Глава 2. Экспериментальная работа по эстетическому воспитанию младших школьников средствами искусства — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Глава 2. Экспериментальная работа по эстетическому воспитанию младших школьников средствами искусства

2020-07-07 869
Глава 2. Экспериментальная работа по эстетическому воспитанию младших школьников средствами искусства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ.. 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.. 6

1.1 Сущность эстетического воспитания. 6

1.2 Особенности эстетического воспитания в младшем школьном возрасте. 13

1.3 Реализация эстетического воспитания младших школьников средствами искусства в педагогическом процессе. 16

Выводы по первой главе. 21

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИСКУССТВА.. 23

2.1 Организация исследования эстетического воспитания младших школьников. 23

2.2 Методика исследования эстетического воспитания младших школьников. 25

2.3 Результаты экспериментального исследования и их анализ. 26

Выводы по второй главе. 27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ: 30

ПРИЛОЖЕНИЕ.. 32

 

 

 

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Без эстетического отношения мировоззрение не может быть подлинно цельным, способным объективно и во всей полноте охватить действительность. «Как невозможно себе представить человеческое общество без истории его культурного и художественного развития, точно так же невозможно представить себе культурного человека без развитых эстетических взглядов»[10, c. 29].

В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

А формировать личность и эстетическую культуру, - отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры (Д.Б. Кабалевский, А.С. Макаренко, Б.М Неменский, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский), - особенно важно в наиболее благоприятном для этого младшем школьном возрасте. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы[10, 12, 22].

Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания. Для того чтобы эта система воздействовала на ребенка наиболее эффективно и достигала поставленной цели, Б.М. Неменский выделил следующую ее особенность: «Система эстетического воспитания должна быть, прежде всего единой, объединяющей все предметы, все внеклассные занятия, всю общественную жизнь школьника, где каждый предмет, каждый вид занятия имеет свою четкую задачу в деле формирования эстетической культуры и личности школьника»[15,c. 17].

Но у всякой системы есть стержень, основа, на которую она опирается. Такой основой в системе эстетического воспитания мы можем считать искусство: музыку, архитектуру, скульптуру, живопись, танец, кино, театр и другие виды художественного творчества. Повод для этого нам дали еще Платон и Гегель. На основании их взглядов стало аксиомой, что искусство является главным содержанием эстетики как науки, и что красота есть основное эстетическое явление [13,c. 6]. Искусство заключает в себе большой потенциал для развития личности.

Воспитание личности, соответствующей идеалу данного общественного строя, всегда будет важнейшей задачи общества. Только такие личности могут способствовать укреплению и развитию этого строя, только они способны отстоять его. Наше общество стремится к воспитанию гармоничных личностей.

В достижение этих целей очень большая и существенная роль принадлежит эстетическому воспитанию. Общество совершенно не безразличны эстетические вкусы и интересы его членов, прежде всего молодежи, самый активный и в то же время особенно сложный проблемной частью населения любой страны.А формировать личность и эстетическую культуру, - отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры (Д.Б. Кабалевский, А.С. Макаренко, Б.М Неменский, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский), - особенно важно в наиболее благоприятном для этого младшем школьном возрасте[2, 13, 18]. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы.

Из всего вышесказанного, можно предположить, что, приобщая младшего школьника к богатейшему опыту человечества, накопленному в искусствах, можно воспитать высоконравственного, образованного, разносторонне развитого современного человека.

Актуальность работы состоит в необходимости найти путь к тому, что бы сделать встречу каждого школьника с областью эстетического, в частности с искусством, интересной, увлекательной, ненавязчивой, когда это удается, эстетическое воспитание способно приносить хорошие результаты, не зависимо от того, в каких рамках оно проводится. Воспитание личности, соответствующей идеалу данного общественного строя, всегда будет важнейшей задачи общества.

Цель исследования: выявление возможностей искусства как средства эстетического воспитания.

Задачи исследования:

1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме эстетического воспитания младших школьников средствами искусства.

