География отраслей третичной сферы мирового хозяйства — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

География отраслей третичной сферы мирового хозяйства

2020-07-07 932
География отраслей третичной сферы мирового хозяйства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Третичный сектор включает транспорт, торговлю, финансово-кредитную деятельность, науку, культуру, здравоохранение и др.

Транспортный комплекс – одна из главных инфраструктурных отраслей мирового хозяйства, обеспечивающая перемещение грузов и пассажиров внутри городов, в междугородном, межрайонном и международном сообщениях. Надежные транспортные связи являются необходимым и обязательным условием специализации любых территорий на производстве продукции, предназначенной для потребления за их пределами. Специфика транспорта как сферы экономики заключается в том, что он сам не производит продукцию, а только участвует в ее создании, обеспечивая производство сырьем, материалами, оборудованием и доставляя готовую продукцию потребителю.

Транспорт относится к коммуникационной системе и специализируется на перемещении материальных объектов. Его функции: соединение производственных ресурсов в процессе воспроизводства, обеспечение их доступа и готовых товаров на рынок. Соединяет время и пространство между производством и потреблением.

Для характеристики мировой транспортной системы обычно используют три главных показателя: 1)густота транспортной сети; 2)грузооборот; 3)пассажирооборот.

Густота транспортной сети –отношение общей длины транспортной сети к площади этой территории (км/км2). В большинстве развитых стран она составляет 50-60 км на 100 км2, в развивающихся – 5-10 км на 100 км2.

Грузооборот - показатель, учитывающий массу и дальность перевозки грузов, измеряемый в тонно-километрах (т/км).78% мирового грузооборота приходится на развитые страны. В настоящее время можно наблюдать уменьшение в перевозках грузов доли железных дорог и внутренних водных путей и увеличение доли морского и трубопроводного транспорта. Это объясняется тем, что именно морской транспорт, обладающий практически неограниченной пропускной способностью морских путей и самой большой грузоподъемностью подвижного состава, берет на себя почти 80 % международных – прежде всего межконтинентальных – перевозок. Значительное повышение роли жидкого и газообразного топлива и сырья, быстрое развитие нефтехимической промышленности способствовали повышению роли трубопроводного транспорта.Однако при этом нельзя забывать и о том, что в действительности более 80 % всех грузов перевозит автомобильный транспорт, тогда как морской – лишь 3,5 %. Но поскольку средняя дальность перевозок на автомобильном транспорте составляет всего 30 км, а на морском 7–8 тыс. км, грузооборот последнего оказывается намного большим.

Пассажирооборот - показатель отражения объема перевоза пассажиров в пассажиро-километрах и исчисляется как произведение количества пассажиров на расстояние перевозок по каждому виду транспорта.В структуре пассажирооборотавнеконкурентное первое место принадлежит автомобильному транспорту, это объясняется его повсеместным распространением, гибкостью и маневренностью.

Основные транспортные грузо– и пассажиропотоки подразделяют на межконтинентальные и внутриконтинентальные. При этом межконтинентальные перевозки массовых (наливных, газообразных, насыпных) грузов осуществляют почти исключительно морским транспортом. Примерами их могут служить перевозки нефти, сжиженного природного газа, угля, железных руд, бокситов и др. На морской транспорт приходится также основная часть межконтинентальных перевозок генеральных (штучных) грузов, например автомобилей, машин. Во внутриконтинентальных перевозках и грузов, и пассажиров главную роль играют автомобильный и железнодорожный транспорт, а в перевозках нефти и природного газа – трубопроводный.

