Соответствие и нарушение формального закона и содержания. — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Соответствие и нарушение формального закона и содержания.

2020-08-20 115
Соответствие и нарушение формального закона и содержания. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 И теперь несколько слов о формальном законе в области ритма. Поэты, создавая свои произведения, вряд ли думают об изначальном зарождении ритма: эти стихи я напишу четырехстопным амфибрахием. Ритм стихов рождался параллельно с видением образа.

 Но в процессе работы над стихами ритм идентифицируется и предстает как закон, требующий соблюдения. Почему он требует соблюдения? Дело в том, что всякое формальное правило ощущается собеседником (читателем, слушателем), а отклонение от него, как бы «дергает» внимание читателя (слушателя). Ритмический сбой подобен спотыканию.

 В этом месте может происходить смена ритма, т.е. смена одного ритмического закона другим. Она должна иметь причину: смысловую или эмоциональную. Новый ритм соответствует новым смыслам или иным эмоциям. Но если ритмические отклонения (сбои) находятся на определенных, симметричных местах, это не означает смены ритмического закона, а говорит о том, что он более сложен.

 Беспричинные же ритмические сбои воспринимаются как небрежность или неумелость автора.

 То же самое можно сказать и о рифмах: бедные или глубокие, ассонансные или диссонансные вовсе ничего не говорят о качестве стиха. Но первое же появление бедной рифмы среди глубоких или, наоборот, богатой среди бедных так же вызывает «спотыкание» восприятия, как и ритмический сбой и должно быть оправдано.

 При этом чередование разнородных рифм так же означает лишь усложнение закона. Следует иметь в виду, что глубокие и необычные рифмы привязывают значительную долю внимания читателя к рифмующимся словам. Значит, именно на эти слова должна приходиться основная смысловая и эмоциональная нагрузка.

Строфика. Если это не особые формы (сонет, рондо, триолет и т.д.), строфа, кроме того, что представляет собой законченный частный смысл и соответствующий ему образ (может быть, составленный из нескольких тропов), подразумевает возможность смены одного формального (ритм и рифма) на другой. Если мысль, заключенная в строфе, не завершается в ней, а переходит в следующую строфу (незаконченное предложение), то и здесь единичный случай воспринимается как ошибка, за исключением финальных строф.

    Симметричное же расположение строф с незавершенной мыслью (например, пары строф) означают только усложнение строфического закона. Если же все строфы с незавершенными мыслями, то стихотворение по сути становится астрофичным, и разбивка его на строфы теряет принципиальное значение.

Аллитерации (всех видов). Основные ошибки:

- механическая смена аллитерирующих звуков (аллитерация ради аллитерации),

- звукоподражание несоответствующими звуками, например, шорохов звонкими согласными и т.д.

Что же касается взаимообусловленности тропов и образного ряда и их соотношения с формальным законом, то здесь можно сказать следующее: ясные мысли и понятные чувства требуют простых тропов, т.е. более автологического, чем металогического стиля – выспренняя или вычурная речь по несоответствующему поводу свойственна юмористическим произведениям [2][3][4].

 

 

Подведем итоги.

Перечисленное выше можно назвать основами литературного (текстового) анализа музыкально-поэтического произведения. Ещё более подробно ознакомиться с данным вопросом можно при желании в других статьях и работах философов и филологов. Подобный литературный анализ в полной мере применим к завершенным произведениям. Точнее, к стихотворной части (слова, текст) песни.

 Даже обладая данными знаниями, вы сможете сделать качественную оценку поэтической составляющей песни: научитесь отличать графоманию от произведений, заслуживающих уважения.

Уделяя больше времени разбору и анализу музыкально-поэтических произведений, вы с удивлением станете замечать гениальность, банальность, образность или же явные неточности и «ошибки» в стихах (текстах) авторов; научитесь видеть грубейшие логические неточности (а порою просто отсутствие логики) в повествовательно-смысловом контексте. И может быть то, что вы ранее считали «великим» вам покажется тривиальным, а то что ранее считали незначительным – гениальным.

  

 

 

Музыка

Для того, чтобы качественно разбираться в музыке, желательно получить профессиональное музыкальное образование или освоить все составляющие музыки самостоятельно (что гораздо сложнее). И всё же без знания основ, вам вообще будет сложно рассуждать на данную тему.

 

Итак, из каких основных составляющих складывается музыка?

