Правило 1. Отношения не возникают сами по себе – мы создаем их. — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Правило 1. Отношения не возникают сами по себе – мы создаем их.

2020-08-20 78
Правило 1. Отношения не возникают сами по себе – мы создаем их. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Мудрый наставник

 

    В трудовой биографии Евгении Владимировны Боровкой много славных страниц: воспитатель детского сада, инспектор-методист районо, учитель русского, литературы и истории, заместитель директора и директор школы, школьный инспектор районного отдела образования, старший библиотекарь детского отдела районной библиотеки в Кусе.

    Она родилась в Златоусте. После школы поступила в педучилище. Много лет работала в яслях и детских садах. Позднее поступила на историко-филологический факультет пединститута в областном центре. Окончив его, перешла на работу в школу. Вела уроки русского языка, литературы и истории, была заместителем директора и директором школы.

    Из воспоминаний педагога Валентины Николаевны Шибаковой: «Познакомилась я с этим замечательным человеком в 1965 году в восьмилетней образовательной школе №6.

    В это учебное учреждение я была направлена на работу в качестве учителя математики. Евгения Владимировна работала тогда заместителем директора по учебно-воспитательной работе. Нас, молодых учителей, встретила она приветливо, познакомила со школой, системой организации учебно-воспитательной работы и ее традициями.

    И с первого сентября завуч принялась изучать нашу работу основательно. Не помню, сколько моих уроков посетила Евгения Владимировна, знаю, что много. Такого внимательного и тактичного руководителя я в своей учительской жизни не встречала. Сколько бы мы ошибок на уроке не делали, она умело находила крупицы положительного в методике преподавания, рациональные элементы и приемы работы с детьми, которые давали хорошие результаты в обучении. Главное, что я тогда поняла и усвоила из наставлений Евгении Владимировны: хороший урок тот, что основательно подготовлен. Только в этом случае можно добиться отличной дисциплины и увидеть конечный результат педагогических усилий на данный момент в данном классе. Евгения Владимировна поминутно анализировала этапы урока, заканчивая беседу с учителем, обязательно подчеркивала все новаторские приемы, кои не прошли мимо ее внимания. Здорово нас, молодых, окрыляла. В какой бы ситуации Евгения Владимировна ни оказывалась, всегда голос ее был ровным, а речь спокойная и выдержанная.

    Завуч на конкретных примерах, взятых из богатой практики, учила нас, как избегать конфликтов. Ни в одной школе я больше не видела картинной галереи, подобной той, что составила с любовью Евгения Владимировна. Меня поразили тогда экскурсоводы – ее ученики. Они свободно и увлеченно рассказывали о великих художниках. И их прекрасных произведениях. Навсегда в памяти остались общешкольные литературные вечера, проводимые этим талантливым учителем, где обязательными были инсценировки произведений любимых русских писателей. В ходе подготовки к вечерам вся школа буквально кипела. В кружке кройки и шитья создавались старинные костюмы. В танцевальной студии разучивались мазурки и польки. Хор учился петь арии из опер. Всем находилось дело по душе. Все это повышало интерес старшеклассников к художественной литературе. Ее в то время Евгения Владимировна преподавала в 7-8 классах. Позже мы сотрудничали с ней: я – в качестве руководителя школы, а Евгения Владимировна была школьным инспектором в Кусинском районном отделе образования. Владея в совершенстве общей методикой преподавания, и авторскими приемами обучения различным наукам, талантливый руководитель умело и квалифицированно анализировала работу школы, педагогического коллектива, директоров учебных заведений и каждого учителя в отдельности, помогала молодым коллегам решить непростые задачи, которые жизнь ставила перед ними ежедневно. Евгения Владимировна всегда вела активный образ жизни. Она объездила полмира».

    Сегодня педагогическое сообщество ищет ответ на вопросы: «В чем заключается индивидуальный подход в обучении и воспитании каждого ребенка? В чем его конкретная суть?»

    Директор Кусинского интерната Дмитрий Ермолаевич Кудряшов знал на них ответы.

    Вместо прописных научных догм расскажу еще несколько историй из жизни.

    В начале третьего года обучения меня избрали политинформатором нашего класса. Такова была рекомендация Дмитрия Ермолаевича. Он высказал ее нашему воспитателю Л.К.Ивановской после того, как прочитал ее наблюдения о том, что я без труда справляюсь с подготовкой публичных выступлений на многие темы. Людмила Константиновна велела подготовить для одноклассников краткий обзор событий в стране и мире. Директор пришел, послушал, остался весьма доволен и сказал:

    - Подумай, что тебе нужно для проведения такой работы на постоянной основе и на хорошем уровне?