Мировая транспортная система не является внутренне однородной. Даже при самом генерализованном подходе ее можно подразделить на две подсистемы – экономически развитых и развивающихся стран, различающиеся очень сильно.Транспортная подсистема экономически развитых стран отличается особенно большими размерами. На нее приходится около 80 % общей длины транспортной сети, более 70 % мирового грузооборота по массе и примерно 80 % по стоимости, а доля ее в мировом пассажирообороте еще больше. В экономически развитых странах сосредоточено более 4/5 мирового парка автомобилей, в них находятся почти 2/3 всех портов мира, выполняющих 3/4 мирового грузооборота. В структуре грузооборота этих стран на автомобильный транспорт падает 40 %, на железнодорожный – 25, а на остальные виды транспорта – 35 %.Для этой подсистемы характерны также: большая густота транспортной сети, в первую очередь характеризующая обеспеченность ею, высокий технический уровень транспортной сети и транспортных средств, широкое распространение смешанных перевозок с участием разных видов транспорта. В последнее время на первый план все более выходят требования к качеству транспортного обслуживания, к повышению эффективности, регулярности, ритмичности пассажирских и грузовых перевозок, к увеличению их скорости, комфортности, к обеспечению безопасности. Все большую часть пассажирских и грузовых перевозок в этих странах осуществляют по принципу «точно в срок», что отражает возросшие требования клиентуры.

Транспортная подсистема развивающихся стран имеет во многом другие параметры и качественные характеристики. Она располагает немногим более 20 % общей мировой длины транспортной сети, обеспечивает (по стоимости) 20 % мирового грузооборота. В этих странах сосредоточено 10 % мирового парка легковых и 20 % грузовых автомобилей и автобусов. Густота транспортной сети в большинстве стран невелика, а технический уровень транспорта (например, паровая тяга и узкая колея на железных дорогах) более низкий. Подвижность населения в этих странах также во много раз меньше, чем в развитых.

Принято выделять территориальные транспортные системы: Северная Америка, зарубежная Европа, Латинская Америка, страны СНГ, страны Южной и Юго-Западной Азии.На мировом транспорте занято более 100 млн. человек. Общая длина транспортной сети мира (без морских путей) превышает 35 млн. км. Ежегодно в мире перевозится 100 млрд. т грузов и более 1 трлн. пассажиров.

Наиболее высокого уровня достигла региональная транспортная система Северной Америки. На нее приходится около 1/3 общей длины всех мировых путей сообщения, а по протяженности автомобильных дорог, газопроводов эта доля еще больше. Северная Америка занимает первое место и по грузообороту большинства видов транспорта. В структуре ее внутреннего грузооборота 26 % приходится на автомобильный транспорт, 28 – на железнодорожный, 18 – на водный (речной и каботажный морской) и 28 % – на трубопроводный. Но особенно показательна структура внутреннего пассажирооборота, который на 81 % обеспечивается легковым автотранспортом, на 16 – воздушным и только на 2 – автобусным и на 1 % – железнодорожным. Хотя при этом очень большие размеры территории и США и Канады приводят к тому, что густота транспортной сети в них сравнительно невелика. Например, для железных дорог она составляет в США – 30, а в Канаде 5 км на 1000 км2 территории.

Региональная транспортная система зарубежной Европы по многим показателям, прежде всего по дальности перевозок, уступает системе Северной Америки, но зато намного превосходит ее по густоте сети и частоте движения. Как и в Северной Америке, здесь достигнут высокий уровень автомобилизации, большое развитие получили трубопроводный транспорт, воздушные перевозки, тогда как роль железнодорожного и внутреннего водного транспорта уменьшилась. Во внутреннем грузообороте Западной Европы на долю автомобильного транспорта приходится 67 %, железнодорожного – 19, водного – 8 и трубопроводного – 6 %. В пассажирообороте также заметно преобладает легковой автомобильный транспорт (54 %), за которым следуют железнодорожный (21), автобусный (17) и воздушный (8 %). А вот по густоте транспортной сети Западная Европа занимает первое место в мире: в Германии, во Франции, в Великобритании, странах Бенилюкса, Швеции, Дании она колеблется от 50 до 100 км на 1000 км2 территории.

