Программа восьмилетнего срока обучения — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Программа восьмилетнего срока обучения

2020-07-07 70
Программа восьмилетнего срока обучения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Первый год обучения

Общие задачи:

 -расширять музыкальный кругозор учеников;

-формировать музыкально-эстетический вкус;

-выявление и всестороннее развитие музыкальных способностей детей;

-развитие в ребёнке заинтересованности, восприимчивости, творческой активности, умения дисциплинированно участвовать в музицировании;

-воспитание слуховых представлений;

-приобретение навыков подбора по слуху;

-развитие творческих навыков;

-подготовка ученика к планомерному освоению знаний, знакомство с нотной грамотой, с простейшими ритмическими рисунками.

 

Формы реализации этих задач:

 

· Формирование вокально-интонационных навыков

-правильное положение корпуса; спокойный, без напряжения вдох; одновременный вдох перед началом пения; выработка равномерного дыхания и умения постепенно его распределять на музыкальную фразу;

-чёткое произношение согласных в слове;

-слуховое осознание чистой интонации;

-умение правильно брать дыхание, петь распевно, добиваться чистой интонации и чёткой артикуляции;

-пение песен-упражнений из двух-трёх соседних звуков с постепенным расширением диапазона и усложнением репертуара;

-пение упражнений, ступеней, отдельных мелодических оборотов.

 

· Сольфеджирование и пение с листа

-пение несложных песен с текстом (с сопровождением и без него);

-транспонирование песен – попевок от разных звуков без названия нот;

-допевание фразы до тоники;

-пение мелодических оборотов, включающих в себя восходящее и нисходящее движение;

-скачки на тонику и опевание ступеней;

-основные ритмические длительности (                );

-пение песен по фразам «цепочкой», отстукивая метрические доли.

 

· Воспитание чувства метроритма

-движения под музыку (ходьба, бег, элементарные танцевальные движения);

-осознание и воспроизведение ритмического рисунка мелодии;

-повторение ритмического рисунка;

-простукивание ритмического рисунка исполненной мелодии, а также по записи (нотный текст, ритмические таблицы, карточки);

-использование остинато в качестве аккомпанемента к выученным песням;

-исполнение простейших ритмических партитур (в сопровождении фортепиано и без него);

-узнавание мелодии по ритмическому рисунку;

-отстукивание метрических долей, проговаривая ритмослоги;

-двухголосные «ритмические партитуры»;

-навыки тактирование (дирижирования – для подвинутых групп).

 

· Воспитание музыкального восприятия (анализ на слух)

-Определение на слух и осознание характера музыкального произведения, лада, темпа, динамических оттенков;

-Определение на слух устойчивых и неустойчивых окончаний фраз, предложений.

-Определение на слух пропущенных ступеней, отдельных звуков.

 

· Музыкальный материал

-Д. Кабалевский «Клоуны»

-П. Чайковский «Времена года»

                           «Детский альбом»

-Р. Шуман «Детский альбом»

-русские народные песни

-репертуар детских песен, попевок

 

· Музыкальный диктант

-Письменные упражнения для выработки навыков нотописания;

-Пропевание небольшой фразы и воспроизведение её на нейтральный слог;

-ритмический диктант;

-Определение «ошибок» в записанном ритмическом рисунке, предложенном преподавателем.

 

· Воспитание творческих навыков

-Подбор по слуху знакомых мелодий от разных звуков;

-Рисунки к прослушанным произведениям;

-Сочинение и досочинение мелодии на заданный ритм или текст;

-Сочинение простого ритмического сопровождения к музыкальным произведениям;

Сочинение и досочинение стихов, музыкальных сказок.

 

· Музыкальный материал

-Д. Кабалевский «Клоуны»

-П. Чайковский «Времена года»

                           «Детский альбом»

-Р. Шуман «Детский альбом»

-русские народные песни

-репертуар детских песен, попевок

 

Прогнозируемый результат

  По окончании первого класса учащийся должен:

-прохлопать ритмический рисунок короткой мелодии, записать его;

-узнавать на слух музыку пройденных песен или пьес, кратко их характеризовать;

-определять на слух в музыкальных примерах пройденные размеры

(        );                                            

-петь любую из выученных песен с текстом от разных звуков;

-досочинить ответную фразу.

Примерный учебно-тематический план

 

темы

Наименование тем

 

Кол-во

уроков

 

Первая четверть

 

1.

 

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

 

 

-Знакомство с группой, с предметом. Проверка вокально-интонационных навыков.

-Музыкальные, немузыкальные звуки. Регистры.

-Знакомство с клавиатурой. Октавы. Нотный стан. Скрипичный ключ.

-Ноты первой октавы.

- Динамические оттенки. Мелодия и аккомпанемент.

- Темп. Ритм. Длительности: четвертная()

-Длительности: четвертная, восьмая(     )

-Подведение итогов первой четверти.