    - Учитель нужен, - отвечаю, не задумываясь, - опыта-то у меня нет, да и специальных знаний – никаких.

    - Неплохо для начала, - усмехнулся Кудряшов, - так уж и быть, все у тебя будет. Только не ленись.

    Через месяц Дмитрий Ермолаевич пригласил на работу педагога-ветерана Е.В.Боровкову – преподавателя русского языка, литературы, истории, профессионального лектора члена общества «Знание».

    Евгения Владимировна вела у нас уроки, подменяя заболевших учителей, а также – факультатив по современному этикету.

    Долгие годы она была моим наставником, советчиком и старшим другом. Учила подбирать интересные факты для лекций, бесед, диспутов, удерживать внимание аудитории. Эти несложные приемы я помню до сих пор. Использую их на практике, ибо часто читаю лекции на различные темы. Сотрудничаю с областным радио и целым рядом печатных изданий. Может быть, советы моего наставника сгодятся и кому-нибудь из наших читателей.

    1. Разговорность стиля.

    В выступлении должны преобладать более употребительные, стилистически нейтральные и разговорные слова. Книжные и официальные слова необходимо постараться в процессе подготовки выступления заменить на нейтральные или разговорные (прием стилистической замены). Нейтральная и разговорная лексика легче воспринимается слушателями и вызывает больше доверие к оратору.

    Так, вместо «в условиях конспирации» лучше сказать «в условиях секретности», вместо «прессинг» - «сильное давление» и т.д. Даже если точность выражения в этих случаях несколько пострадает, это окупится безусловным пониманием вашей речи.

    2. Простота изложения.

    М.Жванецкий говорил: «Почему слушатели засыпают, а лектор – никогда? Видимо, у них более трудная работа». Понимание речи на слух – действительно довольно трудная задача, и ее надо максимально упростить для слушателей. иногда бывает необходимо употребить в выступлении научные и абстрактные слова. Нужно тщательно продумать, как это правильно сделать. Соответствующее слово необходимо понятно объяснить – дать определение простыми словами, назвать синонимы, привести примеры его употребления, объяснить происхождение, повторить несколько раз в разных сочетаниях.

    Необходимо также использовать более простые синтаксические конструкции в тексте выступления. Избегайте длинных сложноподчиненных предложений, развернутых причастных оборотов – все эти конструкции плохо воспринимаются на слух. Текст стройте с применением более простых и коротких предложений, используя хорошо воспринимающиеся на слух вопросы и ответы. Из каждого длинного предложения в процессе подготовки текста лучше сделать несколько коротких. Использование цифровых данных значительно повышает убедительность выступления, однако необходимо соблюдать ряд правил. Чтобы цифры были восприняты слушателями и выглядели убедительно, надо соблюдать следующие правила:

    - Цифр должно быть немного, только тогда они выглядят убедительными для слушателей.

    - Цифры лучше округлять

    - Не следует указывать точные цифры квадратных километров, кубометров и населения, а подавать эти данные в наглядном сравнении, например: по площади, как Москва, население в 10 раз больше, чем в Воронеже, такого количества газа нам хватит, чтобы обогревать наш дом 2,5 года и т.д.

    3. Конкретность лексики.

    Избегайте в речи обобщенных наименований. Их лучше заменять на более конкретные, известные и понятные всем слова. Вместо того, чтобы сказать: «Это нужно, прежде всего, работникам бюджетной сферы», лучше конкретизировать: «Это нужно врачам и учителям, пенсионерам и воспитателям детских садов, инвалидам и медицинским сестрам». Конкретные наименования гораздо понятнее и ближе слушателям.

    Во многих случаях конкретизация может способствовать возникновению наглядных образов в сознании слушателей, что гораздо эффективнее чисто логических построений. Д.Карнеги учил своих слушателей: не собака, а пятнистый бульдог; не Филадельфия – крупный научный и медицинский центр, а «здесь 150 больниц и 4 института»; не «Лютер был упрям», а «его пороли розгами по 15 раз в день».

    4. Разнообразие номинативных средств.

