Общие признаки тихоокеанских лососей — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Общие признаки тихоокеанских лососей

2020-08-20 156
Общие признаки тихоокеанских лососей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Лощилова Ю.А.,

Кондратьева Е.В.,

Давыдов В.А.

 

 

Комсомольск-на-Амуре

2014

Пояснительная записка

24 мая – Всемирный день мигрирующих рыб. Цель этого праздника – повышение информированности населенияо важности и ценности пресноводных экосистем, мигрирующих пресноводных рыб и свободно текущих рек.

Мигрирующие рыбы обеспечивают питание и средства существования для миллионов людей, но в настоящее время более чем когда-либо мигрирующие рыбы находятся под угрозой. Основными причинами этого являются искусственные сооружения: дамбы, плотины и шлюзы, построенные для управления водными ресурсами, гидроэнергетики, орошения и осушения земель нарушают естественное течение рек и негативно влияют на миграцию рыб. Многим рыбам миграция просто необходима для воспроизводства, питания и завершения своего жизненного цикла. Мигрирующие виды рыб играют важнейшую роль в пищевой цепочке и продуктивности речных систем. Гигантский сом, осетр, угорь и лосось лишь некоторые из известных мигрирующих видов рыб, на которые оказывается серьезное антропогенное воздействие.

Комсомольский заповедник с энтузиазмом присоединился к всемирной коалиции, ведь лосось – это «визитная карточка» Амура и заповедной реки Горин. В водах Амура постоянно обитают несколько видов пресноводных лососей: ленок, таймень, хариус, сиг и др., сюда заходят на нерест три вида тихоокеанских лососей: кета, горбуша и сима. Последний вид занесен в Красную книгу Хабаровского края. Все тихоокеанские лососи обладают наследственной памятью и после 3-4-х летнего нагула в Тихом океане возвращаются на нерест к месту своего рождения. Отложив икру в родных реках, все тихоокеанские лососи погибают. Важность этого события сложно преувеличить: живой и мертвый лосось является основным источником пищи более чем для 130 видов зверей, птиц, рыб и других организмов. Благополучие живущих на берегах Амура людей так же зависит от этой рыбы: лосось хорошо хранится и обладает прекрасными питательными свойствами. Местные народы (нанайцы, ульчи и пр.) испокон веков использовали не только филе, но и кожу лососей, шили из нее одежду, защищавшую от дождя и мороза.

Тысячи серебристых рыб, идущих на нерест, создают обманчивое впечатление о том, что этот «поток жизни» неисчерпаем. На само же деле, вырубка лесов, нарушение гидрологического режима лососевых рек, загрязнение водоемов, бесконтрольный вылов рыбы и браконьерство приводят к тому, что ранее неисчислимые стада лосося стремительно уменьшаются. Заповедник «Комсомольский» помогает сохранить Амур свободно текущей рекой, а также охраняет малые нерестовые реки (Сиутару, Батуринка, Пуйля, Холдоми и пр.) для сохранения популяции лосося.

К празднику Всемирного дня мигрирующих рыб сотрудники отдела экопросвещения Комсомольского заповедника разработали мультимедийную познавательно-игровую программу «Лосось – рыба мира».

Цель игровой программы: привлечение внимания учащихся к проблеме изучения и сохранения рыб семейства лососёвых, а в особенности тихоокеанских лососей.

Задачи игровой программы:

1. Повысить уровень теоретических знаний учащихся о рыбах семейства лососёвых, а в особенности тихоокеанских лососей.

2. Создать условия для формирования у детей представления об уникальной ценности и значимости рыб семейства лососёвых, а в особенности тихоокеанских лососей.

3. Воспитать бережное отношение к природе родного края.

4. Создать атмосферу сотрудничества и командного соревнования, развить навыки коллективной работы.

Методы проведения программы:

1. Лекция (беседа);

2. Интерактивная игра-викторина.

Целевая аудитория: учащиеся среднего и старшего звена.

Материально-техническое обеспечение: интерактивная доска (или мультимедийный проектор, экран, компьютер), мультимедийная презентация, призовой фонд (наклейки).

