Разъяснения по содержанию тематических направлений Конкурса — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Разъяснения по содержанию тематических направлений Конкурса

2020-08-20 218
Разъяснения по содержанию тематических направлений Конкурса 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тематическое направление участник Конкурса выбирает самостоятельно. При выборе тематического направления рекомендуется учитывать возраст участника, сферу его интересов, опыт участия в творческих конкурсах. Участник Конкурса может обратиться за помощью к членам семьи и учителю, осуществляющему его педагогическое сопровождение. При выборе тематического направления и планировании содержания сочинения рекомендуется тщательно проанализировать формулировку тематического направления, так как при достаточной степени обобщения в каждой из формулировок в то же время содержится указание на определенный ракурс раскрытия темы. Анализ работ участников Конкурса прошлых лет показывает, что зачастую содержание сочинения соответствует тематическому направлению лишь частично или соответствие ограничивается только формулировкой темы, формальным упоминанием (в начале или в конце), ассоциацией, искусственным включением в содержание тех или иных фактов.

Положением о Всероссийском конкурсе сочинений 2020 года утверждены следующие тематические направления:

1. «И 100, и 200 лет пройдет, никто войны забыть не сможет...» (К. Симонов): 2020 год — Год памяти и славы.

2. «Он гением блистал в бою любом» (Дж. Г. Байрон): 290-летие со дня рождения А.В. Суворова.

З. Самый холодный материк на Земле: 200-летие открытия Антарктиды экспедицией Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева.

4. Охраняя растения, охраняем жизнь: 2020 год — Международный год охраны здоровья растений.

5. «Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок» (Г.Х. Андерсен): от «зеленой» школы к «зеленой» планете.

6. «У математиков существует свой язык    это формулы»:

170-летие со дня рождения СВ. Ковалевской.

7. «Писательство не ремесло и не занятие. Писательство призвание» (К. Паустовский): юбилеи российских писателей. Е.А. Баратынский (220), А.А. Фет (200), А.Н. Апухтин (180), А.П. Чехов (160), ИА. Бунин (150), ХИ. Куприн (150), А.с. грин (140), А. Белый (140), А.А. Блок (140), С. Черный (140), Б.Л. Пастернак (130), СА. Есенин (125), ОФ. Берггольц (1 0), А. Т. Твардовский (1 10), Ф.А. Абрамов (100), А.Г. Адамов (100), Ю.М. Нагибин (100), Д.С. Самойлов (100), В.М. Песков (90), ГМ. Цыферов (90), и.А. Бродский (80).

8. «Книга — это духовное завещание одного поколения другому»

(А. Герцен): юбилеи литературных произведений. 200 лет со времени публикации поэмы «Руслан и Людмила» АС. Пушкина. (1 820), 190 лет со времени написания «Сказки о попе и о работнике его Балде» А.С. Пушкина. (1830), 190 лет со времени написания цикла «Маленькие трагедии» АС. Пушкина (1830), 180 лет со времени публикации романа «Герой нашего времени» и поэмы «Мцыри» М.Ю. Лермонтова (1840),

160 лет со времени публикации романа «Накануне» И.С. Тургенева (1860),

150 лет со времени выхода в свет трагедии «Царь Борис» АК. Толстого (1870), 150 лет со времени издания романа «История одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина (1870), 140 лет со времени издания романа «Господа Головлёвы» М.Е. Салтыкова-Щедрина (1880), 120 лет со времени издания рассказа «Антоновские яблоки» И.А. Бунина (1900), 110 лет со времени выхода сборника стихотворений «Вечерний альбом» М.И. Цветаевой (1910), 90 лет со времени публикации повести «Школа» А.П. Гайдара (1930), 90 лет со времени выхода отдельным изданием в Париже романа «Жизнь Арсеньева» И.А. Бунина (1930), 90 лет со времени издания в Берлине романа «Защита Лужина» ВВ. Набокова (1930), 90 лет со времени написания повести «Котлован» А.П. Платонова (1930), 90 лет со времени написания и публикации стихотворения «Вот какой рассеянный» СЛ. Маршака (1930), 80 лет со времени написания и публикации повести «Тимур и его команда» А.П. Гайдара (1940), 80 лет со времени первого полного издания романа в четырех книгах «Тихий Дон» М.А. Шолохова (1940), 60 лет со времени выхода в свет романа «Кащеева цепь» М.М. Пришвина (1960), 60 лет со времени публикации поэмы «За далью — даль» А. Т. Твардовского (1960), 60 лет со времени выхода в свет романа «Поднятая целина» М.А. Шолохова (1960), 50 лет со времени выхода из печати сборника стихотворений «Уроки музыки» БА. Ахмадулиной (1970), 50 лет со времени публикации повести «Сотников» В. Быкова (1970), 50 лет со времени публикации повести «Белый пароход» Ч. Айтматова (1970).