 

Мелодия, ритм, лад, гармония, регистр, тембр, динамика и темп – всё это основные выразительные средства музыкального искусства, которые и входят своей составляющей в музыкально-поэтическое произведение (песню).

 

Мелодия

 

Когда вы вспоминаете знакомую вам песню и при этом не можете вспомнить слова, то первое, что вы вспоминаете из этого произведения – мелодия. А точнее, вы вспоминаете прежде всего выразительную часть мелодии – мотив.

Мотив может вызвать представление обо всей мелодии, ее характере. А что же такое мелодия? Мелодия - развитая и законченная музыкальная мысль, выраженная одноголосно.

Слово «мелодия» произошло от двух слов - melos - песнь, и ode - пение. В общем, мелодия - это то, что мы с вами можем пропеть. Даже если мы не запомнили всю её целиком, мы напеваем отдельные её мотивы, фразы. Ведь в музыкальной речи, как и в речи словесной, есть и предложения, и фразы.

Несколько звуков образуют мотив - маленькую частицу мелодии. Несколько мотивов составляют фразу, а фразы образуют предложения. Мелодия - главное из средств музыкальной выразительности. Она является основой всякого произведения, это душа музыкального произведения.

Жизнь мелодии похожа на жизнь любого растения. Оно зарождается, расцветает и наконец, увядает. За это время она успевает возникнуть из мотива, «расцвести» и завершиться. В каждой мелодии есть «точка цветения», высшая точка ее развития, наивысший накал чувств. Она называется кульминацией. Завершается мелодия кадансом - устойчивым оборотом.

Если продолжить сравнение, мелодия может «расцветать» утром, или «просыпаться в полдень», или - ждать ночную прохладу. Некоторые сразу начинаются с вершины - кульминации. В других кульминация находится в середине мелодии или ближе к ее концу.

Нетрудно заметить, что строение мелодии похоже на строение речи. Как из слов образуются фразы, из фраз предложения, так и в мелодии небольшие выразительные частицы - мотивы - объединяются во фразы. Обычно одна фраза исполняется на одном дыхании (выдохе). Несколько фраз, связанных общей линией развития, образуют предложения, а предложения – целостную мелодию.

Кульминация (от латинского culminis - вершина) обычно располагается в тактах третьей четверти периода и приходится на так называемую точку «золотого сечения». Смысл «Золотого сечения» в красоте строгих пропорций, соразмерности и гармонической уравновешенности частей и целого.

Лучшие песни народов мира отличаются красотой и выразительностью. Они бывают разными. Иногда, кажется, нет и не будет конца напеву. Один звук переходит в другой, песня льётся беспрерывным потоком. О такой мелодии говорят: «мелодия большого дыхания». А ещё ее называют кантиленой. Умением создавать подобные мелодии отличались композиторы П. Чайковский, С. Рахманинов и др.

А бывает наоборот. В мелодии нет долгих протяжных звуков, она ближе простому разговору, в ней чувствуются обороты человеческой речи. Подобные мелодии мы можем встретить в былинах. Недаром в народе говорят, что былины сказываются, а исполнителей былин называют сказителями. Такие мелодии называют речитативными.

Слово «речитатив» происходит от латинского recitare, что означает - чтение вслух, декламация. Речитатив - полупение, полуговор.

В инструментальных произведениях мелодии порою существенно отличаются от вокальных, то есть предназначенных для пения. Для музыкальных инструментов можно создавать мелодии с очень широким диапазоном и большими скачками. Замечательные образы инструментальных мелодий можно встретить в фортепианных произведениях великого польского композитора Ф. Шопена. В его ноктюрне ми-бемоль мажор широкая напевность сочетается со сложностью мелодического рисунка.

Неиссякаемо мелодическое богатство классической музыки. Песни Ф. Шуберта и романсы С. Рахманинова, фортепианные пьесы Ф. Шопена и оперы Дж. Верди, сочинения В. Моцарта, М. Глинки и П. Чайковского и многих других композиторов стали популярными у слушателей благодаря ярким выразительным мелодиям.

 

Гармония

 

Это одно из главных средств выразительности. Она придаёт музыке красочность, а иногда и несёт на себе большую часть смысловой и эмоциональной нагрузки. Благозвучные аккорды создают гармонию, оставляющую впечатление стройности, красоты, наполненности. А иногда она играет даже большую роль, чем мелодия. Послушайте знаменитую Прелюдию № 20 Ф. Шопена. И вы услышите, в ней практически нет развёрнутой мелодии. Общее настроение создаёт именно гармония.


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.101 с.