Транспортные различия в зарубежной Азии настолько велики, что в ее пределах правильнее было бы выделить несколько региональных транспортных систем: например, высокоразвитую систему Японии, систему Китая, систему Индии и Пакистана, систему стран Юго-Западной Азии. То же относится и к Африке, где немалые различия существуют между Северной Африкой и Африкой к югу от Сахары, к Латинской Америке. В Австралии сложилась своя региональная транспортная система. Однако густота транспортной сети во всех этих региональных системах значительно меньше, чем в Европе и Северной Америке. Лишь в некоторых странах она находится в пределах от 1 до 5 км, а в большинстве не достигает и 1 км на 1000 км2 территории.

Россия по общим размерам грузооборота (4,5 трлн т/км) уступает в мире только США и Китаю. Однако в структуре этого грузооборота очень велика доля трубопроводного транспорта (55 %), за которым следует железнодорожный (41 %), тогда как на автомобильный транспорт приходится менее 1 %. В структуре пассажирооборота России 40 % приходится на железнодорожный, 35 % – на автомобильный транспорт и 20 % – на воздушный.

Существуют пять основных видов транспорта: железнодорожный, водный (морской и речной), автомобильный, воздушный и трубопроводный.

Железнодорожный транспорт

Железнодорожный транспорт, зародившийся в эпоху промышленной революции, оставался основным видом транспорта на протяжении всего XIX и первой половины XX в. В настоящее время по-прежнему остается важным видом сухопутного транспорта. 10% мирового объема перевозимых грузов.

По длине (в тыс. км) его выделяются такие страны: США (200), Канада (90), Россия (87), Индия (63), Китай, ФРГ и др. Максимальная густота (в км на 1000 км2) отмечается в ФРГ (125), Польше (80), Японии (75), Великобритании (70), Италии, Франции и т. д. Низкую густоту железных дорог имеют развивающиеся страны.

Железные дороги имеют много преимуществ — высокую грузоподъёмность, надёжность, сравнительно высокую скорость. Сейчас по железным дорогам перевозят самые разные грузы, но в основном — массовые, такие как сырьё, сельхозпродукция. Введение контейнеров, облегчающих перегрузку, также повысило конкурентоспособность железных дорог. На сегодняшний день самой длинной протяжённостью железных дорог обладают США, а самой густой сетью (км железной дороги на квадратный км территории) обладает Германия.

Более того, начиная с последнего десятилетия XX века железные дороги переживают своеобразный ренессанс. Сначала в Японии, а теперь и в Европе была создана система скоростных железных дорог, допускающих движение со скоростями до трёхсот километров в час. Такие железные дороги стали серьёзным конкурентом авиалиний на небольших расстояниях. По-прежнему высока роль пригородных железных дорог и метрополитенов. Электрифицированные железные дороги (а к настоящему времени большинство железных дорог с интенсивным движением электрифицировано) намного экологичнее автомобильного транспорта. Наиболее электрифицированы железные дороги в Швейцарии (до 95 %), в России же этот показатель доходит до 47 %.

Россия была и остается, можно сказать, великой железнодорожной державой. Занимая второе место в мире по общей протяженности железных дорог (85 тыс. км, или 8 % от мировой), Россия обеспечивает 23 % мирового грузооборота и 7 % мирового пассажирооборота железнодорожного транспорта. Как уже было отмечено, железные дороги принимают на себя примерно 2/5 внутреннего грузо– и пассажирооборота России, а во внешних перевозках их доля составляет 40–45 %.. В России находится и самая длинная в мире Транссибирская магистраль (10 тыс. км).

Автомобильный транспорт

Его часто называют транспортом 20 века, т.к. зародившись на заре 20 века, он стал ведущим среди видов сухопутного транспорта.

Из общей протяженности транспортной сети мира 70% приходится на автодороги, длина которых примерно 24 млн. км. Наибольшая протяженность их в странах США, Индии, Японии, Китае, России, ФРГ, Франции и т.д.,по густоте — лидируют Европа и Япония.По грузообороту и пассажирообороту автотранспорта лидируют США и Западная Европа. Автомобильный лидирует во внутригородских и пригородных пассажироперевозках.

