Декоративно-прикладное искусство России — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Декоративно-прикладное искусство России

2020-07-07 212
Декоративно-прикладное искусство России 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО РОССИИ

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РОСПИСЬ ПО КЕРАМИКЕ

 

 

Народная керамика

 

Керамика — различные предметы изобожженной глины. Они создаются гончарами. Повсюду, где имелись природные запасы глины, пригодной для обработки, мастера-гончары изготавливали разнообразные по формам и декору миски, кувшины, блюда, фляги и другие предметы, широко использовавшиеся народом в быту.

К керамике относятся майолика, терракота, фарфор, фаянс, отличающиеся друг от друга составом глин.

Майоликой называют изделия из гончарных глин, по­крытые цветными непрозрачными глазурями -эмалями.

Терракота - это изделия из обожженной глины, не по­крытые глазурями.

Фарфор отличается составом массы, в которую входит белая глина — каолин высокой температуры плавления, или полевой шпат, придающие фарфоровым изделиям белизну, тонкость стенок, прозрачность.

Фаянс близок к фарфору, но не обладает его белизной и прозрачностью, имеет более толстый черепок.

Гжель, филимоновская игрушка, дымковская игрушка – художественная роспись по керамике. 

ГЖЕЛЬ

Гжель - это название живописного подмосковного региона, что в 60-ти километрах от Москвы. Слово "гжель" сегодня невероятно популярно. С ним ассоциируется красотой гармония, сказка и быль. Фарфор с нарядной синей росписью и многоцветная майолика известны теперь не только в России, но и за ее пределами. Гжельские изделия привлекают к себе всех, кто любит прекрасное, богатой фантазией и гармоничностью, высоким профессионализмом их создателей. Гжель - это колыбель и основной центр русской керамики. Здесь сформировались ее лучшие черты и проявились высшие достижения народного искусства.

 

 

Сколько же лет этому русскому народному промыслу? Археологические исследования на территории Гжели подтверждают существование здесь гончарного ремесла с начала XIV века. И неудивительно, гжельская земля издавна была богата лесами, реками, высококачественными глинами,.. "которой нигде не видал я белизною превосходнее". С тех пор за свою более чем шести вековую историю Гжель переживала разные периоды.

На протяжении столетий гжельские крестьяне изготавливали предметы оптового обихода, изразцы, черепицу. Со второй половины XVIII века она прославилась выпуском майоликовой посуды. Это были изделия из цветных глин с яркой многоцветной росписью по белой эмали. В XIX веке гжельские мастера изобрели новый для себя материал и новую технологию: выпускали полуфаянс, затем фаянс и, наконец, фарфор. Особый интерес представляли изделия, расписанные в один цвет - синей подглизурной краской, наносимой кистью, с графической прорисовкой деталей. Выпуском фарфора и фаянса занимались многочисленные мелкие заводы и крупные предприятия.

Конец XIX - начало XX веков стали периодом глубокого кризиса. Казалось, гжельское искусство погибло навсегда.

Послевоенное время связано с началом возрождения промысла и поиском своего образного языка. Для этого потребовались годы кропотливой и неустанной работы, обучение новых мастеров. В результате это привело к успеху.

1972 году создано объединение "Гжель", на основе шести маленьких производств, расположенных в нескольких деревнях. Творческие группы разрабатывали новые образцы. Были созданы полностью новые формы изделий. Живопись стала более богатой, и выполняет художественные требования существующего дня.

Сегодня объединение "Гжель" - современное предприятие, в состав которого входят 6 производств с персоналом, состоящим из 1500 высококвалифицированных рабочих.

Гжель - это вазы, статуэтки, игрушки, изделия интерьера: камины, люстры и другие фарфоровые изделия. Продукты "Гжели" пользуются устойчивым спросом на Российскоми международном рынке.

Гжель – это композиция народного искусства и художества. В производстве фарфора Гжель следует за старыми российскими традициями в искусстве народа. Мастера Гжели расписывают каждое изделие только вручную. У Гжели собственный стиль – синие и голубые узоры и цветы, украшения на белом фоне. Роспись производится кобальтом, который в ходе технологического процесса приобретает характерный для Гжели синий цвет.

В Гжели работают квалифицированные и одаренные художники, скульпторы и мастера технологии. В Гжели существует круглый цикл образования. Обучение начинается с детского сада, средней школы и заканчивается Гжельским художественным колледжем и курсами аспиранта в Москве.

