III - Электронный бизнес и новая экономика — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

III - Электронный бизнес и новая экономика

2020-07-07 93
III - Электронный бизнес и новая экономика 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В обществе, где частные фирмы являются основным источником создания богатств, не должно вызывать удивление то обстоятельство, что в 1990-х годах, когда технология Интернета стала общедоступной, наиболее быстрое и широкое распространение ее приложений происходило в сфере бизнеса. Интернет видоизменяет деловую практику в том, что касается отношений с поставщиками и потребителями, вопросов управления, производственного процесса, сотрудничества с другими фирмами, финансирования, а также определения стоимости акций на финансовых рынках. Умелое использование Интернета превратилось в главный источник повышения эффективности и конкурентоспособности для всех видов деловой активности. Несмотря на всю шумиху, поднятую вокруг дот-комов, они представляют собой лишь малочисленный предпринимательский авангард нового экономического мира. И, как это свойственно любым рискованным предприятиям, бизнес-ландшафт здесь заполнен обломками необоснованных фантазий. Однако есть и бизнес-проекты, подобные птице Феникс, многие из которых восстают из собственного пепла снова и снова, учась на своих ошибках, с тем чтобы сделать еще одну попытку на продуктивном витке творческой деструкции, В Соединенных Штатах в 2000 году торговый оборот через Всемирную паутину составил около 400 миллиардов долларов. Прогнозы, представленные в марте 2001 года Gartner Group, компанией, занимающейся исследованием рынка, дают для 2003 года цифру порядка 3,7 триллиона долларов. Кроме того, быстрые темпы развития электронной торговли в мире могут привести к тому, что к 2004 году, согласно оценкам International Data Corporation, доля США в общем объеме совершаемых через Сеть коммерческих операций может оказаться менее 50%, против 74% в 1999 году, что является индикатором прогнозируемого более быстрого развития электронной торговли в Европе по сравнению с Соединенными Штатами в первые годы XXI столетия. В соответствии с прогнозами Gartner Group, даже с учетом замедления темпов роста Интернет-экономики, общая стоимость глобальных сделок В2В[35] в 2003 году может достичь отметки в 6 триллионов долларов. По оценкам Forrester Research объемы мировой электронной торговли на 2004 год составят 6,8 триллиона долларов, 90% из которых будут приходиться на В2В (Business Week, 2001: 128).

Однако значение электронного бизнеса выходит далеко за рамки его количественных характеристик, поскольку в 2001 году около 80% всех сделок через Всемирную паутину составляли операции В2В, а это предполагает существенное изменение способов реализации коммерческой деятельности. Внутренние сети, посредством которых сотрудники общаются друг с другом и со своим руководством, имеют весьма важное значение для эффективной работы фирмы. Вся организация бизнеса в целом должна сообразовываться с Интернет-технологией, обеспечивающей связь с потребителями и поставщиками. Кроме того, поскольку экономика подобного типа способствует преуспеванию индивидуального предпринимательства, связи между консультантами, субподрядчиками и фирмами через посредство Всемирной паутины становятся столь же важны, что и деятельность самой фирмы. При этом возникает не экономика дот-комов, а сетевая экономика с электронной нервной системой.

Таким образом, нет никаких оснований утверждать, что онлайновые фирмы являются всего лишь мимолетным эпизодом начального периода информационной эры. AOL, Yahoo!, Amazon, е-Вау, e-Trade, е-Тоу и многие другие смелые фирмы-первопроходцы действительно создали новую бизнес-модель, используя предоставляемые Интернетом возможности и обучаясь в процессе своей деятельности. В самом деле, финансовые рынки поверили в реальность их притязаний на построение будущего, вознаградив их смелость ошеломляющей оценкой рыночной капитализации (на первое время). А инвесторы с венчурными капиталами оказались плененными их перспективами и смогли обеспечить достаточные инвестиции для подпитки совершенно нового сектора экономики и, более того, новой экономики, не дожидаясь, пока улягутся страсти.

