Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Топ:
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Интересное:
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Дисциплины:
2020-07-07 | 2846 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Двоеточие ставится | Примеры |
1. Если второе предложение указывает на причину того, о чём говорится в первом (между частями такого бессоюзного сложного предложения можно вставить союзы ТАК КАК, ПОТОМУ ЧТО и превратить его в сложноподчинённое предложение с придаточным причины). | Любите книгу: она поможет вам разобраться в сложных жизненных ситуациях. (= Любите книгу, потому что она поможет вам разобраться в сложных жизненных ситуациях.) |
2. Если второе предложение поясняет, раскрывает содержание первого (между частями бессоюзного сложного предложения можно вставить союз А ИМЕННО ЧТО). | Большинство сходилось на одном: старые законы никуда не годятся. (= Большинство сходилось на одном, а именно что старые законы никуда не годятся.) |
3. Если второе предложение дополняет смысл первого (между частями бессоюзного сложного предложения можно вставить союз ЧТО и превратить его в сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным). | Вдруг чувствую: кто-то дёргает меня за рукав. (= Вдруг чувствую, что кто-то дёргает меня за рукав.) |
4. Если в первом простом предложении опускаются слова И УВИДЕЛ, ЧТО; И УСЛЫШАЛ, ЧТО; И ПОЧУВСТВОВАЛ, ЧТО. | Серёжа оглянулся: к нему бежал соседский мальчонка. (= Серёжа оглянулся и увидел, что к нему бежал соседский мальчонка.) |
Примечание: следует отличать бессоюзные сложные предложения с двоеточием от простых предложений с обобщающим словом, после которого перед однородными членами стоит двоеточие.
Например: В пути могут быть самые неожиданные опасности: обвалы, быстрый подъём уровня рек, туман.
В этом предложении одна грамматическая основа (опасности могут быть), поэтому оно простое, а не сложное бессоюзное. В нем ставится двоеточие, потому что обобщающее слово стоит перед однородными членами.
|
Запомните:
• двоеточие в бессоюзном сложном предложении поясняет, раскрывает содержание или причину.
Пример: Я в общем не склонен сходиться с людьми, обладаю некоторой странностью: схожусь с людьми туго, недоверчив, подозрителен.
• двоеточие в простом предложении указывает, что обобщающее слово стоит перед однородными членами.
Пример: Жанр романа «Мастер и Маргарита» определить крайне трудно, и он насчитывает множество определений, таких, как: сатира, фарс, фантастика, мистика, мелодрама.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Задание № 1. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Если обратиться к словарю с вопросом, что такое вежливость, определение этого слова будет таковым - это проявление воспитанности, учтивости и умение соблюдать правила приличия. (2)Вежливость предполагает умение уважительно и тактично общаться с людьми. (3)Быть предельно вежливым - обязанность каждого. (4)Очень важное проявление вежливости, по мнению психологов, сказать при встрече «здравствуйте» первым. (5)Позволить себе никак не ответить на приветствие - продемонстрировать свою невоспитанность. (6)Невоспитанный человек как будто червивое яблоко. (7)Интеллигентность, по мнению многих людей, подлинное украшение человека.
Ответ: __________
Задание № 2. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Лев Николаевич Толстой - прославленный русский писатель - много лет прожил в Ясной Поляне. (2)В семье Толстых было пятеро детей: сыновья Николай, Сергей, Дмитрий и Лев и дочь Мария. (3)Счастливая жизнь семьи оборвалась через несколько месяцев после рождения младшей дочери — в 1830 году Мария Николаевна умерла. (4)в 1847 году произошёл раздел родительских имений между братьями Толстыми. (5)«По обычаю как младшему в семье мне отдали имение, в котором жили - Ясную Поляну», - писал Лев Николаевич. (6)Пётр Ильич Чайковский - выдающийся русский композитор - в подмосковном городе Клин приобрел двухэтажный уютный особняк, который и стал его домом. (7)До этого каждый раз, пускаясь в далекие странствия, он задумывался над тем, что ему некуда возвращаться.
