Словесно-логическое мышление — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Словесно-логическое мышление

2020-07-08 430
Словесно-логическое мышление 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Наглядно-образное мышление

 

Данный вид мышления относят к символическому мыслительному акту, при котором с помощью представлений моделируется и решается проблема. Это предполагает умственную работу с оперированием предметами и наглядными образами. Данный тип мыслительного процесса помогает ребенку воссоздать многообразие разных характеристик конкретного явления или объекта, установить их непривычное сочетание.

Приведём пример.

Ребёнку показывают два совершенно одинаковых шарика, сделанных из теста. Он визуально изучает их, оценивает объём. Затем из одного шарика делают лепёшку. Объём не увеличился, а изменилась форма. Тем не менее, теперь лепёшке требуется много места на столе, значит, по мнению малыша, в ней теста стало больше, чем в шарике. У детей этот вид мыслительной деятельности подчинён восприятию, поэтому им сложно абстрагироваться от того, что сразу же бросается в глаза.

Старшим дошкольникам и детям младшего школьного возраста тоже характерен наглядно-образный мыслительный процесс. Когда учитель при объяснении нового материала подкрепляет информацию демонстрацией предмета или его изображения, то он задействует наглядно-образное мышление школьников.

Этот тип мышления ярко проявляется в дошкольном возрасте. На данном этапе происходит накопление различных зрительных, осязательных, звуковых отображений, с помощью которых ребенку легче взаимодействовать с внешним миром. При мыслительном процессе, осуществляемом с помощью образов, активно используются воображение, пространственное восприятие, логическое построение структурных цепочек, оценивание ситуации. Ребёнок развивает способность представлять объект без наличия его в поле зрения.

Использование образов формирует эстетическую составляющую личности, развивает творческую мыслительную деятельность, ускоряет решение логических и математических задач.

Как же развить образное мышление?

Вот некоторые упражнения, которые могут в этом помочь:

Упражнение № 1. "На что это похоже?"

 

 

Задание: надо придумать как можно больше ассоциаций на каждую картинку.

 

Оценивается количество и качество (оригинальность) образов.

 

Упражнение № 2. "Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек".

 

 

Ø Задачи на изменение фигур, для решения которых надо убрать указанное количество палочек.

 

"Дана фигура из 6 квадратов. Надо убрать 2 палочки так, чтобы осталось 4 квадрата".

 

1


"Дана фигура, похожая на стрелу. Надо переложить 4 палочки так, чтобы получилось 4 треугольника".

 

 

"Составить два разных квадрата из 7 палочек".

 

Ø Задачи, решение которых состоит в перекладывании палочек с целью видоизменения фигуры.


 

"В фигуре, состоящей из 4 получилось 3


 

 

квадратов, переложить 3 палочки так, чтобы таких        же        квадрата".

 


 

 

2


"Составить домик из 6 палочек, а затем переложить 2 палочки так, чтобы, получился флажок".

 

"Переложить 6  палочек так, чтобы, из корабля получился танк".

 

 

"Какое наименьшее количество палочек нужно переложить, чтобы убрать мусор из совочка?"

 

 

3


Упражнение № 3. "Продолжи узор".

 

"Художник нарисовал часть картинки, а вторую половину не успел. Закончи рисунок за него. Помни, что вторая половина должна быть точно такой же, как и первая".

 

 

4


Упражнение № 4. "Составь фигуру".

 

Это упражнение, так же, как и предыдущее, направлено на развитие образного мышления, геометрических представлений, конструктивных пространственных способностей практического плана.

 

а) "На каждой полоске отметь крестиком (х) две такие части, из которых можно составить круг".

 

 

Подобного вида задания можно разработать для любых фигур - треугольников,

 

прямоугольников,                             шестигранников                               и                               т.д.

 

б) "Посмотри внимательно на рисунок, там даны два ряда фигур. В первом ряду даны целые фигуры, а во втором ряду эти же фигуры, но разбитые на несколько частей. Соедини мысленно части фигур во втором ряду и ту фигуру, которая у тебя при этом получится, найди в первом ряду. Фигуры первого и второго ряда, которые подходят друг к другу, соедини линией".