9, «Я рожден, и это все, что необходимо, чтобы быть счастливым!» (Альберт Эйнштейн): 2018-2027 годы — Десятилетие детства в России.

10. Человек, общество и освоение новых видов энергии: 100 лет плану ГОЭЛРО.

Тематическое направление «И 100, и 200 лет пройдет, никто войны забыть не сможет...» приурочено к Году памяти и славы (Указ Президента от 08 июля 2019 г. № 327), объявленному в целях сохранения исторической памяти и в честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне. Сохранение памяти о войне священный долг каждого российского гражданина. Данное тематическое направление представляет широкий диапазон возможностей для раскрытия, в основу сочинений могут быть положены семейные истории, воспоминания, рассказы о войне; памятные события времен Великой Отечественной войны; рассказы о городах воинской славы, памятниках, мемориалах, посвященных героям войны, улицах,

2

названных в честь героев; результаты работы поисковых отрядов и патриотических объединений; литературные произведения (прозаические и стихотворные), дневники, песни, кинофильмы о войне; размышления о войне, фашизме как абсолютном зле, важности сохранения исторической памяти потомками.

Тематическое направление «Он гением блистал в бою любом» приурочено к 290-летию со дня рождения А.В. Суворова. В рамках данного тематического направления сочинения могут быть посвящены как непосредственно русскому полководцу А.В. Суворову: его военной карьере, сражениям и победам, вкладе в военную науку, так и исторической эпохе, в которую жил А.В. Суворов, роли личности в истории, памятниках и мемориальных музеях, посвященных А.В. Суворову, литературных произведениях и кинофильмах о событиях эпохи А.В. Суворова.

Тематическое направление «Самый холодный материк на Земле» посвящено 200-летию открытия Антарктиды экспедицией Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева. Сегодня Антарктида и прилежащие острова — единственная территория на земном шаре, которая не принадлежит ни одному из существующих государств. Сочинения в рамках данного тематического направления могут быть посвящены историческому экскурсу в событие двухсотлетней давности, уникальности южного полярного материка, работе научных станций в Антарктиде, роли и места Антарктики в глобальных природных и социальных процессах, будущему материка.

Тематическое направление «Охраняя растения, охраняем жизнь» приурочено к Международному году охраны здоровья растений, провозглашенному Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций в декабре 2018 года. По оценкам Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН здоровье растений оказывается во все большей опасности. Изменение климата и деятельность человека меняют экосистемы, сокращают биоразнообразие и создают новые ниши, в которых плодятся вредители. Охрана здоровья растений способствует ликвидации голода, снижению уровня нищеты, охране окружающей среды и содействует экономическому развитию. Таким образом, в рамках данного тематического направления должны быть раскрыты проблемы экологии и безопасности окружающей среды, роли растений в поддержании жизни на нашей планете.

Тематическое направление «Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок» — еще одно направление, посвященное экологической проблематике. Если тематическое направление «Охраняя растения, охраняем жизнь» затрагивает узкую проблему экологии, рассматриваемую на международном уровне, то в рамках данного тематического направления мы предлагаем пойти от собственного опыта, от роли каждого человека в решении экологических проблем, от конкретных шагов, которые может сделать каждый, чтобы защитить жизнь на Земле. Для счастливой жизни человеку нужно совсем немного, и бездумное потребление ресурсов, загрязнение планеты, освоение и внедрение новых технологий без оглядки з

на вопросы этики и экологии, в конечном итоге, не принесут счастья никому, могут приблизить экологическую катастрофу.