Лавина дот-комов сформировала новый экономический ландшафт с сердцевиной в виде электронного бизнеса. Под словосочетанием «электронный бизнес» [e-business] я подразумеваю любую деловую активность, основные проявления которой в сфере менеджмента, финансирования, внедрения инноваций, производства, дистрибуции, продаж, отношений с наемными работниками и потребителями реализуются, главным образом, посредством Интернета или в Интернете или других компьютерных сетях независимо от характера связи между виртуальными и физическими параметрами данной фирмы. Используя Интернет в качестве главного средства коммуникации и обработки информации, бизнес выбирает Сеть в качестве своей организационной формы. Социально-технические преобразования пронизывают всю экономическую систему, оказывая влияние на все процессы создания, обмена и распределения ценностей. В результате этого капитал и рабочая сила — ключевые составляющие любого бизнес- процесса — претерпевают соответствующие изменения в том, что касается их характеристик, а также способов их использования. Разумеется, законы рыночной экономики продолжают действовать и в этой сетевой экономике, однако уже особым образом, понимание которого становится крайне важным для того, чтобы мы смогли нормально жить, развиваться и процветать в этом дивном новом экономическом мире.

С учетом вышесказанного, мой анализ будет построен в следующем порядке: трансформация практической деятельности фирмы; взаимоотношения между Интернетом и рынками капитала; роль труда и гибкая практика занятости в сетевой бизнес-модели; специфичность новаторства в электронной экономике в контексте повышения производительности труда. Эти аналитические нити будут сведены в синтетическую характеристику действительного смысла того, что получило известность под названием «новая экономика». Новая экономика — это не фантастическая страна неограниченно высокого экономического роста, способная отменить циклы деловой активности и невосприимчивая к кризисам. Если есть новая экономика, то также есть и будут новые формы цикла деловой активности и, в конце концов, экономические кризисы, видоизменившиеся под влиянием определенных процессов, характерных для новой экономики. В соответствии с этим в заключение настоящей главы я предложу несколько гипотез, касающихся характеристик нового экономического цикла и возможных кризисов в результате падения стоимости «технологических» акций на финансовых рынках, основываясь на данных наблюдений за период с марта 2000 по март 2001 года.

Электронный бизнес как организационная модель: сетевое предприятие

Как и в случае других технологий, осваивавшихся промышленностью в прошлом, Интернет быстро распространился в мире бизнеса в 1990-х годах, поскольку оказался подходящим инструментом для бизнес-модели, появившейся из практики наиболее преуспевавших и конкурентоспособных фирм, по крайней мере, еще в 1980-е годы. Основываясь на результатах своих наблюдений, я описал эту модель несколько лет тому назад в виде концепции «сетевого предприятия» (Castells, 1996/2000). Под таковым я понимаю организационную форму, образующуюся вокруг бизнес-проектов, появляющихся в результате сотрудничества между различными компонентами разных фирм, которые объединяются в одну сетевую структуру на период работы над данным бизнес-проектом и реконструируют свои сети для реализации каждого из проектов. Сетевое предприятие развивается на основе комбинации различных сетевых стратегий. Во-первых, на основе внутренней децентрализации крупных корпораций, задействовавших интегрированные горизонтальные структуры сотрудничества и конкуренции, скоординированные вокруг решения стратегических задач всей фирмы в целом. Во-вторых, на основе кооперации малого и среднего бизнеса, объединяющих свои ресурсы для достижения критической массы. В-третьих, за счет связывания между собой этих сетей малого и среднего бизнеса, а также разнообразных компонентов крупных корпораций. И наконец, в виде стратегических альянсов и партнерства между крупными корпорациями и их вспомогательными сетями. Сведенные вместе, эти тенденции придают деловому управлению изменяемую геометрию кооперации и конкуренции — в зависимости от времени, места, характера производства и получаемого продукта.

Таким образом, сетевое предприятие — это не сеть предприятий и не внутрифирменная сетевая организация. Скорее, это дополнительный фактор для управления экономической деятельности, ориентирующейся на конкретные бизнес-проекты, которые реализуются через посредство сетей различного состава и происхождения: сеть— это предприятие. В то время как фирма продолжает оставаться организационной единицей, ассоциирующейся с накоплением капитала, правами собственности (в большинстве случаев) и стратегическим управлением, практика деловых отношений реализуется с помощью сетей ad hor.[36] Такие сети обладают гибкостью и адаптируемостью, необходимыми мировой экономике, испытывающей неослабевающий прессинг технических инноваций и подстегиваемой быстро меняющимся спросом.

