Тема урока: «Маленький принц»: вечные истины в сказке. — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Тема урока: «Маленький принц»: вечные истины в сказке.

2020-08-20 952
Тема урока: «Маленький принц»: вечные истины в сказке. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вывод.

Честолюбец – человек, который стремится к почетному положению, жаждет известности.

Тщеславие - высокомерное стремление к славе, к почитанию.

На второй планете жил честолюбец, который хотел, чтобы им все восхищались. Он хочет быть признанным самым красивым, нарядным, богатым и умным на планете. Но на этой планете всего один человек – он сам.

Честолюбие — это жажда известности, стремление к почётному положению.
Неплохо, если оно развито в человеке в разумных пределах.  Но если честолюбие переходит все границы, то оно превращается в тщеславие. Это не лучшее человеческое качество. Тщеславие порождает равнодушие к людям, расчётливость, эгоизм.

Астероид 327. Планета пьяницы.

Вопросы:

- Почему Маленький Принц пожалел пьяницу?

- Какие афоризмы вы нашли? (Без веры человек не способен сопротивляться плохому ни физически, ни нравственно).

- Как вы понимаете эти слова?

Вывод. Пьяница пьет оттого, что ему стыдно за себя. В выпивке он находит забвение. Напившись, утрачивает чувство стыда и совести. Каждый человек должен найти силы изменить себя, если это необходимо. Нужно бороться со своими слабостями и искать истинный смысл жизни. Пьянство – страшная болезнь, которая ведёт к деградации человеческой личности.

Житель третьей планеты поверг маленького путешественника в уныние. Ему становится жаль горького пьяницу, который не может найти в себе силы вырваться из порочного круга болезненного пристрастия.

Астероид 328. Планета делового человека.

Вопросы:

- Чем занят деловой человек?

- Что является самым главным в его жизни?

- Какие художественные средства использует автор? (гротеск).

Вывод. Если человек считает своим главным достоинством то, что он серьёзный и деловой и занят только делом, его жизнь прожита напрасно. Если он «за всю свою жизнь ни разу не понюхал цветка, ни разу не поглядел на звезду, никого никогда не любил, он не человек, он гриб». Нельзя жить лишь одним стремлением к выгоде, не замечая прекрасного вокруг себя. Такая жизнь ущербна. Ценность жизни не в наживе и богатстве.

Астероид 329. Планета фонарщика.

Вопросы:

- Чем занимается фонарщик на своей планете?

- Есть ли польза от его труда?

- Какое качество ему присуще?

- Как вы воспринимаете его образ: как отрицательный или положительный?

На пятой, самой Маленькой планете, фонарщик то зажигал, то гасил фонарь, потому что такой уговор. Маленькому принцу он понравился за то, что верен был своему слову.

Информация к размышлению.

Однажды, заблудившись в небе Сахары, Экзюпери увидел: слева на горизонте сверкнула огненная точка, И в счастье спасения, в мерцании этого далёкого огня, может быть, впервые возник образ фонарщика. Ведь фонарщики живут не только на крошечных планетах. Всю жизнь быть для людей, для любимого или просто близкого человека маяком — в этом, наверное, счастье человека. На свете должны быть люди, которые освещают нам путь в ночи, во тьме. Если бы не они, мы затерялись бы в лабиринтах жизни.

Астероид 330. Планета географа.

Вопросы:

- Работа географа кому-нибудь полезна?

- Есть ли у него настоящие знания?

Вывод.

Обитающий на шестой планете географ сначала кажется малышу настоящим, но очень скоро принц разочаровывается в нем, потому что тот никогда «не выходит из кабинета» и обо всем интересном вокруг знает лишь понаслышке. Его не интересует даже собственная планета, так как он считает себя «важным лицом и ему некогда разгуливать». Но именно географ, размышляющий о вечном, заставляет задуматься и пожалеть ее.

- В своей сказке писатель ставит важную проблему ценностей.

Ценности – это значимые, важные предметы, явления или понятия для человека.

