ТЕМА 13. Советское государство и право в период становления и развития авторитарного режима (1930-е – начало 1950-х гг.). Конституция СССР 1936 г. — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

ТЕМА 13. Советское государство и право в период становления и развития авторитарного режима (1930-е – начало 1950-х гг.). Конституция СССР 1936 г.

2020-08-20 827
ТЕМА 13. Советское государство и право в период становления и развития авторитарного режима (1930-е – начало 1950-х гг.). Конституция СССР 1936 г. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Изменения в общественном строе и политическая система СССР в 1930 -е гг.

Қ концу 1920-х годов в стране сформировалась тоталитарная система власти. Единственной действующей партией была правящая партия РКП(6) - ВКП(б), чьи действия после разгрома оппозиции становились абсолютно бесконтрольными. Партийная власть срасталась с властью государственной, руководители партии занимали одновременно все руководящие посты в госаппарате. Партия милитаризовалась, превратившись в своеобразный «орден меченосцев". Установилась единоличная диктатура И. В. Сталина.

Период 1930-х годов в нашей стране характеризуется началом развернутого строительства социализма в том его понимании, которое давалось программными документами Қоммунистической партии.

Индустриализация

Крах надежд на мировую революцию привел к утверждению идеи о необходимости форсированного строительства социализма в одной отдельно взятой стране. СССР должен был завоевать «экономическую самостоятельность» и превратиться из страны, ввозящей машины и оборудование, в страну, «производящую машины и оборудование». Такое направление развития определил XIV съезд ВКП(б) в 1925 г. В конце 1920-х годов началась индустриализация - создание крупного машинного производства во всех отраслях хозяйства, особенно в промышленности. Социалистическая промышленность создавалась по преимуществу за счет строительства новых заводов и фабрик. Индустриализация проходила в тяжелейших условиях. Внутренние ресурсы государства были невелики. На зарубежную помощь рассчитывать тоже не приходилось. Советскому государству пришлось мобилизовать все внутренние ресурсы, чтобы получить валюту, необходимую для покупки зарубежной техники. Индустриализация осуществлялась ускоренными темпами, скачкообразно, при наличии огромных диспропорций в экономике (преимущественно развивались отрасли, производящие средства производства, а производство предметов потребления отставало), при карточной системе распределения продуктов, которая была введена впервые в России в невоенное время. При этом сохранялись крайне тяжелые условия труда (ручной труд, отсутствие техники безопасности, низкая оплата труда, тяжелые жилищные условия, нехватка всего и вся). Обобществление средств производства предполагало централизованное плановое управление хозяйством. Если при нэпе хозяйство строилось на основе хозрасчета, самоокупаемости, рентабельности, то теперь главной целью производства стало обеспечение не экономической эффективности работы, а выпуска той или иной продукции любой ценой. Убытки покрывались за счет государственного бюджета. Уже в конце 1920-х годов были уничтожены элементы рыночной экономики, система управления экономикой централизована, а главными инструментами управления стали планирование и распределение. Чистки государственного и хозяйственного аппарата привели к ликвидации старых рыночных кадров, на смену которым пришел административно-командный аппарат управления. Запрету подверглись частные кредитные организации. Госбанк превратился в единственного распределителя государственных кредитов. В 1932 г. частным лицам было запрещено открывать магазины и лавки.

      Монопольным собственником всего государственного имущества было государство. Поэтому и распоряжаться имуществом предприятия его коллектив не мог. Как и во время Гражданской войны, предприятие снабжалось материалами, топливом, энергией и сдавало в соответствии с планом произведенную продукцию заказчикам.    Обобществление средств производства позволило мобилизовать усилия общества на проведение грандиозных хозяйственных мероприятий. Оно помогло также выделить ресурсы на создание современной армии, необходимой в условиях надвигавшейся войны. Но создание централизованной, плановой системы влекло за собой ограничение инициативы, снижение заинтересованности в результатах труда. Следствием этого явились бесхозяйственность и иждивенчество.

