Сценарные сигналы и послания — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Сценарные сигналы и послания

2020-08-20 598
Сценарные сигналы и послания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Эрик Берн ввѐл понятие сценарные сигналы, т.е. телесные признаки, указывающие на то, что человек вошѐл в сценарий. Это может быть глубокий вдох, изменение положения тела и напряжение какой-то части тела. Сценарные сигналы - это проигрывание человеком его детских решений, которые он принял в отношении своего тела. Например, человек, будучи ребѐнком, пытался дотянуться до матери, но обнаружил, что она часто отодвигается от него. Чтобы подавить эту естественную потребность он стал напрягать свои руки и плечи. Во взрослой жизни такой человек продолжает напрягать своѐ тело. 

Человек стремится организовать мир таким образом, чтобы он оправдывал сценарные решения. Вот почему люди часто говорят, что им легче вести себя по-старому, одновременно признавая, что это поведение для них саморазрушительно. Чтобы выйти из сценария, необходимо обнаружить потребности, неисполненные в детском возрасте, и найти способы удовлетворения этих потребностей в настоящем. 

Нужно отличать сценарий и курс жизни. Берн писал: «Сценарий – это то, что человек запланировал совершить в раннем детстве, а курс жизни – то, что реально происходит». Курс жизни является результатом взаимодействия четырѐх факторов: наследственности, внешних событий, сценария, автономных решений.

Сценарные послания могут передаваться вербально, невербально или тем и другим способом одновременно.

Сценарные послания могут передаваться в форме прямых указаний (приказов): «не мешай мне! Делай, что тебе говорят! Уйди! Быстрей! Не капризничай!». Сила этих приказов как сценарных посланий будет зависеть от того, как часто они повторяются и от сопровождающих их невербальных сигналов. 

В других случаях ребѐнку могут говорить не что он должен делать, а кем он является. Такие послания называются оценочными: «Ты глупый!»; «Моя маленькая девочка!»; «Ты кончишь в тюрьме!»; «Ты ничего не добьѐшься!». Содержание оценок может быть позитивным или негативным, а их сила, как сценарных посланий, будет зависеть от сопровождающих их невербальных сигналов. 

Берн отмечает, что недовольный своим сценарием человек может начать действовать по антисценарию — сценарию наоборот. Сценарий продолжает владеть человеком, но то, что в сценарии нужно было делать хорошо, человек делает плохо. И наоборот. Например, мужчина, которому по образу отца уготовано было быть тихим семейным пьяницей, бросив пить тут же бросает семью.

Родители редко устраняются от выбора сценария для своего ребенка. В зависимости от того, насколько сценарные сообщения не соответствуют реальным способностям ребенка и отрицают его желание быть, они могут приводить к развитию патологии.

Таким образом, сценарий – это жизненный план, напоминающий спектакль, в котором личность вынуждена играть роль. Сценарий напрямую зависит от позиций, принятых в детстве, и записывается в эго-состояние Ребѐнок через трансакции, которые происходят между родителями и ребѐнком.
5. Типы сценариев

Каждый человек сам планирует свою жизнь. Но как бы мы не желали называть себя творцами своей жизни, всегда есть множество предсказуемых и непредсказуемых факторов, которые влияют на наш путь. К предсказуемым факторам можно отнести наше воспитание и те поведенческие паттерны, которые были усвоены нами в детстве от родителей и окружения в целом. Близкие прокладывают те рельсы в нашей голове, по которым в будущем с большой вероятностью и будет следовать психика, если сознательно их не перестраивать. Согласно Эрику Берну эти рельсы и называются психологическим сценарием. Это план жизни. Сценарий может основываться на таких вещах, как отношение человека к себе, к другим, к миру и к жизни в целом. А также его способы целеполагания и достижения целей.

Эрик Берн делит сценарии на три группы:

1. Победители. Ставят конкретные цели и достигают их, при этом имеют положительное отношение к себе и к окружающим.

