Методические указания по организации и проведению занятий по общевоинским уставам ВС РФ — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Методические указания по организации и проведению занятий по общевоинским уставам ВС РФ

2020-08-20 925
Методические указания по организации и проведению занятий по общевоинским уставам ВС РФ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Занятия по общевоинским уставам нельзя сводить только к читке и пересказу отдельных статей или заучиванию устава, они должны обеспечить формирование навыков у обучаемых правильно выполнять требования уставов на практике. С этой целью следует внедрить игровой метод и принцип проблемности в обучении, упражнения, тренировки, шире применять технические средства обучения.

Местом проведения занятия могут быть специализированный класс, казарма, караульный городок, комната для хранения оружия, строевой плац и другие элементы военного городка, где имеется возможность показать устройство, жизнь, быт и несение службы по уставу.

Руководитель занятия должен заранее проверить и убедиться, что на выбранном месте можно качественно отработать все учебные вопросы. При необходимости надо предварительно подготовить его. Эффективность занятия повышается, если стационарное оборудование места (объекта) дополнить соответствующими наглядными пособиями (схемами, рисунками, плакатами и т.д.) и техническими средствами обучения.

Нельзя проводить занятия на объектах, которые не дооборудованы или оборудованы с нарушениями требований уставов, приказов, наставлений. Это вызывает у обучаемых неверные, противоречивые толкования тех или иных положений уставов, чувство недоверия к преподавателю, который проводит занятие.

Изучение положений общевоинских уставов проводится, как правило, комплексным методом. При этом образцовый показа порядка выполнения требований общевоинских уставов должен гармонично сочетаться с практическим выполнением этих элементов всеми обучаемыми. Метод устного изложения должен применяться в виде развернутой беседы, когда имеют место коллективный поиск правильного понимания и обоснования отдельных статей уставов. Используя этот вид занятий, руководитель приучает обучаемых, действующих в роли определенного должностного лица или лица из состава суточного наряда, правильно и быстро реагировать на обстановку и принимать решения.

При изучении уставов основное внимание уделяется вопросам воспитания у обучаемых чувства верности Конституции Российской Федерации и Военной присяге. Каждое занятие должно направлять обучаемых на выполнение должностных обязанностей солдата.

На занятиях по изучению общевоинских уставов обучаемые должны практически усвоить свои обязанности в различных условиях службы, научиться осознанно выполнять приказы и распоряжения командиров (начальников), стойко переносить трудности военной службы.

При использовании на занятиях стрелкового оружия и оборудования помещений необходимо строго выполнять меры безопасности, указанные в инструкциях и наставлениях для них.

Учебная материально техническая база, на которой проводится занятие, должна в наибольшей степени обеспечивать поучительность занятия, способствовать качественной отработке учебных вопросов и достижению поставленных учебных целей.

Перед началом занятия все обучаемые находятся в классе на своих местах или могут быть построены на месте проведения занятия (в казарме, караульном городке, на плацу или в других местах несения службы). Дежурный по взводу занимает место в центре класса у доски, лицом в сторону личного состава. При входе руководителя в класс подает команду: «Взвод, СМИРНО» (по этой команде все встают и принимают положение «Смирно»), подходит к руководителю строевым шагом, за 2-3 шага от него останавливается и рапортует, например: «Товарищ капитан. 1-й взвод на занятие по общевоинским уставам прибыл. По списку 25, все люди налицо (или: отсутствуют 3 человека - два в наряде и один в госпитале). Дежурный по взводу курсант Петров».

Рапорт должен отдаваться четко, достаточно громко, без резкого повышения голоса.

Отдав рапорт, дежурный по взводу делает левой (правой) ногой шаг в сторону с одновременным поворотом направо (налево) и пропускает руководителя занятия вперед. Руководитель контролирует выполнение обучаемыми команды и принимает рапорт, находясь в положении «Смирно».

Если по характеру занятия обучаемые должны находиться в строю, то к началу занятия взвод выстраивается в две шеренги. Для встречи руководителя занятия дежурный по взводу подает команду: «Взвод, СМИРНО, равнение на - ПРАВО (на - ЛЕВО, на - СРЕДИНУ)», подходит к руководителю и рапортует, как указано выше.

Если при выполнении команды обучаемыми и в действиях отдающего рапорт допущены ошибки (нечеткость, небрежность, искажение формы рапорта и т.п.), руководитель обязан потребовать их исправления, для чего подает команду «ОСТАВИТЬ» и приказывает повторить выполнение команды или отдачу рапорта.

