Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Топ:
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Интересное:
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Дисциплины:
2020-08-20 | 117 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Забранная С. Д.
311 Ваш ребенок учится во вспомогательной школе: Рабочая книга родителей.— 2-е изд.— М.: Педагогика-Пресс, 1993.—48 с.: ил. ISBN 5-7155-0647-6
Основное внимание в книге уделяется работе родителей с умственно отсталыми детьми по развитию у них познавательной деятельности. Автором подобраны и систематизированы задания игрового характера, которые направлены на коррекцию таких психических процессов, как память, восприятие, мышление, речь, воображение, внимание. Предлагаемые задания рассчитаны на детей младшего школьного возраста. 1-е издание вышло в 1991 г.
Для родителей.
ISBN 5-7155-0647-6
© С. Д. Забрамная, 1993
ВВЕДЕНИЕ
Аномальные дети по разным причинам лишены возможности усваивать новые знания и навыки наравне со своими сверстниками. Умственная отсталость затрудняет их обучение и воспитание, делает особенно сложным процесс формирования их личности. С детьми, находящимися в специализированных учреждениях (детских домах и детских садах для детей с органическим нарушением центральной нервной системы), проводится необходимая педагогическая работа, направленная на развитие их личности. Программами этих учреждений предусмотрена и система занятий по подготовке к школьному обучению.
Однако не все умственно отсталые дети посещают специальные детские сады. И тогда именно семья берет на себя функции воспитания и подготовки ребенка к школе, которые продолжаются и в годы школьного обучения детей (особенно если они живут не в интернате, а дома). Очень важно выработать единую линию работы с детьми как педагогам, так и семье. Помощь родителей детям должна быть разумной и иметь коррекционную направленность; необходимо единство и в использовании мер воспитательного воздействия.
|
Как правило, мы сталкиваемся с проявлением полярных отношений родителей к умственно отсталым детям. В одних семьях на ребенка смотрят как на больного и несчастного. Печаль, страдание, безысходность царят в доме. Вся жизнь семьи подчинена этому ребенку: его лелеют, за него делают все, включая и то, что без особого труда смог бы сделать он сам. «Тебе трудно, ты больной» и т. п.— постоянно слышит ребенок и постепенно привыкает к полной бездеятельности. К школьному возрасту ребенок, окруженный подобной опекой, не владеет элементарными навыками самообслуживания, не испытывает потребности и не понимает необходимости трудиться вместе с товарищами по классу. Неуверенность в своих силах, полная безынициативность, отсутствие необходимых умений — вот к чему приводит всеохватывающая семейная забота.
Не менее вредной для становления личности умственно отсталого ребенка оказывается и противоположная крайность, при которой возможности детей непомерно завышаются, к ним предъявляют требования без учета их психофизического состояния. Перегрузка, особенно интеллектуальная, влечет за собой не только снижение работоспособности, но и срывы в
поведении, появление нежелательных черт характера. Сформированная родителями завышенная самооценка приводит к тому, что, берясь за непосильное для себя дело, ребенок не может его выполнить, начинает нервничать (вплоть до возникновения агрессивных проявлений), теряет веру в свои силы.
Иногда можно столкнуться с таким отношением семьи к умственно отсталому ребенку, когда родители считают, что из него «все равно ничего не выйдет», и не уделяют ему элементарного внимания. Однако опыт работы и специальные научные исследования показали, что даже при значительном отставании детей от нормального развития их состояние может быть улучшено. Нервная система детей пластична, податлива к обучению, а систематические и целенаправленные занятия способствуют существенным положительным сдвигам. Чем раньше начинается эта работа, тем больших успехов следует ожидать, и важную роль здесь призваны сыграть родители.
|
Но для оказания полноценной помощи ребенку родителям надо располагать определенными знаниями об особенностях психофизического развития отстающих в умственном развитии детей, уметь наблюдать и изучать своего ребенка, знать, как правильнее помочь ему в усвоении новых знаний, в формировании необходимых качеств личности.