 

Гжель - один из традиционных российских центров производства керамики. Более широкое значение названия «Гжель», являющееся правильным с исторической и культурной точки зрения, — это обширный район, состоящий из 27 деревень, объединённых в «Гжельский куст». «Гжельский куст» расположен примерно в шестидесяти километрах от Москвы по железнодорожной линии Москва — Муром — Казань. Сейчас «Гжельский куст» входит в Раменский район Московской области. До революции этот район относился к Богородскому и Бронницкому уездам.

Гжельская керамика. В Гжели, Речицах, Турыгине и других селах Раменского района Московской области издавна существовало производство керамических изделий, которым занималось почти все население местных деревень.

Уже в XVII в. гжельские мастера славились гончарны­ми изделиями, а глины, которые они употребляли, отлича­лись высоким качеством.

В середине XVIII века гжельские мастера начали вы­пускать изделия в технике майолики, с росписью по сырой эмали. Блюда, квасники, кувшины они украшали нарядной росписью зеленых, желтых, фиолетовых тонов. На них изо­бражались цветы, деревья, архитектура, целые сюжетные сцены.

Сосуды украшались также скульптурой: условно пере­данными человеческими фигурками, птицами, животными Скульптура выполнялась отдельно.

Впоследствии, когда русским ученым Д.И. Виноградо­вым в середине XVIII века был открыт секрет состава фарфо­ровой массы, гжельские мастера начинают создавать изделия из фарфора. Это прежде всего разнообразная посуда: масленки, чашки, молочники, кружки, украшенные яркой, свобод­ной кистевой росписью.

Во второй половине XVIII века в росписи гжельских мастеров излюбленным материалом был кобальт. Сочетание белого фона с синей подглазурной росписью стало типичным и для современных мастеров, работающих в производствен­ном объединении «Гжель».

Орнамент, украшающий гжельские изделия — расти­тельный. Цветы, травы, изогнутые стебли с листьями, коло­сья переработаны в декоративные. Ручная роспись характери­зуется свежестью и непосредственностью рисунка, свободно и легко располагающегося на поверхности вещи. Живопись мазка зависит от движения руки. Мастерицы гжельского промысла, наносящие роспись вручную, постепенно создали свой творческий почерк. Повторяя, казалось бы, одни и те же виды росписи при тиражировании изделий, они всегда вносят что-то новое.

В этом бесконечном богатстве вариаций заключается одна из привлекательных сторон ручной росписи гжельских мастеров.

Скопинская керамика. Город С копии Рязанской области - известный центр народного гончарства. В середине XIX века в Скопине насчитывалось свыше 50 мастерских. Но из­вестность Скопину создали выполняемые местными гончара­ми сосуды сложных причудливых форм, подсвечники в виде фигур фантастических зверей, птиц. Сосуды обильно укра­шались скульптурными изображениями фантастических зве­рей, львов, драконов. Эти образы были нередко заимствованы с лубочных картинок - рисунков с близкими простому народу темами и сюжетами, продававшихся обычно на ярмарках.

Сложные, богато разработанные формы мастера вы­полняли вручную, на гончарном круге. В этом сказывалось виртуозное владение материалом и техникой. Разнообразие форм вещей и скульптурных сказочных образов свидетельст­вует о неистощимой фантазии мастеров, Скопинские изделия обычно покрыты зелеными и желто-коричневыми потечными глазурями. Интенсивный цвет., обилие скульптурных украшении и причудливость форм сообщают искусству Скопина вы­разительность и яркое своеобразие.

Мастерство и фантазия скопинских мастеров проявля­ются при создании сосудов, кувшинов, бочонков для солений, ваз для фруктов и др. В наши дни этот промысел развивается, основываясь на выработанных традициях, но формы сосудов стали менее сложными и причудливыми.

   

АБАШЕВСКАЯ ИГРУШКА

Абашевская игрушка из глины традиционно изготавливалась мастерами села Абашево Пензенской губернии (сегодня – Беднодемьяновского района). Свистульки предназначались для детских игр, однако в то же время уже с тех пор абашевские игрушки обладали мистической функцией – функцией оберега.

