Великое могущество милости вайшнавов — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Великое могущество милости вайшнавов

2020-08-20 117
Великое могущество милости вайшнавов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В сегодняшние титхи Шрила Баладева Видьябхушана ушёл из этого материального мира. Мы будем вспоминать о нём и молиться о его милости, поскольку без благосклонности вайшнавов мы никогда не сможем достичь хари-бхакти и освободиться из плена майи. Шрила Рагхунатха дас Госвами написал в «Шри Манах-шикше»:

пратиштхаша дхришта швапача-рамани ме хриди натет

катхам садху-према сришати шучир этан нану манах

сада твам севасва прабху-дайита-самантам атулам

йатха там нишкасйа тваритам иха там вешайати сах

«О ум, надежда прославиться, словно бесстыжая собакоедка, устроила свою скверную пляску в моём сердце. Как же пречистая божественная любовь проявится в нём? Поэтому всегда служи неизмеримо могущественным главнокомандующим армии Шри Кришны, возлюбленным преданным Господа! Они тут же изгонят эту низкую женщину и устремят поток безупречной враджа-премы в твоё сердце].

Пока неприкасаемая женщина в форме пратиштхи (желания славы и признания) танцует в моём сердце, как чистая любовь садху сможет коснуться меня? Неужели нет решения? Оно есть. «Сада твам- севасва прабху-дайита-самантам атулам — всегда служи прабху-дайита-самантам». Самантам означает сенапати, или главнокомандующий армии. Их задача — сражаться и изгонять врага, освобождая страну от опасности. Поэтому они будут это делать по отношению к этой нечестивой женщине, живущей в нашем сердце, и вместо неё поселят там прему, любовь к Богу.

Кто эти главнокомандующие? Рупа-Санатана — сенапати вайшнавов. Когда человек нашёл прибежище у истинных преданных, когда он предался им, ему ничего не угрожает, и он ничего не боится. Поэтому очень важно предаться вайшнавам.

 

Шрила Баладева Видьябхушана

Биография святого вайшнава

 

В начале восемнадцатого столетия после тщательного изучения философии Веданты Баладева Видьябхушана принял учение Господа Чайтаньи как высшее откровение Абсолютной Истины. Тем временем раджастанская секта, известная как Рамананди, оспаривала авторитетность движения Господа Чайтаньи. Хотя Рамананди процветали, находясь под покровительством царя Джайпура Джай Сингха, тем не менее, царь был особо расположен к Гаудия-вайшнавам (последователям Господа Чайтаньи) и был преданным Говинды, одного из главных Божеств.

Рамананди утверждали, что последователи Господа Чайтаньи стоят вне четырех известных ученических последовательностей (сампрадай) и, следовательно, их деятельность не имеет никакой ценности. Если бы Гаудия-вайшнавы не отстояли авторитетность движения, они утратили бы уважение и даже право поклонения Господу Говинде. Вишванатха Чакраварти Тхакур, лидер Гаудия-вайшнавов, в то время был уже стар и не мог отправиться в Джайпур. Поэтому он послал своего ученика, Шри Баладеву, в котором увидел истинного защитника Гаудия-вайшнавизма, так как он был хорошо знаком с шастрами и мог авторитетно ответить на этот вызов.

Шрила Баладева Видьябхушана был очень отреченным преданным, у которого не было ни малейшего желания прославиться или просто стать известным. Ради блага всего человечества он написал много книг, но он нигде не упоминал ни о месте своего рождения, ни о своем происхождении, и поэтому это нам не известно.
 Историки определили, что он родился в восемнадцатом столетии, вероятнее всего в Ориссе (возможно около реки Ремуны).

Баладева Видьябхушана закончил изучение грамматики, поэзии, риторики и логики в очень раннем возрасте, и затем он отправился в паломничество. В это время он провел некоторое время в Южной Индии, где он общался с таттва-вади. Так он познакомился с учением Шри Мадхвачарьи и затем стал проповедовать это учение по всей Индии.

Скорее всего он принял санньясу в 9 лет. В линии Мадхвы существует такая система, что санньясу принимают в основном у ачарьи. Поэтому ачарьи часто принимали очень молодого ученика, давали ему санньясу и учили его, чтобы он продолжал эту линию ученической преемственности. Возможно, так случилось и с Баладевой. Он получил посвящение в линии Вйаса Тиртхи, одного из самых выдающихся философов в ученической преемственности Мадхвы. Основанная Вйаса Тиртхой организация – одна из самых уважаемых и известных во всей Мадхва-сампрадае.

Во время своих странствий он опять пришел как-то в Ориссу и встретился с Радха-Дамодара Девой и начал обсуждать с ним философские вопросы. Радха-Дамодара Дева объяснил ему основные моменты философии Гаудия-вайшнавов, как их разъяснил ранее Шри Чайтанья Махапрабху, и попросил его принять безграничную милость Господа Чайтаньи.

