Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Топ:
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Интересное:
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Дисциплины:
2020-07-08 | 71 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Речевые этюды.- 5 мин.
6. Упражнения для работы над темпом и ритмом речи. Домашнее задание.
I. «Разминка». Элементы аутотренинга.
Упр.1. «Вспомнить – вообразить»
а) Вспомнить и вдохнуть запах моря (работает нижняя часть лёгких);
б) Вспомнить, представить, вообразить запах луга, клевера и т.д. (средняя часть лёгких);
в) Вспомнить (вообразить!) и вдохнуть запах гор (верхняя часть).
Упр. 2. «Сломались – растаяли»
а) Зажали ступни ног, голень, бёдра, подтянули ягодицы, напрягли мышцы рук, позвоночник и шею, лицо, после этого на вдохе руки через сопротивление пошли вверх, затем сразу «сломалось» одновременно с выдохом всё тело. При выдохе можно использовать звук «ха!»;
б) То же самое сначала, только на выдохе не «сломались», а «растаяли».
(Упр. Выполняется 5-6 раз).
Упр.3. «Разминка рук»
Всевозможные плавные манипуляции, как кистей рук, так и работа рук «от локтя» и от «плеча». Работа и пластика пальцев рук связана с подвижностью голосовых связок!
(Упр. на «пластику рук».)
Упр. 4. «Магнит»
1.Работа в парах – один «магнит», другой – «кусочек железа». «Магнит» вытянутыми руками пытается «железо» заставить двигаться в различных положениях: сначала голова (освобождаем мышцы шеи), затем всё тело (вверх, вниз, в стороны).
Упр.5. «Булочник»
Исходный звук «М». Работа в парах.
Один садится на пол «тесто» - тело совершенно свободно, лёгкое, воздушное, как тесто, и «булочники» начинают месить», а потом уже и «лепить» человека. Затем меняются местами. Можно подключить звук «М». Следить за тем, чтобы челюсти были разомкнуты, но рот закрыт.
Упр. 6 «Шарик»
Исходный звук «Х»
У вас внутри шарик, куда он движется, та часть тела выпирает со звуком «Х» (при движении шарика тренируется длинный выдох со звуком, при остановке – короткий).
|
Упр. 7. «Водоросли»
Исходный звук – любой из сонорных.
Лежите на полу, даётся команда– идёт волна сбоку, сзади, спереди и т.д. Руки, ноги, тело реагируют на течение волны.
Упр. 8. «Свечки»
Исходный звук «Л» (раскрепощение плечевого пояса).
На ладошках воображаемые свечки. Не погасив их, выворачиваем руки вперёд, назад, в стороны со звуком «Л». Поднося к лицу, делаем короткий вдох и пробуем задуть их со звуком «Ф».
Упр.9. «ЭТАЖИ»
Плечи «подняли» на 1 этаж, 2, 3, 4, 5 в различных вариантах и различной последовательности, в дальнейшем можно подключить звук (сонорный) или любое звукосочетание с обильными гласными (алга, амма, анна)
Упр. 10 «ПРЕВРАЩЕНИЯ»
Даётся задание: «Я превращаюсь» в
- лакированный ботинок;
- рваный тапочек:
- хрустальную вазу;
- Ваньку-встаньку;
- Матрёшку деревянную;
- Варежку- накрывашку на заварник;
- мыльный пузырь и т.д.
Задача: почувствовать внутреннее состояние предмета и выразить его в пластике.
II. АРТИКУЛЯЦИЯ
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ НИЖНЕЙ ЧЕЛЮСТИ
1. Опускание нижней челюсти «АМ»;
2. «Обезьянки» - челюсть вперёд – назад;
3. «Пила» - челюсть вправо- влево (плавно и медленно);
4. «Жернова» - круговые движения челюсти;
5. «Велосипед» - челюсть вперёд, вниз, вверх (по кругу), имитирующее движение педалей велосипеда.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГУБ
1. «Арлекин» - губы в трубочку, затем в стороны «на улыбку»;
2. «Маятник» - губы в трубочку вперёд, затем отвести в сторону до предела, зафиксировать, затем в другую сторону;
3. «Мельница» - губы трубочку, круговые движения в одну, затем в другую сторону;
4. «Птенец» - одними губами, вытянутыми вперёд, произнести «Пить»;
5. «Бабушка» - натянуть губы на зубы, расслабить, снова повторить.
