Тема : Теоретико-методологические основы учения о сложной структуре аномального развития. — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Тема : Теоретико-методологические основы учения о сложной структуре аномального развития.

2020-07-07 174
Тема : Теоретико-методологические основы учения о сложной структуре аномального развития. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема: Теоретико-методологические основы учения о сложной структуре аномального развития.

Психика человека формируется и функционирует как единая сложная система, в которой все составляющие звенья теснейшим образом взаимосвязаны друг с другом.

В основе рассматриваемых взглядов на психическое развитие ребенка, имеющего отклонения, лежат законы, описанные Л.С.Выготским.

Согласно положению Л.С.Выготского, наличие дефекта какого-то одного анализатора или интеллектуального нарушения вызывает не только изолированное выпадение одной функции, но и приводит к ряду взаимосвязанных отклонений, в результате чего складывается целостная картина атипичного, своеобразного развития. Сложность структуры аномального развития заключается в наличии первичного дефекта, обусловленного биологическими факторами, и вторичных отклонений, сформировавшихся как следствие первичного.

Первостепенное значение имеет время возникновения дефекта.

Ранняя патология обусловливает наибольшую тяжесть вторичных отклонений, нарушает весь ход психического развития ребенка. Например, глухота в раннем возрасте влечет за собой отсутствие или недоразвитие речи в отличие от детей с поздней глухотой, имевших возможность речевого развития, ибо сохранный слух является непременным условием формирования речи.

Структура развития любого ребенка, в том числе и имеющего отклонения в развитии, зависит от совокупности социальных факторов, от условий воспитания, в которых формируются его психика и личность. Неблагоприятные условия воспитания могут усилить патологические явления, и наоборот, положительное социальное воздействие может в определенной степени предупредить последствия первичного нарушения и способствовать преодолению уже возникших отклонений.

Проблемы в развитии ребенка могут быть обусловлены множеством причин, которые необходимо рассматривать с различных позиций:

o времени возникновения нарушения;

o степени его выраженности;

o характера и тяжести нарушения, вызванного как органическими (поражение ЦНС), так и функциональными (социально-педагогическая запущенность, эмоциональная депривация и др.) причинами.

Основные группы детей с сенсорными нарушениями.

Нарушения развития могут проявляться различными сочетаниями, существует не менее 20 видов сложного дефекта. Это могут быть сочетания сенсорных, интеллектуальных, двигательных, речевых и эмоциональных нарушений, например, сочетания нарушений зрения и слуха (слепоглухота), зрения и системного нарушения речи, зрения и умственной отсталости, зрения и движений.

По выраженности сочетанных нарушений зрения и слуха детей можно разделить:

1) на тотально или практических слепоглухих;

2) на слепых слабослышащих;

3) на слабовидящих глухих;

4) слабовидящих слабослышащих.

Среди детей с таким сложным дефектом как нарушение зрения, можно выделить:

1) слепых алаликов;

2) слабовидящих алаликов;

3) слепых детей с общим недоразвитием речи (ОНР) и т. д.

Детей с нарушением зрения и движений можно разделить

1) не передвигающихся самостоятельно слепых детей;

2) слепых с остаточными явлениями ДЦП.

Глухих умственно отсталых детей можно разделить на:

1) глухих с выраженной умственной отсталостью;

2) глухих с легким отставанием в умственном развитии и т. д.

Изучением обучением и воспитанием этой категории детей отечественная наука занимается сравнительно недавно 20-25 лет назад. Нередко ошибкам диагностики способствует позднее установление причины нарушения развития у ребенка, которая, будь она установлена своевременно, могла бы насторожить врача в отношении возможности поражения сразу нескольких функций.

Ответить на контрольные вопросы:

Что такое «осложненный дефект»?

 

При осложненном нарушении, как отмечает Е.М.Мастюкова (1988), необходимо выделить ведущий дефект и осложняющие его расстройства. Например, олигофрении, задержке психического развития, ДЦП могут сопутствовать различные формы не резко выраженных нарушений зрения, слуха, дизартрические расстройства речи и т. д.