Эти слова проникли в сердце Баладевы Видьябхушаны и пробудили в нем божественную любовь. Через несколько дней он был инициирован и получил мантру, состоящую из имен Радхи и Кришны и начал изучать шесть Сандарбх Шри Дживы Госвами. Спустя очень короткое время он стал очень хорошо разбираться в философии Гаудия-вайшнавов. Получив разрешение и благословение своего гуру, он отправился во Вриндаван для дальнейшего изучения этой философии. Там он принял руководство Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура. Тот был очень рад увидеть смирение, отрешенность и прекрасное знание Вед у Баладевы. Вишванатха Чакраварти во всех подробностях рассказывал ему о философии ачинтья-бхеда-абхеда-таттвы – философии одновременного непостижимого сходства и различия. Баладева полностью принял ее и начал очень активно проповедовать это учение.

Джай Сингх был готов к религиозному столкновению, которое он считал неизбежным. Он собрал и изучил все сочинения Гаудия-вайшнавов и сравнил их с сочинениями других вайшнавских сампрадай. Он изучил «Бхагавата Пурану» и комментарий к ней Шридхары Свами, Санатаны Госвами и Дживы Госвами. Размышляя над «Веданта-сутрой» и комментариями к ней, принадлежащих Шанкаре, Раманудже, Мадхве, Валлабхе и Нимбарке, он изучил труды Санатаны Госвами, Рупы Госвами, Гопалы Бхатты Госвами, Дживы Госвами и Кришнадасы Кавираджи Госвами, основных теоретиков Гаудия-вайшнавов. Он также прочитал «Гита-говинду» Джайадевы, поэму, которая часто вызывала проявления экстатической любви у Чайтаньи Махапрабху.

Джай Сингх хотел примирить различия, существовавшие между основными вайшнавскими сампрадаями. Он понимал, что у этих различий нет философской основы, поэтому беспрестанные споры не имели никакого смысла. Завершив свое исследование, он составил труд под названием «Брахма-бодхини», отстаивавший единство вайшнавов. Любовь царя к Кришне проявилась во время его первого посещения Вриндавана, когда он был семилетним ребенком. Он был вместе с отцом, военачальником, направленным туда для защиты караванов между Агрой и Матхурой. С ранних лет Джай Сингх считал себя преданным Кришны. А изучение сочинений Госвами Вриндавана выкристаллизовали его преданность Радхе и Кришне, которой суждено было пройти испытания со стороны Рамананди.

«Гаудия-вайшнавам не следует поклоняться Радхе и Кришне совместно, – говорили ему Рамананди, – Радха и Кришна не являются супругами. Подобных случаев совместного поклонения им раньше не было! Сита и Рама, Лакшми и Нараяна неразлучны, потому что Они супруги. Но Радха и Кришна – не супруги».
 Рамананди провоцировали столкновение. Они не только подвергали сомнению происхождение Гаудия-вайшнавов, но и критиковали их метод поклонения. Рамананди требовали, чтобы Радху убрали с главного алтаря в другое помещение для отдельного поклонения.

Джай Сингх отправил письмо махантам (религиозным авторитетам) храмов, которые принадлежали Гаудиям: «Вы должны быть готовы ответить на критику Рамананди из долины Галта. Я симпатизирую вашей философии и практике, но ваш ответ должен быть таким, чтобы заставить замолчать пандитов Рамананди, в противном случае я буду вынужден разлучить Радхарани и Кришну».

Маханты четырех главных храмов, которые принадлежали Гаудиям Амбры представили свой ответ письменно. Они объясняли, что Шрила Рупа Госвами, Шрила Санатана Госвами и Шрила Джива Госвами придерживались одного и того же мнения по поводу Шри Шри Радхи и Кришны. Они считали, что Им можно поклоняться либо как супругам (свакия-раса), либо как неженатым возлюбленным (паракия - раса), так как обе эти игры (лилы) вечны. Поклоняться Кришне в любой из этих лил, значит установить вечные взаимоотношения преданности со Всевышним.

Рамананди отвергли эти аргументы. Борясь за религиозную и политическую власть, они опять пришли к царю Джай Сингху. Рамананди говорили, что, поскольку Радха и Кришна не супруги, совместное Им поклонение оправдывало Их сомнительные взаимоотношения. Рамананди также критиковали Гаудия-вайшнавов за поклонение Кришне без предварительного поклонения Господу Нараяне.

Чтобы успокоить Рамананди, Джай Сингх пообещал им, что он попросит Гаудия-вайшнавов перенести Божество Радхи в отдельное помещение. Он также попросит их объяснить нарушения вайшнавского этикета в пренебрежении поклонению Нарайане и доказать свою причастность к Мадхва-сампрадае.

Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур направил Баладеву к Раманади. Вишванатха Чакраварти, ученый очень высокой репутации, в это время жил во Вриндаване. Он родился в 1646 г. в Бенгалии, в деревне Сайдабад, где провел ранние годы своей жизни. Как и другие молодые люди, стремящиеся к духовной реализации в отречении, он столкнулся с семейными проблемами, так как его домашние решили, когда он был еще совсем юным, что Вишванатхе предназначена жизнь домохозяина. Хотя и рано женившись, Вишванатха много учился и, живя с семьей в Сайдабаде, составил прекрасные комментарии к священным писаниям вайшнавов. Живя в Сайдабаде, Вишванатха принял инициацию от Радхараманы Чакраварти и изучил «Шримад-Бхагаватам» и другие священные писания вместе с отцом Радхараманы Кришначараной Чакраварти. Радхараману от главного предшественника в цепи ученической преемственности Шрилы Нароттамы дасы Тхакура отделяло три поколения вайшнавов.
 В конце концов, Вишванатха оставил семью и отправился во Вриндаван, где поселился у Радха-Кунды. Приняв саннйасу, он стал именоваться Хари-валлабха. Он продолжал писать и проповедовать и стал лидером общин Гаудий во Вриндаване.

К тому времени, когда Говинда переехал в Раджастан в 1707 г., Вишванатхе было за шестьдесят. Пожилой ученный с интересом следил за развитием событий в Амбре. Каким образом Говинда и Его преданные могли существовать в такой плюралистической обстановке, в водовороте конкурентной борьбы за покровительство молодого царя, антагонизма Рамананди и угрожающего присутствия многочисленных сект?
 Вишванатха регулярно общался с махантами вайшнавских храмов Амбры. И он уже и предвидел возникновение неприятностей со стороны Рамананди, так как этот конфликт назревал многие годы до того, как появилась прямая угроза деятельности Гаудия-вайшнавов и исполнению поклонения Божествам. Он знал, что сейчас они в отчаянии от растущего антагонизма Рамананди. Вишванатха позвал Баладеву:

– Мы должны опровергнуть возражения Рамананди, – сказал Вишванантха своему ученику, – это не так легко, но мы можем победить их.

Баладева был оскорблен самонадеянностью критики Раманади:

– Почему мы должны доказывать авторитетность нашего происхождения? – настаивал он, – Верховный Господь проявился как Господь Чайтанья для того, чтобы установить принципы истинной религии для века ссор. Когда Сам Господь устанавливает религиозную традицию, кто может осмелиться сомневаться в ее авторитетности?
– Рамананди сомневаются, – ответил Вишванатха, – они основывают свою критику на ссылке из «Падма-Пураны», что в наш век существуют четыре сампрадаи или линии ученической последовательности. В «Пуране» говорится:

шри-брахма-рудра-санака  вайшнава-кшити-паванах
 чатварас те калау бхавйа  хй уткале пурушоттама

Смысл в том, что эти четыре вайшнавские сампрадаи – Шри, Брахма, Рудра и Кумара – очищают землю.
 – Да, – ответил Баладева, – я знаю этот стих. И Рамананди говорят, что эти слова «уткале пурушоттама» означают, что эти четыре сампрадаи основывают свои ашрамы в Ориссе, Пурушоттама-кшетре, городе Джаганнатха Пури.

– Но истинное значение этих слов в том, что Верховный Господь Пурушоттама есть квинтэссенция этих четырех сампрадай. И когда Он приходит в Кали-югу, Он живет в Джаганнатха Пури как Шри Чайтанья Махапрабху. Таким образом, наша ученическая последовательность – не пятая сампрадая, а суть всех четырех.
 Шрила Вишванатха Чакраварти и Шрила Баладева Видьябхушана прободрствовали всю ночь, обсуждая другие пункты, по которым Рамананди оспаривают авторитетность движения Господа Чайтаньи. Они разработали стратегию, с помощью которой можно было нанести поражение Рамананди.

Вишванатха послал Баладеву вместе с Кришнадевой Сарвабхаумой в Амбру. О прибытии Баладевы в Амбру не объявлялось. Он был новым человеком для общины Гаудий, даже среди махатм Амбры. И он был молод. Никто, даже среди его приверженцев, не подозревал, что в этом скромном теле вайшнава из Вриндавана живет философский гигант.

У Баладевы были трудности в получении аудиенции у царя. И когда он, наконец, получил ее, Рамананди уже ждали его там.

– Господин, – обратился Баладева к царю, – я прибыл, чтобы разрешить сомнения, касающиеся Гаудия-сампрадаи и методов поклонения.

– Ваше величество, – перебил один из пандитов Рамананди, – мы просим разрешить нам обратится к нему непосредственно!
 Джай Сингх повернулся к Баладеве:

– Ты можешь говорить, – сказал он, уверенный, что если Кришна действительно Верховный Господь, то Он позаботится в Своей собственной защите.

