Повесть «Прощание с Матерой» — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Повесть «Прощание с Матерой»

2020-07-03 470
Повесть «Прощание с Матерой» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В основу сюжета повести «Прощание с Матёрой» легла реальная история. При строительстве ГЭС на реке Ангара многие деревни находились в зоне затопления. Так произошло с родным селом Распутина Усть-Уда в Иркутской области. Это же случилось и с деревней Матёра в его повести. Для многих жителей прощанием с родным местом – прощание с самой жизнью. Так автор изображает трагедию Матёры: «…будто остров сорвало и понесло как щепку… Всё, что недавно ещё казалось вековечным и неподатливым, как камень, с такой легкостью помчало в тартарары – хоть глаза закрывай. «И непривычно, жутко было представлять, что дальше дни пойдут без Матёры-деревни… И дальше дни пойдут без запинки мимо, всё мимо и мимо».

Для некоторых Матёра – «зона затопления», «территория», «хламьё». Товарищ Жук так объясняет действия санэпидемстанции: «Вы знаете, на этом месте разольется море, пойдут большие пароходы, поедут люди… Туристы и интуристы поедут. А тут плавают ваши кресты…».

Кроме темы Родины в повести звучит и проблема отношения человека к окружающей среде. Автор обращает внимание на бережное отношение к родной земле, заставляет задуматься о роли природы в жизни человека. Распутин показывает прощание с малой родиной как с одушевленным лицом.

Символично название самого острова и одноимённой деревни, которое ассоциируется со словами «мать» (мать – земля, мать – Родина) и со словом «матёрый» (здоровый, крепкий).

Один из самых трагичных эпизодов повести – это сцена разорения кладбища. Санэпидстанция перед затоплением отправляет в деревню людей, которые должны «зачистить» территорию. Матёринцы пытаются защитить могилы своих родственников. Главная героиня Дарья Пинигина в последнее посещение кладбища думает: «…зачем тогда приходить на эти могилы? Вот они лежат здесь полной материнской ратью, отдав всё своё для неё, для Дарьи, и для таких, как она, - и что из этого получается? Что должен чувствовать человек, ради которого жили многие поколения? Ничего он не чувствует. Ничего не понимает. И ведёт он себя так, будто с него с первого и началась жизнь и им она навсегда закончится».

У Дарьи сильный характер, она умеет «постоять не только за себя». Это образ праведницы, без которой «не стоит село».

Символична в повести смена поколений. Автор показывает сразу три поколения: Дарью, её сына и внука Андрея. Последний принадлежит к новому поколению. Ему совсем не жаль своей малой Родины. Напротив, он уезжает на заработки на строительство плотины, которая в итоге и затопит Матёру. Связь поколений в семье Дарьи распадается. «У кого нет памяти, у того нет жизни», – утверждает главная героиня. «Памяти никакой не стало, вся износилась».

Символично описание церкви в начале повести. По мнению Распутина, судьба заброшенного храма связана с судьбой Матёры. Происходит разрушение соборности как основного жизненного правила.

Дом для Дарьи – основа жизни, его память о тех, «кто был до нас», к ответственности перед теми, «кто после нас придёт». Дом изображён одухотворённым, чувствующим.

В повести появляется мистический образ – Хозяин острова – маленький, ни на кого не похожий зверёк: «Если в избах есть домовые, то на острове должен быть и хозяин». Он призван оберегать остров от любой беды. От затопления, к сожалению, спасти он не может: «И хоть предчувствовал Хозяин, что скоро одним разом всё изменится настолько, что ему не быть Хозяином, не быть и вовсе ничем, он с этим смирился. Чему быть, того не миновать. Ещё и потому он смирился, что после него здесь не будет никакого хозяина, не над чем станет хозяйничать. Он последний».

В повести «Прощание с Матёрой» Валентин Распутин показывает, как важна для человека связь со своими корнями.

 

Герои повести.

 

Гибель Матеры – это тяжелое время для многих жителей деревни. А тяжелое время - это время испытаний человека. Характер, душа обнажаются в эти моменты. Сразу ясно, кто есть кто.

 Как писатель выявляет, кто есть кто в повести?

- Через отношение к родной земле, к “малой” родине.

- К родной избе, и к могилам тоже Через отношение к родным могилам и жителей, и начальства, для которого эти могилы ничего не значат.

Наука и техника, которые были возвеличены у нас на недосягаемую высоту, добрались до глухого сибирского села и требуют, чтобы оно было стерто с лица земли: так надо, и с этим ничего не поделать, распроститься с Матёрой всё равно придётся. Должно исчезнуть всё: дома, огороды, покосы, луга, деревья, кладбище - вся земля уйдет под воду навечно. Естественно, что все по-разному относятся к этому событию.

