Книжная выставка ко «Дню славянской письменности и культуры» — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Книжная выставка ко «Дню славянской письменности и культуры»

2020-07-07 419
Книжная выставка ко «Дню славянской письменности и культуры» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Книжная выставка ко «Дню славянской письменности и культуры»

посвящена этому празднику, который вот уже 34 года празднуется в России 24 мая. Эта дата приурочена ко Дню памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (IX в.) – родных братьев, славянских просветителей, принесших на славянскую землю письменность и создавших первую славянскую азбуку (кириллицу), которой мы пользуемся по сей день. Кроме того, братья стали первыми переводчиками богослужебных книг с греческого на славянский язык, перевели Евангелие, Апостол и Псалтырь и др. Деятельность просветителей, которая была продолжена учениками-последователями, их культурно-историческое наследие и положило основание величественному зданию славянской письменности и культуры.

Выставка знакомит с документами, рассказывающими об истоках, создателях славянской письменности, о ее влиянии на русскую культуру и иллюстрирующими процесс становления письменности и книжности на Руси.

Славянские просветители Кирилл и Мефодий

В истории мировой культуры известно не так уж много лиц, чьи имена перечислены церковью к сонму святых и одновременно почитающихся национальными героями. Таковы Кирилл (Константин) и Мефодий - создатели славянской азбуки, первые переводчики богослужебных книг с греческого на старославянский. Об их сложной жизни, подвижничестве, великом научном подвиге, деятельности их учеников и последователей рассказывается в следующих книгах:

 

Жития Кирилла и Мефодия / редкол.: Д. С. Лихачев, П. Н. Динеков [и др.]. – Факс. изд. – М.: Книга; София: Наука и изкуство, 1986. – 266 с.

– Содерж.: Пространное житие Константина – Кирилла Философа (последняя четверть XV века); Пространное житие Константина – Кирилла Философа (начало XV века); Пространное житие Мефодия (середина XII века); Похвальное слово Кириллу и Мефодию (середина XII века); Краткое житие Кирилла (конец XIV- начало XV века); Краткое житие Мефодия (начало XV века).

Издание подготовлено совместно советскими и болгарскими учеными. Его цель - предоставить в распоряжение исследователей и более широкого круга читателей тексты важнейших сведений об эпохе создания славянской письменности и деятельности её создателей и первых просветителей словенских.

 


Флоря, Б. Н. Судьбы Кирилло-Мефодиевской традиции после Кирилла и Мефодия / Б. Н. Флоря, А. А. Турилов, С. А. Иванов. – СПб.: Алетейя, 2000. – 314 с.

Издание включает в себя публикацию комментированного перевода важного источника, проливающего свет на судьбы славянской письменности после Кирилла и Мефодия – Жития их ученика Климента Охридского. Том содержит также вступительную статью, содержащую очерк развития славянской литературы в конце IХ-Х вв. и славянской рукописной традиции ХI-ХIII вв.