    Выражаемая идея должна повторяться в ходе выступления, но повтор должен осуществляться в разной словесной форме. Повтор в одной и той же словесной форме настораживает слушателей, они начинают подозревать, что им насильно хотят «вдолбить» некоторую идею. По возможности надо стараться избегать слов, обозначающих привычные оценки (хорошо, плохо, великолепно, необыкновенно и др.). Без них трудно обойтись, но надо стараться разнообразить их.

    К важным риторическим фигурам относится повтор. Надо не менее четырех раз повторить мысль, чтобы она отразилась в сознании. Повтор ведет к запоминанию. Механический повтор мысли в четыре раза увеличивает количество воспринявших и запомнивших в два раза. Это означает, что повтор должен быть видоизмененным: нельзя повторять мысль в одной и той же словесной форме.

    5. Выразительность речи.

    Устная речь обязательно должна быть выразительной. Выразительную речь легко слушать и понимать.

    Также необходимо помнить о том, что для русского языка обычно характерно следующее распределение информативности в предложении: наиболее информативное слово, как правило, ставится в конце фразы, менее информативное – в начале. Середина фразы наименее информативна. Таким образом, для придания тому или иному слову выразительность его следует поместить в конец фразы.

    Готовя любое публичное выступление, мы старались получить исходную информацию. Не только из газет и журналов, но и от профессионалов высочайшего класса в конкретной области знаний. Так, разрабатывая цикл лекций, посвященный двадцатилетию начала покорения космоса, мы собрали вопросы наших слушателей и направили их в Звездный городок летчику-космонавту СССР В.И.Севастьянову. В те далекие годы он вел на ТВ программу «Человек – Земля – Вселенная». Наше послание до адресата дошло. Известный ученый ответил на него очень подробно.

    Ниже позволю себе привести рассказ Виталия Ивановича с небольшими сокращениями.

    «Дорогие друзья! Космический полет это – целая жизнь. В ней, хочешь ты того или нет, приходится ежедневно заниматься самыми обычными делами. Так, стрижку проводят два члена экипажа. Один стрижет шевелюру специальной бритвой, другой – удерживает над головой пылесос со снятой с него щеткой, чтобы волосы не разлетались по всей станции.

    Дабы в космосе быстро помыться, надо взять полотенце, смочить его водой, нанести на него специальное мыло – вот и будет вам освежающий душ. До 1963 экипажи употребляли сумблемированную пищу, разводимую водой. Это делалось по соображению гигиены. Крошки в невесомости разлетаются по всей станции. Собрать их невозможно.

    Сегодня в рационе космонавтов есть то, чем питаются обычные земляне. Покорители космоса едят лепешки из пшеничной или кукурузной муки, после которых крошек нет. Запечатанные в вакуумные упаковки, лепешки могут храниться полтора года, оставаясь мягкими. Умывальник на МКС тоже не предусмотрен, для очистки рук астронавты используют обычные влажные салфетки. Первые душевые кабины были установлены на орбитальных станциях «Салют-7» и «Мир». Они были сделаны из толстого пластика в форме цилиндра и герметично закрывались. Перед тем, как залезть в душевую, космонавт надевал очки для плаванья и брал в рот специальную трубку, в которую снаружи подавался воздух.

    Сверху распылялась очень мелкая водяная пыль, которую затем всасывал в себя установленный тут же мощный пылесос, так как из-за отсутствия гравитации вода не стекает вниз, а просто облепляет человека.

    Сейчас же все иначе: на станциях нет душевых кабин вообще, зато, есть пакеты с «несмываемым гелем для душа». По сути, это слегка мыльная водичка особого дезинфицирующего состава: ее нужно лишь нанести на себя (или на салфетку, которые поступают на станцию в прессованном виде, обтереться и затем растереться чистым полотенцем). Для мытья головы существуют такие же несмываемые шампуни – что любопытно, они не являются научной тайной.

    Если душевой на космической станции нет, то туалет есть, и даже вполне комфортный: с дверцей-шторкой и маленьким иллюминатором – небольшой уголок уединенности в космосе. В условиях невесомости на орбитальной станции используют вентиляторную всасывающую систему: продукты жизнедеятельности человека, по сути, сдувают потоком воздуха.

    После всасывания их расщепляют на кислород и воду, и эти составляющие жидких отходов человека снова используются. Унитаз снабжен фиксаторами для ног и держателями для бедер, в него вмонтированы мощные воздушные насосы.