Главная героиня повести – старая Дарья Пинигина, патриарх деревни, обладающая «строгим и справедливым» характером. Она самая старая из старух, самая благополучная в отношении семьи и детей, самая уважаемая. У Дарьи могучий, несгибаемый характер. К ней тянутся люди, потому что от нее веет силой и уверенностью. Основа сильного характера героини – в чувстве сопричастности со всем,что происходит на Матере. Она винит себя и в том, что землю ее предков затопят. Она пытается уговорить сына и внука перевезти родные могилы, но это не удается, и старуха винит себя и в этом. Дарья и представить себе не может, что уедет жить в город, покинет избу своих предков, которая для нее все равно, что родная душа. Старуха готовит свой дом к смерти: перед сожжением она обряжает его, как обряжают покойника. Смерть не страшна Дарье. Гораздо страшнее для нее предать Матеру, свою основу, свою душу. Поэтому героиня, собрав вокруг себя «единомышленников», остается с островом до последнего, скрываясь вместе с ним под водой.

 

- В чём видит Дарья причины происходящего?

Причины происходящего, по мнению Дарьи, с болью наблюдающей за уничтожением Матёры, заключаются в душе человека: человек «запутался, вконец заигрался», мнит себя царём природы, думает, что перестал быть «маленьким», «христовеньким», слишком возомнил о себе. Рассуждения Дарьи лишь с виду наивны. Они выражены простыми словами, но, по сути, очень глубоки. Она считает, что Бог молчит, «устав спрашивать с людей», и на земле воцарилась «нечистая сила». Люди, размышляет Дарья, потеряли совесть, а ведь главный завет прадедов – «совесть иметь и от совести не терпеть».

- Как воплощается в образе Дарьи нравственный идеал человека?

Дарья - воплощение совести, народной нравственности, её хранительница. Для Дарьи несомненна ценность прошлого: она отказывается от переезда из родной деревни, по крайней мере до тех пор, "покуль могилки не перенесут". Она хочет забрать "могилки... изродные" на новое место, хочет спасти от кощунственного уничтожения не только могилки, но и саму совесть. Для нее память предков является святой. Мудрым афоризмом звучат её слова: "Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни".

- Что такое дом, изба для Дарьи? (Эпизод из книги)

Как бы от отца с матерью получает Дарья наказ проводить избу, обмыть как покойника, обрядить во всё лучшее. Изба связывает её с отцом, с матерью, с их отцами и матерями. Её не покидает ощущение этой связи с ушедшими.

Дарья белит избу, подмазывает печь, моет подоконники, пол. Окна. Всю ночь оплакивала Дарья свою избу, и изба словно понимала, что с нею делают. "Чует, ох, чует, куда я её обряжаю".

Дарья до слова помнит завет своего отца: “Живи, на что тебе жизнь выпало. В горе, в зле будешь купаться, из сил выбьешься, к нам захочешь – нет, живи, шевелись, чтоб покрепче зацепить нас с белым светом, занозить в ем, что мы были”. Она свято чтит память об ушедших.

Богодул - старик, выговаривающий всего несколько слов, приносит весть пьющим чай старухам: “Мёр-ртвых гр-рабют!”.

Наверное, многое могли бы старухи перенести молча, но не это. Кладбище. Когда старухи добрались до расположенного за деревней кладбища, работники санэпидемстанции «доканчивали свое дело, стаскивая спиленные тумбочки, оградки и кресты в кучу, чтобы сжечь их одним огнем». Для них это чужое, приказали – выполняют. Им и в голову не приходит, что для старух – это святое. Не зря даже сдерживающаяся Дарья «задыхаясь от страха и ярости, закричала» и ударила одного из мужиков палкой и снова замахнулась: «А ты их тут хоронил? Отец, мать у тебя тут лежат? Ребяты лежат? Не было у тебя, поганца, отца с матерью. Ты не человек. У какого человека духу хватит â! Её поддерживает вся деревня. “Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности”. (Пушкин)

Случай на материнском кладбище - это действительно глубокая рана, тем более она углубляется пошлым объяснением: мол, по будущему морю поедут интуристы, а тут плавают вымытые водой кресты. Это надругательство, самое настоящее. О туристах вспомнили, а о людях, которые здесь родились и жизнь прожили, нет.

- Чем страшна позиция таких исполнителей, как Жук, Воронцов?

У них нет ничего святого. Это люди, не помнящие своего родства. "Обсевки"

- Как показана нравственная красота Дарьи?