Приняв рапорт, руководитель занятия здоровается с обучаемыми: «Здравствуйте, товарищи», на что они отвечают, например: «Здравия желаем, товарищ капитан». После этого руководитель проверяет наличие обучаемых, осматривает их внешний вид, обращая внимание на опрятность одежды и чистоту обуви, проверяет наличие оружия, если это предусмотрено содержанием занятия. Одновременно он осматривает класс (место проведения занятия), обращая внимание на порядок, на положение плакатов, схем, наглядных пособий, чистоту классной доски, наличие мела и тряпки. При наличии недостатков во внешнем виде и нарушений порядка на учебном месте, руководитель требует их устранить немедленно или в установленное им время.

Далее руководитель переходит к проверке усвоения обучаемыми пройденного материала, для чего задает заранее подготовленные вопросы. Контрольный опрос военнослужащих должен охватывать: теоретический – не менее 3-4 человек, практический – 100% личного состава подразделения.

В обращении с обучаемыми руководитель обязан всегда соблюдать вежливость и выдержку и обращаться к ним на «Вы». Обращаясь к обучаемым, он называет их по должности и фамилии, или только по должности. Например: «Курсант Иванов», «Товарищ курсант».

После постановки вопроса руководитель вызывает для ответа одного обучаемого, который должен встать, принять строевую стойку и ответить «Я» или назвать свою должность и фамилию. На требование руководителя: «Отвечайте» («Докладывайте») или «Подойдите к доске» обучаемый отвечает: «Есть» и приступает к ответу или подходит к доске, схеме и четко отвечает на поставленный вопрос. При готовности к ответу на общий вопрос, поставленный руководителем всем присутствующим, а также при необходимости задать вопрос руководителю обучаемый должен, не вставая с места и не разговаривая, поднять руку и ждать вызова руководителя, а после вызова действовать, как указано выше.

При выходе для ответа к доске, схеме и т.д. действия обучаемых должны быть четкими (четкий шаг, повороты в движении и на месте, строевая стойка), а внешний вид - подтянут и опрятен. При ответе обучаемый не должен размахивать руками, а при необходимости пользоваться указкой или писать на доске, он делает это одной рукой, а другая - находится у бедра. Если обучаемому предоставлено время для подготовки к ответу, то по готовности он докладывает руководителю, например: «Товарищ капитан. Курсант Сидоров к отвечу готов». По окончании ответа во всех случаях докладывает руководителю, например: «Товарищ капитан. Курсант Сидоров ответ закончил» и, получив разрешение сесть или приказание на какое-либо действие, отвергает «Есть» и четко выполняет его. Каждый ответ необходимо оценить и при необходимости задать дополнительные вопросы.

После короткого подведения итогов усвоения ранее изученного материала руководитель объявляет обучаемым тему, занятие и цель предстоящего занятия, при этом особо отмечает, какие знания и навыки, приобретенные ранее, могут пригодиться при изучении вопросов предстоящего занятия. Он доводит до обучаемых требования мер безопасности применительно к данному занятию, указывает порядок безопасного выполнения элементов занятия и переходит к основной части занятия.

Объяснение нового материала должно быть лаконичным и убедительным. Любой вопрос, сложен он или прост, должен излагаться четким и выразительным языком, при этом не обязательно пользоваться опорным конспектом. Он необходим лишь для контроля за последовательностью и полнотой изложения учебного материала и расходом времени, предусмотренного на изучение данного вопроса. Обращение к обучаемым во время рассказа оживляет занятие, позволяет избежать сухости изложения материала, повышает их внимание к рассказу.

Для развития у обучаемых воинской смекалки и привития навыков сознательного усвоения уставов весьма важно проверить их знания не только путем постановки вопросов и требования ответов на них, но и путем создания обстановки (ситуации), по ходу которой обучаемые могли бы самостоятельно принимать решения, выполнять практические действия с подробным обоснованием их в последующем. Поэтому руководитель при подготовке к занятию должен подготовить вводные, которые он будет отрабатывать с обучаемыми.

Исправлять ошибки в действиях обучаемых можно только в словесной форме, терпеливо и без унижения их личного достоинства.

При проведении занятий, связанных с подачей команд, отдачей распоряжений, докладами о выполнении команд, руководитель требует, чтобы они выполнялись четко, громко, немногословно и в полном соответствии с уставами.

Теоретические положения общевоинских уставов отрабатываются с широким использованием учебных пособий (плакатов, схем, таблиц, макетов, кинофильмов), а практические приемы - с использованием оборудования помещений жилого и служебного фондов.

В ходе теоретических занятий, проводимых, как правило, методом беседы, руководитель, зачитав статью устава, разъясняет ее содержание и значение, для иллюстрации того или иного уставного положения подтверждает его поучительными примерами из исторического опыта, из практики боевой подготовки и повседневной жизни своего подразделения или других подразделений части.

В ходе практического занятия изучается порядок хранения и выдачи оружия и боеприпасов, содержания помещений, инвентаря и оборудования. При изучении обязанностей лиц суточного наряда основное внимание обращается на порядок выдачи и сдачи оружия и боеприпасов, порядок их хранения, практическое выполнение действий при приеме, сдаче поста, его охране и обороне, обращении с оружием; приводятся примеры безупречного выполнения служебного долга военнослужащими, героических поступков часовых и других лиц суточного наряда.