Қоллективизация

Социализация (обобществление) крестьянского хозяйства была составной частью ленинского плана построения социализма. В 1920-х годах, в условиях нэпа, сельское хозяйство достигло довоенного уровня. Однако для удовлетворения быстро растущих потребностей промышленности и населения требовалось интенсифицировать сельско-хозяйственное производство. Кроме того, индивидуальное крестьянское хозяйство, являясь мелкотоварным производством, по словам В. И. Ленина, «ежечасно, ежеминутно порождающим капитализм», не устраивало большевистское руководство и по политическим причинам.              Главным действующим лицом деревни оставался крестьянин-середняк. Кроме того, существовала определенная группа государственных предприятий - совхозы. Однако их было немного. Середина 1920-х годов прошла под лозунгом «лицом к деревне», что на деле означало экономическую поддержку зажиточных крестьян. Усилилось социальное расслоение деревни. В 1927 г. 3% хозяйств, относимых к категории кулацких, имели 14-20% всех средств производства и примерно треть всех сельхозмашин на селе. Расширились сдача земли кулакам в аренду, теневой наем батраков, ссуды семян и инвентаря за отработки.                       Проведенная в 1924 г. либерализация избирательного права позволила зажиточным крестьянам получить определенный доступ к власти. В ходе выборов в местные Советы в 1925 г. доля безлошадных крестьян среди депутатов упала до 4%. Обретение кулаками реальной политической власти на селе создавало опасное положение и в партии - недовольство сельских парторганизаций подкреплялось усилением левой оппозиции в центре.

В 1927 г. был взят курс на преобразование сельского хозяйства на социалистических началах. После XV съезда ВҚП(б) была образована Комиссия Политбюро ЦҚ ВҚП(б) по вопросам коллективизации под руководством А. Я. Яковлева, которая должна была рекомендовать модель колхоза. 7 декабря 1929 г. постановлением ЦИК СССР был образован Наркомат земледелия СССР. Наркомом был назначен А. Я. Яковлев. В ведение Наркомзема перешла и Академия сельско-хозяйственных наук с сетью институтов.

Поначалу образование колхозов шло успешно, крестьяне воспринимали колхоз как артель (разновидность производственной кооперации), не разрушающую крестьянский двор основную ячейку всего уклада русской деревни. Коллективизация виделась как возрождение и усиление общины. Вскоре, однако, оказалось, что обобществлению подлежат не только земля, рабочий скот и инвентарь, что основная структура крестьянского двора рушится.                                                           Кроме того, руководство партии и государства, в первую очередь И. В. Сталин, пошли по пути форсирования темпов коллективизации. Искусственное ускорение процесса повлекло за собой массовые нарушения принципа добровольности. Одновременно началась кампания по «раскулачиванию», принудительное изъятие имущества у лиц, которых отнесли к классовым противникам нового строя. Не имея возможности сопротивляться активно, основная масса крестьян ответила пассивным сопротивлением: уходом из села, сокращением пахоты, убоем скота. В ряде мест были и вооруженные восстания (с января до середины марта 1930 г. на территории СССР без Украины было зарегистрировано 1678 восстаний), росло число убийств в конфликтах между сторонниками и противниками колхозов.

1930 г. вошел в историю как год повсеместной ликвидации. кулачества как класса. Сотни тысяч лучших крестьян, самого трудолюбивого слоя в крестьянстве, лишились имущества и были выселены из своих деревень (в особые спецпоселения, лагеря, к местам социалистических строек).            

В марте-апреле 1930 г. ЦК ВКП(б) принял ряд важных решений, чтобы выправить дело, но инерция запущенной машины была очень велика, а созданный в селе конфликт разгорался. Начатое зимой «раскулачивание» было продолжено. Лишь весной 1932 г. местным властям было запрещено обобществлять скот и даже было предписано помочь колхозникам в обзаведении скотом. К осени 1932 г. в колхозах состояло 62,4 % крестьянских хозяйств, и было объявлено, что сплошная коллективизация в основном завершена. В 1937 г. в колхозах было уже 93 % дворов. Единоличные владения крестьян в ходе коллективизации были обобществлены, зажиточные крестьяне и все, кто сопротивлялся вступлению в колхоз, были репрессированы, а их имущество передано в неделимые фонды колхозов.  