Тематическое направление «У математиков существует свой язык — это формулы» приурочено к 170-летшо со дня рождения СВ. Ковалевской, однако данное тематическое направление может рассматриваться максимально широко и включать в себя экскурсы в историю, актуальное состояние и перспективы развития математической науки, рассмотрение локальных проблем, таких как изучение математических наук в школе, стимулирование интереса к этой области знаний у школьников и др.

Тематическое направление «Писательство — не ремесло и не занятие. Писательство — призвание» традиционно посвящено юбилеям российских писателей. В 2020 году мы отмечаем юбилеи таких российских писателей, как Е.А. Баратынский (220 лет со дня рождения), А.А. Фет (200 лет со дня рождения), А.Н. Апухтин (180 лет со дня рождения), А.П. Чехов (160 лет со дня рождения), И.А. Бунин (150 лет со дня рождения), А.И. Куприн (150 лет со дня рождения), АС. Грин (140 лет со дня рождения), А. Белый

(140 лет со дня рождения), А.А. Блок (140 лет со дня рождения), С. Черный (140 лет со дня рождения), Б.Л. Пастернак (130 лет со дня рождения), СА. Есенин (125 лет со дня рождения), ОФ. Берггольц (1 10 лет со дня рождения), А. Т. Твардовский (1 10 лет со дня рождения), Ф.А. Абрамов (100 лет со дня рождения), А.Г. Адамов (100 лет со дня рождения), ГОМ. Нагибин (100 лет со дня рождения), Д.С. Самойлов (100 лет со дня рождения), В.М. Песков (90 лет со дня рождения), Г.М. Цыферов (90 лет со дня рождения), И.А. Бродский (80 лет со дня рождения). Список может быть дополнен региональными писателями-юбилярами. В сочинениях в рамках данного тематического направления следует избегать пересказа биографий писателей и содержания их произведений, избыточного цитирования историко-литературных источников. Желательно, чтобы в сочинении нашел отражение смысл, заложенный в формулировке «Писательство — не ремесло и не занятие. Писательство — призвание», звучал ответ на вопрос, почему современный читатель обращается к произведениям этих писателей и поэтов, прочитывалось личное отношение автора работы к их творчеству.

Еще одно традиционное тематическое направление «Книга — это духовное завещание одного поколения другому» посвящено юбилеям литературных произведений: 200 лет со времени публикации поэмы «Руслан и Людмила», 190 лет со времени написания «Сказки о попе и о работнике его Балде» и цикла «Маленькие трагедии» А.С. Пушкина, 180 лет со времени публикации романа «Герой нашего времени» и поэмы «Мцыри» М.Ю. Лермонтова, 160 лет со времени публикации романа «Накануне» И.С. Тургенева, 150 лет со времени выхода в свет трагедии «Царь Борис» АК. Толстого, 150 лет со времени издания романа «История одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина, 140 лет со времени издания романа «Господа Головлёвы» М.Е. Салтыкова-Щедрина, 120 лет со времени издания рассказа «Антоновские яблоки» И.А. Бунина, 110 лет со времени выхода сборника стихотворений «Вечерний альбом» М.И. Цветаевой, 90 лет со времени публикации повести «Школа» АЛ. Гайдара, 90 лет со времени выхода отдельным изданием в Париже романа «Жизнь Арсеньева» И.А. Бунина, 90 лет со времени издания в Берлине романа «Защита Лужина» ВВ. Набокова, 90 лет со времени написания повести «Котлован» А.П. Платонова, 90 лет со времени написания и публикации стихотворения «Вот какой рассеянный» СЛ. Маршака, 80 лет со времени написания и публикации повести «Тимур и его команда» А.П. Гайдара, 80 лет со времени первого полного издания романа в четырех книгах «Тихий Дон» и 60 лет со времени выхода в свет романа «Поднятая целина» М.А. Шолохова, 60 лет со времени выхода в свет романа «Кащеева цепь» М.М. Пришвина, 60 лет со времени публикации поэмы «За далью — даль» АЛ. Твардовского, 50 лет со времени выхода из печати сборника стихотворений «Уроки музыки» Б.А. Ахмадулиной, 50 лет со времени публикации повести «Сотников» В. Быкова, 50 лет со времени публикации повести «Белый пароход» Ч. Айтматова. Формулировка «Книга это духовное завещание одного поколения другому» предполагает обращение к читательскому опыту участников Конкурса, понимание литературных произведений как духовного наследия поколений. Не следует пересказывать произведение, подменять сочинение о книге сочинением об авторе, рассуждать о значении книг в жизни человека вообще, злоупотреблять цитатами. В то же время приветствуется уместное, грамотное и корректное использование художественного текста, литературоведческого и литературно-критического материала, обращение к историколитературному контексту.