6. «К носу – к подбородку» - поочерёдно: верхняя губа к носу, открыть зубы, нижняя к подбородку – открыть зубы.
|
7. «Хоботок» - вытянуть губы хоботком, напрячь, затем расслабить. Подражаю я слону – губы хоботком тяну,
А теперь их опускаю и на место возвращаю.
Губы не напряжены и расслаблены.
8. «Лягушки» - движение губ соответствует артикуляции звука «и». Тянем губы прямо к ушкам,
Потяну – перестану и нисколько не устану!
Губы не напряжены и расслаблены.
9. «Орешек» - представим, что разгрызаем орешек, крепко сжаты зубы, челюсти напряжены. Разжать челюсти, рот приоткрыть, всё расслабить.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА
1. «Жало» - резко высунуть и спрятать кончик языка;
2. Круговые движения по альвеолам в одну стороны;
3. «Уколы» щёк языком;
4. «Стук» - со звуком Т постучать о стенки зубов, убыстряя удары;
5. «Леденец» - кончиком языка проводим от верхних зубов по нёбу до горла;
6. «Цокот» - пощёлкать языком;
7. «Трубочка – чашечка – ребро» - поставить соответственно язык;
8. «Зевающий лев» - высунуть язык полностью, чтобы потянулся корень языка и спрятать;
9. Пожевать язык;
10. Кончиком языка своё имя;
11. «Детский сад»- произвольное «болтание» языком со звуком.
III. ГЛАСНЫЕ ФОНЕМЫ
ТАБЛИЦА ГЛАСНЫХ
И – Э – А – О – У – Ы
И – Е – Я – Ё – Ю – И
И – Руки в стороны, ладони вверх - И
Губы растянуты в улыбке, зубы обнажены, между зубами
меньше мизинца, кончик языка у нижних зубов.
Э - Ладони в стороны, как бы раздвигают - Е
Губы растянуты меньше, форма овала, зубы слегка
обнажены, между ними большой палец, кончик языка
у нижних зубов.
А - Ладони показывают круг, но не сомкнуты – Я
Челюсть слегка опущена, между зубами два пальца, язык
лежит плоско, кончик у нижних зубов.
О - Ладони показывают круг, сомкнуты - Ё
Губы чуть выдвинуты вперёд и закруглены,
кончик языка слегка отходит от нижних зубов.
У - Ладони вверх и руки выбрасывают их вверх - Губы сильно выдвинуты вперёд, закруглены в виде воронки, язык отходит назад.
СКОРОГОВОРКИ НА ГЛАСНЫЕ
И - С родной земли, умри – не сходи.
- Лихо не лежит тихо.
- Хвались, да не поперхнись.
- Знали, кого били, потому и победили.
Руки в стороны, ладони вверх Речевой аппарат, как при И, но язык отходит от нижнихзубов.
Э – Энэ-бэнэ-рэц, квэнтэр-мэнтэр-жец,
Энэ-бэнэ-раба, квэнтэр-мэнтэр-жаба.
- Электрик, этаж, эклер, экипаж.
А – Не красна изба углами, а красна пирогами
|
- Рыбак рыбака видит издалека
- На чужой каравай рта не разевай
- Ума палата, да разума маловато.
- Наш Архип совсем охрип.
О – У осы не усы, не усищи, а усики
- Видит кот молоко, да рыло коротко.
- Врёт, что блины печёт
- Не вызнав броду, не суйся в воду
У – Для друга – всё не туго
- Сух сук нёс барсук
- Не сиди - сложа руки, так не будет скуки
- Кукушка кукушонку купила капюшон,
Надел кукушонок капюшон,
Как в капюшоне он смешон
Ы – На безрыбье и рак рыба
- Каков Мартын, таков у него и алтын.
IV. СОГЛАСНЫЕ ФОНЕМЫ
Б – Подушечки пальцев ударяются друг о друга
(по типу молоточков ладони круглые пальцы напряжены)
П – Хлопок в ладоши
Д – Т – Быстрые крепкие удары кулака в ладонь
В – Коротко оттолкнуть ладонями от себя
Ф – Отталкивание более интенсивное (на прямых руках)
Г – К- Крепкие смыкания большого и указательного пальцев
за головой (с растягиванием рук в стороны)
З – Крепкое смыкание большого пальца и мизинца (руки
перед собой)
С – Удары указательного и большого пальцев друг о друга
Р – Ввинчивающее движение руками перед собой
Л - Ввинчивающее движение руками над головой
(ввернуть лампочку)
М – Поглаживание рукой от плеча до кисти.