Принудительное образование колхозов привело к тому, что они с самого начала оказались экономически ослабленными. Как следствие в 1931 - 1932 гг. резко сократились сборы зерна (до 68,4 мл т в 1933 г. против 83,5 в 1930 г.), поголовье коров и лошадей сократилось в два раза, овец - в три. Итогом стал страшный голод 1932 - 1933 гг., повлекший огромные жертвы. Количество жертв по-разному оценивается исследователями, поскольку большевистское руководство всячески замалчивало данные факты. Однако счет идет на сотни и даже миллионы человеческих жизней. По некоторым оценкам, до 7 млн человек.                        

Косвенным признанием властью наличия голода в стране стал состоявшийся в марте 1933 г. судебный процесс над рядом работников Наркомзема СССР, обвиненных в возникновении голода. Положение выправилось лишь в 1935 г. Начали расти сборы зерна, поголовье скота, оплата труда колхозников. С 1 января 1935 г. в городах были отменены карточки на хлеб.                                                                    

Коллективизация сопровождалась раскулачиванием («ликвидация кулачества как класса"), что представляло собой огромную по масштабам внесудебную репрессию против крестьянина-единоличника как социальной группы. Ликвидация кулаков сопровождалась их выселением и даже лишением свободы. По официальным данным, в 1930--1932 гг. на спецпоселения прибыло 366,5 тыс. семей или 1,68 млн человек.                       

Списки подлежащих раскулачиванию по группам составлялись местными властями, принимались сельскими сходами и утверждались районными властями, так называемыми «тройками». Репрессиям подверглись не только подлинные кулаки, но и середняки, а порой и бедняки.   Создание новой промышленности и сельского хозяйства не могло обойтись без подготовленных кадров. В дореволюционной России, где даже элементарно грамотных было всего двадцать процентов, интеллигенция составляла тонкий слой общества. С одной стороны, государство стремилось использовать кадры старой интеллигенции, но в то же время проявляло недоверие к ней и применяло всякого рода ограничения, а то и необоснованные репрессии, С другой стороны, делались серьезные шаги по созданию новой советской интеллигенции, для подготовки квалифицированных рабочих кадров. В 30-х годах громадные средства были брошены на развитие сети вузов, техникумов, профессионально-технических учебных заведений.                                                                                              

В начале 1930-х годов развернулась борьба со всякого рода социально-чуждыми элементами (остатками эксплуататорских классов) и стали проводиться «зачистки» в городах. Нэпманы, бывшие дворяне и фабриканты, старая интеллигенция, в большинстве своем так и не примирившаяся с новой властью, подверглись репрессиям. Репрессировались также лица, служившие в белых армиях, офицеры царской армии, в том числе и те, кто в Гражданскую войну служил у большевиков. Часть их была выселена в отдаленные местности под административный надзор, часть (по решениям «троек») отправлена в лагеря. ОГПУ определял для местных органов «лимиты» на «изъятие социально вредного элемента». Был проведен и ряд открытых «показательных» процессов («шахтинское» дело, «академическое» дело, дело экономистов - создателей Крестьянской трудовой партии, дела троцкистов, зиновьевцев и др.), призванных убедить народные массы в справедливости репрессий.                                                                           

Итогом всех свершений стали кардинальные изменения социально-экономического облика советского общества. Конституция СССР 1936 г. зафиксировала окончательную ликвидацию в стране эксплуататорских классов и победу социалистической системы хозяйства, основанной на социалистической собственности на орудия и средства производства.

2. Развитие советского права в 1930-е гг.

      Особенностью развития права в 1930-е гг. было то, что право оказалось инструментом и продуктом сплочения советского общества в тоталитарное.

Именно в эти годы была проведена ревизия марксизма, и постулат о том, что при социализме право отомрет, подвергся уточнению и переработке: советское право было определено как особый исторический тип, который не только не отмирал, но и должен был укрепляться. Конституция 1936 г. определила источник права — закон, принимать который мог только Верховный Совет. Все остальные акты были подзаконными. Однако сам закон был представлен как орудие государства, т. е. государство как бы не было связано правом — оно было самодержавным. При такой трактовке любая жестокость и произвол государства выглядели правовыми.

