Дополнительный материал для прохождения с профориентированными учащимися — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Дополнительный материал для прохождения с профориентированными учащимися

2020-07-07 67
Дополнительный материал для прохождения с профориентированными учащимися 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Пятилетний срок обучения

  IV класс

-тритоны «ув 4», «ум 5» на IV, VII ступени тональности;

-вводные септаккорды (малый и уменьшенный) на VII ступени с разрешением в одноименные тональности, от звука;

-характерные интервалы («ув 2» и «ум 7») в гармоническом миноре;

-усвоение ритмических аккомпанементов.

 

V класс

-гармонический мажор;

-глубокий анализ музыкальных фрагментов;

-период, предложение, каденция;

-характерные интервалы («ув 2» и «ум 7») в гармоническом мажоре;

-определение по нотному тексту модуляции в параллельную тональность и тональность доминанты;

-ритмическая группа                                .

 

Семилетний срок обучения

V класс

-изучение тритонов субдоминантовой группы, проигрывание на ф – но с басом;

-игра гармонических последовательностей двумя руками;

-овладение переменным размером;

-определение по нотному тексту модуляции в параллельную тональность;

-определение по нотному тексту модуляции в тональность доминанты, II ступени.

 

VI класс

-пение тритонов от звука с последующим разрешением;

-пение Д 7 от звука;

-пение с листа 2-хголосных примеров дуэтом;

-пение выученных мелодий с собственным аккомпанементом по нотам;

-запись тембровых диктантов;

-сочинение и запись мелодий без предварительного воспроизведения;

-определение пройденных элементов музыкального языка в произведениях, исполняемых в классе по инструменту;

-определение пройденных элементов музыкального языка по нотному тексту.

 

VII класс

- пение трезвучий побочных ступеней;

-пение увеличенного трезвучия в гармонических ладах;

-септаккорд II ступени в основном виде в мажоре и миноре;

-понятие об обращениях септаккордов II и III ступени;

-пение с листа мелодий в семиступенных диатонических ладах;

-закрепление навыков беглого чтения с листа;

-знакомство и проработка сложных размеров (9/8,12/8);

-запись двухголосных примеров или последовательности интервалов, аккордов;

-определение на слух интервалов в разных регистрах.

 

 

Восьмилетний срок обучения

V класс

-изучение тритонов субдоминантовой группы, проигрывание на ф – но с басом;

-игра гармонических последовательностей двумя руками;

-овладение переменным размером;

-определение по нотному тексту модуляции в параллельную тональность;

-определение по нотному тексту модуляции в тональность доминанты, II ступени.

 

VI класс

-пение тритонов от звука с последующим разрешением;

-пение Д 7 от звука;

-пение с листа 2-хголосных примеров дуэтом;

-пение выученных мелодий с собственным аккомпанементом по нотам;

-запись тембровых диктантов;

-сочинение и запись мелодий без предварительного воспроизведения;

-определение пройденных элементов музыкального языка в произведениях, исполняемых в классе по инструменту;

-определение пройденных элементов музыкального языка по нотному тексту.

 

VII класс

- пение трезвучий побочных ступеней;

-пение увеличенного трезвучия в гармонических ладах;

-септаккорд II ступени в основном виде в мажоре и миноре;

-понятие об обращениях септаккордов II и III ступени;

-пение с листа мелодий в семиступенных диатонических ладах;

-закрепление навыков беглого чтения с листа;

-знакомство и проработка сложных размеров (9/8,12/8);

-запись двухголосных примеров или последовательности интервалов, аккордов;

-определение на слух интервалов в разных регистрах.

 

 

VIII класс

-запись 2-х 3-хголосных мелодий;

-определение на слух интервальных и аккордовых последовательностей в тональности и от звука;

-целостный анализ музыкальных произведений, исполняемых в классе по инструменту;

-сочинение музыкальных фрагментов без предварительного проигрывания;

-запись сочинённых мелодий.

 

Список литературы

Обязательная литература

Андреева М. «От примы до октавы», - М.,1976.