В специальной дефектологической литературе проанализированы причины умственной отсталости, раскрыты особенности развития отдельных психических процессов и всей личности умственно отсталых, поэтому мы не останавливаемся на этих вопросах. Имеется и литература, посвященная проблемам семейного воспитания умственно отсталых детей, в которой обобщен опыт их умственного, трудового, нравственного, физического, эстетического воспитания. Тем не менее мы сочли целесообразным дать некоторые советы родителям, познакомить их с конкретными заданиями, которые могут быть полезны в работе с детьми — учащимися начальных классов вспомогательной школы.
ТРЕБОВАНИЯ, КОТОРЫЕ ПРЕДЪЯВЛЯЕТ РЕБЕНКУ ШКОЛА
Прежде чем давать рекомендации, укажем, какими сведениями, умениями, навыками, качествами личности должен обладать школьник.
Врачами и психологами выработаны критерии школьной зрелости детей, которые учитываются при дошкольной диспансеризации 1. Ребенок, переступающий порог школы, должен соответствовать определенному физическому, умственному, эмоциональному и социальному развитию. В разной мере эти качества должны быть сформированы и у умственно от* сталых детей: от того, какими они придут в школу, будут зависеть их дальнейшие успехи в обучении.
Начнем с такого необходимого для школы условия, как социальная зрелость. За этими словами скрывается потребность детей в общении со сверстниками и взрослыми, умение подчиняться определенному режиму, понимание школьной ситуации и т. д. Для того чтобы учитель мог начать работу с ребенком, им необходим контакт: ребенок не должен тревожиться при встрече с детьми и педагогами, испытывать отрицательные эмоции к самому процессу обучения. И здесь именно вы, родители, можете помочь школе. Создавайте условия для общения, не бойтесь выводить своих детей за порог дома, не стесняйтесь их недостатков. Умственно отсталый ребенок действительно меньше знает и умеет, чем нормально развивающиеся дети. Но именно поэтому и надо расширять его контакты: приглашайте гостей, организовывайте игры, совместные прогулки, ходите в театры, музеи и т. п.
|
Никакая болезнь не может служить оправданием незнания элементарных правил общежития. Вам необходимо учить ребенка считаться с желаниями окружающих, вежливому поведению со старшими. Нередко приходится наблюдать ситуации, в которых один умственно отсталый ребенок боится незнакомых, другой бывает слишком фамильярен; в контактах со взрослыми он не учитывает возрастную дистанцию.
Воспитание адекватного правильного поведения, культу-
1 Методические рекомендации по определению степени функциональной готовности детей к поступлению в школу. М., 1979; Экспериментально-психологическое исследование детей в период предшкольной диспансеризации М., 1978; Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. М., 1987; Психологическая дифференциация нарушений развития у старших дошкольников. М„ 1982.
рш общения достигается прежде всего личным примером.
То, как вы разговариваете с другими, ваша манера вести себя дома, в различных общественных местах, ваш внешний вид (одежда, прическа, косметика) и т. п. становятся предметом подражания. Дети копируют ваши поступки, поэтому будьте требовательны к себе, не допускайте неуважительного отношения к ребенку и взрослым, не пользуйтесь окриками, бранными словами, будьте последовательны в своих действиях. Не только не избегайте, но и создавайте для ребенка ситуации, в которых ему придется самостоятельно принимать решение, определять стиль поведения и т. п. Такие естественные ситуации возникают сплошь и рядом: «сходи в магазин», «сдай белье в прачечную» и т. п. Главная наша и ваша задача — учить ребенка общению. Например, вместе с детьми, приглашенными в гости, или во время прогулки можно организовать игру в «магазин». Каждому дается задание купить конкретный товар. Место покупки дети должны определить по названиям отделов-секций (молочные продукты, мясные продукты, бакалейные товары, хлебобулочные и кондитерские изделия и т. д.). Учитывая обозначенную стоимость товаров, ребенок берет из кошелька соответствующие монеты. В игре развивается способность к самостоятельному ориентированию, решению практических задач и т. д. После игровых упражнений необходимы совместные с ребенком посещения магазинов. Сначала ребенок наблюдает процедуру покупки товаров, затем выполняет задание самостоятельно. В зависимости от конкретных условий (возраст, психофизическое состояние ребенка, расположение магазина и т. д.) можно поручать ребенку одному пойти в магазин и купить необходимый товар.
