Какая функция бюджета связана с выравниванием доходов между группами и слоями общества? — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Какая функция бюджета связана с выравниванием доходов между группами и слоями общества?

2020-08-20 272
Какая функция бюджета связана с выравниванием доходов между группами и слоями общества? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Налоги и бюджет

1) Государственный бюджет — форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. В России существуют два уровня государственного бюджета:

  • 1) федеральный;
  • 2) региональный.

Поскольку бюджетная система имеет четырехуровневый характер (два уровня муниципальных бюджетов), то наряду с государственными финансами существуют и муниципальные, являющиеся по российскому законодательству (Конституция РФ), общественными финансами. В Российской Федерации интеграция муниципального управления в государственный механизм реализуется посредством передачи отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов посредством сложных многоуровневых межбюджетных отношений, а также закрепления за органами местного самоуправления права участвовать по своей инициативе в реализации отдельных государственных полномочий, не переданных органам местного самоуправления

Бюджет муниципального образования (местный бюджет) — это централизованный денежный фонд местного самоуправления, призванный обеспечить реализацию его функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. Местные бюджеты — центральное звено местных финансов, где мобилизуется основная часть финансовых ресурсов муниципальных образований, на основе которой финансируются основные потребности местного сообщества. Роль данного бюджета как бюджета нижнего уровня в условиях федерального государства приоритетна — именно данный бюджет осуществляет предоставление жизненно важных для воспроизводства индивида функций. В современных условиях началась реализации муниципальной реформы, которая, по мнению разработчиков реформы, вступила в силу в 2006 г., т.е. именно тогда, когда вступил в силу Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Данный закон предусматривал масштабные преобразования системы местного самоуправления в Российской Федерации. Ключевая идея реформы состояла в том, чтобы четко и однозначно установить в законодательстве структуру и функции муниципальных образований различных типов и исходя из этого определить их расходные полномочия и закрепить за ними на постоянной основе доходные источники.

2) Экономическом, бюджет представляет собой совокупность экономических отношений, складывающихся в связи с образованием, распределением и использованием централизованных денежных фондов, предназначенных для осуществления функций и полномочий органов государственной власти и местного самоуправления.

Материальном, бюджет можно рассматривать как централизованный фонд финансовых ресурсов, создаваемый для покрытия государственных расходов. Бюджет является универсаным денежным фондом, аккумулирующим

налоговые и не налоговые доходы, из которого в соответствии с бюджетной классификации финансируются определенные расходы государства.

Юридическом, бюджет следует рассматривать как правовой акт, основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда государства или муниципального образования, утверждаемый соответствующим органом государственной власти или местного самоуправления. Кроме того закон о бюджете ежегодно закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных правоотношений. Бюджетный закон принимается ежегодно на очередной (текущей) финансовый год и плановый период. Текущий финансовый год – это год в котором осуществляется исполнение бюджета, а так же составление и рассмотрение бюджета на очередной финансовый год и плановый период. Финансовый год соответствует календарному году и длиться с 1 января до 31 декабря.

3. Когда начинается и заканчивается финансовый год в Российской Федерации? Какова связь финансового года и бюджета РФ?

Финансовый год в Российской Федерации продолжается с 1 января по 31 декабря соответствующего года. И бюджеты, как правило, утверждаются ежегодно на этот срок. Однако в условиях инфляции возникают трудности в принятии бюджетов. Вот почему практикуется принятие бюджета на более короткий срок (квартал и т.п.).

4) Бюджетное устройство определяется Бюджетным кодексом РФ, который устанавлива­ют виды бюджетов, действующих на территории страны, место и роль каждого из них, принципы их функционирования и взаимосвязи.

Бюджетное устройство определяет организацию бюджетной системы, взаимоотношения ее звеньев, правовые основы функционирования бюджетов, их состав и структуру, процедурные вопросы формирования и использования бюджетных средств.

5) Бюджетная система - это совокупность бюджетов государственных и муниципальных образований, существующих на территории страны. Как видно из определения, структура бюджетной системы государства зависит от государственного и административно-территориального устройства страны.

6) 1) принцип единства бюджетной системы - единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;

2) принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации - закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

3) принцип самостоятельности бюджетов - а) право законодательных (представительных) органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы РФ самостоятельно осуществлять бюджетный процесс; б) наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы РФ; в) законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов; г) право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств соответствующих бюджетов; д) право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов; е) недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов о бюджетах, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов; ж) недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней бюджетной системы РФ потерь в доходах и дополнительных расходов.

4) принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов -все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иные обязательные поступления подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме;

5) принцип сбалансированности бюджета - объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита;

6) принцип эффективности использования бюджетных средств - при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств;

7) принцип гласности - обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полнота представления информации о ходе исполнения бюджетов; открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в т. ч. по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного органа государственной власти, либо между законодательным и исполнительным органами;

8) принцип достоверности бюджета - надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета;

9) принцип адресности и целевого характера бюджетных средств - бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

7) Структура бюджета. Любой бюджет состоит из двух частей: доходной и расходной

8) Источники доходов можно классифицировать по различным основаниям.

По социально-экономическому признаку все доходы можно разделить на доходы от хозяйственной деятельности физических и юридических лиц, от внешнеэкономической деятельности, от банковской и страховой деятельности, от приватизации и т.д.

По юридическим формам доходы различных элементов бюджетной системы можно разделить на налоговые и неналоговые. Особое значение на сегодняшний день имеют налоговые поступления, так как в этой форме бюджет получает около 75% всех доходов.

Кроме того, источники доходов бюджета можно разделить на внутренние и внешние. К внешним источникам относятся средства, предоставляемые иностранными государствами и международными организациями. Необходимо отметить, что данные средства чаще всего предоставляются на возвратной основе, т.е. по своей сути являются процентными ссудами.

9) Дотация - это денежная сумма, выделяемая из бюджета вышестоящего уровня на безвозмездной и безвозвратной основе, а ее использование не имеет целевого назначения.

Субвенция - это денежная сумма, выделяемая на определенный срок из бюджета вышестоящего уровня на конкретные цели. Другими словами, субвенции имеют строгое целевое назначение и должны быть использованы в определенный срок.

Бюджетная ссуда - это денежная сумма, предоставляемая в тех же случаях, что дотации и субвенции, однако на возвратной, а иногда и возмездной основе.

10) Расходы бюджетов любого уровня подразделяются на две части: бюджет развития и бюджет текущих расходов. В бюджет развития включаются ассигнования на такие затраты, как

капитальные вложения в развитие территорий, финансирование экологических программ, капитальное строительство и т.п. В бюджет текущих расходов попадают все другие расходы: расходы на содержание и ремонт жилищно-коммунального хозяйства, учреждений здравоохранения, образования, выплату зарплат бюджетникам и т.п.

11) Сбалансированность бюджета – один из основополагающих принципов формирования и исполнения бюджета, состоящий в количественном соответствии (равновесии) бюджетных расходов источникам их финансирования.

 

Бюджетный дефицит — превышение расходов бюджета над его доходами. В случае превышения доходов над расходами возникает бюджетный профицит. В идеале бюджет любого уровня бюджетной системы государства должен быть сбалансирован.

Бюджет должен быть сбалансированным. Превышение расходной части над доходной составляет дефицит бюджета. Существенный, постоянно растущий бюджетный дефицит неизбежно ведет к росту государственного долга, усиливает инфляцию. Однако в умеренных размерах дефицит бюджета страны представляется нормальным явлением: даже многие высокоразвитые капиталистические страны имеют дефицитные бюджеты.

В том случае, если происходит превышение предельного уровня дефицита или значительное снижение поступлений доходных источников бюджета, то вводится механизм секвестра расходов. Секвестр заключается в пропорциональном снижении государственных расходов (на 5, 10, 15% и т.д.) ежемесячно по всем статьям бюджета (кроме особо важных, таких, как выплаты зарплат и пособий) в течение оставшегося времени текущего финансового года.

Задачи и задания:

1) В качестве одного из источников доходов государственного бюджета называется заимствование на внешнем и внутреннем рынках. Так, например, возможно предоставление кредитов иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иностранными юридическими лицами. Заимствования на внутреннем рынке производятся путем выпуска государственных ценных бумаг, путем привлечения вкладов населения.

Однако рано или поздно приходится отдавать. Являясь суверенным, государство в принципе может просто отказаться расплачиваться по долгам, и в этом случае никто не сможет принудить его к обратному. Однако такой путь чреват потерей доверия потенциальных кредиторов. Кроме того, приходится платить проценты за предоставленный кредит.