Андреева М. «От примы до октавы», ч.2. – М.,1972.

Баева Н., Зебряк Т. «Сольфеджио для 1 – 2 классов ДМШ» М., 1975.

Барабошкина А. «Сольфеджио: учебник для 1 класса ДМШ». – М., 1975.

Барабошкина А. «Сольфеджио: учебник для 2 класса ДМШ». – М., 1977.

Вахромеев В. «Сольфеджио». – М., 1968.

Ветлугина Н. «Детский оркестр». – М., 1976.

Давыдова Е., Запорожец С. «Сольфеджио: учебник для 3 класса ДМШ». - М., 1976.

Давыдова Е. «Сольфеджио: учебник для 4 класса ДМШ». - М., 1978.

Давыдова Е. «Сольфеджио: учебник для 5 класса ДМШ». - М., 1981.

Далматов Н. «Музыкальный диктант». – М., 1972.

Драгомиров П. «Учебник сольфеджио». – М., 1965.

Калмыков Б., Фридкин Г. «Сольфеджио, часть 1». – М., 2000.

Калмыков Б., Фридкин Г. «Сольфеджио, часть 2». – М., 2000.

«Музыкальные диктанты для ДМШ»/сост. Ж. Металлиди, А. Перцовская. – Л., 1989.

 

Дополнительная литература

Алексеева Л., Голубева Е. «Интонационно-смысловое сольфеджио». – М., 2007.

Вахромеев В. А. «Элементарная теория музыки». – М., 1983.

Дадиомов Е. А. «Начальная теория музыки. Учебное пособие по сольфеджио для музыкальных школ и школ искусств», изд. В Катанского – М., 2006.

Ладухин Н. «Одноголосное сольфеджио». - М.,1980.

Калугина М., Халабузарь П. «Воспитание творческих навыков на уроках сольфеджио». – М., 1987.

Максимов С. Е. «Музыкальная грамота». – М., 1979

Металлиди Ж., Перцовская А. «Мы играем, сочиняем и поём. Учебник для подготовительного класса ДМШ». – М., 1989.

Металлиди Ж., Перцовская А. «Мы играем, сочиняем и поём. Учебник для 1 класса ДМШ». – М., 1989.

Металлиди Ж., Перцовская А. «Мы играем, сочиняем и поём. Учебник для 2 класса ДМШ». – М., 1989.

Металлиди Ж., Перцовская А. «Мы играем, сочиняем и поём. Учебник для 3 класса ДМШ». – М., 1989.

Металлиди Ж., Перцовская А. «Мы играем, сочиняем и поём. Учебник для 4 класса ДМШ». – М., 1989.

Металлиди Ж., Перцовская А. «Мы играем, сочиняем и поём. Учебник для 5 класса ДМШ». – М., 1989.

Металлиди Ж., Перцовская А. «Мы играем, сочиняем и поём. Учебник для 6 класса ДМШ». – М., 1989.

Металлиди Ж. «Сольфеджио. Учебник для 7 класса ДМШ». – М., 1989.

Ромм Р. «Изучение тональностей в ДМШ». – М., 1977.

Середа В. «Каноны». – М., 1997.

Фридкин Г. «Чтение с листа на уроках сольфеджио». – М., 1976.

Фридкин Г. «Практическое руководство по музыкальной грамоте». – М., 1974.

 

Методическая литература

Барабошкина А. «Методическое пособие к учебнику сольфеджио для 1 класса ДМШ». – М., 1975.

 Барабошкина А. «Методическое пособие к учебнику сольфеджио для 2 класса ДМШ». – М., 1977.

Барабошкина А. «Методическое пособие к учебнику сольфеджио для 3 класса ДМШ». – М., 1978.

 Барабошкина А. «Методическое пособие к учебнику сольфеджио для 4 класса ДМШ». – М., 1975.

 Барабошкина А. «Методическое пособие к учебнику сольфеджио для 5 класса ДМШ». – М., 1981.