|
Очень важно, чтобы к началу школьного обучения у ребенка была достаточно зрелой эмоционально-волевая сфера. Школьная жизнь требует от детей эмоциональной устойчивости. Между учащимися любой школы, и это вполне закономерно, нередко возникают ссоры, обиды и иные конфликтные ситуации. Дети, избалованные родительской лаской, болезненно реагируют на замечания учителей, отказываются идти в школу и т. д. Во всех подобных случаях ребенок должен уметь сдерживать себя, управлять своим поведением. Необходима внешняя и внутренняя регуляция поведения. Это, конечно, приходит с возрастом, по мере накопления жизненного опыта. Однако немалую роль здесь играет семейное воспитание. Учите детей подавлять агрессивные вспышки, импульсивные реакции. Зная особенности своего ребенка, вы сможете скорее найти подход к нему и помочь учителю выбрать наиболее эффективные методы воздействия в каждом конкретном случае.
Из-за умственной отсталости эмоции детей крайне незрелы, что чаще всего становится причиной их неправильного по-
ведения. В ваших силах, насколько возможно, предупреждать нежелательные проявления характера ребенка, совместно вырабатывать оптимальный стиль поведения для многих прогнозируемых ситуаций, учить отличать главное от второстепенного, злой умысел от безобидной шутки и т. п.
Старайтесь вносить и в свою жизнь, и в жизнь ребенка побольше положительных эмоций, чаще фиксируйте его внимание на добрых делах, на занятиях, приносящих радость. Регулярно, но неназойливо, улыбаясь и как бы предвкушая ожидающие вашего малыша радость и удовольствие от встречи с одноклассниками, говорите с ним о школе, ибо с ежедневным походом в школу никоим образом не должны ассоциироваться страх и тревога. Постепенно радость начнет приносить и сама школьная и учебная деятельность (уроки, внеурочные дела и т. д.). Посильность заданий обеспечит их успешное выполнение, что непременно принесет вашему ребенку удовлет-ворениё*^У него исподволь будут формироваться мотивы учебной деятельности, необходимые всем, без исключения, людям. Чрезвычайно важна в школе и способность к волевым усили-sm. Переход от занятий с игрушками к заменяющим их символам, необходимость выполнять порой нежелательную работу требуют от детей волевого напряжения. Ребенок вместо «хочу это» должен заставить себя делать то, что «надо», причем в течение установленного учителем времени. Вот почему так важны занятия, предусматривающие развитие воли. В играх, при выполнении хозяйственных поручений дома, на специальных занятиях ставьте перед ребенком задачи, решение которых требует от него волевого усилия. Не допускайте, чтобы он, не закончив одну работу, принимался за другую. Ребенок должен прочно усвоить, что любое дело следует доводить до конца.
|
Необходимым условием школьного обучения является определенный уровень умственной зрелости ребенка.
Что входит в это понятие? Прежде всего это способность к целенаправленной психической деятельности, при которой» достижение цели требует от ребенка определенных усилий воли, внимания, эмоционального напряжения.
Ребенок к школе должен уметь делать простые обобщения, т. е. находить сходство в предметах и объединять их по выявленным признакам в группы, а также распознавать различия в сходных предметах и явлениях окружающего мира. Чтобы помочь в этом ребенку, обращайте его внимание на цвет, форму, величину и другие свойства предметов, учите сравнивать их с целью обнаружения сходных и различных признаков; объясняйте причину и результат явлений, происходящих вокруг.
Очень важно, чтобы ребенок к школе понимал разговорную речь и сам владел ею. Для этого постоянно следите за тем, как он произносит слова, правильно ли строит фразы,
использует ли слова по назначению. Вводите в его речь новые слова, разъясняя их смысл, В случаях грубых нарушений или недоразвития речи обратитесь за помощью к логопеду.
В совместных домашних делах, на прогулке и т. п. пробуждайте у детей желание узнать новое, развивайте интерес к познанию.
Умственно отсталые дети сами не проявляют умственной активности, не задают вопрос «Почему?». К этому их надо побуждать, создавая такие ситуации, в которых ребенку придется решать несложные задачи, находить выход.
Для обучения в школе большое значение имеет определенный уровень развития осмысленной памяти, поэтому используйте любую возможность, чтобы научить детей приемам запоминания и припоминания.
