Глава II. Период старых дворцов — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Глава II. Период старых дворцов

2020-08-20 112
Глава II. Период старых дворцов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Первым основным этапом дворцовой цивилизации является среднеминойский период, или период старых дворцов (XXII-XVIII вв. до н.э.). В конце III - начале II тыс. до н.э. сложилось несколько самостоятельных государственных образований. Они состояли из определенного количества (около нескольких десятков) поселений небольшого размера. Эти поселения образовывались на территории, принадлежавшей одному из больших критских дворцов. Главными минойскими дворцами были Кносс, Фест, Маллия и Като Закро (Закрос).

Со II тыс. до н.э. начинается экономический и культурный подъем в развитии Крита, он становится одним из важнейших центров Эгейского региона. Одной из основных причин данного процесса следует считать начавшееся в это время переселение индоевропейских племен, в результате которого сформировалась нестабильная обстановка, переселенцы стали вступать в военные конфликты с местным населением. Это переселение привело к разрушению поселений, существовавших на территории Кикладских островов, Анатолии и материковой Греции. Криту вторжение пришлых племен не угрожало. Об этом, в частности, свидетельствует анализ критского искусства, в котором отсутствуют сцены военного характера. Происходит ослабление и временный упадок государств Эгейского региона. Этой ситуацией спешат воспользоваться минойцы. Они расширяют торговые связи, сложившиеся еще в предыдущий, раннеминойский период. Их корабли обеспечивали охрану торгового пути, который связывал Крит с Кипром и Сирией. О неуклонном увеличении товарооборота в первые века второго тысячелетия до н.э. свидетельствуют многочисленные и разнообразные археологические находки. К ним относятся товары, импортируемые на сам остров Крит с востока. В их число входят египетские ювелирные украшения и талисманы в виде священных скарабеев, вазы, изготовленные из камня, фаянсовые бусы, изделия из слоновой кости и другие подобные предметы. Минойская керамика экспортировалась на территории Египта, Сирии, Палестины, Анатолии, Кипра. Проанализировав все эти вещественные источники, можно сделать вывод о том, что основной целью создания Критом подобных торговых связей являлось стремление получить дефицитное ремесленное сырье, наиболее важным было приобретение металлов. Дальние морские экспедиции были весьма дорогостоящими и рискованными, и если они все-таки организовывались, то именно ради столь необходимого товара. И если такие металлы, как серебро и медь, вполне можно было добывать в районах Эгейского бассейна (одним их которых была Восточная Аттика с Лаврийскими рудниками), то золото и олово минойцы вынуждены были ввозить из Восточного, а позднее и Западного Средиземноморья.

Развитие государства на Крите в период с 2100 по 1700 г. находило свое внешнее выражение в строительстве больших дворцовых комплексов. Знаменитый Кносский дворец был расположен на севере острова, Фест - на юге, Маллия - к востоку от Кносса, Като Закро - на восточном побережье. Кносский дворец, вполне вероятно, во времена старых дворцов не обладал большим могуществом и влиянием. Привилегированное положение Кносса будет характерной чертой развития государственности на Крите уже в новодворцовом периоде.

От существования старых дворцов мало что осталось. Виной тому позднейшая застройка. Из-за нее археологам трудно отыскать следы стародворцового строительства.

Лучше всех ранних дворцов удалось сохраниться Маллии. Ее поселение находилось на территории общей площадью около 1 кв.км. Сам дворец располагался в центре этой области. Среднюю часть дворца занимал прямоугольный двор с алтарем для жертвоприношений. Наличие алтаря позволяет сделать предположение, что двор был местом отправления религиозного культа минойцев. Вокруг двора располагались неправильными группами великолепные залы и более мелкие покои, стены которых были покрыты темно-красной штукатуркой, а также хозяйственные и подсобные помещения. Соединение отдельных трактов коридорами, потолочные опоры, колонны и пилястры содержат множество элементов, сходных с отличительными чертами древневосточной культуры. Тем не менее, культура Древнего Крита была достаточно самобытной и развивалась по большей части самостоятельно.

