Общие черты литературы реализма — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Общие черты литературы реализма

2020-07-07 127
Общие черты литературы реализма 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Литература реализма

Общие черты литературы реализма

Реализм 2я треть 19 века, 30-60 годы


Цель- Описать современное общество.

Романтизм и реализм были параллельны. Все реалисты читали в детстве романтические тексты.

 

С чем связано формирование реализма? Связано с изменением общего жизненного строя, окончательного формированья буржуазного общества, капиталистического производства, в связи с этим утрата самой идеи единственности человека – героя; и интерес к любому человеку.

 

Реалистический герой - обыкновенный человек, но внимание, которое уделяет ему автор подобно тому вниманию, которое уделяет романтический писатель. Новый герой должен воплощать соц. слой и т.к. соц. слоёв  много то героев много (много типажей). Исключительность не важна, не нужна, а напротив – интересно то обыкновенное что в герое есть. Появляется старик (участвовал в жизни), женщина (чувство – попытка исследовать обыденные чувства), ребенок – самая уязвимая часть социума, и чтобы изучить социум нужны те не кто сильный, а тот кто слабый.

 

· в основе общественной жизни лежит не натуральное хозяйство, а капитал. Система товар-деньги-товар. Человек перестает воспринимать плоды своего труда как самоценные, теперь это товар, важно сколько он стоит.

· утрачивается ощущение целостности. Труд обезличивается. Я ценен как исполнитель труда, а не как личность.

· научное открытие Адама Смита. Теория: весь мир описывается как система капитала, то есть движения денег.

· Дарвин «Теория видов» - изменила мир.

Все это в прах разбило образ романтического героя.

2. Причиныформирования реализма. Новые темы и герои

Ещё у Петрарки и Бокаччо читатель мог наблюдать повышенный интерес к человеку, герои этих авторов чем-то напоминают героев-реалистов

Это последний стиль в Гуманистической литературе.

Реализм возник в 50-х годах 19 века во Франции. В реализме автор изучает других (герой), учит других (читатель) и познаёт себя. Показан человек внутри социума.
Причины возникновения этого направления - тотальное изменения общества, его статуса. Появляется большое количество фабрик и заводов + начинаются раскопки (Помпеи). Экономика становится основой гос-ва. В 1848 году выходит в свет «Манифест коммунистической партии», появляется такое понятие, как Марксизм. Люди понимают ЛОГИКУ в развитии человечества.

 

Отсюда появляется пренебрежение личностью. Главным становится КОЛИЧЕСТВО. Идея восприятия не единственного чел-ка, а ОДНОГО ИЗ. 

Герой отражается в коллективе, а коллектив – в герое. Говорить о каждом, в связи со всеми. В произведениях есть герои, принадлежащие соц. Срезу, которые его воплощают в полной мере.

Поэтому герой придуман! Соткан из разных людей одного типа. НО Писатель – реалист и выдумывает и говорит ПРАВДУ.

Задача реалистов - Как сказал Бальзак: «Я пишу историю современности». Автор должен отстраниться от «современности», исключить личные взаимоотношения между ним и героем. НО ПРИ ЭТОМ отдать каждому герою часть своей души.

Реалист существует в потоке сиюминутной жизни.

Стиль - Всегда описывается СЕГОДНЯ. Читатель не знает, чем закончится повествование, т. к. читает об обыденных вещах, не уникальных.

 

Герой - обычный, не исключительный для всех, но уникальный ДЛЯ СЕБЯ.

Провинциальный тип, он ощущает себя огромным. «Главный» герой выбирается по возможности ДВИГАТЬ КОНФЛИКТ.

 

В РЕАЛИЗМЕ НОВЫЕ ТИПЫ ГЕРОЕВ!

 

Женщина. Но не часть действия, а причина, а также способ описания эволюции чув-ва.

Герой-идеолог. Помогает развить мысль повествования.

Герой-ребёнок. ЕЩЁ не в обществе.

Герой-старик. УЖЕ вне общества.

(Два последних – идеальные герои реализма, т. к. они И ДЕЙСТВУЮТ И НАБЛЮДАЮТ.)

Герой, связанный со старыми вещами – Букинист/Антиквар

Также, реализм открывает ВЕЩИ. Они тоже герои, но также выполняют функцию выражения состояния души героя.

 

Нет обыкновенного конфликта плохой/хороший.

Многофигурная система персонажей = много точек зрения на данность.

 

Автор существует либо явно (Бальзак), либо скрыто (Флобер).