С 1930-х гг. все больше постановлений правительства стало приниматься совместно с ЦК ВКП(б). Партийные решения приобретали характер нормативных актов. Доктрина «социалистической законности» исходила из нормативистского представления о праве. Победа нормативизма, однако, не означала установления верховенства закона: сохранялись принципы целесообразности, аналогии объективного вменения.

Советское право носило императивный характер, требовало толкования закона в строгом соответствии с намерениями его авторов, а не свободного или буквального толкования (как в западном праве).

Сужение гражданских прав в сферах трудового, колхозного и уголовного права было особенно очевидно.

Ограничения колхозного права: перестали выдавать паспорта; изменена система сельхозналога в 1939 г.; запрещен выход из колхоза («О запрещении исключения колхозников колхозов», 1939).

Ограничения трудового права: в 1940 г. вместо 6–7-часового рабочего дня введен 8-часовой; вместо пятидневки — шестидневная неделя; запрещен самовольный уход работников с предприятий.

Ограничения семейного права: лишение родительских прав и передача детей на усыновление в другие семьи (1936); постановление «О воспрещении абортов» (1936).

Ограничения уголовного права: постановлением ЦИК и СНК СССР устанавливается уголовная ответственность за тяжкие преступления (убийство, изнасилование, нанесение увечья, кража) для несовершеннолетних с 12-летнего возраста (1935); за все прочие преступления ответственность устанавливалась с 14-летнего возраста (май 1941 г.).

6. Разработка и принятие Конституции СССР 1936 г.

Государственное строительство и развитие права в эти годы в значительной степени определялись Конституцией СССР 1936 г. В стране произошли серьезные изменения, о которых шла речь в начале данной главы. В связи с этим Пленум ЦК ВКП(б) принял решение внести от имени ЦК ВКП(б) на VII съезде Советов СССР предложение об изменении Конституции Союза ССР в направлении: а) дальнейшей демократизации избирательной системы в смысле замены не вполне равных выборов равными, многостепенных - прямыми, открытого голосования закрытым; б) уточнения социально-экономической основы Конституции в смысле приведения Конституции в соответствие со сложившимся соотношением классовых сил в СССР (создание новой, социалистической индустрии, разгром кулачества, победа колхозного строя, утверждение социалистической собственности как основы советского общества и т.п.). VII съезд Советов Союза ССР, проходивший с 29 января по 6 февраля 1935 г., принял постановление, полностью одобрившее предложение ЦК ВКП(б), и поручил ЦИК избрать Конституционную комиссию, а ближайшие выборы в органы Советской власти провести на основе новой избирательной системы. В соответствии с решением съезда ЦИК СССР создал Конституционную комиссию под председательством И.В. Сталина. Были созданы также 12 подкомиссий: по общим вопросам, экономическая, финансовая, правовая, по избирательной системе, судебных органов, центральных и местных органов власти, народного образования, труда, обороны, внешних дел и редакционная, состоявшая из председателей подкомиссий.

На чрезвычайных районных, областных, краевых и республиканских съездах Советов, проходивших со второй половины октября и до 23 ноября 1936 г. по всей стране, были подведены итоги обсуждения. Съезды Советов, обсудив проект Конституции с учетом пожеланий и поправок трудящихся, одобрили его. В обсуждении участвовало более 50 млн. человек, или около 55% взрослого населения СССР. В ходе обсуждения в Конституционную комиссию поступило 154 тыс. предложений, поправок, дополнений и замечаний к отдельным статьям и главам проекта. Трудящиеся СССР одобрили проект Конституции.

25 ноября 1936 г. в Москве начал свою работу Чрезвычайный VIII съезд Советов Союза ССР. На съезде развернулось обсуждение проекта Конституции. В прениях по докладу И.В. Сталина выступили 56 делегатов. Для выработки окончательного текста Конституции с учетом внесенных поправок и дополнений съезд избрал Редакционную комиссию в количестве 220 человек. Комиссия внесла ряд изменений в первоначальный текст проекта. Всего было принято 47 поправок и дополнений к проекту, которые касались более 30 статей. Были приняты важные дополнения, касающиеся Совета Национальностей Верховного Совета СССР. Устанавливались прямые выборы в Совет Национальностей, уравнивалось число депутатов Совета Союза и Совета Национальностей.