Определенная часть раннедворцовых строений сохранилась в Фесте. К ним относятся большой западный двор старого дворца, а также часть примыкающих к нему внутренних помещений. Основные элементы строительства, применяемые в Малии, можно наблюдать и во дворце Феста. К таким элементам относится размещение всего комплекса дворцовых построек вокруг прямоугольного центрального двора, вытянутого по осевой линии в направлении с севера на юг. Такой план застройки продолжал использоваться и в дальнейшем дворцовом строительстве.

Уже в это время дворец был не обычной правительственной резиденцией, но и центром прибрежной меновой торговли в рамках натурального хозяйства, а также внешнего обмена. Все это свидетельствует о том, что правитель (царь) должен был располагать деспотической властью. Это власть выражалась во внеэкономическом принуждении, которому подвергались люди, обслуживающие дворцовое хозяйство, а также ремесленники, работавшие в поселениях. Их могли часто принуждать к выполнению строительных работ во дворце, наверняка им приходилось выполнять и другие виды работ и повинностей, способствовавших укреплению экономики дворцовых хозяйств. Основная же часть населения, проживавшая на территории, относившейся к владениям дворца, судя по обширным дворцовым складским помещениям, облагалась натуральными повинностями.

Во внутренних дворцовых кладовых оседали большие богатства, созданные трудом рядового общинника. Они могли использоваться для обеспечения финансирования торговых экспедиций в восточные страны. Приобретаемые товары, ремесленное сырье, металл поступали в эти же дворцовые кладовые, откуда затем частично поступали к профессиональным ремесленникам, трудившимися на хозяйство дворца. Они занимались своей работой либо на территории самого дворца, либо в непосредственной близости от него. Эти ремесленники являлись "людьми дворца", то есть относились к дворцовому персоналу и освобождались от тягот земледельческого труда, содержались за счет натуральных пайков из дворцовых запасов. Подобной привилегией обладали жрецы, писцы, корабельщики и некоторые другие социальные и административные группы.

Минойское поселение, образовавшееся в округе дворца, которое часто называют протогородом, в качестве основного элемента своей структуры имело большую площадь прямоугольной формы - агору. Агора была обнесена каменной оградой. К площади с разных сторон примыкали различные постройки, такие, как жилые дома, склады, а также сооружения культового характера. Что касается вопроса о назначении агоры, ее функциях, то можно предположить, что она служила местом для проведения народных собраний и религиозных церемоний.

Как уже было сказано, отношения старого дворца и его протогорода носили деспотический, эксплуататорский характер. Эти отношения могли закрепляться определенными религиозными ритуалами. На это указывает устройство старого дворца в Фесте. Его большой мощеный западный двор располагался на стыке с жилыми кварталами протогорода. Здесь, вероятно, и осуществлялись контакты между аристократией и рядовыми общинниками. Эти контакты имели вид религиозного представления, празднества. Религия в ту эпоху играла важную роль в жизни критского общества, она способствовала его консолидации.

Происходит процесс постепенного преобразования племенной знати в придворную. Об этом говорит изменение места погребения. Знать со временем перестает использовать для захоронений старые родовые склепы, начинают появляться богатые одиночные захоронения, встречаются подкурганные и отдельные купольные гробницы. С концентрацией земледельческой знати как правящего класса постепенно развивается централизованное управляемое дворцовое хозяйство, в котором различные функции в области государственной экономики принимает на себя придворная знать.

Еще во времена старых дворцов экономика Крита достигает высокого уровня развития. То же самое справедливо и в отношении социальной и политической сферы жизни минойцев. Дворцовая критская цивилизация стала нуждаться в создании письменности. В раннедворцовое время возникает иероглифическое письмо, известное по так называемому "иероглифическому комплексу" Кносса. Иероглифы использовались в культовых целях и для печатей. Возрастание сельскохозяйственной и ремесленной продукции и начинающийся товарообмен требовали ведения документации, для чего понадобилась примитивная письменность. Пиктографическое, иероглифическое письмо постепенно сменяется более совершенной слоговой системой письменности. Она появляется в конце раннедворцового времени как протолинейное или линейное письмо А, представляющее собой комбинацию идеограмм и слоговых знаков. Чтение слоговых знаков остается пока невозможным, можно только установить, что они относятся к эгейской языковой сфере. Сохранились надписи посвятительного характера, а также документы хозяйственной отчетности записи. На глиняные таблички наносились счета, а глиняными печатями пломбировались крышки сосудов. Глиняные таблички не подвергались обжигу, а только высушивались. Можно предположить, что минойцы использовали и другие материалы для ведения записей, например, папирус, пальмовые листья.