Практическое обучение действиям по выполнению распорядка дня, по соблюдению образцового повседневного порядка в подразделении, изучение обязанностей дневального (дежурного) по роте, часового и подготовку их к несению службы целесообразно проводить в казарменном расположении и в специально оборудованном караульном городке методом практического показа и тренировки обучаемых.

В начале практического занятия руководитель объясняет и показывает порядок и последовательность выполнения приема, а затем отрабатывает их с обучаемыми.

Отрабатывая практические действия, руководитель добивается четкого и правильного их выполнения от каждого обучаемого. Обнаружив ошибки в действиях личного состава, руководитель приостанавливает выполнение приема, указывает на недостатки, разъясняет, а если необходимо, то и показывает этот прием лично или при помощи обучаемого правильно выполняющего его и продолжает тренировку до тех пор, пока ошибки не будут устранены.

В зависимости от темы, метода обучения учебные вопросы могут отрабатываться последовательно или одновременно. В последнем случае взвод делится на группы, количество которых соответствует количеству учебных мест. Контроль недостатков и положительных моментов в ходе обучения руководитель занятия осуществляет через сержантов, которые являются руководителями на учебных местах.

После отработки каждого учебного вопроса руководитель занятия проводит частный разбор, затем объявляет обучаемым следующий учебный вопрос и его содержание, доводит основные требования по его выполнению и приступает к его отработке.

В конце основной части занятия проводится закрепление материала в целях повторения содержания основных учебных вопросов занятия. На основную часть одночасового занятия по общевоинским уставам следует отводить 35-40 минут.

В заключительной части руководитель занятия напоминает тему и цель занятия и как она достигнута. После этого делает разбор действий обучаемых по каждому учебному вопросу, указывает на допущенные ошибки и пути их устранения, дает задание на самоподготовку и отвечает на вопросы.

По сигналу об окончании занятия руководитель дает разрешение на объявление перерыва или конца занятий. Дежурный по взводу встает, со своего места, строевым шагом выходит на первую линию столов, поворачивается лицом к обучаемым и подает команду: «Взвод, СМИРНО», Руководитель прощается: «До свидания, товарищи», а обучаемые отвечают, например: «До свидания, товарищ капитан», затем руководитель командует «Вольно» и выходит из класса. Если руководитель задерживается в классе, то он командует: «Вольно», «Можно выходить».

Руководитель занятия обязан в течение всего занятия, поддерживать высокую воинскую дисциплину, немедленно и решительно пресекать небрежность в обращении и действиях, попытки пререканий и проявлений нетактичности.


 

УТВЕРЖДАЮ

Командир (начальник)

 

 

 

         

(воинское звание)

 

   

(фамилия)

«   »   20   г.

 

             

 

 

ПЛАН

 

ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

с

по

Общевоинским уставам

на
«   »   20   г.
         

 

Тема: Военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации и взаимоотношения между ними. Размещение военнослужащих.

 

Цели занятия:
 
 
 
 

 

 

Учебные вопросы:
1. Военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации.
2. Взаимоотношения между военнослужащими.
3. Размещение военнослужащих.

 

 

Время проведения:
  часа (ов)

 

 

Место проведения: Казарма.

 

Форма (метод) проведения: Классно-групповое (устное изложение, показ и обсуждение изучаемого материала).

 

Материальное обеспечение: Оборудование помещений казармы, стенды, плакаты и схемы.

 

Руководства и пособия: Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации. - М.: Воениздат, 2007. Методические указания по ведению ротного хозяйства и оборудованию казарменных помещений видов войск.

 


 

I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ       мин.

 

1. Определение готовности подразделения к занятию:
  мин.
 

- принимаю доклад от дежурного по подразделению о готовности к занятию;

- проверяю готовность и состояние учебной материально-технической базы, наличие и комплектность материального обеспечения;

- проверяю по журналу учета боевой подготовки наличие личного состава, осматриваю внешний вид обучаемых, указываю на недостатки и добиваюсь их устранения.

2. Напоминание материала предыдущего занятия:
  мин.
 

- напоминаю тему предыдущего занятия по общевоинским уставам ВС РФ;

- довожу, какие знания и навыки, полученные ранее, могут пригодиться при изучении вопросов предстоящего занятия.

3. Опрос обучаемых:
  мин.
  а). фамилия:  
 
1.     2.  
3.     4.  

 

  б). основные вопросы контроля:  
 
1.  
2.  
3.  
4.  

 

4. Доведение требований безопасности:
  мин.
 

- довожу порядок безопасного и безаварийного обращения с учебной материально-технической базой и оборудованием помещений казармы;

- устанавливаю порядок безопасного выполнения элементов предстоящего занятия.