Не забудьте и о том, что для письма и иной школьной деятельности нужна ручная ловкость, координированность движений, развитие моторики мелких мышц кисти. Игры с мячом, занятия мозаикой, шитье по проколам и т. д. помогут в этом.
Учитывая все вышесказанное, было бы хорошо, чтобы вы специально выделили время для занятий с ребенком, облегчив ему тем самым школьное обучение.
Речь не идет о дополнительных учебных занятиях, и в нашем пособии нет заданий по обучению письму, чтению, математике и т. п. Все, что требуется программой, дают учителя в школе. В тех случаях, когда в этом будет необходимость, учитель вам даст конкретные рекомендации.
Мы имеем в виду такие занятия с ребенком, которые закладывают фундамент, совершенствуют процессы, обеспечивающие успешность учебной деятельности. Наши задания прежде всего направлены на развитие тех сторон психической деятельности, которые в большей степени отстают у ребенка.
Так, с одними детьми надо больше работать над развитием внимания, других учить приемам запоминания, третьих — планированию, целенаправленности деятельности, вырабатывать навыки самоконтроля и т. д.
Хотя в данном пособии мы предлагаем лишь задания, направленные на развитие познавательных процессов детей, мы считаем не менее важным развитие воли, эмоций, формирование характера, что также влияет на всю школьную деятельность ребенка. Свою постоянную задачу при воспитании и обучении детей надо видеть в совершенствовании всех психических процессов и необходимых для жизни качеств личности. Как это лучше сделать — зависит во многом от ваших умений, желания и изобретательности. Используя наши рекомендации как отправную точку, вы сами можете составить, сделать, придумать задания, аналогичные предлагаемым.
Ваша совместная с ребенком работа должна носить занимательный характер, вызывать у него радость. Но не сводите
8
все происходящее только к игре, ибо вы одновременно формируете у ребенка и качества, необходимые для учебной деятельности. Младший школьник должен подводиться к тому, что учение — труд и ему необходимо уметь сдерживать свои желания, напрягать усилия, проявлять волю, выполняя иногда и не то, что хочется в данный момент.
Приступив к систематическим занятиям, помните, что их желательно разнообразить, вводить новые для ребенка виды и объекты деятельности. С самого начала работы следите за ходом ее выполнения ребенком, за тем, не потерял ли он инструкцию, предупреждайте отвлекаемость, ошибки, но при всем этом не вмешивайтесь в то, что делает ребенок, предоставьте ему самостоятельность. В тех случаях, когда ребенок не понимает, подробнее разъясните ему правила, начните игру вместе с ним, постоянно уменьшая долю своего участия в совместном занятии. Вы непременно должны учитывать физическое состояние ребенка: он не может продуктивно работать, будучи больным или усталым.
Задания, которые мы вам предлагаем, не новы. Многие применяются на практике (настольные игры, книжки-загадки, книжки-раскраски и т. п.). Некоторые из них являются модификацией известных экспериментальных психологических методик и стандартизованных тестов, используемых для изучения детей. Нами эти методики взяты для других целей, поэтому мы сочли возможным изменять их, приспосабливая к задачам коррекции. Мы отобрали лишь те методики, которые в большей мере способствуют развитию умственно отсталых школьников.
Задания сгруппированы с учетом их основной направленности (на развитие внимания, восприятия, мышления, речи, памяти), хотя при их выполнении корригируются и другие качества личности. Поэтому для удобства выбора заданий к предлагаемой группировке следует относиться как к условной.
Определите вместе с педагогом, с чего необходимо начинать коррекционную работу, какие задания и в каком объеме посильны ребенку данного возраста.
ЗАНИМАЙТЕСЬ С РЕБЕНКОМ
Познавательная деятельность заключается в познании окружающего мира: в восприятии его, осмыслении, запоминании. Для этого необходимо развитие таких психических процессов, как восприятие, мышление, память, речь. Одним из условий, облегчающих ребенку процесс познания, учения, является наличие такого качества, как направленность психической деятельности, способность быть внимательным при выполнении того или иного задания. Внимание может проявляться внутри любого психического процесса: при восприятии чего-либо (например, внимательно рассматриваем картины, читаем книгу, слушаем радиопередачу, списываем текст, шьем и т. д.); в ходе мыслительных операций (сравниваем, выделяем, а затем обобщаем признаки определенных объектов, явлений и т. д.); при речевом общении (следим за своей речью и речью собеседника и т. д.); при запоминании, воспроизведении и т. д. Сформнрованность внимания — важный показатель развития личности.
