Понятие «звукорежиссура» в рамках мультимедиа.            — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Понятие «звукорежиссура» в рамках мультимедиа.           

2020-08-20 205
Понятие «звукорежиссура» в рамках мультимедиа.            0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Понятие «звукорежиссура» в рамках мультимедиа.           

1.1. Введение.                                                                                         

1.2. Краткая история звукозаписи.                                                   

 

Физика звука.                                                                           

2.1. Частота звука.

2.2. Строение слухового аппарата.

2.3. Звуковой диапазон частот. Виды звуков.

2.4. Тембр. Обертона на примере струны.

2.5. Формы звуковых колебаний. Синтез.

2.6. Динамический диапазон слуха.

2.7. Пространство и звук.

2.8. Звук в закрытом помещении.

 

Звукопередача.

3.1. Основные понятия.

3.2. Преобразование звуковых волн в электрический ток.

3.3. Амплитудно-частотная характеристика (АЧХ).

3.4. Нелинейные искажения.

3.5. Помехи в тракте звукопередачи.

3.6. Динамический диапазон передачи.

 

Микрофоны.

4.1. Основные технические характеристики.

4.2. Классификация микрофонов.

4.3. Стереофония.

 

Устройства обработки звукового сигнала.

5.1. Микшерный пульт.

5.2. Автоматические регуляторы динамики (громкости).

5.3. Частотная коррекция.

5.4. Пространственная обработка. Ревербератор.

5.5. Аналого-цифровое преобразование (АЦП).

 

6. Звукорежиссура как вид художественного творчества.

6.1. Основные понятия звукорежиссуры.

6.2. Звуковое решение аудиовизуальной программы.

6.3. Звуковая экспликация.

6.4. Синхронная запись шумов и голосов.

6.5. Музыка в аудиовизуальной программе.

6.6. Шумы в аудиовизуальной программе.

 

Практическая звукорежиссура.

7.1. Оценка качества фонограмм.

7.1.1. Субъективная оценка качества фонограммы.

7.1.2. Объективный контроль качества звукозаписи.

7.2. Монтаж фонограмм.

7.3. Передача речи совместно с музыкой и шумами.

1. Понятие «звукорежиссура» в рамках мультимедиа.

Введение.

 

Вряд ли есть необходимость говорить о роли звука в нашей жизни. Безусловно, он важен! Психологи до сих пор не могут сойтись во мнении, что важнее зрение или слух. Мы с вами изучаем понятие «звукорежиссура» в рамках «мультимедиа». Что такое мультимедиа?

Мультимедиа (лат. Multum + Medium) — одновременное использование различных форм представления информации и ее обработки в едином объекте-контейнере.

Аудио-визуальная программа (кино, телевидение, веб-вещание) это программы «мультимедиа». Мы с вами изучим понятие «звука» и «звукорежиссуры» в этих рамках.

Звукорежиссер – творческий, технический исполнитель (руководитель) процесса записи, воспроизведения, усиления, звука.

По сути в этой современной формулировке собраны все звенья и тракты работы со звуком. Раньше это старались поделить по профессиям: звукотехник, звукоинженер, звукооператор, звукооформитель. Современность продиктовала новые требования и в понятие «звукорежиссёр» вложили эти все специальности. Однако в отраслях, где применима звукорежиссура (кино, телевидение, культурно-массовые залы, клубы) есть своё специфическое разделение труда.

Звукорежиссер должен четко представлять свои обязанности, следить за техническим, культурным, конъюнктурным развитием в своей и смежных областях.

Наиболее востребованные качества для профессиональной деятельности звукорежиссера следует отметить:

- музыкальную подготовку (желательно абсолютный музыкальный слух);

- техническое образование (инженер в области электроники, акустики...);

- навыки психолога (коммуникативность обязательно потребуется при работе с людьми).