Для абашевской игрушки характерны пластическая выразительность, лаконизм, упрощенность скульптурного языка, яркая образность, отсутствие четкой натуралистичности изображения. Абашевская игрушка, сделанная руками истинного мастера, несет в себе черты сатирического мироосмысления.

Традиционно мастера-гончары производят глиняные игрушки-свистульки такого размера, чтобы они помещались на ладони. Кроме того, существуют и устойчивые мотивы подобных изделий: домашние и дикие животные, городовые, офицеры, барыни.

 

 

Начало истории абашевской игрушки относится к девятнадцатому веку, когда на базе гончарного ремесла возникло производство игрушки. Затем в начале двадцатого века происходило угасание гончарного промысла вследствие возникновения кустарных производств посуды. Приблизительно в тот же период наблюдается выделение игрушки в самостоятельный промысел. Интересно, что в истории абашевской игрушки упоминается, что в производстве были задействованы преимущественно мужчины.

В конце двадцатых годов двадцатого века абашевская игрушка приобретает большую известность благодаря талантливому мастеру из села Абашево Лариону Зоткину. Ларион Зоткин стал популярным как автор целого ряда причудливых игрушек в виде животных: львов, собак, медведей. Ремесло абашевской игрушки процветает и в настоящее время. Среди современных мастеров стоит отметить Н. Зоткина, И.Л. Зюзенкова, А.И. Еськина.

Абашевские игрушки традиционны: испокон веков принято создавать образы домашних животных, птиц, оленей, барынь, всадников. Однако каждому мастеру свойственно пропускать эти образы через себя, вкладывать в фигурки частичку своей души. Примечательно также, что для лепки абашевской игрушки используется особая глина – лечебная. Именно поэтому абашевские игрушки снимают состояния тревожности, стрессов, оберегают их обладателей от дурного воздействия темных сил.

   

 

 

Если более конкретно говорить о значении абашевской игрушки, то можно отметить следующее. Так, абашевская игрушка в виде коровки воплощает собирательный образ, символизируя Великую Мать, всех богинь Луны, плодородие, множественность. К примеру, игрушка в виде козлика обозначает целеустремленность, упорство в достижении поставленных целей. Значение абашевской игрушки «Городовой» - надежность, она защищает дом; «Барыня» - воплощение женской чистоты, целомудрия. Немаловажным является тот факт, что все абашевские игрушки-свистульки служат оберегом от злых духов: они отгоняют темные силы.

Чудесная Абашевская игрушка не оставляет равнодушным никого: будь то посетители лаборатории из приезжих или местных жителей. Лучшее доказательство этому стихи. По России ходит множество стихов про село Абашево:

Чудо звери, чудо – птицы

Скачут, прыгают, поют,

Рядом барыни неспешно,

Словно с ярмарки идут.

Здесь от ярких красок пестро,

Здесь фантазии полет!

Мастер с глиною колдует,

В руки он комок берет,

Разминает, греет, лепит.

И из-под волшебных рук

Птица - модница возникла,

Рядом с ней запел петух.

И пространству стало тесно

В этой ауре добра;

Ведь игрушка- это детство,

Радость, свет и красота!

Глиняная игрушка «Олень» символизирует непрекращающееся творение, возрождение, величие и благородство. Обладает функцией оберега от злых духов.

Абашевская глиняная игрушка, изображающая кошку, является символом независимости, святости, торжества магических сил Природы. Считается, что обладатель абашевской игрушки «Кошка» получает в дар повышенную интуицию, магические способности. Игрушка – оберег от темных сил.

Абашевская глиняная игрушка в виде барыни символизирует плодородие. Игрушка «Барыня» считается хранительницей очага, оберегает своего обладателя от злых духов, темных сил.

 

 

ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА

 

 

Дымковская игрушка (вятская, кировская игрушка), русский народный художественный промысел; издавна существует в слободе Дымково (ныне на территории города Киров). Дымковскую игрушку лепят из глины, обжигают и по грунту раскрашивают темперой, включают сусальное золото.

Изображает животных, всадников, дам в кринолинах, сказочные, бытовые сцены. Художественное своеобразие Дымковской игрушки определяется массивной лаконичной пластикой, подчеркнутой гармоничной декоративной росписью в виде крупного геометрического орнамента (разных цветов круги, клетки и др.).