Рамананди были настроены агрессивно, уверенные в своем превосходстве. Они сказали Баладеве:
 – Проблема в том, что ты не принадлежишь истинной сампрадае. Поэтому мы не можем принять ссылки на писания твоих пандитов.

– Я принадлежу Мадхва-сампрадае, – уверенно возразил Баладева, – я получил инициацию в Майсоре от авторитета (тиртхи) из этой ученической последовательности. Но Радха Дамодара Госвами и Вишванатха Чакраварти из Гаудия-сампрадаи также мои гуру. Они учили меня философии «Бхагаваты».
Рамананди были озадачены. Инициация Баладевы в Мадхва-сампрадае означала, что им приходится иметь дело с квалифицированным санньяси и пандитом авторитетной сампрадаи. Но они надеялись, что его юный возраст мог сказаться на его умении грамотно вести дискуссию. Они объединили усилия.

– Ты, возможно, и принадлежишь Мадхва-сампрадае, но другие Гаудия-вайшнавы – нет!

Сохраняя достоинство, Баладева представил ключевое доказательство.

– Вот «Гаура-ганоддеша-дипика», написанная Шрилой Кави Карнапурой более ста лет назад. Эта рукопись подробно рассматривает наше происхождение от Мадхвы.

Баладева вручил им рукопись для изучения. Рамананди выдвинули новое возражение:
– Если Гаудия-вайшнавы объявляют себя последователями Мадхвачарьи, тогда ты должен основывать свою аргументацию на его комментарии к «Брахма-сутре». Мы знаем, что у Гаудия-вайшнавов нет собственных комментариев.

Баладева задумался. Гаудия-вайшнавы никогда не писали комментариев на «Веданта-сутру», так как они принимали «Шримад-Бхагаватам» как естественный комментарий на неё. Вьясадева – автор обоих трудов, а Господь Чайтанья учил, что если автор комментирует свой собственный труд, то его мнение считается наилучшим. Баладева знал, что Рамананди отвергнут этот аргумент. Но он также знал, что если он будет использовать комментарий Мадхвы, то у него будут проблемы, так как в комментарии Мадхвы не было положений, которые узаконили бы метод поклонения Гаудия-вайшнавов. Поэтому Баладева Видьябхушана решил, что ему необходимо написать комментарий самому. Этот комментарий должен быть основан на комментарии Мадхвы, но необходимым образом содержащий некоторые допустимые различия.

– Я представлю вам наш комментарий, – сказал Баладева, – я прошу вас позволить мне привезти его.

– Да, действительно, пошли за ним, – согласился лидер Рамананди.

– Это невозможно, – ответил Баладева. – Мне потребуется несколько дней, чтобы написать его.
Рамананди были поражены. Разве мог Баладева написать комментарий за несколько дней? Какая наглость! Но если бы Баладева и вправду мог его написать, позиция Рамананди стала бы шаткой. Должны ли они дать ему срок, о котором он просит? До того, как они высказались, вмешался царь Джай Сингх.
 – Да, время тебе дается. Подготовь комментарий и извести нас о его готовности. Тебе необходимо знать, что если ты не представишь подходящий комментарий, нам необходимо будет принять критику Рамананди как авторитетную. Но я не выполню ни одного из их требований, пока у тебя не будет возможность представить свой комментарий и аргументы.

Баладева оставил собрание, сопровождаемый Кришнадевой Сарвабхаумой. Баладева рассматривал себя как куклу в руках Господа. Он смело высказался в собрании, но возьмется ли Божественный Кукольник управлять его пером? Баладева пошел в Говиндапуру. Представ перед Говиндой, он опустился на колени и обратился с молитвой: «О Говинда, Твой преданный и мой наставник Вишванатха послал меня сюда, чтобы защитить Тебя и Твоих преданных, но я не способен на это. Я просто душа, погрязшая в невежестве. Если Ты пожелаешь, Ты можешь дать мне полномочия написать комментарий к «Веданта-сутре», прославляющей Тебя. Если Ты пожелаешь, я опишу истину, которую я узнал от Твоих преданных и из Твоих священных писаний. И я верю, что Твоей милостью эта истина будет представлена логично».

Той ночью во сне перед Баладевой явился Господь и дал ему наставления о том, как написать комментарий на «Веданта-сутру»: «Я Сам буду диктовать тебе, и поэтому никто не сможет не признать это».
Затем Баладева приступил к составлению комментария. Делая редкие перерывы для отдыха, он писал и молился и снова писал. Шли дни и ночи, но он не останавливался. Некоторые историки говорят, что он писал месяц. Другие говорят, что на это у него ушло 7 дней. В любом случае, Баладева вскоре возвратился из Говиндапура. К этому моменту все его оппоненты горели желанием услышать комментарий. Джай Сингх, желая видеть Гаудия-вайшнавов, отстоявших свои права, особенно желал увидеть комментарии. Рамананди, однако, ожидали комментарий с некоторым трепетом, надеясь, что смогут легко его опровергнуть. Баладева вошел в собрание, созванное в Галте. Он стоял на одной стороне вместе с гаудия-махантами. Напротив стояли пандиты Рамананди. В присутствии аристократии и ученых председательствовал царь Джай Сингх.