Организация традиционного урока в форме мультимедийной познавательно-игровой программы позволит в доступной, в том числе наглядной, форме изложить учащимся теоретическую информацию; поспособствует повышению познавательной активности школьников; усилит развитие мыслительных процессов (умение анализировать, обобщать, сравнивать) и творческого потенциала. Благодаря использованию подобной программы процесс просвещения и воспитания станет эффективным, творческим, а самое главное, интересным и занимательным как для учащихся, так и для просветителя.

 


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ мультимедийной познавательно-ИГРОВОЙ ПРОГРАММЫ «лосось – рыба мира»

Мультимедийная игровая программа «Лосось – рыба мира» разработана в программе «Microsoft Power Point 2007» с использованием гиперссылок, оформлена яркими красочными изображениямии кратким информационным текстом. Структура данной программы состоит из двух блоков: первый блок – информационный, где учащимся рассказывается в форме лекции (беседы) теоретический материал с показом мультимедийной презентации (15-20 мин); второй блок – игровой, где проводится экологическая мультимедийная познавательная игра на закрепление полученной информации (30-40 мин). В процессе игровой программы учащиеся знакомятся с классификацией мигрирующих рыб, систематикой лососёвых, характерными особенностями, видами, жизненным циклом тихоокеанских лососей, значением в природе и для человека, а также угрозами на пути лососей.

Данную программу можно использовать в образовательных и воспитательных целях, как целиком, так и фрагментарно по блокам. 

 

Ход игровой программы:

I. Организационно-подготовительный этап:

1. Подготовить техническое обеспечение: настройка интерактивной доски (компьютера с мультимедийным проектором), установка аудиоколонок (звукового сопровождения).

2. Установить шрифты (шрифты и инструкция по установке находятся в папке «Шрифты»).

3. Назначить счётную комиссию – жюри (либо подсчёт баллов ведёт ведущий), подготовить призы для победителей.

4. Запустить игровую программу, открытием файла «Лосось – рыба мира». Открывается заголовочный слайд. (Слайд 1)

Для ознакомления с авторами игровой программы можно нажать в нижнем правом углу на слайде гиперссылку «Авторы». После нажатия появится слайд «Авторы-составители». Чтобы вернуться на заголовочный слайд, необходимо нажать в нижнем правом углу гиперссылку «».

5. Приветствие участников мероприятия, сообщение темы и цели игровой программы.

 

II. Проведение игровой программы:

Информационный блок

Ведущий щелчком мыши открывает слайды с теоретическим материалом и преподносит информацию в форме лекции или беседы.

Слайд 2.

Классификация мигрирующих рыб:

Анадромы – живут в морях, размножаются в пресной воде (тихоокеанские лососи).

Катадромы – живут в пресных водах, размножаются в море (угорь).

Амфидромы – перемещаются между пресными и солёными водами в течение жизненного цикла, но не с целью размножения (акула-бык).

 

Слайд 3.

 

Слайд 4.

«Великолепная шестёрка» – 6 видов тихоокеанских лососей:

§ Кета;

§ Горбуша;

§ Сима;

§ Нерка;

§ Чавыча;

§ Кижуч.

 

Слайд 5.

Кета («собачий лосось»)

§ В Амур заходит 2 формы или расы: летняя и осенняя. Осенняя рыба длиннее и увесистее летней. Средний размер: 58-61 см в длину, вес – 2,4-3,1 кг.

§  Вырастает рыба за 3-4 года, а то и за 5-6 лет!

§  Поднимается до 1500 км вверх по Амуру.

§  Плодовитость – 2,5 тыс. икринок.

 

Слайд 7.

Горбуша («розовый лосось»)

§ Самый мелкий вид тихоокеанских лососей. Длина – 42-52 см, вес самцов – 1,7 кг, самок – 1,3 кг.

§ Половозрелость наступает в 2-3 года. У горбуши самый короткий пресноводный период.

§  У самца в период нереста на спине вырастает большой горб.

§  Самый многочисленный вид.

 

Слайд 8.

Сима («вишневый лосось»)

§ Средний размер: 54-57 см в длину, 2,3 кг весом.