- Почему Маленький принц не задерживается на этих планетах?

 (Маленький принц знакомится с человеческими пороками в высшей степени их проявления. Но детская душа, чистая и невинная, не понимает их и не принимает.

- Мы, вслед за Маленьким принцем, видим абсурдность поведения взрослых и ищем ответы на вопросы:

    Зачем власть, если нет подчиненных;

    Зачем слава, если нет поклонников;

    Зачем жить, если стремишься к забвению;

    Зачем богатство, если его некуда деть;

    Зачем работа, если она бессмысленна;

    Зачем наука, если она не основана на фактах?

    Зачем? Зачем? Зачем?)

-Побывав на 6 планетах Маленький принц отправляется на планету Земля…Маленький принц попадает в пустыню, хотя… «Земля – планета непростая! На ней насчитывается сто одиннадцать королей, семь с половиной миллионов пьяниц, триста одиннадцать миллионов честолюбцев – итого около двух миллиардов взрослых».

- Наверное, Маленькому принцу не повезло, как вы думаете?

       (Маленький принц еще не готов к встрече с Человеком – он узнал о нем только плохое, он может растеряться среди большого количества людей.)

- С кем встречается Маленький принц на Земле?

- Змея.(Согласно мифологии Змея символ мудрости или бессмертия)

- Цветок.(Символ красоты)

- Лис.(Символ мудрости и знания жизни)

    После путешествия по планетам Маленький принц открыл для себя несколько истин.

Афоризмы от А. Экзюпери

– Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил.

– Зорко одно лишь сердце.

– С каждого надо спрашивать то, что он может дать.

– Себя судить куда труднее, чем других.

– Светильники надо беречь: порыв ветра может их погасить.

– Самая большая роскошь на свете – это роскошь человеческого общения.

– Одни только дети знают, чего ищут.

Пусть эти выражения станут росточками красивых и добрых растений в саду вашей души. Чтобы создать сад вокруг себя, надо создать сад в своей душе.

Игра “Дотянись до звезд”.

– Закройте глаза. Сделайте глубокий вдох и медленный выдох…

Представьте себе, что над вами ночное небо, усыпанное звездами. Посмотрите на какую-нибудь особенно яркую звезду, которая ассоциируется у вас с мечтой, желанием что-либо иметь или кем-либо стать…(пауза).

Теперь открой глаза и протяни руки к небу, чтобы дотянуться до своей звезды. Старайся изо всех сил! И ты обязательно сможешь достать рукой свою звезду. Сними ее с неба и бережно держи перед собой в ладонях….

-Вернемся к фразе Экзюпери «У каждого человека своя звезда»

Чтобы ее понять, давайте познакомимся со сказкой Г.Цыферова “Что такое звезды”.

– А что такое звезды? – спросил однажды кузнечик.

Лягушонок задумался и сказал:

– Большие слоны говорят: “Звезды – это золотые гвоздики, ими прибито небо”. Но ты не верь.

Большие медведи думают: “Звезды – это снежинки, что забыли упасть”. Но и им ты тоже не верь.

Послушай меня лучше. Мне кажется, виноват большой дождь.

После большого дождя растут большие цветы. А еще мне кажется, когда они достают головой небо, то они и засыпают там, поджав длинные ножки.

– Да, – сказал кузнечик. – Это больше похоже на правду. Звезды – это большие цветы. Они спят в небе, поджав длинные ножки.

Учитель: Как вы думаете, почему все герои давали свои объяснения происхождению звезд?

Ученики: Потому, что это им понятнее и ближе. И они все правы.

- Да, несмотря на то, что у каждого человека свои мечты, планы, свое понимание жизни, “все люди вокруг нас везде и всюду стремятся к одному и тому же…” – к своим звездам. Стремятся быть понятыми, счастливыми, нужными, Любимыми!!!

- Да, конечно, ДЕТСТВО – это отправная точка пути.

