XXI. IV. Деяния апостолов 15 гл. — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

XXI. IV. Деяния апостолов 15 гл.

2020-07-07 73
XXI. IV. Деяния апостолов 15 гл. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Многие богословы, приводя аргументы против необходимости со­блюдения субботы, упоминают первый апостольский собор, о котором рассказано в 15 главе книги «Деяния апостолов»:

«Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите» (Деян. 15,28,29, см. также Деян. 15:20, Деян. 21:25).

Раз на соборе не было наказа помнить субботу (см. Исх. 20:8), то, мол, ее и не нужно соблюдать. Однако такой вывод можно сделать лишь, не проанализировав причины созыва собора и его решение.

Сначала хочется обратить внимание читателя на то, что в целом на соборах продублированы или пояснены далеко не все заповеди Библии. И это понятно, ведь Слово Божие не требует ни человеческого подтверждения, ни разрешения на применение. То есть мы не имеем права сказать: «Я поступаю так, потому что данное поведение не запре­щено в решениях соборов», если такой запрет есть в Библии. Или наоборот: «Я делаю так, потому что выполняю повеление собора», хотя Священное Писание учит обратному.

В основном на соборах решались административные и органи­зационные церковные дела или рассматривались теологические споры. Как мы уже говорили в главе «Решения соборов», некоторые решения Вселенских соборов противоречат учению Библии. Поэтому нельзя все постановления соборов воспринимать заповедями от Бога, прежде не сверив эти повеления с Библией. Конечно, данное правило не распрост­раняется на решение собора из книги Нового Завета «Деяния апостолов», так как оно само является частью текста Библии. Поэтому давайте очень внимательно его проанализируем.

Из текста книги Деяний хорошо видно, что необходимость созыва первого собрания апостолов и пресвитеров была вызвана попыткой уверовавших в Христа фарисеев обязать новообращенных из язычников христиан обрезаться и соблюдать закон Моисея (см. Деян. 15:5,6).

Апостолы и пресвитеры разобрали это дело, получив заверение в своей правоте от Духа Святого (см. Деян. 15:28). Петр заявил, что обра­щенные язычники являются точно такими же христианами, как и уверовавшие иудеи. Ни бывшим иудеям, ни тем более бывшим язычни­кам не нужно на шею взваливать уже ненужные заповеди закона Моисея. Дело в том, что во времена апостолов заместительные жертвы, разумеет­ся, не приносились христианами, но многие обращенные евреи еще продолжали исполнять некоторые требования закона Моисея (см. Деян. 15:10), которые являлись уже не нужными ритуалами прежнего Завета. Напомним, значительная часть заповедей Ветхого Завета была посвяще­на обрядам, символически указывающим на служение Христа. Другая часть заповедей служила для изоляции евреев от окружающих их наро­дов. Часть являлась законами теократического государства, прекратившего свое существование. А часть регулировала морально-нравственное поведение людей и их взаимоотношение с Создателем. В «первой», «вто­рой» и «третьей» группах заповедей закона Моисея пропала необходимость. К сожалению, это далеко не сразу поняли евреи, принявшие Христа. Даже апостолы не все и не сразу отказались от привычной религиозной жизни. Как повествует Новый Завет, некоторые христиане евреи продол­жали обрезаться (см. Деян. 16:1-3), соблюдали иудейские праздники (см. Гал. 4:10, Кол. 2:16), ходили в иудейский храм (см. Деян. 2:46, Деян. 3:1), принимали обеты назорейства с ритуалами очищения (см. Деян. 18:18, Деян. 21:20-26, Деян. 24:18) и дистанцировались от язычников (см. Гал. 2:11-13, Деян. 11:1-3). Апостолам долго и терпеливо приходилось объяс­нять им, что не нужно обрезаться (см. 1 Кор. 7:18,19, Рим. 3:1,30, Гал. 5:6, Флп. 3:2,3, Кол. 2:11), справлять иудейские праздники (см. Гал. 4:9,10, Кол. 2:16,17, Рим. 14:5,6), очищаться (см. 1 Ин. 1:9, Евр. 10:22) и сторониться язычников (см. Гал. 2:11-16).