Поэтому такой источник доходов бюджета является крайне условным и опасным.

Как вы думаете, не стоит ли государству вообще отказаться от такого пути пополнения своей казны? А может быть,

заимствования являются нормальным источником доходов, который ограничивать не имеет смысла?

Действительно, по сути заимствования с внутреннего и внешнего рынков представляют собой переложение бремени текущих рас-ходов на будущее время.

В том случае, если государство будет неограниченно использовать такой источник доходов государственного бюджета, то через некоторое время оно окажется в трудном положении.

Дело в том, что такой источник доходов не является постоянным, а государству требуются периодичные поступления денежных средств. Это значит, что государство должно постоянно брать день-ги в долг. Однако любой понимает, что взять деньги в долг можно только тогда, когда кто-то согласен их дать. Поэтому государство должно постоянно подтверждать свою платежеспособность (расплачиваться по старым долгам), а также предлагать кредиторам выгодные условия займа, т. е. устанавливать приемлемые проценты. Таким образом, в каждом следующем периоде государство должно взять в долг столько, чтобы хватило на выплату старых долгов и процентов по ним и на текущие расходы. Другими словами, каждый последующий кредитор обеспечивает обязательства государства перед предыдущим, а сумма долга постоянно возрастает. Такая структура обычно называется финансовой «пирамидой».

Понятно, что долго так. продолжаться не может. Когда-нибудь эта «пирамида» должна перестать работать, рухнуть, так как через некоторое время новые поступления не смогут обеспечить потреб-ности прежних кредиторов и текущие нужды государства. Как пра-вило, это сопровождается девальвацией национальной валюты, по-терей доверия кредиторов, неспособностью государства обеспечить свои потребности, банкротством наиболее активных кредиторов и т. д. Не следует забывать, что такие вещи обычно ведут к смене власти в государстве. Поэтому в конечном счете этот способ обеспечения доходной части бюджета не приемлем ни для государства, ни для общества.

2) Предположим, что из государственного бюджета Российской Федерации бюджету Тверской области 28 июля были выделены денежные средства в размере 58,3 млн. руб., которые предназначались для осуществления социальных выплат в текущем году. Решение о выделении суммы было принято 20 июля того же года. В соответствии с условиями предоставления средств зарплаты должны были быть выплачены в течение двух недель после поступления денег. Определите, чем (дотацией, субвенцией или бюджетной ссудой) являлись данные средства. Должна ли Тверская область возвратить предоставленную сумму? Сумма, выделяемая области из бюджета РФ, имела целевое назначение: она предназначалась для осуществления социальных выплат в текущем году. В соответствии с условиями предоставления средств социальные выплаты должны были быть произведены в течение двух недель после поступления денег. Таким образом, данные средства по признаку целевого назначения не могут быть дотацией. Но эти средства были выделены не на стадии формирования бюджета, а в процессе его исполнения, поэтому они не могут быть субвенцией. Значит, эти средства являются бюджетной ссудой, которая предоставляется на возвратной основе.

Татьяна КАШАНИНА,

Андрей КАШАНИН

Приложение 2 Практическая работа по теме «Налоги и бюджет»

Тесты по теме:

1.Форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства, называется:

 

б) бюджетом

Дотации – это

а) средства, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и условий использования на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ

6.Бюджетные средства, передаваемые бюджету другого уровня на условиях долевого финансирования целевых расходов, называются:

г) субсидии

7.На какой стадии бюджетного процесса финансовые планы государства воплощаются в жизнь?

в) исполнение законов о бюджете

Гражданин А. является владельцем дачи. Ежегодно он уплачивает налог на этот имущественный объект. Что еще, помимо налога на имущество, относится к прямым налогам? Выберите нужные позиции из приведенного ниже списка и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) транспортный налог

3) личный подоходный налог

5) налог на прибыль

СТРУКТУРА НК РФ

Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) — кодифицированный законодательный акт, устанавливающий систему налогов и сборов в Российской Федерации

 Структура НК РФ

Налоговый кодекс РФ состоит из двух частей: часть первая (общая часть), которой установлены общие принципы налогообложения, и часть вторая (специальная или особенная часть), которой установлен порядок обложения каждым из установленных в стране налогов (сборов).