А самые низкие показатели густоты автодорожной сети – в странах Тропической Африки.

Преимущества автомобильного транспорта — маневренность, гибкость, скорость. Грузовые автомобили перевозят ныне практически все виды грузов, но даже на больших расстояниях (до 5 и более тыс. км) автопоезда (грузовик-тягач и прицеп или полуприцеп) успешно конкурируют с железной дорогой при перевозке ценных грузов, для которых критична скорость доставки, например, скоропортящихся продуктов.

Несмотря на преимущества, автомобильный транспорт имеет много недостатков. Легковые автомобили — самый расточительный транспорт по сравнению с другими видами транспорта в пересчёте на затраты, необходимые на перемещение одного пассажира. Основная доля (63 %) экологического ущерба планете связана с автотранспортом. Значительный экологический ущерб наносится окружающей среде и обществу на всех стадиях производства, эксплуатации и утилизации автомобилей, топлива, масел, покрышек, строительства дорог и других объектов автомобильной инфраструктуры. В частности, окислы азота и серы, выбрасываемые в атмосферу при сжигании бензина, вызывают кислотные дожди.

Россия по развитию автомобильного транспорта значительно отстает от уровня стран Запада. В первую очередь это относится к печально знаменитым российским дорогам, которые и по протяженности, и в особенности по качеству уступают дорогам ряда зарубежных стран: 1/3 ее дорог имеет гравийное, щебенчатое или булыжное покрытие, а 1/10 – это грунтовые дороги. Густота автодорог (34 км на 1000 км2) в России намного ниже, чем в любой другой европейской стране. По размерам автомобильного парка Россия занимает только седьмое место в мире.

Морской

Морской транспорт – очень важная составная часть мировой транспортной системы, без которой нормальное функционирование мирового хозяйства было бы невозможным. 60-67% мирового грузооборота.
Наибольший тоннаж морского торгового флота у Японии, США, Греции, России. Наличие большого флота у Панамы и Либерии. По размерам морских перевозок выделяется Атлантический океан,что объясняется многими природными, историческими, экономическими причинами. Среди них можно назвать морфологию морских берегов, их изрезанность, особенно в Европе и на северо-востоке Северной Америки. Можно назвать высокий уровень заселенности и урбанизированности большинства приморских районов, отражающий уровень социально-экономического развития десятков стран. Наконец, по просторам Атлантики проходят кратчайшие морские связи между Старым и Новым Светом. Неудивительно, что на берегах именно этого океана возникло большинство морских портов мира.В Атлантическом океане сформировалось несколько важных направлений морского судоходства. Главное из них – североатлантическое, которое проходит между 35–40° и 55–60° с. ш., вбирая в себя многие трансатлантические судоходные трассы между США и Западной Европой. По ним перевозятся как сырьевые (уголь, руды, хлопок, лес), так и генеральные грузы. К этому направлению примыкают также пути по Средиземному, Северному, Норвежскому морям.Другие важные направления морского судоходства в Атлантическом океане – южноатлантическое (Европа – Южная Америка), западноатлантическое (Африка – Европа). Через Атлантику проходят также грузопотоки нефти и некоторых других массовых грузов из Азии в Европу и США.Тихий океан, занимая второе место по объему морских перевозок (1/4), пока еще сильно отстает от Атлантического. Но потенциал этого океана, к берегам которого выходят 30 государств с населением около 3 млрд человек, очень велик. Здесь находятся многие крупнейшие порты мира, зарождаются потоки многих массовых, а в последнее время и генеральных грузов. Обычно эти потоки также объединяют в несколько главных направлений.Первое, северное транстихоокеанское, направление соединяет США и Канаду со странами Восточной и Юго-Восточной Азии. Из Северной Америки в этом потоке транспортируют уголь, руды, лесные грузы, зерно, машины и полуфабрикаты, из Азии – автомобили, стальные изделия, разнообразное оборудование, тропическую древесину, рыбу и рыбопродукты. Вторая группа морских линий связывает Атлантическое побережье США с Гавайскими островами и Японией через Панамский канал. К трансокеанским можно отнести и сравнительно новые «транспортные мосты» (угольный, железорудный, бокситовый), которые соединяют Австралию с Японией и другими странами Восточной Азии. Кроме того, еще две группы судоходных линий проходят вдоль побережий материков – азиатского и двух Америк.Третье место по объему морских перевозок (1/6) принадлежит Индийскому океану, к берегам которого выходят 30 государств с населением, приближающимся к 1,5 млрд человек. Наибольшее значение в этом океане имеют морские перевозки из Европы в Азию и Австралию через Суэцкий канал, меньшее – те трансокеанские направления, которые связывают Австралию с Южной Африкой и Европой. Хотя в целом по интенсивности перевозок Индийский океан уступает Атлантическому и Тихому, по перевозкам нефти (из Персидского залива) он их превосходит.Северный Ледовитый океан в мировом морском судоходстве принимает значительно меньшее участие. По Северо-Западному, канадскому, пути сквозное судоходство не поддерживается, а вдоль северных берегов России проходит Северный морской путь длиной около 6000 км.