Поэтому относительно обращаемых язычников апостолы и прес­витеры приняли решение не возлагать на них ограничений «более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите» (Деян. 15:28,29).

Данный перечень представляет из себя необходимый минимум из оставшихся в действии заповедей закона Моисея (Исх. 34:15, Лев. 7:26,27, Втор. 23:17), который вновь обращаемые христиане должны были исполнять с первого дня. Посмотрите внимательно, здесь дано не все учение Бога Отца и Сына в концентрированном виде, как считают неко­торые верующие. Где вы здесь видите наиважнейшие заповеди: любить Бога, любить ближнего, как самого себя, не иметь других богов, не делать кумиров, прощать и т. д.? Их нет. Поэтому здесь нет и наставления о субботе. Бог прекрасно понимает сложность для человека сразу вник­нуть в суть Его учения, поэтому на первом соборе через апостолов для бывших язычников были даны лишь несколько, но очень важных на­ставлений. Чтобы, с одной стороны, не оттолкнуть новообращаемых кажущимся большим количеством запретов, с другой — помочь влиться новым членам в церковь, основанную на любви. Запрет на идоложерт-венное заставлял христиан задуматься о природе Единого Бога (см. Исх. 20:1-6), заповедь о крови напоминала о пролитой очищающей нас крови Христа (см. Лев. 17:10-14, Мк. 14:24), а недопустимость блуда приводила людей к нравственной чистоте (см. Лев. 19:2,29). Заповедь же о желае­мых для себя делах помогала людям осознать последствия личных поступков (см. Пр. 26:27). Бог знает, что со временем, когда человек узнает Его, начнет Ему доверять, он от сердца будет соблюдать все ос­тальные повеления мудрого, любящего Творца, ибо «заповеди Его нетяжки» (1 Ин. 5:3) в них «все для человека» (Еккл. 12:13, см. также Пс. 18:8-12, Ис. 48:18).

В главе «Ветхозаветное и новозаветное Писания» мы уже акцен­тировали внимание на том, что, рекомендуя данные предписания, апостол Иаков пояснил, в связи с чем даются такие повеления и почему они кратки: «Ибо закон Моисеев от древних родов по всем городам имеет проповедующих его и читается в синагогах каждую субботу» (Деян.

 

230

231

15:21). Другими словами, апостолы сказали: «Пусть исполняют сначала это, так как уже имеют об этом представление, а остальное они на собраниях постепенно усвоят». Однако, к сожалению, сегодня обычно цитируется только само постановление первого христианского собора без упоминания причин принятия его решения.

Также отсутствие в решении собора 49 г. упоминания о субботе косвенно подтверждает, что о соблюдении этой заповеди во времена апо­столов не было спора между христианами. Ведь, как мы увидели, в церкви было много христиан «ревнителей закона» Моисея (см. Деян. 21:20) и именно в ответ на их инициативу был проведен первый собор (см. Деян. 15:5). Библия показывает нам полемику, которая имела место в церкви по поводу обрезания, праздников и ритуалов. Однако о субботе, как о дне недели Господнем, Новый Завет дискуссий не содержит. Если бы разногласия относительно одной из десяти заповедей, написанных перстом Божьим, были, то этот факт обязательно нашел бы свое отражение в Священном Писании. Но, наоборот, как было показано выше, суббота в апостольское время отличалась от других дней (см. Деян. 13:42,44, Деян. 16:13, Деян. 17:2, Деян. 18:4) и народу Божьему было дано настав­ление соблюдать ее и дальше (см. Евр. 4:9).

 

XXI. V. ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

 

Со II века до нашей эры Иудея была одной из провинций Рим­ской империи. В I и II веках нашей эры иудеи неоднократно устраивали восстания против владычества Рима. Два из них даже получили назва­ние иудейские войны. В результате первой войны (66—71 г. н. э.) были разрушены Иерусалим и храм, а храмовая гора распахана. Итогом вто­рой (115—117 г. н. э.) стало выселение евреев с острова Кипр. А после восстания под предводительством Бар-Кохбы (131—135 г. н. э.) римская провинция Иудея была переименована в Палестину, евреи были выселе­ны из многих местностей Римской империи, а Иерусалим был превращен в языческий город Элия Капитолина, куда обрезанным запрещено было даже входить. При этом император Адриан запретил на территории Римской империи соблюдение законов иудейской религии и даже изуче­ние Писания.