Эти дополнения способствовали дальнейшей демократизации формирования высшего представительного органа страны, еще больше подчеркивали равноправие обеих палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Идя навстречу предложениям трудящихся, ст. 8 проекта была дополнена положением о том, что земля закреплялась за колхозами не только в бессрочное, но и в бесплатное пользование. Статья 10 была дополнена положением о праве наследования личной собственности граждан. В ст. 35 была внесена поправка о том, что депутаты Совета Национальностей избираются не только по союзным, автономным республикам, автономным областям, но и по национальным округам. Это позволило полнее учесть специфические интересы многочисленных народностей " Советского Союза. Было внесено и принято дополнение к ст. 65 о том, что СНК СССР ответствен не только перед Верховным Советом СССР, но в период между сессиями Верховного Совета - перед Президиумом Верховного Совета СССР. Это дополнение расширяло компетенцию Президиума Верховного Совета и более точно определяло его место в системе органов советского государства. В ст. 48 была внесена существенная поправка, по которой увеличивалось число заместителей председателя Президиума Верховного Совета СССР с 4 до 11 - в соответствии с количеством союзных республик. Тем самым еще раз подчеркивалась суверенность и равноправие республик. Важное значение имело дополнение к ст. 40 о публикации законов Верховного Совета на языках союзных республик, что подчеркивало принцип равноправия народов СССР.

5 декабря 1936 г. Чрезвычайный VIII съезд Советов СССР постатейным голосованием, а затем в целом единогласно утвердил проект Конституции СССР. День принятия Конституции - 5 декабря - был объявлен всенародным праздником. Съезд также принял решение провести ближайшие выборы советских органов по новой избирательной системе.

 

7. Государственное устройство СССР, союзных и автономных республик, местные органы государственной власти по Конституции СССР 1936 г.

В главах III — VIII Конституции СССР получила юридическое закрепление система органов власти и управления. Высшим органом государственной власти СССР являлся Верховный Совет СССР. Он избирался на 4 года и состоял из двух равноправных палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Законы принимались простым большинством в обеих палатах. Совет Союза избирался по норме — 1 депутат на 300 тыс. населения. Совет Национальностей формировался по следующей норме: от каждой союзной республики избиралось по 25 депутатов, от автономной республики — по 11, от автономной области — по 5, от национального округа — по 1 депутату. В Конституции указывалось, что сессии Верховного Совета СССР созывались Президиумом Верховного Совета СССР два раза в год. Таким образом высшим органом власти в СССР в период между сессиями Верховного Совета являлся Президиум Верховного Совета, который избирался на совместном заседании Совета Союза и Совета Национальностей в составе председателя Президиума, 11 его заместителей, секретаря Президиума и 24 членов Президиума Верховного Совета СССР.

Согласно статьи 49 Конституции Президиум получил право: 1) созывать сессии Верховного Совета СССР; 2) осуществлять толкование законов СССР; 3) издавать указы; 4) проводить референдумы по своей инициативе или по требованию одной из союзных республик; 5) отменять постановления СНК СССР и СНК союзных республик в случае их несоответствия закону; 6) в период между сессиями Верховного Совета СССР освобождать от должности и назначать народных комиссаров СССР с последующим их утверждением Верховным Советом СССР; 7) награждать орденами и присваивать почетные звания СССР; 8) осуществлять помилования; 9) назначать и сменять высшее командование Вооруженных Сил СССР; 10) в период между сессиями Верховного Совета СССР объявлять состояние войны; 11) объявлять общую и частичную мобилизацию; 12) ратифицировать международные договоры; 13) назначать и отзывать полномочных представителей СССР в иностранных государствах.

В статье 64 Конституции указывалось, что высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти являлся Совет Народных Комиссаров СССР. А в статьях 68 и 77 уточнялось, что Совнарком объединял и направлял работу 8 общесоюзных наркоматов (обороны, иностранных дел, внешней торговли, путей сообщения, связи, водного транспорта, тяжелой и оборонной промышленности) и 10 союзно-республиканских наркоматов (пищевой, легкой, лесной промышленности, земледелия, зерновых и животноводческих совхозов, финансов, внутренних дел, внутренней торговли, юстиции и здравоохранения).