До недавнего времени в морском судоходстве существовали две формы организации перевозок– трамповая и линейная. При трамповом (от англ. tramp – бродяга) судоходстве суда работают на различных направлениях в зависимости от наличия грузов. При линейном судоходстве суда работают по расписанию прибытий и отходов в порты погрузки-выгрузки на строго определенных регулярных линиях; при этом цена перевозки определяется тарифами. На трамповых судах перевозятся главным образом массовые, а на рейсовых – генеральные грузы. Однако в последние десятилетия наибольшее развитие получила третья, смешанная, форма, которую иногда называют регулярным трамповым судоходством. Для нее характерна организация перевозок и работы флота на постоянных направлениях последовательными рейсами по «маятниковой», или «челночной» схеме.

Все морские порты подразделяют на два основных типа.

К первому типу относятся универсальные порты, т. е. порты, которые принимают и обрабатывают самые различные грузы– генеральные, наливные, насыпные, навалочные. Всвязи с этим их отдельные участки обычно рассчитаны на погрузку и разгрузку контейнеров, нефти, угля, руды, зерна, лесоматериалов и т. д.

Ко второму типу относятся специализированные порты. В отличие от универсальных они ориентированы, как правило, на погрузку какого-либо одного массового товара, являющегося предметом экспорта этой страны. Специализированные порты особенно характерны для развивающихся стран. Крупнейшие из них возникли в связи с экспортом нефти и находятся в Персидском заливе. Это Рас-Таннура в Саудовской Аравии, Минаэль-Ахмади в Кувейте, о. Харк в Иране. К числу очень крупных нефтеэкспортных портов принадлежат также Бонни в Нигерии и Тампико в Мексике, Эс-Сидер в Ливии, Думай в Индонезии, Валдиз на Аляске. Крупнейшим в мире портом по экспорту железной руды в последнее время стал бразильский порт Тубаран, принимающий рудовозы тоннажем в 250 тыс. т.

Специализированные порты есть и в развитых странах Запада, экспортирующих на мировой рынок продукцию горнодобывающей промышленности. Большинство из них находится в Канаде, Австралии, ЮАР и США. Это крупнейшие порты по вывозу угля – Хемптон-Роудз (США), Ричардс-Бей (ЮАР), Ньюкасл (Австралия); железной руды – Порт-Хедленд (Австралия), Сент-Иль (Канада); фосфоритов – Тампа (США).

Речной

Водный транспорт — самый древний вид транспорта. Водный транспорт до сих пор сохраняет важную роль.Общая длина внутренних водных путей в мире составляет 550 тыс. км. Благодаря своим преимуществам (водный транспорт — самый дешёвый после трубопроводного), водный транспорт сейчас охватывает 60—67 % всего мирового грузооборота. По грузообороту выделяются США, Россия, Канада, Нидерланды.

