются более или менее постоянными, например органы ручного управления машиной, кабины, подножки, ручки и т. д., информируют нас об истинных размерах всей машины, прибора, интерьера. При фактическом или зрительно воспринимаемом искажении размеров этих деталей их форма становится немасштабной, а изделие в целом производит впечатление гротеска, карикатуры.

Антропометрические величины могут служить основой масштабной характеристики изделия, с которым человек вступает в непосредственный контакт. Доказательством этому служат исторически сложившиеся различные системы пропорциональной взаимосвязи размеров изделий, сооружений с размерами тела человека. Об этом свидетельствуют, например, названия используемых мер - фут, локоть, пядь и т. д. В архитектуре показателями масштаба выступают различные конструктивные элементы - кирпичи, бревна, дверные и оконные переплеты, стенные панели современного дома и т. д.

У небольших изделий детали (указатели масштаба) выглядят относительно крупными, а у больших - мелкими, даже если при этом не меняются их фактические размеры. Это одна из закономерностей масштабного строения формы. Так, поиск величины основного объема радиоприемника и неизменность размеров ручек управления, вызванная требованиями антропометрии, позволили найти верный масштаб радиоприборов большого и малого размеров.

Как сродство композиции масштабность следует использовать достаточно свободно, руководствуясь соображениями художественной выразительности. Так, хотя дверной проем имеет определенный масштаб, связанный с размерами стоящего человека, однако при решении входа в общественные здания обычный масштаб лучше нарушить, увеличить но сравнению с дверями в жилых зда-ниях. Этим подчеркивается общественное значение учреждения, клуба и т. д..

Существует взаимосвязь между восприятием масштабности и членениями формы. Чем крупнее членения формы, тем она крунномасштабней. По этой причине при сравнении примерно равновысоких колоколен Новодевичьего монастыря и Ивана Великого в Московском Кремле обнаруживается, что масштаб последней несравненно крупнее, значительнее.

Масштабная выразительность предметов и сооружений зависит также от многих других особенностей зрительного восприятия. Белые и светлые предметы выглядят крупнее, чем равные им по размерам темные. Предмет, расположенный на ограниченном фоне или в окружении малых форм, кажется большим, чем предмет на большом поле или среди крупных предметов, при той же величине. Обычная иллюзия зрения переоценка величины вертикальных линии но сравнению с горизонтальными. Соответственно и форма, члененная но вертикали, кажется выше, чем нерасчлененная или расчлененная но горизонтали. Верхняя часть прямоугольника, разделенного на две половины, выглядит крупнее нижней и т. д.

Правильное решение вопросов масштабности в большой степени зависит от понимания свойств материалов, конструкции и способов изготовления изделий. Придание чугунной детали (изготовленной литьем) формы, характерной для сварной детали, искажает ее масштаб. Представления о масштабности, как бы ее нормы, постепенно меняются в связи с тем, что появляются новые материалы, новые способы обработки старых материалов, меняется облик окружающих предметов и т. д.

Масштаб в архитектуре выражает особенности композиционного построения, связанные с размерами отдельных частей сооружения, их отношением к целому, степень обобщения или расчленения архитектурной формы, ее пластику и характер деталировки. Архитектурный масштаб определяется соотношением сооружения с окружающей средой и соразмерностью человеку. В своей созидательной деятельности человек выступает как мера всех вещей, поэтому с ним соизмеряется все. От полученного масштаба зависит выразительность жилого дома.

Чрезмерное измельчение или укрупнение масштаба может также привести к потере масштабной соразмерности, к немасштабности. Однако основной мерой масштабности, главным указателем масштаба служит сам человек с его физическими размерами и масштабными представлениями. Отношение человек — здание рассматривают с трех сторон: антропометрические данные о человеческом росте и основных параметрах человеческой фигуры; социально-пространственные параметры помещений, исходя из условий социального взаимодействия; гармоничность взаимодействия композиционных средств с человеком, для которого создано здание.

Части здания, связанные с определенными привычными размерами, — двери, ступени лестниц, балюстрады, парапеты, перила, балконы, высота этажа, а также размер кирпича или бревна, имеют большое значение в оценке масштабности и служат указателями масштаба. Их размеры обусловлены практическими требованиями или общепринятыми нормами и могут колебаться в сравнительно узких пределах. Пластика здания — основа масштабного строя сооружения, обусловливающая его масштабное восприятие. Как правило, масштаб наружной архитектурной формы здания крупнее, чем масштаб интерьера, поскольку внутреннее пространство более ограничено и расчленено, связано с человеком гораздо ближе.

Масштабность характеризуется соизмеримостью размеров пространства по отношению к человеку. Важна также соразмерность пространства окружению. Гармония достигается при разумном сочетании этих двух масштабов.

С территориальным и высотным ростом города начали терять “человеческий” масштаб. Максимальные расстояния, при которых различаются особенности формы, структуры и цвета застройки, составляют 135–165 м, а для обеспечения целостности и масштабности восприятия открытых пространств их параметры не должны превышать 150–300 м. Однако следует отметить, что приведенные пространственные параметры не являются универсальными. Люди, принадлежащие к различным культурам и даже к разным социальным группам, воспринимают пространство неодинаково.

Архитектурный масштаб выступает и как средство архитектурной композиции, и как художественное качество формы.Значимость здания, его крупномасштабность отнюдь не равнозначны крупным размерам здания. Нередко можно наблюдать, что крупное здание не воспринимается таким, как оно есть на самом деле, а здания одной и той же величины производят впечатление различных по высоте.

Симметрия

Симметрией мы называем одинаковое расположение частей по отношению к плоскости или линии. Наибольшее распространение в архитектуре получила зеркальная симметрия (симметрия левого и правого). В этом случае одна половина сооружения является как бы зеркальным отражением другой. Воображаемая плоскость, делящая форму на две равные части, называется плоскостью симметрии. Проекция плоскости симметрии (центральная ось фасада) определяет обычно размещение главного входа и самой высокой точки сооружения.

Симметрия не может быть оправдана, если построение плана сделано без учета реальных жизненных процессов. Не может быть оправданием симметрии и одинаковое по отношению к оси расположение неравнозначных помещений (например, симметрия общей комнаты и встроенного гаража).

Симметрия объединяет композицию. Расположение главного элемента


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.075 с.