Инструментальный состав оркестра — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Инструментальный состав оркестра

2020-08-20 172
Инструментальный состав оркестра 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

По главным типовым признакам баяны и аккордеоны подразделяются на три разновидности: готовые, у которых в левом корпусе при нажиме одной клавиши звучит «готовый аккорд», или удвоенный октавами бас; выборные, имеющие в левой клавиатуре хроматический звукоряд; готово – выборные, которые обладают рядом преимуществ так как в их левой клавиатуре совмещены две системы: готовые аккорды и басы обычного ряда с хроматическим звукорядом выборного.

Баяны и аккордеоны различаются конструкцией левой клавиатуры. Их правая клавиатура в основном одинакова, но она постоянно обогащается новыми регистрами, позволяющими видоизменять тембр звука.

Часто в оркестрах, ансамблях используются баяны с одной правой клавиатурой (оркестровые баяны), но можно успешно использовать готовые и готово - выборные инструменты.

В отличие от камерного ансамбля, оркестром русских народных инструментов принято называть объединение исполнителей на различных инструментах при наличии в нём групп играющих одну и ту же партию в унисон. В оркестре баянов и аккордеонов нет контрастирующих тембровых групп, как, например, в симфоническом оркестре или оркестре русских народных инструментов. Его можно сравнить с такими составами, которые включают лишь однородные или родственные инструменты. Оркестр баянов делится на четыре, пять партий, обозначаемых в партитуре: баяны 1, баяны 2, баяны 3, баяны 4, в игре используется главным образом правая клавиатура (левая применяется эпизодически).

Партия баса поручается баянам, имеющим низкие звуки: баянам «Бас» и баянам «Контрабас». В случае, когда оркестр, не укомплектован полностью этими инструментами, возникает необходимость усилить эту партию бас-гитарой, синтезатором.

В составе оркестра баянов широко используется аккордеон. Став неотъемлемой частью многих коллективов, он вносит некоторое тембровое разнообразие и повышает динамические возможности оркестра. Аккордеоны принято делить на две партии: аккордеоны 1, аккордеоны 2. Для тех же целей в оркестр вводится электробаян, синтезатор, ударные, духовые инструменты.

На каждую оркестровую партию исполнители должны быть распределены таким образом, чтобы не нарушилось звуковое равновесие всех групп оркестра. Если условно разделить оркестры баянов и аккордеонов по числу учащихся на малый, средний и большой составы, то количество учащихся каждой партии распределяются в них пропорционально следующим образом:

  Малый состав Средний состав Большой состав
Аккордеон 1 2 4 6
Аккордеон 2 2 4 6
Баяны 1 4 8 12
Баяны 2 3 6 8
Баяны 3 2 4 6
Баяны 4 2 4 6
Баяны «Бас» 1 3 6
Баяны «Контрабас» 1 2 3

 

Состав школьного оркестра русских народных инструментов:

· домра малая I

· домра малая II

· домра альтовая I

· домра альтовая II

· домра басовая

· флейта

· баян I

· баян II

· баян III (бас)

· гусли клавишные

· ударные инструменты

· балалайка-прима

· балалайка-секунда

· балалайка-альт

· балалайка-бас

· балалайка К.-бас

· Рояль

· Синтезатор

· Бас-гитара

Увеличение количества исполнителей какой-либо группы партии влечёт соответствующее увеличение других партий. Количество участников оркестра может колебаться в зависимости от требований инструментовки, количества инструментов, объёма репетиционного помещения и т.д.

Число исполнителей на таких инструментах, как фортепиано, синтезатор, ударные инструменты, бас-гитара, духовые инструменты не зависит от общего состава и не дублируется.

Репетиционное помещение

Согласованности в звучании всего оркестра трудно достичь, если репетиции и выступления проводятся в неприспособленных для этой цели помещениях. Репетиционное помещение, оркестровый класс, должен иметь достаточную площадь для размещения всего коллектива и, что очень существенно, отвечать необходимым акустическим условиям, чтобы учащиеся могли хорошо слышать друг друга.

Репетиции нужно проводить в условиях, сходных с концертными, а перед выступлением необходимы хотя бы одна-две репетиции на сцене, чтобы приспособиться к новым акустическим условиям и применительно к ним скорректировать звучание.