Естественно, мы не будем углубляться в тонкости познания профессии, мы рассмотрим лишь основу, что бы вы, как дизайнеры имели возможность найти общий язык со звукорежиссером, что повлияет на скорость, качество общей работы и ваших грандиозных проектов.

Дизайнер мультимедийных программ обязан знать основу звукопроизводства, уметь объяснить задачи, сформулировать концепцию для производства звука.

Как известно, что бы идти вперёд, надо знать откуда пришел, потому, что можно случайно пойти назад.

 

 

Краткая история звукозаписи.

Механическая звукозапись.

Год – придумали материал, который оказался более прочным и прослужил основой для грамзаписи до 1945 года.

Год – Запущена первая фабрика грамзаписи.

В то же время скорость проигрывания снизилась с 78 об./мин. До

Магнитная звукозапись.

 

Возможность преобразования акустических колебаний в электромагнитные была доказана Оберлином Смитом (Oberlin Smith), изложившим принцип магнитной записи на стальную проволоку в 1888 году. Здесь также не обошлось без Томаса Эдисона, ибо на эксперименты с магнитной записью Смита вдохновило посещение знаменитой лаборатории Эдисона.

Но только в 1896 году датский инженер Вальдемар Поульсен (Valdemar Poulsen) сумел создать работоспособное устройство, названное телеграфон. В качестве носителя выступала стальная проволока. Патент на телеграфон был выдан Поульсену в 1898 году.

 

 

Основополагающий принцип аналоговой записи звука путем намагничивания носителя с тех пор остался неизменным. На записывающую головку, вдоль которой на постоянной скорости проходит носитель (позднее им стала более удобная лента), подается сигнал с усилителя, в итоге носитель намагничивается в соответствии со звуковым сигналом. При воспроизведении носитель проходит уже вдоль воспроизводящей головки, индуцируя в ней слабый электрический сигнал, который, усиливаясь, поступает в динамик.

 

Магнитная пленка была запатентована в Германии Фрицем Пфлеймером (Fritz Pfleumer) в середине 20-х годов прошлого века. Поначалу лента изготавливалась на бумажной основе, а впоследствии - на полимерной. В середине 30-х годов ХХ века немецкая фирма BASF наладила серийный выпуск магнитофонной ленты, создававшейся из порошка карбонильного железа либо из магнетита на диацетатной основе.

Бобинные магнитофоны стали использоваться с 30-х годов прошлого века. В конце 50-х появились картриджи, но все же наибольшую популярность снискали компактные и удобные кассетные магнитофоны. Первый "кассетник" был создан голландской фирмой Philips в 1961 году. Пиком развития магнитофонов стоит считать появление плееров Sony марки "Walkman" в 1979 году. Эти маленькие устройства без возможности записи произвели фурор, ибо теперь любимую музыку можно было слушать на ходу, занимаясь спортом и т.п. Кроме того, человек с плеером не мешал окружающим, ибо слушал аудиозаписи в наушниках. Позднее появились плееры с возможностью записи.

 

Стремительное развитие в конце 70-х годов ХХ века компьютерных технологий привело к появлению возможности хранения и считывания любой информации в цифровом виде с соответствующих носителей. И здесь развитие уже цифровой аудиозаписи пошло двумя путями. Вначале появился и получил широчайшее распространение компакт-диск. Позднее, с появлением вместительных жестких дисков, в массы пошли программы-плееры, которые воспроизводили сжатые аудиозаписи. В итоге, развитие флэш-технологий в начале ХХI века привело к тому, что уже компакт-диски (имеется в виду формат Audio-CD) оказались под угрозой забвения, как это произошло с пластинками и кассетами.

Однако вернемся в 1979 год, когда компании Philips и Sony "сообразили" на двоих производство лазерных дисков. Sony, кстати, привнесла свой метод кодирования сигнала - PCM (Pulse Code Modulation) который использовался в цифровых магнитофонах. Последние обозначались аббревиатурой DAT (Digital Audio Tape) и применялись для профессиональной студийной звукозаписи. Массовое производство компакт-дисков стартовало в 1982 году в ФРГ.