 

Дальше авторы реалисты то есть Оноре де Бальзак, Гюстав Флобер, Стендаль, Джейн Остин, Чарльз Диккенс, Уильям Теккерей. Я расскажу обо всех, в ответе надо будет выбрать про кого будете рассказывать, но знать надо всех!!

Оноре де бальзак (1799-1850)

· Бальзак становится новатором в литературе и первый закладывает основы реализма.

· Реализм-это литературный жанр, формулой которого является «Обыкновенный человек в обыкновенных обстоятельствах»

· Бальзак-отец реализма,все писатели реалисты учились у него.

 

 

Таким образом, появляется новый герой – обыкновенный человек(реальный), в отличие от романтического героя. Этот обыкновенный человек имел принадлежность к конкретному сословию. Это стало важно для реалистов, т.к. через героя, писатель описывал социум. Все мельчайшие подробности судьбы важны! Сословий много, поэтому появляются разный типажи героев (Старик, ребёнок, женщина). Почему они? Потому что это самые уязвимы элементы социума. В романе Бальзака «Отец Горио» мы найдём все эти типажи:

1. Старик-Папаша Горио
2. Женщина-Баронесса
3. Дети-сёстры Горио
4. Обыкновенный молодой – Эжен де Растиньяк.

 

Бальзак хотел чем то объединить свои романы в одну эпопею. Началом этой эпопеи стал роман «Отец Горио». После этого романа Бальзак стал брать имена и характер в предыдущих произведениях. Результатом этого соединения явилась «Человеческая комедия». В введении Бальзак подчеркивает, что в этом произведении не должны присутствовать выдуманные факты.

 

ИТАК:

 

Концепция творчества - исследование обыкновенного человека, все подробности его души, и через это исследовать социум, представителем которого является герой.

 

Новый герой – это обыкновенный человек определённого сословия. Новые типажи (Старик, женщина, ребёнок). Они самые уязвимые в обществе, через них можно его исследовать.

 

Новые художественные приёмы:

1. Заимствование характеров и имён героев в предыдущих произведениях.
2. Общая нить во всех романах.
3. Построение «Человеческой комедии» подобно Дантовской «Божественной комедии». Эти произведения трёх частные.

 

Приёмы Бальзака:
1. Параллельные сцены(внутри одного времени происходит несколько событий)
2. Бальзак берет обычного человека и влюбляется в каждого и это даёт ему возможность быть к ним и предвзятым и обьективным, он как бы подставляет камеру к лицу. Это позволяет увидеть обыкновенного героя, как необыкновенного, со всем вниманием и со сторон разных героев.
3. Нет однозначности, герои становятся объемными. Мы становимся свидетелями их жизни и это позволяет нам судить самим.
4.Описание героев через вещи.
5.Женские образы. Подлинную власть в обществе имееют уже не только мужчины, женщины становятся тайными кукловодами. И появляется новый социальный воздух между поступками женщины и поступками мужчины.

Гюстав Флобер (1821-1880)

Творчество Флобера принадлежит к мировой литературной классике. Создатель реалистических романов, он был продолжателем Бальзака, пристальным исследователем жизни французского общества своего времени, однако не повторил великого учителя и сказал свое новое слово новым, одному ему присущим художественным языком, сделал в литературе шаг по непроторенному еще пути. Бальзак ставил перед собой задачу создать всеобъемлющую и связную картину жизни французского общества на протяжении целой эпохи, проникнуть в скрытые социальные законы и через сотни частных человеческих судеб показать движение истории. Флобера интересовало другое — прежде всего личность современного ему человека, особенности его психологии, деформация его души.

 

один из трех великих реалистов Франции, чье творчество определило магистральное развитие ее литературы в XIX в. и оказало решающее воздействие на развитие французского романа XIX—XX вв.

Флобер четко представлял свое историческое место в истории французской литературы. Восхищаясь Бальзаком, его глубоким пониманием своей эпохи, Флобер проницательно заметил, что великий романист умер в тот исторический момент, когда общество, которое он великолепно знал, начало клониться к закату.
Произведения Флобера с неумолимой последовательностью и художественной силой выражают неприятие писателем мира буржуазной Франции, и в этом он остается верен социальному пафосу романов Стендаля и Бальзака. Но, наблюдая измельчание и вырождение того общества, становление и упрочение которого описали реалисты первой половины века, Флобер в отличие от них оказывается чуждым пафосу утверждения. Все, что он видит вокруг себя, внушает ему мысль о ничтожности, глупости, убожестве мира, где господствует преуспевающий буржуа.


Флобер, разрабатывает техники:
     1. Точное слово. (вместе с Тургеневым разрабатывают систему подбора                                   максимально точного слова)

2. Вводит термин «бесстрастное искусство».