Тематическое направление «Я рожден, и это все, что необходимо, чтобы быть счастливым!» посвящено Десятилетию детства, объявленному в России на период с 2018 года по 2027 год (Указ Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 г. № 2401). В сочинениях в рамках этого тематического направления желательно сделать акцент на то, какое значение в современной России придается детям, детству, проблемам подрастающего поколения, как изменилось положение детей в социуме, как сами дети видят себя в настоящем и будущем, с какими проблемами сталкивается ребенок и какие победы может одерживать.

Тематическое направление «Человек, общество и освоение новых видов энергии» приурочено к столетнему юбилею плана ГОЭЛРО. Это государственный план электрификации Советской России после Октябрьской революции 1917 года, разработанный Государственной комиссией по электрификации России. Тематическое направление предполагает рассмотрение актуальных для современного мира проблем энергетики: бережного использования энергетических ресурсов, развитие возобновляемой («зеленой») энергии, взаимосвязи энергетики и экологии, использование мирного атома. Тематическое направление позволяет перекинуть мост из прошлого в будущее, пофантазировать, как будет развиваться энергетическая отрасль, какие источники получения энергии будут использовать наши потомки.

Тему конкурсной работы участник Конкурса формулирует самостоятельно в зависимости от выбранного тематического направления, содержания и жанра своей работы.

При оказании помощи в выборе формулировки темы сочинения учителю, осуществляющему педагогическое сопровождение участника Конкурса, необходимо учитывать соответствующие показатели оценки: уместность, самостоятельность, оригинальность, адекватность содержанию.

Нельзя использовать в качестве темы формулировку тематического направления (что достаточно часто встречалось в предыдущие годы), поскольку это размывает границы содержания сочинения, снижает оценку конкурсной работы по показателям, связанным с темой сочинения, а также ведет к ошибкам при публикации сочинения в сборнике работ победителей Конкурса.

Такие характеристики, как уместность, самостоятельность и оригинальность, следует рассматривать в единстве и в контексте самой работы, например, формулировки «Увидеть небо» или «Через тернии к звездам» сами по себе не оригинальны и не самостоятельны, но первая работа представляет собою оригинальное прочтение басни И.А. Крылова «Свинья под дубом», а вторая рассказ о том, как шли к своей цели основоположники отечественной космонавтики.

Примеры удачных формулировок тем сочинений победителей ВКС — 2019: «Последний шанс для одуванчика» (рассуждение в форме дневника о поколении современных подростков); «Ярче тысячи солнц» (рассуждение о приоритетах современного мира, о важности доброты, человечности, нравственности в современном обществе интеллекта); «Ближайший» (эссе о современности Н.В. Гоголя); «Волшебный ОМУТ» (рассказ о силе театрального искусства); «Всегда на посту» (очерк о Тульском кремле»); «Истинное богатство» (рассказ о ценности языков коренных народов России и важности их сохранения); «Окошки в детство» (эссе о детстве во всем его многообразии).


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.