Дымковская игрушка - самый известный из глиняных промыслов России. Она отличается предельно простой и ясной пластической формой, обобщенностью силуэта, яркой орнаментальной росписью по белому фону.

В образах краснощеких барынь, кормилиц, лихих всадников, сценах чаепитий, ярмарочных гуляний, веселых каруселях продолжают жить трeхсотлетние традиции дымковского искусства, бережно сохраняется архаика древних образцов.

Дымковская вятская игрушка давно стала народной скульптурой. Отличие этого художественного промысла от других народных промыслов России состоит в том, что каждая игрушка - это авторская творческая работа мастериц ручной лепки и росписи, и существует в единственном экземпляре. Традиционно промысел дымковской игрушки не имеет серийного поточного производства.

Игрушки эти очень просты. В фигурке барыни выделяется голова в кокошнике да юбка - колокол с передником. Наездник может быть не только на коне, но и на козле, свинье или петухе. Корова, баран, козел очень похожи между собой, а отличаются друг от друга только формой рогов. Роспись дымковской игрушки нарядна и декоративна. На белом фоне очень ярко сверкают малиновый, синий, зеленый, желто-оранжевый цвета.

Дымковский промысел — уникальное явление русского народного искусства, пришедшее к нам из глубины веков. Считается, что возник он в XV–XVI веках в слободе Дымково на низком правом берегу реки Вятки возле города Хлынова-Вятки. Именно там развилась и сложилась потомственная традиция изготовления глиняной игрушки по женской линии, передаваемая от матери к дочери. Постепенно складывались династии мастериц дымковской игрушки: Никулины, Пенкины, Кошкины… Каждая из них имела свои особенности изделий в форме и пропорциях, колорите и орнаментах. Здесь, в слободе, в XIX веке жили и работали от 30 до 50 семей игрушечниц.

Дымковская игрушка - вя́тская игрушка, ки́ровская игрушка — один из русских народных глиняных художественных промыслов. Возник в заречной слободе Дымково близ г. Вятка (ныне на территории г. Кирова).

Аналог дымковской игрушки отсутствует. Яркая, нарядная дымковская игрушка стала своеобразным символом Вятской земли.

Большую известность получила игрушка из слободы Дымково, расположенной близ г.Вятки. Зарождение этого промысла связывают с древним народным праздником «Свистунья», к которому в течение всей зимы мастерицы готовили разнообразные свистульки в виде коней, всадников, коров, птиц. Весенний праздник сопровождался бойкой торговлей свистульками. Их яркая красочная роспись соответствовала общему радостному весеннему настроению.

Лепились игрушки из местной красной глины, обжига­лись, затем покрывались меловым грунтом, разведенным на молоке. По белому фону игрушка расписывалась анилиновы­ми красками, разведенными на яйце. Цвета этих красок пора­жают своей силой, праздничностью. Яркая малиновая, жел­тая, синяя роспись на белом фоне обогащается орнаментами в виде точек, кружочков, кисточек. Сочетание нескольких цве­тов в одном изделии требует от мастерицы особого умения. Иногда узор покрывался кусочками сусального золота, при­дававшими изделиям еще большую нарядность.

Образы дымковских игрушек отражают городской быт. Дамы и кавалеры, кормилицы, няньки, модницы, удалые всадники отличаются яркостью красок, особой выразитель­ностью, яркой праздничностью и юмором. Форма изделий, так же, как и роспись, условна.

Со временем дымковская игрушка находит широкое применение в быту как декоративное украшение. В связи с этим значительно укрупняется и размер изделий дымковских мастериц. Часто встречаются многофигурные композиции, изображающие народные гулянья, праздники.

Дымковская игрушка близка народу метким изображе­нием характеров, остроумием, чувством радости жизни В этом ее непреходящая ценность и уникальность.

В Дымкове, над Вяткою-рекою,

Драгоценный продолжая труд,

Не ища на старости покоя,

Мастерицы славные живут.

 

Красная за окнами калина,

Пароходный движется дымок.

На столе еще сырая глина,

Грубый, неоформленный комок.

 

За своей работою старушка

На скамейке низенькой сидит.

Глиняную вятскую игрушку

Лепит… нет, не лепит, а творит!

 

Хороша игрушка расписная!

Вся поет, бесхитростно светла,

И видна в ней радость молодая

Ставшего искусством ремесла.

(Леонид Хаустов)

 

Ростовская финифть.