Виды налогов В РФ

3) Объясните значение понятий: налоги, акциз, косвенный налог, прямой налог, НДФЛ, Единый социальный налог.

Налоги - это обязательные платежи физических и юридических лиц государству на основе специального налогового законодательства. Акциз - это налоговые платежи, которые накладываются на тех, кто производит определенные виды продукции. При этом государство позволяет добавлять этот платеж в расчет стоимости товара. Косвенный налог - Устанавливаются в виде надбавок к цене товара и услуг Прямой налог - Обязательные платежи, взимаемые государством с доходов или имущества юридических и физических лиц. НДФЛ - это налог на доходы физических лиц. На текущий момент этот налог считается главным типом прямых налогов. Им облагаются люди, получающие доходы на территории Российской Федерации или находящиеся за ее пределами от российских

источников. Единый социальный налог - налог, который с 2002 по 2010 год

взимался для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение, а также медицинскую помощь.

4) Налоговая система государства является необходимым инструментом выполнения им важнейших функций и задач. Структурная организация налоговой системы – основной показатель экономического и социального развития страны.

Налоговая система РФ начала действовать в 1992 г. одновременно с принятием закона «Об основах налоговой системы РФ». Были введены термины подоходного налога, акциза, налога на добавленную стоимость (НДС).

На протяжении 25 лет российская система налогообложения неоднократно изменялась и подвергалась реформам и нововведениям, что не является хорошим показателям

Налоговая система это комплекс налогов, сборов и других налоговых платежей, он в последние время появляются новые налоги или идёт увеличение старых, а это не является хорошей тенденцией. 

для всех граждан Российской Федерации существует единая налоговая ставка, равная 13%

Также установление данной системы позволило значительно увеличить налоговые поступления в бюджет.

из-за легкости администрирования и, следовательно, повышенная эффективность работы Федеральной налоговой службы также являются существенными достижениями введения единой налоговой ставки на доходы физических лиц.

 

   
 

 

 



 

Налоги и бюджет

1) Государственный бюджет — форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. В России существуют два уровня государственного бюджета:

  • 1) федеральный;
  • 2) региональный.

Поскольку бюджетная система имеет четырехуровневый характер (два уровня муниципальных бюджетов), то наряду с государственными финансами существуют и муниципальные, являющиеся по российскому законодательству (Конституция РФ), общественными финансами. В Российской Федерации интеграция муниципального управления в государственный механизм реализуется посредством передачи отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов посредством сложных многоуровневых межбюджетных отношений, а также закрепления за органами местного самоуправления права участвовать по своей инициативе в реализации отдельных государственных полномочий, не переданных органам местного самоуправления

Бюджет муниципального образования (местный бюджет) — это централизованный денежный фонд местного самоуправления, призванный обеспечить реализацию его функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. Местные бюджеты — центральное звено местных финансов, где мобилизуется основная часть финансовых ресурсов муниципальных образований, на основе которой финансируются основные потребности местного сообщества. Роль данного бюджета как бюджета нижнего уровня в условиях федерального государства приоритетна — именно данный бюджет осуществляет предоставление жизненно важных для воспроизводства индивида функций. В современных условиях началась реализации муниципальной реформы, которая, по мнению разработчиков реформы, вступила в силу в 2006 г., т.е. именно тогда, когда вступил в силу Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Данный закон предусматривал масштабные преобразования системы местного самоуправления в Российской Федерации. Ключевая идея реформы состояла в том, чтобы четко и однозначно установить в законодательстве структуру и функции муниципальных образований различных типов и исходя из этого определить их расходные полномочия и закрепить за ними на постоянной основе доходные источники.

2) Экономическом, бюджет представляет собой совокупность экономических отношений, складывающихся в связи с образованием, распределением и использованием централизованных денежных фондов, предназначенных для осуществления функций и полномочий органов государственной власти и местного самоуправления.

Материальном, бюджет можно рассматривать как централизованный фонд финансовых ресурсов, создаваемый для покрытия государственных расходов. Бюджет является универсаным денежным фондом, аккумулирующим

налоговые и не налоговые доходы, из которого в соответствии с бюджетной классификации финансируются определенные расходы государства.