    Космонавт пристегивает специальным пружинным креплением к сиденью унитаза, затем включает мощный вентилятор и открывает всасывающее отверстие, куда воздушный поток уносит все отходы, либо использует шланг с воронкой. Твердые же отходы собираются в специальные контейнеры, которые затем везут на Землю.

    И еще несколько интересных фактов. В невесомости одежда не впитывает пот и не пахнет. Таким образом, обычные футболки и джинсы можно носить, не снимая несколько месяцев. Космонавты, оставаясь в невесомости без должной физической нагрузки, быстро теряют мышечную массу всех органов, включая сердце. В.Севастьянов – летчик-космонавт СССР».

    К слову сказать, после своего первого полета известный космонавт некоторое время не мог ходить. Из спускаемого аппарата космического корабля его практические вынесли на руках. Однако грамотные действия медиков помогли быстро восстановится, и Виталий Иванович смог совершить второй полет в космос.

    Цикл лекций о покорителях вселенной прошел, тогда, в 1981 году, с большим успехом. Мы использовали в нем цветные фотографии из различных книг и журналов, песни о космонавтах, разрабатывали и провели викторину об основных этапах покорения вселенной.

    Большое место в то время мы уделяли рассказу о международном положении. В этом нам постоянно помогал политический обозреватель газеты «Труд» Юлий Бабич. Он рассказывал нам в письмах о том, насколько реальна угроза новой мировой войны и опасность современного оружия. В то время США нагнетали напряженность, рассказывая об ужасах применения нейтронной бомбы. Вот какое письмо на сей счет мы получили из Москвы от нашего консультанта: «Нейтронная бомба имеет ядерный заряд относительно небольшой мощности, а также специальный блок (его обычно изготавливают из бериллия), который и является источником нейтронного излучения. После подрыва ядерного заряда большая часть энергии взрыва преобразуется в жесткое нейтронное излучение. На остальные факторы поражения – ударная волна, световой импульс, электромагнитное излучение – приходится лишь 20% энергии.

    Однако все вышесказанное всего лишь теория, практическое применение нейтронного оружия имеет некоторые особенности.

    Земная атмосфера очень сильно гасит нейтронное излучение, поэтому дальность действия этого поражающего фактора не больше, чем радиус поражения ударной волны. По этой же причине нет смысла изготавливать нейтронные боеприпасы большой мощности – излучение все равно быстро затухнет. Обычно нейтронные заряды имеют мощность около 1 кТ. При его подрыве происходит поражение нейтронным излучением в радиусе 1,5 км. На дистанции до 1350 метров от эпицентра оно остается опасным для жизни человека.

    Кроме того, поток нейтронов вызывает в материалах (например, в броне) наведенную радиоактивность. Если посадить в танк, попавший под действие нейтронного оружия (на дистанциях около километра от эпицентра), новый экипаж, то он получит летальную дозу радиации в течение суток.

    Не соответствует действительности распространенное мнение, что нейтронная бомба не уничтожает материальные ценности. После взрыва подобного боеприпаса образуется и ударная волна, и импульс светового излучения, зона сильных разрушений, от которых имеет радиус примерно в один километр.

    Нейтронные боеприпасы не слишком подходят для использования в земной атмосфере, зато они могут быть весьма эффективны в космическом пространстве. Там нет воздуха, поэтому нейтроны распространяются беспрепятственно на весьма значительные расстояния. Благодаря этому, различные источники нейтронного излучения рассматриваются в качестве эффективного средства противоракетной обороны. Это, так называемое, пучковое оружие. Правда, в качестве источника нейтронов обычно рассматривается не нейтронные ядерные бомбы, а генераторы направленных нейтронных пучков – так называемые нейтронные пушки. У нашей страны во все времена были возможности ответить любому агрессору. В 1956 году группа ученых под руководством И.В.Курчатова создала «Царь-бомбу» - оружие огромной разрушительной силы.

    Вот лишь несколько фактов. При испытании бомбы выяснилось, что радиус поражения составляет до1000 км. Ядерный гриб взрыва поднялся на высоту 67 км, форма «шляпки» двухъярусная, диаметр верхнего яруса оценен в 95 км, нижнего – 70, облако наблюдали за 800 км от места взрыва. Взрывная волна трижды обогнула земной шар.

    До тех пор, пока у нас будет такое оружие, вряд ли кто-то рискнет на нас напасть. С годами системы защиты государства будут совершенствоваться.

