Методы и приемы разрешения конфликтов у дошкольников в группе детского сада. — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Методы и приемы разрешения конфликтов у дошкольников в группе детского сада.

2020-07-07 186
Методы и приемы разрешения конфликтов у дошкольников в группе детского сада. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Методы и приемы разрешения конфликтов у дошкольников в группе детского сада.

 

«Помогая детям преодолеть трудности,

                                        мы всякий раз сотворяем чудо.

                                              Это результат совместных усилий

                                                     педагога и детей,

                                             маленькое произведение искусства,

                                     в создании, которого все принимают                                                                                                                                                       

                          участие подобно музыкантам

          одного оркестра»

                                                                                                      Клаус Фопель

(известный немецкий психолог)

Конфликт (лат. conflictus - столкнувшийся) – наиболее острый способ                         разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм.

Конфликты между детьми - довольно частое явление, неизменный атрибут их взросления и эмоционального развития.

Конфликт – это острейший педагогический инструмент, способствующий выявлению направленности личности и ее формированию.

Конфликтная ситуация – это накопившиеся противоречия, содержащие истинную причину конфликта.

Инцидент это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликтов.

Конфликт – это открытое противостояние как следствие взаимоисключающих интересов и позиций.

Разрешить конфликт – это значит: устранить конфликтную ситуацию, исчерпать инцидент.

 

 

Какие же причины возникновения конфликтов?

В группах детского сада ярко выделяются дети популярные и непопулярные

Популярные дети это ловкие, умелые, смышленые, опрятные;                                 к непопулярным детям зачисляют, тихих, неряшливых, неумелых, плаксивых, вредных, агрессивных, слабых и плохо владеющих игровыми действиями и речью. У сверстников вызывают раздражение те дети, с которыми трудно договориться, которые нарушают правила, не умеют играть, медлительные, неумелые.

В детском коллективе часто провоцируют конфликтные ситуации трудные или конфликтные дети (агрессивисты, жалобщики, всезнайки, максималисты и др.)

Для 5-6 летних детей значимо принятие их сверстниками, очень важна их оценка, одобрение, восхищение. Дети испытывают потребность получить интересную роль и проявит себя в ситуации успеха и неудачи.                               Все эти аспекты взаимоотношений детей могут спровоцировать между ними конфликт.

Непослушание, упрямство, неорганизованность поведения, медлительность, неусидчивость, леность, лживость, слабоволие – часто служат причиной недовольства взрослых, вызывая эмоциональную напряженность взрослых, раздражение.

Примечание.

 

Эта игра очень эффективна при правильном ее проведении. Дело в том, что в процессе выполнения игрового задания дети получают возможность непосредственно выразить свои негативные эмоции, причем тому адресату, который их вызвал. При этом, так как они не имеют права произносить обидные слова, типичные для такого процесса в реальной жизни, у них не возникают новые обиды и не подогревается чувство злости и гнева. Запрет на "рукоприкладство" не дает возникнуть драке, при этом ребенок имеет право выражать свою ярость и физически: с помощью движений, мимики, жестов. В ходе такого непривычного для ребят способа выражения привычных чувств им часто становится смешно, а это значит, что они уже на полпути к примирению.

"Растительные обзывалки"

В этой игре используется тот же принцип решения конфликта, что и в предыдущей. Здесь поссорившиеся дети также получат право выразить свои эмоции с помощью интонаций и даже зайти немного дальше - обзывать друг друга. Пусть вас не смущает такой непедагогический метод! Ведь обзываться дети будут не обычными обидными словами, ущемляющими их достоинство, а с помощью специальной лексики, звучащей смешно и непонятно. С этой целью можно использовать любой справочник по уходу за комнатными растениями. Желательно иметь их два экземпляра, чтобы вовремя дать по одному поссорившимся детям. Тогда их ссора превратится в такую словесную дуэль: "Хавортия ты полосатая!" - "Да сам ты колеус Блюме!" - "Знаешь ты кто? Ты - колумнея мелколистная!" - "А ты - очиток красноокрашенный!" и т. д.

Как видите, такие фразы действительно внешне напоминают обзывалки, но ими сложно задеть самолюбие. Соответственно, дети смогут выразить свои обиды с помощью интонаций, а кроме того, поднять себе настроение, используя смешные и неизвестные им слова, которые могут в их фантазии рождать забавные образы. Когда вы заметите у ребят окончательное изменение настроения, то предложите им какое-то интересное совместное дело или конструктивный способ решения проблемы, из-за которой они поссорились.

Примечание. Часто споры и ссоры детей переходят в драку, так как их словарный запас для таких случаев заканчивается или у одного ребенка он явно больше, чем у другого. Тогда последний начинает ощущать себя проигрывающим словесный бой и переводит его в "кулачный". Здесь же дети окажутся совершенно в равных позициях, а их "плохая" лексика будет необыкновенно разнообразна, ведь вы подкрепите ее "растительным словариком". Так что вероятность драки практически сводится к нулю.