Тема: Педагогические технологии воспитания и обучения детей с бисенсорными нарушениями (слуха и зрения)

Начало формы

В совместной деятельности у ребенка формируются образы предметов и действий, посредством которых систематически удовлетворяются его органические нужды. Это прежде всего предметы и действия, близко связанные с деятельностью по кормлению ребенка, с защитой от холода, с потребностью в движении, с выделительными функциями.

Первоначальное обучение слепоглухонемых детей иногда по праву называют очеловечиванием. Это наиболее уникальная и специфичная область в тифлосурдопедагогике.

Прежде всего сюда относится формирование образов.

Формирование образов у слепоглухонемого ребенка происходит в совместной с воспитателем практической деятельности, ибо, как справедливо отмечает А. Н. Леонтьев, «для того чтобы в голове человека возник осязательный, зрительный или слуховой образ предмета, необходимо, чтобы между человеком и этим предметом сложилось деятельное отношение. От процессов, реализующих это отношение, и зависит адекватность и степень полноты образа».

Знакомство слепоглухонемого ребенка с каждым предметом обихода должно быть детальным и всесторонним.

Таким образом, в сознании ребенка находит отражение человеческая действительность, т. е. очеловеченное пространство, в котором он действует, и очеловеченное время, в котором эти действия располагаются в определенной последовательности.

Конец формы

Виды и организации коллективной деятельности слепоглухих детей.

Общественно полезный труд охватывает разные стороны жизни воспитанников и преследует цели обслуживания не только отдельных групп, но коллектива в целом. К общественно полезному труду слепоглухонемых детей начинают приучать после того, как они освоят лексику, необходимую для обыденного общения в рамках индивидуального и коллективного самообслуживания.

В основе общественно полезного труда слепоглухонемых лежат следующие принципы:

1) коллективизм, взаимопомощь и сотрудничество;

2) повседневность и систематичность;

3) развитие активности, инициативы и самостоятельности в труде;

4) постепенность в приобщении к труду, развитие интересов и склонностей слепоглухонемых воспитанников в труде;

5) организация многопланового труда для слепоглухонемых;

Тотально слепоглухонемому ребенку доступны многие операции по общественно полезному труду, но не всегда он может самостоятельно закончить ту или иную операцию. В таких случаях опираются на взаимопомощь детей, дифференцируя эту взаимопомощь по характеру и степени дефектов.

Практика показывает, что в среде слепоглухонемых воспитанников еще в период коллективного самообслуживания стихийно формируются отношения бытовой взаимопомощи. Эти отношения с течением времени крепнут и обращаются в прочную дружбу, взаимопомощь и поддержку в различных жизненных ситуациях. Такие отношения следует всячески поддерживать, рассматривая их как зародыш будущих трудовых коллективов. Однако воспитатель должен постоянно держать в поле зрения жизнь этих объединений и устранять возможность возобладания в них негативных тенденций.

Некоторым приемам взаимопомощи и сотрудничества слепоглухонемых детей обучают специально. При этом составляют пары или группы систематически сотрудничающих детей.

Общественно полезный труд слепоглухонемых организуют по индивидуальным физическим нагрузкам с учетом медицинских рекомендаций, выдаваемых офтальмологом в письменном виде воспитателям на каждого слепоглухонемого воспитанника.

Строгие меры по охране остаточного зрения слепоглухонемых детей вовсе не означают, что ребят следует полностью освободить от физических нагрузок, общественно полезного труда. Такие представления вредят работе с детьми. Слепоглухонемого нужно привлекать к посильному труду.