Особо отметим, что евреи были инициаторами всех этих военных конфликтов. Во время восстаний фанатично настроенные иудеи разру­шали языческие храмы, базилики и термы, уничтожали всю символику римского владычества, истребляли тех, кого считали своими врагами. Причем количество убитых еврейскими повстанцами «врагов» исчисля­лось тысячами. В связи с этим в Римской империи было сугубо отрицательное отношение к иудеям. Власти их контролировали: периоди­чески проверяли и арестовывали «подозрительные» собрания, пытаясь предотвратить очередные заговоры.

Для язычников не было большой разницы мужду иудеями и христианами, ведь последних долгое время считали просто одной из сект иудаизма. Это и понятно, так как для многобожных язычников люди, верующие в Единого Бога Израилева, воспринимались привержен­цами одной религии. Из-за наличия множества общих черт в вероиспо­веданиях иудеев и христиан первую христианскую церковь (до ее эллини­зации) некоторые богословы и историки называют «иудео-христианская».

В связи с такой схожестью христиан в первом и начале второго века, помимо прямых гонений, часто притесняли, путая с иудеями (см. Деян. 16:16-21). Естественно, за это представители новой религии не горели благодарностью к «старшим братьям по вере» в Бога Израилева. Стоит отметить, что у христиан были и другие причины недолюбливать иудеев. Иудейские духовные лидеры, не принявшие Христа, видели в Его пос­ледователях большую опасность для их религии, ведь многие верующие и даже священники переходили в христианство (см. Деян. 6:7). Поэтому иудеи сами провоцировали языческие власти на гонения христиан и даже убивали их. Подобные факты хорошо описаны в книге «Деяния апостолов»:

«Неверующие (в Христа. — Прим. авт.) Иудеи возбудили и раздра­жили против братьев (христиан. — Прим. авт.) сердца язычников» (Деян. 14:2, см. также Деян., 7:59, Деян. 8:1, Деян. 9:23, Деян. 13:45,50, Деян. 14:5,19, Деян. 17:5-9,13, Деян. 20:3,19, Деян. 21:27, Деян. 23:12,30, Деян. 24:1-9, Деян. 25:2, 1 Фес. 2:14-16).

В такой исторической обстановке пришлось расти и формиро­ваться христианству. К сожалению, гонения не в лучшую сторону сказались на жизни молодой церкви. Чем дальше, тем больше христиане желали дистанцироваться от иудеев, принося в жертву даже заповеди Господа. Многие отцы церкви писали труды против иудеев, которые в основном являлись апологетикой, миссионерским диалогом, но иногда со­держали довольно резкие высказывания: Тертуллиан (прибл. 160—230 гг.) «Против иудеев», Ипполит Римский (прибл. 170—235 гг.) «Против иудеев», Киприан Карфагенский (умер в 258 г.) «Три книги свидетельств против иудеев» и др.

А как практически можно было отделиться от иудеев? Одеждой от них христиане сильно не отличались... Среди видимых атрибутов остава­лись только общие праздничные даты, справляя которые христиане и иудеи выделялись из среды язычников. Из всех ветхозаветных памятных дней первые христиане продолжали соблюдать лишь субботу и Пасху. Пытаясь предотвратить новые восстания, римские власти обычно проверяли иудеев и устраивали на них облавы по субботам, когда те, собираясь вместе для чтения Писания, могли параллельно планировать мятеж. Как мы уже отметили, нередко от римских солдат страдали и христиане, которые также по субботам сообща вникали в учение Госпо­да. Поэтому ряд церквей с учетом серьезных, как им казалось, обстоятельств (гонения на иудеев, антипатия к ним, желание отличаться от иудейской религии), начали проводить собрания вместо субботы в первый день недели, когда воскрес Иисус.