Система высших органов власти и управления союзных и автономных республик формировалась и функционировала по аналогии с высшими органами власти и управления СССР (главы VI — VII).

Высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти союзной республики является Совет Министров союзной республики. Совет Министров союзной республики ответственен перед Верховным Советом союзной республики и ему подотчетен, а в период между сессиями Верховного Совета Союзной республики — перед Президиумом Верховного Совета союзной республики, которому подотчетен.

Высшим органом государственной власти автономной республики является Верховный Совет АССР. Верховный Совет автономной республики избирается гражданами республики сроком на четыре года по нормам представительства, устанавливаемым Конституцией автономной республики. Верховный Совет автономной республики является единственным законодательным органом АССР. Каждая автономная республика имеет свою Конституцию, учитывающую особенности автономной республики и построенную в полном соответствии с Конституцией союзной республики. Верховный Совет автономной республики избирает Президиум Верховного Совета автономной республики и образует Совет Министров автономной республики, согласно своей Конституции.

Глава VIII посвящена порядку формирования и компетенции местных органов государственной власти. В краях, областях, автономных областях, округах, районах, городах, селах (станицах, деревнях, хуторах, кишлаках, аулах) являлись Советы депутатов трудящихся. Исполнительные комитеты местных Советов избирались на сессиях соответствующих Советов и были подотчетны избравшим их Советам, а также исполкому вышестоящего Совета.

8. Права, свободы и обязанности граждан и избирательная система по Конституции СССР 1936 г

Граждане СССР имеют право на труд, то есть право на получение гарантированной работы с оплатой их труда в соответствии с его количеством и качеством.

Граждане СССР имеют право на отдых. Право на отдых обеспечивается установлением для рабочих и служащих восьмичасового рабочего дня и сокращением рабочего дня до семи и шести часов для ряда профессий с тяжелыми условиями работы и до четырех часов — в цехах с особо тяжелыми условиями работы; установлением ежегодных отпусков рабочим и служащим с сохранением заработной платы.

Граждане СССР имеют право на материальное обеспечение в старости, а также в случае болезни и потери трудоспособности.

 Граждане СССР имеют право на образование. Это право обеспечивается всеобщеобязательным восьмилетним образованием, широким развитием среднего общего образования, профессионально-технического образования, среднего специального и высшего.

Женщине в СССР предоставляются равные права с мужчиной во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни.

Равноправие граждан СССР.

В соответствии с интересами трудящихся и в целях укрепления социалистического строя гражданам СССР гарантируется законом: свобода слова; свобода печати; свобода собраний и митингов; свобода уличных шествий и демонстраций.

Гражданам СССР обеспечивается неприкосновенность личности. Неприкосновенность жилища граждан и тайна переписки охраняются законом.

Каждый гражданин СССР обязан соблюдать Конституцию Союза Советских Социалистических Республик, исполнять законы, блюсти дисциплину труда, честно относиться к общественному долгу, уважать правила социалистического общежития.

Каждый гражданин СССР обязан беречь и укреплять общественную, социалистическую собственность, как священную и неприкосновенную основу советского строя, как источник богатства и могущества Родины, как источник зажиточной и культурной жизни всех трудящихся.

Всеобщая воинская обязанность является законом. Воинская служба в рядах Вооруженных Сил СССР представляет почетную обязанность граждан СССР. Защита Отечества есть священный долг каждого гражданина СССР.

Выборы депутатов во все Советы депутатов трудящихся производятся избирателями на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Выборы депутатов являются всеобщими.

Депутатом Верховного Совета СССР может быть избран каждый гражданин СССР, достигший 23 лет, независимо от расовой и национальной принадлежности, пола, вероисповедания, образовательного ценза, оседлости, социального происхождения, имущественного положения и прошлой деятельности.

Выборы депутатов являются равными.

Женщины пользуются правом избирать и быть избранными наравне с мужчинами.

Граждане, состоящие в рядах Вооруженных Сил СССР, пользуются правом избирать и быть избранными наравне со всеми гражданами.

 Выборы депутатов являются прямыми.