§   Молодь этого вида («пеструшка») живет 2-3 года в реках.

§ Сима – теплолюбива и малочисленна.

§ Занесена в Красную книгу Хабаровского края.

 

Слайд 9.

Нерка («красный лосось»)

§ Средний размер: длина – до 70 см, масса – около 3 кг.

§ Самая красная из лососей.

§  Самая мелкая и красная икра.

§ Самая холодолюбивая из рода Oncorhynchus.

§  Нерестится в реках, отдыхая накануне в озерах.

§  Продолжительность жизни – от года до 11 лет.

 

Слайд 11.

ТЕМА «Значение лосося»

5 баллов

Проследите эволюцию орудий лова лососей, перечислив их в порядке появления: от древнейших до современных.

Ответ:

Копьё, острога, удочки (от простой палки до спиннинга) и сети (от крапивных до синтетическими волокнами), сачок.

10 баллов

ТЕМА «Виды лососей»

5 баллов

ТЕМА «Жизненный цикл»

5 баллов (призовая ячейка)

Существуют мнения учёных и общественности, что для сохранения редких видов лососей и мест их обитания необходимо создавать специальные охраняемые территории, где они будут успешно размножаться. Как вы думаете, что для этого необходимо?

Ответ:

Для сохранения редких видов лососей и мест их обитания необходимо создавать особо охраняемые природные территории (заповедники, ихтиологические заказники).

На территории Комсомольского заповедника расположена река Горин, в водах которой из лососёвых обитают сиг и таймень, а в верховья охраняемой реки идут на нерест кета, горбуша, ленок, хариус.

10 баллов (призовая ячейка)

Назовите возможную угрозу лососевым Амура, которая может привести к гибели почти всей популяции тихоокеанских лососей реки. Подсказка: в Северной Америке именно эта причина привела к полной гибели лосося в реках.

Ответ:

Строительство плотин.

Общеизвестно, что плотины оказывают негативное воздействие на миграции проходных видов рыб, в частности, в результате невозможности вернуться на свои нерестилища. Также плотины влияют на замедление течения реки, что приводит к потеплению воды в русле. Температура воды оказывает влияние на лососей на всех стадиях их жизненного цикла. Смертность молоди лососей, мигрирующей в Тихий океан, напрямую связана с их задержкой в реке и, соответственно, расходованием энергии на преодоление более теплых медленнотекущих участков реки. Замедленное течение обеспечивает благоприятные условия обитания для рыб, не совершающих миграции, таким образом, нарушается естественный баланс в реке.

На протяжении десятилетий построенные человеком плотины негативно сказывались на состоянии популяций различных видов рыб. А после того как каналы, позволяющие лососю останавливаться на отдых во время миграции, были ликвидированы, его численность сократилась еще сильнее.

Вышесказанное еще раз подтверждает, что нет ничего лучше для естественного воспроизводства лососей, чем свободно текущая здоровая река.

15 баллов

Лощилова Ю.А.,

Кондратьева Е.В.,

Давыдов В.А.

 

 

Комсомольск-на-Амуре

2014

Пояснительная записка

24 мая – Всемирный день мигрирующих рыб. Цель этого праздника – повышение информированности населенияо важности и ценности пресноводных экосистем, мигрирующих пресноводных рыб и свободно текущих рек.

Мигрирующие рыбы обеспечивают питание и средства существования для миллионов людей, но в настоящее время более чем когда-либо мигрирующие рыбы находятся под угрозой. Основными причинами этого являются искусственные сооружения: дамбы, плотины и шлюзы, построенные для управления водными ресурсами, гидроэнергетики, орошения и осушения земель нарушают естественное течение рек и негативно влияют на миграцию рыб. Многим рыбам миграция просто необходима для воспроизводства, питания и завершения своего жизненного цикла. Мигрирующие виды рыб играют важнейшую роль в пищевой цепочке и продуктивности речных систем. Гигантский сом, осетр, угорь и лосось лишь некоторые из известных мигрирующих видов рыб, на которые оказывается серьезное антропогенное воздействие.