Город Ростов в Ярославской об­ласти - центр живописи по эмали - финифти. Украшение ме­таллических предметов эмалью было известно в России уже в Х-Х1 вв. Это были так называемые дымчатые эмали, когда эмалевыми красками заполнялись углубления, вырезанные на поверхности металла, перегородчатые эмали, когда эмалью разных цветов заполняли детали узора, образованные тонкой серебряной или золотой перегородкой, припаянной на ребро к металлической пластинке.

Во второй половине XVIII в. широкую известность по­лучили ростовские мастера, которые расписывали эмалевыми красками кресты, иконы, украшали оклады Евангелия. Это объяснялось тем, что искусство эмали в Ростове было тесно связано с оформлением церквей и монастырей. В XIX в, в ростовской эмали появляются геометрические портретные изображения, что можно объяснить влиянием станковой жи­вописи того времени.

Излюбленным изделием на промысле были коробочки для ювелирных украшений Роспись их весьма разнообразна. Это и декоративная цветочная роспись, и пейзажные изобра­жения, в которых мастера тонко передают панораму своего родного Ростова.

В настоящее время плодотворно работает, продолжая традиции искусства своих предшественников, фабрика «Рос­товская финифть». Работы ростовских мастеров значительно обогатились в декоративном плане. Разнообразны колористи­ческие решения росписи, в которой изображение построено то на контрастном сочетании ярких цветов, то на единой то­нальной гамме. Сочетание живописного яркого мазка и тон­кой графичной линии придает декоративность росписи. Фи­лигранная оправа предметов также обогащает облик изделия

ТУЛЬСКИЙ САМОВАР

В свободное время работник Тульского оружейного завода Федор Лисицын любил мастерить что-нибудь из меди, и однажды сделал самовар. Затем его сыновья открыли самоварное заведение, где продавали медные изделия, пользовавшиеся бешеным успехом.

Самовары Лисицыных славились разнообразием форм и отделок: бочонки, вазы с чеканкой и гравировкой, самовары яйцевидной формы, с кранами в виде дельфина, с петлеобразными ручками, расписные.

Самовар и Тула неразделимы. В любом уголке России и далеко за ее пределами можно встретить тульский самовар. Тульские мастера веками ковали оружие и делали самовары. Это традиционные промыслы тульского края, как гармонное производство, белевские кружева и пастила и многое другое. Всем известно, что самовар - это устройство для приготовления кипятка. "Сам варит" - отсюда и слово произошло. И сам самовар не мог появиться ни в какой другой стране. Есть в Китае, откуда был завезен в Россию чай, родственный прибор, в котором тоже есть труба и поддувало. Но настоящего самовара нет больше нигде, хотя бы потому, что в других странах кипятком сразу заваривают чай, примерно как кофе.

Неизвестно имя изобретателя самовара. Известно лишь, что, отправляясь на Урал в 1701 году, тульский кузнец-промышленник И. Демидов захватил с собой и искусных рабочих, медных дел мастеров. Возможно, что уже тогда в Туле изготавливались самовары. О появлении первых, документально зафиксированных, самоваров в Туле известно следующее. В 1778 году на улице Штыковой, что в Заречье, братьями Иваном и Назаром Лисицыными изготовлен самовар в небольшом, поначалу, первом в городе самоварном заведении. Основателем этого заведения был их отец, оружейник Федор Лисицын, который в свободное от работы на оружейном заводе время, построил собственную мастерскую и упражнялся в ней всякого рода работами по меди. Самовары Лисицыных славились разнообразием форм и отделок: бочонки, вазы с чеканкой и гравировкой, самовары яйцевидной формы, с кранами в виде дельфина, с петлеобразными ручками. Тульский музей самоваров может похвастаться старейшим самоваром Лисицыных.

Василий Ломов вместе со своим братом Иваном выпускали самовары высокого качества, по 1000 - 1200 штук в год, и получили высокую известность. Самовары тогда продавались на вес и стоили: из латуни - 64 рубля за пуд, из красной меди - 90 рублей за пуд. Тульские самовары проникали во все уголки России, становились украшением ярмарок. Ежегодно с 25 мая по 10 июня из Тулы по реке Оке (до Оки самовары везли на лошадях) самовары переправлялись на Нижегородскую ярмарку. Речной путь имел ряд преимуществ: был дешевле, да и самовары при таком способе транспортировки сохранялись лучше. При перевозке самовары упаковывали в ящики-коробы, которые вмещали дюжину изделий разной величины и фасонов, и, продавали по весу. Дюжина самоваров весила более 4 пудов и стоила 90 рублей. Чем тяжелее самовар, тем дороже.