Юридическом, бюджет следует рассматривать как правовой акт, основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда государства или муниципального образования, утверждаемый соответствующим органом государственной власти или местного самоуправления. Кроме того закон о бюджете ежегодно закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных правоотношений. Бюджетный закон принимается ежегодно на очередной (текущей) финансовый год и плановый период. Текущий финансовый год – это год в котором осуществляется исполнение бюджета, а так же составление и рассмотрение бюджета на очередной финансовый год и плановый период. Финансовый год соответствует календарному году и длиться с 1 января до 31 декабря.

3. Когда начинается и заканчивается финансовый год в Российской Федерации? Какова связь финансового года и бюджета РФ?

Финансовый год в Российской Федерации продолжается с 1 января по 31 декабря соответствующего года. И бюджеты, как правило, утверждаются ежегодно на этот срок. Однако в условиях инфляции возникают трудности в принятии бюджетов. Вот почему практикуется принятие бюджета на более короткий срок (квартал и т.п.).

4) Бюджетное устройство определяется Бюджетным кодексом РФ, который устанавлива­ют виды бюджетов, действующих на территории страны, место и роль каждого из них, принципы их функционирования и взаимосвязи.

Бюджетное устройство определяет организацию бюджетной системы, взаимоотношения ее звеньев, правовые основы функционирования бюджетов, их состав и структуру, процедурные вопросы формирования и использования бюджетных средств.

5) Бюджетная система - это совокупность бюджетов государственных и муниципальных образований, существующих на территории страны. Как видно из определения, структура бюджетной системы государства зависит от государственного и административно-территориального устройства страны.

6) 1) принцип единства бюджетной системы - единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;

2) принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации - закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

3) принцип самостоятельности бюджетов - а) право законодательных (представительных) органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы РФ самостоятельно осуществлять бюджетный процесс; б) наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы РФ; в) законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов; г) право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств соответствующих бюджетов; д) право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов; е) недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов о бюджетах, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов; ж) недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней бюджетной системы РФ потерь в доходах и дополнительных расходов.

4) принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов -все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иные обязательные поступления подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме;

5) принцип сбалансированности бюджета - объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита;

6) принцип эффективности использования бюджетных средств - при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств;

7) принцип гласности - обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полнота представления информации о ходе исполнения бюджетов; открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в т. ч. по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного органа государственной власти, либо между законодательным и исполнительным органами;

8) принцип достоверности бюджета - надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета;

9) принцип адресности и целевого характера бюджетных средств - бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

7) Структура бюджета. Любой бюджет состоит из двух частей: доходной и расходной

8) Источники доходов можно классифицировать по различным основаниям.

По социально-экономическому признаку все доходы можно разделить на доходы от хозяйственной деятельности физических и юридических лиц, от внешнеэкономической деятельности, от банковской и страховой деятельности, от приватизации и т.д.

По юридическим формам доходы различных элементов бюджетной системы можно разделить на налоговые и неналоговые. Особое значение на сегодняшний день имеют налоговые поступления, так как в этой форме бюджет получает около 75% всех доходов.

Кроме того, источники доходов бюджета можно разделить на внутренние и внешние. К внешним источникам относятся средства, предоставляемые иностранными государствами и международными организациями. Необходимо отметить, что данные средства чаще всего предоставляются на возвратной основе, т.е. по своей сути являются процентными ссудами.

9) Дотация - это денежная сумма, выделяемая из бюджета вышестоящего уровня на безвозмездной и безвозвратной основе, а ее использование не имеет целевого назначения.

Субвенция - это денежная сумма, выделяемая на определенный срок из бюджета вышестоящего уровня на конкретные цели. Другими словами, субвенции имеют строгое целевое назначение и должны быть использованы в определенный срок.

Бюджетная ссуда - это денежная сумма, предоставляемая в тех же случаях, что дотации и субвенции, однако на возвратной, а иногда и возмездной основе.

10) Расходы бюджетов любого уровня подразделяются на две части: бюджет развития и бюджет текущих расходов. В бюджет развития включаются ассигнования на такие затраты, как

капитальные вложения в развитие территорий, финансирование экологических программ, капитальное строительство и т.п. В бюджет текущих расходов попадают все другие расходы: расходы на содержание и ремонт жилищно-коммунального хозяйства, учреждений здравоохранения, образования, выплату зарплат бюджетникам и т.п.