Достоверно неизвестно, когда христиане начали справлять воск­ресенье. Самое раннее свидетельство принадлежит Иустину Мученику. В своем труде «Первая Апология» (п. 67), датируемом второй половиной II века, он упоминает, что христиане его общины собирались в первый день недели — в день Солнца (см. историческую справку к главе «Обря­ды»). Однако мы должны понимать, что нельзя доктрины церкви строить, опираясь на практику отдельных поместных общин древнехристианского мира. Ведь, как мы отмечали в главе «Обманчивость времен», бесспор­ным фактом является то, что уже во времена написания Нового Завета по местам в церквях было много заблуждений, тем более они увеличивались со временем.

 

232

233

 

Нельзя забывать, что беззаконие начало проникать в церковь уже при апостолах (см. Гал. 1:6, 2 Фес. 2:5-7, 1 Ин. 4:1, 3 Ин. 1:9,10, 1 Кор. 4:8, 1 Кор. 5:1, 1 Кор. 15:34, 2 Кор. 11:3,4,13,26, 1 Тим. 1:7,19,20, 2 Тим. 2:16-18, 2 Фес. 3:11, 1 Ин. 2:18,19, 1 Ин. 4:1-3, Иуд. 4). Вспомните, апостол Павел предупреждал опасаться лютых волков, не щадящих стада, которые войдут в руководство христианства по его отшествии (см. Деян. 20:29). Петр говорил: «Многие последуют их разврату» (2 Пет. 2:2). А из текста книги «Откровение» видно, что практически во всех церквях конца I века уже имели место серьезные отступления от учения Господа (Откр. 2 и 3 гл.). Почему-то сегодня принижается значение таких серьезных текстов Библии. А напрасно. Благодаря этим предупреждениям, а также помня о неизменности Бога (см. Мал. 3:6, Числ. 23:19, Ис. 40:8, Евр. 13:8, Иак. 1:17) и Его запрете вносить дополнения и изменения в Свое Слово (см. Втор. 12:32, Пр. 30:6, Гал. 1:8,9, 1 Кор. 4:6), можно сделать однозначный вывод: сам факт, что некоторые христианские общины начали вводить практику проведения богослужений по первым дням недели, вместо седьмых, ни в коем случае не может означать, что это было угодно Творцу.

Доподлинно известно, что умаление авторитета субботы на уровне всей церкви началось с издания императором Константином в 321 г. указа о назначении дня Солнца (первого дня недели), празднуемого языч­никами, днем отдыха и поклонения во всей Римской империи:

«Все судьи, городское население и ремесленники в досточтимый день Солнца пусть покоются».

Заметим, что, согласно церковным канонам, мирская власть (вплоть до сего дня) не имеет права издавать распоряжения, регулирующие внут­реннюю жизнь церкви. Однако этот указ был принят верующими к исполнению, ведь Константин избавил от гонений христианство и под­нял его авторитет в обществе на территории всей Римской империи. К тому же первый день чтился не только язычниками, но и многими христианами, которые уважали день воскресения Христа. Задача же импе­ратора состояла в объединении и примирении христианства и язычества в своем огромном государстве. До сих пор сохранились неоспоримые доказательства происхождения выходного воскресного дня из прежде языческого праздника дня Солнца. Воскресенье в английском и немец­ком языках буквально означает «день Солнца»: англ. Sun-day, нем. Sonn-tag. В Индии также воскресенье называется Равивар — «день Солнца». Между тем русское и греческое (sabbaton *) название субботы, как и в некоторых других языках, происходит от еврейского шаббат.

Несмотря на принятие указа Константина о праздновании дня Солнца, церковь так и не отменила официально на Вселенском соборе необходимость исполнения заповеди о субботе, хотя ее ветхозаветное зна­чение было постепенно утеряно. Помогала «забыть» субботу и сама церковь. На I Вселенском соборе 325 года было запрещено в воскресный день преклонять колени перед Господом (см. главу «Решения соборов»), что делало первый день недели как бы праздничным, радостным, а суббот­ний — «днем уныния».

Известно, что спустя столетия со времени жизни апостолов, неко­торые христиане продолжали святить субботу, за что претерпевали серьезные давления. Так, 29 правило поместного собора, состоявшегося около 360 года в городе Лаодикия в Малой Азии, гласило:

«Не подобает христианам иудействовать и в субботу праздновать, но делать им в сей день, — а день воскресный преимущественно праздновать, если могут, как христианам».

