Ниже приведены высказывания о различных моральных качествах. Можно ли обойтись без указанных качеств? Как они влияют на отношения между людьми? Оформите ответ в виде сочинения-рассуждения. — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Ниже приведены высказывания о различных моральных качествах. Можно ли обойтись без указанных качеств? Как они влияют на отношения между людьми? Оформите ответ в виде сочинения-рассуждения.

2020-08-20 1508
Ниже приведены высказывания о различных моральных качествах. Можно ли обойтись без указанных качеств? Как они влияют на отношения между людьми? Оформите ответ в виде сочинения-рассуждения. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МОРАЛЬ

Мораль (от лат. moralis, mores — нравственный, отно­сящийся к нраву, характер) — совокупность особых, духовных правил, регулирующих поведение человека, его отношение к другим людям, самому себе, а также к окружающей среде.

Смысл морали воплощен в ее «золотом правиле»: «По­ступай по отношению к другому так, как ты хотел бы, чтобы он поступал по отношению к тебе» (или: «Не де­лай другому того, чего себе не желаешь»).

Содержание морали:

  1. Принципы морали (от лат. principium — основа) — исходные положения, на основе которых строится вся мораль, всё моральное поведение человека (гуман­ность, справедливость, ми­лосердие, терпимость и др.)
  2. Нормы морали (заповеди) — правила поведения, строго и конкретно предписываю­щие человеку, какие по­ступки он должен (или не должен) совершать (ува­жай старших, не убивай, не лги, не воруй, не зави­дуй, не клевещи и др.)
  3. Моральный идеал (от гр. idea — понятие, справедливость) — всё самое лучшее, что вы­работано моралью, чело­веколюбие.
  4. Моральные (всеобщие, об­щечеловеческие, абсолют­ные) ценности — нечто важное, необходи­мое, полезное для жизни (смысл жизни, свобода, счастье и др.).

Требования морали распространяются на всех людей и не допускают никаких исключений.

Однако нормы морали являются лишь образцом должного поведения. Реальное же воплощение мораль­ных правил в жизнь требует от человека больших личных усилий, особой душевной энергии, мужества. Только собственные сознательные действия позволяют человеку без всякого внешнего принуждения, самостоя­тельно и свободно применять моральные нормы в любой жизненной ситуации.

Основные понятия, с помощью которых наука о морали — этика (от гр. ethos — обычай) — объясня­ет смысл и роль морали:

  • Добро — всё то, что спо­собствует улуч­шению жизни, нравственному возвышению лич­ности, совершен­ствованию обще­ства и природы.
  • Долг — превращение требования мо­рали в личную задачу данного конкретного че­ловека.
  • Совесть — способность лич­ности осуществ­лять моральный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравст­венные обязаннос­ти, требовать от себя их выпол­нения и произво­дить самооценку совершаемых по­ступков.

В процессе исторического развития мораль играет в обществе чрезвычайно важную роль.

Функции морали

· Мировоззренческая – мораль является одним из способов познания окружающего мира, помогающая человеку объяснять и оценивать, происходящие вокруг события с позиций добра и зла, совести и бессовестности, долга и безответственности. Например, через мораль, человек получает представление о добре и зле, чести и достоинстве. Пример функции: глубокое чувство патриотизма и любви к Отечеству помогло советскому народу победить фашизм.

· Воспитательная – мораль ориентирует человека на общечеловеческие идеалы и ценности. Пример функции: мама объяснила маленькому Саше, что нужно делиться игрушками.

· Регулятивная – моральные нормы помогают человеку действовать в разных жизненных ситуациях правильно, поступать так, чтобы вызвать одобрение окружающих людей и избежать порицаний. Пример функции: Старшеклассники Сергей и Антон помогли первоклашкам перейти дорогу.

· Оценочная – мораль устремляет нас к идеалу, оценивая действительность. Пример функции: Марат, увидев пожилую женщину с тяжелыми сумками, захотел помочь донести их до дома.

· Коммуникативная – любое действие человека приобретает моральный смысл в межличностных отношениях, через общение. Пример функции: Наташа всегда внимательно выслушивает собеседника, добра и терпелива к мнению других людей, поэтому к ней тянутся люди.