Давыдова Е. «Методика преподавания сольфеджио». – М., 1975.

Давыдова Е. «Методическое пособие к учебнику сольфеджио для 3 класса». – М., 1976.

Давыдова Е. «Методическое пособие к учебнику сольфеджио для 4 класса». – М., 1978.

Давыдова Е. «Методическое пособие к учебнику сольфеджио для 5 класса». – М., 1981.

Как преподавать сольфеджио в XXI веке. – М., 2006.

Калугина М., Халабузарь П. «Воспитание творческих навыков на уроках сольфеджио» – М., 1989.

Котляревская - Крафт М., Москалькова И., Бахтан Л. «Сольфеджио. Учебное пособие для подготовительных отделений». – М., СПб., 1995.

Островский А. «Методика теории музыки и сольфеджио». – Л., 1970.

Стоклицкая Т. «Сто уроков сольфеджио для самых маленьких». – М., 1998.

 

Рекомендуемый музыкальный репертуар

Бах И. С. «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах». – М., 1975.

Бах И. С. «Хорошо темперированный клавир. Т.1.» /ред. Б. Муджеллини. – М., 1974.

Бородин А. «Князь Игорь» / клавир. – М., 1973.

Верди Д. «Аида» / клавир. – М., 1978.

Глинка М. «Иван Сусанин» / клавир. – М., 1978.

«Маленькому виртуозу: пьесы для фортепиано» / сост. А. Самонов. Вып. 3. – М., 1989.

Мендельсон Ф. «Песни без слов». – М., 1977.

Мусоргский М. «Борис Годунов» / клавир. – Л., 1974.

Римский – Корсаков Н. «Снегурочка» / клавир. – М., 1974.

Чайковский П. «Детский альбом». – М., 1979.

«Школа игры на фортепиано» / ред. А. Николаева. – М., 1987.

Шопен Ф. «Вальсы». – М., 1968.

Шопен Ф. «Мазурки». – М., 1940.

Шопен Ф. «Ноктюрны». – М., 1973.

Шуман Р. «Альбом для юношества». – М., 1973.

 

Приложение

Примерное распределение учебного материала для учащихся проф. класса

Общие задачи:

-дальнейшее развитие мелодического, ладофункционального, внутреннего слуха:

-проработка пройденных и усвоение новых теоретических знаний;

-введение более сложного музыкально-дидактического материала;

-закрепление полученных знаний и навыков.

Формы реализации этих задач:

· Формирование вокально - интонационных навыков

Пение:

-гамм (мажор и минор 3 видов) от разных ступеней вверх и вниз;

-отдельных ступеней, мелодических оборотов;

-в пройденных тональностях Д 7 и от звука;

-обращений Д 7 в пройденных тональностях и от звука;

-вводных септаккордов;

-всех ранее пройденных интервалов, включая характерные интервалы в ладу (мажор и минор) и от звука;

-пройденных интервалов двухголосно;

-последовательностей из нескольких интервалов (двухголосно);

-пение одноголосных секвенций;

-пройденных аккордов, включая ув 53;

-обращений септаккордов VII ступени (как перемещений) в тональности;

-аккордовой последовательности трёхголосно.

 

· Сольфеджирование и пение с листа

Пение:

- более сложных одноголосных мелодий с альтерациями, отклонениями, модуляциями;

-мелодий с более сложными мелодическими и ритмическими оборотами, выученных на слух;

-с листа мелодий в пройденных тональностях;

-пение выученных мелодий с собственным аккомпанементом;

-двухголосных примеров дуэтами;

-выученных мелодий (песен) с собственным аккомпанементом по нотам;

-транспонирование выученных мелодий и двухголосных примеров в пройденные тональности;

-транспонирование с листа;

-синкопы междутактовые и внутритактовые;

-ритмические длительности и размеры – все пройденные;

-размеры: 9/8 и 12/8 (в качестве ознакомления).