А что же тогда такое ВЗРОСЛОСТЬ? Непростой вопросы. Чтобы попытаться ответить на него, переходим к выполнению творческого задания.

- Мы с вами сегодня много путешествовали вместе с Маленьким принцем, думали о том, что бы мы изменили, чтобы мир стал добрее, чище.

- Предлагаю выполнить практическую работу и вывести формулу добра. Для меня формула добра вот такая. Я ценю прежде всего Милосердие, любовь, понимание, заботу, доверие, верность, преданность, ответственность.

Учитель: А теперь попробуйте вывести свою  формулу добра.

Подведение итогов урока.

–  Маленький принц научился видеть главное: по-настоящему ценным является одна-единственная роза, один самый желанный глоток воды. Учитесь радоваться золотым колосьям пшеницы, безграничному звездному небу, свежему глотку родниковой воды, цветку, подаренному от чистого сердца!

– Маленький принц ушел, но всегда возвращается к тем, кто всем сердцем принял законы, подаренные Лисом.  Тогда для них в ночном небе расцветают звезды, и среди них та, где живет Маленький принц, где звучит его смех. Он наполняет сердца людей живой водой, словно музыка, и зажигает в них огонек любви, огонек милосердия. И миллионы огоньков сливаются в один ярко горящий костер любви! А по земле царственно ступает доброта. Ведь что может быть красивее доброго сердца, где живут самые милосердные законы! Откройте свои сердца навстречу друг другу.

- Я верю: в каждом навсегда
Добро поселится и радость.
Взойдет любовь, отступит старость,
Найдутся новые друзья.

Все будет хорошо!

Тема урока: «Маленький принц»: вечные истины в сказке.

                                 Ход урока

                                                                             “У каждого человека свои звезды”

                                                                                                               А. Экзюпери.

 - Ведь если звёзды зажигают,

 значит это кому-нибудь нужно?

 Значит это необходимо,

 чтоб каждый вечер над крышами

загоралась хоть одна звезда?!

-   Этот вопрос задавали сотни мудрецов. И Маленький принц задумчиво говорит: «Хотел бы я знать, зачем звёзды светятся». А вы, ребята, когда последний раз смотрели на звёзды?

- А когда говорили друг с другом по душам? Не об уроках, не о футболе, не о новом компьютере или игре, а о чём-то сокровенном, о чём не со всяким поговоришь? И, вообще, есть ли такой человек, кроме мамы, которому вы можете всё про себя рассказать, всё до донышка, ничего не утаивая?

 - Задумались... Наверно, говорите про себя: «Какие звёзды, какая душа, если и без них вздохнуть некогда, есть проблемы куда важнее: контрольные, зачёты, уроки...»

 - Но давайте сегодня попробуем хоть ненадолго остановиться, сказать себе «стоп», не торопись, задумайся о вечном!

- Я приглашаю вас к размышлению над самыми важными, философскими вопросами:

- Для чего человек живёт? В чём же истинное счастье?

Что значит верная дружба и настоящая любовь?

А собеседником нашим будет добрый, мудрый человек, известный нам — французский писатель А. де Сент- Экзюпери и, конечно, главный герой его повести-сказки загадочный Маленький принц

– Какие темы освещает А. Экзюпери в своем произведении?

( – взаимоотношения между детьми и взрослыми
– тему дружбы и преданности
– долга и справедливости
– смысла жизни)

- Какова идея произведения?

( Показать, что имеет в жизни настоящую ценность. А это забота, преданность, дружба, любовь и доброта…)

- Какова же главная проблема сказки – повести?

(Это проблема взаимоотношения между детьми и взрослыми)

- Давайте вспомним, кому посвящена эта сказка.

– Какая фраза заставила вас задуматься и почему?

(“Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит”. Взрослые не всегда понимают детей. А если бы они помнили себя маленькими и могли бы рассудить с позиции ребенка, то быстрее нашли бы общий язык со своими детьми).