Н – Ладонь «красит», отводящие движения слева направо
тыльной стороной ладони и справа налево ладонью.
Ж – Собрать ладони перед собой в кулак ВНИЗ.
Ш – Собрать ладони перед собой в кулак ВВЕРХ.
Ч – Крепко собрать руки в кулак перед собой
(захватывающие движения).
Щ – Вытягивающие движения руками снизу вверх.
Ц – Руки в стороны, ладони в кулак,
как бы «растягивают резинку»
Х - Руки крест накрест со взмахом.
СКОРОГОВОРКИ
Б – П - Маланья болтунья молоко болтала-болтала, выбалтывала-
выбалтывала, да не выболтала.
- Все бобры добры для своих бобрят.
- Бык тупогуб, тупогубенький бычок. У быка бела губа была тупа.
- Говорит попугай попугаю: «Я тебя, попугай, попугаю!»
- Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.
- Добыл бобов бобыль.
- Мимо баров и бань бей барабан! Барабан, барабань!
- Пётр Петру пёк пироги.
|
- Поля пошла полоть петрушку в поле.
- Баран Буян залез в бурьян.
- Наш Полкан попал в капкан.
- Батон, буханку, баранку пекарь испёк спозаранку.
Д - Т - От топота копыт пыль по полю летит.
- Течёт речка, печёт печка
- Ткёт ткач ткани на платье Тане.
- Дятел на дубу сидит и в дубу дупло долбит.
- Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки.
- Дед Данила делил дыню: Дольку Диме, дольку Дине.
- На дворе трава: раз дрова, два дрова, три дрова.
У двора на траве коли дрова
- Тётя Тина купила тмина.
В – Ф - Водовоз вёз воду из водопровода.
- У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.
- Съел Валерик вареник, а Валюшка – ватрушку.
- Купили Валере и Валеньке варежки и валенки.
- Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.
- Была у Флора, Фролу на Лавра наврала. К Лавру пойду,
Лавру на Фрола навру. – Соломы воз возница вёз.
- Проворонила ворона воронёнка.
К – Г - На горе гогочут гуси, под горой горит огонь.
- Как на горке на пригорке стоят 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка…
- На рынке уронил Кирилл крынку и кружку.
- Кукушка кукушонку купила капюшон, надел кукушонок капюшон,
как в капюшоне он смешон. - Коля колет колья.
- Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
- Гога гнал гусей на гору, гнал Егор гусей под гору.
- Купи кипу пик! Кипу пик купи! Пик кипу купи!
- Шёл косой козёл с косой. Пришёл косой козёл с косой.
- Сшит колпак, да не по-колпаковски, надо колпак переколпоковать, перевыколпаковать.
- Заяц косой сидит за осокой-травой. Смотрит косой, как девушка с косой косит траву косой.
З – С – У осы не усы, а усища.
- Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках, санки скок, Сенька с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб – все в сугроб.
- Носит Сеня в сени сено, спать на сене будет Сеня.
- Сорок сорок для своих сорочат сорок сорочек не ссорясь строчат.
Сорок сорочек прострочены в срок. Сразу поссорились сорок сорок.
- У Сени и Сани в сетях сом с усами.
- Сшила Саша Сашке шапку, Сашка шапкой шишку сшиб.
- У Саши в каше сыворотка из-под простокваши.
Р – Л – Проворонила ворона воронёнка.
- Корабли лавировали – лавировали, лавировали-лавировали,
да не выловировали.
- Ехал грека через реку, видит грека в реке рак, сунул грека руку в реку – рак за руку грека цап.
- Во дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.
- Карл у Клары украл кораллы…
М – Н – Маланья Болтунья Молоко болтала…
- На мели мы лениво налима ловили и меняли налима мы на линя.
О любви не меня ли мило молили и в туманы Лимана манили меня.
- Мам, мёду нам!
Ж – Ш – Ужа ужалила ужица, ужу с ужицей не ужиться. Уж уж от ужаса стал уже, ужица съест ужа на ужин.
- Мыши на крыше. – У ежа ежата, у ужа – ужата.
- Шесть мышат в камышах шуршат.
- В шалаше шесть шалунов.
|
- Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
- Жужжит жужелица, жужжит – кружится.
- Сшила Саша шапку Саше, Саша шапкой шишку сшиб.