По внутренним водным путям перевозят в основном массовые грузы — строительные материалы, уголь, руду — перевозка которых не требует высокой скорости. Роль водного транспорта в пассажирских перевозках значительно снизилась, что связано с его низкими скоростями.

Воздушный

Воздушный транспорт — занимает первое место в межконтинентальных перевозках. Воздушный транспорт — самый быстрый и в то же время самый дорогой вид транспорта. Основная сфера применения воздушного транспорта — пассажирские перевозки на расстояниях свыше тысячи километров. Также осуществляются и грузовые перевозки, но их доля очень низка. В основном авиатранспортом перевозят скоропортящиеся продукты и особо ценные грузы, а также почту. Крупные авиационные державы — США, Россия, Япония, Франция, Великобритания.

Основные направления воздушных перевозок:

1) между Европой и Северной Америкой;

2) между Европой и Южной Америкой;

3) между Европой и Ближним Востоком;

4) между Европой и Южной, Юго-Восточной, Восточной Азией, а также Австралией; 5) между Европой и Африкой; 6) между США и Восточной и Юго-Восточной Азией; 7) между США и Южной Америкой; 8) между США и Австралией.

Все регионы продемонстрировали увеличение перевозок в пассажиро-километрах в 2019 году. В том числе в Африке показатель вырос на 4,9%, в Азиатско-Тихоокеанском регионе — на 4,8%, в Европе — на 4,2%, в Латинской Америке — также на 4,2%, на Ближнем Востоке — на 2,4% и в Северной Америке — на 4,1%.

 

Международные пассажирские перевозки в прошлом году выросли на 4,1% после повышения на 7,1% в 2018 году. Загруженность таких рейсов увеличилась на 0,8 процентного пункта — до 82%, количество посадочных мест поднялось на 3%.

 

По итогам 2019 года спрос на местные рейсы в целом по миру увеличился 4,5% после подъема на 7,8% в предшествующий год. Все регионы продемонстрировали повышение, лидерами выступили Китай (+7,8%) и Россия (+6,7%). Загруженность внутренних рейсов выросла на 0,4 процентного пункта — до 83,7%, количество посадочных мест повысилось на 4,1%.

Трубопроводный

Трубопроводный получил быстрое развитие из-за роста добычи нефти и газа.
Трубопроводный транспорт дешевле железнодорожного и даже водного. Он не требует большого количества персонала. Трубы укладывают на земле или под землёй, а также на эстакадах. Движение груза осуществляют насосные или компрессорные станции.

Наряду с железнодорожным и автомобильным трубопроводный транспорт относится к сухопутным видам транспорта. Однако тогда как по железным и автомобильным дорогам перевозят и грузы и пассажиров, трубопроводы предназначены только для транспортирования жидких и газообразных продуктов. Соответственно их принято подразделять на нефтепроводы, продуктопроводы и газопроводы. 11% от объёмов мирового грузооборота.

Помимо десяти стран-лидеров трубопроводы значительной протяженности имеют и многие другие государства мира, расположенные в Юго-Западной, Юго-Восточной Азии, в Северной Африке, в Латинской Америке, а также страны СНГ.

Самые большие по протяженности магистральные нефтепроводы сооружены в странах СНГ, в США, Канаде, Саудовской Аравии.

По густоте нефтепроводной сети выделяются страны Западной Европы (особенно Нидерланды, Бельгия, Германия, Италия, Великобритания), США и небольшие нефтедобывающие и нефтеэкспортирующие государства Тринидад и Тобаго («рекордсмен мира» с показателем 200 км на 1000 км2 территории), Бруней и Бахрейн. По густоте газопроводной сети лидируют Нидерланды и Германия (275 км на 1000 км2 территории).