|
Ответ: __________
Задание № 3. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Дрожки прыгали по твёрдым корням столетних дубов и лип, беспрестанно пересекавшим глубокие продольные рытвины - следы тележных колёс; лошадь моя начала спотыкаться. (2)Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали, зашлёпали по листьям, сверкнула молния, и гроза разразилась; дождь полил ручьями. (3)Я поехал шагом и скоро принужден был остановиться: лошадь моя вязла, я не видел ни зги. (4)Кое-как приютился я к широкому кусту; сгорбившись и закутавши лицо, ожидал я терпеливо конца ненастья, как вдруг, при блеске молнии, на дороге почудилась мне высокая фигура. (5)Я стал пристально глядеть в ту сторону - та же фигура словно выросла из земли подле моих дрожек.
(6)- Кто это? - спросил звучный голос.
(7)- А ты кто сам?
Ответ: __________
Задание № 4. Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Княгиня Засекина не могла быть богатой женщиной: нанятый ею флигелёк был так ветх, и мал, и низок, что люди, хотя несколько зажиточные, не согласились бы поселиться в нем; я случайно во время прогулки по нашему саду приблизился к низкому забору, отделяющему этот флигелёк от наших владений. (2)В нескольких шагах от меня - на поляне, между кустами зелёной малины, стояла высокая стройная девушка в полосатом розовом платье и с белым платочком на голове; вокруг неё теснились четыре молодые человека. (3)- Молодой человек, а молодой человек, - проговорил вдруг подле меня чей-то голос, - разве позволительно глядеть так на чужих барышень? (4)В это самое мгновение и девушка обернулась ко мне... и я увидал огромные серые глаза на подвижном, оживлённом лице - и всё это лицо вдруг задрожало, засмеялось, белые зубы сверкнули на нем, брови как-то забавно поднялись... (5)Я позже припоминал малейшие подробности вчерашней встречи: мне почему-то особенно ясно представлялось, как это она посмеялась надо мною... (6)В моё отсутствие матушка получила от новой своей соседки письмо на серой бумаге, запечатанной бурым сургучом, какой употребляется только на почтовых повестках да на пробках дешёвого вина. (7)В этом письме, написанном безграмотным языком и неопрятным почерком, княгиня просила матушку оказать ей покровительство: матушка моя, по словам княгини, была хорошо знакома с значительными людьми, от которых зависела её участь и участь её детей, так как у неё были очень важные процессы.
|
Ответ: __________
Задание № 5. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)На охоту поехал я один и перед вечером завернул к Хорю. (2)На пороге избы встретил меня старик - лысый, низкого роста, плечистый и плотный - сам Хорь. (3)Я с любопытством посмотрел на этого Хоря. (4)Черты лица его - черты лица Сократа: такой же высокий, шишковатый лоб, такие же маленькие глазки, такой же курносый нос. (5)Мы стали толковать с ним о посеве, об урожае, о крестьянском быте; Хорь выражался иногда мудрёно, должно быть, из осторожности...
(6)- Послушай-ка, Хорь, - говорил я ему, - отчего ты не откупишься от своего барина?
(7)- А для чего мне откупаться? Теперь я своего барина знаю и оброк свой знаю... барин у нас хороший.
Ответ: __________
Задание № 6. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Для охотника дождь - сущее бедствие. (2)Хороши же летние туманные дни, хотя охотники их и не любят. (3)Сквозь тонкий пар, ровно разлитый в воздухе, чернеется перед вами длинная полоса. (4)Вы принимаете её за близкий лес; вы подходите - лес превращается в высокую грядку полыни на меже. (5)Но вот ветер слегка шевельнётся - клочок бледно-голубого неба смутно выступит сквозь редеющий, словно задымившийся пар; золотистожелтый луч ворвётся вдруг, заструится длинным потоком, ударит по полям, упрётся в рощу. (6)В такой день мы собрались в отъезжее поле, в степь; вёрст десять пробирались по проселочным дорогам; холмы становились всё мельче и мельче, дерева было почти не видать.
|
(7)Вот она наконец - безграничная, необозримая степь!
