Дериват со значением авторизации — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Дериват со значением авторизации

2020-08-20 457
Дериват со значением авторизации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Этот мальчик – хороший художник. Этот мальчик считается, кажется хорошим художником.

Дериват со значением выявления

Этот мальчик талантлив – этот мальчик оказался, показался талантливым

Дериват со значением повторяемости события

Зимы холодные – зимы [бывают] холодные

Отрицательный дериват

Вчера я там был -> Вчера меня там не было. (Не был – не дериват)

Качественный дериват

Дома построены – домов построено!

Гости приехали – гостей приехало!

9. Неопределенно-личный дериват (*)

Портниха в ателье шьет платье – В ателье шьют платье

См:

Письмо, пришедшее с последней почтой, на первый взгляд казалось вполне обычным

1. Составное именное сказуемое, двусоставное предложение

2. N1CopfAdjf1/5 (полузнаменательная связка) {особенность замещения записывается иначе: Copf - казалось }

3. [письмо – объект], [казалось обычным – предикат], [*субъект {что означает звездочка?}]

4. Индикатив прошедшего времени

5. Дериват со значением авторизации: письмо было обычным

Но капитану почудилось,

1. Простое глагольное сказуемое, односоставное (безличное) {ср. Ему это почудилось }

2. Vfs3/n

3. [капитан – субъект], [почудилось – предикат], актант содержания выражен другой предикативной конструкцией {ее нужно указать}

4. Индикатив прошедшего времени

5. Не дериват

что в нем что-тоне так

1. Составное именное сказуемое, двусоставное

2. N1CopfN2…/Adv

3. [что-то – субъект], [ (было, опущено) не так – предикат]

4. Индикатив прошедшего времени {почему именно прошедшее? разве эта часть предложения воспринимается как неполная?}

5. Не дериват

Прочитав вложенные внутрь мятые странички, онподумал,

1. Простое глагольное сказуемое, двусоставное

2. N1Vf

3. [он – субъект], [подумал – предикат], актант содержания выражен другой предикативной конструкцией {ее нужно указать}

4. Индикатив прошедшего времени

5. Не дериват

что его разыгрывают.

1. Простое глагольное сказуемое, односоставное (неопределенно-личное)

2. Vfpl3

3. [его – объект], [разыгрывают – предикат], [*они – субъект (выражен формой глагола)] {поэтому нужно написать: разыгрывают – предикат + субъект}

4. Индикатив настоящего времени

5. Не дериват

Такого просто не могло быть!

1. Составное глагольное сказуемое, односоставное

2. InfVf

3. [такого – субъект], [не могло (вспомогательный глагол) быть – предикат]

4. Индикатив прошедшего времени

5. Модальный дериват: не было -> не могло быть

 

Задание 3

Сделайте разбор синтаксических связей, которыми связаны слова (словоформы) в составе выписанных после предложения фрагментов.

1. Выписать компоненты, соединенные синтаксической связью, + семантически необходимые компоненты, не участвующие в этой связи (выделить их скобками)

Обозначить связь при помощи стрелки:

-при подчинении от главного слова к зависимому

-при сочинении соединить компоненты стрелкой с двумя концами

2. Установить, какие компоненты (слово, словоформа, словосочетание) связаны между собой

Если при изменении формы 1 компонента теряется связь, то это уже словоформа

А если не теряется, то это слово

Ну или если это неизменяемое слово

3. Записать формулу синтаксической связи, указывая предлоги или союзы:

N 1-6 m/f/n sing/pl N1p/2p/3p

Adj 1-6 m/f/n sing/pl fin comp

V Vfin Vadj Vinf Vact/pass V 1/2/3 m/f/n sing/pl

V fin: В русской традиции принято финитные глаголы называть личными, так как только они имеют форму грамматического лица [6]. Однако академическая Русская грамматика 1980 года указывает, что понятие личной формы глагола отличается от понятия финитной формы, так как включает только формы, маркированные по лицу (и, тем самым, не включает формы прошедшего времени) [7].

Обычно финитные глаголы являются носителями таких категорий, как: время лицо род число залог наклонение…

4. Указать средства выражения синтаксической связи

5. Определить конкретные смысловые отношения между компонентами:

Подчинительные:

· Субъектные

· Объектные (в т.ч. инструмент, адресат…)

· Обстоятельственные (в т.ч. время, цель, место…)

· Определительные

· Предикатные

Сочинительные:

· Соединительные

· Разделительные

· Противительные

· Сопоставительные

· Пояснительные

· Градационные

VS сочетание называет один компонент ситуации (=указанные смысловые отношения отсутствуют)

6. Чем определяется наличие связи?