С разрешения царя Баладева приступил к изложению:

– Этот комментарий, – сказал он, представляя свой труд, – основан на комментарии Мадхвы, но имеет некоторые существенные различия. Если вы изучите его, вы обнаружите, что он соответствует философии Гаудий, основанной на учении Господа Чайтаньи.

Рамананди - пандит подошел к Баладеве и взял комментарий.

– Кто автор этого комментария? – спросил он.

Баладева ответил:

– Комментарий называется «Говинда-бхашйа». Говинда вдохновил меня на написание этого труда. Мне открылось недвусмысленное значение сутр в соответствии с желанием Шри Чайтаньи Махапрабху. И мои разъяснения основаны на учении моих гуру.

Рамананди - пандиты просмотрели первую часть «Бхашьи», чтобы удостоверится, правду ли сказал Баладева.
Лидер Рамананди согласился:

– Влияние Мадхвы на этот комментарий безусловно, но мы должны разобраться и в некоторых различиях.
Затем Баладева ответил на каждое из возражений Рамананди, касающихся метода поклонения Гаудия-вайшанавов.

– Я разъяснил все аспекты практики Гаудий в третьей главе, – сказал он. – Так как ваша критика касается нашего метода поклонения, вам необходимо перейти к третьей главе, чтобы убедиться, что Вьяса, автор «Веданта-сутры», обосновал метод нашего поклонения. Вы возражаете против нашего поклонения Радхе вместе с Говиндой на второстепенном основании, провозглашающем, что Они не супруги. В стихах с 40 по 42 я представил истинное положение Шри Радхи в Ее взаимоотношениях с Кришной. Радха есть вечная энергия Кришны и никогда не разлучается с Ним. Их взаимоотношения могут быть либо «паракия», либо «свакия», но это не отражается на вечности Их союза. Разлучение Радхи и Говинды, на чем вы настаиваете, искусственно, и поэтому оскорбительно по отношению к Господу, Который питает глубокую любовь к Своей женской энергии.
 Вы критикуете наше пристрастие поклоняться только Кришне, пренебрегая поклонением Нараяне, Вишну, который, как вы говорите, есть объект поклонения всех вайшнавов. Я разъяснил этот пункт в моих комментариях к стиху 43. В соответствии с «Веданта-сутрой», Нараяне можно поклоняться в любой из Его форм, включая форму Кришны. Ни одно ведическое предписание не запрещает исключительного поклонения Говинде.
 Баладева продолжал говорить, в то время как Рамананди стояли обезоруженные. Он говорил ясно и исчерпывающе. Со стороны Рамананди не последовало ни одного опровержения. Рамананди после прочтения «Говинда-бхашьи» просто потеряли дар речи.

Царь Джай Сингх ждал конца выступления Баладевы, взвешивая аргументы. Молчание Рамананди подтвердило его мнение. Он вынес свое решение в краткой, но убедительной формулировке: «Свидетельство, подтверждающее авторитетность Гаудия-сампрадаи, неоспоримо. Впредь, Гаудия-вайшнавизм должен быть признан и уважаем как авторитетное религиозное направление. Я приказываю воссоединить Радху и Говинду». Это была победа Гаудия-сампрадаи, и ученые дали Баладеве титул «Видьябхушана».

Потерпев поражение, ученые Рамананди выразили желание получить посвящение у Шри Баладевы Видьябхушаны. Однако он отклонил это, сказав, что среди четырех авторитетных сампрадай Шри-сампрадая очень уважается за развитие учения о дасья-бхакти, или преданности в положении слуги. Если бы к этой сампрадае было потеряно уважение, то это можно было бы считать оскорблением.

Гаудия-маханты Амбры, наконец-то избавленные от преследований Рамананди, отпраздновали эту победу, воздвигнув храм победы на холме, обращенном в сторону долины Галта. Храмовое Божество было оправдано названо Виджай-Гопала, «Непобедимый Гопала». К сожалению, сейчас об этом Божестве ничего не известно, но с тех времен махараджи Джайпура объявляют, что первым должно проводиться поклонение Шри Говинде, и только потом другие храмы могут проводить свои арати.