Постепенно оптические диски перестают быть исключительно носителями аудиозаписей. Появляются CD-ROM, а затем CD-R и CD-RW, где уже можно было хранить любую цифровую информацию. На CD-R ее можно было записывать однократно, а на CD-RW - записывать и многократно перезаписывать с помощью соответствующих приводов.

Информация на компакт-диске записывается в виде спиральной дорожки из "питов" (углублений), выдавленных на поликарбонатной подложке. Считывание/запись данных осуществляется с помощью лазерного луча.

 

Физика звука.

Частота звука.

Мы сталкиваемся со звуком каждый день. По сути, наши уши ни когда не слышали тишины, потому как в естественных условиях её практически не существует (примеры тишины и источников громких звуков). Однако, что такое звук?

Звук – это колебательный процесс, возникающий в воздухе (или другой упругой среде) под действием каких либо колеблющихся предметов.

Источниками звука могут быть, например, голосовые связки человека, струны музыкальных инструментов или любой другой вибрирующий предмет, заставляющий колебаться окружающие его частицы. При этом плотность воздуха (или другой среды) начинает то увеличиваться, то уменьшаться в соответствии с этими колебаниями. Воздух является упругой средой и оказывает некоторое обратное сопротивление колебательному процессу, именно таким образом происходит сжатие и разряжение воздушного пространства.

 

 

 

Звуки образованные синусоидальными сигналами называются простыми, «чистыми», к ним можно отнести камертон и флейту. Звуки других инструментов (голосов, шумов) имеют более сложные по форме колебания и могут содержать в себе целое созвучие простых тонов.

Однако чтоб понять принцип воздействия звука на наши слуховые ощущения достаточно рассмотреть элементарный звук. Его можно описать графиком изменения во времени давления воздуха в определенной точке. При этом в фазу сжатия среды принято называть положительной, а фазу разряжения – отрицательной.

Распределяясь в стороны со скоростью ~340 м/сек. звуковые колебания образуют звуковую волну.

Эта волна воздействует на барабанную перепонку уха, приводит её в движение, которые передаются далее по внутреннему уху, вызывая слуховые ощущения.

Звук ограничен рамками пространства – стенами, преградами. Воздух состоит из частиц, которые тоже являются преградой на пути следования звука. Энергия, передаваемая этими частицами со временем угасает, таким образом, ограничивая пространство в котором звучит тот или иной объект. Чтобы достичь наибольшего пространства звучания необходима бо́льшая энергия его источника. Таким образом появляется некое «звуковое поле» звучания того или иного источника (гром, комар)

Источники звука.

Наиболее простым источником звука является камертоннебольшой источник точно и ясно издающий звук определённой высоты. Его усы, колеблясь, в пространстве вызывают простые, синусоидальные колебания. Обычно частота издаваемого камертоном звука 440 Гц, что соответствует ноте «ля» первой октавы.

Струна – весьма распространенный источник звука, однако следует учесть, что звук изданный струной почти не слышим нашими ушами, это объясняется её толщиной. Плоскость струны настолько мала, что колебаний воздушной среды не достаточно, чтобы возникло возбуждение барабанной перепонки и слуховых ощущений. Для того что бы звук струны был слышим необходим значительный по размерам резонатор, который предоставляет струне большую плоскость, тем самым усиливая громкость звучания. Частота звука струны определяется её длиной, это её собственная частота возбуждения. При наличии механизмов и устройств, способных сократить струну (лады на гитаре, кулачки в арфе) на определенный отрезок, появляется возможность изменить частоту её возбуждения (примеры).

 

Виды звуков.

Все существующие в природе звуки делятся на: музыкальные и шумовые. Основную роль в музыке играют музыкальные звуки, хотя используются и шумовые (в частности почти все ударные инструменты издают шумовые звуки).