Еще через 400 лет уже на VII Вселенском соборе, прошедшем в 787 году в городе Никее, было принято подобное решение, ущемляющее чтущих субботу верующих. 8-е его правило гласило:

«Поелику некоторые из еврейскаго вероисповедания, блуждая, возомнили ругаться Христу Богу нашему, притворно делаясь христианами, втайне же отвергаясь Его, и скрытно субботствуя, и прочее иудейское исполняя: то определяем, сих ни во общение, ни в молитве, ни в церковь ни принимать; но явно быть им, по их вероисповеданию, Евреями; и детей их не крестить, и раба им не покупать, или не приобретать. Аще же кто из них с искреннею верою обратится, и исповедует оную от всего сердца, торжественно отвергая еврейские их обычаи и дела, дабы чрез то и других обличить и исправить: сего принимать и крещать детей его, и утверждать их в отвержении еврейских умышлений. Аще же не таковы будут: отнюдь не принимать их».

Не сложно себе представить, как тяжело было христианам покоить­ся в субботу согласно четвертой заповеди и при этом доказать церкви, что они не субботствуют как иудеи, а соблюдают закон Бога так, как он записан в Библии. История знает примеры даже репрессивных действий в отношении христиан, чтущих библейскую субботу.

Отметим, что языческое название первого дня недели «день Солн­ца» в огосударствленном христианстве приобрело свое значение. Иисуса стали называть Солнцем правды, что подтверждало в глазах верующих необходимость чтить именно этот день. Позднее сравнение Иисуса с Солнцем стало причиной появления еще одного новохристианского праздника — Рождества Христова. На III Вселенском соборе в 431 году отцы церкви решили дату рождения Иисуса назначить на один день с языческим праздником днем рождения Непобедимого Солнца, который был очень популярен в Римской империи и отмечался по действующему сегодня григорианскому календарю 25 декабря в честь начала увеличе­ния долготы светового дня после зимнего Солнцестояния. Православие не перешло на вводимый с XVI века по всему миру григорианский календарь, поэтому в восточной церкви, которая осталась жить по юлиан­скому (позднее новоюлианскому) календарю (старый стиль), эта дата соответствует 7 января по григорианскому календарю. На самом деле не известны не только число, но и год рождения Иисуса. Фактом является то, что Христос родился не в 0 году, а во 2—5 году до нашей эры. В этом сходятся историки и богословы. Ошибку в расчетах допустил аббат Диони­сий Малый, устанавливая в первой половине VI века год рождения Иисуса. Оплошность была вскоре замечена, но исправлять ее церковь не стала и теперь уже навряд ли соберется, так как для обширной паствы вскроется подлог не только года, но и даты. А значит, наиболее щепе­тильные христиане могут лишиться любимого праздника — Рождества. Также неизвестно, как поведут себя фанатично настроенные верующие, узнав о заблуждении, в котором они пребывали по соизволению церкви.

Что касается Пасхи, то она тоже далеко не сразу стала праздно­ваться по воскресным дням. Для христиан иудейская Пасха наполнилась новым содержанием. Преломляясь через служение Христа, Пасха стала воспоминанием заместительной жертвы Иисуса как пасхального Агнца и символом освобождения людей от власти греха. Тогда в Египте люди

 

234

235

 

поверившие Богу, спаслись от гибели кровью агнца, помазанной на косяках дверей. Затем Творец вывел Свой будущий народ из под рабства фараона. Так и христиане благодаря Агнцу Иисусу и Его жертвенной крови спасены из рабства греха для безгрешной жизни здесь на Земле и вечного благоденствия в Царствии Небесном.

Епископ города Сарды Мелитон (начало II века — ок. 190 г.) в гомилии «О Пасхе» (пп. 57,67) писал:

«Вначале же Господь предуказал Свое страдание в патриархах, в пророках и во всем народе, запечатлев через закон и пророков... Он, как агнец ведомый, и как овца закалаемая, искупил нас от служения миру, как от земли египетской, и избавил нас от рабства диаволу, как от руки Фараона, и запечатлел наши души Своим Духом, и члены тела — Своей кровью».