3. Развивает систему Бальзака, но избегая пристрастия Бальзака.

4. Постепенно уводит от писателя человека, оставляя только наблюдателя.

5. Предлагает новый тип сюжета – «идеальный сюжет» - история, которая может произойти с каждым, рядовые ситуации.

Почему банальные истории:

1. Опираясь на банальный сюжет, писатель может положить силы на описание внутреннего мира героя.

2. Писатель перестаёт быть судьёй, читателю не приходится объяснять, что такое хорошо и что такое плохо.

3. Сосредоточение на анализе личностей и самой истории, интересует не внешняя видимая причина, а подоплёка, внутренний смысл.

4. Автор старается стать своими геро                              

Средства, которые использует Флобер:

1. Внимание к мельчайшим деталям внутренней жизни и через внешний мир(описание платья Эммы Бовари, для нее платье – есть свадьба, есть любовь) внешнее является предметом ее внутренней жизни.

2. Контрапункт- сцена, в которой соединены две и более сцен.

3. Изменяет привычный синтаксис, романы состоят из длинных предложений. Флобер как будто избегает точки.

4. Событие, которое описывается не глазами непосредственного участника, а глазами невольного участника.

Стендаль (1783-1842)

Творчество Стендаля. Единство романтического и реалистического. Образ Жюльена Сореля.

 

Творчество Стендаля (литературный псевдоним Анри Мари Бейля) открывает новый период в развитии не только французской, но и западноевропейской литературы - период классического реализма. Именно Стендалю принадлежит первенство в обосновании главных принципов и программы формирования реализма, теоретически заявленных в первой половине 1820-х годов, когда еще господствовал романтизм.

 

· родился за 6 лет до Французской революции. Атмосфера времени сформировала ещё в детстве у него свободолюбие.

· В1796 г. Стендаль был отдан в Центральную школу Гренобля. Среди других наук он особенно увлекся математикой. Ее точностью и логической ясностью писатель позже решит обогатить искусство изображения человеческой души, заметив в черновиках: «Применить приемы математики к человеческому сердцу. Положить эту идею в основу творческого метода и языка страсти. В этом - все искусство».

· В 1799 г., успешно выдержав выпускные экзамены, Стендаль уезжает в Париж для поступления в Политехническую школу, однако предпочитает ей Школу изящных искусств и стезю писателя, начатую сочинением комедии «Сельмур». Влиятельный родственник будущего писателя определяет юношу на военную службу. В начале 1800 г. Стендаль отправляется в поход с армией Наполеона в Италию, но уже в конце следующего года подает в отставку. Мечтая о «славе величайшего поэта», равного Мольеру, он рвется в Париж.

· 1802-1805 годы, проведенные по преимуществу в столице, стали «годами ученья», сыгравшего исключительно важную роль в формировании мировоззрения и эстетических взглядов будущего писателя. Его юношеские тетради, дневник, переписка и драматургические опыты - свидетельство напряженнейшей духовной жизни. Стендаль в эту пиру - пламенный республиканец, враг тирании, угрожавшей стране по мере укрепления единовластия Наполеона, сочинитель обличительных комедий. Он полон и других литературных замыслов, направленных на исправление общественных нравов. Он - страстный искатель истины, которая открыла бы путь к счастью для всех людей на земле, верящий, что найдет ее, постигая не божественное провидение, а основы современной науки - философии и этики, естествознания и медицины.

· 1814 отказывается от дальнейшей службы и уезжает в Италию. Именно там состоялись его первые публикации. (Жизнеописания Гайдна, Моцарта и Метастазио» (1815), «История живописи в Италии» (1817), путевые очерки «Рим, Неаполь и Флоренция» (1817).

· Как раз в эту пору Стендаль сближается с итальянскими романтиками, сотрудничает в их журнале, участвует в острых дискуссиях с классицистами. Ему импонирует особенность итальянского романтизма - связь с республиканизмом и национально-освободительным движением.

· Первая половина 20-х годов ознаменована для Стендаля выходом в свет двух выпусков его памфлета - литературного манифеста «Расин и Шекспир» (1823; 1825), подводившего итоги борьбы романтиков с классицистами и предначертавшего программу будущего реалистического искусства. Вскрывая сложную взаимосвязь автора памфлета с романтиками, необходимо прежде всего отметить общность, выразившуюся в его негативном отношении к классицизму. У Стендаля и французских романтиков, вскоре объединившихся вокруг своего главного теоретика В. Гюго, общий враг - опекаемые монархией, окопавшиеся в Академии, заполонившие ведущие театры эпигоны великих классиков XVII в. Начертав на своем знамени имя Расина, они объявили себя его продолжателями и настаивали на незыблемости правил классицистского искусства. Пытаясь выявить специфику и назначение искусства нового времени, которое по своему уровню могло бы сравниться с шекспировским и расиновским, Стендаль, по существу, формулирует принципы реализма, называя это искусство романтическим, так как термина «реализм» в ту пору еще не существовало.