Вот как изложил свои впечатления от дня здоровья слепоглухонемой старшеклассник Юра Л.: «Кто говорит, что походы по лесу очень утомительны, тот или совсем никогда не бывал в походах, или знает о них понаслышке и составил себе очень неверное представление. Это нисколько не утомляет, а, скорее, наоборот, придает силы и бодрость. Ну, а лесные привалы! Это же дивный отдых! Придешь на полянку, скинешь рюкзак, расправишь затекшие плечи, и совсем станет хорошо. А тут новая интересная работа — собирать и рубить ветки для костра. На свежем воздухе это уже не труд, а отдых, зарядка бодрости и сил.

Начало формы

Конец формы

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

У слепоглухонемого все восприятие мира переориентировано на осязание и отчасти обоняние.

Слепоглухонемого ребенка обучают восприятию скульптуры, предварительно научив его осязать и воспринимать объекты живой природы. Обучение начинается с регулярных уроков лепки, на которых воспитанников учат воссоздавать образы предметов и объектов природы, животных, людей, воспринятых с натуры. Уроки лепки позволяют не только формировать у слепоглухонемых навыки работы с пластилином, знакомить с ваянием, но и проводить коррекционную работу по представлениям об окружающем мире, выявлять степень адекватности имеющихся у них понятий о реальной действительности.

Широкие возможности для проникновения в мир прекрасного предоставляет слепоглухонемому художественная литература.

Когда мы говорим о музыке, то предполагаем царство звуков, их гармонию и совсем забываем, что музыка — это и вибрация воздуха, возникающая при звучании инструмента, вибрация самого инструмента, пола, на котором он стоит

Ходят слепоглухонемые и в театр. Правда, прежде они знакомятся с содержанием постановки по книге. В театр их сопровождает переводчик, из пересказа и импровизации которого они узнают о содержании отдельных действий и актов..

Из сказанного ясно, что область прекрасного многоаспектна для слепоглухонемых детей. Искусство формирует эмоциональный строй души, придает трудовому воспитанию творческую одухотворенность. Начала эстетического воспитания коренятся в общении слепоглухонемого ребенка с природой благодаря целостной, гармоничной связи ребенка со всем окружающим его в природе, в сопереживании всему растущему и живущему, без чего не могут формироваться чувства бескорыстия, доверчивости в общении с окружающими людьми.

Отсутствие эстетических переживаний — причина душевной черствости, лени, общей апатии. Начало формы

Конец формы

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Физическое воспитание слепоглухонемых детей — непременное условие их гармонического развития. Вместе с тем это одна из сложнейших проблем тифлосурдопедагогики.

Физическое воспитание слепоглухонемых начинается в дошкольный период с преодоления боязни передвижения, с развития самостоятельной ориентировки и формирования двигательных навыков. Воспитатель ориентирует детей в комнате, где они живут, в классе, в котором учатся, в здании и во дворе школы; добивается, чтобы они самостоятельно находили дорогу.

На занятиях инструктор по физкультуре добивается четкого, согласованного выполнения движений всеми участниками. Для этого к каждому тотально слепоглухонемому учащемуся прикрепляется слабовидящий глухонемой, который посредством телесного контакта предоставляет тотально слепоглухонемому возможность подражать своим движениям. Началом и концом каждого упражнения может служить команда инструктора, подаваемая с помощью удара палкой по вибрирующему полу.

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

Тотальная слепоглухонемота, создавая особые условия формирования личности ребенка, не препятствует направленному обогащению его морально-этическими ценностями, выработанными человечеством.В случае тотальной слепоглухонемоты морально-этическое воздействие на ребенка сводится на начальном этапе к одному педагогу, затем — к группе детей, с которыми живет и учится воспитанник. Других каналов для восприятия морально-этических норм у него нет.

Необходимость специально организованного морально-этического воспитания слепоглухонемых связана с тем, что отсутствие каналов информации о поведении окружающих людей не позволяет детям усваивать самостоятельно по подражанию морально-этические нормы.

Нравственность слепоглухонемого ребенка должна иметь прочную основу. Этой основой является коллективный труд, долг по отношению к коллективу и обществу в целом. Только тогда осуществляется эффективное нравственное воспитание слепоглухонемых, так как с позиций конкретного коллективного труда, его условий и требований возможно внедрять в сознание слепоглухонемого воспитанника морально-этические нормы и устранять вероятность нравственных аномалий. В условиях систематического коллективного труда можно выработать реальные морально-этические эталоны, сделать их критериями при оценке мотивов в поступках людей.