Голосование при выборах депутатов является тайным.

Кандидаты при выборах выставляются по избирательным округам.

Каждый депутат обязан отчитываться перед избирателями в своей работе и в работе Совета депутатов трудящихся и может быть в любое время отозван по решению большинства избирателей в установленном законом порядке.

 

9. Национально-государственное строительство в 1930-х – 1940-х гг.

Процесс национально-государственного строительства заставил пересмотреть статус ЗСФСР: она перестала существовать, и в 1936 г. образовались Грузинская ССР, Армянская ССР, Азербайджанская ССР.

Автономные республики Киргизия (с 1926 г.) и Казахстан (с 1920 г.), входившие в состав РСФСР, в том же году получили статус союзных.

В 1939–1940 гг., согласно секретному дополнению к пакту Молотова — Риббентропа, были присоединены значительные территории на западной границе. Во время вторжения Гитлера на территорию Польши советские войска перешли границу и начали захват польских территорий с востока, получив назад земли, потерянные в первые годы советской власти. Операции строились по единому плану: вначале советские войска оккупировали территории, затем проводили плебисциты и «народные собрания» и выносили решения о присоединении к СССР.

В октябре 1939 г. в состав СССР вошли Западная Украина (как часть Украинской ССР) и Западная Белоруссия (как часть Белорусской ССР). В марте 1940 г., после войны с Финляндией и часть ранее принадлежавшей ей территории была присоединена к Карельской автономной республике, преобразованной в Карело-Финскую ССР (в 1956 г. ей был возвращен статус автономной республики).

В августе 1940 г. было принято решение о включении Северной Буковины и нескольких уездов Бессарабии, ранее входивших в состав Румынии, в состав Украинской ССР. Часть Бессарабии была преобразована в Молдавскую ССР.

В августе 1940 г. в состав СССР вошли Латвия, Эстония, Литва.

В октябре 1944 г. в состав СССР на правах автономной области вошла Тува.

К концу войны Украина и Белоруссия получили право на непосредственные сношения с иностранными государствами и на создание собственных (национальных) военных формирований (февраль 1944 г.).

После войны Украина и Белоруссия получили членство в ООН.

Присоединение новых республик или частей республик сопровождалось массовыми высылками населения, арестами, расстрелами. Накануне войны такие репрессии затронули проживавшие на территории страны «нерусские» народности, которые могли перейти на сторону врага — поляков, финнов, немцев, латышей, эстонцев, литовцев.

Во время войны были выселены в Сибирь и Среднюю Азию крымские татары, чеченцы, ингуши, калмыки, карачаевцы, балкарцы, греки, турки, курды.

 

10. Перестройка государственного аппарата и изменения в праве в годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945 гг.)

В конце июня 1941 г. Президиум Верховного Совета, СНК и ЦК ВКП(б) приняли совместное постановление о создании высшего чрезвычайного органа — Государственного комитета обороны (ГКО), сосредоточившего в своих руках всю полноту власти. Возглавил Комитет И. В. Сталин.

Своего аппарата ГКО не имел и действовал через существующие государственные, партийные, общественные органы и своих уполномоченных.

Поскольку сразу встал вопрос об эвакуации промышленных предприятий в восточные районы страны, был создан Совет по делам эвакуации при ГКО. В октябре 1941 г. был образован Комитет по эвакуации продовольственных запасов, промышленных товаров и предприятий промышленности. В декабре оба органа сменило Управление по делам эвакуации. Эвакуацией людей занималось Управление по эвакуации населения. В это же время возникли Комитет по учету и распределению рабочей силы при СНК СССР и местные бюро по учету рабочей силы, на которые возлагалась трудовая мобилизация населения.

Всеобщую мобилизацию объявили в первый же день войны, ей подлежали мужчины в возрасте от 19 до 55 лет.

Высшее военное руководство было возложено на Ставку Верховного Главнокомандования. Органами Ставки были Генеральный штаб Красной Армии, управления наркоматов обороны и флота, командование фронтами. Ставка занималась планированием военных операций и всеми вопросами, связанными с военными действиями.