Апостол Павел в Послании к Коринфянам также пояснял связь Иисуса и Пасхи:

«Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1 Кор. 5:7).

Перед своим распятием Иисус справил со своими учениками Пасху, согласно Писанию, вечером 14 Нисана (см. Исх. 12:6,18, Лев. 23:5, Чис. 9:3, Мф. 26:16-20). На этой Вечери Христос дал наставление вспоминать Его смерть за людей, а не воскресениеосле вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается» (Лк. 22:19,20, см. также Мф. 26:26-28, Мк. 14:22-24).

Апостол Павел вторил Иисусу:

«Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет» (1 Кор. 11:26).

Как мы видим, Иисус на пасхальной Вечери, а затем и апостолы не давали наставления праздновать воскресение Христа, что большинство христиан сегодня делают в Пасху. Но наоборот — призывали к воспо­минанию смерти Иисуса вплоть до Его Второго Пришествия.

Значительная часть христиан первых трех веков Пасху, как и иудеи, отмечали вечером 14 Нисана по еврейскому лунно-солнечному календарю (ранее Авива, см. Исх. 12:1-14) в независимости от дня недели. Этот факт также не оспаривается ни историками, ни богословами. Конечно, праздник сильно отличался от иудейского. Не было в нем ни агнца, ни горьких трав (см. Исх. 12:1-14, Чис. 9:1-12). На Пасху, как и в другие дни, когда христиане собирались для воспоминания Христа, они совершали евхаристию — преломление хлеба и причастие вином (см. Лк. 22:14-20, Мф. 26:26-28, Мк. 14:22-24), как научил их Иисус и апостолы.

Но желание многих христиан полностью отделиться от иудеев было выше наставлений Господа и Его апостолов. Так со временем в жертву безопасности и исключительности христианства ряд церквей по местам начали приносить библейские субботу и Пасху. Церкви, где преобладали «бывшие» язычники, не так тяготели к ветхозаветному Писанию в отличие от общин, в которых имели вес евреи. Поэтому большинство христиан с относительной легкостью начали отмечать первый день недели, а не седьмой, и изменили смысловое наполнение Пасхи: вместо воспоминания на Вечерях заместительной смерти Христа — Пасхального Агнца, церковь создала новый праздник, посвященный воскресению Иисуса, назвав его ветхозаветным термином Пасха и переместив его с 14 Нисана на вос­кресенье после иудейской Пасхи.

Споры о правилах справления «церковной» Пасхи шли длительное время. Некоторые христиане сопротивлялись новациям. Римский епископ Виктор в 191 году даже на время отлучил от церкви братьев Асии (Малой Азии) за отказ принять Пасхальное воскресенье. Давайте посмотрим несколько объективных исторических свидетельств, дающих представление

0 праздновании Пасхи в первые века и о пасхальных спорах.

Раннехристианский писатель Иероним Стридонский (342—420 гг.) утверждал в комментарии на Евангелие от Матфея (гл. XXV ст. 6), что первые христиане в день иудейской Пасхи ночью на рассвете ожидали возвращения Христа:

«По иудейскому преданию, Христос придет среди ночи, подобно исходу из Египта, когда совершалась Пасха и проходил губитель, и Господь снизошел на кровли, и кровью агнца были освящены косяки входов наших. Отсюда, по моему мнению, возникло и предание апостольское, чтобы в день кануна Пасхи до наступления половины ночи не позволяли отпускать народ, ожидающий пришествия Христова».