Ответ: __________
Задание № 7. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)- Барин, а барин! - промолвил вдруг Касьян своим звучным голосом, - ну, для чего ты пташку убил? (2)Не для того ты убил его, барин, чтобы станешь есть! (3)Ты его для потехи своей убил. (4)Коростель - птица вольная, лесная. (5)И не он один: много её, всякой лесной твари, и полевой и речной твари, и болотной и луговой, и верховой и низовой - и грех ее убивать, и пускай она живет на земле до своего предела... (6)А человеку пища положена другая и другое питьё: хлеб - божья благодать, да воды небесные, да тварь ручная от древних отцов.
(7)Я с удивлением поглядел на Касьяна; слова его лились свободно; он не искал их, он говорил с тихим одушевлением и кроткою важностию, изредка закрывая глаза.
Ответ: __________
Задание № 8. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Недавно расчищенная дорожка скоро вывела нас из липовой рощи; мы вошли в огород. (2)Между старыми яблонями и разросшимися кустами крыжовника пестрели круглые бледно-зелёные кочаны капусты; вдоль плетня качалась высокая крапива; в двух или трех местах кучами росли: татарская жимолость, бузина, шиповник - остатки прежних «клумб». (3)Дорожка повернула в сторону; из-за толстых ракит и берез глянул на нас старенький, серый домик с тесовой крышей и кривым крылечком. (4)Мы вошли в дом. (5)Из передней, заклеенной разными пестрыми картинами, завешенной клетками, вошли мы в небольшую комнатку - кабинет Радилова. (6)Потом прошли в гостиную, где на диване сидела матушка Радилова - старушка небольшого росту, в коричневом платье и белом чепце, с добреньким и худеньким лицом.
(7)- Давно вы пожаловали в нашу сторону? - спросила она слабым и тихим голосом, помаргивая глазами.
Ответ: __________
Задание № 9. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Татьяна Борисовна - женщина лет пятидесяти, с большими серыми глазами, румяными щеками и двойным подбородком - живёт безвыездно в своем маленьком поместье, с соседями мало знается. (2)3аедет к ней гость, молодой какой-нибудь сосед, которого она жалует, - Татьяна Борисовна вся оживится; усадит его, напоит чаем, слушает его рассказы, смеётся, изредка его по щеке потреплет, но сама говорит мало. (3)В беде, в горе утешит, добрый совет подаст. (4)Так, бывало, и хочется подойти к ней, взять её за руку и сказать: «Послушайте, Татьяна Борисовна, вы себе цены не знаете, ведь вы, при всей вашей простоте и неучёности, - необыкновенное существо!» (5)Одно имя её звучит чем-то знакомым, приветным, охотно произносится, возбуждает дружелюбную улыбку. (6)Прислугу она держит небольшую, по состоянью. (7)Семидесятилетний слуга Поликарп - отставной скрипач и личный враг Наполеона - занимает должность камердинера, дворецкого и буфетчика.
|
Ответ: __________
Задание № 10. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Всё, что я вам рассказал о житье-бытье моей доброй помещицы, - дело прошедшее; тишина, господствовавшая в её доме, нарушилась навеки. (2)У ней теперь, вот уж более года, живёт племянник, художник из Петербурга. (3)Андрюша - мальчик лет двенадцати, круглый сирота - говорит тихим и сладким голосом, держит себя опрятно и чинно. (4)Бывало, не успеете вы показаться - уж он несёт вам кресла. (5)Шалостей за ним не водилось никаких: не стукнет, бывало; сидит себе в уголку за книжечкой, и так скромно и смирно, даже к спинке стула не прислоняется. (6)Гость войдёт - Андрюша приподнимется, прилично улыбнется и покраснеет; гость выйдет - он сядет опять, достанет из кармашика щеточку с зеркальцем и волосики себе причешет. (7)С самых ранних лет почувствовал он охоту к рисованью.
Ответ: __________
Ответы
ЗАДАНИЕ 21
№ задания | Ответ |
1 | 35 |
2 | 16 |
3 | 67 |
4 | 17 |
5 | 67 |
6 | 45 |
7 | 46 |
8 | 56 |
9 | 17 |
10 | 46 |
|
|
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!