Комсомольский заповедник с энтузиазмом присоединился к всемирной коалиции, ведь лосось – это «визитная карточка» Амура и заповедной реки Горин. В водах Амура постоянно обитают несколько видов пресноводных лососей: ленок, таймень, хариус, сиг и др., сюда заходят на нерест три вида тихоокеанских лососей: кета, горбуша и сима. Последний вид занесен в Красную книгу Хабаровского края. Все тихоокеанские лососи обладают наследственной памятью и после 3-4-х летнего нагула в Тихом океане возвращаются на нерест к месту своего рождения. Отложив икру в родных реках, все тихоокеанские лососи погибают. Важность этого события сложно преувеличить: живой и мертвый лосось является основным источником пищи более чем для 130 видов зверей, птиц, рыб и других организмов. Благополучие живущих на берегах Амура людей так же зависит от этой рыбы: лосось хорошо хранится и обладает прекрасными питательными свойствами. Местные народы (нанайцы, ульчи и пр.) испокон веков использовали не только филе, но и кожу лососей, шили из нее одежду, защищавшую от дождя и мороза.

Тысячи серебристых рыб, идущих на нерест, создают обманчивое впечатление о том, что этот «поток жизни» неисчерпаем. На само же деле, вырубка лесов, нарушение гидрологического режима лососевых рек, загрязнение водоемов, бесконтрольный вылов рыбы и браконьерство приводят к тому, что ранее неисчислимые стада лосося стремительно уменьшаются. Заповедник «Комсомольский» помогает сохранить Амур свободно текущей рекой, а также охраняет малые нерестовые реки (Сиутару, Батуринка, Пуйля, Холдоми и пр.) для сохранения популяции лосося.

К празднику Всемирного дня мигрирующих рыб сотрудники отдела экопросвещения Комсомольского заповедника разработали мультимедийную познавательно-игровую программу «Лосось – рыба мира».

Цель игровой программы: привлечение внимания учащихся к проблеме изучения и сохранения рыб семейства лососёвых, а в особенности тихоокеанских лососей.

Задачи игровой программы:

1. Повысить уровень теоретических знаний учащихся о рыбах семейства лососёвых, а в особенности тихоокеанских лососей.

2. Создать условия для формирования у детей представления об уникальной ценности и значимости рыб семейства лососёвых, а в особенности тихоокеанских лососей.

3. Воспитать бережное отношение к природе родного края.

4. Создать атмосферу сотрудничества и командного соревнования, развить навыки коллективной работы.

Методы проведения программы:

1. Лекция (беседа);

2. Интерактивная игра-викторина.

Целевая аудитория: учащиеся среднего и старшего звена.

Материально-техническое обеспечение: интерактивная доска (или мультимедийный проектор, экран, компьютер), мультимедийная презентация, призовой фонд (наклейки).

Организация традиционного урока в форме мультимедийной познавательно-игровой программы позволит в доступной, в том числе наглядной, форме изложить учащимся теоретическую информацию; поспособствует повышению познавательной активности школьников; усилит развитие мыслительных процессов (умение анализировать, обобщать, сравнивать) и творческого потенциала. Благодаря использованию подобной программы процесс просвещения и воспитания станет эффективным, творческим, а самое главное, интересным и занимательным как для учащихся, так и для просветителя.

 


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ мультимедийной познавательно-ИГРОВОЙ ПРОГРАММЫ «лосось – рыба мира»

Мультимедийная игровая программа «Лосось – рыба мира» разработана в программе «Microsoft Power Point 2007» с использованием гиперссылок, оформлена яркими красочными изображениямии кратким информационным текстом. Структура данной программы состоит из двух блоков: первый блок – информационный, где учащимся рассказывается в форме лекции (беседы) теоретический материал с показом мультимедийной презентации (15-20 мин); второй блок – игровой, где проводится экологическая мультимедийная познавательная игра на закрепление полученной информации (30-40 мин). В процессе игровой программы учащиеся знакомятся с классификацией мигрирующих рыб, систематикой лососёвых, характерными особенностями, видами, жизненным циклом тихоокеанских лососей, значением в природе и для человека, а также угрозами на пути лососей.