Распутин показывает нравственную красоту Дарьи через отношение к ней людей. К ней идут за советом, к ней тянутся за пониманием, теплом. Это образ праведницы, без которой "не стоит село".

Павел Пинигин – сын Дарьи Пинигиной 50-ти лет. Павел – представитель среднего поколения в повести. Он не может так же безоглядно, как Андрей, оторваться от Матеры, от ее жизненных принципов, усвоенных с молоком матери. Павел страдает от переселения, но пытается приспособиться, вжиться в городской быт. Он чувствует, что каждый день заставляет себя жить: после войны он так и не пришел в себя. С героем происходят странные затмения: иногда он не помнит, что делал и где был. Образ Павла - знак того, что люди, покинувшие Матеру, покинули и жизнь. И только те, кто остался на острове, живут по-настоящему.

Павел хотел бы спасти Матёру, помочь Дарье, но он бессилен. Он из тех, кто пытается докопаться до истины, оглядывается вокруг и задумывается о жизни. Но у Павла нет основательности, твёрдости. Это чувствует и Дарья, и сам Павел. Он признается, что слишком широко раскинулась для него правда: и Клавка с Андреем правы по-своему, и мать. Позиция Павла в итоге сводится к смирению: надо - значит надо, жить везде можно.

Андрей Пинигин – внук Дарьи Пинигиной, главный представитель молодого поколения в повести. Узнав о затоплении острова, он уехал в город, где устроился на завод. Теперь же нашел себе другое место – на той самой ГЭС, которая должна затопить Матеру. Андрей всё торопится и не видит многое вокруг. Многое он воспринимает поверхностно. Такое отношение у него и к Матере. Он как бы занимает промежуточное место между Петрухой и Дарьей: он и избу сжигать не будет, но и остров ему не дорог. Он что-то потерял в своей жизни. И здесь, и на заводе у него нет пристанища, нет ему покоя, он всё ищет, где интереснее. Тревожно за него. "Он душу свою не подвинул", - говорит о нём Дарья. Вот это и есть главная потеря Андрея.

Богодул – приблудившийся к Матере старик. Очень любил русский мат, за что его и прозвали «богохулом» («богодулом»). Летом герой иногда отлучался с Матеры, зимой же жил здесь безвылазно, все больше у старух, иногда ночевал в бане. Все время до снега Богодул ходил босиком, медленно, ступая широко и тяжело. Из копны нестриженых волос выглядывал кончик крючковатого носа и светились налитые кровью глаза. Старухи любили Богодула, а старики ревновали. Они называли героя бесполезным, зловредным человеком. В повести Богодул выступает в роли хранителя Матеры. Он спасает кладбище от варварского разграбления, держит в страхе прибывших «помощников» по уборке хлеба. В финале Богодул остается со старухами на острове и вместе с ними уходит под воду. Он до конца не покидает родной земли, отрицая суету и «бестолковщину» новой, современной жизни.

Воронцов – председатель поссовета в новом поселке. Отвечает за санитарноесостояние Матеры перед затоплением. Первое его столкновение с жителями острова происходит по поводу разорения санитарной бригадой кладбища. Старик Карпов разъясняет герою разницу между ним и стариками с Матеры: «Ты сам тутока без году неделя. Сам турист…А я родился на Матере… Я тутока хозяин». В этой схватке Воронцов терпит поражение. Позже он опять появляется на острове по поводу задержки сенокоса из-за дождя. Воронцов убеждает всех, что, несмотря на непогоду, сенокос нужно закончить во время. Для этого на подмогу он присылает городскую «банду», которая наводит ужас на жителей Матеры. Последний раз Воронцов пытается попасть на остров, чтобы вывести оттуда оставшихся стариков. Но герой не находит острова, потерявшись в тумане.

Настасья Карпова – подруга и соседка Дарьи Пинигиной, моложе ее возрастом и слабее характером. Сначала переселяется с мужем в город, но потом возвращается и погибает вместе со всеми. У героини нелегкая судьба: все ее дети умерли или погибли. После этого Настасья начала чудить, наговаривать на мужа Егора. Ей очень тяжело далось расставание с Матерой. Собираться она начала в среду, «чтобы какой-то чудесной судьбой прибило когда-нибудь обратно, к этому же берегу». Героиня заговаривает с каждой вещью, объясняя ей, почему берет ее с собой в город или не берет.

Настасье очень важно ощущать, что она не зря прожила свою жизнь. Поэтому у каждого героиня ищет подтверждения тому, что у нее действительно были дети. Когда, после возвращения на Матеру, она не получает ответа на свой вопрос, то начинает рыдать так, как будто жизнь ее перечеркнута молчанием старух.