 
Также предлагаем вашему вниманию библиографический список книг и статей, посвященных истории создания и развития славянского письма, биографии Кирилла и Мефодия. Надеемся, данные материалы заинтересуют как учащихся, так и их родителей, преподавателей. 1. Власов, В. Г. Славянская азбука и славянские просветители: [Кирилл и Мефодий] / В. Г. Власов. – М.: Знание, 1989. – 61 с. 2. Воскобойников, В. Равноапостольные святые братья Кирилл и Мефодий / В. Воскобойников; худож. Ю. Васильев. – СПб.: Лицей, 1994. – 31 с. 3. Глухов, А. Г. «В лето 1037...»: [очерки] / А. Г. Глухов. – М.: Совет. Россия, 1974. – 192 с.: ил. – Библиогр.: с. 190-191. 4. Глухов, А. Г. Русские книжники / А. Глухов; [предисл. О. Ласунского]. – М.: Книга, 1987. – 267, [4] с.: ил. 5. Глухов, А. Г. Русь книжная / А. Глухов. – М.: Совет. Россия, 1979. – 223 с. 6. Запорожец, Н. И. Славянская азбука: рассказы по истории средних веков / Н. И. Запорожец. – М., 1996. – 38 с. 7. Кирилл и Мефодий, первоучители славянские // Крупин, В. Н. Русские святые / В. Н. Крупин. – М.: РОСМЭН–ПРЕСС, 2003. – С. 18-27. 8. Книга в России: Ч. 1. От начала письменности до 1800 года. – М.: Гос. изд-во, 1924. – 383 c. 9. Колесов, В. В. «Как наше слово отзовется...» / В. В. Колесов. – СПб.: Иван Федоров, 2001. – 347 с. 10. Немировский, Е. Л. Путешествие к истокам русского книгопечатания: кн. для учащихся / Е. Л. Немировский. – М.: Просвещение, 1991. – 221, [3] с. 11. Осетров, Е. Аз – свет миру: повесть в новеллах о Руси изустной, письменной и печатной / Е. Осетров; худож. Г. Ордынский. – М.: Детлит, 1989. – 303 с. 12. Паль, Р. В. Человек придумал книгу / Р. В. Паль. – М.: Совет. Россия, 1983. – 334 с.: ил. 13. Розов, Н. Н. Книга древней Руси XI-XIV вв.: [Гос. Публ. б-ка им. М. Е. Салтыкова-Щедрина] / Н. Н. Розов. – М.: Книга, 1977. – 167 с.: ил. 14. Русская азбука // Я познаю мир: дет. энцикл.: русский язык / авт.-сост. В. В. Волина. – М.: АСТ, 1998. – С. 79–96. 15. Рябцев, Ю. С. Письменность и книга в Древней Руси // Рябцев, Ю. С. Путешествие в Древнюю Русь / Ю. С. Рябцев. – М., 1995. – С. 149-160.
       

История праздника

В 1863 году Российский Святейший Синод определил, в связи с празднованием тысячелетия Моравской миссии святых Кирилла и Мефодия, установить ежегодное празднование в честь преподобных Мефодия и Кирилла 11 мая (24 мая по новому стилю). После революции 1917 традиция была прервана. С 1963 стали нерегулярно проводиться научные конференции, посвящённые этому празднику. Впервые в Советском Союзе праздник состоялся в день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия 24 мая 1986 года на Кольской земле: в городах Мурманске и Североморске, в Кольском и Ловозерском районах. С этого времени проводится ежегодно. Идея возобновления принадлежит В. С. Маслову, инициатором и организатором выступило Мурманское отделение Союза писателей СССР (ныне — России). Праздник был поддержан сотрудниками областной научной библиотеки, педагогами, студентами. Учредителями стали мурманские писатели — В. Маслов, В. Смирнов и другие.

В 1990 в Мурманске был установлен памятник святым равноапостольным Кириллу и Мефодию, подаренный Болгарией в благодарность и в поддержку восстановленной традиции всенародного празднования дня памяти первоучителей славян.

В 1985 году в СССР, когда отмечалось 1100-летие преставления Мефодия, день 24 мая был объявлен «праздником славянской культуры и письменности».

30 января 1991 года Президиум Верховного Совета РСФСР принял постановление о ежегодном проведении «Дней славянской культуры и письменности». Столицей праздника каждый год становился какой-нибудь новый населенный пункт России.

В России праздник письменности впервые официально отпраздновали в 1863 году. Российский Святейший Синод определил, в связи с празднованием тысячелетия Моравской миссии святых Кирилла и Мефодия, установить ежегодное празднование в честь преподобных Мефодия и Кирилла 24 мая. После революции 1917 традиция была прервана. С 1963 стали нерегулярно проводиться научные конференции, посвящённые этому празднику.В 1985 году в СССР, когда отмечалось 1100-летие преставления Мефодия, день 24 мая был объявлен «праздником славянской культуры и письменности».