Несмотря на различие в оформлении и отделке, устройство всех самоваров одинаково. Каждый самовар состоял из следующих частей: стенки, кувшина, круга, шейки, поддона, ручек, репейка, стебла крана, ветки, донышка, решетки, душничка, подшишек, деревянных приделок, конфорки и заглушки. Непросто было овладеть ремеслом самоварщика. Для стенки (корпуса) резали определенного размера латунь, затем ее свертывали в цилиндр, и эта форма наводилась в двенадцать приемов. Латунь с одной стороны надрезали зубцами и затем ударами молотка закрепляли по соединительному шву, после этого несли в кузницу. Потом мастер (наводильщик) повторял операции по заделке шва с помощью молотков и напильников и каждый раз закреплял отжигом в кузнице. Инвентарь самоварщика переходил от отца к сыну, а по мере изнашивания заменялся новым. Сумма для приобретения набора инструментов подвергалась большому колебанию в зависимости от избранной мастером специальности в производстве. Например, комплект рабочего-наводильщика стоил 60 рублей. В комплект входило несколько кобылин, стойна, напильники, ножницы, формы для разгранки фасона, гнедки и молотки.

Главным материалом для изготовления самоваров служили: медь зеленая (латунь), красная (сплав меди -50- 63% и цинка -37-50%), томпак (сплав меди -85-90% и цинка -10-15%). Иногда самовары серебрили, золотили, а то и делали из серебра и мельхиора (сплав меди -50- 60%, цинка -19-39% и никеля -13-18%). Самоваров из томпака изготовлялось в 10 раз больше, чем красных (из сплава меди -50-63% и цинка -37-50%). Будучи дороже, красивее, роскошнее, они расходились по домам знати. В 1850 году томпаковый самовар стоил 25-30 рублей штука, в зависимости от отделки. Но основную массу самоваров изготовляли из зеленой меди. Сложен и многообразен процесс изготовления "тульского чуда", который составлял 12 приемов. В производстве существовало строгое разделение труда. Почти не было случаев, когда мастер изготовил бы полностью весь самовар. Самовары и детали к ним изготовлялись не только в Туле, но и в окрестных селах в радиусе примерно 40 км от города. Так, население деревень Нижние Присады, Хрущево, Банино, Осиновая Гора, Барсуки, Маслово, Михалкове Тульского уезда и деревень Изволь, Торчково, Скороварово и Глинища Алексинского уезда из поколения в поколение специализировалось на самоварном промысле.

Изготовляя стенки самовара, мастер получал сырье от фабриканта по весу, по весу же сдавался и самовар. Работа велась в жилых избах круглый год за исключением летнего времени, когда начинались полевые работы. Занимались самоварным ремеслом и целыми семьями, и в одиночку. У каждого самоварщика для изготовления стенки самовара был свой фасон. Круги, конфорки, поддоны, заглушки и шейки чаще всего изготовляли литыми - это делали кустари-литейщики из остатков меди и стреляных патронов. Всего же таким производством было занято 4-5 тысяч кустарей и ряд медно-литейных заводов. Наивысший подъем самоварного производства в Туле приходится на 1880-е годы. В связи с развитием капитализма самоварные фабрики возникали в форме капиталистической мануфактуры с вольнонаемными рабочими.

В течении столетий менялись фасоны самоваров. К концу XIX века их число доходило до 165. При такой разнотипности процесс производства полностью механизировать невозможно. Поэтому почти неизменными были орудия труда: кобылины в виде железных брусьев с утолщением на концах для ковки стенки самовара, весом до двух пудов каждая; стойла или вертикальная кобылина для ковки гладких самоваров, для закругления на самоварах; гнедки для разгранки самоваров; паяльники для спайки кувшина с корпусом самовара; ножницы для резки металла; наковальни; наборы молотков; штемпеля для клеймения самоваров; железные формы для формирования самоваров.