 

· Воспитание чувства метроритма

-ритмические упражнения с использованием пройденных длительностей в размерах: 2/4,3/4,4/4,3/8,6/8;

-синкопы: внутритактовая и междутактовая;

-ритмический аккомпанемент к мелодиям с использованием пройденных ритмов;

-двухголосные ритмические упражнения группами и индивидуально (двумя руками);

-ритмические диктанты;

-сольмизация выученных и незнакомых примеров.

 

· Воспитание музыкального восприятия (анализ на слух)

Определение на слух и осознание:

-в прослушанном произведении:

- стилевых и жанровых особенностей,

-его характера,

-лада, формы (период различных типов, предложение, двух- и трёхчастная форма),

-ритмических особенностей и каденций (полная, прерванная и половинная, кульминация),

-особенности мелодии, гармонии, фактуры;

-функций аккордов, отдельных гармонических оборотов (гармонический анализ прослушанного отрывка);

-мелодических оборотов, включающих движение по звукам уменьшенного трезвучия, малого и уменьшенного вводных септаккордов, а так же интонаций тритонов на IV и  VII ступени, м 7 на V и ум 7 на VII ступени, интервалов в мелодическом и гармоническом звучании;

-мелодических оборотов с проходящими и вспомогательными хроматическими звуками;

-последовательностей из нескольких интервалов в ладу и от звука;

-аккордов в мелодическом и гармоническом звучании;

-интервалов от звука (тритоны и ум 7 с разрешением);

-обращение мажорных и минорных трезвучий, вводных септаккордов, Д 7, обращений Д 7), уменьшенного трезвучия от звука.

 

· Музыкальный материал

-А. Бородин «Пролог» к опере «Князь Игорь»

-М. Глинка «Краковяк» из оп. «Иван Сусанин»

                   «Не искушай»

-Григ «Пер Гюнт»

-А. Даргомыжский «Я Вас Любил»

-Дебюсси «Колыбельная слонов»

-И. Дунаевский «Весна идёт» из к /ф «Весна»

                   «Выходной марш» из к /ф «Цирк»

Д. Кабалевский «Медленный вальс»

-М. Мусоргский «Полонез» из оперы «Борис Годунов»

-А. Пахмутова «Беловежская пуща»

-П. Чайковский «Зимнее утро»

                   «Осенняя песня»

                   «Подснежник»

                   «На тройке»

-А. Хачатурян «Восточный танец»

-Шопен - Вальсы, Мазурки

-Д. Шостакович «Родина слышит»

-Шуберт «Серенада»

-Л. Бетховен «Элегия»

-Мак – Доуэлл «К дикой розе»

 

· Музыкальный диктант

-различные формы устного диктанта;

-запись знакомых мелодий по памяти;

-письменный диктант в пройденных тональностях, включающий пройденные мелодические обороты, ритмические группы в объёме 8 – 16 тактов, с отклонениями, модуляциями;

-запись интервальной последовательности;

-запись аккордовой последовательности;

-размеры: все пройденные;

-тембровые диктанты.

 

· Воспитание творческих навыков

Импровизация и сочинение:

-мелодий различного характера, жанра (народная песня, марш, танец и т. д.), формы в пройденных тональностях и размерах;

-мелодий с использованием пройденных интервалов, движения по звукам обращений тонического трезвучия, главных ступеней, уменьшенного трезвучия, вводных септаккордов, Д 7;

-мелодий с альтерациями, отклонениями, модуляциями;

-с движением по звукам обращений трезвучий главных ступеней и Д 7;

-запоминание и запись сочинённых мелодий;

-сочинение и запись мелодий без предварительного воспроизведения (для подвинутых учащихся);

-продолжение работы по подбору подголосков и аккомпанемента.

 

Прогнозируемый результат

По окончании проф. класса учащийся должен:

-уметь правильно, интонационно чисто петь выученную мелодию нотами и со словами;

-подбирать по слуху несложные мелодии и аккомпанемент;

-анализировать на слух и определять в нотном тексте основные элементы музыкальной речи;

-записывать по слуху несложные мелодии в объёме 8 – 16 тактов;

-знать основные теоретические сведения, предусмотренные программой;

-приобрести устойчивые навыки и умения по всем видам работ, выполняемые на уроках сольфеджио;

-применять свои знания и умения в практической деятельности.