Гуманизм (лат. humanus — человечный), или челове­колюбие — принцип морали, в основе которого лежит убеждение в безграничности возможностей человека и его способности к самосовершенствованию, требование свободы и защиты достоинства личности, идея о праве человека на счастье.

Этот принцип сложился на базе идейного течения, возникшего в эпоху Возрождения. Гуманисты (Ф. Пет­рарка, Леонардо да Винчи, Н. Коперник, Ф. Бэкон, У. Шекспир и др.) провозглашали человека венцом при­роды, центром мироздания. В человеке, с их точки зре­ния, должны гармонично сочетаться естественное и ду­ховное начала, он имеет право на счастье в земной жизни, и его стремление к счастью должно стать основой нравст­венности.

Человечность — моральное качество, выражающее принцип гуманизма применительно к повседневным взаимоотноше­ниям людей.


Связь морали с другими институтами духовной сферы

 

Как уже было сказано мораль носит всеохватывающий характер и этим отличается от других социальных институтов. Мораль тесно связана с религией. Оба института возникли издревле как регуляторы поведения человека и факторы единения общества. Мораль для верующего обычно сливается с религией. И мораль, и религия формируют представление о добре и зле. Золотое правило нравственности «Не делай другому того, чего не желаешь себе», тем или иным образом сформулировано во всех религиях.

Право так же, как и мораль является основным регулятором общественных отношений. Человеческие поступки можно оценить и с точки зрения морали, и с точки зрения права. Если моральная оценка держится на силе общественного мнения и не имеет регламентирующих документов, то правовая устанавливается государством и закреплена в законах. Любому правовому поступку можно дать и моральную оценку. К примеру, человека, совершившего кражу, лишают свободы, сажая в тюрьму (правовая оценка), а знакомые и родные люди осуждают его, перестают уважать (моральная оценка). Но не каждый моральный поступок может быть оценен правом. Ведь нельзя, оштрафовать мужчину за то, что он не уступил место даме. Соблюдение правовых норм обеспечивается силой государственного принуждения: полицией, прокуратурой, судом и другими правоохранительными органами. Но в обществе нет специальных учреждений, следящих за соблюдением норм морали. Она зиждется на чувствах долга и совести самого человека. Право устанавливает внешние границы поведения человека, а мораль и внешние границы, и внутреннее самоопределение человека. Люди свободны в выборе пути добродетели или порока, но при этом несут ответственность за свой выбор.

 

 

Практическое задание

Задания на контроль

  1. Установите соответствие:
Понятие Определение
  1. Этика
  2. Мораль
  3. Нравственность
А) высокие идеалы человеческого поведения; Б) наука, изучающая мораль и нравственность; В) нормы, регулирующие поведение человека.

2. Ответьте на вопросы. Если вы согласны с утверждением поставьте «+», если не согласны поставьте «-».

1. Выбирая между добром и злом, человек делает моральный выбор.

2. Быть моральным это значит отвечать за свои поступки, совершать добрые дела.

3. Мораль представляет собой нормы, установленные государством.

4. За нарушение норм морали наступает юридическая ответственность.

5. Золотое правило нравственности учит нас относиться к людям так, как хотим мы, что бы относились к нам.

6. Мораль и право регулируют поведение человека в обществе.

7. Нарушение моральных норм наказывается общественным мнением.

8. Выполнение норм морали обязательно.

3. Какое из перечисленных ниже определений не относится к понятию «мораль»:

А) Совокупность представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости, хорошем и плохом, а так же нормы поведения, основанные на этих представлениях.

Б) Установленное и охраняемое государством правило поведения, за нарушение которого наступает юридическая ответственность.

В) Система норм, правил, регулирующих совместную жизнедеятельность людей в обществе.

МОРАЛЬ

Мораль (от лат. moralis, mores — нравственный, отно­сящийся к нраву, характер) — совокупность особых, духовных правил, регулирующих поведение человека, его отношение к другим людям, самому себе, а также к окружающей среде.