 

5


 

 

Упражнение № 5. "Сложи фигуры".

 

Упражнение направлено на развитие умения анализировать и синтезировать соотношение фигур друг с другом по цвету, форме и размеру. Инструкция: "Как ты думаешь, каким получится результат при наложении фигур последовательно друг на друга в левой части рисунка. Выбери ответ из фигур, расположенных справа".

 

6


По трудности (замаскированности отношений по форме) задания распределяются таким образом: когда на более маленькую фигуру накладывается фигура большая по размеру, что провоцирует ребенка на то, что он не предполагает накрытие большей по размеру фигуры меньшей и выбирает результат смешения меньшей и большей фигур. Действительно, если ребенок затрудняется с определением отношений, лучше произвести наложение предметов друг на друга не в наглядно-образном плане (мысленном наложении), а в наглядно-действенном, т.е. непосредственным наложением геометрических фигур.

 

Упражнение № 6. "Найди закономерность".

 

а) Упражнение направлено на формирование умения понимать и

 

устанавливать закономерности в линейном ряду.

 

Инструкция: "Внимательно рассмотри картинки и заполни пустую клетку, не

 

нарушая закономерности".

 

б) Второй вариант задания направлен на формирование умения

 

устанавливать закономерности в таблице.

 

Инструкция: "Рассмотри снежинки. Нарисуй недостающие так, чтобы в каждом

 

ряду были представлены все виды снежинок".

 

 

7


Упражнение № 7. "Светофор".

 

Инструкция: "Нарисуй в клеточках красные, желтые и зеленые кружки так, чтобы в каждой строке и в каждом столбце не было одинаковых кружков".

 

 

Упражнение № 8. "Классификация".

 

Инструкция: "Перед тобой ряд фигур (предметов). Если бы необходимо было разделить их на группы, то как это можно сделать?" Набор фигур.

 

 

Важно, чтобы ребенок, выполняя это задание, нашел как можно больше оснований для классификации. Например, это может быть классификация по форме, цвету, размеру; деление на 3 группы: круглые, треугольники, четырехугольники, или 2 группы: белые и не белые и т.д.

 

 

8


Задачи на сравнение.

 

В основе этого типа задач лежит такое свойство отношения величин объектов, как транзитивность, состоящее в том, что если первый член

 

 

11


отношения сравним со вторым, а второй с третьим, то первый сравним с третьим.

 

Начинать обучение решению таких задач можно с самых простых, в которых требуется ответить на один вопрос и которые опираются на наглядные представления.

 

1. "Галя веселее Оли, а Оля веселее Иры. Нарисуй рот Иры. Раскрась красным карандашом рот самой веселой девочки.

 

 

Кто из девочек самый грустный?

 

2. "Волосы у Инны темнее, чем у Оли. Волосы у Оли темнее, чем у Ани. Раскрась волосы каждой девочки. Подпиши их имена. Ответь на вопрос, кто светлее всех?"

 

 

3. "Толя выше Игоря, Игорь выше Коли. Кто выше всех? Покажи рост каждого мальчика".

 

12


Упражнение № 14. "Слова-близнецы".

 

Это упражнение связано с таким явлением русского языка, как омонимия, т.е. когда слова имеют разное значение, но одинаковы по написанию. Назови слово:

 

1) родник и то, чем открывают дверь;

 

2) прическу у девочки и инструмент для срезания травы;

 

3) ветку винограда и инструмент, которым рисуют.

 

Придумай сам такие слова, которые одинаковы по звучанию, но разные

 

по значению".

 

Дополнительные задания к упражнению:

 

4) овощ, от которого плачут, и оружие для стрельбы стрелами (жгучий овощ и стрелковое оружие);

 

5) часть ружья и часть дерева;6) то, на чем рисуют, и зелень на ветках;

 

7) подъемный механизм для стройки и механизм, который нужно открыть,

 

чтобы полилась вода.

 

Наглядно-образное мышление

 

Данный вид мышления относят к символическому мыслительному акту, при котором с помощью представлений моделируется и решается проблема. Это предполагает умственную работу с оперированием предметами и наглядными образами. Данный тип мыслительного процесса помогает ребенку воссоздать многообразие разных характеристик конкретного явления или объекта, установить их непривычное сочетание.