"Рассказ от первого лица"

Эта игра особенно пригодится тем родителям, чьи дети выматывают их, требуя восстановления справедливости и постоянно жалуясь друг на друга. Если у вас не получается предоставить детям решать их проблемы самостоятельно, то можно использовать такой метод.

Согласитесь на то, что вы выслушаете обоих детей и постараетесь помочь им разобраться в ситуации. Но при одном условии. Если ваш Андрюша будет рассказывать о том, что делал и чувствовал Коля, а Коля - об Андрюше. То есть дети должны поведать вам о том, что случилось, ведя рассказ от имени второго участника ссоры и стараясь представить себе ситуацию с его точки зрения. При этом говорить нужно от первого лица, то есть начинать предложение со слов "Я..." или "Мне...". Чтобы детям легче было поменяться мысленно местами, желательно во время объяснения правил посадить их на стулья рядом друг с другом (лучше не напротив и не рука об руку, а под углом на некотором расстоянии). Когда же начнется игра, то дети должны пересесть на стул, где только что сидел второй поссорившийся. Чтобы они не забывали во время рассказа о том, кто они в данной игре, можно написать их имена на листках и выдать каждому "чужое" имя.


Конечно, сначала ребята будут сбиваться в рассказе и путаться в своих и чужих мыслях и чувствах, это естественно. Но все равно они будут вынуждены постараться встать на место другого человека и увидеть ситуацию "с его колокольни". Это полезное качество, которое нужно развивать в детях, а кроме того, оно дает нам (взрослым) моральные силы прощать (понимаю - значит, во многом уже принимаю). Если вам удастся так сместить акценты в ссоре детей, то будет легче добиться положительного восприятия вашего резюме о том, что же произошло на самом деле, и согласия с вашими предложениями о выходе из конфликтах Кстати, выдвинуть эти предложения можно попросить самих детей, причем лучше пусть каждый из них скажет, что, по его мнению, хотел бы сделать Коля (Андрюша), чтобы помириться и решить проблему.

Примечание.

 

Если эта игра идет с большим трудом, то, вероятно, у ваших детей сохраняется сильная эгоцентрическая позиция и они не в состоянии поставить себя на место другого человека и увидеть чьи-то интересы и эмоции, кроме своих. Что ж, тогда вам предстоит систематическая и кропотливая работа в этом направлении.

 

Посадив конфликтующих на стулья, выслушайте сначала по очереди собственные версии каждого ребенка о произошедшем. Но предупредите их, чтобы они запоминали то, что говорит второй брат или сестра. Не выносите на этом этапе никакого вердикта.

 

 Когда дети скажут все, что хотели, пересаживайте их и тогда уже проводите игру "Рассказ от первого лица". Когда опыт таких необычных "жалоб" будет завершен, то обратите внимание детей на то, что у них были общие чувства, общие интересы, что где-то они просто не поняли друг друга и т. д. Не забудьте спросить их, что они чувствовали, ведя рассказ от лица другого человека, и как теперь планируют выход из ситуации.


3. Чтобы научить ребенка спокойно общаться с людьми, поиграйте так:

возьмите в руки какой-нибудь привлекательный предмет (игрушка, книга).

Задача ребенка – уговорить Вас отдать этот предмет.

Вы отдаете вещь, когда захотите. Игру потом можно усложнить: ребенок просит только с помощью мимики, жестов, но без слов.

Можно поменяться местами – Вы просите у ребенка. После окончания игры обсудите, как легче просить или отдавать, какие приемы и действия повлияли на Ваше решение отдать игрушку, обсудите чувства, которые испытывали игроки.

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

                                 


Приложение №1.

  «Организация наблюдений на повседневных прогулках, экскурсиях»

Задание №1.

Разработать два цикла наблюдений за березой (или другим деревом) на участке ДОУ; наблюдение за воробьями.

                                                План:

1. Организация наблюдений за объектами природы.

2. Наблюдения за ростом и развитием растений и животных.

3. Написать вывод о проведенных наблюдениях путем ответов на вопросы:                                                                                                                      Что такое общение с природой?                                                                       Какую роль играет общение воспитателя с детьми во время наблюдений за природой для экологического воспитания?

4.  Ознакомление дошкольников с сезонными явлениями природы. Заполнение календаря природы.

 

 

Задание №2. Содержание опытов с предметами неживой природы»

Опыт. Песчаный конус.

Цель: Показать, что слои песка и отдельные песчинки передвигаются относительно друг друга.

Оборудование:

1.Сухой песок.

2.Поднос, на который можно высыпать песок.

Описание опыта:

Берем горсти сухого песка и медленно высыпаем их струйкой так, чтобы песок падал в одно и то же место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания.

Если долго сыпать песок, то в одном, то в другом месте будут возникать «сплывы» - движение песка, похожее на течение. Почему же так происходит? Давайте внимательно рассмотрим песок. Из чего он состоит? Из отдельных маленьких песчинок. Скреплены ли они друг с другом? Нет! Поэтому они могут передвигаться относительно друг друга.