2. Побежденные. Не достигают своих целей, при этом имеют негативное отношение к себе и к окружающим.

3. Непобедители. Наверное, самый банальный сценарий, когда человек не имеет собственных целей, но стремится к «нормальной» жизни, «как у всех».

В зависимости от трагичности финала сценарии побеждённых можно классифицировать по трём степеням. Сценарий побеждённого первой степени — это сценарий, в котором неудачи и потери не настолько серьёзны, чтобы их обсуждать в обществе. Например, повторяющиеся ссоры на работе, небольшая депрессия или неудача на экзаменах при поступлении в институт. Побеждённые со второй степенью испытывают неприятные чувства, достаточно серьёзные, чтобы их обсуждать в обществе. Это может быть увольнение с работы, исключение из университета, госпитализация по поводу тяжёлой болезни и т. д. Сценарий третьей степени приводит к смерти, увечью, серьёзной болезни (в том числе и психической) или суду. Такие сценарии называются хамартическими.

Человек, имеющий сценарий не-победителя, день ото дня терпеливо несёт свою ношу, не много при этом выигрывая и не сильно проигрывая. Такой человек никогда не рискует. Поэтому такой сценарий называют банальным. На работе не-победитель не становится начальником, но его и не увольняют. Он, скорее всего, спокойно доработает до конца, получит в подарок часы на мраморной подставке и уйдёт на пенсию.

Берн предложил способ, с помощью которого можно отличить победителя от побеждённого. Для этого надо спросить человека, что он будет делать, если проиграет. Берн считал, что победитель знает что, но не говорит об этом. Побеждённый не знает, но только и делает, что говорит о победе. Он всё ставит на одну карту и тем самым проигрывает. Победитель всегда учитывает несколько возможностей, поэтому и побеждает.

Эрик Берн считал, что в разных жизненных ситуациях один и тот же человек может воплощать разные сценарии, однако чаще всего происходит так, что какой-то сценарий является доминирующим.


Сценарное время

Сценарий (и у Победителя, и у Неудачника) – это способ упорядочить время между первым «Здравствуйте» у материнской груди и последним «Прощай» у могилы. Время жизни опустошается и наполняется делами и неделанием, оно состоит из «никогда не делаю», «делаю всегда», «не делал раньше», «не буду делать больше», «делаю снова и снова», «буду делать до тех пор, пока ничего уже нельзя будет сделать». Так возникают разновидности сценариев «Никогда» и «всегда», «До тех пор пока» т «После того как», «Снова и снова» и сценарий с открытым концом.

Эрик Берн в своей книге «Люди, которые играют в игры» и «Игры в которые играют люди» предлагает взглянуть на эти сценарии в свете мифологии, это помогает дистанцироваться и в художественном образе увидеть ситуацию со стороны.

Итак, распространенные негативные сценарии:

1. Сценарий «Никогда» или сценарий Тантала. Это история о герое, который, несмотря на близость воды и пищи, не мог удовлетворить своей жажды и голода. Все лежит перед твоим носом, ты можешь взять это прямо сейчас, просто протяни руку! Но герой не делает этого, он живет с установкой «Я никогда не смогу получить то, чего мне хочется больше всего».

2. Сценарий «Пока не» («До тех пор, пока») или сценарий Геракла. Геракл не мог получить прощение, пока не совершит 12 подвигов. Точно также люди, живущие по этому сценарию, убеждены, что они не смогут получить желаемое, пока не выполнят ряд условий. От них часто можно услышать размышления о том, какое огромное количество дел им нужно сделать для того, чтобы достичь цели. Основная установка людей со сценарием Геракла – это «Я не могу иметь то, что хочу, пока не заплачу́ за это».