· Семантической валентностью

· Категориальной валентностью

· Наличием общего синтаксического хозяина

· Однородностью (функциональной, лексико-семантической, коммуникативной)

7. Определить тип синтаксической связи

Подчинительная

· Согласование (собственно грамматическое/ условно-грамматическое / смысловое; полное/неполное)

· Управление

· Примыкание

Сочинительная (открытая/закрытая)

8. Дать характеристику подчинительной связи:

А) предсказующая/непредсказующая

Если предсказующая,

— Указать, невариативная или вариативная (для вариативной привести еще хотя бы один вариант)

— Определить, какими свойствами главного компонента предсказана форма зависимого:

· грамматическими свойствами (какими именно)

· морфной структурой (см: отойти от)

· сочетаемостью семантической группы (указать, какая семантическая группа имеется в виду и привести еще хотя бы одно слово, относящееся к данной группе)

· индивидуальной сочетаемостью (привести близкое по смыслу слово, отличающееся по сочетаемости от разбираемого)

Б) обязательная/необязательная/квазиобязательная

Если квазиобязательная, указать, какая еще валентность при данном главном компоненте также является квазиобязательной (см: провела лето -> где, как (?))

В) Характер отношений: собственно синтаксические/лексико-синтаксические

9. Другие точки зрения (факультативно)

См:

Федор -> изобрел: подчинительная связь (согласование {по каким признакам?}) (согласование по числу и роду)

Изобрел -> Федор: управление падежом (И.п.)

Федор -> отец: согласование {почему в этой паре главный компонент Федор? по каким признакам согласование?}

Отец -> Федор (согласование по числу, падежу, аппозитивная конструкция)

 

Отец Федор

1. Отец -> Федор

2. Словоформа -> словоформа

3. Nmsing -> N m sing

4. Нулевое окончание компонента «Федор»

5. Определительные отношения

6. Категориальная валентность (предопределена постоянным компонентом в толковании: отец – обозначение определенного лица, а это обширная семантическая группа)

7. Подчинительная связь: согласование – собственно грамматическое, полное (число и падеж)

8. Предсказующая, невариативная. А) Форма зависимого слова предсказана грамматическими свойствами главного: числом, падежом. Б) необязательная {для этого значения слова отец скорее обязательная}. В) Собственно синтаксические отношения.

9. Согласно точке зрения Пешковского, связь может быть рассмотрена как сочинительная.

А)

1. Федор -> изобрел

2. Словоформа -> словоформа

3. N1 m sing -> V fin act m sing

4. Нулевое окончание компонента «изобрел»

5. Предикатные отношения

6. Категориальная валентность: существительное присоединяет к себе предикат – в форме глагола

7. Подчинительная: собственно-грамматическое, полное согласование

8. А) Форма зависимого компонента предсказана грамматическими свойствами главного: родом и числом; б) (не?)обязательная; в) собственно синтаксические.

9. Существует теория, по которой связь подлежащего со сказуемым определяется только как согласование – а также точка зрения Н.Ю.Шведовой: по ее мнению, нельзя описывать такую связь в терминах подчинительной связи: это – координация.

 

 

Слово, обладающее синтаксическими валентностями, всегда соотносится с ситуацией, имеющей некоторый набор обязательных участников; эти участники выражаются при слове поверхностно, заполняя синтаксические валентности – грубо говоря, нет связи с актатностью.

Семантические валентности соответствуют обязательным переменным в толковании слова. В свою очередь, эти переменные возникают в толковании как «наследники» семантических валентностей более простых предикатов, входящих в толкование. Ср. строитель = 'тот, кто строит'; предикат строить двухвалентен ('кто строит что') – производное от него отпредикатное имя строитель само заполняет его первую, субъектную валентность и сохраняет объектную, ср. строить метро – строители метро.

 

Б)

1. Изобрел -> Федор

2. Словоформа -> словоформа

3. V fin act m sing -> N1 m sing

4. Нулевое окончание компонента «Федор»

5. Субъектные отношения

6. Семантическая валентность: глагол присоединяет к себе субъект – в форме существительного.

7. Подчинительная: управление

8.  А) Предсказующая, невариативная, форма зависимого компонента предсказана грамматическими свойствами главного: спрягаемая форма глагола требует от слова в синтаксической роли подлежащего формы именительного падежа б) обязательная; в) собственно синтаксические.

9. Существует теория, по которой связь подлежащего со сказуемым определяется только как согласование – а также точка зрения Н.Ю.Шведовой: по ее мнению, нельзя описывать такую связь в терминах подчинительной связи: это – координация.

 

1. Осуществление -> которых

2. Слово -> словоформа

3. N -> Adj 2 pl {если компонент является словом, при нем не указываются непостоянные признаки} {разве мн. число участвует в этой связи?}

4. -ых-

5. Собственно объектные отношения

6. Семантическая валентность

7. Подчинительная: управление

8. А) Предсказующая, невариативная. Форма зависимого предсказана грамматическими свойствами главного: сущ «осуществление» образовано от переходного глагола «осуществлять», требующего прямого управления в Винительном падеже. Б) Обязательная. В) Собственно синтаксические отношения.