Шумовые звуки не имеют точно выраженной высоты, например треск, скрип, стук, гром, шорох и т. п.

К таким инструментам относятся почти все ударные: треугольник, малый барабан, разнообразные виды тарелок, большой барабан и др. В этом присутствует некоторая доля условности, о которой не следует забывать. Например, такой ударный инструмент как "деревянная коробочка" имеет звучание с достаточно ясно выраженной высотностью, однако этот инструмент все равно причисляется к шумовым. Поэтому отличать шумовые инструменты надежнее по тому критерию, возможно ли на данном инструменте исполнить мелодию, или нет.

Частичные тоны или обертоны (от нем. Oberton - верхний тон) - это неизбежные примеси, присутствующие в звуке любой природы. Их частоты всегда кратны частоте основного звука, а их количество и громкость может сильно варьироваться, благодаря чему и образуется различная тембровая окраска звука.

Если бы струна воспроизводила только основной тон, то форма ее волны соответствовала бы следующему графическому изображению.

 

 

Но звуковая волна на практике всегда имеет довольно сложную форму. Происходит это вследствие того, что колеблющееся тело, вибрируя, преломляется в равных частях. Эти части производят самостоятельные колебания в общем процессе вибрации тела и образуют дополнительные волны, соответствующие их длине. Дополнительные (простые) колебания и вызывают образование частичных тонов - обертонов.

Высота частичных тонов различна, так как скорость колебания волн, от которых они образуются, не одинакова. Например, длина волны второго частичного тона, образующейся от половины струны, в два раза короче волны основного тона, а частота колебаний ее в два раза скорее и т. д.

Синтезатор — электронный или виртуальный (программный) музыкальный инструмент, создающий (синтезирующий) звук при помощи одного или нескольких генераторов звуковых волн. Генерируемые синтезатором звуки (тембры) могут быть похожи на звуки реальных источников, а могут быть уникальными, не имеющие аналогов в природе.

Громкостью называют субъективное качество, определяющее силу слухового ощущения, вызываемого звуком у слушателя. Измеряется громкость в дециБелах (дБ).

Теперь, зная, что такое громкость, мы сможем вспомнить и поговорить о нелинейности восприятия частот. Порог слышимости, изображенный графически, представляет собой кривую, опускающуюся в области частот 3000-4000 Гц и поднимающуюся к краям звукового диапазона.

 

Из этой формы кривой следует, чтодля равногромкого ощущения интенсивность (громкость) низких и высоких частот должна быть выше, чем средних.

 

С ростом громкости прослушивания звука, кривые равной громкости, как бы, выпрямляются.

Другими словами, частотная зависимость слуха в большей степени сказывается при тихом прослушивании, чем при громком. Это важно учитывать на практике! Например, звук, записанный на большой громкости, будет звучать бедно, тускло при прослушивании на маленькой громкости, и наоборот. Поэтому при работе в студии громкости воспроизведения, записи, прослушивании, оценки должны быть одинаковыми и близкими к оригиналу, если речь идет о записи живых инструментов. И так, прослушивать запись инструмента желательно на такой же громкости, на которой он звучит самостоятельно (без усиления).

 

Ниже приведена таблица звуков, для приблизительного восприятия и оценки громкости:

                                 

Так же следует отметить понятие «звуковая маскировка».

В реальных условиях, акустический сигнал не существует в условиях абсолютной тишины. Вместе с ним, на слух действуют те или иные посторонние шумы, затрудняющие слуховое восприятие, они как бы маскируют основной сигнал. Этот эффект довольно часто применяется в звукопроизводстве кино для достижения определенных художественных задач, и для эмоционального воздействия на слушателя. Например, теряющееся внимание учащегося слушающего урок плавно маскируют лиричной музыкой, таким образом, голос преподавателя уходит на второй план, а музыка оказывается на первом. Складывается ощущение, что герой погрузился в мечты.