Сложность подобной сетевой структуры при превышении последней определенных размеров оказывается столь значительной, что управление этой структурой невозможно без информационных и коммуникационных сетей, основывающихся на использовании микроэлектронной техники. Поэтому с середины 1980-х годов сети связи типа EDI (электронный обмен данными) и более примитивные сети,состоявшие из соединенных друг с другом факс-аппаратов и телефонов, стали весьма важным инструментом организационной реструктуризации, волна которой захлестнула деловой мир. Потребность в своевременной высокопроизводительной и высокоскоростной интерактивной коммуникации посредством передачи данных была удовлетворена в лице компьютерных сетей связи, включая Интернет. Онлайновые компании, а также большинство производителей наиболее современного компьютерного и телекоммуникационного оборудования, осознав потенциал Интернета, первыми воспользовались возможностью целиком и полностью перейти на основу компьютерных сетей, способных сделать информацию и производимые компанией операции доступными и потребителям, и поставщикам. Ими были также организованы интрасети для создания каналов электронной коммуникации как между их сотрудниками, так и между сотрудниками и руководством. Здесь я приведу несколько примеров из деловой практики, которые помогут получить представление о важности и своеобразии организационных преобразований, осуществленных посредством Интернета и других компьютерных сетей.

Весьма вероятно, что компания Cisco Systems является пионером в использовании бизнес-модели, характеризующей экономику Интернета. Несмотря на свое стойкое нежелание выделять ту или иную фирму, я думаю, что краткий отчет о «сетевой бизнес- модели» Cisco сможет дать определенное представление о происходящих сейчас преобразованиях. Большинство приводимых данных относятся к середине 2000 года, за исключением показателей, характеризующих падение доходов и стоимости акций компании, которые датируются апрелем 2001 года.

Компания Cisco Systems, штаб-квартира которой находится в Сан-Хосе (в Силиконовой долине), является крупнейшим производителем оборудования для магистральных сетей Интернета. На мировом рынке маршрутизаторов, компьютеров, организующих и направляющих трафик внутри Интернета, ее доля составляет около 85%. Появившись в 1984 году в качестве побочного продукта любовной связи между специалистом по компьютерной технике и преподавателем из школы бизнеса Стэнфордского университета, в марте 2002 года, в момент своего наивысшего расцвета, компания достигла уровня рыночной капитализации в 555 миллиардов долларов — самого высокого в мире. Резкое падение стоимости «технологических» акций в 2000—2001 годах серьезнейшим образом повлияло и на акции Cisco. После того как с 1996 по март 2000 года среднегодовая прибыль находилась на уровне 100%, с марта 2000 по апрель 2001 года стоимость акций компании упала на 78%. И когда в течение трех месяцев доходы Cisco снизились на 30%, в апреле 2001 года компания уволила 8500 из 44 000 ее работников, хотя большинство из них являлись временными, а остальные стали жертвами принятого там 5%-ного коэффициента ежегодного сокращения численности работающих. В последнем разделе этой главы я проанализирую резкий поворот в судьбе Cisco, поскольку его следует рассматривать в контексте общего кризиса новой экономики.

Тем не менее все беды и неприятности,выпавшие на долю компании в 2001 году, отнюдь не перечеркивают тех замечательных результатов, которых ей удалось добиться в 1990-е годы. Во второй половине 1990-х годов объемы продаж Cisco ежегодно возрастали на 50—70%, а ее доходы в 2000 финансовом году, составившие 18,9 миллиарда долларов, более чем в четыре раза превысили уровень четырех предыдущих лет. Так что не спешите сбрасывать эту компанию со счетов (особенно если она преуспеет в обновлении архитектуры своего программного обеспечения и сможет улучшить свою технологию в сфере оптоволоконных сетей). Если мы не окажемся ввергнуты в «Интернет-депрессию», Cisco, вероятнее всего, будет по прежнему занимать доминирующее положение в области проектирования и построения Интернет-сетей и тем самым в явно расширяющейся области торговли, имеющей глобальную перспективу. Следовательно, здесь нам потребуется анализ бизнес-модели одной из наиболее передовых технологических компаний в мире, для того чтобы понять связь между «производством» Интернета и практикой использования Интернета в производстве.

