Тема 4. Художественная культура эпохи Возрождения и Нового времени — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Тема 4. Художественная культура эпохи Возрождения и Нового времени

2020-08-20 223
Тема 4. Художественная культура эпохи Возрождения и Нового времени 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Происхождение и значение термина «Возрождение». Хронологические и региональные границы эпохи. Философские основы Ренессанса: гуманизм, антропоцентризм, рационализм. Формирование нового художественного мировоззрения: искусство как универсальный способ познания, античные формы как образец для подражания, религиозное содержание и светские формы в искусстве. Развитие теории искусств. Средневековые художественные традиции и культура Возрождения. Обновление художественного языка и технических приемов в изобразительном искусстве.

Морфология художественной культуры: живопись – ведущий вид художественного творчества. Художник и общество. Социальный и культурный статус художника. Формирование профессионального художественного сообщества. Становление профессионального сознания и самосознания ренессансного художника. Меценатство. Эстетические критерии художественного творчества.

Общая характеристика художественного стиля эпохи Возрождения: содержательные и формальные нормативы.

Значение эпохи Возрождения в развитии европейской культуры и ее оценка в трудах отечественных и зарубежных исследователей.

 

 

Возрождение в Италии: проторенессанс, Раннее Возрождение, Высокое Возрождение, Позднее Возрождение. Возрождение в странах Северной Европы («Северное Возрождение»).

Зарождение ренессансных традиций. Классики литературы (Данте, Петрарка, Боккаччо) и их роль в развитии мировой культуры. Основные художественные школы (Пиза, Флоренция, Сиена, Рим, Венеция) и их представители. «Готическая волна» в художественной культуре (середина и вторая пол. XIV в.).

Развитие теории искусства. Основные сюжеты и образы художественной культуры. Трактовка образа человека. Натурализм как главная тенденция художественного мышления. Искусство и наука. Формирование профессионального художественного сообщества. Флоренция как центр раннего Возрождения. Основоположники ренессансного стиля в художественной культуре раннего Возрождения. Основные направления художественного творчества.

Общественные идеалы и символы эпохи, и их воплощение в искусстве в конце XV – первой четверти XVI вв. Абсолютизация человеческой личности. Синтез искусств. Усиление персонализма в художественном творчестве. Аналитические и дифференционные процессы в художественной культуре этого времени. Художники высокого Возрождения.

Основные художественные достижения второй половины XVI в. Маньеризм. Расцвет итальянского театра: трагедия, комедия, религиозная драма, карнавал. Становление профессионального театра. Комедиа дель Арте. Угасание Ренессанса. Болонская Академия.

 

Северное Возрождение: происхождение и смысл термина. Хронологические границы эпохи. Общая характеристика социокультурной ситуации в странах Северной Европы (Германия, Нидерланды, Франция). Отличие Северного Возрождения от Возрождения в Италии. Готические традиции в искусстве Северного Возрождения.

Художественная культура Нидерландов XV-XVI веков; Германии XV-XVI веков; Франции («французский Ренессанс»). Возрождение в Англии. Литература и театр в Англии в эпоху В. Шекспира. Возрождение в Испании. Литература (Сервантес). Драматургия и театр (Лопе де Вега).

 

Формирование культуры Нового времени. Изменение политической и социокультурной ситуации в Европе. Новая картина мира. Расцвет философского и естественнонаучного знания.  Особенности художественного мировидения. Индивидуализация художественного творчества. Изменение понимания роли и места человеческой личности. Стремление искусства отражать мир в его изменчивости и движении.

Основные художественные направления и их эстетические принципы (барокко, классицизм). Национальные модификации художественных направлений в культуре европейских стран (Италия, Испания, Голландия, Фландрия, Франция). Крупнейшие национальные школ в европейском искусстве XVII века, их взаимодействие.

Теоретические проблемы взаимоотношения стилей и направлений в западноевропейском искусстве Нового времени. Неравномерность развития искусства в разных странах. Синтез искусств.

Академии Художеств и их роль в формировании национальных художественных школ.

 

Просвещение как общеевропейское идейное движение. Ориентация на естественнонаучное и рациональное мышление.  

    Просветительские идеи в искусстве. Искусство как средство нравственного совершенствования человека. Идеи просвещения и эстетика классицизма. Девиз эпохи: «живопись и поэзия – сестры». Театральное и музыкальное искусство в художественной культуре Нового времени.