 

 

Пространство и звук.

 

Вернёмся ненадолго к человеку, точнее к его слуховому органу – к ушам. Человек обладает способностью определять направление приходящих звуков. Наши органы слуха, воспринимая звуковые колебания от источников звука, расположенных справа и слева от слушателя, различают их по амплитуде и по фазе.

При этом фазовые сдвиги приходящих звуковых волн связаны с разницей в расстояниях между ушами. Различие по амплитуде звуковых колебаний, вызвано тем, что голова оказывает экранирующее действие, это особенно заметно на звуковых волнах, длины которых соизмеримы с размерами головы (высокие частоты).

Звук в закрытом помещении.

Чаще всего работа звукорежиссера ограничена неким пространством, помещением. Обычно художественные программы исполняются в студиях, на сценах, концертных залах и т.д. Акустические свойства помещения существенно влияют на характер звучания музыки, речи, шумов. Звуковое поле в помещении формируется не только прямой волной, идущей от исполнителя по кротчайшему пути, но и отражениями от стен, потолка, пола и находящихся в помещении предметов.

Таким образом, часть звуковой энергии распределяется по пространству, отражается от поверхностей. Мы знаем, что звук движется с определенной скоростью. К приходящим к слушателю прямым звукам, начинают подмешиваться «задержавшиеся» отраженные от поверхностей звуки, что даёт слушателю привычную, характерную протяженность и окраску.

Таким образом, в помещении, где расположен источник звука, поле звуковых волн формируется из прямой и отраженных волн, образующих, так называемое диффузное (рассеянное) звуковое поле.

                        

                    

 

Однако важно знать, что звук, отражающийся от поверхностей частично теряет энергию на своём пути.

Важно знать, что первичные отражения дают представление об объеме, размерах помещения. Приход самого первого отражения может варьироваться от 15 до 60 мс. в зависимости от размеров зала и его назначении.

В драматических театрах, концертных, универсальных залах применяется классический метод построения сцены таким образом, что говорящий без усилительной аппаратуры человек на сцене слышен во всех зрительских местах. Для этого применяют специальные козырьки над сценой, и по бокам зала. Таким образом звуковая энергия концентрируется и распределяется в нужном направлении, при этом обеспечивается необходимое время первичных отражений и времени реверберации.

Иногда в помещениях с параллельными, гладкими стенами возникает так называемое «пархающее эхо» или «флаттер-эффекта». В этом случае звуковые волны вступают во взаимосвязь со своими отражениями, при этом наблюдаются повышения или понижения громкости в разных частях помещения, что очень негативно может сказаться на восприятии звуковой программы, и может создать брак, если в этом помещении производить звукозапись.

 

 

Заключение.

Звукопередача.

Основные понятия.

Звуковые колебания преобразуются микрофоном в переменное электрическое напряжение, которое является точным отображением акустического процесса. Далее этот сигнал по каналу передачи усиливается и доставляется по месту назначения (слушателю) в виде переменного тока, который преобразовывается обратно в звуковые колебания. Условно эта схема выглядит так:

 

Устройство микрофона.

 

Микрофо́н (от греч) — электроакустический прибор, преобразующий звуковые колебания в колебания электрического тока.

Любой сложный звук состоит из ряда простых колебаний, соотношение уровней которого строго определенно и характерно для него. При звукопередаче эти соотношения должны быть сохранены. В связи с этим, качество любого участка звукового канала должно оцениваться по амплитудно-частотной характеристике (АЧХ).

АЧХ представляет собой некую кривую, говорящую о нелинейности воспроизведения некоторых частот каким либо прибором. Для удобства описывают диапазон изменений нелинейности в дБ, или предоставляют графическое изображение АЧХ.

Нелинейные искажения.

Мы подошли к оценке качества тракта звукопередачи, вот еще один раздел касающийся громкости и изменения тембра в тракте звукопередачи, к сожалению, характерных для любой техники.