Достигнутые Cisco результаты в значительной степени обусловлены высоким инженерным искусством, а также удачным выбором момента (готовность обеспечить Интернет соответствующей инфраструктурой именно в то время, когда происходило бурное развитие Сети), хотя на этом же самом рынке находились и другие мощные компании, например Lucent Technologies. Тем не менее уровень доходов в расчете на одного работающего у Cisco в 2000 году оказался в три раза выше, чем у Lucent Technologies, и ее рыночная доля продолжает увеличиваться.

В деловых кругах получило широкое распространение мнение, согласно которому достигнутая Cisco степень конкурентоспособности и производительности в немалой степени обязаны ее бизнес-модели. Cisco организована в виде сети, доступной как для поставщиков, так и для заказчиков, Cisco’s Connection Online (ССО) в 2000 году имела около 150 тысяч зарегистрированных пользователей, и ежемесячно к ней обращались 1,5 миллиона раз. При входе в систему через web-сайт Cisco заказчики определяются со своими потребностями при помощи программных агентов по калькуляции цен и конфигурации заказа, которые дают возможность тысячам авторизованных представителей заказчиков и партнеров выбрать соответствующие продукты компании и узнать их цену в онлайновом режиме. Когда в ходе этого интерактивного процесса заказчики и поставщики приходят к какому- то соглашению, поставщики Cisco производят большую часть заказанных товаров и сразу же отправляют их заказчику. Сервисное обслуживание и техническая помощь в значительной степени автоматизированы, при этом большая часть технической информации уже опубликована онлайн. Компания также обеспечивает бесплатный консалтинг и обучение по вопросам ввода в действие, обслуживания и ремонта компьютерных коммуникационных сетей.

При использовании этой системы в первой половине 2000 года ежедневный объем онлайн-продаж Cisco составлял 40 миллионов долларов,что соответствовало 90% всех ее заказов. Примерно 60% таких заказов выполнялись полностью в автоматическом режиме, не требуя какого-либо вмешательства со стороны персонала компании. Около 80% заявок на сервисное обслуживание клиентов также обрабатывались с использованием Всемирной паутины.

Помимо этого, Cisco организует на онлайновых принципах и свое производство. Ее сетевая производственная среда Manufacturing Connection Online (МСО), созданная в июне 1999 года и построенная как экстранет, доступна поставщикам, работникам Cisco и партнерам компании по логистике. Будучи одной из самых богатых компаний в мире, Cisco мало что производит сама, передавая свыше 90% своего производства сети сертифицированных поставщиков. Однако она внимательно контролируетэту сеть, интегрируя наиболее важных из них в свои производственные системы, автоматизируя передачу маршрутных данных через EDI, автоматизируя сбор информации о продукции от поставщиков и децентрализируя процедуры тестирования путем проведения последних по месту производства с использованием стандартов и методов, строго контролируемых инженерами Cisco. Таким образом, Cisco действительно является производителем, но только в пределах глобального виртуального предприятия, на котором она отвечает за научные исследования и разработки, проектирование промышленных образцов, качество и брэнд. Компания также автоматизировала свою систему управления запасами, внедрив динамичную информационную систему, позволяющую избегать серьезных проблем с поставками. Кроме того, имеется интранет Cisco Employee Connection, обеспечивающий мгновенную связь с тысячами работников, — хоть в пределах одного здания, хоть по всему миру. Начиная с совместного проектирования и кончая маркетингом и обучением, необходимая информация точно в заданное время поступает в сеть сообразно потребностям каждого структурного подразделения и работника Cisco. Процедуры отчетности упрощаются и выполняются посредством интранета, что позволяет компании, к примеру, свести всю бухгалтерскую отчетность в конце квартала всего за два дня.

Краеугольным камнем этой сетевой бизнес-модели является обратная связь между потребителями и производством в реальном режиме времени. Джон Чеймберз, президент ОБСо и ее основатель, был в первую очередь продавцом, и это дает о себе знать. Благодаря тому, что запросы клиентов регистрируются и идентифицируются через Интернет и соответствующая информация направляется по производственной цепочке в реальном времени, Cisco удается в рекордно короткие сроки и с высокой точностью устранять основные недостатки производственного процесса.