-  Как часто в жизни бывает, что взрослые не всегда понимают детей. Да и зачастую дети не понимают взрослых. Взрослый человек живет разумом, а ребенок душой и интуицией, которую, взрослея, к сожалению, утрачивает.

– Сегодня, я хочу вместе с вами мысленно вернуться в детство. Ведь, наверное, каждому взрослому в трудные минуты жизни этого хотелось и не один раз.

- Но дети еще не знают или взрослые уже забыли, что такое забота, нужность, милосердие, дружба, понимание и любовь…

- И сегодня на уроке мы поговорим о пути познания этих важных жизненных ценностей, которые так нужны детям и которые необходимо вспомнить взрослым.

Итак, путь…

- Как вы понимаете лексическое значение слова Путь?

-А в словаре Ожегова дается следующее определение этому многозначному слову. Мы обратим внимание только на 4 лексическое значение.

ПУТЬ, и, путём, о пути, мн. и, ей, ям, м.

1. То же, что дорога (в 1 знач.). Широкий п. На обочине пути. Каменистый п. Горные пути. Расчистить п. (также перен., кому-чему: дать возможность свободно действовать, развиваться). Куда п. держите? (куда направляетесь?).

2. Место, линия в пространстве, где происходит передвижение, сообщение. Воздушные пути. Водные пути. Пути сообщения (железнодорожные, автомобильные, воздушные, водные).

 3. Железнодорожная колея, линия. Служба пути. Запасный п. Ремонт путей. П. открыт (о соответствующем сигнале светофора, семафора).

 4.  Жизненный п. (перен.: жизнь человека). Сбиться с пути (также перен.). В последний п. провожать кого-н. (перен.: хоронить; высок.). Стоять поперёк пути кому-н. или на пути у кого-н. (также перен.: служить препятствием, мешать кому-н.). Счастливого пути! и счастливый п.! (прощальное пожелание уезжающему, уходящему). Во время пути. В пути кто-н. (едет или идёт, направляется кудан.). Наш п. лежит на север. Не ищет лёгких путей кто-н. (перен.: не боится трудностей). Идти своим путём (также перен.: никому не подражая, действуя самостоятельно). П. развития. Направить на п. истины. Действовать мирным путём.


– Как понять высказывание: у каждого человека свой путь?

Значит, у каждого своя дорога в жизни.

– Кем мечтал стать маленький Антуан? (Художником).

– Почему вы так решили? (Подтверждение словами из текста глава 1)

– Поняли ли его взрослые? Почему? (“Взрослые никогда ничего не понимают сами, а для детей очень утомительно без конца им все объяснять и растолковывать”).

– Прочитайте, что взрослые посоветовали после того, как мальчик, уточнив рисунок, объяснил его суть? (“Взрослые посоветовали мне не рисовать змей ни снаружи, ни изнутри, а побольше интересоваться географией, историей, арифметикой и правописанием”).

– К чему привел совет взрослых? (Ребенок утратил веру в себя).

- Важна ли поддержка взрослого?

- Что вселяет в ребенка поддержка взрослого?

А каким вы себе представляете маленького принца? Нарисуйте его портрет словами. (2 глава)

Жил - был на маленькой планете величиной с дом Маленький принц, необыкновенный мальчик с золотыми волосами. Он пришел на Землю с другой планеты, астероида Б–612. Маленький принц каждый день чистил вулканы, на которых разогревал завтрак, выпалывал корни баобабов, чтобы они не завладели планетой. У него было правило: встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету. Печальна и однообразна была жизнь Маленького принца на этой планете. Долгое время у него было лишь одно развлечение – любоваться закатом. Маленький принц — это ребёнок, который всё видит не так, как взрослые: Маленький принц, ребёнок, который познаёт мир, ему всё интересно, он стремится узнать как можно больше о мире, людях, жизни, природе. Он очень любознательный, общительный, вежливый, ответственный. Пустые слова он принимал близко к сердцу и стал чувствовать себя очень несчастным».

– Что еще вы знаете о Маленьком принце?