Смысл морали воплощен в ее «золотом правиле»: «По­ступай по отношению к другому так, как ты хотел бы, чтобы он поступал по отношению к тебе» (или: «Не де­лай другому того, чего себе не желаешь»).

Содержание морали:

  1. Принципы морали (от лат. principium — основа) — исходные положения, на основе которых строится вся мораль, всё моральное поведение человека (гуман­ность, справедливость, ми­лосердие, терпимость и др.)
  2. Нормы морали (заповеди) — правила поведения, строго и конкретно предписываю­щие человеку, какие по­ступки он должен (или не должен) совершать (ува­жай старших, не убивай, не лги, не воруй, не зави­дуй, не клевещи и др.)
  3. Моральный идеал (от гр. idea — понятие, справедливость) — всё самое лучшее, что вы­работано моралью, чело­веколюбие.
  4. Моральные (всеобщие, об­щечеловеческие, абсолют­ные) ценности — нечто важное, необходи­мое, полезное для жизни (смысл жизни, свобода, счастье и др.).

Требования морали распространяются на всех людей и не допускают никаких исключений.

Однако нормы морали являются лишь образцом должного поведения. Реальное же воплощение мораль­ных правил в жизнь требует от человека больших личных усилий, особой душевной энергии, мужества. Только собственные сознательные действия позволяют человеку без всякого внешнего принуждения, самостоя­тельно и свободно применять моральные нормы в любой жизненной ситуации.

Основные понятия, с помощью которых наука о морали — этика (от гр. ethos — обычай) — объясня­ет смысл и роль морали:

  • Добро — всё то, что спо­собствует улуч­шению жизни, нравственному возвышению лич­ности, совершен­ствованию обще­ства и природы.
  • Долг — превращение требования мо­рали в личную задачу данного конкретного че­ловека.
  • Совесть — способность лич­ности осуществ­лять моральный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравст­венные обязаннос­ти, требовать от себя их выпол­нения и произво­дить самооценку совершаемых по­ступков.

В процессе исторического развития мораль играет в обществе чрезвычайно важную роль.

Функции морали

· Мировоззренческая – мораль является одним из способов познания окружающего мира, помогающая человеку объяснять и оценивать, происходящие вокруг события с позиций добра и зла, совести и бессовестности, долга и безответственности. Например, через мораль, человек получает представление о добре и зле, чести и достоинстве. Пример функции: глубокое чувство патриотизма и любви к Отечеству помогло советскому народу победить фашизм.

· Воспитательная – мораль ориентирует человека на общечеловеческие идеалы и ценности. Пример функции: мама объяснила маленькому Саше, что нужно делиться игрушками.

· Регулятивная – моральные нормы помогают человеку действовать в разных жизненных ситуациях правильно, поступать так, чтобы вызвать одобрение окружающих людей и избежать порицаний. Пример функции: Старшеклассники Сергей и Антон помогли первоклашкам перейти дорогу.

· Оценочная – мораль устремляет нас к идеалу, оценивая действительность. Пример функции: Марат, увидев пожилую женщину с тяжелыми сумками, захотел помочь донести их до дома.

· Коммуникативная – любое действие человека приобретает моральный смысл в межличностных отношениях, через общение. Пример функции: Наташа всегда внимательно выслушивает собеседника, добра и терпелива к мнению других людей, поэтому к ней тянутся люди.

Гуманизм (лат. humanus — человечный), или челове­колюбие — принцип морали, в основе которого лежит убеждение в безграничности возможностей человека и его способности к самосовершенствованию, требование свободы и защиты достоинства личности, идея о праве человека на счастье.

Этот принцип сложился на базе идейного течения, возникшего в эпоху Возрождения. Гуманисты (Ф. Пет­рарка, Леонардо да Винчи, Н. Коперник, Ф. Бэкон, У. Шекспир и др.) провозглашали человека венцом при­роды, центром мироздания. В человеке, с их точки зре­ния, должны гармонично сочетаться естественное и ду­ховное начала, он имеет право на счастье в земной жизни, и его стремление к счастью должно стать основой нравст­венности.

Человечность — моральное качество, выражающее принцип гуманизма применительно к повседневным взаимоотноше­ниям людей.