 

Нелинейные искажения представляют собой изменения формы звуковых колебаний, проходящих через электрическую цепь (например усилитель), вызванные нарушением пропорциональности напряжения на входе и на выходе.

Основным виновником появления гармонических, нелинейных искажений является перегруз входа усилителя. Поэтому чаще всего оборудование снабжено индикацией или световым сигналом с пометкой «перегруз», или «CLIP».

Пример выдержки из паспорта спецификации для усилителей CROWN CTs:

 

 

Фон чаще всего возникает вследствие частоты электрического напряжения, это низкая частота 50 или 100 Гц. Возникает по причине плохой фильтрации электропитания или вследствие электромагнитных наводок на узлы и схемы. Для этого схемы, провода подвергают металлическому экранированию с обязательным заземлением.

Шум, шип, менее устранимая часть помех. Возникает вследствие трения магнитной ленты о головку, возникает в тракте усиления в транзисторах. Это почти весь спектр слышимых звуков собраных в единый, непрерывный шум.

Максимальным считается тот уровень, при котором не возникают нелинейные искажения и звук передается максимально эффективно. А минимальным принято считать тот уровень, который превышает хотя бы в 2 раза (6 дБ) уровень шума.

Такой динамический диапазон близок к нашему динамическому диапазону, что является важным критерием в оценке качества данного тракта. В реальности не вся аппаратура обладает аналогичными характеристиками. Случается дд = 60 дБ (оптическая запись), 95 дБ (грамзапись)...

Микрофоны.

Односторонненаправленные микрофоны воспринимают звуковые колебания, приходящие лишь с фронтальной стороны. Диаграмма направленности схожа с геометрической фигурой «кардиоидой», поэтому и микрофоны называют кардиоидными.

Различные характеристики направленностей микрофонов – результат конструкторских ухищрений, их суть заложена в положении чувствительного элемента относительно корпуса.

 

Классификация микрофонов.

По способу преобразования акустической энергии в электрическую, микрофоны разделяются на несколько основных типов:

Динамические микрофоны – микрофоны, в которых применяется принцип электромагнитной индукции, возникновение электродвижущей силы (ЭДС) при движении проводника в постоянном магнитном поле.

Конденсаторные и динамические микрофоны могут иметь любую диаграмму направленности. В зависимости от назначения могут обладать уникальной АЧХ, динамическим диапазоном. Все данные о том или ином микрофоне фиксируются, отображаются в сопутствующем паспорте.

Стереофония.

В современной звукозаписи, радио, телевидении применяется принцип стереофонии.

Стереофони́я (от слов «стереорос» — твёрдый, пространственный и «фон» — звук) — запись, передача или воспроизведение звука, при которых сохраняется аудиальная информация о расположении источников, посредством раскладки звука через два (и более) независимых аудиоканала.

Основным отличием стереофонического звучания от монофонического можно отметить:

- Локализация инструментов в пространстве (по панораме и удаленности);

- Хорошую разборчивость отдельных инструментов (прозрачность);

- Более естественную передачу акустической обстановки (естественной реверберации, отражений звука, фазовых соотношений)

В современной звукозаписи в основном применяют двуканальную стереофонию, принцип которой построен на воспроизведении аудиопрограммы (фонограммы) из двух источников звука, наушников.

Если рассмотреть основные понятия, то для реализации двуканальной стереофонии необходимо два источника звука, два усилителя, два микрофона расположеных независимо но параллельно Система АВ.

 

 

В этом случае фактическое расположение источников (И1, И2) звука будет близко к кажущемуся (КИ1, КИ2) расположению. Звук от источника 1 будет приходить на оба микрофона с одинаковой амплитудой (громкостью), и равнозначно по фазе. Звук от источника 2 будет быстрее приходить к левому микрофону и будет восприниматься как более громкий в этом канале звукопередачи. Поэтому кажущиеся источники при прослушивании будут приблизительно соответствовать фактическому расположению.