9. Пешковский: связь обязательная, предсказующая -> сильное управление. Золотова: связанная синтаксема (выражает синтаксическую зависимость от слова-«хозяина», не употребляется как заголовок) -> управление. Грамматика 80: управление, объектные отношения, сильное.

 

1. Проекты -> которых

2. Слово -> словоформа

3. N -> Adj 2 pl {разве падеж участвует в этой связи?}

4. -ых-

5. Определительные отношения.

6. Наличие связи предопределяется категориальной валентностью.

7. Подчинительная связь: согласование, неполное (в числе)

8. А) Непредсказующая связь {для согласования эта характеристика невозможна}; Б) необязательная; В) Собственно синтаксические отношения.

 

1. Присмотренного -> в Самаре

2. Слово -> словоформа

3. V-> N6

4. В + -е-

5. Обстоятельственные отношения: места

6. Семантическая валентность

7. Подчинительная связь: управление

8. А) Непредсказующая (около Самары, под Самарой); Б) Необязательная связь; В) Лексико-синтаксические отношения (см. заголовок: «В Самаре»).

9. Пешковский: связь необязательная, непредсказующая -> слабое управление. Золотова: «В Самаре» – может использоваться в качестве заголовка => предложно-падежная форма имеет собственное значение, не зависящее от окружения. Следовательно, не управление. Грамматика 80: падежное примыкание, определительные отношения, главное слово информативно достаточно, не требует обстоятельственного распространения -> слабое.

 

Задание 4

Определите, какие из подчеркнутых слов являются предикатами или входят в состав предиката; сделайте разбор пропозиций с этими предикатами, определите, с какими другими пропозициями и как именно разобранные пропозиции связаны.

Для остальных подчеркнутых слов определите, в состав какой пропозиции каждое из них входит и какова его функция в этой пропозиции.

План разбора диктумной организации предложения

1. Выписать предикат и охарактеризовать его:

А) по количеству слов в составе:

— Однословный

— Неоднословный:

· Семантически неосложненный (неразложимый)

· Осложненный (разложимый); указать, каким именно смыслом (смыслами) он осложнен и чем именно эти смыслы выражены (*? Отрицание/фаза/модальность)

— Нулевой

Б) по способу оформления:

— Первичный:

· Спрягаемая форма глагола

· Инфинитив-сказуемое

— Вторичный:

· Инфинитив – не сказуемое

· Причастие

· Деепричастие

· Существительное (номинализация)

· Прономинализация

· Другое оформление (указать, какое именно)

В) по семантическому типу:

— Событийный

— Логический (если предикат является предикатом-связкой или предикатом-оператором, указать это)

2. Охарактеризовать все актанты данного предиката, включая те, которые не названы в предложении.

Каждый актант характеризуется по следующим признакам:

А) роль актанта в ситуации:

Субъект, второй субъект, контрагент, (собственно) объект (нужно дополнительно указать, внешний или внутрениий, см: рисовать пейзаж, красить стену), адресат, инструмент, средство, содержание, тема, место, начальная точка, конечная точка, промежуточная точка, маршрут, срок (возможны другие актанты: способ, ситуация-причина, ситуация-следствие)

Б) тип лексики, обозначающий этот актант:

Только предметная, только предикатная, предметная и предикатная

В) назван ли актант в предложении:

- не назван

- назван таким-то словом (словами)

При необходимости дается комментарий (см: пропозиция свернута к актанту, актант расщеплен на целое (указать, чем обозначена) и часть (указать, чем обозначена).

3. Если в пропозиции есть атрибуты, выписать и охарактеризовать их. Каждый атрибут характеризуется по следующим признакам:

А) к какому компоненту пропозиции относится:

· К актанту

· К предикату

Б) тип атрибута:

· Характеризующий

· Идентифицирующий

4. Если в позиции есть сирконстанты, выписать и охарактеризовать их. Каждый сирконстант характеризуется по семантике:

· Места

· Времени

Б. Определить, как связаны между собой пропозиции в предложении (если их несколько)

— одна (какая именно?) пропозиция является компонентом другой (какой именно?) пропозиции

— актантом предиката другой пропозиции (указать, каким именно)

— атрибутом актанта/предиката другой пропозиции (указать, каким именно и при каком компоненте)

— сирконстантом другой пропозиции (указать, каким именно)

— одна (какая именно?) пропозиция связана с другой (какой именно?) пропозицией с помощью предиката-связки (чем он выражен, каково его значение?)