Приведём пример.

Ребёнку показывают два совершенно одинаковых шарика, сделанных из теста. Он визуально изучает их, оценивает объём. Затем из одного шарика делают лепёшку. Объём не увеличился, а изменилась форма. Тем не менее, теперь лепёшке требуется много места на столе, значит, по мнению малыша, в ней теста стало больше, чем в шарике. У детей этот вид мыслительной деятельности подчинён восприятию, поэтому им сложно абстрагироваться от того, что сразу же бросается в глаза.

Старшим дошкольникам и детям младшего школьного возраста тоже характерен наглядно-образный мыслительный процесс. Когда учитель при объяснении нового материала подкрепляет информацию демонстрацией предмета или его изображения, то он задействует наглядно-образное мышление школьников.

Этот тип мышления ярко проявляется в дошкольном возрасте. На данном этапе происходит накопление различных зрительных, осязательных, звуковых отображений, с помощью которых ребенку легче взаимодействовать с внешним миром. При мыслительном процессе, осуществляемом с помощью образов, активно используются воображение, пространственное восприятие, логическое построение структурных цепочек, оценивание ситуации. Ребёнок развивает способность представлять объект без наличия его в поле зрения.

Использование образов формирует эстетическую составляющую личности, развивает творческую мыслительную деятельность, ускоряет решение логических и математических задач.

Как же развить образное мышление?

Вот некоторые упражнения, которые могут в этом помочь:

Упражнение № 1. "На что это похоже?"

 

 

Задание: надо придумать как можно больше ассоциаций на каждую картинку.

 

Оценивается количество и качество (оригинальность) образов.

 

Упражнение № 2. "Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек".

 

 

Ø Задачи на изменение фигур, для решения которых надо убрать указанное количество палочек.

 

"Дана фигура из 6 квадратов. Надо убрать 2 палочки так, чтобы осталось 4 квадрата".

 

1


"Дана фигура, похожая на стрелу. Надо переложить 4 палочки так, чтобы получилось 4 треугольника".

 

 

"Составить два разных квадрата из 7 палочек".

 

Ø Задачи, решение которых состоит в перекладывании палочек с целью видоизменения фигуры.


 

"В фигуре, состоящей из 4 получилось 3


 

 

квадратов, переложить 3 палочки так, чтобы таких        же        квадрата".

 


 

 

2


"Составить домик из 6 палочек, а затем переложить 2 палочки так, чтобы, получился флажок".

 

"Переложить 6  палочек так, чтобы, из корабля получился танк".

 

 

"Какое наименьшее количество палочек нужно переложить, чтобы убрать мусор из совочка?"

 

 

3


Упражнение № 3. "Продолжи узор".

 

"Художник нарисовал часть картинки, а вторую половину не успел. Закончи рисунок за него. Помни, что вторая половина должна быть точно такой же, как и первая".

 

 

4


Упражнение № 4. "Составь фигуру".

 

Это упражнение, так же, как и предыдущее, направлено на развитие образного мышления, геометрических представлений, конструктивных пространственных способностей практического плана.

 

а) "На каждой полоске отметь крестиком (х) две такие части, из которых можно составить круг".

 

 

Подобного вида задания можно разработать для любых фигур - треугольников,

 

прямоугольников,                             шестигранников                               и                               т.д.

 

б) "Посмотри внимательно на рисунок, там даны два ряда фигур. В первом ряду даны целые фигуры, а во втором ряду эти же фигуры, но разбитые на несколько частей. Соедини мысленно части фигур во втором ряду и ту фигуру, которая у тебя при этом получится, найди в первом ряду. Фигуры первого и второго ряда, которые подходят друг к другу, соедини линией".

 

5


 

 

Упражнение № 5. "Сложи фигуры".

 

Упражнение направлено на развитие умения анализировать и синтезировать соотношение фигур друг с другом по цвету, форме и размеру. Инструкция: "Как ты думаешь, каким получится результат при наложении фигур последовательно друг на друга в левой части рисунка. Выбери ответ из фигур, расположенных справа".