2. Провести опытно-экспериментальную работу по исследованию уровня интереса младших школьников к искусству.

3. Провести работу по эстетическому воспитанию младших школьников средствами искусства.

 

Объект исследования - эстетическое воспитание младших школьников.

Предмет исследования - использование средств искусства в эстетическом воспитании младших школьников.

· Методы исследования:

· теоретический анализ литературы,

· наблюдение,

· педагогический эксперимент, 

· анкетирование,

· беседа наблюдение.

Методологической основой исследования являются работы В. А. Сластенина, И. Ф. Харламовой, Н.Л. Арниной, Н.А. Ветлугиной, Б.Т. Лихачева, С.А. Герасимова, Л.С. Выготского и др., посвященные вопросам эстетического развития и воспитания.

База исследования: 3 «Г» класс средней школы № 145 г. Минска в составе 26 человек.

Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что предложенные педагогические условия, средства реализации эстетического воспитания младших школьников могут быть использованы педагогами в образовательном процессе школьного учреждения.

Структура работы: курсовая работа содержитвведение, общую характеристику работы, две главы,заключение, список использованных источников. Объем работы с приложениями – 34 страницы.


 

Выводы по второй главе

По результатам констатирующего этапа исследования, было утверждено, что необходима систематическая, целенаправленная и планомерная работа с детьми по эстетическому воспитанию. Для наибольшей заинтересованности детей и эффективности работы по данному направлению нами использовались различные формы и методы организации деятельности детей. Больший акцент был сделан на использовании художественных видов деятельности в воспитательно-образовательном процессе.

Оказалось, что все виды искусства, а так же их интеграция помогают выразить чувства и переживания ребёнка, облегчают взаимопонимание между школьниками. Музыка и изобразительное искусство имеют большое воспитательное значение и оказывают положительное влияние на эстетическое развитие детей, на рост их общей культуры. Именно, данные виды искусства воспитывают в человеке чувство прекрасного как в произведениях искусства, так и в окружающей его жизни.

Благодаря систематическому воспитанию и образованию, у школьников идёт активное формирование эстетических идеалов и приобретение общей эстетической культуры.

Таким образом, из всего вышеописанного содержания формирующего этапа эксперимента можно сделать вывод о том, что средства искусства при правильной организации и подаче их ученику действительно способствуют его эстетическому, интеллектуальному и духовному развитию. Гипотеза исследования подтвердилась.


 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Приложение А

 

Цель анкеты: выяснить интерес младших школьников к искусству.

 

Анкета

1. Сколько раз в этом учебном году ты был в театре, музее, на выставке, на концерте?

2. Считаешь ли ты, что этого достаточно, чтобы быть культурным человеком?

3. Нравится ли тебе посещать театры, музеи выставки, концерты?

4. Хотел бы ты бывать там чаще?

5. Что ты знаешь об искусстве?

6. Хотел бы ты больше узнать об искусстве?

7. Нравятся ли тебе книги, передачи об искусстве?

8. Хотел бы ты, чтобы в школе ввели новый урок, где бы рассказывали об искусстве?

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ.. 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.. 6

1.1 Сущность эстетического воспитания. 6

1.2 Особенности эстетического воспитания в младшем школьном возрасте. 13

1.3 Реализация эстетического воспитания младших школьников средствами искусства в педагогическом процессе. 16

Выводы по первой главе. 21

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИСКУССТВА.. 23

2.1 Организация исследования эстетического воспитания младших школьников. 23

2.2 Методика исследования эстетического воспитания младших школьников. 25

2.3 Результаты экспериментального исследования и их анализ. 26

Выводы по второй главе. 27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ: 30

ПРИЛОЖЕНИЕ.. 32

 

 

 

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Без эстетического отношения мировоззрение не может быть подлинно цельным, способным объективно и во всей полноте охватить действительность. «Как невозможно себе представить человеческое общество без истории его культурного и художественного развития, точно так же невозможно представить себе культурного человека без развитых эстетических взглядов»[10, c. 29].

