Общие принципы начитывания мантры — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Общие принципы начитывания мантры

2020-08-20 87
Общие принципы начитывания мантры 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

«Сосредоточенность, чистота, дисциплина речи, постоянное размышление о сущности мантры, отсутствие уныния приносят плоды в мантра-садхане».

«Тантра-антара»

1. Вначале начитывания выполняем ритуальное очищение рта (ачамана) или омовение. Если мы делаем омовение, то омываем все тело или лицо, руки и стопы.

2. Принимаем правильную позу с прямой спиной и расслабляемся для гармоничной циркуляции ветра.

3. Начинаем практику шамбхави-мудры, выполняем три неподвижности, зарождаем базовое присутствие, подобное пространству.

4. При выполнении длительной мантра-садханы (пурашчараны) желательно, чтобы джапа происходила в одном и том же месте и регулярно, в одно и то же время.

Направление, в котором необходимо садиться

«Для умиротворения джапа произносится в уме, для процветания – шепотом, при магии – вслух, (повернувшись) лицом, (соответственно), на север, восток и юг».

«Сваччханда-тантра», гл.2, 145

Мы всегда садимся лицом на восток в случае выполнения мокша-кармы и шанти-кармы, т.е. когда цель нашей джапы – призывание божества, самадхи, Освобождение и ничего более.

В других садханах, когда начитывается мантра действия, ради достижения каких-либо сиддхи, ради достижения плода, результата, направление может указываться отдельно в тексте передачи:

~ восточное направление соответствует богам, девам

~ север – видящим, мудрецам-прародителям, риши

~ запад – асурам

~ юг – духам предков (питрисам).

Чтение мантры: избегание ошибок и покаяние

«Следует непрерывно в сердце памятовать мантру».

«Тантра-сара», 13 ахника

При повторении мантры следует избегать следующих ошибок:

~ повторение во время блуждания ума

~ забывание о божестве, механичное повторение, когда дивья-бхава не возникает, такая ошибка называется «атма-дроха», пренебрежение божественным

~ сбивчивое, быстрое, неясное повторение, когда слоги сбиваются, сливаются, теряют свое звучание.

Мантру следует читать на средней скорости, ясно, отчетливо, так, чтобы хорошо слышать каждый слог. Не следует произносить лишние слоги, пропускать слоги.

Мантру нужно читать не слишком громко, не слишком тихо, следует избегать разговоров с другими и смешивания разных мантр.

Для того чтобы практика углублялась без отвлечений, можно выполнять покаяние (праяшчитту):

~ если совершается зевок или происходит прерывание мантры – следует выполнить ачаману или пранаяму,

~ за каждое отвлечение мысли – нужно возвращаться на одну бусину

~ за каждый механичный слог – возвращаться на две бусины

~ за сбивание, потерю слогов, лишние слоги, кашель, чихание, зевание – выполняется ачамана и возврат на три бусины

~ за каждое произнесенное слово при джапе – на пять бусин

~ за прерывание на длительный разговор, когда круг не завершен – выполняется ачамана и возврат на десять бусин или начинать круг сначала.

Также в этом случае, если надо, йогин может выполнять омовение лица, рук, ног и очищение языка и рта (мукха-шодхана) – если во время мантры были допущены отвлечения, посторонние разговоры.

Способы произношения мантры

«Если джапа не слышна для самого себя, она именуется ментальной (манаса). Та, которая слышна только для себя, известна как шепотная (упамшу). Та, которая слышна другим, именуется произносимой вслух. (Они) произносятся на четках со ста восемью бусинами и Меру».

«Сваччханда-тантра», 146-147

Мантру нужно читать ясно, отчетливо, ровно, не сбиваясь, ни тихо, ни громко, ни быстро, ни медленно, но так, чтобы слышать звук своего голоса. При чтении язык и губы должны шевелиться, участвуя в садхане.

«Джапа — это повторение мантр, в которое человек посвящен должным образом его Духовным Учителем и которое не противоречит правилам Вед.

Джапа бывает двух видов — с устным или мысленным произношением.

Мысленная джапа относится к созерцанию умом.

Устная джапа бывает двух видов — с громким и тихим произношением.

Громкое произношение приносит заслугу согласно тому, как об этом утверждается в Ведах, тихое дарует заслугу в тысячу раз большую. Мысленная джапа дарует заслугу в десять миллионов раз большую».

«Шандилья-упанишада», гл.1.2

Существует три способа повторять мантру:

~ громкое повторение (вачика- или вайкхари-джапа)

~ повторение шепотом (упамшу-джапа)

~ мысленное повторение (манасика-джапа).

«Грубая, проявленная речь (вайкхари) является внешней манифестацией, всего лишь придатком истинной внутренней речи (мадхьяма-вани)».

Абхинавагупта, «Паратришикха-виварана»

Повторение вслух (вачика)

Считается, что метод вачика годится для практик усмирения, одержания победы над вредоносными духами и демонами.

Повторение шепотом (упамшу)

Мантру не следует читать во время приема пищи, переживая страх, гнев, сильное возбуждение или сильный голод. Это касается мантры, читаемой шепотом (упамшу) и вслух (вачика), но не касается мантры, которая читается в уме (манаса).

Мысленное повторение (манасика)

Когда мы повторяем мантру мысленно, никакие упомянутые выше ограничения не берутся в расчет.

Когда мы читаем мантру, важно обращать внимание на внутреннюю речь – серию ментальных тонких образов, бхав, вспышек ясности, возникающих в сознании в момент проговаривания мантры[1].

Такая внутренняя речь является квинтэссенцией мантра-садханы, а ее внешнее выражение, т.е. звук, произносимый языком – это всего лишь приложение к ней.

Для того чтобы поставить ум под контроль и пресечь отвлечения и колебания, читая мантру, мы сосредотачиваемся на единстве звука, формы божества, речи и сознания. Повторение мантры с верой дарует реализацию и плоды там, где медитацией или созерцанием их обрести невозможно.

Скорость чтения мантры

«Открыв глаза, следует затем мысленно приступить к джапе. Переход от слога к слогу не должен быть ни быстрым, ни растянутым».

«Сваччханда-тантра», гл.2, 139

Мантру можно произносить разными темпами.

Если мантра читается в медленном темпе, это настраивает ум на созерцание, погружая в естественное присутствие. Этот темп рекомендован для индивидуальной садханы.

Слишком быстрая джапа может вызвать болезнь, а слишком медленная – погрузить в бессознательное пространство, в состояние глубокого отречения (вайрагьи) и разрушить материальное благосостояние и процветание.

Если мантра читается в среднем темпе, это обостряет осознанность, пробуждая бдительное, яркое и ясное созерцательное сознание (авадхану).

Этот темп используется при проведении ритуалов, нацеленных на достижение результатов, сиддхи. Этот темп годится для чтения, как в коллективных практиках, так и в уединении, в ритрите.


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.