Трубопроводный транспорт имеет большие перспективы развития, связанные с постоянным ростом потребностей в нефти и в особенности в природном газе.

Признанными лидерами по длине данного вида транспорта являются США, Россия, Канада, Китай. Россия, уступая США по общей протяженности трубопроводов, еще в начале 1990-х гг. намного превосходила их по грузообороту этого вида транспорта. Этот перевес сохранился и позже: ведь грузооборот нефте– и газопроводов России составляет 1850 млрд т/км, или почти треть мирового. Лидерство России во многом объясняется тем, что ее гораздо более новые по времени постройки и более современные трубопроводы благодаря большому диаметру труб и высокому давлению обладают намного большей пропускной способностью.

На сегодняшний день тенденция развития транспорта выглядит следующим образом: рост перевозок в мире опережает рост путей сообщения. Увеличилась интенсивность пассажирооборота. По количеству грузов на 1 тонну: на первом месте — автомобильный транспорт, на 2 — ж/д, на 3 — морской, на 4 — трубопроводный, на 5 — внутренневодный, на 6 — авиационный.

В транспорте произошли значительные технические изменения, которые связаны с растущей специализацией видов транспорта, ростом грузооборота и увеличением скорости движения. Происходит концентрация грузооборота (основной объем которого приходится на 93 порта мира, всего в мире более 200 портов). Крупнейшие: Роттердам, Марсель, Антверпен, Осака, Шанхай, Сингапур. Из более, чем 14000 аэропортов мира выделяются 400. Единство транспортной структуры достигается организацией контейнерных перевозок. Набирает силу процесс создания интегрированных транспортных систем, работа которых координируется и увязывается между собой. Образовались многовидовые транспортные компании, действующие на расширенной географической основе, охватывая весь мир. Транспортные системы имеют между собой ряд различий. Преобладающие позиции занимают высокоразвитые страны, на которые приходится более 70% мирового грузооборота. Ведущая роль принадлежит Греции, Японии, США и Норвегии. Большая часть торгового флота принадлежит европейским странам.

Связь — это совокупность отраслей, объединенных общим назначением — передача и распределение информации. Связь является стержнем системы управления. В данное время мировое хозяйство находится на пути к информационной ступени развития. С каждым годом растет объем услуг международной связи. Развитие связи опережает развитие других сфер производства. Связь занимает все более высокое место в предоставлении рабочих мест и приросту в ВВП. Связь бывает почтовая и электрическая. Почтовые предприятия занимаются в основном обработкой, доставкой письменной информации, счетов. Электрическая — передача звуков и сообщений по проводной, радио и другим системам. Делится на телефонную, видеотелеграфную и телеграфную, факсимильную, радиовещание, телевидение электронная почта, передача деловой информации. По распространению телефонной, телевизионной, радио и космической связи ведущее место занимают страны ЕС, затем Сев. Америка, страны Азии (разрыв с ЕС в 4 раза), Южная Америка, Восточная Европа. Высокие показатели в международных услугах: Люксембург — на одного жителя в год приходится 500 минут международных телефонных разговоров, в целом среди промышленно развитых стран — 21 минута в год, в мире — 7 минут. Однако большинство стран мира не имеют доступа к современным средствам связи. Ведущее место по количеству телефонных номеров занимает Швеция — 1 номер на 1 жителя (для сравнения в Чаде на 100 жителей приходится 0,07 телефонных номеров). Финансово-кредитная сфера. С начала 60-х гг., а особенно в 80—90-е гг. XX в. в мировом хозяйстве наблюдался интенсивный процесс интернационализации международных операций и рынков ссудных капиталов. Причем первоначально этот процесс основывался на интернационализации производства, превращении ведущих национальных компаний и банков в транснациональные.

