Г. Коркино Челябинской области — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Г. Коркино Челябинской области

2020-08-20 91
Г. Коркино Челябинской области 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Г. Коркино Челябинской области

Принята На заседании методического совета От «_____»_____________20_____г. Протокол №_______________2015г. Утверждаю Директор МБОУ «СОШ» №2 _____________Селютина Т. Н. «______» _____________2015г.

Дополнительная общеобразовательная

Общеразвивающая программа

Социально-педагогической направленности

«Дружина юных пожарных».

Возраст 10-13 лет

Срок реализации - 3 года

Составитель: Хлюстова Е.В.,

 педагог – организатор ОБЖ

                                          Коркино, 2015

РАЗДЕЛ I

«КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ»

Пояснительная записка

В современном обществе отмечается постоянный рост количества и масштабов негативных последствий чрезвычайных ситуаций – аварий, природных и техногенных катастроф, стихийных бедствий и пожаров. В нашей стране количество погибших при ЧС ежегодно увеличивается на 3-4%, материальный ущерб возрастает на 7-10%.

Антропогенная деятельность ежегодно приводит к возникновению более 220 тыс. пожаров, на которых погибают свыше 18 тыс. человек, из них более 700 детей. За последние пять лет в образовательных учреждениях зарегистрировано свыше 8 тыс. пожаров с материальным ущербом более 140 млн. рублей. При этом погибли 158 человек, из них 85 детей.

Установлено, что более 20% пожаров происходит по причине нарушения правил установки и эксплуатации электрооборудования и 65% пожаров – из-за неосторожного обращения с огнем. Это свидетельствует о том, что большинство руководителей различных звеньев образовательных учреждений и сами учащиеся небрежно относятся к своей безопасности, слабо владеют элементарными мерами пожарной безопасности.

Процент пожаров, возникающий от детских шалостей с огнем стабильно высок, часто последствия таких пожаров трагичны. Всем известно, как велика тяга детей к огню, поражаемая любопытством и стремлением подражать взрослым. Чаще всего дети играют со спичками, разводят костры, зажигают факелы. Места для свершения подобных «подвигов» они выбирают самые неподходящие: квартиры, чердаки, дворы, лестничные площадки.

А ведь чтобы избежать неприятностей, достаточно всего лишь соблюдать элементарные правила пожарной безопасности. Задача школы - разъяснить, в чем состоит опасность пожара, научить правильному поведению при тех пожарах, с которыми дети наиболее часто могут столкнуться в жизни: в своем доме, школе, кинотеатре и т.д. Важно, чтобы сами учащиеся школы стали активными пропагандистами противопожарных знаний среди школьников. Для этого в школе № 2 создан отряд юных пожарных, который имеет социально – педагогическую направленность.

Программа реализуется в течение трёх лет (35 часов в год). Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут.

2. Цель и задачи Программы.

Цель: совершенствование обучения детей мерам пожарной безопасности, помощи в профессиональной ориентации, пропаганды пожарно-технических знаний, направленных на предупреждение пожаров, а в случае необходимости – их использование при пожаре.

Задачи:

- физическое развитие подрастающего поколения,

- формирование навыков дисциплины, самоорганизации и самоконтроля,

- воспитание силы воли, мужества, стойкости, гражданственности и патриотизма

Работа отряда нацелена на самостоятельное решение проблем, участие в общественно-познавательной жизни, как в рамках школы, так и вне ее (проведение акций, праздников, слетов, конкурсов).

Работа отряда юных пожарных является воспитывающей, развивающей деятельностью для школьников, помогает в организации работы по предупреждению пожаров и детского травматизма.

Работа объединения представляет собой совместную учебно-познавательную, творческую и игровую деятельность учащихся-партнеров, имеющую общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение общего результата по пропаганде пожарной безопасности. Направления деятельности в течение года зависят от времени года и местных условий.

Работа включает в себя 3 этапа:

- Теоретический этап накопления знаний;

- Практический этап (отработка последовательности действий при пожаре);

- Пропаганда знаний по противопожарной безопасности.