– Поезд мчится скрежеща – Ж - Ш, Ч – Щ, Ж - Ш, Ч – Щ,
Ж - Ш, Ч – Щ.
Ч – Щ – Поезд мчится скрежеща – Ж - Ш, Ч – Щ, Ж - Ш, Ч – Щ,
Ж - Ш, Ч – Щ.
– Щели, щёлочки и щёчки. – Чешуя у щучки, щетинка у чушки.
- Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка чертили чёрными
чернилами чертёж.
- Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке.
- У четырёх черепах по четыре черепашонка.
Ц – Х - - Жили-были три японца: Як, Як-Цедрак, Як-Цедрак- Цедроне.
Жили-были три японки: Циппи, Циппи- Дриппе, Циппи- Дриппе-
Лямпомпоне. Поженились: Як на Ципе, Як-Цедрак на Циппи-
Дриппе, Як-Цедрак-Цедроне на Циппи-Дриппе-Лямпомпоне.
Родилось у них по сыну; у Яка с Ципой - Шах, Як-Цедрак и
Циппи- Дриппи – Шах - Шахмон, у Як-Цедрак-Цедроне и Циппи-
Дриппе-Лямпомпоне – Шах- Шахмон- Шахмоне.
Р- Чтобы текст скороговорок проговаривался не механически, а осмысленно, его нужно читать с каким-либо намерением. Например, удивить, порадовать, пошутить, осудить, предостеречь и т. д.
Шутки – чистоговорки
Ря – ря – ря синие моря;
рю – рю – рю- репу я варю;
арь – арь - арь новый букварь;
ри – ри – ри -горят фонари;
ре – ре – ре –санки на горе;
орь – орь – орь –у Андрюши корь;
ра – ра – ра –высокая гора;
ро – ро – ро – новое перо;
ру – ру – ру –коза грызёт кору;
ры – ры- ры- летят комары;
ар – ар – ар – летит комар;
ор – ор – ор – у Ромы топор;
ур – ур – ур – не гонит кур и т. д.
ло – ло – ло – у меня перо;
ал – ал –ар – в бане пар;
ри – ри – ри – купили сухари;
ли – ли – ли – мы улицу мели;
ре – ре – ре – метель в январе;
ле – ле – ле – катались на осле и т. д.
Произноси правильно:
ща, ще: ручища, ножище, тараканище, чудовище, хвостище
Щёткой чищу я щенка.
V. РЕЧЕВЫЕ ЭТЮДЫ.
ВСЯ КОРОЛЕВСКАЯ КОННИЦА,
ВСЯ КОРОЛЕВСКАЯ РАТЬ (ВДОХ)
НЕ МОГУТ ШАЛТАЯ, НЕ МОГУТ БОЛТАЯ,
ШАЛТАЯ - БОЛТАЯ, БОЛТАЯ – ШАЛТАЯ,
ШАЛТАЯ - БОЛТАЯ СОБРАТЬ.
(НА ОДНОМ ДЫХАНИИ)
«С К А К А Л К А»
СО СКАКАЛКОЙ Я СКАЧУ,
НАУЧИТЬСЯ Я ХОЧУ
ТАК ВЛАДЕТЬ ДЫХАНЬЕМ, ЧТОБЫ
ЗВУК ДЕРЖАТЬ ОНО МОГЛО БЫ,
ГЛУБОКО, РИТМИЧНО БЫЛО
И МЕНЯ НЕ ПОДВОДИЛО.
Я СКАЧУ БЕЗ ПЕРЕДЫШКИ
И НЕ ЧУВСТВУЮ ОДЫШКИ.
ГОЛОС ЗВУЧЕН, ЛЬЁТСЯ РОВНО
И НЕ ПРЫГАЮ Я СЛОВНО.
РАЗ – ДВА, РАЗ – ДВА, РАЗ – ДВА – РАЗ!
МОЖНО ПРЫГАТЬ ЦЕЛЫЙ ЧАС.
(ПАУЗА)
КОНЧУ ПРЫГАТЬ. СЯДУ Я –
РЕЧЬ ЛЕГКО ЗВУЧИТ МОЯ.
1 – добор дыхания через две сточки,
без скакалки, затем со скакалкой;
2 – добор дыхания после каждого четверостишия,
без скакалки, затем со скакалкой;
3 – всё на одном дыхании; 4 – варианты повторяются несколько раз: со скакалкой, в присядке; на коленях; лёжа на животе; лёжа на спине; делая ногами свечу.
|
|
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!