*если требуется определить семантическую функцию какого-либо слова в диктумной организации, нужно указать:

А) компонент какой пропозиции (пропозиции с каким предикатом) назван этим словом

Б) является ли этот компонент актантом, атрибутом или сирконстантом

В) каков тип анализируемого компонента (субъект, объект… - для актанта, характеризующий или идентифицирующий и при каком именно компоненте – для атрибута, места или времени – для сирконстанта)

 

См:

В доме жил ёж, который по ночам бегал, стуча ножками

Пропозиций столько - сколько предикатов.

Предикаты: жил, бегал, стуча

1. Жил. Однословный, первичный (спрягаемая форма глагола), событийный
2. Актанты: а) субъект б) предметная лексика в) назван: ёж
А) место б) предметная в) назван: в доме

NB! Актанты - участники, которые соответствуют переменным в толковании предиката. -> отвлекись от контекста и просто подумай о ситуации «жить». Назови актанты которы должны! Быть.

Жить - субъект, место (жить вообще - предикат местонахождения). (Вообще от каждого предиката местонахождения следует ожидать актантов субъекта и места).

Бегал

1. Бегал. Однословный, первичный (спрягаемая форма глагола), событийный.

Думай про прототип!

Предикат перемещения – стандартный набор: субъект, начальная и конечная точка, маршрут и промежуточная точка. Бывает автономное перемещение: я веду ребёнка в детсад и неавтономное - транспортное средство: появляется ещё инструмент - я везу ребёнка в детсад на автобусе

Ёж бегал из угла в угол по дому через середину комнаты.

2. Актанты: субъект, предметная, назван (если есть синтаксически связанное с предикатом слово, которое его обозначает): который. Лексика предметная, актанты не названы: начальная и конечная точка, маршрут и промежуточная точка.

Сирконстант: не соответствует переменным в толковании.

См: Два часа бегал по комнате.

По ночам

1. Стуча: однословный, вторичный: деепричастие, событийный
2. Актанты: субъект, предметная лексика, не назван (при деепричастии вообще не бывает формы, которая бы называла субъект). Объект (собственно объект, неспециализированный), внешний. Лексика предметная. Актант не назван. Инструмент, предметная, назван.

(Прототипически для бегал: субъект, по чему - объект, чем – инструмент)

Б. Пропозиции могут быть связаны между собой так же, как и компоненты пропозиции. Одна пропозиция может быт актантом, атрибутом и сирконстантом другой пропозиции.

Жил - главное, бегал - зависимое (это выражено синтаксически). Придаточное определительное, относится к слову «еж».

Пропозиция с предикатом «бегал» — атрибут при актанте-субъекте «еж» пропозиции с предикатом «жил»

Пропозиция «бегал» - атрибут препозиции «жил». Характеризующая.

Пропозиция «стуча» - атрибут при предикате пропозиции «бегал». Характеризующая.

И Вася сшил ему тапочки, когда Платон Платонович пожаловался, что это «стук-стук-стук» мешает ему наблюдать звёздное небо.

5 предикатов: 1) Сшил 2) пожаловался 3) мешает 4) наблюдать 5) стук-стук-стук

Сшил
Однословный, первичный, спрягаемая форма глагола, событийный

Актанты: субъект, предметная, назван:Вася, внутренний объект, предметная, назван: тапочки, внешний объект, предметная, назван, инструмент, предметная, не назван, средство, предметная, не назван

Из чего-то - внешний объект

Я делаю тапочки (внутренний объект) из ткани (внешний объект) иголкой (инструмент) ниткой (средство)

· Пожаловался

1. Однословный, первичный (спрягаемая форма глагола), событийный
2. Актанты: субъект, предметная, назван: ПП; адресат, предметная, не назван; содержание, предикатная, назван: что это...; тема, предметная и предикатная, не назван.

(Бля, а примеры на предметную и предикатную лексику?)

Допустим, названа тема: ПП пожаловался Васе на ежика. Тема: предметная и предметная, здесь предметная.

(Ср: ПП пожаловался Васе на поведение: тема, предметная и предикатная, здесь предикатнпя)

Пожаловаться: предикат речи => субъект, адресат, содержание, тема

Мама пожаловалась бабушке на поведение сына (А ГДЕ ЗДЕСЬ КОНКРЕТНО ТЕМА И СОДЕРЖАНИЕ?
См: пожаловаться на поведение (содержание) пожаловаться на сына (тема) - здесь так раскладываемся?)

Тема мб выражена и предметной, и предикатной лексикой

Содержание выражается в подчинительной части (ну не вполне но все равно) – нужна предикатнвя лексика

«Стук-стук-стук»

Однословный, звукоподражание (экзотический способ), событийный

Это: не участвует в выражении диктумной информации, это просто анафорическая отсылка к «стуча лапками»



Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.093 с.