Вернувшись во Вриндаван, Баладева Видьябхушана рассказал Вишванатхе Чакраварти Тхакуру о победе, и тот дал ему свои благословения. Тогда же Баладева Видьябхушана начал писать комментарий на «Шат-сандарбху» Шрилы Дживы Госвами. Верный Дживе Госвами и преданный Господу Чайтанье, он составил комментарии на 10 основных Упанишад и 9 сочинений Госвами Вриндавана. Также им были написаны оригинальные труды по грамматике, драматическому искусству, прозе и поэзии. Он оставался неоспоримым авторитетом вайшнавской теологии вплоть до своей кончины (дата ухода Баладевы неизвестна. Его последняя из известных работ, «Става-мала», датируется 1764 г.).

После того, как Шри Вишванатха Чакраварти закончил свои игры на этой планете, Шри Баладева Видьябхушана стал следующим ачарьей в ученической преемственности Гаудия-вайшнавов.

Джай Сингх был удовлетворен победой Баладевы над Рамананди. Он установил единство вайшнавизма. И Радха была воссоединена с Говиндой на алтаре, так как Она есть Его вечная энергия. Джай Сингх посвятил себя Говинде и прожил долгую творческую жизнь царя и ученного. В 1714 г. Джай Сингх перенес Говинду в Сады Джай Ниваса и установил Его в садовом доме, где ему поклонялись в течении 21 года. В 1735 г. царь построил храм для Говинды внутри дворца в Джайпуре. Джай Сингх позднее провозгласил Говинду царем Джайпура, а себе определил положение Его министра. С того времени на царской печати значилось: «Шри Говинда-дева чарана савам джай сингх шарана» – «Господь Говинда, у чьих стоп Джай Сингх нашел прибежище».
……………………………….

Редакция: Ари Мардан д.

Литература:

1. Jiva Goswami's Tattva sandarbha,Stuart Mark Elkman (Elkman's commentary includes Bhaktivinoda Thakura's comments on Baladeva Vidyabhusana;Motilal Benarsidass,1986)

2. Sri Sri Gaudiya Vaisnava Abbhidana,Sri Haridas das,Haribol Kutur,Sri Dhama Navadvipa,1955

3. History and Culture of the Indian People,vol.VII,R.C. Majumdar and others,Bharatiya Vidya Bhavan,Bombay,1974

4. Mathura,A District Memoir,Frederick S.Growse,Oudh Government Press,allahabad,1883

5. Literary Heritage Of the Rulers of Amber and Jaipura,Gopal Narayana Bahura,City Palace museum,Jaipura,1976

6. Jaipur City,A.K.Roy (publisher and date unknown)

 

Шрила Баладева Видьябхушана

 

Шримад Баладева Видьябхушана Прабху был чистым преданным высочайшего уровня, которого не интересовало ничего, кроме служения Господу. У него не было ни малейшего стремления к имени и славе. Он написал много священных книг, бесценных, как бриллианты, ради величайшего блага всех, кто родился в человеческом теле.

Точное место его рождения, имя отца и матери и генеалогическое древо их семьи неизвестны. Поэтому неизвестны и точные обстоятельства его рождения. Тем не менее, по мнению некоторых, он родился в месте под названием Балешвара, деревне неподалеку от Ремуны, в начале XVIII в. н.э. и был сыном вайшьи, земледельца.
В раннем возрасте он выучил грамматику санскрита, поэзию, риторику и логику. Став экспертом по всем этим предметам, он начал путешествовать по разным местам паломничества. Проскитавшись так некоторое время и посетив многие святые места, он остался жить в храме таттвавади - последователей Шри Мадхвачарьи.
Там он стал досконально разорался в таттвавада-сиддханте, то есть философских и теологических заключениях Мадхвы. После этого он принял санньясу и решительно проповедовал таттвавада-сиддханту по всей Индии.
Путешествуя из одного селения в другое, он постепенно добрался до Джаганнатха Пури. Там он проповедовал в течение нескольких дней. Тогда же ему посчастливилось встретиться с одним из самых видных учеников Шри Расикананда Девы, Пандитом Шри Радха-Дамодарой, с которым он обсудил принципы преданного служения. Шримад Радха-Дамодара дева Госвами дал Баладеве наставления об исполненных милости играх Шри Гоурасундары, а также о Его учении и изложении Им Гаудия-вайшнава-сиддханты Сарвабхауме Бхаттачарье.
Когда Баладева услышал божественную мудрость от Шри Радха-Дамодары Госвами, его сердце растаяло. Проведя несколько дней в слушании, он попросил об инициации в мантру Радхи-Кришны и начал изучать "Шат-сандарбхи" Дживы Госвами у святых стоп своего гурудева, Радхи-Дамодары Госвами. Вскоре Баладева стал экспертом в Гаудия-вайшнава-сиддханте. Прожив некоторое время с Радха-Дамодарой Госвами, он получил приказ продолжать изучать Гаудия-вайшнавизм и отправиться во Вриндаван, приняв убежище у святых стоп Вишванатхи Чакраварти Тхакура.