 Впервые в Советском Союзе праздник состоялся в день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия 24 мая 1986 года на Кольской земле: в городах Мурманске и Североморске, в Кольском и Ловозерском районах. С этого времени проводится ежегодно. Идея возобновления принадлежит В. С. Маслову, инициатором и организатором выступило Мурманское отделение Союза писателей СССР (ныне — России). Праздник был поддержан сотрудниками областной научной библиотеки, педагогами, студентами. Учредителями стали мурманские писатели — В. Маслов, В. Смирнов,

В 1990 в Мурманске был установлен памятник святым равноапостольным Кириллу и Мефодию, подаренный Болгарией в благодарность и в поддержку восстановленной традиции всенародного празднования дня памяти первоучителей славян.Ежегодно 24 мая с утра в главном храме города Мурманска служится Божественная Литургия в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, за которой следует Крестный ход участников праздника.

Около памятника Кириллу и Мефодию епископ служит праздничный молебен, возлагаются цветы, затем начинается праздник Слова. Выступают писатели и поэты из разных городов России, школьники и студенты, учителя и артисты. В рамках праздника проходит открытый урок для учащихся школ, средних и высших учебных заведений.

Традиционно проводится Международная научная конференция «Славянский мир: общность и многообразие». В этот день проходят грандиозные народные праздники на улицах и площадях городов Мурманской области, в музеях деревянного зодчества, в заповедных архитектурных ансамблях. В них, как правило, принимают участие практически все народные художественные коллективы города и области. Своеобразной художественной доминантой Дня славянской письменности и культуры является оригинальное вечернее торжественное действо, проходящее под открытым небом в наиболее значимой исторической части города.

30 января 1991 года Президиум Верховного Совета РСФСР принял постановление о ежегодном проведении «Дней славянской культуры и письменности».

Дату отмечают лингвисты, представители прогрессивной общественности и религиозных организаций, ученые-слависты, работники культуры.

Сегодня День славянской письменности и культуры – единственный праздник в РФ, который соединяет в себе светские и религиозные мероприятия.

Братья Кирилл и Мефодий родились в знатной семье византийского военачальника. Оба были грамотными и образованными людьми своего времени. Старший брат Мефодий в начале своей жизни посвятил себя военному делу, но гуманитарные наклонности и тяга к знаниям привели его в монастырь. Младший из братьев – Кирилл – с детства отличался филологическими наклонностями. Он определил для себя стезю просветителя и целенаправленно шел к ней. Получив сан священника, вел библиотечную деятельность в соборе Святой Софии и преподавал философские науки.

Заслуга братьев состоит в том, что они создали славянскую азбуку, разработали методику славянских словосочетаний. Ими было переведено несколько священных книг, что способствовало ведению и распространению богослужения на понятном для славян языке.

Кирилл и Мефодий обладали глубокими знаниями в греческой и восточной культурах. Обобщая их опыт в области письма, на основе славянских писаний братья создали первый славянский алфавит. Он стал большим импульсом для развития культуры и просвещения в славянских государствах. Письменность позволила развить русское книжное дело и литературу.

Значение вклада братьев-просветителей в распространение письменности, а вместе с ней и религиозных знаний, было высоко оценено служителями церкви. Братья получили статус святых после своей смерти и собственный праздничный день.

Славянская письменность и первые книги.

А вместе с христианством на Руси появились первые книги - Библия и Евангелие. Так как эти книги были написаны на греческом языке, нужны были люди, которые помогли бы перевести их – это были два монаха Кирилл и Мефодий. Они создали славянскую азбуку на основе греческой. Первой азбукой была глаголица – от слова “глаголь” (речь). А мы с вами пользуемся другим вариантом славянской азбуки. Его называют кириллицей – в честь Кирилла. В ней 43 буквы. С тех пор на Руси начинается быстрое распространение славянской письменности. В России этим двум знаменитым людям поставили памятники в Москве, Владивостоке, Дмитрове и других городах. Памятники стоят и в других странах...