Наконец, сетевая структура позволила Cisco разработать эффективную модель внедрения технологических инноваций,основного источника конкурентоспособности. Как и многие другие компании Силиконовой долины, Cisco делает значительные капиталовложения в научные исследования и разработки — около 13% от объема своих доходов в 1999—2000 годах. Однако ее главная стратегия в отстаивании своих позиций заключалась в проведении активной политики приобретений: Cisco покупала компании, обладавшие технологиями и талантливыми специалистами в тех сферах деятельности, в которых она испытывала потребность и которые были ей недоступны. Используя свой акционерный капитал в то время, когда он имея высокую стоимость, с 1993 по 2000 год Cisco приобрела семьдесят компаний. Так, например, в августе 1999 года она заплатила 6,9 миллиарда долларов за Cerent, только что созданную перспективную калифорнийскую компанию. Хотя годовой товарооборот этой компании находился на уровне всего лишь 10 миллионов долларов, она обладала критически важной технологией в области оптоволоконных сетей. Однако это и многие другие приобретения могли бы в итоге оказаться расточительной инициативой, если бы в процессе интеграции Cisco и ее новых компаний оказался нарушен механизм новаторства. Сетевая модель как раз и позволяет Cisco давать этим компаниям возможность продолжать заниматься тем, что они делали до момента своего поглощения, и в то же время предполагает координацию программ научно-исследовательских работ и деловой стратегии с общим бизнес-планом Cisco. Путем гибкой интернализации ресурсов Cisco сделала себя узлом и брэндом обширной сети сетевых предприятий, которая проецирует на финансовые рынки образ своей эффективности.

Разумеется, Cisco — это безжалостный конкурент, и, хотя степень удовлетворения ее работников, по-видимому, остается достаточно высокой (о чем свидетельствует низкий уровень текучести рабочей силы), не всё в деловой практике компании видится в розовом свете. Поговорите с уборщиками латиноамериканского происхождения, которые поддерживают офисы Cisco в надлежащем порядке (их нанимают па работу, естественно, через субподрядчиков), и вы узнаете, что они не видят ничего грандиозного в получении 8 долларов за час работы и в проживании в своих убогих кварталах посреди великолепия и роскоши Силиконовой долины. И все же предпринимательская авантюра, воплотившаяся в 1990-х годах в виде бизнес-модели Cisco, позволила внести прогрессивные изменения в условия, при которых в нашем мире происходит создание материальных ценностей путем объединения сетевой организации и Интернета в виртуозном сочетании с распределенным новаторством и положительной обратной связью между администрацией, производителями и потребителями.

Пример Cisco — это не какой-то особый случай. Скорее эта компания — всего лишь один из нескольких законодателей мод. Согласно мнению ряда аналитиков, подлинным пионером в использовании онлайновой сетевой бизнес-модели фактически является компания Dell, ведущий мировой производитель ноутбуков. Dell также строит свою деятельность на основе хорошо продуманного сайта, обновляемого в реальном времени и используемого потребителями для самостоятельного выбора нужной им конфигурации компьютеров при помощи множества имеющихся опций. В 2000 году 90% заказов в Dell обрабатывались в режиме онлайн. Как и Cisco, Dell тоже размещает большую часть своего производства в глобальной сети сторонних производителей, подключенных к Интернету.

Пример Cisco — это не какой-то особый случай. Скорее эта компания — всего лишь один из нескольких законодателей мод. Согласно мнению ряда аналитиков, подлинным пионером в использовании онлайновой сетевой бизнес-модели фактически является компания Dell, ведущий мировой производитель ноутбуков. Dell также строит свою деятельность на основе хорошо продуманного сайта, обновляемого в реальном времени и используемого потребителями для самостоятельного выбора нужной им конфигурации компьютеров при помощи множества имеющихся опций. В 2000 году 90% заказов в Dell обрабатывались в режиме онлайн. Как и Cisco, Dell тоже размещает большую часть своего производства в глобальной сети сторонних производителей, подключенных к Интернету.

Сетевая бизнес-модель быстро становится доминирующей формой организации для электронной индустрии. При этом Nokia, Hewlett Packard, IBM, Sun Microsystems и Oracle выступают в роли самых передовых фирм, выстраивая свою деятельность вокруг Интернета и в том, что касается производимых ими товаров, и в смысле организации производства. В частности Nokia в 1990-х годах произвела реорганизацию своей структуры в сетевое предприятие с построением многоуровневой сети из сотен производителей в Финляндии и по всему миру, с которыми компания тесно взаимодействует в совместной разработке новых видов изделий и совершенствования производственного процесса. Она также поддерживает тесные партнерские отношения с наиболее крупными компаниями, включая своих непосредственных конкурентов, в области научных исследований и разработок и создания новых технологий, таких как многообещающая технология коммуникации на короткой дистанции «Bluetooth» и протокол обмена данными IPv6, разработанный Internet Engineering Task Force (Ali-Yrkko, 2001).