Задания для совершенствования
Восприятия пространства
(величины, формы, расстояния, местоположения
Между предметами)
Задание 1. Разложи на «кучки» (рис. 18).
На 20 карточках изображены знакомые предметы большого и маленького размера (большая кукла и маленькая кукла и т. д.). Начните раскладывать на две кучки и попросите ребенка продолжить, самостоятельно выделив признак величины, и, исходя из него, распределить оставшиеся картинки.
Вариантом задания может быть игра «Одень кукол». Ребенку дают большую и маленькую куклу и одежду к ним (одежда обеих кукол лежит вместе в кучке).
Задание 2. Определи на ощупь.
В мешочке находятся парные предметы, различающиеся одним признаком (пуговица большая и маленькая, линейка узкая и широкая и т. д.).
Нужно на ощупь узнать предмет и назвать его признаки: длинный — короткий, толстый — тонкий, большой — маленький, узкий — широкий.
1 Наглядно-практические задачи выполняются в неразрывной связи мыслительных процессов с практическими действиями Наглядно-образные задачи решаются в результате внутренних действий с образами (представлениями).
22
Задание 3. Подбери подходящий по форме (рис. 19а, 196).
На 15 карточках изображены знакомые предметы (пирамида, палатка, огурец, портфель, книга, арбуз, дыня, пуговица, яйцо, вишня, пенал, линейка-угольник, тарелка, колесо, ластик) и 4 трафарета геометрических фигур (прямоугольник, круг, треугольник, овал). Выложите перед ребенком трафареты фигур и предложите к каждой подобрать похожую картинку.
Задание 4. Положи в коробку фигуры («Почтовый ящик»).
На крышке коробки прорези, через которые можно опустить в нее объемные фигуры. Для выполнения задания нужно сравнить форму прорези и основные фигуры. Игра может быть изготовлена в домашних условиях из картона или дерева. Обращайте внимание на способ выполнения ребенком этого задания. Младший школьник должен находить нужную прорезь на основе зрительного соотнесения с формой основания фигуры. Если он испытывает трудности и пытается затолкнуть фигуры, не сравнивая их с прорезями, продемонстрируйте без лишних поучений, как это делается.
Задание 5. Положи фигуры на свое место.
Берется доска с вкладками из дерева (картона, бархатной бумаги). Размер доски — 15x20 см. В продаже имеется аналогичная геометрическая мозаика. Допустимы различные варианты досок (рис. 20—21). Вместо геометрических фигур можно использовать предметные изображения (заяц, лошадь, корова, бабочка и т. п.). Покажите ребенку доску, заполненную фигурами, а затем опрокиньте ее. Фигурки окажутся в беспорядке. Попросите своего сына (дочку) разложить их по местам. Можно предложить ему обвести фигуры на листе бумаги, заштриховать (раскрасить) их или усложнить задание — собрать доску, опознавая фигуры и пазы на ощупь (глаза закрыты).
Задание 6. Назови изображения, которые видишь (рис. 22, 23).
Поочередно показывайте ребенку карточки Можно изготовить другие рисунки, но на них непременно должны быть знакомые ребенку предметы.
. 'Задание 7. Узнай и нарисуй.
/ Попросите ребенка на ощупь узнать фигуры, находящиеся в мешочке (плоские из картона или фанеры), назвать их, а затем нарисовать.
23
г
Другой вариант. Раскладываются геометрические фигурки, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Вы показываете любую фигуру и просите достать из мешочка такую же.
Задание 8. Из каких геометрических фигур составлен Vрисунок? Сколько этих фигур? (Рис. 24.)
Нужно: а) вспомнить и назвать предметы, похожие на круг, квадрат, прямоугольник, треугольник;
б) закончить рисунок по заданным фигурам. Если вы видите, что ребенку трудно, начните рисовать сами, а он пусть закончит.
V
Задание 9. Выложи фигуры из 3 палочек:
Сначала образец выложите перед ребенком, а затем уберите, чтобы он восстановил фигуры по памяти.