Исторические изменения в алфавите.

Кириллица стала основой современного алфавита. Как это происходило?

Славянский алфавит просуществовал на Руси неизменным более семи столетий. Его создатели постарались, чтобы каждая буква первой азбуки была простой и четкой, легкой для письма. Они понимали о том, что буквы должны быть и красивыми, чтобы человек, едва увидевший их, сразу захотел овладеть письмом. Алфавит Кирилла и Мефодия поражает нас простотой и удобством.

Лишь во времена царя Петра I были внесены в алфавит изменения. Царским указом велено упростить правописание и отменить буквы “юс малый”, “юс большой”, “кси”, “пси”, “зело”, “омегу”, которые стали обузой в русском алфавите.

Во второй половине XVIII столетия русский алфавит пополнился новыми буквами, которых не было в славянской азбуке.Это буквы “и краткое” и ё.

В начале XX века в России возникла потребность в упрощении алфавита и правописания. Такая реформа была проведена в 1918 году.Указом Наркома просвещения упраздняются буквы: “i десятеричное”, “ять”, “фита”, “ижица” и буква “ер” на конце слов.

По истечению многих лет славянская азбука утратила некоторые буквы, и теперь мы ее видим вот такой. Славянской письменности уже 1000 лет! Наша азбука удивительна! И сейчас она не перестаёт поражать нас простотой и удобством.

История книги с древних времён до наших дней.

Ребята, у каждого из вас в портфеле, дома есть книги. 5 веков назад такое количество книг было только у самых богатых людей. Сейчас мы пишем на бумаге, и книги у нас печатаются на бумаге. А как же все это происходило в древности? До того, как появилась бумага, славяне писали на бересте – берёзовой коре, вернее, выцарапывали специальной палочкой, она называлась писалом. После чтения такие послания часто выбрасывали. Там, где не росли берёзы, использовали пергамент. Его делали из телячьей кожи. Стоил он дорого. Ненужные записи на нём соскабливали и вновь писали на очищенном листе.

В старинных книгах весь текст писался черными чернилами, а первую букву текста изображали красной краской – киноварью. Эта буква делалась в 2 – 3 раза больше остальных букв, ее старались нарисовать красивой, украшали изображениями цветов, животных. Такая буква называлась буквица, а по ее окраске и важности и сама строка называлась красной строкой.

Мастера надевали на книгу переплёт. Делали его из досок и обтягивали кожей или тканью, украшали золотом и драгоценными камнями. Такую книгу делали несколько лет. И книги могли иметь только богатые люди.

Одним из лучших переписчиков книг в Москве был Иван Фёдоров. Он – первый человек на Руси, кто стал печатать книги. Первая печатная книга “Апостол” была напечатана за столько времени, за сколько Земля делает полный оборот вокруг Солнца. (За год.) Вторая книга была напечатана быстрее – за два месяца. “Печатный двор” Ивана Фёдорова имел свой издательский знак. Ивану Фёдорову поставлены памятники в Москве, Львове и других городах.

 Единая азбука объединила Русь, сделала её сильной культурной державой.


Памятники Кириллу и Мефодию

книжная выставка ко «Дню славянской письменности и культуры»

посвящена этому празднику, который вот уже 34 года празднуется в России 24 мая. Эта дата приурочена ко Дню памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (IX в.) – родных братьев, славянских просветителей, принесших на славянскую землю письменность и создавших первую славянскую азбуку (кириллицу), которой мы пользуемся по сей день. Кроме того, братья стали первыми переводчиками богослужебных книг с греческого на славянский язык, перевели Евангелие, Апостол и Псалтырь и др. Деятельность просветителей, которая была продолжена учениками-последователями, их культурно-историческое наследие и положило основание величественному зданию славянской письменности и культуры.

Выставка знакомит с документами, рассказывающими об истоках, создателях славянской письменности, о ее влиянии на русскую культуру и иллюстрирующими процесс становления письменности и книжности на Руси.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.029 с.