    Стилевые особенности основных художественных направлений эпохи (классицизм, барокко, рококо, сентиментализм) и их проявление в различных видах искусства (архитектура, садово-парковое искусство, живопись, декоративно-прикладное искусство). Ведущие представители западноевропейской художественной культуры XVIII века (Италия, Испания, Франция, Англия).

Утрата художниками универсальной полноты охвата явлений мира. Неравномерность развития искусства в разных странах. Интенсивный обмен художественными идеями. Периодизация художественной культуры XVIII века.

 

Идеи и судьба Великой Французской революции и ее влияние на духовную жизнь европейского общества. Смена общественных настроений идеалов и символов эпохи.

  Доминирующее влияние критического мировоззрения на развитие художественной мысли. Падение авторитета традиций и канонов академического искусства. Индивидуализм художественного мировидения. Поиск новых истин и новых изобразительных форм. Общественное признание художника как свободного профессионала. Духовно-творческие объединения художников (кружки, группировки). Светские салоны. Расширение институциональных форм функционирования искусства. Коммерциализация художественной жизни. Роль книгоиздателей, книготорговцев, антрепренеров, меценатов, критиков, цензоров в развитии художественной культуры эпохи. Художественное образование. Демократизация потребления искусства. Рождение массовой культуры.  Литературно-художественная периодика. Общедоступные музеи и библиотеки, публичные концерты, выставки. Общеевропейские центры художественной жизни: Париж, Лондон, Рим, Вена, Петербург. Национальные и всемирные художественные выставки.

    Система искусств в художественной культуре XIX века. Литература и живопись – ведущие виды художественного творчества. Новые тенденции в развитии архитектуры, скульптуры, декоративно-прикладном искусстве. Бидермайер. Эклектика, исторические неостили. Эстетизация повседневности. Стиль модерн. Возрождение старых ремесел (мозаика, расписное стекло, инкрустация, майолика). Новые материалы в архитектуре, новые архитектурные формы и типы зданий (вокзалы, мосты, выставочные павильоны). Рождение новых видов искусства (фотография, кино, промышленный дизайн). Взаимовлияние и синтез искусств.

    Эстетические учения XIX века, их связь с общественным развитием и художественной практикой. Роль критики в художественной жизни эпохи. Художественные направления и их эстетические принципы (романтизм, реализм, импрессионизм, символизм). Особенности проявления различных художественных направлений в живописи, скульптуре, архитектуре. Художественные достижения эпохи. Национальные художественные школы в XIX веке.

    Художественные направления и их эстетические принципы (романтизм, реализм, импрессионизм, символизм). Особенности проявления различных художественных направлений в литературе, живописи, театральном и музыкальном искусстве. Художественные достижения эпохи.

 

    Искусство Франции в истории развития мировой художественной культуры в XIX в. Общественные настроения, духовная атмосфера. Движение художественной мысли: от романтизма к символизму.

    Романтизм. Темы, сюжеты, образы. Хронологические рамки развития романтизма и его историческое значение. Мировоззренческая и стилистическая неоднородность романтизма.

    Реализм как тенденция художественного мышления, метод художественного творчества, как художественное направление в культуре XIX века. Своеобразие художественно-эстетического идеала реализма. Формирование эстетики реализма. Художественная критика XIX века о реалистической живописи. Салонно-академическое искусство Франции.

    Импрессионизм как социокультурное и художественное явление. Импрессионизм в литературе и музыке. Импрессионизм в живописи: эстетические идеалы, сюжеты и образы. Индивидуализация мировидения. Повседневность и природа в творчестве художников.

    Философский романтизм в Германии. Особенности искусства романтизма в Германии. Формирование эстетики немецкого романтизма и ее влияние на изобразительное искусство. Бидермайер – стилевое направление в немецком и австрийском искусстве 1810-1840-х годов. Происхождение термина «бидермайер». Художественно-смысловые доминанты стиля бидермайер.

    Основные особенности развития английского искусства на рубеже XIX века. «Братство прерафаэлитов» и английское искусство середины XIX века.

Постимпрессионизм и символизм в западноевропейском изобразительном искусстве XIX – начала ХХ вв. Поиски синтетического сообщенного выражения действительности в их искусстве. Символизм как тенденция художественного мышления и явление в искусстве. Философские основы европейского символизма. Истоки, идеи и образы европейского символизма. Язык символов. Мастера символизма.

 

Раздел III.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.