Посетив впервые Набадвипу, он вскоре прибыл во Вриндаван. Шри Вишванатха Чакраварти Тхакур (Шри Хариваллабха даса) был очень рад видеть покорность, скромность, ученость и отречение Баладевы. С этого дня он какое-то время держал возле себя Баладеву и учил его ачинтья-бхеда-абхеда - философии Шри Чайтаньи, а также многим другим важным сиддхантам, имеющим отношение к гаудия-вайшнавской концепции кришна - бхакти. С этого момента жизнь и сердце Шри Баладевы были полностью посвящены теистической концепции Гаудия-сампрадаи. Его мысли были сосредоточены на этом, он был решителен и не отвлекался ни на какие посторонние предметы. Теперь он начал проповедовать эту философию и исключил все остальные.
Однажды в Джайпуре, в царском дворце, Рамануджа-сампрадая начала спорить об одном нюансе, связанном с гаудия-сампрадаей. Они сказали царю, что в Гаудия-сампрадае нет своего комментария на самое важное богооткровенное писание ведической религии – «Веданту»; поэтому у них нет сиддханты и нет настоящей сампрадаи, или школы. Как следствие, они должны бросить служить Божествам Говинды и Гопинатхи, и доверить это тем, то является истинными представителями истинной сампрадаи.

Тогдашний царь Джайпура был последователем Гаудия-сампрадаи. Он немедленно послал Вишванатхе Чакраварти Тхакуру во Вриндаван сообщение об этом нюансе с курьером, желая знать, действительно ли у гаудия-сампрадаи нет никакого комментария на «Веданту». Если комментарий есть, то царь хочет, чтобы он был немедленно доставлен в Джайпур для удовлетворения критиков- пандитов из Рамануджа-сампрадаи.
В то время Шри Вишванатха Чакраварти был уже стар и немощен. Он не мог отправиться в трудное путешествие в Джайпур. Поэтому он послал своего ученика, Шри Баладеву. Баладева Видьябхушана был выдающимся ученым и экспертом по всем важным писаниям. Перед огромным количеством собравшихся пандитов из Рамануджа-сампрадаи Баладева бросил им вызов на философскую дискуссию. Начался длинный и тяжелый спор, и школа Рамануджи подняла шум. Тем не менее, никто не смог устоять перед его выводами, глубокой ученостью и острым интеллектом. Баладева доказывал, что основатель Гаудия-сампрадаи, Шри Чайтанья Махапрабху, установил, что "Шримад-Бхагаватам" является величайшим комментарием на «Веданту».

Сам "Бхагаватам" говорит, что он - бхашьянам брахма-сутранам, естественный комментарий на «Веданту». Это подтверждается на основе доказательств, приведенных Дживой Госвами в его "Шат-сандарбхе". Поэтому Гаудия-сампрадая приняла "Шримад-Бхагаватам" в качестве оригинального комментария на «Веданту» и не видит необходимости в написании своего отдельного комментария.

В этот момент пандиты из Рамануджа-сампрадаи закричали: "Он признал, что у них нет комментария! У них нет комментария!"

Не имея другого выхода, Шри Баладева Видьябхушана пообещал показать им через несколько дней комментарий Гаудии на «Веданту». Пандиты изумились и решили, что комментарий все-таки существует. Они подозревали, что здесь какой-то фокус, но тем не менее молчали.

В величайшем беспокойстве Шри Баладева Видьябхушана отправился в храм Шри Говинды к Божеству Рупы Госвами. Предложив Божеству поклоны, коснувшись пола восемью частями своего тела, он рассказал обо всем, что произошло.

Той же ночью во сне Шри Говинда сказал ему: "Ты должен написать комментарий. Этот комментарий будет санкционирован лично Мной. Никто не сможет найти в нем ни одного изъяна".

Увидев такой сон, Баладева очень обрадовался, а его сердце исполнилось силы, и он был готов тут же приступить к работе. После медитации на лотосные стопы Говинды он начал писать свой комментарий. Через несколько дней работа была готова. Этот комментарий известен под названием "Говинда-бхашья - комментарий на «Веданту»". В приложении к "Говинда-бхашье", после того, как она была опубликована, Шри Баладева написал: " видьярупам бхушанам йе прадая, кхатим нитье тено йо мамударах, шри говинда-свапна-нирдиштха бхашье, радхабандхурангах с джият ". "Вся слава Шри Говинде! По своей милости Он явил мне этот комментарий во сне. Этот комментарий, явленный им, особенно высоко ценят великие ученые, и вследствие этого я получил имя Видьябхушана, но именно Шри Говинда заслуживает всех этих похвал. Пусть же Шри Говинда - самое дорогое, что есть у Шри Радхики, - одержит победу над всеми".