В 2000 году компания приступила к тому, что ее руководители Норма Оллила и Пекка Ала-Пиетила определяют как процесс трансформации Nokia в глобальный электронный бизнес, подкрепляемый процессом внутрикорпорационного «электронного уполномочивания» [e-enablement], который направлен «от статической системы ценностей к ценности-сети». Они говорят следующее: «Мы вовсе не собираемся создавать дублирующую электронную структуру в дополнение к старой, мы занимаемся изобретательством, совершенствуя при этом свое мастерство, и готовимся пойти по новому пути». Ожидается, что данный процесс, продолжавшийся в 2000—2001 годах, к 2003 году столь широко распространится по всей сети Nokia, что «по существу, все свои доходы компания будет получать в электронном режиме [e-mode]» (Nokia/Insight, 2001: 4). Благодаря использованию сетевой модели, Nokia — компания, в 1991 году находившаяся на грани исчезновения, — превратилась в ведущего производителя в сфере мобильных коммуникаций, в 2001 году увеличив свою долю на мировом рынке мобильных телефонов до 35% и тем самым оставив далеко позади компании Motorola (14%) и Ericsson (9%). В 2000 году доходы Nokia превысили 30 миллиардов евро (на 54% больше, чем в 1999 году), а ее операционная прибыль составила почти 6 миллиардов евро (на 48% больше уровня 1999 года). В первом квартале 2001 года, несмотря на общий кризис в области технологий, объемы продаж Nokia по сравнению с тем же периодом 2000 года возросли на 22%, а ее прибыль увеличилась на 9,4%. Можно ожидать, что конкуренты Nokia в предстоящие годы возьмут на свое вооружение аналогичные стратегии в деле организации электронных сетей.

Применение модели сетевого предприятия, реализуемой посредством Интернета, не ограничивается только сферой высоких технологий: она быстро распространяется во всех сферах деятельности. Я мог бы здесь описать аналогичные формы управления, производства и дистрибуции, сославшись на Valeo — французского производителя деталей и узлов к автомобилям, который 50% своих заказов обрабатывает в режиме онлайн. Или на Webcor (Сан-Матео, штат Калифорния) — строительную компанию, ставшую лидером в строительной промышленности благодаря размещению на своем сайте всей требующейся для каждого проекта информации, в результате чего архитекторы, рабочие, поставщики и клиенты имеют возможность взаимодействовать друг с другом и производить соответствующие корректировки на протяжении всего процесса строительства. Или на Weyerhauser, расположенного в штате Висконсин изготовителя металлических дверей, автоматизировавшего весь свой бизнес посредством интерактивной сети, что позволило сократить расходы по доставке и дистрибуции, уменьшить вероятность ошибок и удвоить свою прибыль. Или на программу сотрудничества между General Motors, Ford Motor Company и Daimler Chrysler, совместно создавших онлайновую биржу для поставщиков автомобильных деталей и узлов, которая имеет шансы превратиться в крупнейший электронный бизнес с прогнозируемым на 2002 год уровнем доходов в 6,9 миллиарда долларов. Или на John Deere, многонациональную компанию, производителя сельскохозяйственного оборудования, также налаживающую сетевые связи со своими поставщиками и потребителями. Или на Merita Nordbanken, финско-шведский банковский конгломерат, управлявший в 2000 году крупнейшей в мире онлайновой банковской системой, охватывавшей 1,2 миллиона клиентов, которые могли управлять своим банковским счетом, используя мобильные телефоны, и осуществлять электронные платежи при помощи смарт-карт[37] и телефонов, тем самым полностью «виртуализируя» деньги. Или на АВВ, крупнейшую в мире машиностроительную компанию, которая в начале 2001 года осуществила полную реорганизацию с внедрением основанной на Интернете модели «совместной коммерции» между поставщиками, производителями и заказчиками в рамках того, что ее новый исполнительный директор назвал производственной системой с «высокогибкой ориентацией на массового потребителя».