Таким же образом, при наличии большего количества источников, звуки которых приходят к микрофонам с разных точек, слушатель получит близкую к этому звучанию панорамную «картину». Помимо локализации по панораме при стереофоническом звучании, будет определяться удаленность источников звука, и сохраняться пространственность.

 

Для полноценной звукозаписи современные студии и концертные залы используют поли (много) микрофонную систему, где к каждой группе инструментов применяют свой, индивидуальный микрофон. Для реализации данного вида записи потребуется устройство – Микшерный пульт, который располагает множеством входов и несколькими выходами достаточными, чтобы создать стереофоническую «картину».

К преимуществам полимикрофонной записи можно отнести ряд недостатков двумикрофонной записи, а так же ряд возможностей: минимизация проникновения посторонних звуков, большие возможности баланса (на микшерном пульте есть регулятор панорамы, позволяющий «расположить» монофонический источник в любой точке записи) как по панораме, так и по динамике.

Однако, к недостаткам можно отнести сложный процесс настройки и плоскость, «сухость» звучания ввиду того что естественная реверберация будит минимальна.

Для реализации стереофонического звучания требуется очень высокие параметры тракта звукопередачи, особенное требования для сохранения фазовости, ввиду необходимости преобразовывать стереофонию в моно, а при не верной фазировки могут появиться нежелательные интерференции, которые могут привести к искажению тембра.

Микшерный пульт.

Микшерный пульт – это прибор, инструмент звукорежиссера, выполняющий функции усиления напряжения сигналов звуковой частоты, регулировки, смешивания в нужных соотношениях сигналов от различных источников: микрофонов, проигрывателей, линий и т.д. При формировании музыкальных, художественных программ используется одновременно несколько источников, что ведет к использованию микшерного пульта при записи или живом сведении.

Конструктивно МП могут варьироваться, однако они все сходны по своему назначению.

На вход (INPUT) МП подается сигнал. В зависимости от уровня источника, сигнал либо остается без изменений, либо усиливается до необходимого уровня регулятором GAIN (например для микрофонов). Далее сигнал подвергается коррекции (EQ) по частоте (тембру). После того как произведена частотная коррекция сигнал панаромируется (PAN) и подается на выход (MAIN OUT) МП и дополнительный выход (AUX).

Дополнительный выход - это регулируемый суммарный выход источников для дополнительных нужд (мониторинга, реверберации), который может работать как синхронно с регуляторами выхода, так и независимо от них.

В МП так же предусмотрена система панорамирования сигнала для стереофонии, где один источник может «расположиться» в нужном месте в пространстве стереофонии (строго в центре, строго слева...)

Основная задача выставить значение срабатывания прибора, точку Threshold. После, в зависимости от задачи указать значение коэффициента, его угол Ratio. Так же в приборах динамической обработки есть два регулятора времени срабатывания Attack, т.е. через какое время после изменения сигнала прибор начнет действовать (мс.) и значение Release – время отключения прибора после изменения сигнала. Чаще всего этот процесс автоматизируется в приборах.

Приборы динамической обработки очень важны в современной звукорежиссуре, однако их использование требует большой точности в выборе режимов. В противном случае звучание может быть непоправимо испорченным!

 

Частотная коррекция.

Так же управление частотной характеристикой тракта звукопередачи может помочь скрасить возможные недостатки акустики помещений звукозаписи, а так же улучшить четкость звучания отдельных инструментов, искусственно подчеркивая характерные для этих инструментов спектральные составляющие.

Графический эквалайзер – устройство на входе, которого сигнал делится на частоты, полосы (полосовые фильтры) с возможностью подъёма или ослабления каждой из полос. Далее сигнал смешивается и подается на выход.

Магнитный, ленточный ревербератор – построен на основе звукозаписывающего магнитофона и множеством воспроизводящих головок. Создает эффект многократного эха. В зависимости от скорости ленты возможны вариации времени прихода отражений.