 

6


По трудности (замаскированности отношений по форме) задания распределяются таким образом: когда на более маленькую фигуру накладывается фигура большая по размеру, что провоцирует ребенка на то, что он не предполагает накрытие большей по размеру фигуры меньшей и выбирает результат смешения меньшей и большей фигур. Действительно, если ребенок затрудняется с определением отношений, лучше произвести наложение предметов друг на друга не в наглядно-образном плане (мысленном наложении), а в наглядно-действенном, т.е. непосредственным наложением геометрических фигур.

 

Упражнение № 6. "Найди закономерность".

 

а) Упражнение направлено на формирование умения понимать и

 

устанавливать закономерности в линейном ряду.

 

Инструкция: "Внимательно рассмотри картинки и заполни пустую клетку, не

 

нарушая закономерности".

 

б) Второй вариант задания направлен на формирование умения

 

устанавливать закономерности в таблице.

 

Инструкция: "Рассмотри снежинки. Нарисуй недостающие так, чтобы в каждом

 

ряду были представлены все виды снежинок".

 

 

7


Упражнение № 7. "Светофор".

 

Инструкция: "Нарисуй в клеточках красные, желтые и зеленые кружки так, чтобы в каждой строке и в каждом столбце не было одинаковых кружков".

 

 

Упражнение № 8. "Классификация".

 

Инструкция: "Перед тобой ряд фигур (предметов). Если бы необходимо было разделить их на группы, то как это можно сделать?" Набор фигур.

 

 

Важно, чтобы ребенок, выполняя это задание, нашел как можно больше оснований для классификации. Например, это может быть классификация по форме, цвету, размеру; деление на 3 группы: круглые, треугольники, четырехугольники, или 2 группы: белые и не белые и т.д.

 

 

8


Словесно-логическое мышление

 

Cловесно-логическое мышление представляет собой совершении любых логических действий (анализа, обобщения, выделения главного при построении выводов) и операций со словами.

 

Упражнение № 9. "Систематизация".

 

Инструкция: "Скажите, какие ягоды вы знаете?

 

Сейчас я буду называть слова, если среди них вы услышите слово, обозначающее ягоду, то хлопните в ладоши".

 

Слова для предъявления - капуста, земляника, яблоко, груша, смородина, малина, морковь, клубника, картофель, укроп, черника, брусника, слива, клюква, абрикос, кабачок, апельсин.

 

В качестве основания для систематизации может быть тема - инструменты, мебель, одежда, цветы и т.д.

 

"Скажи, чем похожи по вкусу? цвету? величине?

 

лимон и груша

 

малина и земляника

 

яблоко и слива

 

смородина и крыжовник

 

Чем отличаются по вкусу? цвету? величине?"

 

Упражнение № 10. "Раздели на группы".

 

Инструкция: "Как ты думаешь, на какие группы можно разделить эти слова? Саша, Коля, Лена, Оля, Игорь, Наташа.

 

Какие группы можно составить из этих слов: голубь, воробей, карп, синица, щука, снегирь, судак".

 

Упражнение № 11. "Подбери слова".

 

Инструкция: "Подбери как можно больше слов, которые можно отнести к группе дикие животные (домашние животные, рыбы, цветы, погодные явления, времена года, инструменты и т.д.)".

 

 

9


Другой вариант этого же задания.

 

Инструкция: "Соедини стрелочками слова, подходящие по смыслу»:

 

мяч мебель
тополь цветок
шкаф насекоые
тарелка дерево
пальто одежда
муравей посуда
щука игрушка
роза рыба
   

 

 

Упражнение № 12. "Найди общее слово".

 

В этом задании содержатся слова, которые объединены общим смыслом. Этот их общий смысл нужно постараться передать одним словом. Упражнение направлено на развитие такой функции, как обобщение, а также способность к абстракции.

 

Инструкция: "Каким общим словом можно назвать следующие слова:

 

1. Вера, Надежда, Любовь, Елена;

 

2. а, б, с, в, н;

 

3. стол, диван, кресло, стул;

 

4. понедельник, воскресенье, среда, четверг;

 

5. январь, март, июль, сентябрь".

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.155 с.