Егор Карпов – муж Настасьи Карповой. На Матере все знали, что расшевелить Егора трудно, но уж если удастся, то держись.
Герою, с помощью Богодула, удается прогнать очистительную бригаду, приехавшую разорять кладбище. Он ведет себя достойно: спокойно, с ощущением своей силы. «Ты, парень, не шибко,…Он у нас на выселке. Вот также одного обухом погладил», - говорит он одному из разорителей. «Ну, тогды спытай. Мы поглядим». Перед переездом на материк, чтобы отвыкнуть от людей, Егор почти перестал выходить из дома. Он скрывает свои переживания по поводу разлуки с Матерой. Но в городе не выдерживает, первым умирает, так и не привыкнув к новым условиям.

 

Катерина – мать Петрухи Зотова. Никогда не была замужем, сына прижила от местного женатого мужика Алеши Звонникова, который погиб на войне. Только его она любила всю жизнь. Когда родился Петруха, Алеша стал открыто заботиться о новой семье. Со временем на Матере к этому привыкли и принимали как должное. Катерина несла свой горький крест - грехи и позор беспутного сына Петрухи. Героиня всегда старалась заступиться, оправдать сына, но очень страдала от его беспутства. В Катерине жила вечная надежда на исправление сына. С этой надеждой на исправление не только Петрухи, но и всех искореженных людей, она и уходит вместе с Матерой.

Петруха (Никита Алексеевич Зотов) – беспутный сын Катерины, «несчастный пьяница». Никто не называл его по имени, а все кликали по прозвищу Петруха, данное ему за простоватость и никчемность. Он очень хочет покинуть Матеру и начать новую жизнь на материке. У него нет ничего дорогого здесь: ни деревня, ни родная изба, которую он хочет поджечь, чтобы получить за это деньги, не греют Петрухе душу. Герой был первым на острове, кто расправился со своим домом собственными руками. Стыдясь материнцев, он утверждал, что изба загорелась сама, да только ему никто не верил. Герой находит себе работу – он сжигает дома на другой земле, готовящейся к затоплению. Даже положительные качества героя (доброта) объясняются его легкомыслием и слабостью. Так, он добавляет сена корове, не думая о том, что его не хватит до весны, и зимой скотине придется голодать.

Сима – приблудная старуха на Матере. Она была чистенькая, аккуратненькая, немного знала грамоту и пела тоскливые песни о горькой судьбе. У самой Симы судьба тоже была несладкой: сначала у нее родилась немая дочь Валька. А на старости лет она и вовсе осталась одна, с маленьким внуком Колькой на руках. Не насладившись семейной жизнью, героиня до сих пор мечтает о семейном счастье с каким-нибудь старичком, за которым она могла бы ухаживать. Именно по этой причине Сима перебралась на Матеру: она узнала, что дед Максим остался бобылем. Но жених заупрямился, материнские бабы его не уговорили, и осталась Сима опять одна. Так и мечтает она о счастливой семье до самого ухода вместе с Матерой в неизвестность.

Колька – 5-летний внук Симы, дикий, боязливый, не отходящий от бабкиной юбки мальчик. Говорит плохо и мало. Колька смотрел на мир недетским, горьким и кротким взглядом, как будто предчувствовал свою близкую смерть. В финале повести Дарья хотела выпихнуть мальчика с утопающей Матеры. Но Колька погибает вместе со всеми – в мире, который остается, нет места не только старикам, но и беззащитным детям

Соня Пинигина – невестка Дарьи Пинигиной. Она быстро освоилась в городе, в новой квартире со всеми благами цивилизации: электроплитой, ванной с горячей водой и т.д. В городе Соня быстро отошла от крестьянского труда, стала работать в конторе. На примере этого образа видно пагубное влияние города на человека: Соня потолстела, одрябла, коротко постриглась, от чего лицо ее сделалось больше и круглей. Соня научилась разбираться в болезнях и лекарствах, тогда как на Матере ей это не требовалось: там никто на здоровье не жаловался.

Царский листвень, ему отведена отдельная глава в повести. Это глава-притча. Огромная лиственница. Но это ОН – листвень, без него нельзя представить Матёру, “так вечно, могуче и властно стоял он на бугре в полверсте от деревни, заметный почти отовсюду и знаемый всеми”. С ним связана вся жизнь Матёры. Вот и до него добрались люди, которым приказано очистить остров. Они рубили листвень топором – но топор отскакивал обратно, пытались пилить – не брала его пила, обливали бензином и поджигали – но огонь не приставал. Люди вошли в азарт, им хотелось победы, злились, придумывали новые способы. Но на голой и обезображенной уже в этом месте Матере продолжал властвовать “царский листвень”. На Матере существовало поверье, что листвень своими корнями держит остров. Поэтому пока будет жив он, будет стоять и Матера.