С "Говинда-бхашьей" в руках Баладева Видьябхушана пришел в царский зал собраний, где его ждали пандиты. Когда он показал им свой комментарий, они потеряли дар речи. Было провозглашено, что Гаудия-сампрадая победила. Царь и все Гаудия-вайшнавы были невероятно счастливы. Тогда же пандиты дали Шри Баладеве титул Видьябхушана, или "украшенный знанием", в честь его великой учености. Это было в 1628 году по летоисчислению Шака. На следующий день царь Джайпура издал указ о том, что каждый должен прибыть на ароти для Шри Говинды, любимого Божества Гаудия-вайшнавов, которому должно воздать хвалу за такой удивительный комментарий на «Веданту».

Пандиты из школы Рамануджи, на которых Шрила Баладева Видьябхушана оказал столь огромное влияние, признали его своим ачарьей и захотели стать его учениками. С великим смирением Баладева Видьябхушана отказался, объяснив свое решение тем, что существуют четыре сампрадаи, среди которых Шри-сампрадая является истинной школой, проповедующей, что служение Богу - это наипервейшая религиозная деятельность. Развивая взгляды Гаудия-сампрадаи, он не хотел этим унизить Шри-сампрадаю. Баладева сказал, что обидеть Шри-сампрадаю - значит совершить великое оскорбление.

Шрипад Баладева Видьябхушана вернулся из Джайпура во Вриндаван, неся сообщение о своей победе. По возвращении он упал к лотосным стопам Шри Вишванатхи Чакраварти Тхакура и сообщил ему эту новость. Все, кто пришел в то время во Вриндаван, а также жители Вриндавана, обрадовались, и Вишванатха Чакраварти Тхакура пролил на Баладеву Видьябхушану свои благословения.

После этого Баладева Видьябхушана начала писать комментарий на "Шат-сандарбху". Вскоре Вишванатха Чакраварти Тхакура покинул этот мир, и для вайшнавской общины погас великий маяк божественного света. И тогда Шри Баладеву Видьябхушану стали почитать в общине как преемника пламени и лидера тех, кто понимает учение Шри Чайтаньи.

В своем учении Баладева доказывает трансцендентное положение Вед, а затем то, что они являются самым лучшим доказательством для познания высшей истины.

В своей "Сиддханта-дарпане" Баладева объяснил положение трансцендентного звука во взаимоотношениях с Кришной и Его святым именем следующим образом:

экам эва прам таттвам вачйавачака бхавабхак
вачйах сарвешваро дево вачаках пранавобхавет
матсйа-курма-адибхир-рупайр-йатха вачйо бахур-бхавет
вачако'пи татхартхади-бхавадбахур-удирйате
адйантарахитатвена свайам нитйам пракиртите
авирбхава тиробхавау шйатамасйа йуге йуге

"Одна абсолютная истина имеет две категории: называемое (Кришна) и название (Ом). Парамешвара, Шри Кришна, абсолютная личность - это называемое; пранава, или омкара (Ом), - это название. Называемое, или Парамешвара Шри Кришна, проявляет себя в различных обликах как Матсья, Курма и многих других. Точно так же имя Верховного Господа распространяется во многих различных видах: трансцендентном слоге Ом, мантре гаятри и самих Ведах. Для Верховной Личности Бога не существует пределов. У Него нет ни начала, ни конца. Поэтому прославление Его также вечно. Он является в материальном мире, находится здесь некоторое время и снова исчезает по своему желанию".

Баладев объясняет энергию Господа в своей "Сиддханта-дарпане": "У Господа есть три энергии: мышление (джнана), чувства (крия) и желания (бала). Посредством этих трех энергий он создает материальное творение. Лучи сознания, исходящие из Него - души (дживы) - это отдельные неотъемлемые частицы. Посредством вышеупомянутых мышления, чувств и желаний они тоже входят в бытие. Веды были рассказаны Господом, который совершенен во всех отношениях. Поэтому Веды не имеют четырех недостатков, присущих материальному существованию: ошибок, обмана, иллюзии и несовершенного восприятия. Таким образом, Веды являются совершенной формой доказательств для понимания Верховной Истины. Веды прославляют Кришну как абсолютную истину. Пураны и итихасы так же хороши, как и Веды. Они также прославляют Кришну как абсолютную истину".

В своей "Веданта-сьямантаке" Баладева развил тезис о том, что Веды являются наилучшим доказательством для понимания Верховного Бога. В этой книге он пишет: " тадэвам сарватах шрештха шабдасья стхите таттванирнаякашту широтилакшана эва на тваршалакшанопи ". "Есть различные способы познать истину: пратьякша (непосредственное восприятие), ануман (выводы, гипотезы и дедукция), шабда (авторитетные слова), артхапати (толкования), анупалабдхи (обратные выводы), самбхава (законы вероятности) и айтихья (история). Из всех этих методов выяснения истины шабда, слуш


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.09 с.