 

Журналист-международник

Юлий Бабич, 10.02.1980»

 

    Евгения Владимировна высоко ценила мнения профессионалов в различных областях знаний. Ознакомившись с содержанием данного послания, она предпослала ему краткое резюме, суть которого сводилась к тому, что на любое проявление военной угрозы наша страна найдет достойный и адекватный ответ. Так было во все времена непростой истории государства. Кроме того, наш наставник была убеждена, что военные угрозы, адресованные нам, очень часто носят вымышленный характер и не соответствует действительности. Так было, когда речь заходила о американской нейтронной бомбе и о возможности развертыванию против нас, так называемых, «звездных войн». Оба этих проекта на поверку оказались обычным мифом. Евгения Владимировна считала, что советские и российские космические полеты имеют и военную программу, направленную на преодоление военной угрозы из космоса. Только в наши дни стало известно, что советские космонавты Павел Попович и Юрий Артюхин выполняли во время полета отдельные элементы военной программы.

    В те годы при активном содействии Е.В.Боровковой мы создали лекторскую группу и клуб «Кругозор». Читали лекции по вопросам права. Здесь нашим консультантом стал юрист Валерий Иванович Ванин. Его жена, Людмила Викторовна долгие годы трудилась в интернате воспитателем. Дмитрий Ермолаевич Кудряшов приглашал на встречи с воспитанниками сотрудников областной прокуратуры с циклом бесед на различные темы. Нашим гостем был сотрудник музея Великой Отечественной войны, 28-летний кандидат исторических наук Владимир Петрович Никонов – отличный лектор и знаток своего дела. От него мы узнали всю правду о подвигах Зои Космодемьянской, Николая Кузнецова, о том, кто выдал фашистам членов «Молодой гвардии» и о многом другом.

    Большим успехом у ребят пользовались беседы о поэтах, композиторах, музыкальных группах, артистах театра и кино.

    В связи с этим, Евгения Владимировна приучала нас, юных лекторов, накапливать в памяти самые разнообразные факты из жизни знаменитых людей из области науки и искусства. Самой ей удалось побывать во всех республиках СССР, во многих зарубежных странах: Болгарии, Румынии, Чехословакии, ГДР, ФРГ, Великобритании, Японии. Мы с интересом слушали, например, рассказы о достопримечательностях Москвы.

    К самым известным из них принято относить:

    1. Храм Василия Блаженного

    Собор был заложен по приказу Ивана Грозного как благодарность Господу за помощь при взятии Казани. Изначально у здания были золотые купола и стены красно-белого цвета. После пожара в XVIII веке в результате реставрации храм разукрасили в яркие цвета и сейчас он возвышается над Красной площадью как разноцветный пряник. Название было дано в честь юродивого Василия Блаженного, который собрал часть денег на строительство храма и передал их Ивану Грозному.

 

    2. Храм Христа Спасителя

    Кафедральный собор Москвы, где проводит богослужения Патриарх. Храм был построен в честь победы в Отечественной войне 1812 года по проекту Константина Тона, работы длились больше сорока лет. Во времена СССР здание взорвали, а на его месте появился Дворец советов, а позже – бассейн «Москва». Собор был заново отстроен в 1994-1997 гг. и сейчас имеет максимальное внешнее сходство с оригиналом.

 

    3. Государственная Третьяковская галерея

Художественный музей с богатой коллекцией, основанный купеческой семьей Третьяковых. В 1861 году в своем завещании Павел Третьяков передал семейную галерею городу и определил денежные суммы на ее содержание. В 1893 году музей официально открылся для посещения. Третьяковская галерея представляет собой крупнейшее (более 180 тыс. экспонатов) собрание русской живописи, гравюры, иконописи.

 

    4. Московский цирк Никулина на Цветном бульваре

    Цирк построили в 1880 году на деньги купца Данилова. С самого открытия администрация старалась приглашать только лучшие коллективы и привлекать на представления больше посетителей. В 1996 году в честь 75-летия артиста Ю.Никулина цирку было присвоено название «Московский цирк Никулина на Цветном бульваре». Зрительный зал рассчитан на 2000 человек, во время представлений используется современное оборудование.