Задание 10. а) Построй башню. Сначала строить по образцу, который строите вы, родители, а затем по вашей словесной инструкции.
б) Выложи узор по образцу из мозаики (образец дается вами).
Задание 11. Наши пальчики играют. Покажите ребенку несколько различных комбинаций на пальцах и попросите его сделать так же.
24
Задание 12. Слушай команду!
Вы говорите ребенку, что если он будет выполнять команду правильно, то найдет конфетку, которая лежит на стеле. Отведите его в другой конец комнаты (или квартиры), завяжите ему глаза. После этого говорите: «Два шага вперед, повернуть налево, руки на пояс, правую руку вперед» и т. д. Можете по своему усмотрению видоизменить команду и награду.
Задание 13, Какая рука?
Нужно: а) определить, какой рукой девочка держит флажок {рис. 25);
б) сказать, в какой руке мальчик держит шар
(рис.26);
в) выяснить, на какой ноге стоит девочка (рис.
27);
г) установить, какой рукой мальчик держит мо
лоток (рис. 28).
'/Задание 14. Что где находится?
Нужно назвать, что изображено в.середине, что в левом верхнем углу и т. д. (рис. 29).
, Задание 15. Твой путь.
Нужно рассказать, как ты идешь в школу, в магазин, в парк и т. д. (Ваша задача — в процессе рассказа уточнять у ребенка, что находится справа, слева, впереди, сзади...)
Задание 16. На улице.
Играют несколько членов семьи. Каждому раздаются фигурки пешеходов. Ведущий показывает красный, желтый, зеленый кружки, а участники в зависимости от этого передвигают свои фигурки.
Чтобы свободно ориентироваться на улице, вашему ребенку необходимо уметь пользоваться сигналами светофора, различать левую — правую сторону, узнавать и помнить назначение дорожных знаков и др.
Задание 17. Внимательно слушай и рисуй.
Вы называете геометрические фигуры с указанием их места на листе. Попросите ребенка изобразить их согласно вашей инструкции. Ребенок зарисовывает их на указанном месте. (Вверху слева треугольник, справа от него квадрат, в центре круг и т. д.)
Задание 18. Лабиринт. |
•задание 18. Лабиринт.
а) Помогите зайчику найти дорогу (рис. 30).
б) По какой дороге дети идут в школу? (Рис. 31.)
25
Задание 19. Сложи такую же фигуру (рис.32). Выкладываются различные фигуры, из которых нужно собрать показанную на образце.
Задание 20. Колумбово яйцо (рис. 33).
Игра выпускается промышленностью. Яйцо можно сделать и самим из картона, пластика. Размер овала—15x15 см. Составляющие разрезы могут быть такими, как показано на рис. 33, и иными. Форма и количество частей, на которые разрезается овал, определяют вариант возможных изображений. | Покажите ребенку «колумбово яйцо», заострите его внимание на том, что оно состоит из частей. Затем фигуру переверните, чтобы части оказались рассыпанными в беспорядке. Предложите сыну (дочке) сложить из этих частей что-нибудь.
В зависимости от возраста и умственных способностей ребенка могут быть предложены разные варианты и приемы выполнения задания: на основе мысленного представления, с использованием образца (рис. 34, 35, 36), способом накладывания на готовый образец частей фигуры и т. д.
В процессе игры обращайте внимание ребенка на форму частей, сравните их с тем, что окружает ребенка в жизни, помогайте ему по мере надобности.
Это задание требует аналитико-синтетической деятельности ребенка, не только развивает его восприятие, пространственные представления, но и учит умственным действиям.
Приведенные ниже задания, наряду с коррекцией разных качеств восприятия, совершенствуют наглядно-действенное и наглядно-образное мышление ребенка.
Задание 21.
Приготовьте заранее несколько листков бумаги и разрежьте их по указанным на рисунке направлениям (поперек, вдоль и поперек, по двум диагоналям). Приступая к занятиям, попросите ребенка поочередно сложить их.
Далее вы можете усложнять конфигурацию разрезов и использовать картинки с изображением различных понятных детям ситуаций (рис. 37, 38, 39). Очень подходят для этих целей кубики-картинки.