Однако, возможно, еще более яркий пример возникновения модели сетевого предприятия внутри широкого диапазона различных видов бизнеса дает одна из наиболее традиционных областей человеческой деятельности — пошив одежды. Zara, семейная испанская компания, базирующаяся в А Корунье (Галисия), занимается дизайном, изготовлением и сбытом через свою сеть лицензированных магазинов модной готовой одежды по умеренным ценам. В конце 1990-х годов появившаяся неизвестно откуда Zara всего лишь за несколько лет сумела превратиться в достойного конкурента других крупных производителей готовой одежды (например, Gap): к концу 2000 года она располагала сотнями магазинов в тридцати четырех странах (включая несколько магазинов в Нью-Йорке, Лондоне и Париже) и собиралась наладить торговлю в режиме онлайн в Соединенных Штатах. Ее материнской компании удалось достичь уровня рыночной капитализации в 2 миллиарда долларов: цифра, не производящая особого впечатления в сравнении с предприятиями Силиконовой долины, но, разумеется» вполне приличная в масштабах швейной промышленности. Секрет успеха компании, помимо высокого качества дизайна с сохранением замечательных традиций галисийской моды, заключается в ее компьютеризованной сетевой структуре. Все начинается с торговой точки, где работники магазина регистрируют все сделки посредством портативного устройства, запрограммированного на какую-то профилирующую модель. Собранные данные ежедневно обрабатываются директором магазина и направляются в центр конструирования одежды в А Корунье, где две сотни модельеров, принимая во внимание реакцию рынка, занимаются модернизацией своих изделий в реальном времени. Новые лекала посылаются на компьютеризованные лазерные резательные машины, находящиеся на главной фабрике в Галисии, после чего отдельные части одежды сшивают по имеющимся образцам в основном на близлежащих предприятиях. Используя такую сетевую систему, Zara ежегодно выпускает 12 тысяч моделей, пополнял запасы своих магазинов по всему миру два раза в неделю. Гибкость такой сетевой производственной системы позволяет компании сократить время продвижения новой модели — от образца до прилавка — до двух недель. В 1980-х годах у пионера в использовании сетевой модели в швейной промышленности — компании Benetton — продолжительность цикла «конструирование — изготовление — распространение» составляла шесть месяцев. Этот результат был превзойден американской фирмой Gap, которой удалось сократить время цикла до двух месяцев. Ну а теперь Zara делает все это в течение двух недель: такова скорость Интернета.

Чисто онлайновые компании, такие как порталы, обычные контент-провайдеры Интернета, а также исключительно онлайновые коммерческие службы даже в большей степени, чем этого можно было бы ожидать, полагаются на возможности организации управления, производства и дистрибуции посредством Интернета (Vlamis and Smith, 2001). В самом деле, в системе ценностей, присущей индустрии электронной коммерции, имеет место сдвиг в сторону систем распространения информации в ущерб ценности самой информации. Однако было бы ошибкой считать, что их бизнес ограничивается только виртуальной областью. Так, Amazon, онлайновый продавец, в первую очередь, книг и аудио- и видеозаписей, а во вторую — товаров и услуг, ассортимент которых постоянно расширяется, находится также в центре крупной системы складского хозяйства и транспорта, большая часть которой передана в руки других компаний-субподрядчиков, например UPS. Кроме того, происходит развитие нового сектора, так называемых компаний «click and mortar»[38] — обычных фирм, использующих онлайновый режим для налаживания прямых связей со своими клиентами как для получения их заказов, так и для улучшения сервисного обслуживания клиентов. В качестве примеров здесь могут служить decoratetoday.com, онлайновая дочерняя фирма компании American Blind and Wallpaper; или performance- bike.com, филиал Performance Technologies, крупного американского поставщика деталей к велосипедам; или розничная биржа Интернета, созданная Sears Roebuck совместно с Carrefour, через которую ежегодно проходит товаров на 80 миллионов долларов. Электронные рынки (фактически виртуальные торговые улицы) растут такими темпами, что, согласно исследованию, проведенному Forrester Resear ch в 2000 году, две трети онлайновых покупателей и продавцов планируют до 2002 года воспользоваться электронными рынками, то есть специализированными электронными биржами. Другое обследование Forrester Research в начале 2001 года показало, что 35% из 1000 крупных североамериканских компаний занимаются онлайновой продажей продукции потребителям либо другим коммерческим предприятиям, а еще 46% собираются последовать их примеру.