Результатом деятельности учащихся будут: участие во всех городских мероприятиях по данному направлению, выпуск агитационных листов, выступление перед учащимися школ, проведение рейдов.

 

 

Содержание программы

Учебный план

Первый год обучения

Название раздела (темы)

Количество часов

Форма контроля

Всего Теория Практика
1 Вводное занятие. 1 1    
2 Цели и задачи пожарной охраны. 1 1   Фронтальный опрос
3 Причины пожаров в жилом доме. 3 2 1 тестирование, выпуск буклетов, листовок.
4 Спички - детям не игрушка. 2   2 составление памятки для детей и родителей.
5 Действия при возникновении пожара. 2 1 1 тестирование.  
6 Знаки пожарной безопасности. 1 1   фронтальный опрос
7 Противопожарная безопасность в школе. Эвакуация при пожаре из здания школы. 3 2 1 фронтальный опрос, эвакуация из здания школы.  
8 Первичные средства пожаротушения. 1 1   фронтальный опрос
9 Правила пользования первичными средствами пожаротушения. 1   1 пользование первичными средствами пожаротушения.
10 Виды и назначение огнетушителей 2 1 1 тестирование, пользование огнетушителем.
11 Пожарная безопасность в местах массового скопления людей. 2 1 1 тестирование
12 Травмы, полученные при пожаре. 2 1 1 фронтальный опрос, тестирование
13 Экскурсия в пожарную часть. 2   2  
14 Катастрофические пожары на территории Челябинской области. 2 1 1 подготовка информационных материалов, выступление перед учащимися.
15 Противопожарная профилактика в школе 8   8 выступление на классных часах, линейках
16 Контрольные зачеты. 2   2 тестирование, эстафета
  Итого 35 часа 13 22  

 

 

Содержание учебного плана

(1-й год обучения)

1. Вводное занятие. Задачи и план работы дружины юных пожарных. Выбор актива. Знакомство с оборудованием кабинета и необходимыми принадлежностями. Инструктаж по технике безопасности во время проведения занятий.

2. Цели и задачи пожарной охраны. Пожарная охрана России, история её возникновения и развития. Значение пожарной охраны в жизни страны и каждого гражданина.

3. Причины пожаров в жилом доме. Неосторожное обращение с огнем. Неправильная эксплуатация электросети. Шалость детей с огнем. Неосторожность старших при курении. Неосторожное обращение с пиротехническими средствами.

Практика: тестирование, выпуск буклетов, листовок.

4. Спички - детям не игрушка. Тип спичек. Меры безопасности при обращении со спичками. Место хранения спичек.

Практика: составление памятки для детей и родителей.

5. Действия при возникновении пожара. Правила вызова пожарных и сообщения о пожаре. Способы эвакуации из помещения.

Практика: тестирование.

6. Знаки пожарной безопасности. Знаки для использования на путях эвакуации.

7. Противопожарная безопасность в школе. Эвакуация при пожаре из здания школы. Предупреждение пожаров в кабинетах физики, химии, учебных мастерских, на детских праздниках.План эвакуации детей при пожаре. Эвакуационные выходы. Пути эвакуации школьников при пожаре.

Практика: фронтальный опрос, эвакуация из здания школы.

8. Первичные средства пожаротушения. Пожарные щиты, их назначение. Ручной пожарный инструмент, его виды и назначение. Подсобные средства тушения пожара.

Практика: фронтальный опрос.

9. Правила пользования первичными средствами пожаротушения. Пожарный топор. Пожарный лом. Пожарный багор. Пожарный крюк.Противопожарные водопроводы. Пожарный водоем.

Практика: пользование первичными средствами пожаротушения.

10. Виды и назначение огнетушителей. Огнетушитель химический пенный. Углекислотные огнетушители. Порошковые огнетушители. Правила эксплуатации огнетушителей.

Практика: тестирование, пользование огнетушителем.

11. Пожарная безопасность в местах массового скопления людей. Соблюдение правил пожарной безопасности в кинотеатрах, в спортивных сооружениях, в парках культуры и отдыха.

Практика: тестирование.

12. Травмы, полученные при пожарах. Ожоги. Отравление угарным газом. Поражение электрическим током.