Самоваром пользовались не только дома, его брали в дорогу, на гулянье. Для этой же цели использовались дорожные самовары. Эти самовары необычны по форме, удобны в транспортировке (съемные ножки привинчивались шурупами, ручки прилегали к стенке). По форме они многогранные, кубические, иногда цилиндрические. В конце XIX - начале XX века появляются новые типы самоваров - керосиновый, самовар "Паричко" и медные самовары фабрики Черниковых с устройством трубы сбоку. В последних подобное устройство усиливало движение воздуха и способствовало быстрейшему закипанию воды. В 1977 году освоен новый вид самовара - комбинированный. Он представляет собой соединение жарового и электрического самовара, емкостью 5 литров. Его можно вскипятить и с помощью электричества, и древесным углем, лучиной. Хорош такой самовар и в квартире и на даче, на природе.

 

ЖОСТОВО

 

 

Жостовские подносы – это картины. Когда смотришь на них, то, не зная всех технологических нюансов, всегда отмечаешь три вещи: буйные краски, бархатные цветы и сочную зелень.

История жостовского промысла восходит к началу XIX века, когда в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости (ныне Мытищинский район Московской области) -Жостове, Осташкове, Хлебникове, Троицком и других - возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше. Первым лакировальным заведением в Подмосковье была фабрика купцов Коробова-Лукутиных, основанная в конце XVIII века в селе Федоскине, в 7 км от Жостова. Жостово стало своеобразным центром промысла лаковой живописи на металлических подносах. Творцами красочных, в основном, цветочных орнаментов были простые русские крестьяне. Они принесли в лаковую живопись яркую жизнерадостность красок, простоту и доходчивость образов, меткость характеристик, четкость рисунка.

Главная тема украшения жостовских подносов - букеты цветов, гирлянды, своеобразные натюрморты. Роспись выполняют приемами свободного кистевого мазка, без предварительного нанесения рисунка. Чаще всего используется черный фон. Объемы цветов и листьев как бы вырастают из глубины фона. Это делают путем постепенного перехода от темных тонов к более светлым. В росписи как будто оживают цветы.

Современная технология изготовления подносов мало отличается от применявшейся ранее мастерами деревни Жостово. Тонкий лист железа прессуется в нужной форме, для придания жесткости края подноса завальцовываются, выравнивается поверхность. Лицевая поверхность подноса грунтуется и шпатлюется, а затем ошкуривается и покрывается черным (реже иного цвета) лаком. Подносы просушиваются в печах при температуре до 90 градусов С. Покрытие производится трижды, после чего цветная поверхность подноса приобретает блеск. Подготовленные от руки, без трафаретов подносы расписываются масляными красками, причем мастер-живописец работает одновременно над несколькими подносами с одинаковым орнаментом. Вначале он делает подмалевок, затем накладывает тени, прописывает светлые места, а потом связывает крупные цветы с более мелкими элементами узора - травами, стеблями и т.п.

Декоративная живопись Жостовской фабрики характерна изображением крупных букетов цветов, гирлянд, натюрмортов. Большой цветок непременно будет иметь розовый отблеск - это традиция.

На Всемирной выставке в Брюсселе так бойко торговали подносами, что пришлось дважды досылать дополнительные партии.

 

ЖОСТОВСКИЙ ПОДНОС

Кто смел раскинуть на подносе

такие яркие цветы?

В своем бесхитростном вопросе

едва ль ответ не спрячешь ты:

Смел – смелый,

смелая – сумела.

Из-под руки, как ветерки,

как стая ласточек, взлетела,

разбрасывая лепестки,

кипень цветочная.

И странно –

она напомнила на миг,

как возникает из тумана

давно готовый к жизни стих:

то восклицаньем,

то вопросом,

то в полумраке,

то в огне,

то звонким жостовским подносом

вдруг полыхнет на белизне.

(Лариса Васильева)

Жостовские подносы.

Традиционная роспись подносов существует в подмосковном селе Жостово и в уральском го­роде Нижний Тагил. Тагильские подносы являются родона­чальниками этого своеобразного вида декоративно-прикладного искусства, но особенного развития оно достигло в Подмосковье.

Жостовские изделия принадлежат к семье «русских ла­ков». Возникновение их производства связано с зарождением в конце XVIII в. в подмосковном селе Данилково близ Федо­скино и деревнях Осташкове и Жостово лаковой миниатюр­ной живописи по папье-маше.