11) Сбалансированность бюджета – один из основополагающих принципов формирования и исполнения бюджета, состоящий в количественном соответствии (равновесии) бюджетных расходов источникам их финансирования.

 

Бюджетный дефицит — превышение расходов бюджета над его доходами. В случае превышения доходов над расходами возникает бюджетный профицит. В идеале бюджет любого уровня бюджетной системы государства должен быть сбалансирован.

Бюджет должен быть сбалансированным. Превышение расходной части над доходной составляет дефицит бюджета. Существенный, постоянно растущий бюджетный дефицит неизбежно ведет к росту государственного долга, усиливает инфляцию. Однако в умеренных размерах дефицит бюджета страны представляется нормальным явлением: даже многие высокоразвитые капиталистические страны имеют дефицитные бюджеты.

В том случае, если происходит превышение предельного уровня дефицита или значительное снижение поступлений доходных источников бюджета, то вводится механизм секвестра расходов. Секвестр заключается в пропорциональном снижении государственных расходов (на 5, 10, 15% и т.д.) ежемесячно по всем статьям бюджета (кроме особо важных, таких, как выплаты зарплат и пособий) в течение оставшегося времени текущего финансового года.

Задачи и задания:

1) В качестве одного из источников доходов государственного бюджета называется заимствование на внешнем и внутреннем рынках. Так, например, возможно предоставление кредитов иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иностранными юридическими лицами. Заимствования на внутреннем рынке производятся путем выпуска государственных ценных бумаг, путем привлечения вкладов населения.

Однако рано или поздно приходится отдавать. Являясь суверенным, государство в принципе может просто отказаться расплачиваться по долгам, и в этом случае никто не сможет принудить его к обратному. Однако такой путь чреват потерей доверия потенциальных кредиторов. Кроме того, приходится платить проценты за предоставленный кредит.

Поэтому такой источник доходов бюджета является крайне условным и опасным.

Как вы думаете, не стоит ли государству вообще отказаться от такого пути пополнения своей казны? А может быть,

заимствования являются нормальным источником доходов, который ограничивать не имеет смысла?

Действительно, по сути заимствования с внутреннего и внешнего рынков представляют собой переложение бремени текущих рас-ходов на будущее время.

В том случае, если государство будет неограниченно использовать такой источник доходов государственного бюджета, то через некоторое время оно окажется в трудном положении.

Дело в том, что такой источник доходов не является постоянным, а государству требуются периодичные поступления денежных средств. Это значит, что государство должно постоянно брать день-ги в долг. Однако любой понимает, что взять деньги в долг можно только тогда, когда кто-то согласен их дать. Поэтому государство должно постоянно подтверждать свою платежеспособность (расплачиваться по старым долгам), а также предлагать кредиторам выгодные условия займа, т. е. устанавливать приемлемые проценты. Таким образом, в каждом следующем периоде государство должно взять в долг столько, чтобы хватило на выплату старых долгов и процентов по ним и на текущие расходы. Другими словами, каждый последующий кредитор обеспечивает обязательства государства перед предыдущим, а сумма долга постоянно возрастает. Такая структура обычно называется финансовой «пирамидой».

Понятно, что долго так. продолжаться не может. Когда-нибудь эта «пирамида» должна перестать работать, рухнуть, так как через некоторое время новые поступления не смогут обеспечить потреб-ности прежних кредиторов и текущие нужды государства. Как пра-вило, это сопровождается девальвацией национальной валюты, по-терей доверия кредиторов, неспособностью государства обеспечить свои потребности, банкротством наиболее активных кредиторов и т. д. Не следует забывать, что такие вещи обычно ведут к смене власти в государстве. Поэтому в конечном счете этот способ обеспечения доходной части бюджета не приемлем ни для государства, ни для общества.

2) Предположим, что из государственного бюджета Российской Федерации бюджету Тверской области 28 июля были выделены денежные средства в размере 58,3 млн. руб., которые предназначались для осуществления социальных выплат в текущем году. Решение о выделении суммы было принято 20 июля того же года. В соответствии с условиями предоставления средств зарплаты должны были быть выплачены в течение двух недель после поступления денег. Определите, чем (дотацией, субвенцией или бюджетной ссудой) являлись данные средства. Должна ли Тверская область возвратить предоставленную сумму? Сумма, выделяемая области из бюджета РФ, имела целево<


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.086 с.