Практика: фронтальный опрос, тестирование.

13. Экскурсия в пожарную часть. Знакомство с пожарной техникой. Работа пожарного расчета.

14. Катастрофические пожары на территории Челябинской области. Хроника чрезвычайных ситуаций, связанных с пожарами в Челябинской области. ЧС в нашем населенном пункте.

Практика: подготовка информационных материалов, выступление перед учащимися.

15. Противопожарная профилактика. Изготовление стенда «Уголок пожарной безопасности». Проведение бесед о пожарной безопасности с младшими школьниками.

16. Контрольные зачёты. Тестирование, прохождение эстафеты.

 

Учебный план

Второй год обучения

Название раздела (темы)

Количество часов

Форма контроля

Всего Теория Практика
1 Вводное занятие. 1 1   Фронтальный опрос
2 Причины возникновения пожаров. 4 2 2 фронтальный опрос, тестирование
3 Противопожарный режим в школе. 2 2   фронтальный опрос
4 Средства пожаротушения. 4 2 2 решение практических задач
5 Система пожарной сигнализации и автоматического пожаротушения. 5 2 3 изготовление социальной рекламы  
6 Знаки пожарной безопасности. План эвакуации. 5 2 3 участие в Конкурсе знатоков
7 Действия при возникновении пожара. 6 2 4 проведение практической тренировки  
8 Оказание первой медицинской помощи пострадавшим при пожаре. 6 2 4 участие в Конкурсе знатоков
9 Ответственность за нарушение требований правил пожарной безопасности. 2 1 1 тестирование.
  Итого 35 часа 16 19  

Содержание учебного плана

(2-й год обучения)

Тема 1. Вводное занятие. Повторение материала прошлого года. Инструктаж по ТБ.

Тема 5. Знаки пожарной безопасности. План эвакуации.

Значение сигнальных цветов и знаков безопасности в предотвращении пожаров, взрывов. Сигнальные цвета, их смысловое значение. Группы знаков безопасности. Геометрическая форма знаков, смысловое значение. План эвакуации и требования к нему.

Практика: конкурс знатоков.

Третий год обучения

Название раздела (темы)

Количество часов

Форма контроля

Всего Теория Практика
1 Вводное занятие. 3 1 2 составление словарика научно-технических терминов, оформление альбома по истории пожарного дела в России.
2 Пожар как явление 4   2 2 лабораторные работы
3 Причины возникновения пожаров 2 1 1 выступление
4 Правила пожарной безопасности в школе и в быту 3 1 2 практическая работа
5 Первичная доврачебная помощь при пожаре. 5 2 3 практическая работа (оказание первой доврачебной помощи пострадавшим при пожаре)
6 Ответственность за нарушение правил пожарной безопасности 2 1 1 подготовка иллюстративных материалов для проведения бесед по профилактике пожарной безопасности дома и в образовательных учреждениях.
7 Пожарные автомобили и противопожарное оборудование. 4 1 3 участие в тренинге
8 Основы профессии пожарного 3 1 3 участие в конкурсе эрудитов по истории противопожарной службы в России.
9 Профессиональная подготовка и пожарно-спасательный спорт 5 1 4 участие в соревнованиях
10 Подведение итогов. Игра «Сам себе спасатель».  3   3 участие в игре
  Итого 35 часа 11 24  

 

 

Содержание учебного плана

(3-й год обучения)

 

1. Вводное занятие. Цели и задачи пожарных дружин. Ознакомление учащихся с историей создания и развития пожарной охраны. Первые попытки организовать борьбу с пожарами при Иване Грозном; развитие пожарной охраны при Петре I, Екатерине II; пожары Москвы; научно-технические достижения в области предупреждения и тушения пожаров; направления деятельности пожарной охраны и добровольных пожарных организаций. Инструктаж по ТБ.

Практика: составление словарика научно-технических терминов, оформление альбома по истории пожарного дела в России.

2. Пожар как явление. Основные характеристики горючей среды и источников зажигания.