Хозяин острова – маленький, чуть больше кошки, ни на кого не похожий зверек. Он является добрым духом острова. Никто его не видел и не встречал, кроме Дарьи Пинигиной. Когда Дарья, отдав свою избу на сожжение, уходит, чтобы не видеть этого, рядом с ней бежит и заглядывает ей в глаза маленький, ни на кого не похожий зверек. Хозяин знает все, что происходит в его владениях. Видит он и будущее: что Петруха сожжет свою избу, что Богодул закончит свою жизнь на Матере, что скоро оборвется исконный порядок вещей. Хозяин кружит над островом в надежде заворожить его и защитить от беды. Трудная ему досталась доля: зная, что будет, он не может ничего изменить. Он последний хозяин. Последний. Он знал, “что скоро одним разом всё изменится настолько, что ему не быть хозяином, не быть и вовсе ничем, он с этим смирился…ещё и потому смирился, что после него здесь не будет никакого хозяина, не над чем станет хозяйничать”.. В конце повести и Хозяин вместе с Матерой уходит в неизвестность.

Матера – остров и деревня. Название означает «мать», «материнская земля». Для ее жителей Матера символизирует весь мир, обеспечивает нормальный естественный ход жизни. В земле Матеры лежат предки ее жителей, которые передали эту землю детям в пользование, а эти дети должны передать своим и т. д. В повести показаны те времена, когда деревня «повяла, …откоренилась, сошла с привычного хода». Ниже по Ангаре строили электростанцию. От этого вода в реке поднималась и постепенно должна была затопить Матеру. Жителей острова переселяли на «большую землю», в город. Матера показана как ковчег, хранительница нравственных законов, человеческой души: «…от края до края, от берега до берега хватало в ней и раздолья, и богатства, и красоты, и дикости, и всякой твари по паре – всего, отделившись от материка, держала она в достатке». В финале повести Матера исчезает в глубине вод вместе с верными ее жителями – старухами, Богодулом и Колькой. Эти люди не смогли «вписаться» в новую жизнь, бесплодно суетную, не дающую человеку возможности оглянуться и побыть наедине с собой

Авторская позиция

Распутин тревожится не только за судьбу сибирской деревни, но и за судьбу всей страны, всего народа, беспокоится об утрате нравственных ценностей, традиций, памяти. Герои порой ощущают бессмысленность существования: "К чему искать какую-то особую, вышнюю правду и службу, когда вся правда в том, что проку от тебя нет сейчас и не будет потом...". Но надежда все же преобладает: "Жизнь на то она и жизнь, чтобы продолжаться, она все перенесет и примется везде, хоть и на голом камне и в зыбкой трясине..."

     Человеку, считает Распутин, "озлиться нельзя", он "на острие многовекового клина", которому "нет конца". Народ, как показывает писатель, требует "все нетерпеливей и яростней" от каждого нового поколения, чтобы оно не составило без надежды и будущего все "племя людей". Несмотря на трагический финал повести (финал открытый), нравственная победа остается за людьми ответственными, несущими добро, хранящими память и поддерживающими огонь жизни в любых условиях, при любых испытаниях.

Высказывания В.Г. Распутина

  • “Как бы хотелось призвать к старому нравственному правилу: нельзя мне поступать дурно, ибо я русский. Когда-нибудь, будем надеяться, русский человек возведет эти слова в свой главный жизненный принцип и сделает их национальным путеводителем”.

· «Если соберем волю каждого в одну волю – выстоим!

Если соберем совесть каждого в одну совесть – выстоим!

 Если соберем любовь к России каждого в одну любовь – выстоим!»

· "Никакое общество... не сможет долго продержаться в силе и

здравии, если оно откажется от вековых традиций и устоев своего

       народа. Это все равно что, порубив корни, уповать на ветви".

· "...патриотизм - это не любовь к идее, а любовь к отчизне, к ее

родной земле, ревность её заветам, почитание праха и слова её,

страдания за все её страдания и вера в ее очистительный исход".

· Художник в своих исканиях и методах может позволить себе всё

что угодно, кроме одного - равнодушия к родине и небрежения к

её святыням".

· "Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни".

 

3. Закрепление нового материала
Тренировочный модуль.

Выполните задания

Главные герои


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.046 с.