 

    5. Спорткомплекс «Лужники»

       Открыт в 50-х годах прошлого века, многократно перестраивался. Площадь превышает 180 га. Принимал некоторые мероприятия Олимпиады – 80. В 90-х превратился в огромный вещевой рынок, который ликвидировали к 2003 году. Сейчас комплекс состоит из десятков объектов, включая спортивную арену на 78 тысяч мест, футбольные поля, теннисные корты, бассейны и академию гольфа. В «Лужниках» играли финальный матч футбольного ЧМ-2018. Из истории известно, что 40 лет назад, 19 июля 1980 года здесь проходило открытие XXII летних Олимпийских игр, а через 17 дней здесь же прошла церемония их закрытия.

 

    6. Останкинская Телебашня

       Телевизионная вышка, еще один важный символ столицы. Башня обеспечивает телетрансляцию на всю Россию, здесь располагаются телестудии и офисы основных каналов. В высоту сооружение достигает 540 метров. Останкинскую башню построили в период 1963-1967 гг., в те времена она считалась самым высоким зданием в Европе. Для посетителей существуют специальные экскурсии на вышку с посещением смотровой площадки.

 

    7. ВДНХ

Большая парковая территория на Северо-Востоке столицы с многочисленными выставочными павильонами, ухоженными аллеями, фонтанами, кафе, концертными площадками. ВДНХ – одно из самых популярных мест для отдыха горожан на выходных. Здесь можно посетить океанариум, исторический павильон, инновационные выставки, фермерские рынки, театры. На ВДНХ много велосипедистов, роллеров и других спортсменов.

Евгения Владимировна вела у нас занятия в географическом кружке на факультативных началах. Их основу составляли рассказы педагога о тех странах, которых ей посчастливилось побывать. Особенно запомнилось ее повествование о том, как живут японцы. Они могут работать без перерыва по 18 часов. На работу приходят за 30 минут до начала смены, а уходят домой на полчаса позже окончания рабочего дня. Спят японцы всего по 2-4 часа в сутки. Они почти никогда не меняют место работы. Придя в компанию смолоду, трудятся в ней до пенсии. Японки никогда не носят колготки. Они предпочитают гольфы и короткие юбки. Японцы боятся путешествий, усматривая в них внешнюю опасность. Эти люди буквально все делают по инструкции и очень теряются, когда ее нет. Входя в дом, японцы всегда снимают обувь, ставя ее по направлению носками к выходу. Если владелец этого не делает, хозяин жилища сделает это за него. Уличная обувь снимается у входа в дом, где уровень пола ниже. Это всегда предусмотрено в проекте строительства. В Японии не принято звать гостей домой. В любом магазине этой страны всегда продаются разнообразные порнографические издания. В японском метро предусмотрены отдельные вагоны для женщин. Это делается для того, чтобы в давке мужчины, охотчие до любви, не приставали к представительницам прекрасного пола все тротуары в японских городах подогреваются в холодное время года, потому снег там не убирают. Он просто тает. Свалок для отходов в Японии нет. Весь мусор разделяется по категориям и перерабатывается на специальных заводах.

Особо дорогим продуктом в Японии считается дыня. Одна штука этого фрукта стоит 200 долларов. Сидя за столом, японцы всегда чавкают. Это означает, что обед им нравится. После трапезы у них принято еду обсуждать. Японцы – народ исключительно честный. Если, например, в Токио вы потеряли бумажник, то местный житель вскрывать его не будет, а сразу отвезет в бюро находок, откуда по личному заявлению вы сможете его забрать в целости и сохранности. Японские унитазы снабжены подогревом и специальной системой, имитирующей шум воды, чтобы скрыть все, что происходит в туалете. В Японии нет обряда сватовства и смотрин. Японцы никогда не дают чаевых, считая, что это обесценивает саму услугу или товар.

Жителей древней страны нельзя представить без кимоно.

Это традиционная одежда в Японии. С середины XIX века считается японским «национальным костюмом». Кимоно напоминает собой Т-образный халат. Его длина может варьироваться. Одежда закрепляется на теле поясом оби, который расположен на талии. Вместо европейских пуговиц используют ремешки и бечевки. Характерной чертой кимоно являются рукава содэ, которые обычно намного шире толщины руки. Они имеют мешкообразную форму. Рукавое отверстие всегда меньше высоты самого рукава. Поскольку японский традиционный наряд подобен халату, в нем нет открытого воротника вроде европейских костюмов. В целом он удобен и не сковывает движений человека.

Обращает на себя внимание своеобразная обувь Гэта.

Это – деревянные сандалии в виде скамейки, одинаковые для обеих ног. Они держатся на ремешках между вторым и большим пальцами. Надевают их во время отдыха или плохой погоды, а также – в период уборки риса.