Для поддержания в детском коллективе слепоглухонемых высоконравственного климата необходимы поощрения. Поощрением может быть устная похвала воспитателя, учителя или представителя администрации. Поощрения выносят также пионерская и комсомольская организации.

УМСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

Определяющая особенность всего учебно-воспитательного процесса состоит в его практической направленности. В содержание обучения в первую очередь входят знания, умения и навыки, необходимые для практической жизни. Программа обучения и воспитания детей дошкольного возраста представлена разделами по формированию навыков самообслуживания, развитию коммуникации, ориентировке в пространстве, формированию элементарных математических представлений. В более старшем возрасте дети переходят к таким дисциплинам, как предметно-практическое обучение, математика, естествознание, русский язык, музыкально-ритмические занятия.

Следующий (за жестами) этап усвоения средств общения — формирование у ребенка словесной речи. Словесная речь в дактильной форме является надстройкой над жестовой речью, возникает внутри нее как ее вариант, а в дальнейшем развивается в самостоятельную и доминирующую форму речи.

Обучение словесному языку начинается не с букв, а со слов, и не просто со слов, а со слов в системе связного смыслового текста. Смысловым контекстом первых слов являются жесты. Первые дактильные слова включены в рассказ, осуществляемый средствами мимики. Тут слова выступают на правах жестов.

Лишь после усвоения нескольких десятков слов, обозначающих конкретные предметы, ребенку дается дактильный алфавит, которым практически он уже владеет. После дактильного алфавита ребенку можно дать любое слово, соотнеся его с соответствующим жестом и предметом.

Заучивание букв дактильного алфавита имеет также огромное значение потому, что ребенок в процессе этого заучивания обучается восприятию дактильных букв с руки учителя.

Ответить на контрольные вопросы:

Тема: Теоретико-методологические основы учения о сложной структуре аномального развития.

Психика человека формируется и функционирует как единая сложная система, в которой все составляющие звенья теснейшим образом взаимосвязаны друг с другом.

В основе рассматриваемых взглядов на психическое развитие ребенка, имеющего отклонения, лежат законы, описанные Л.С.Выготским.

Согласно положению Л.С.Выготского, наличие дефекта какого-то одного анализатора или интеллектуального нарушения вызывает не только изолированное выпадение одной функции, но и приводит к ряду взаимосвязанных отклонений, в результате чего складывается целостная картина атипичного, своеобразного развития. Сложность структуры аномального развития заключается в наличии первичного дефекта, обусловленного биологическими факторами, и вторичных отклонений, сформировавшихся как следствие первичного.

Первостепенное значение имеет время возникновения дефекта.

Ранняя патология обусловливает наибольшую тяжесть вторичных отклонений, нарушает весь ход психического развития ребенка. Например, глухота в раннем возрасте влечет за собой отсутствие или недоразвитие речи в отличие от детей с поздней глухотой, имевших возможность речевого развития, ибо сохранный слух является непременным условием формирования речи.

Структура развития любого ребенка, в том числе и имеющего отклонения в развитии, зависит от совокупности социальных факторов, от условий воспитания, в которых формируются его психика и личность. Неблагоприятные условия воспитания могут усилить патологические явления, и наоборот, положительное социальное воздействие может в определенной степени предупредить последствия первичного нарушения и способствовать преодолению уже возникших отклонений.

Проблемы в развитии ребенка могут быть обусловлены множеством причин, которые необходимо рассматривать с различных позиций:

o времени возникновения нарушения;

o степени его выраженности;

o характера и тяжести нарушения, вызванного как органическими (поражение ЦНС), так и функциональными (социально-педагогическая запущенность, эмоциональная депривация и др.) причинами.


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.043 с.