Вывод: Слои песка и отдельные песчинки могут передвигаться относительно друг друга.

Описание опыта.

 Рассмотрим воронку. Мы уже знаем, что она только кажется пустой, на самом деле – в ней воздух.

Наблюдений и экскурсий

 

Фамилия, имя воспитателя __________________________________________________________

Группа _______________________________________________________________________

Дата ____ ________________ 20___г.

Образовательная область______________________________________________________________________

Тема_______________________________________________________________________

Форма организации детей ___________________________________________________________________________

Выбор объекта для наблюдения _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Цель: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задачи:_ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Соответствие задач поставленной цели__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Структура наблюдения (экскурсии) (Методы и приемы, применяемые педагогом в каждой части, оценка эффективности)

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Способы активизации познавательной активности детей________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Использование художественного слова (целесообразность, соответствие теме) _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Речевая деятельность детей

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Самостоятельная исследовательская деятельность детей

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Коллективная деятельность детей ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выявленные проблемы при проведении наблюдения (экскурсии) ________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации по совершенствованию воспитательно-образовательного процесса

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

                  Студент-практикант __________ ___________________

                                                                    (Подпись)             (Ф.И.О.)   

                                                                                                     Приложение №4.

C хема плана-конспекта

организации и руководства продуктивными видами деятельности       (рисование, лепка, аппликация, художественное конструирование )                             детей дошкольного возраста

 

 

1. Название (если продуктивная деятельность организована в рамках ООД)

2. Тема

3. Интеграция с другими видами деятельности

4. Программное содержание (цель, задачи)

5. Материалы и оборудование

6. Место проведения

7. Количество детей

8. Общая продолжительность деятельности в соответствии с возрастной группой (если продуктивная деятельность организована в рамках ООД)

9. Ход:

- вводная часть (создание положительной мотивации, постановка цели продуктивной деятельности, с указанием методов и приемов);

- основная часть (планирование деятельности, распределение между детьми, организация выполнения детьми действий связанных с выполнением задания: индивидуальных или совместных, осуществление текущего контроля с указанием методов и приемов, осуществление индивидуального подхода к детям);

- заключительная часть (подведение итогов, оценка результата продуктивной деятельности с указанием методов и приемов).

 

                                                                                               

 

                                                                                

Примерная схема конспекта организации и

Приложение №5.

 

                          Задание по организации общения детей.

 

1. Провести наблюдение за взаимоотношениями детей (конфликтными ситуациями) в разных видах деятельности, описать способы решения воспитателем детских проблем (конфликтов между детьми) и регулирование взаимоотношений в дошкольной группе.

2. Описать анализ конфликтных ситуаций в разных видах деятельности.

        

Вопросы для анализа конфликтной ситуации.

1. Что предшествовало возникновению конфликтной ситуации?

2. Основные причины возникшего конфликта.

3. Личностная позиция педагога в конфликтной ситуации, опишите реальные цели педагога (воспитателя) во взаимодействии (чего он хочет: помочь, избавиться, безразличен и т.д.

4. Определите в ситуации момент, когда педагог мог бы предупредить переход этой ситуации в конфликт. Что помешало ему это сделать (эмоциональное состояние, присутствие других взрослых, неожиданность, растерянность и т.п.)

5. Смысл конфликта для каждого участника.

6. Варианты дальнейших участников конфликта.

7. Регулирование взаимоотношений данного конфликта воспитателем и применение способов решения (описать как воспитатель регулирует на произошедшие конфликты между детьми и какие использует способы решений детских проблем)

8. Какие действия, приемы, способы в данной конфликтной ситуации приемлемы по вашему мнению (дать краткий описательный ответ).

9. Принимали ли вы участие в решении детских проблем?

 

 

Методы и приемы разрешения конфликтов у дошкольников в группе детского сада.

 

«Помогая детям преодолеть трудности,

                                        мы всякий раз сотворяем чудо.

                                              Это результат совместных усилий

                                                     педагога и детей,

                                             маленькое произведение искусства,

                                     в создании, которого все принимают                                                                                                                                                       

                          участие подобно музыкантам

          одного оркестра»

                                                                                                      Клаус Фопель

(известный немецкий психолог)

Конфликт (лат. conflictus - столкнувшийся) – наиболее острый способ                         разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм.

Конфликты между детьми - довольно частое явление, неизменный атрибут их взросления и эмоционального развития.

Конфликт – это острейший педагогический инструмент, способствующий выявлению направленности личности и ее формированию.

Конфликтная ситуация – это накопившиеся противоречия, содержащие истинную причину конфликта.

Инцидент это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликтов.

Конфликт – это открытое противостояние как следствие взаимоисключающих интересов и позиций.

Разрешить конфликт – это значит: устранить конфликтную ситуацию, исчерпать инцидент.

 

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.072 с.