· «Исследуем! В этом весь девятнадцатый век» - таков исходный принцип нового искусства.

· Утверждая эстетическое равноправие высоких и низких сторон действительности, что станет характерным для реализма, Стендаль считает искусство «зеркалом», отражающим «то небесную лазурь, то грязь дорожных луж». Но это зеркало, которое отражает действительность не фотографически.

· Первым опытом писателя в этом жанре стал роман «Арманс» (1827), предваривший создание общепризнанных шедевров «Красное и черное», «Люсьен Левен» и «Пармская обитель». новаторство стендалевского романа заключены в изображении самой любви героев, представленной в сложном процессе «кристаллизации» - от первых смутных толчков пробуждающегося чувства до трагического финала. Здесь Стендаль-реалист в противовес туманно-зыбким описаниям «тайн души» романтиками, утверждавшими непознаваемость этих тайн, впервые художнически осуществляет научно обоснованный им прежде «математически» точный анализ «человеческого сердца» с учетом всех объективных факторов, определивших природу личности и судьбу героев. На первом романе Стендаля еще лежит печать своеобразного художественного эксперимента. И тем не менее он свидетельствует, что писатель нашел свою дорогу в литературе, свой жанр и стиль психолога-аналитика.

· В 1830 г. Стендаль заканчивает роман «Красное и черное», ознаменовавший наступление зрелости писателя.. (речь идет не о судьбе отдельного человека, а о самой сути положения человека во французском обществе эпохи Реставрации.)Фабула романа основана на реальных событиях, связанных с судебным делом некоего Антуана Берте. Стендаль узнал о них, просматривая хронику газеты Гренобля.(Как выяснилось, приговоренный к казни молодой человек, сын крестьянина, решивший сделать карьеру, стал гувернером в семье местного богача Мишу, но, уличенный в любовной связи с матерью своих воспитанников, потерял место.) Эта судебная хроника не случайно привлекла внимание Стендаля, задумавшего роман о трагической участи талантливого плебея во Франции эпохи Реставрации. Однако реальный источник лишь пробудил творческую фантазию художника, всегда искавшего возможности подтвердить правду вымысла реальностью. Вместо мелкого честолюбца появляется героическая и трагическая личность Жюльена Сореля.

· В стремлении охватить все сферы современной общественной жизни Стендаль сродни его младшему современнику Бальзаку, но реализует он эту задачу по-своему. Созданный им тип романа отличается нехарактерной для Бальзака хроникально-линейной композицией, организуемой биографией героя. В этом Стендаль тяготеет к традиции романистов XVIII в.

 

· автор «Красного и черного» строит сюжет не на авантюрно-приключенческой основе, а на истории духовной жизни героя, становлении его характера, представленного в сложном и драматическом взаимодействии с социальной средой. Сюжет движет здесь не интрига, а действие внутреннее, перенесенное в душу и разум Жюльена Сореля, каждый раз строго анализирующего ситуацию и себя в ней прежде чем решиться на поступок, определяющий дальнейшее развитие событий. Отсюда особая значимость внутренних монологов, как бы включающих читателя в ход мыслей и чувств героя. «Точное и проникновенное изображение человеческого сердца» и определяет поэтику «Красного и черного» как ярчайшего образца социально-психологического романа в мировой реалистической литературе XIX в. Хроника XIX века» - таков подзаголовок «Красного и черного».

· Эстетика Стендаля сложилась под влиянием того опыта, который стал результатом его участия в русском походе Наполеона. Главный эстетический труд Стендаля – трактат «Расин и Шекспир» (1825).

· Отличительная черта стиля Стендаля в романе «Красное и черное» – углубленный психологический анализ. Его предметом является не просто психология и сознание человека, находящегося в конфликте с социальным миром и с самим собой, но его самосознание, то есть понимание самим героем сути тех процессов, которые происходят в его душе. Сам Стендаль свой стиль из-за ориентации на изображение внутренней жизни рефлексирующего героя назвал «эгоистическим». Этот стиль находит свое выражение в воспроизведении борьбы двух противоположных начал в сознании Жюльена Сореля: возвышенного (естественное благородство натуры героя) и низменного (лицемерная тактика). +анализ, который осуществляет сам герой в отношении своих рассуждений и переживаний.