В самой армии действовал (с лета 1941 по осень 1942 г.) институт военных комиссаров и политруков, затем — институт заместителей командиров по политчасти. В первый же день войны появилась Особая система военной юстиции (по указу «О военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении, и районах военных действий»). Трибуналы образовались во всей армии и флоте, они рассматривали все преступления, сроки рассмотрения дел были предельно сжаты. Дела слушались в закрытом процессе. Приговоры вступали в законную силу с момента их провозглашения и приводились в исполнение немедленно.

При Ставке главнокомандующего был создан Центральный штаб партизанского движения, а затем — Особое Главное командование партизанского движения.

Когда началось освобождение оккупированных территорий, в ноябре 1942 г., была образована Чрезвычайная Государственная комиссия по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков.

11.   Право в годы ВОВ

Советское право во время войны считалось действующим как на не захваченных противником территориях, так и на оккупированных. Поэтому лица, нарушившие советские законы, признавались совершившими преступление. Само право ужесточилось и чаще всего выступало в виде указов Президиума Верховного Совета.

Гражданское право. Все гражданско-правовые сделки, совершенные на оккупированной территории и несоответствовавшие советским законам или нарушавшие интересы Советского государства, признавались недействительными.

Обязательственное право. Сузилась сфера договорных отношений, торжествовал административно-правовой метод. Основанием для выполнения обязательств стал приказ.

Семейное право. Меры были направлены на защиту брака (двухступенчатый развод), материнства, охрану детства.

Трудовое право. Вводились чрезвычайные меры. Фактически была объявлена всеобщая трудовая мобилизация, и трудящиеся приравнены к военнослужащим. Указ «О военном положении»: по нему военные власти могли привлекать граждан к трудовой повинности для выполнения ряда работ. Указ «О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время» увеличивал меру труда, разрешал обязательные сверхурочные работы до 3 часов в день, отменял отпуска.

Колхозное право ввело меры аналогично трудовому: был повышен обязательный минимум трудодней в году. Вводилась плановая экономика.

Самые существенные изменения произошли в уголовном праве. Одним из первых карательных законов был указ от 6 июля 1941 г. «Об ответственности за распространение в военное время ложных слухов, возбуждавших тревогу среди населения», по которому карали заключением на срок от 2 до 5 лет. Другой указ устанавливал уголовную ответственность для воинских начальников за незаконное награждение. Третий — за утрату знамени воинских частей: часть расформировывали, виновные шли под трибунал.

Указ «Об ответственности за разглашение Государственной тайны или за утрату документов, содержавших Государственную тайну» грозил должностному лицу 10 годами тюрьмы, гражданам — до 3 лет. А с того момента, когда советские войска стали освобождать свои земли, появился указ о фашистских преступниках и их пособниках. По этому указу наказание предусматривало смертную казнь через повешение или ссылку на каторжные работы сроком от 15 до 20 лет.

 

12. Советское государство и право в послевоенный период (1945 – начало 1950-хх гг.).

В послевоенные годы началась новая волна массовых репрессий. Чем они были вызваны? Во-первых, восстановить ослабленный контроль за интеллектуальной жизнью страны. Во-вторых, с помощью репрессий Сталин стремился укрепить свою личную власть

Начало нового этапа массовых репрессий было положено принятием в 1946 г. ряда постановлений ЦК ВКП(б) по вопросам литературы и искусства: «О репертуаре драматических театров», «О кинофильме «Большая жизнь»» и др. Журналы «Звезда» и «Ленинград» подверглись разгромному разносу за то, что они будто бы стали проводниками идеологии, чуждой партии. (1948-1950 гг.), жертвами которого стали партийные и советские работники.

Серьезные трудности вызвало обострение международной обстановки, вызванной «холодной войной» меж двумя лагерями: капиталистическим, возглавляемым США, и социалистическим во главе с СССР. В 1951 г. был принят Закон о защите мира, по которому пропаганда войны объявлялась тягчайшим преступлением.

Перестройка государственного аппарата

Ликвидированы: ГКО, Ставка Верховного Главнокомандования. Для управления восстановительными работами на несколько лет созданы специализированные министерства: Наркомат по строительству предприятий тяжелой индустрии, строительству топливных предприятий.

В 1946 г. Красная Ар


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.088 с.