Изучая творчество Николая Семеновича Лескова. — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Изучая творчество Николая Семеновича Лескова.

2020-07-07 102
Изучая творчество Николая Семеновича Лескова. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Упражнение 51. Читая произведения Лескова, выделите фрагменты, в которых, на ваш взгляд, наиболее полно выражены эмоциональный пафос и основные идеи произведений.

 

  Упражнение 52. Подготовьте анализ отрывка из произведения Лескова с целью выявить своеобразие сказовой формы повествования.

Упражнение 53. Напишите аннотацию к какой-либо экранизации лесковского  произведения («Левша», «Очарованный странник»).

 

Упражнение 54.  Подберите эпиграфы к произведениям Лескова «Очарованный странник», «Леди Макбет Мценского уезда».

 

 

Приложение.

 

Памятка 1.

1. Прочитайте пояснения к тексту (если они есть); постарайтесь вспомнить, что вы ещё знаете в дополнение к тому, о чем говорится в пояснении к тексту.

2. Прочитайте текст; поймите его.

3. Спишите текст, оставляя между строк свободную (для надписей, графических обозначений и т.п.).

4. Помните: анализ текста – это краткая характеристика тех категорий (признаков) текста, совокупность которых и составляет понятие текст: заглавие, тема, идея, делимость (начало текста, основная часть, конец), смысловая и структурная связность, композиционная завершенность, стиль. Так как каждый текст неповторимо своеобразен, единого, «жесткого» порядка анализа текста нет. Постарайтесь провести анализ самостоятельно.

5. Прозаический текст перескажите устно или письменно, стихотворный текст выучите наизусть и напишите по памяти.

Если текст большой, прочитайте его по книге.

 

Памятка 2.

1. Выразительно прочитайте текст, определите его тему, отметьте языковые средства, позволяющие это сделать (ключевые слова и предложения). Какими языковыми средствами автор даёт возможность читателю увидеть, услышать и почувствовать, как ранний летний вечер сменяется ночью?

2. Укажите тип текста и его жанрово-стилевую принадлежность.

3. Укажите синтаксические особенности текста (количество предложений и преобладающие типы; способ связи предложений и средства связи частей текста, способствующие созданию его смысловой и грамматической цельности).

Связь предложений в тексте осуществляют следующие средства:

Слова-заместители – местоимения (девушка -она), наречия (в лесу – там), синонимы (быстро, стремительно), метафоры, различные оценочные обозначения (храбрец – богатырь),

 

· родовые слова (деревья – берёзы), имя собственное – имя нарицательное (Соболевский – офицер);

· Отношения и связи, существующие между словами и зафиксированные словарями и грамматиками (здания – окна, перекрытия, двери, квартиры);

· Лексические повторы;

· Соответствие видовременных глагольных форм;

· Предлоги;

· Анафора (единоначатие) и эпифора: вдали слышался страшный шум; вдали грохотали пушки; вдали медленно двигались армейские колонны;

· Параллелизм: … Что знаешь в детстве – знаешь на всю жизнь…, чего не знаешь в детстве – не знаешь на всю жизнь (М.Цветаева);

· Противопоставление;

· Вопросительные предложения (Да разве найдутся на свете такие силы?);

· Союзы;

· Порядок слов в предложениях (прямой, обратный);

· Последовательность в изложении мыслей (встал, умылся, позавтракал);

· Слова-организаторы логических связей: вот почему, из этого следует;

· Вводные слова, организующие порядок высказывания: итак, наконец, в заключении разговора.

(Напоминаю, что предложение в тексте может быть связано не только с предшествующим предложением или последующим, а и с несколькими, стоящими в некотором отдалении)

4. Укажите стиль текста, охарактеризуйте влияние речевой ситуации на стиль. Отметьте стилистические средства: лексические, словообразовательные, морфологические, синтаксические.

5. Дайте орфографический и пунктуационный комментарий.

 

Памятка 3.

1. Подумайте, с какой целью вы будете говорить.

2. Определите тему, основную мысль, основной тон вашего высказывания (торжественный, спокойный, возмущенный, критический и т.д.)

3. Соберите или отберите необходимый материал.

4. Решите, какой тип речи будет преобладать в вашем высказывании (повествование, описание, рассуждение). Почему?

5. Опредлите возможный стиль вашего высказывания (разговорный, публицистический, научный, официально-деловой)

6. Составьте план.

7. Проговорите свое высказывание перед зеркалом, следя за тоном, логическими ударениями, темпом речи, громкостью голоса, жестами, мимикой.

8. Попросите кого-нибудь из друзей или старших послушать вас, учтите их замечания.

9. Используйте диктофон: прослушивание записи поможет вам усовершенствовать свое высказывание.

 

 

Схема 1. Модель «лестница ценностей».

 

 

 

 


СХЕМА 2. АНАЛИЗ ХАРАКТЕРА ГЕРОЯ (АНАЛИЗ ХАРАКТЕРА ЧЕЛОВЕКА). ЛИСТ ДОСЬЕ:

 

     
Картина к факту (рисунок или словесное описание) Каким изображен герой в картине? (увидеть, услышать, почувствовать)  
 
Факт: <КТО?> герой <КТО ДЕЛАЕТ?> действие <КАК?> характеристика Цитата автора           

 


Выводы о ценностях и свойствах характера.

 

     
 
ВЫВОД О ТОМ, ЧТО ДЛЯ ГЕРОЯ НЕ ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЯ

 

 


Список литературы.

1. В мире мудрых мыслей /Редактор-составитель С.Х.Карин. – М.: Знание,1963.

2. Крючков С.Е., Светлаев М.В. упражнения по русскому языку: Синтаксис. Пунктуация. -М.: Айрис-пресс, 2003.

3. Лукьянченко О.А. Сборник текстов для сочинений и изложений с творческим заданием для 9-11 классов. – Ростов н/Д: Феникс, 2004.

4. Новикова Л.И.Контрольные и проверочные работы по русскому языку: 10-11классы. – М.: Издательство «Экзамен»,2009

5. Никитина Е.И. Русская речь: развитие речи. 10 кл.: учеб. пособие для классов гуманитарного профиля ощеобразоват. учреждений.- М.: Дрофа, 2005

6. Педагогика+ТРИЗ №4. С.Пб: Издательство ТОО «ТРИЗ-ШАНС», 1998.

7. Семенов А.Н. Русская литература в вопросах и заданиях. 17-19 вв.: 9-10 кл.: Пособие для учителя.- М.: ВЛАДОС, 2000.

8. Хрестоматия художественных материалов для лекционных и практических занятий /Редактор-составитель Н.Н. Старыгина. – М.: Флинта: Наука, 1999.

9. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: пособие для учителя/ А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская. – М.: Просвещение,2010

 

 

 

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.