Связь морали с другими институтами духовной сферы

 

Как уже было сказано мораль носит всеохватывающий характер и этим отличается от других социальных институтов. Мораль тесно связана с религией. Оба института возникли издревле как регуляторы поведения человека и факторы единения общества. Мораль для верующего обычно сливается с религией. И мораль, и религия формируют представление о добре и зле. Золотое правило нравственности «Не делай другому того, чего не желаешь себе», тем или иным образом сформулировано во всех религиях.

Право так же, как и мораль является основным регулятором общественных отношений. Человеческие поступки можно оценить и с точки зрения морали, и с точки зрения права. Если моральная оценка держится на силе общественного мнения и не имеет регламентирующих документов, то правовая устанавливается государством и закреплена в законах. Любому правовому поступку можно дать и моральную оценку. К примеру, человека, совершившего кражу, лишают свободы, сажая в тюрьму (правовая оценка), а знакомые и родные люди осуждают его, перестают уважать (моральная оценка). Но не каждый моральный поступок может быть оценен правом. Ведь нельзя, оштрафовать мужчину за то, что он не уступил место даме. Соблюдение правовых норм обеспечивается силой государственного принуждения: полицией, прокуратурой, судом и другими правоохранительными органами. Но в обществе нет специальных учреждений, следящих за соблюдением норм морали. Она зиждется на чувствах долга и совести самого человека. Право устанавливает внешние границы поведения человека, а мораль и внешние границы, и внутреннее самоопределение человека. Люди свободны в выборе пути добродетели или порока, но при этом несут ответственность за свой выбор.

 

 

Практическое задание

Ниже приведены высказывания о различных моральных качествах. Можно ли обойтись без указанных качеств? Как они влияют на отношения между людьми? Оформите ответ в виде сочинения-рассуждения.

Платон: «Порядочность - искренность нрава, соединенная с правильным образом мыслей».

Г. Гегель: «Деликатность заключается в том, чтобы не делать и не говорить того, что не позволяют окружающие условия».

Д. Локк: «Благовоспитанность есть внешнее выражение внутренней деликатности души, заключающейся в общей благожелательности и внимании ко всем людям».

П. Буаст: «Учтивость - это благосклонность в мелочах и постоянное внимание к потребностям тех, с кем мы общаемся».

Ж. Лабрюйер: «Суть учтивости состоит в стремлении говорить и вести себя так, чтобы наши ближние были довольны и нами, и самими собой».

Ж. Сталь: «Учтивость - это узы, связывающие людей, чуждых друг другу».

Б. Шоу: «Добродетель, состоит не в том, чтобы воздерживаться от порока, а в том, чтобы не стремиться к нему».

Ж. Лабрюйер: «Добродетельный человек не может не быть благовоспитан, но не всякий благовоспитанный человек добродетелен».

 

Задания на контроль

  1. Установите соответствие:
Понятие Определение
  1. Этика
  2. Мораль
  3. Нравственность
А) высокие идеалы человеческого поведения; Б) наука, изучающая мораль и нравственность; В) нормы, регулирующие поведение человека.

2. Ответьте на вопросы. Если вы согласны с утверждением поставьте «+», если не согласны поставьте «-».

1. Выбирая между добром и злом, человек делает моральный выбор.

2. Быть моральным это значит отвечать за свои поступки, совершать добрые дела.

3. Мораль представляет собой нормы, установленные государством.

4. За нарушение норм морали наступает юридическая ответственность.

5. Золотое правило нравственности учит нас относиться к людям так, как хотим мы, что бы относились к нам.

6. Мораль и право регулируют поведение человека в обществе.

7. Нарушение моральных норм наказывается общественным мнением.

8. Выполнение норм морали обязательно.

3. Какое из перечисленных ниже определений не относится к понятию «мораль»:

А) Совокупность представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости, хорошем и плохом, а так же нормы поведения, основанные на этих представлениях.

Б) Установленное и охраняемое государством правило поведения, за нарушение которого наступает юридическая ответственность.

В) Система норм, правил, регулирующих совместную жизнедеятельность людей в обществе.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.05 с.