(Маленький принц очень одинок. Он живет на маленькой планетке астероид Б-612. Там росла прекрасная Роза, за которой Маленький принц стал ухаживать. Он полюбил этот капризный цветок. Однажды малыш поссорился с ней, и тогда он решил отправиться в путешествие по другим планетам).

– А как вы думаете, зачем он отправился в путешествие?

(Он отправляется искать другой такой же красивый цветок-мечту в надежде, что это и будет его настоящий друг.)

- Вот и мы отправимся с вами в путешествие вместе с Маленьким принцем по планетам.

- Каждый астероид имеет свой номер — от 325 до 330, — как квартиры многоэтажного дома. В сказке Сент-Экзюпери даже цифры символичны: в них намёк на то, что в современном мире люди разъединены, живут в соседних квартирах, словно на разных планетах. Жизнь обитателей астероидов бессмысленна, поэтому они не заслуживают хорошего названия своему дому. Это собирательные образы нечестивцев. Портреты их типичны, поэтому автору достаточно для полноты картины назвать цифры.

Астероид 325. Планета короля.

Вопросы:

- Какие черты определяют характер короля? Нравятся ли они вам?

- Почему Маленький Принц отказался от должности министра?

- Почему  он не сразу покинул эту планету?

- Какие афоризмы вы нашли в тексте?

(С каждого надо спрашивать то, что он может; власть прежде всего должна быть разумной; судить себя куда труднее, чем других).

- Что они обозначают?

- А в нашей жизни им есть место?

Вывод. На первом астероиде Маленький принц познакомился со старым королем, который был один на всей планете и считал, что правит всем. В каждом видит подданного и не может прожить минуты, не издавая приказов. Король хочет назначить Маленького принца министром юстиции – а судить некого.

Звучит мысль о разумности власти. Правитель должен знать потребности и способности своих подданных и не требовать от них больше того, на что они способны

 

Астероид 326. Планета честолюбца.

Вопросы:

- Чем занимается честолюбец на своей планете?

- О чём он в этот момент думает и размышляет?

- А вам в жизни встречались такие люди? Как их можно назвать?

- Какие афоризмы вы нашли? (Тщеславные люди глухи ко всему).

Вывод.

Честолюбец – человек, который стремится к почетному положению, жаждет известности.

Тщеславие - высокомерное стремление к славе, к почитанию.

На второй планете жил честолюбец, который хотел, чтобы им все восхищались. Он хочет быть признанным самым красивым, нарядным, богатым и умным на планете. Но на этой планете всего один человек – он сам.

Честолюбие — это жажда известности, стремление к почётному положению.
Неплохо, если оно развито в человеке в разумных пределах.  Но если честолюбие переходит все границы, то оно превращается в тщеславие. Это не лучшее человеческое качество. Тщеславие порождает равнодушие к людям, расчётливость, эгоизм.

Астероид 327. Планета пьяницы.

Вопросы:

- Почему Маленький Принц пожалел пьяницу?

- Какие афоризмы вы нашли? (Без веры человек не способен сопротивляться плохому ни физически, ни нравственно).

- Как вы понимаете эти слова?

Вывод. Пьяница пьет оттого, что ему стыдно за себя. В выпивке он находит забвение. Напившись, утрачивает чувство стыда и совести. Каждый человек должен найти силы изменить себя, если это необходимо. Нужно бороться со своими слабостями и искать истинный смысл жизни. Пьянство – страшная болезнь, которая ведёт к деградации человеческой личности.

Житель третьей планеты поверг маленького путешественника в уныние. Ему становится жаль горького пьяницу, который не может найти в себе силы вырваться из порочного круга болезненного пристрастия.

Астероид 328. Планета делового человека.

Вопросы:

- Чем занят деловой человек?

- Что является самым главным в его жизни?

- Какие художественные средства использует автор? (гротеск).