Евсевий Памфил (263—340 гг.) в V томе (п. 24) Церковной исто­рии приводит письмо асийского епископа Поликрата к епископу Рима Виктору о праздновании Пасхи 14 Нисана:

«Мы строго соблюдаем этот праздник: мы ничего не прибавляем, ничего не убавляем. В Асии покоятся великие светила веры, которые восстанут в день пришествия Господня, когда Он во славе сойдет с небес и разыщет всех святых: Филиппа, одного из двенадцати, который покоится в Иераполе..; Иоанна, возлежавшего на груди у Господа, бывшего священником и носившего дщицу, свидетеля и учителя, который почивает в Эфесе; и Поликарпа Смирнского, епископа и мученика; и Фрасею, епископа и мученика Эвменийского, который покоится в Смирне. Говорить ли о Сагарисе, епископе и мученике, который покоится в Лаоди-кии, о блаженном Папирии, Мелитоне евнухе, целиком жившем в Духе Святом, почивающем в Сардах, ожидая пришествия с небес и воскресения из мертвых. Все они праздновали Пасху в четырнадцатый день (лунного месяца) по Евангелию, ничего не преступая и следуя правилу веры. И я, Поликрат, самый малый из вас, поступаю так, как передано мне моими родственниками; им следую».

Далее он цитирует рассказ богослова епископа Лиона Иринея (прибл. 130—202 гг.) о споре епископа Поликарпа с епископом Рима Аникетом, в котором Поликарп настаивал на праздновании Пасхи 14 Нисана:

«Ни Аникита не мог убедить Поликарпа не соблюдать того, что он всегда соблюдал, живя с Иоанном, учеником Господа, и обращаясь с остальными апостолами, ни Поликарп не убедил Аникиту соблюдать, ибо Аникита говорил, что обязан сохранять обычаи предшествовавших ему пресвитеров».

Пасхальный спор не утихал до IV века. Евсевий Памфил (263— 340 гг.) в труде «Жизнь Константина» (кн. 3, гл. 5) относил вопрос о Пасхе к одной из главных причин созыва императором Константином

1 Вселенского собора:

«Появилась...   так долго свирепствовавшая болезнь... разногласие касательно спасительного праздника Пасхи. Одни утверждали, что в этом должно следовать обычаю иудеев, другие,напротив, говорили, что надобно тщательнее наблюдать время и никак не следовать заблуждению людей, чуждых евангельской благодати... все народы много уже лет касательно сего предмета находились в разногласии».

В 325 году на I Вселенском соборе, прошедшем в Никее, наконец было принято решение не справлять Пасху «по-иудейски». Согласно 1 правилу Антиохийского собора (341 год), принятое в Никее постановление гласило:

 

236

237

 

«Если же кто из предстоятелей Церкви, епископ, пресвитер или диакон после сего определения дерзнет, к развращению людей и к возмущению церквей, особиться, и с иудеями совершать Пасху, то такового святой Собор отныне уже осуждает быть чуждым Церкви, как соделавшегося не только виной греха для самого себя, но и причиной расстройства и развращения многих. И Собор не только таковых отреша­ет от священнослужения, но и всех, дерзающих быть в общении с ними, по их извержении из священства».

Однако даже после запрета празднования Пасхи 14 Нисана спо­ры о ней не утихли. До сих пор западная (ныне католическая) и восточная (ныне православная) церкви не могут прийти к единству в вопросе о дате празднования Пасхи и отмечают ее в одно из воскресений весны, определяя его каждая по своим методикам, с использованием разных календарей (католицизмом — григорианского, православием — юлианского), поэтому чаще всего по разным дням.

Давайте поведем итог:

1. Бог освятил (отделил) и благословил субботу сразу после сотво­рения Земли и человека.

2. Согласно закону Моисея, соблюдать субботу должны были не только евреи, но и все иноплеменники, которые выбрали Бога Израилева своим Господом.

3. Иисус соблюдал субботу, исполняя ее так, как было заповедано в Писании. Его ни разу не обвинили в том, что Он в этот день работал или делал обыденные дела. В субботу Иисус учил людей Божьему закону и творил добро.

4. Иисус ни разу не упомянул об умалении субботы, но наоборот, постоянно учил ее правильному соблюдению.

5. Ученики Иисуса и апостолы соблюдали субботу.

6. Иисус, пророк Исаия и апостолы указывали, что суббота будет почитаема в будущем.

7. Первые христиане соблюдали субботу.

8. Согласно Библии, первый день недели в литургическом и теоло­гическом плане никак не выделялся в первоапостольской церкви, то есть повышенное внимание ко дню воскресения Иисуса обусловлено исклю­чительно инициативой последующих поколений христиан.

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.079 с.