26
Задание 22. Кого ты видишь? (Рис. 40, 41.) Если ребенок видит только одно изображение, помогите ему, обводя контуры другого, поясняя и т. п.
Задание 23. Дорисуй предметы (методика Т. Н. Головиной).
Попросите ребенка назвать, я затем дорисовать предметы, изображенные на рисунках (рис. 42а, 426, 43а, 436, 44а, 446). Вы можете предложить ему и другие неполные изображения рисунков, подготовленные вами заранее. После того как ребенок дорисует, скажите, что неплохо было бы и раскрасить получившиеся картинки.
Задание 24. Найди место (рис. 45, 46, 47).
На столе кладется сложенная вами картинка из знакомой ребенку сказки. Вы просите его рассказать эту сказку или назвать ее, затем опрокидываете картинку и предлагаете сыну (дочке) найти место к каждой части. Для этого задания также можно использовать кубики-картинки.
Задание 25. Собери открытку (рис. 48, 49, 50).
Три открытки, отличающиеся фоном и изображениями (на первой нарисованы цветы на зеленом фоне, на второй — шары на красном фоне, на третьей — елочки на белом фоне), вы разрезаете на 4 части. Затем перемешиваете части всех открыток и раздаете их поровну всем участникам (если вы играете вдвоем, то по 4 части), а оставшиеся лежат в кучке.
Первый играющий кладет на стол одну часть, второй (ребенок) должен подобрать к ней подходящую часть (с учетом фона и изображения). Если у него нет нужной части, то можно взять из кучки. Игра продолжается, пока не будет собрана открытка, которую забирает себе положивший последнюю часть. Выигрывает тот, у кого будет больше целых открыток.
Когда ребенок освоится с принципом игры, увеличьте число открыток.
Задание 26. Узнай, что изображено.
Положите перед ребенком картинки (рис. 51, 52), на которых знакомые изображения даны не полностью. Попросите его подумать и сказать, что он узнал, кому принадлежат те или иные элементы изображения.
Задание 27. Что вырезали?
В приведенных заданиях совершенствование восприятия идет при решении разных, но взаимосвязанных задач. Ребенок имеет возможность посмотреть, пощупать, послушать и т. д. предметы, с которыми занимается. Уточняя свойства предметов, он учится сравнивать их, объединяя в группы по
27
тем или иным признакам. Благодаря приведенным играм-занятиям ребенок упражняется в приобретенном чувственном опыте.
Развивайте память ребенка
Исследования психологов, а также опыт педагогов вспомогательных школ свидетельствуют, что память умственно отсталых можно значительно улучшить при условии систематической и целенаправленной работы. Не следует заниматься механической тренировкой памяти, заучивать ненужное или малопонятное. Ребенок должен понимать то, что вы предлагаете ему запомнить.
Одно из важных условий овладения способами логического запоминания — определенный уровень развития мыслительных операций. Все задания, приведенные в предыдущем разделе, направленные преимущественно на формирование умственных действий, в той или иной мере способствуют и развитию памяти.
Наибольшие возможности для обучения приемам осмысленного" запоминания предоставляет классификация. После того как ребенок научился группировке предметов по исходным признакам, покажите, что, выделяя и называя группы однородных предметов, ему легче их запомнить.
Ребенок в процессе классификации создает группу «Обувь». Он выбирает из предложенных картинок те, на которых изображены туфли, тапочки, сапоги, ботинки, кеды, сандалии, валенки. Ребенок называет каждую картинку, а затем дает им общее название — обувь. Вы спрашиваете, какие картинки он
43
положил в эту группу. Через некоторое время попросите ребенка вспомнить, какая именно обувь была изображена на картинках. В дальнейшем вся классификация может идти «в уме». Ребенок сортирует картинки, мысленно называя, запоминая их.
Существуют и другие способы развития памяти детей: запоминание и последующее воспроизведение прозаических и стихотворных текстов. Все те требования к работе с литературными текстами, о необходимости соблюдения которых мы говорили в предыдущем разделе, относятся и к запоминанию текстов.