 

 

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ       мин.

 

№ п.п. Учебные вопросы, задачи, нормативы Время Действия руководителя и его помощника Действия обучаемых
  Организация занятия
 
мин.

 

Объявляю тему, цели и учебные вопросы предстоящего занятия. Слушают и уясняют тему, цели и учебные вопросы предстоящего занятия.

1.

Военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации.

 
мин.

 

Объявляю учебный вопрос и порядок его изучения. Уясняют порядок отработки вопроса.
Довожу основные положения изучаемого вопроса: 1. Общие положения: - что такое военная служба; - кто относится к военнослужащим; - перечень воинских званий военнослужащих ВС РФ; - в каких случаях военнослужащий считается исполняющим обязанности военной службы; - в каких случаях военнослужащий не признается погибшим (умершим), получившим увечье (ранение, травму, контузию) или Слушают и уясняют теоретические положения изучаемого вопроса.
         

 

 

 

заболевание при исполнении обязанностей военной службы. 2. Общие обязанности военнослужащих: 3. Должностные и специальные обязанности военнослужащих.  
Отвечаю на вопросы, возникшие у обучаемых в ходе теоретической части занятия. При возникновении вопроса задают его.
Проверяю качество усвоения материала. Для этого двум-трем обучаемым задаю контрольные (проблемные) вопросы практической направленности с целью удостовериться в правильном понимании изложенного материала и их готовности применять полученные знания на практике. Отвечают на вопросы.

2.

Взаимоотношения между военнослужащими.

 
мин.

 

Объявляю учебный вопрос и порядок его изучения. Уясняют порядок отработки вопроса.
Довожу основные положения изучаемого вопроса: 1. Единоначалие. Командиры (начальники) и подчиненные. Старшие и младшие: - что такое единоначалие; - начальники и подчинённые; - прямой и непосредственный начальник; - старшие и младшие. 2. Приказ (приказание), порядок его отдачи и выполнения: - что такое приказ; - что такое приказание; - порядок выполнения приказа. 3. Воинское приветствие: - обязанности военнослужащего по выполнению воинского приветствия; - обязанности частей (подразделений) по выполнению воинского приветствия; - порядок приветствия начальников при нахождении вне строя; - случаи, когда команда для выполнения воинского приветствия воинским частям и подразделениям не подается. 4. О воинской вежливости и Слушают и уясняют теоретические положения изучаемого вопроса.
         

 

 

 

поведении военнослужащих:

- порядок обращения начальников и старших к подчиненным и младшим по вопросам службы;

- порядок обращения подчиненных и младших к начальникам и старшим по вопросам службы;

- порядок обращения к другому военнослужащему в присутствии командира (начальника) или старшего;

- порядок поведения в общественных местах и транспорте.

 
 
Отвечаю на вопросы, возникшие у обучаемых в ходе теоретической части занятия. При возникновении вопроса задают его.
Проверяю качество усвоения материала. Для этого двум-трем обучаемым задаю контрольные (проблемные) вопросы практической направленности с целью удостовериться в правильном понимании изложенного материала и их готовности применять полученные знания на практике. Отвечают на вопросы.

3.

Размещение военнослужащих.

 
мин.

 

Объявляю учебный вопрос и порядок его изучения. Уясняют порядок отработки вопроса.
Довожу основные положения изучаемого вопроса: 1. Общие положения: организация размещения военнослужащих проходящих военную службу по призыву; - помещения роты; - ограничения по проживанию на объектах части и хранению отдельных вещей, материалов и веществ; - спальное помещение, его оборудование и содержание; - порядок хранения всех видов обмундирования и вещевого имущества военнослужащих. 2. Содержание помещений и территории: - общие требования по оборудованию помещений роты; - обязанности очередного уборщика. 3. Проветривание помещений. 4. Освещение помещений. Слушают и уясняют теоретические положения изучаемого вопроса.
         

 

 

 

Для иллюстрации уставных положений подтверждаю их показом на примере размещения одного из подразделений части. Запоминают организацию размещения военнослужащих на практическом примере.
Отвечаю на вопросы, возникшие у обучаемых в ходе теоретической и практической части занятия. При возникновении вопроса задают его.
Проверяю качество усвоения материала. Для этого двум-трем обучаемым задаю контрольные (проблемные) вопросы практической направленности с целью удостовериться в правильном понимании изложенного материала и их готовности применять полученные знания на практике. Отвечают на вопросы.

 

III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ       мин.

 

1. Опрос по изложенному материалу:
  мин.
  Контрольные вопросы:  
 
1  
2  
3  
4  

 

2. Задание на самостоятельную подготовку:
  мин.
 
 
 
 

 

 

Руководитель занятия  
  (воинское звание, подпись)

 


 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.083 с.