Евгения Владимировна считала, что для пробуждения любви к географии, человек должен выбрать одну любимую страну и изучить все ее особенности, как можно лучше.

И еще. По ее мнению, чем больше мы знаем, тем активнее работает мозг, делая нашу жизнь особенно интересной. Мудрый наставник в этом, безусловно, прав. Я имел возможность убедиться в этом много раз на собственном опыте.

Не могу не сказать о педагогическом таланте своего наставника. Вот вам, читатель, один пример.

В 9 классе Евгения Владимировна замещала нашего захворавшего словесника. И как-то дала нам сочинение на тему «Чацкий – мой любимый герой». Мой одноклассник Николай Рожков таковым Александра Александровича не посчитал, обосновав свое мнение так: «Мне не нравится Чацкий. Разве умный человек может полюбить Софью? Кто такая Софья? Жалкая пустышка, бессодержательная барышня. Если Чацкий, считающий себя умным человеком, не замечает в ней этого, где ж тогда его ум? И если он выбрал ее в друзья – недалеко же от нее ушел…». Прочитав работу, Боровкова поставила автору «5» и написала: «За умение думать, собственную позицию, и анализ». К слову сказать, примерно также Чацкого оценивал Иван Александрович Гончаров. Помню, тогда на уроке возник спор о том, можно ли считать персонаж любимым героем? В наших спорах, как заметила Евгения Владимировна, рождалась, если не истина, то умение вести полемику и отстаивать свои взгляды 

 

    На уроках наша героиня всегда была предельно тактична, обращалась к ученикам только на «Вы», сохраняла невозмутимость и полное спокойствие, умела вселить уверенность с помощью похвалы. Все это память сохранила на всю жизнь.

    Как мы уже говорили, Евгения Владимировна вела в интернате факультативные курсы по правилам современного этикета. Предлагаю вниманию читателей фрагменты некоторых ее лекций с рассказом о правилах хорошего тона.

    Жизнь нашего общества предусматривает подлинно человеческие отношения между людьми: равноправие, доброжелательность, взаимное уважение, заботу. Эти же требования положены в основу правоведения, которых должен придерживаться каждый советский человек.

    Внутренний мир, интеллект, чувства человека отражается в его облике и поведении. Чем выше его культура, тем естественнее, проще и скромнее он ведет себя.

    Один из признаков общей культуры – чувство такта. Тактичность проявляется как в поступках, так и в словах. Тактичный человек никогда ни в чем не подчеркивает своего превосходства, не демонстрирует своей жизненной позиции к кому бы то ни было, не проявляет чрезвычайной симпатии, которая может поставить в неловкое положение окружающих. Он старается не причинять другому боль, умеет понять его переживания. Чтобы развить в себе чувство такта, надо пытаться мысленно ставить себя на место того, с кем общаешься.

    С бестактностью граничит любопытство, которое может обидеть окружающих. Подслушивать чужие разговоры так же недостойно, как подглядывать через замочную скважину. Неприлично бесцеремонно рассматривать окружающих. Увидев человека в неловком положении, надо сделать вид, что его не замечаете.

    Бестактно высмеивать и передразнивать людей с физическими недостатками, хотя бы и за глаза. К ним можно относиться особенно предупредительно, терпеливо и сочувственно. Людям с физическими недостатками, как вообще многим больным, приятнее, когда их физической неполноценности не замечают.

    Тактичный человек всегда скромен. Быть скромным – это значит относиться требовательно к себе, к своим способностям и поведению, видеть достоинства других людей. Академик И.П.Павлов в своем «Письме к молодежи» советовал: «Никогда не думайте, что вы уже все знаете. И как бы высоко ни оценивали вас, всегда имейте мужество сказать себе: я невежда».

    Скромный человек знает, что его личные заслуги не так важны, как успех коллектива. Он не подчеркивает своего «Я», своих действительных или мнимых заслуг своего превосходства над другими, никогда не навязывает другим своих взглядов и воли, стремится убедить другого человека в своем мнении.

    Скромность нельзя отождествлять с застенчивостью. Тот, кто застенчив, склонен недооценивать себя. При общении с таким человеком нужно дать ему почувствовать, что его ценят: ободряющее, дружеское слово даст ему уверенность в своих силах.