Понятие о физико-химических основах горения. Огонь — друг и враг человека; какую пользу приносит огонь человеку; как человек научился управлять огнём. Последствия пожаров в жилых домах и других зданиях. Почему надо знать и строго соблюдать меры предосторожности в обращении с огнём; недопустимость игр детей с огнём.

Практика: лабораторные работы (демонстрация особенностей возгорания различных горючих материалов; демонстрация действия различных средств пожаротушения).

3. Причины возникновения пожаров.

Основные причины пожаров. Основы профилактики пожаров. Предупреждение травматизма и несчастных случаев во время пожаров. Рассказы о некоторых крупных пожарах.

Практика: сбор информации из печати о пожарах, произошедших в районе.

4. Правила пожарной безопасности в школе и в быту. Освоение умений и навыков профилактики пожарной безопасности в образовательных и культурно-зрелищных учреждениях, в быту. Правила содержания зданий и помещений, виды и назначение путей эвакуации при пожаре. Движение во время эвакуации. Требования к содержанию эвакуационных путей. Анализ причин гибели людей при пожарах.

Практика: проверка состояния средств пожаротушения в данном образовательном учреждении.

5. Первичная доврачебная помощь при пожаре. Освоение приёмов оказания первой доврачебной помощи.Анатомия и физиология человека. Органы дыхания, значение их для деятельности организма. Сердечнососудистаясистема. Степени ожогов, доврачебная помощь при ожогах.Отравление продуктами горения, первая помощь.

Практика: оказание первой доврачебной помощи пострадавшим при пожаре.

6. Ответственность за нарушение правил пожарной безопасности. Ознакомление с основными статьями Кодекса об административных правонарушениях в Российской Федерации. Административная ответственность граждан, должностных, юридических лиц за нарушения требований пожарной безопасности.

Практика: подготовка иллюстративных материалов для проведения бесед по профилактике пожарной безопасности дома и в образовательных учреждениях.

7. Пожарные автомобили и противопожарное оборудование. Виды, назначение, правила содержания и порядок применения первичных средств тушения пожаров. История возникновения и развития огнетушащих веществ. Технические характеристики огнетушащих веществ. Классификация огнетушителей, область их применения. Выбор огнетушащих веществ при тушении различных материалов. Пожарная техника и пожарно-техническое вооружение.

Практика: тренинги по освоению навыков использования различных средств пожаротушения в быту, в школе и т. д.

8. Основы профессии пожарного. Понятие о героической профессии пожарного. Встреча с ветеранами пожарного дела. Формирование у ребят необходимых волевых и морально-психологических качеств. Приобретение навыков слаженной работы в составе группы. Встреча с представителями ПС.

Практика: подготовка и проведение конкурса эрудитов по истории противопожарной службы в России.

12. Профессиональная подготовка и пожарно-спасательный спорт. Формирование знаний о назначении и работе пожарно-технического вооружения; формирование волевых и морально-психологических качеств. Индивидуальное и групповое обучение. Основа профессиональной подготовки. Физическая подготовка учащихся. Спортивные игры и требования (нормативы) спортивной классификации. Правила проведения соревнований по различным видам пожарно-прикладного спорта (общие положения, старт, бег на дистанцию, финиш).

Практика: выполнение различных упражнений, соревнования. Подготовка к игре «Сам себе спасатель».

13. Подведение итогов. Соревнования. Подведение итогов работы кружка «Юный пожарный». Подготовка к игре «Сам себе спасатель».

Планируемые результаты.

 

Освоение программы предполагает, что учащиеся будут знать:

 принципы организации и порядок тушения пожаров;

 особенности применения специальных средств пожаротушения, оборудования, приборов, инструментов, приспособлений;

 приёмы и средства оказания первой доврачебной помощи;

 способы переноски и транспортировки пострадавших при различных травмах.

 

 А также научатся:

 применять средства пожаротушения, приборы, оборудование и средства связи;

 оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим;

 контролировать личное морально-психологическое состояние при пожарах и других чрезвычайных ситуациях.

 

 Учащиеся будут иметь представление:

 об отечественном и зарубежном опыте тушения пожаров;

 о перспективах развития отечественных аварийно-спасательных средств и средств пожаротушения;

 о природных явлениях региона;

 о процессе горения, пожаре и его развитии, особенностях тушения пожаров различных категорий на различных объектах.