До появления цифровой звукозаписи, для достижения различных художественных и технических задач в арсенале звукорежиссера должны быть эти приборы и условия. Однако с появлением возможностей цифровой звукозаписи все это стало возможным в одном приборе – пространственном процессоре эффектов.

Наиболее часто используемые эффекты: Холл (hall), эхо (delay), хорус (chorus), фленджер (flanger), фэйзер (faser). Отличие этих эффектов заключено во времени первичных отражений, времени реверберации, частотной коррекции или в отсутствии одного или нескольких компонентов.

5.5. Аналого-цифровое преобразование (АЦП).

АЦП – процесс замены непрерывной аналоговой прямой на последовательность импульсов с постоянной тактовой частотой. Эта последовательность отображается в двоичном коде, где «0» - отсутствие сигнала «нет», а «1» - наличие «да».

Перед процессом преобразования аналогового сигнала его необходимо ограничить по частоте. Таким образом, частоты за пределами слышимости обрезаются фильтрами ФВЧ и ФНЧ.

Основные понятия звукорежиссуры.

Из исходного множества первичных звуковых сигналов, представляющих звучание голосов, разнообразных музыкальных и шумовых фактур, акустических, искусственных, синтезированных фонов звукорежиссер конструирует звуковое поле, обеспечивающее полноценное восприятие зрителем-слушателем информации, соответствующей зрительному образу. При этом в тракте звукопередачи происходит процесс активной творческой переработки звукорежиссером исходного материала, который подвергается динамическому, частотному, спектральному, пространственному, временному редактированию.

Участвуя в разработке концепции и реализации звуковой структуры, звукорежиссер является одним из основных фигурантов творческого коллектива, принимая участие в создании мультимедийной программы от начала и до конца. Его главная задача – наиболее полная передача всего комплекса ощущений, свойственных естественному слушанию: пространственного впечатления, прозрачности звучания, звукового и музыкального баланса, тембровой окраски и т.д.

Звуковое решение определяется жанром фильма. Принято различать три основных типа кино: художественное, документальное и мультипликационное. В каждом из них существуют те или иные жанры, определенные принципы построения сюжета, звукозриельного ряда: комедия, трагедия, мелодрама, фильм ужасов, драма, боевик, фантастика, фэнтези, документальный фильм, мультфильм и пр. Каждый из этих жанров обладает уникальным звучанием основной фактуры, речевым озвучанием, музыкой, шумами.

Не зависимо от жанра, любое звуковое решение должно основываться на характере описываемого сюжета, как фактического (в историческом, биографическом кино), так и образном, где формируется основная идея, то, что хочет сказать автор. При разработке звукового решения необходимо учитывать специфику времени, места действия, культуры, менталитета и т.д.

На стадии формирования звукового решения определяется основная канва фильма: тип повествования (закадровый голос), музыкальная и шумовая основа, синхронные и несинхронные звуковые компоненты. Звук должен быть построен на законах психологического и эмоционального восприятия зрителя-слушателя таким образом, что фильм будет восприниматься целостно, где звук дополняет, обогащает изображение и наоборот.

Звуковое решение оформляется в свободном виде, в объёме от одного предложения до самостоятельного художественного произведения с подробным описанием реализации тех или иных звукозрительных образов. На этой же стадии может быть привлечен автор музыки, который предоставляет эскизы, наброски музыкального оформления аудиовизуальной программы.

Звуковая экспликация.

Звукорежиссер появляется в составе съемочной группы в самом начале производственного процесса. Происходит это задолго до съемок, когда продюсер или режиссер фильма предлагает ознакомиться со сценарием. Часто сценарий представляет собой только литературную версию, хотя гораздо лучше начинать работу с режиссерского сценария, на основе которого звукорежиссер предоставляет звуковое р


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.146 с.