В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

А формировать личность и эстетическую культуру, - отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры (Д.Б. Кабалевский, А.С. Макаренко, Б.М Неменский, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский), - особенно важно в наиболее благоприятном для этого младшем школьном возрасте. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы[10, 12, 22].

Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания. Для того чтобы эта система воздействовала на ребенка наиболее эффективно и достигала поставленной цели, Б.М. Неменский выделил следующую ее особенность: «Система эстетического воспитания должна быть, прежде всего единой, объединяющей все предметы, все внеклассные занятия, всю общественную жизнь школьника, где каждый предмет, каждый вид занятия имеет свою четкую задачу в деле формирования эстетической культуры и личности школьника»[15,c. 17].

Но у всякой системы есть стержень, основа, на которую она опирается. Такой основой в системе эстетического воспитания мы можем считать искусство: музыку, архитектуру, скульптуру, живопись, танец, кино, театр и другие виды художественного творчества. Повод для этого нам дали еще Платон и Гегель. На основании их взглядов стало аксиомой, что искусство является главным содержанием эстетики как науки, и что красота есть основное эстетическое явление [13,c. 6]. Искусство заключает в себе большой потенциал для развития личности.

Воспитание личности, соответствующей идеалу данного общественного строя, всегда будет важнейшей задачи общества. Только такие личности могут способствовать укреплению и развитию этого строя, только они способны отстоять его. Наше общество стремится к воспитанию гармоничных личностей.

В достижение этих целей очень большая и существенная роль принадлежит эстетическому воспитанию. Общество совершенно не безразличны эстетические вкусы и интересы его членов, прежде всего молодежи, самый активный и в то же время особенно сложный проблемной частью населения любой страны.А формировать личность и эстетическую культуру, - отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры (Д.Б. Кабалевский, А.С. Макаренко, Б.М Неменский, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский), - особенно важно в наиболее благоприятном для этого младшем школьном возрасте[2, 13, 18]. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы.

Из всего вышесказанного, можно предположить, что, приобщая младшего школьника к богатейшему опыту человечества, накопленному в искусствах, можно воспитать высоконравственного, образованного, разносторонне развитого современного человека.

Актуальность работы состоит в необходимости найти путь к тому, что бы сделать встречу каждого школьника с областью эстетического, в частности с искусством, интересной, увлекательной, ненавязчивой, когда это удается, эстетическое воспитание способно приносить хорошие результаты, не зависимо от того, в каких рамках оно проводится. Воспитание личности, соответствующей идеалу данного общественного строя, всегда будет важнейшей задачи общества.

Цель исследования: выявление возможностей искусства как средства эстетического воспитания.

Задачи исследования:

1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме эстетического воспитания младших школьников средствами искусства.

2. Провести опытно-экспериментальную работу по исследованию уровня интереса младших школьников к искусству.

3. Провести работу по эстетическому воспитанию младших школьников средствами искусства.

 

Объект исследования - эстетическое воспитание младших школьников.

Предмет исследования - использование средств искусства в эстетическом воспитании младших школьников.

· Методы исследования:

· теоретический анализ литературы,

· наблюдение,

· педагогический эксперимент, 

· анкетирование,

· беседа наблюдение.

Методологической основой исследования являются работы В. А. Сластенина, И. Ф. Харламовой, Н.Л. Арниной, Н.А. Ветлугиной, Б.Т. Лихачева, С.А. Герасимова, Л.С. Выготского и др., посвященные вопросам эстетического развития и воспитания.

База исследования: 3 «Г» класс средней школы № 145 г. Минска в составе 26 человек.

Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что предложенные педагогические условия, средства реализации эстетического воспитания младших школьников могут быть использованы педагогами в образовательном процессе школьного учреждения.

Структура работы: курсовая работа содержитвведение, общую характеристику работы, две главы,заключение, список использованных источников. Объем работы с приложениями – 34 страницы.


 

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИСКУССТВА

 

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.036 с.