Формы контроля

● Фронтальный опрос;
● Тестирование, выпуск буклетов, листовок;
● Составление памятки для детей и родителей;
● Эвакуация из здания школы;
● Пользование первичными средствами пожаротушения;
● Пользование огнетушителем;
● Подготовка информационных материалов, выступление перед учащимися;
● Выступление на классных часах, линейках;
● Эстафета;
● Решение практических задач;
● Изготовление социальной рекламы;
● Участие в Конкурсе знатоков;
● Проведение практической тренировки;
● Составление словарика научно-технических терминов, оформление альбома по истории пожарного дела в России;
● Практическая работа (оказание первой доврачебной помощи пострадавшим при пожаре);
● Подготовка иллюстративных материалов для проведения бесед по профилактике пожарной безопасности дома и в образовательных учреждениях;
● Участие в тренинге;
● Участие в конкурсе эрудитов по истории противопожарной службы в России;
● Участие в соревнованиях.

Методические материалы

1. Наглядные пособия:

Пожар. Лесной пожар. Первичные средства пожаротушения.

2. Памятки:

Действия в случае невозможности покинуть квартиру. Правила поведения при пожаре. Правила ПБ при проведении новогодних праздников.

3. Знаки пожарной безопасности.

4. Электронные презентации:

Умей действовать при пожаре. Основы пожарной безопасности для школьников. Мы – юные пожарные. Осторожно – огонь. Дети и огонь. Эксплуатация печного отопления.

 

 

Список литературы

1. Зотов, Ю.И. «Воспитание подростков в спортивном коллективе», Москва: изд-во Физкультура и спорт, 1994.

2. Виноградова, С.В. Юные друзья пожарных. Программа работы кружка. – Волгоград: Учитель, 2007.

3. Курцев, П.А. Медико-санитарная подготовка учащихся. – Москва: Просвещение, 1988 г.

4. Неменок, Ю. П. Справочные материалы по некоторым темам курса «Основы безопасности жизнедеятельности». Пособие для преподавателей – организаторов ОБЖ 5-11 классов. М: Издательство «Фирмы Глянц», 1995 – 68с.

5. Павлова, О.В. Пожарная безопасность Конспекты занятий и классных часов. 5 – 11 классы. – Волгоград: Учитель, 2006.

6. Шойгу, С.К. Чрезвычайные ситуации. Энциклопедия школьника. Краснодар, 2005.

7. «Основы безопасности жизни», научно-методический и информационный журнал, № 2, 2007 г.

8. Правила пожарной безопасности в Российской Федерации. ППБ 01-98


 

Календарный учебный график 1 год обучения (2015-2016 учебный год)

 