    Наряду со скромностью и естественностью надо воспитывать у себя чувство собственного достоинства, которое не позволяет быть нечестным, унижаться, терпеть оскорбления или наносить их другим. Для уважающего себя человека характерно то, что он не дает легкомысленных обещаний, которых не сможет выполнить. Всегда и во всем он ведет себя так, чтобы не пришлось краснеть за свои поступки.

    Самая содержательная беседа много теряет, если словарь собеседника засорен жаргонными словами, если произношение и интонация режут слух. Нужно стараться говорить ясно, спокойно и сдержанно, не повышая голоса. За слишком быстрой речью трудно следить, слишком медленная также утомляет собеседника. Некрасив манерный разговор, когда, например, растягивают «по-иностранному» гласные, произносят слова в нос. Раздражает, когда собеседник постоянно употребляет в разговоре такие слова-паразиты, как «понимаешь», «вот», «между прочим». Невежливо выражать свое отношение к сказанному междометиями «ага», «угу», «гм», «ого» и т.д. Иностранные слова можно употреблять лишь в том случае, если знаешь их правильное значение и произношение.

    Одни и те же слова или фразы могут воздействовать в зависимости от того, каким тоном они произнесены. Часто оскорбительными бывают не слова, а тон. Ни пережитая неприятность, ни плохое состояние здоровья не дают человеку права быть невежливым с окружающими. Даже приказы можно отдавать вежливым тоном – спокойно, деловито, мягко и при этом категорично.

    Есть люди, которые очень быстро и легко переходят со знакомыми на «ты», но есть и такие, которые делают это не очень охотно, будучи уверенными, что для перехода на «ты» недостаточно знакомства, нужна особая дружественность и сердечность в отношениях.

    В целом нет правил, когда можно переходить на «ты». Это полностью зависит от характера людей, а может быть, и от обстановки.

    Бывает, что в пылу ссоры некоторые люди переходят с «вы» на «ты», стараясь тем самым унизить собеседника. Однако это показывает только невыдержанность и невоспитанность.

    Надо всегда быть внимательным к своему собеседнику, выслушивать его до конца. Доверенные тайны нельзя передавать другим.

    За обеденным столом не говорят о вещах, которые могут испортить аппетит. Пищу, стоящую на столе, не критикуют. Об общих знакомых говорить следует в корректном тоне. Каждый должен сам чувствовать, где начинается сплетня или, того хуже – клевета.

    Тактичный и вежливый собеседник ведет разговор со всеми присутствующими, не отдавая никому явного предпочтения.

    Молодые люди должны избегать спора со старшими. Даже если старший не совсем прав и юноша или девушка не сумели вежливо высказать свои аргументы, убедить его в своей правоте, лучше прекратить спор и перевести разговор на другую тему.

    Воспитанный человек, не соглашаясь в чем-то с собеседником, говорит об этом деликатно, стараясь не обидеть его: «Простите, но я с вами не согласен», «Мне кажется, вы не правы», «Я придерживаюсь иного мнения».

    Если рассказывают о том, что вам уже известно, нужно терпеливо выслушать говорящего, не прерывая его. С другой стороны, если вы заметите, что ваш рассказ не интересует собеседника или окружающих, не следует продолжать его. В компании не шепчутся, это воспринимается как оскорбление. Если нужно сказать что-либо важное, незаметно уединяются. Собеседника не следует задерживать, если он торопится. Незнакомого человека, который чем-либо занят или с кем-то разговаривает, можно отвлечь только в исключительном случае.

    Если к группе беседующих людей присоединится новый человек, ему сообщают в нескольких словах содержание разговора, чтобы он мог принять в нем участие. Если его не хотят посвящать в разговор, лучше переменить тему. Остроумный человек не должен высмеивать окружающих, подтрунивать над ними. О ваших достоинствах пусть говорят другие.

    Неприлично при разговоре прикрывать рот рукой, хлопать собеседника по плечу, теребить пуговицу его пиджака, держать за рукав, подталкивать локтем.

    Не следует громко смеяться. Раскатистый смех так же неуместен, как и всякий другой шум, беспокоящий окружающих.

    Приветствие – это, по существу, акт проявления дружелюбия и уважения. Оно требует большого чувства такта. Прежде всего, на человека, с которым здороваются, смотрят дружелюбно и приветливо. Близких знакомых или друзей приветствуют, конечно, более сердечно и тепло, чем малознакомых людей. Приветствие не должно быть шумным и несд


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.