 

Примерный учебно-тематический план

 

№ темы

Наименование тем  

Кол-во уроков

Первая четверть
1.   2.   3.   4.   5.     6.   -Повторение материала выпускного класса. Ритмические упражнения. Синкопа внутритактовая. Синкопа междутактовая. -Доминантсептаккорд с разрешением в одноименные тональности. Тональности до 3-х знаков у ключа. -Слуховой анализ функций аккордов. Широкое расположение звуков в аккорде. -Самостоятельная работа по теме: «Д 7 с разрешением в одноименные тональности». Письменные упражнения на транспонирование музыкальных фрагментов различной фактуры. Анализ музыкальных произведений, исполняемых в классе по инструменту. -Работа над ошибками. Ритмические упражнения (ритмические каноны, ритмические партитуры). Группировка нот в музыкальных фрагментах в различных размерах. -Подведение итогов успеваемости.       1     1 2   2   1     1  

 

 

1.

 

2.

 

3.

 

4.

 

 

5.

 

6.

7.

 

Вторая четверть

 

 

1

 

1

 

1

 

2

 

 

2

 

1

1

 

-Повторение материала первой четверти. Слуховой анализ музыкальных фрагментов. -Малая  и уменьшенная септима на VII ступени мажора и гарм минора с разрешением. -Малый вводный септаккорд на VII ступени мажора. Уменьшенный вводный септаккорд в миноре. -Родственные тональности. Транспонирование мелодий в родственные тональности. Составление аккордовой последовательности с отклонением или модуляцией в родственные тональности. -Проигрывание на ф – но вводных септаккордов. Самостоятельная работа по теме: «Вводные септаккорды». -Контрольная работа. -Работа над ошибками в контрольных работах. Подведение итогов успеваемости.  

 

 

1.

 

2.

3.

4.

 

5.

6.

 

7.

 

 

8.

 

 

9.

 

10.

 

Третья четверть

 

 

1

 

2

1

1

 

1

1

 

1

 

 

1

 

 

1

 

1

-Повторение материала первого полугодия. Слуховой анализ музыкальных произведений. -Период, предложение, каденция. Анализ музыкальных произведений. -Органный пункт. -Контрольный урок по нахождению тональностей (кварто-квинтовый круг тональностей). Составление аккордовой последовательности. -Тональности до 4-х знаков у ключа. -Тритоны от звука, в тональности. Характерные интервалы в тональности и от звука. -Определение тональностей по обращениям тонического трезвучия. Составление аккордовой последовательности в пройденных тональностях с отклонением или модуляцией. -Размер 9/8  и 12/8 (в качестве ознакомления). Письменные упражнения на группировку длительностей в различных размерах. Творческие задания. -Самостоятельная работа по пройденному материалу. Проигрывание на ф – но интервалов и аккордов от звука. -Подведение итогов успеваемости.

 

 

1.

 

 

2.

 

3.

4.

5.

 

6.

 

7.

8.

 

Четвёртая четверть  

 

 

1

 

 

1

 

1

1

1

 

1

 

1

1

-Сочинение мелодий на заданный ритм с использованием интонаций пройденных интервалов. Уменьшенная квинта с разрешением в одноименные тональности. -Уменьшенное трезвучие, увеличенное трезвучие в тональности и от звука. -Понятие об обращениях септаккорда VII ступени. -Проигрывание на ф – но пройденных элементов музыкального языка. -Анализ музыкальных произведений, исполняемых в классе по инструменту. -Повторение всего пройденного материала. Подготовка к контрольному уроку. -Контрольный урок по всему пройденному материалу. -Обобщающее занятие. Подведение итогов успеваемости.  

 

Всего: 36 уроков.

 

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.123 с.