Чисто онлайновые компании, такие как порталы, обычные контент-провайдеры Интернета, а также исключительно онлайновые коммерческие службы даже в большей степени, чем этого можно было бы ожидать, полагаются на возможности организации управления, производства и дистрибуции посредством Интернета (Vlamis and Smith, 2001). В самом деле, в системе ценностей, присущей индустрии электронной коммерции, имеет место сдвиг в сторону систем распространения информации в ущерб ценности самой информации. Однако было бы ошибкой считать, что их бизнес ограничивается только виртуальной областью. Так, Amazon, онлайновый продавец, в первую очередь, книг и аудио- и видеозаписей, а во вторую — товаров и услуг, ассортимент которых постоянно расширяется, находится также в центре крупной системы складского хозяйства и транспорта, большая часть которой передана в руки других компаний-субподрядчиков, например UPS. Кроме того, происходит развитие нового сектора, так называемых компаний «click and mortar»[38] — обычных фирм, использующих онлайновый режим для налаживания прямых связей со своими клиентами как для получения их заказов, так и для улучшения сервисного обслуживания клиентов. В качестве примеров здесь могут служить decoratetoday.com, онлайновая дочерняя фирма компании American Blind and Wallpaper; или performance- bike.com, филиал Performance Technologies, крупного американского поставщика деталей к велосипедам; или розничная биржа Интернета, созданная Sears Roebuck совместно с Carrefour, через которую ежегодно проходит товаров на 80 миллионов долларов. Электронные рынки (фактически виртуальные торговые улицы) растут такими темпами, что, согласно исследованию, проведенному Forrester Resear ch в 2000 году, две трети онлайновых покупателей и продавцов планируют до 2002 года воспользоваться электронными рынками, то есть специализированными электронными биржами. Другое обследование Forrester Research в начале 2001 года показало, что 35% из 1000 крупных североамериканских компаний занимаются онлайновой продажей продукции потребителям либо другим коммерческим предприятиям, а еще 46% собираются последовать их примеру.

Сущность электронного бизнеса заключается в обеспечиваемой Интернетом интерактивной сетевой связи между производителями, потребителями и поставщиками услуг. Вспомните: сеть есть сообщение. Именно возможность взаимодействия, поиска и дистрибуции обусловливает сокращение расходов, высокое качество и эффективность, а также удовлетворение клиентов, — если только проблемы управления, как это весьма часто случается, не приводят к коллапсу системы, оскорбляя чувства потребителей осознанием того, что они, вполне возможно, являются всего лишь подопытными кроликами этой новой бизнес-модели.

Однако если сетевое предприятие предшествовало распространению Интернета,то в чем же тогда заключается особый вклад этой технологии в развитие новой бизнес-модели? Ответ будет следующим: Интернет делает возможным масштабируемость, интерактивность, гибкость управления, брэндинг и ориентацию на потребителя в рамках сетевого мира бизнеса.

Масштабируемость: Сеть может включать в свой состав столько компонентов (в локальном и глобальном масштабе), сколько потребуется для проведения каждой операции и каждой сделки. Для сети не существует никаких технических препятствий для превращения ее в локальную или глобальную, и она может развиваться, расширяться либо сокращаться сообразно изменяющейся геометрии деловой стратегии, без значительных издержек на неиспользуемые производственные мощности, поскольку производственную систему можно будет весьма просто перепрограммировать или переориентировать.

Интерактивность в реальном времени или в любой данный момент времени с участием поставщиков, заказчиков, субподрядчиков и работников в рамках системы многонаправленного обмена информацией и принятия решений позволяет обойтись без вертикальных каналов связи, не теряя при этом нити ведения деловых операций. Результатом является улучшение качества информации и взаимопонимания между партнерами в процессе их делового сотрудничества.

Гибкость управления позволяет сохранять контроль над бизнес-проектом при расширении его рамок и диверсификации его структуры сообразно потребностям каждого отдельного проекта. Эта способность сочетать стратегическое управление с децентрализованным взаимодействием с мно<


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.029 с.