Ансамблевой игре свойственны черты особой соподчинённости, взаимозависимости, динамической сбалансированности, чему в огромной степени способствует рациональное размещение оркестра. Исполнители одной партии объединяются в группу, положение которой по отношению к другим группам оркестра постоянно и определяется наилучшим по звучанию с другими группами соотношением, а так же звучанием, функцией дирижёра при работе с партитурой, когда положение нотируемой партии соответствует привычному местонахождению группы, исполняющей данную партию.

Подбор репертуара

Для успешной работы оркестра очень важен репертуар. Развитие у юных музыкантов большой требовательности к себе и стремления к высоким целям зависит во многом от исполняемого репертуара. Конечно, при выборе произведений нельзя не учитывать общей музыкальной и технической подготовленности учащихся. Но в условиях ограниченных возможностей необходимо стремиться к выбору разнообразных произведений классиков, российских композиторов, обработок народных песен, танцев. Это важная предпосылка разностороннего развития участников оркестра.

Недостаточное внимание к репертуару – основе обучения и воспитания в ДШИ, ведёт к стихийному нецеленаправленному воспитанию художественных вкусов и интересов. Всегда надо иметь в виду основную задачу, стоящую перед руководителем – прививать чувство прекрасного у детей и всемерно способствовать его развитию у слушателей.

Очень трудно найти подходящий репертуар для детского оркестра. Каждый год меняется состав оркестра, уходят выпускники. Меняется качественный состав оркестра, то подбирается более сильный состав, то более слабый. Практически ежегодно надо менять сложность произведений, учитывая возможности детей. Руководитель должен уметь делать переложения, адаптиравать и приспосабливать готовые партитуры для данного состава оркестра. В этой работе поможет книга В. Зиновьева «Инструментовка для оркестра баянов» под редакцией Ю. Шишкина.

При подборе репертуара очень важно учитывать уровень музыкального развития детей, можно брать только те произведения, которые обучающиеся смогут освоить не только технически, но и исполнять осмысленно, выразительно и уверенно. При подборе репертуара необходимо ставить цель эстетического и музыкального развития детей.

Репетиционная работа

Репетиционная работа, то есть процесс подготовки исполнения произведения с оркестровым коллективом, является необычайно важной в деятельности руководителя оркестра. Относиться к репетиции надо с величайшей ответственностью и обдуманностью. Здесь важно всё, вплоть до отношения к участникам коллектива. Проведение репетиции требует от руководителя наличие педагогических способностей, умения работать с коллективом, определённого такта, умения воздействовать на психику детей. От руководителя требуется, чтобы он проявлял заботу о своих маленьких музыкантах, умело делал замечания в форме, не затрагивающей самолюбия, помнил, что нужно экономить силы детей.

Очень важно создать на репетиции творческую атмосферу, вовлечь детей в творческий процесс, заставив их совместно работать над произведением. Творческая атмосфера, без которой трудно добиться хорошего результата на репетиции, зависит целиком от умения, опыта и личных качеств руководителя. Создать такую атмосферу – его первейшая задача. Работа на репетиции не должна превращаться в будничное ремесло.

Подготовка репетиции

Успех репетиции зависит не только от знания руководителем партитуры исполняемого произведения, но и от предварительной подготовки репетиции.

Продуктивность репетиции в известной мере определяется степенью подготовки руководителем оркестрового материала.

Нотный материал, раскладываемый на пульты, должен быть хорошо известен руководителю. Он должен обозначить в партиях штрихи, которые соответствуют его замыслу. Все динамические оттенки, которые он находит нужным дополнительно сообщить исполнителям, могут так же быть внесены в партии. Этим руководитель экономит драгоценное время на репетиции. Цифры рекомендуется ставить чаще.

Речь руководителя

Речь руководителя должна быть лаконична. Это первейшее требование. Ничто так не расхолаживает оркестр, как длинные «разглагольствования». Руководитель должен учиться выражать свою мысль кратко, сжато и обязательно ярко, образно.

Нужно обращаться не только к разуму, но и к чувству исполнителей. Хорошо, когда, говоря об оттенке, руководитель подскажет хотя бы одно слово, которое образно дополнит представление о данном форте или пиано (например: таинственно, утомлённо, безжизненно и т.д.) Такие замечания конкретизируют задачу, так как являются как бы подтекстом музыки.

В разных конкретных случаях замечания могут занимать большее или меньшее место. Характер их целиком зависит от конкретных условий работы.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.