Чарльз Диккенс (1812-1870)

Особенности образа автора.

В романе Ярмарка Тщеславия ярко выражено игровое начало. Автор в предисловии под названием «Перед занавесом» обращается к читателю. Он надевает на себя маску Кукольника, чтобы озвучить известную шекспировскую метафору: «Жизнь – игра, театр, и все мы в нем актеры». Он представляет нам своих кукол, которые станут главными героями романа. Вокруг Кукольника – гомонящая Ярмарка, на которую он смотрит «с чувством глубокой грусти. Так Кукольником создается образ Жизни, и главным героем в романе становится ярмарка. Время романтических героев безвозвратно ушло в прошлое. Теккерей ввел в литературу тип «негероического», то есть обычного человека, что свидетельствует о зрелом реализме писателя. Автор стремится разрушить известные стереотипы: - чтобы стать счастливой и удачливой, не обязательно быть добродетельной (Бекки); - богач не обязательно порочен, а бедняк может быть нередко нечестен (семья Седли и Бекки); - любовь-страсть не всегда приносит счастье (любовь Эмили к Джорджу Осборну); - страстная любовь матери к ребенку не всегда оборачивается счастьем для матери (история сына Эмилии); - добродетель скучна, а порок оказывается иногда привлекательнее (Бекки). Особенности повествовательной манеры: 1.создание новой техники психологического анализа (отказ от форм самоанализа героев и замена их авторскими комментариями, глубокий анализ житейских событий и их причин).

2. Введение новых способов характеристики героев: внешность героев мало говорит об их внутреннем мире (Доббин, Бекки). Главную роль в раскрытии психологии героев играют их поступки, говорящие фамилии, сатирические сравнения, критические эпитеты, речевая характеристика.

3. Пародируются романтические штампы, отсутствуют тайны, мелодраматические эффекты, случайности.

Снобы и простаки.

С появлением «Книги снобов» широкое распространение в английском языке получило слово «сноб», которому Теккерей придал вполне определенное сатирическое звучание. Теккерей определяет сноба, как человека, «смотрящего вверх с обожанием и вниз с презрением». Однако только этим понятие «снобизм» не исчерпывается; оно много шире и по сути дела включает в себя все многообразие буржуазных пороков — корыстолюбие, хищничество, лицемерие, чванство, ханжество. Снобизм проявляется во всех сферах жизни общества. Теккерей находит снобов во всех общественных слоях. Он создает образы снобов-аристократов, наделенных привилегиями, с презрением взирающих с высоты своего величия на тех, кто раболепствует перед ними; пишет о снобах из среды британской военщины, о снобах-клерикалах и снобах из сити, о литературных снобах, о всевозможных выскочках, которые проводят свою жизнь в погоне за светскостью и внешним блеском, о многоликой армии авантюристов, проходимцев, шулеров, ловко спекулирующих на светских претензиях богатых буржуа. Самую верхнюю ступень этой длинной лестницы занимают «державные снобы». В очерке «Венценосный сноб» Теккерей изображает английского короля Георга IV.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

Литература реализма

Общие черты литературы реализма

Реализм 2я треть 19 века, 30-60 годы


Цель- Описать современное общество.

Романтизм и реализм были параллельны. Все реалисты читали в детстве романтические тексты.

 

С чем связано формирование реализма? Связано с изменением общего жизненного строя, окончательного формированья буржуазного общества, капиталистического производства, в связи с этим утрата самой идеи единственности человека – героя; и интерес к любому человеку.

 

Реалистический герой - обыкновенный человек, но внимание, которое уделяет ему автор подобно тому вниманию, которое уделяет романтический писатель. Новый герой должен воплощать соц. слой и т.к. соц. слоёв  много то героев много (много типажей). Исключительность не важна, не нужна, а напротив – интересно то обыкновенное что в герое есть. Появляется старик (участвовал в жизни), женщина (чувство – попытка исследовать обыденные чувства), ребенок – самая уязвимая часть социума, и чтобы изучить социум нужны те не кто сильный, а тот кто слабый.

 

· в основе общественной жизни лежит не натуральное хозяйство, а капитал. Система товар-деньги-товар. Человек перестает воспринимать плоды своего труда как самоценные, теперь это товар, важно сколько он стоит.

· утрачивается ощущение целостности. Труд обезличивается. Я ценен как исполнитель труда, а не как личность.

· научное открытие Адама Смита. Теория: весь мир описывается как система капитала, то есть движения денег.

· Дарвин «Теория видов» - изменила мир.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.062 с.