3. Сценарий «После» («После того, как») или сценарий Дамокла. Это про тот самый дамоклов меч, который висел на волоске над несчастным Дамоклом, и заставлял его постоянно ожидать расплаты. Мымного раз слышали фразы вроде «Вот сейчас смеёшься – потом плакать будешь», «За всё в этом мире надо платить» и другие, основным посылом которых является непременное наступление неприятной расплаты за какие бы то ни было радости жизни. Основная установка людей со сценарием Дамокла – это «Сегодня я могу радоваться, но завтра меня обязательно ждёт расплата (разочарование) за это».

4. Сценарий «Всегда» или сценарий Арахны. В этом мифе богиня Афина превратила искусную ткачиху по имени Арахна в паучиху, чтобы та ткала вечно. Люди, у которых проявляется этот сценарный паттерн, уверены, что нечто будет преследовать их всегда. Они уверены в этом настолько, что не допускают даже мысли о том, что однажды это может измениться. Например, «Да, я мне всегда не везёт с мужчинами. Вот такая я. И ничего с этим не поделать». Основная установка людей с этим сценарием – это «Я должен всегда оставаться в этой же ситуации».

5. Сценарий «Почти» или сценарий Сизифа. Помните про сизифов труд? Когда Сизиф вынужден был закатывать на гору тяжёлый камень, но, как только камень оказывался почти на верхушке горы, то скатывался вниз, и Сизифу приходилось начинать всё заново.

Этот сценарный процесс имеет две разновидности.

«Почти» тип 1 – это люди, которые прекращают дела, когда они уже почти завершены. Например, почти дочитала книгу и забросила или «почти довязала кофточку, осталось только пуговки пришить», и лежит эта кофточка годами почти довязанная. Очень распространенный сценарий.

Основная установка: «Я почти достиг успеха»

«Почти» тип 2 – это люди, которые доводят дела до конца, но им каждый раз кажется, что этого недостаточно и в срочном порядке они придумывают себе новое дело, более сложное. Если говорить метафорой, то это Сизиф, который поднял камень на гору и увидел, что впереди новая гора, выше прежней.

Всё бы хорошо, но проблема в том, что люди со сценарным паттерном «Почти» 2 типа не умеют радоваться своим достижениям и успехам. Они мастерски их обесценивают, говоря «Разве ж это успех? Разве ж это гора? Вон впереди – гора так гора! Вот на её закачу свой камень и тогда порадуюсь». Но после этой горы они увидят следующую, ещё больших размеров. И так будет продолжаться до тех пор, пока человек не освободится от этого сценария.

Основная установка людей с этим паттерном – это «Я всё ещё не достиг успеха».

6. Сценарий «С открытым концом» или сценарий Филемона и Бавкиды. Филемон и Бавкида были добродетельными мужем и женой, в награду за это боги подарили им возможность никогда не расставаться, превратив их в два рядом стоящих дерева. Так, некоторые старики, добросовестно исполнившие Родительские наставления, проводят остаток своей жизни в “растительном” существовании, наподобие тихо шумящей на ветру листвы деревьев, обмениваясь с окружающими услышанными где-нибудь новостями. Такова судьба многих матерей, дети которых выросли и разъехались, или пенсионеров, проведших жизнь в труде, ни разу не нарушив правил внутреннего распорядка и предписаний. На практике это сценарий людей, которые не знают, что делать после достижения цели. Люди с таким сценарием уверены, что если они будут жить по правилам, ничего не нарушая, соблюдая нормы и рамки, то в конце их обязательно ждёт награда. Проблема в том, что награды может и не быть. Основная установка людей с таким сценарием – это «После достижения определенной цели я не знаю, что делать дальше».

Как видим, древние греки были неплохими психологами. Часто такие сценарии делают человека несчастным. Но что мешает нам быть режиссерами и взять творческое перо в свои руки? Не переписывать свою жизненную книгу с чистого листа, но более внимательно относясь к собственным действиям и мыслям, начать корректировать свои ошибки и неточности. Как всегда, все зависит только от нас самих.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.041 с.