№ п/п месяц число Время проведения занятия Форма занятия Кол-во часов Тема урока Место проведения Форма контроля Примечание
1. сен   45 комбинированное занятие 1 Вводное занятие. Каб. 32 Фронт. беседа Видеофильм «Пожарная часть»
2. сен   45 комбинированное занятие 1 Цели и задачи пожарной охраны. Каб. 32 Фронтальный опрос  
3. сен   45 лекция, просмотр фильма 1 Причины пожаров в жилом доме. Каб. 32 Беседа, вопросы Видеофильм «Причины пожаров»
4. окт   45 комбинированное занятие 1 Причины пожаров в жилом доме. Каб. 32 Беседа, вопросы  
5. окт   45 комбинированное занятие 1 Причины пожаров в жилом доме. Каб. 32 Тестирование, выпуск буклетов и листовок  
6. окт   45 комбинированное занятие 1 Спички - детям не игрушка. Каб. 32 Составление памятки для детей Видеофрагменты «Сводки новостей»
7. окт   45 комбинированное занятие 1 Спички - детям не игрушка. Каб. 32 Составление памятки для родителей  
8. ноя   45 комбинированное занятие 1 Действия при возникновении пожара. Каб. 32 Работа по вопросам Видеофильм «Как действовать во время пожара?»
9. ноя   45 Лекция, демонстрация фильма 1 Действия при возникновении пожара. Каб. 32 Тестирование  
10 ноя   45 комбинированное занятие 1 Знаки пожарной безопасности. Каб. 32 Фронтальный опрос  
11. дек   45 комбинированное занятие 1 Противопожарная безопасность в школе. Эвакуация при пожаре из здания школы. Каб. 32 Фронтальный опрос Экскурсия «Пожарная безопасность в нашей школе»
12. дек   45 комбинированное занятие 1 Противопожарная безопасность в школе. Эвакуация при пожаре из здания школы. Каб. 32 Фронтальный опрос  
13. дек   45 комбинированное занятие 1 Противопожарная безопасность в школе. Эвакуация при пожаре из здания школы. Каб. 32 Эвакуация  
14. дек   45 комбинированное занятие 1 Первичные средства пожаротушения. Каб. 32 Фронтальный опрос Демонстрация огнетушителей в школе
15. янв   45 комбинированное занятие 1 Правила пользования первичными средствами пожаротушения. Каб. 32 Пользование первичными средствами пожаротушения  
16. янв   45 комбинированное занятие 1 Виды и назначение огнетушителей Каб. 32 Тестирование  
17. янв   45 комбинированное занятие 1 Виды и назначение огнетушителей Каб. 32 Пользование огнетушителем  
18. фев   45 Работа в группах комбинированное занятие 1 Пожарная безопасность в местах массового скопления людей. Каб. 32 Тестирование  
19. фев   45 комбинированное занятие 1 Пожарная безопасность в местах массового скопления людей. Каб. 32 Тестирование  
20. фев   45 комбинированное занятие 1 Травмы, полученные при пожаре. Каб. 32 Беседа, работа по вопросам Видеофильм «Оказание первой медицинской помощи при ожогах»
21. фев   45 комбинированное занятие 1 Травмы, полученные при пожаре. Каб. 32 Тестирование  
22. март   130 Экскурсия 2 Экскурсия в пожарную часть. Коркинская пожарная часть Фронтальный опрос Демонстрация пожарной техники
23. март   45 комбинированное занятие 1 Катастрофические пожары на территории Челябинской области. Каб. 32 Подготовка информационных материалов Видеофрагменты «Сводки новостей»
24. март   45 комбинированное занятие 1 Катастрофические пожары на территории Челябинской области. Кабинеты школы Выступление перед учащимися Видеофрагменты «Сводки новостей»
25. март   45 комбинированное занятие 1 Противопожарная профилактика в школе Актовый зал школы, кабинеты Выступления на классных часах и линейках  
26. апр   45 комбинированное занятие 1 Противопожарная профилактика в школе Актовый зал школы, кабинеты Выступления на классных часах и линейках  
27. апр   45 Работа в группах комбинированное занятие 1 Противопожарная профилактика в школе Актовый зал школы, кабинеты Выступления на классных часах и линейках  
28. апр   45 Работа в группах комбинированное занятие 1 Противопожарная профилактика в школе Актовый зал школы, кабинеты Выступления на классных часах и линейках  
29. Апр   45 Работа в группах комбинированное занятие 1 Противопожарная профилактика в школе Актовый зал школы, кабинеты Выступления на классных часах и линейках  
30. май   45 Работа в группах комбинированное занятие 1 Противопожарная профилактика в школе Актовый зал школы, кабинеты Выступления на классных часах и линейках  
31. май   45 Работа в группах комбинированное занятие 1 Противопожарная профилактика в школе Актовый зал школы, кабинеты Выступления на классных часах и линейках  
32. май   45 комбинированное занятие 1 Контрольные зачёты Каб. 32 Тестирование Компьютерное тестирование
33. май   45 комбинированное занятие 1 Контрольные зачёты Каб. 32 Эстафета  

Г. Коркино Челябинской области

Принята На заседании методического совета От «_____»_____________20_____г. Протокол №_______________2015г. Утверждаю Директор МБОУ «СОШ» №2 _____________Селютина Т. Н. «______» _____________2015г.

Дополнительная общеобразовательная

Общеразвивающая программа


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.073 с.