На протяжении XIX - начала XX вв. мастерские Лукутиных и Вишняковых славились производством шкатулок, табакерок, кошельков, коробочек, украшенных живописными миниатюрами.

Начало производства подносов в Жостово относится к 1807 г. Каждый поднос обычно проходил через руки трех че­ловек: коваля, изготовлявшего форму, шпаклевщика и живо­писца, грунтовщика, после просушки покрывавшего изделие лаком.

Жостовское письмо начинается с «замалевки» - нане­сения разбеленной краской силуэтов цветов и листьев, затем на просохший замалевок лессировочными (прозрачными) красками накладываются тени. Этот прием «тенежки» погру­жает букет в глубину фона. Далее следует «плотное корпус­ное письмо», наиболее ответственный этап живописи. «Бли-ковка» - наложение бликов - выявляет объем и свет, завер­шает лепку форм. Далее «чертежка» размещает детали, очер­чивает лепестки, прожилки и семена. Завершает письмо «привязка» — тонкие травки и усики.

Расширяя выразительные средства, живописцы Жостова разрабатывают новые способы орнаментальной росписи. Так появился новый прием «копчения», с помощью которого на поверхность подноса наносился узор, напоминающий ри­сунок панциря черепахи.

Кроме черных и белых фонов, подносы расписывают и по цветным, и по золотым фонам На поверхность подноса наносится порошок бронзы или алюминия. Просвечивая сквозь слой лака, он создает эффект золота. На золотом фоне краски приобретают особую яркость, а подносу придают вид дорогого предмета.

За свою историю жостовские подносы из бытового предмета стали декоративными панно, а ремесло, служившее некогда подспорьем к земледелию, обрело статус уникально­го вида русского народного искусства.

 

ЛАКОВАЯ МИНИАТЮРА

ПАЛЕХ

Палехская миниатюра - народный промысел, развившийся в поселке Палех Ивановской области. Лаковая миниатюра исполняется темперой на папье-маше. Обычно расписываются шкатулки, ларцы, кубышки, брошки, панно, пепельницы, заколки для галстука, игольницы и т. д.

  Всем своим художественным строем она коренным образом отличается от федоскинской. Палехские художники свои миниатюры пишут не масляными, а темперными красками, разведенными эмульсией на яичном желтке. Праздничность, нарядность и цельность колорита, яркие чистые локальные цвета характеризуют палехскую па­литру. Человеческие фигуры на палехских миниатюрах, как и в произведениях древнерусской живописи, имеют несколько вытянутые пропорции, движения их размеренны, плавны и сами по себе уже увлекают зрителя в область легенды или песни.

Искусство миниатюры требует от художника твердой руки, зоркости глаза и душевной чуткости. Палехские миниа­тюры производят впечатление подлинных драгоценностей. Нередко небольшая по размерам шкатулка расписана со всех сторон. Тончайшая разработка и занимательность сюжета позволяет подолгу и без устали рассматривать каждую ми­ниатюру. Мир палехского искусства поражает богатейшей фантазией художника. Она то увлекает в историческое про­шлое русского народа, то подводит к литературным произве­дениям, переносит зрителя с зимней вьюжной дороги в зной­ную пустыню. Вглядываясь в миниатюру, мы не только сле­дим за сюжетом, но и восхищаемся мастерством, с которым выполнено произведение.

Палехская миниатюра — это особое, тонкое, поэтичное видение мира, которое свойственно русским народным поверьям и песням. В росписи используются коричнево-оранжевые и синевато-зеленые тона.

Палехская роспись не имеет аналогов во всем мире. Она выполняется на папье-маше и только потом переносится на поверхность шкатулок всевозможных форм и размеров.

Своеобразное и тонкое искусство лаковой миниатюры Палеха вобрало в себя как основу принципы древнерусской живописи и народного творчества. В настоящее время палехская миниатюра является неотъемлемой частью отечественного декоративно-прикладного искусства в целом. Наряду с развитием древних традиций оно несeт в себе поэтическое видение мира, свойственное русским народным сказкам и песням.

 

Рождение этого искусства в Палехе не случайно. Оно явилось закономерным результатом развития многовековых традиций в новых исторических условиях, унаследовав мастерство многих поколений иконописцев. Старый палехский опыт богат и многообразен. Издавна в П


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.162 с.