Данную программу можно использовать в образовательных и воспитательных целях, как целиком, так и фрагментарно по блокам. 

 

Ход игровой программы:

I. Организационно-подготовительный этап:

1. Подготовить техническое обеспечение: настройка интерактивной доски (компьютера с мультимедийным проектором), установка аудиоколонок (звукового сопровождения).

2. Установить шрифты (шрифты и инструкция по установке находятся в папке «Шрифты»).

3. Назначить счётную комиссию – жюри (либо подсчёт баллов ведёт ведущий), подготовить призы для победителей.

4. Запустить игровую программу, открытием файла «Лосось – рыба мира». Открывается заголовочный слайд. (Слайд 1)

Для ознакомления с авторами игровой программы можно нажать в нижнем правом углу на слайде гиперссылку «Авторы». После нажатия появится слайд «Авторы-составители». Чтобы вернуться на заголовочный слайд, необходимо нажать в нижнем правом углу гиперссылку «».

5. Приветствие участников мероприятия, сообщение темы и цели игровой программы.

 

II. Проведение игровой программы:

Информационный блок

Ведущий щелчком мыши открывает слайды с теоретическим материалом и преподносит информацию в форме лекции или беседы.

Слайд 2.

Классификация мигрирующих рыб:

Анадромы – живут в морях, размножаются в пресной воде (тихоокеанские лососи).

Катадромы – живут в пресных водах, размножаются в море (угорь).

Амфидромы – перемещаются между пресными и солёными водами в течение жизненного цикла, но не с целью размножения (акула-бык).

 

Слайд 3.

 

Слайд 4.

«Великолепная шестёрка» – 6 видов тихоокеанских лососей:

§ Кета;

§ Горбуша;

§ Сима;

§ Нерка;

§ Чавыча;

§ Кижуч.

 

Слайд 5.

Общие признаки тихоокеанских лососей

Тихоокеанские лососи (Oncorhynchus suckiey) – по-русски «крючконосый», названы так из-за крючковатой верхней челюсти образующейся у самцов во время нереста.

§ Проходные рыбы, нерестятся только один раз в жизни.

§ Распространены в северной части бассейна Тихого океана, меньше в Северном Ледовитом океане.

§ Сходство по внешним признакам:

- короткий спинной плавник (не более шестнадцати лучей) и ещё ближе к хвосту жировой (беспёрый) плавник;

- кишечник – с многочисленными пилорическими придатками (выросты с запасом жиров, спасающих рыбу от голодания во время нереста);

- яйцеводы у самок зачаточные или их совсем нет, т.е. икра через разрывы в стенках яичников поступает в полость тела, откуда выводится наружу без посредства специального «шланга»;

- проходные рыбы, во время плавания в холодных водах Тихого океана имеют мелкие зубы, крупные, стройные и серебристые.

 

Слайд 6.

Кета («собачий лосось»)

§ В Амур заходит 2 формы или расы: летняя и осенняя. Осенняя рыба длиннее и увесистее летней. Средний размер: 58-61 см в длину, вес – 2,4-3,1 кг.

§  Вырастает рыба за 3-4 года, а то и за 5-6 лет!

§  Поднимается до 1500 км вверх по Амуру.

§  Плодовитость – 2,5 тыс. икринок.

 

Слайд 7.

Горбуша («розовый лосось»)

§ Самый мелкий вид тихоокеанских лососей. Длина – 42-52 см, вес самцов – 1,7 кг, самок – 1,3 кг.

§ Половозрелость наступает в 2-3 года. У горбуши самый короткий пресноводный период.

§  У самца в период нереста на спине вырастает большой горб.

§  Самый многочисленный вид.

 

Слайд 8.

Сима («вишневый лосось»)

§ Средний размер: 54-57 см в длину, 2,3 кг весом.

§   Молодь этого вида («пеструшка») живет 2-3 года в реках.

§ Сима – теплолюбива и малочисленна.

§ Занесена в Красную книгу Хабаровского края.

 

Слайд 9.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.122 с.