 

Информационное обеспечение, необходимое для освоения дисциплины:

 

Перечень основной и дополнительной литературы:

  1. Лазаревич, К.С. Физическая география: начальный курс: / К.С. Лазаревич. - Москва: Русское слово — учебник, 2017. - 137 с.: схем., табл., ил. - ISBN 978-5-533-00177-9; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=485540
  2. География [Электронный ресурс]: методические указания для СПО / сост. Д.В. Житин, Г.В. Пряхина, С.В. Милицина, О.А. Лазебник, К.В. Чистяков, А.С. Зиновьев, Е.А. Паниди, Ю.Н. Курочкин, С.С. Лачининский, С.А. Гаврилкина, П.В. Лобанова; под ред. К.В. Чистякова, Д.В. Житина, П.В. Лобановой. — Электрон. дан. — Санкт-Петербург: СПбГУ, 2017. — 108 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/105320
  3. Экономическая география и регионалистика [Электронный ресурс] / Ермолаева В.А. - М.: ФЛИНТА, 2016. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785976508699.html
  4. Алексейчева, Е.Ю. Экономическая география и регионалистика: учебник / Е.Ю. Алексейчева, Д.А. Еделев, М.Д. Магомедов. - Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016. - 376 с.: ил. - (Учебные издания). - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-394-01244-0; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=453868
  5. Чернова В.Г. География в таблицах и схемах [Электронный ресурс] / В.Г. Чернова, Н.А. Якубовская. — Электрон. текстовые данные. — СПб.: Виктория плюс, 2016. — 142 c. — 978-5-91673-172-9. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/58064.html
  6. Сулейманова Г.В. География [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие / Г.В. Сулейманова. — Электрон. текстовые данные. — Казань: Казанский национальный исследовательский технологический университет, 2014. — 240 c. — 978-5-7882-1685-0. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/62160.html
  7. Арсеньев, К.И. Краткая всеобщая география [Электронный ресурс] — Электрон.дан. — Санкт-Петербург: Лань, 2014. — 338 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/52781.
  8. Ободовский, А.Г. Краткая всеобщая география [Электронный ресурс] — Электрон.дан. — Санкт-Петербург: Лань, 2013. — 248 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/37037.
  9. Баранчиков, Е. В.География для профессий и специальностей социально-экономического профиля: учебник для нач. и сред. проф. образования / Е. В. Баранчиков. - 3-е изд., стер. - Москва: Академия, 2012. - 300, [4] с.
  10. Алексейчева, Е. Ю.Экономическая география и регионалистика: учебник для вузов / Е. Ю. Алексейчева, Д. А. Еделев, М. Д. Магомедов. - Москва: Дашков и К, 2012. - 374, [1] с.
  11. Экономическая география России: учебникдля вузов / [В. И. Видяпин и др.; под общ. ред. В. И. Видяпина]; Рос. экон. акад. им. Г. В. Плеханова. - Изд. перераб. и доп. - Москва: Инфра-М, 2008, 2009. - 565, [1] с.
  12. География [Электронный ресурс]: учебник / С.А. Тархов, Е.В. Середина, Л.В. Королёва; под ред. Е.В. Серединой - М.: Советский спорт, 2008. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785971802686.html
  13. Экономическая географияРоссии: учебникдля вузов / [Т. Г. Морозова и др.]; под ред. Т. Г. Морозовой. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: Юнити-Дана, 2008. - 479 с.
  14. Максаковский, В. П.Экономическая и социальная география мира: учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений / В. П. Максаковский. - 13-е изд.; 15-е изд. - Москва: Просвещение, 2015,2014.
  15. Гладкий, Ю. Н.Общая экономическая и социальная география зарубежных стран: учебникдля вузов / Ю. Н. Гладкий, В. Д. Сухоруков. - Москва: Академия, 2006. - 444, [2] с.
  16. Родионов И.А. Экономическая география: учеб.- спр. пособие. - М.: Московский лицей, 2003.
  17. Петрова Н. Н. География. Современный мир. – М.: Форум – Инфра – М.: 2006
  18. Петрова Н. Н. География. Современный мир. – М.: Форум – Инфра – М.: 2006.

 

 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.058 с.