Важно заинтересовать ребенка предстоящей работой. Можно рассказать о содержании того, что предстоит запомнить. Запоминание должно быть осмысленным. Как мы уже указывали, ребенок лучше понимает и запоминает тогда, когда применяется наглядность: картинки, рисунки, предметы и т. д. Легче запоминать при прослушивании с голоса, поэтому один из видов помощи — чтение вслух. Но в то же время приучайте своего сына (дочку) к самостоятельному чтению и вслух, и про себя. К старшему школьному возрасту ребенок должен научиться запоминать материал, читая про себя. Обязательно учите ребенка приемам запоминания.
Если вы хотите, чтобы ребенок выучил стихотворный текст, то прочитайте его вслух 1—3 раза, выделяя интонационно смысловые части. Затем вместе с ребенком разделите стихотворение на части. При этом укажите опорные слова, рассмотрите картинки, рисунки помогающие их запомнить. Проделав все предложенное, попросите ребенка прочитать текст по частям вслух или про себя.
Важно, чтобы при заучивании материала ребенок не допускал ошибки. Первое воспроизведение должно быть правильным, ибо переучивать очень трудно. Желательно многократное повторение, причем его виды и условия необходимо разнообразить. Повторение должно быть осознанным, в противном случае вы скатитесь к механическому запоминанию.
Ребенку будет значительно легче, если он научится пользоваться приемами, позволяющими припоминать и воспроизводить материал. Во время домашних занятий с ребенком предлагайте ему игровые задания, направленные на развитие различных видов памяти.
Задание 1. Что изменилось? (Рис. 12, 13, 84, 85).
Дайте ребенку картинку с изображением 3—4 знакомых предметов и попросите его назвать их. Затем предложите вторую картинку с изображением 7—8 знакомых предметов и спросите его, есть ли среди них те, которые были на первой картинке.
Другой вариант. Найди показанную фигуру среди 9, 15 других.
44
Вариантов этого задания может быть много: с предметами, с игрушками, с геометрическими фигурами, с цветными полосками и др.
Задание 2. Слушай и повторяй.
Простучите по столу определенное число раз и попросите ребенка воспроизвести услышанное.
Задание 3. Назови слова, которые запомнил (рис. 82, 83). (В основе лежит методика А. Р. Лурия и Л. С. Выготского.)
Положите на стол перед ребенком 5—8 картинок (количество зависит от возраста ребенка) с изображением знакомых предметов и скажите, что сейчас вы ему прочтете слова, которые надо запомнить, а он пусть подберет к каждому слову самую подходящую картинку, чтобы эта картинка помогла ему вспомнить слово. Картинки: лиса, книга, сыр, машина «скорой помощи», метла, еж. Слова для запоминания: еда, учение, зоопарк, болезнь, работа.
Через 20—30 минут после того, как ребенок отобрал картинки, спросите, какие слова он запомнил.
Это задание очень полезно для развития осмысленной памяти, поэтому целесообразно регулярно им пользоваться, изменяя картинки и слова.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Наша книга содержит материал, который может быть использован в работе с детьми. Жизнь богата возможностями для развития всех сторон личности ребенка, и чем наблюдательнее вы будете сами, тем больше увидите примеров для работы с ребенком. Стремитесь не столько к количеству усваиваемых ребенком знаний, сколько к обучению его способам решения тех или иных задач. Главное — всемерно помочь ему в первые школьные годы, чтобы у него не выработалось отрицательного отношения к учению. Сделайте его обучение интересным, радостным и вместе с этим развивающим.
Данное пособие лишь первая малая помощь родителям. Продолжением будут советы и задания, направленные на развитие эмоционально-волевой сферы, формирование определенных нравственных качеств, воспитание эстетического вкуса ребенка и т. д. Семейное воспитание, скоординированное с работой школьных педагогов, поможет умственно отсталому ребенку войти в круг сверстников, утвердить себя в будущем на производстве, в личной и общественной жизни.
45
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 5. М., 1983.
Власова Т. А., Певэнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. М.,
1973.
Гаврилушкина О. П., Соколова Н. Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. М., 1985.
Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дошкольная олигофренопедагогика. М, 1988.
Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. М., 1993.
Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников / Под ред. Л. П. Носковой. М., 1989.
Лурье Н. Б. Воспитание глубоко умственно отсталого ребенка в семье. М., 1972.
Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы / Под ред. Ж- И. Шиф. М., 1966.
Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. М., 1979.
Рубинштейн С. Я. Черты характера ре
|
|
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!