Вывод. Если человек считает своим главным достоинством то, что он серьёзный и деловой и занят только делом, его жизнь прожита напрасно. Если он «за всю свою жизнь ни разу не понюхал цветка, ни разу не поглядел на звезду, никого никогда не любил, он не человек, он гриб». Нельзя жить лишь одним стремлением к выгоде, не замечая прекрасного вокруг себя. Такая жизнь ущербна. Ценность жизни не в наживе и богатстве.

Астероид 329. Планета фонарщика.

Вопросы:

- Чем занимается фонарщик на своей планете?

- Есть ли польза от его труда?

- Какое качество ему присуще?

- Как вы воспринимаете его образ: как отрицательный или положительный?

На пятой, самой Маленькой планете, фонарщик то зажигал, то гасил фонарь, потому что такой уговор. Маленькому принцу он понравился за то, что верен был своему слову.

Информация к размышлению.

Однажды, заблудившись в небе Сахары, Экзюпери увидел: слева на горизонте сверкнула огненная точка, И в счастье спасения, в мерцании этого далёкого огня, может быть, впервые возник образ фонарщика. Ведь фонарщики живут не только на крошечных планетах. Всю жизнь быть для людей, для любимого или просто близкого человека маяком — в этом, наверное, счастье человека. На свете должны быть люди, которые освещают нам путь в ночи, во тьме. Если бы не они, мы затерялись бы в лабиринтах жизни.

Астероид 330. Планета географа.

Вопросы:

- Работа географа кому-нибудь полезна?

- Есть ли у него настоящие знания?

Вывод.

Обитающий на шестой планете географ сначала кажется малышу настоящим, но очень скоро принц разочаровывается в нем, потому что тот никогда «не выходит из кабинета» и обо всем интересном вокруг знает лишь понаслышке. Его не интересует даже собственная планета, так как он считает себя «важным лицом и ему некогда разгуливать». Но именно географ, размышляющий о вечном, заставляет задуматься и пожалеть ее.

- В своей сказке писатель ставит важную проблему ценностей.

Ценности – это значимые, важные предметы, явления или понятия для человека.

- Почему Маленький принц не задерживается на этих планетах?

 (Маленький принц знакомится с человеческими пороками в высшей степени их проявления. Но детская душа, чистая и невинная, не понимает их и не принимает.

- Мы, вслед за Маленьким принцем, видим абсурдность поведения взрослых и ищем ответы на вопросы:

    Зачем власть, если нет подчиненных;

    Зачем слава, если нет поклонников;

    Зачем жить, если стремишься к забвению;

    Зачем богатство, если его некуда деть;

    Зачем работа, если она бессмысленна;

    Зачем наука, если она не основана на фактах?

    Зачем? Зачем? Зачем?)

-Побывав на 6 планетах Маленький принц отправляется на планету Земля…Маленький принц попадает в пустыню, хотя… «Земля – планета непростая! На ней насчитывается сто одиннадцать королей, семь с половиной миллионов пьяниц, триста одиннадцать миллионов честолюбцев – итого около двух миллиардов взрослых».

- Наверное, Маленькому принцу не повезло, как вы думаете?

       (Маленький принц еще не готов к встрече с Человеком – он узнал о нем только плохое, он может растеряться среди большого количества людей.)

- С кем встречается Маленький принц на Земле?

- Змея.(Согласно мифологии Змея символ мудрости или бессмертия)

- Цветок.(Символ красоты)

- Лис.(Символ мудрости и знания жизни)

    После путешествия по планетам Маленький принц открыл для себя несколько истин.

Афоризмы от А. Экзюпери

– Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил.

– Зорко одно лишь сердце.

– С каждого надо спрашивать то, что он может дать.

– Себя судить куда труднее, чем других.

– Светильники надо беречь: порыв ветра может их погасить.

– Самая большая роскошь на свете – это роскошь человеческого общения.

– Одни только дети знают, чего ищут.

Пусть эти выражения станут росточками красивых и добрых растений в саду вашей души. Чтобы создать сад вокруг себя, надо создать сад в своей душе.


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.109 с.