Благодаря централизации хозяйства происходило дальнейшее развитие орудий производства и технических навыков. Такие важнейшие новшества, как гончарный круг и техника бронзового литья, были значительно усовершенствованы минойцами. Высочайшего уровня совершенства достигает изготовление керамики. Типичной керамической продукцией дворцовых хозяйств периода старых дворцов были прекрасные вазы, которые специалисты относят к стилю Камарес. Подобные гончарные изделия получили такое название благодаря пещере Камарес, расположенной на южном склоне горы Иды, в которой и была найдена керамика данного типа. Она использовалась главным образом в дворцовом обиходе и для приношений богам. Какая-то часть этой великолепной полихромной керамики могла отсылаться в другие страны как ценные дары правителям чужеземных государств. Стенки сосудов, выполненных в стиле Камарес, были очень тонкими, словно яичная скорлупа. Их украшали многоцветной росписью по черному фону и рельефным орнаментом. Эти вазы поражают своим техническим совершенством, необычайно богатым колоритом окраски и изощренностью украшающих их росписей. На темный фон асфальтового цвета рисунок наносили сначала белой, а далее красной или коричневой краской различных оттенков. В итоге получалась сдержанная, но красивая гамма красок. Впервые в искусстве минойцев появляются типичные критские мотивы - переплетающиеся растительные орнаменты, спруты, дельфины и морские рыбы. Здесь появляется и такая отличительная черта минойского искусства, как динамизм.

Подобно гончарному производству, усовершенствования не обошли стороной и обработку металлов. Мастерские в Маллии, занимавшиеся бронзолитейным производством, изготовляли боевые и парадные мечи высотой с человеческий рост. Рукояти и навершия мечей украшались рельефным орнаментом. Зернь на золотых украшениях впервые появляется с критскими мотивами. Это позволяет предположить, что пайка металлов была изобретена именно на Крите.

Крит начинает создавать свои фактории в Эгейском регионе. Такие опорные пункты возникли на Эгине, Асине, Фере и Мелосе.

Уже в раннедворцовом периоде минойцы располагали мощным флотом, который был способен предотвращать нападения вражеских кораблей и охранял торговые суда. Эти низкобортные многовесельные суда известны по изображениям на кикладской керамике, а также по печатям и моделям кораблей из серебра и глины, найденным в погребениях Крита и Киклад. К концу эпохи старых дворцов суда начинают оснащать парусами, а неподвижный руль сменяется подвижным.

Как известно, у дворцов Крита отсутствовали укрепления. Это не только говорит о том, что минойцы не опасались вторжений воинственных чужеземцев, но и свидетельствует о мирных отношениях между самими дворцами. Представители аристократической элиты не боролись друг с другом за господство одного дворца над другим.

Около 1700 г. до н.э. дворцы Кносса, Феста, Маллии и Като Закро были разрушены в результате мощного землетрясения, которое сопровождалось большим пожаром. Однако это стихийное бедствие лишь на короткое время приостановило развитие минойской цивилизации. На месте разрушенных старых дворцов были построены еще более монументальные и великолепные новые дворцы.

В эпоху ранних дворцов доклассовые родовые отношения перестают играть господствующую роль в жизни критского общества. Образуются государственные структуры, создаются дворцы с развитым хозяйством, их можно воспринимать как предшественников ранних городов. Создание бюрократической системы для учета производимой продукции и оборота товаров осуществилось вместе с возникновением письменности. Освоение мореплавания, расширение торговых связей, централизация хозяйства создали предпосылки для расцвета минойской культуры, наиболее ярко проявившегося в керамике стиля Камарес.


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.