 

1

 

1

1

1

1

1

1

1

 

 

 

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

 

Вторая четверть

 

 

1

1

1

1

1

1

1

1

1

 

-Повторение материала первой четверти. Сильная, слабая доля. Метр.

-Музыкальная фраза. Запев. Припев.

-Такт. Тактовая черта.

-Лад. Тоника. Тональность.

-Звукоряд. Гамма «До мажор». Цифровое обозначение ступеней.

-Размер. Двухдольный размер.

-Длительность половинная().

- Контрольный урок по материалу первого полугодия.

-Работа над ошибками в контрольных заданиях. Итоговое занятие.

 

 

 

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

 

 

.

Третья четверть

 

 

 

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

 

 

 

-Основные музыкальные жанры.

-Тон, полутон. Знаки альтерации: диез (),бемоль()

-Строение мажорной гаммы.

-Пауза: четвертная (),половинная().

-Устойчивые и неустойчивые ступени.

-Опевание ступеней.

-Размер три четверти(3/4).

-Тональность «Соль мажор». Тетрахорд.

-Повторение материала третьей четверти. Творческие задания.

-Подведение итогов работы в четверти.

 

   

 

Четвёртая четверть

 

 

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

 

-Повторение материала. Одноименные тональности.

-Транспонирование.

-Пауза: восьмая().

-Консонирующие и диссонирующие созвучия.

-Тональность «Фа мажор».

-Урок творчества (импровизация, сочинение).

-Повторение всего материала. Подготовка к контрольному уроку.

-Контрольный урок по материалу учебного года.

-Подведение итогов работы в течение учебного года.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

 

             

 

Всего:36 часов.

 

Второй год обучения

Общие задачи:

-привить детям любовь и интерес к музыке;

-накопление музыкальных впечатлений и воспитание музыкально-художественного вкуса;

-выявление и всестороннее развитие музыкальных способностей детей;

-развитие в ребёнке заинтересованности, восприимчивости, творческой активности, умения дисциплинированно участвовать в музицировании;

-формирование первоначальных музыкальных знаний и навыков;

-приобретение элементарных знаний по музыкальной грамоте.

 

Формы реализации этих задач:

· Формирование вокально-интонационных навыков

-умение правильно брать дыхание, петь распевно, добиваться чистой интонации и чёткой артикуляции;

-пение песен-упражнений из двух-трёх соседних звуков с постепенным расширением диапазона и усложнением;

-пение гамм и упражнений, ступеней или отдельных мелодических попевок, тетрахордов, тонического трезвучия (с различной последовательностью звуков);

-пение I и III ступеней в мажоре и миноре;

-пение мажорного и минорного трезвучия от звуков;

-упражнений на сопоставление одноименного мажора и минора;

-пение в унисон;

-пение двухголосных песен с исполнением одного из голосов педагогом (подготовка к двухголосному пению).

 

· Сольфеджирование и пение с листа

-пение несложных песен с текстом, с сопровождением и без него;

-транспонирование песен от разных звуков;

-песен, содержащих сопоставление одноименного мажора и минора;

-пение нотных примеров, включающих в себя движение мелодии вверх и вниз, поступенные ходы, повторяющиеся звуки, скачки на тонику, с названием нот и тактированием;

-скачки на тонику и опевание;

-основные ритмические длительности(         )в размерах 2/4,3/4;

-целая нота, размер 4/4, паузы: целая, половинная, четвертная, восьмая;

-затакт: четверть, две восьмые.

 

· Воспитание чувства метроритма

-ощущение равномерности пульсирующих долей;

-осознание и воспроизведение ритмического рисунка мелодии;

-повторение ритмического рисунка;

-навыки тактирования, дирижирования;

-сольмизация музыкальных примеров;

-исполнение остинато в качестве аккомпанемента к выученным песням;

-исполнение простейших ритмических канонов (с текстом, без текста, на слоги, на инструменте, и т.д.);

-исполнение простейших ритмических партитур в сопровождении фортепиано и без него;

-узнавание мелодии по ритмическому рисунку;

-проработка размеров 2/4,3/4;

-паузы: половинные, четвертные, восьмые;

 

· Воспитание музыкального восприятия (анализ на слух)

Определение на слух и осознание:

- характера музыкального произведения, лада (мажор, минор, сопоставление одноименного мажора и минора), количества фраз, размера, темпа, динамических оттенков, устойчивости отдельных оборотов;

-мелодических оборотов, включающих в себя движение вверх и вниз, поступенные ходы, повторность звуков, скачки на устойчивые звуки;

-отдельных ступеней, трезвучий мажора и минора;

-мажорного и минорного трезвучий в мелодическом и гармоническом виде;

-сильных и слабых долей в прослушанной мелодии (в размерах 2/4, 3/4);

-анализ несложных мелодических оборотов.

 

· Музыкальный материал

-П. Чайковский «Полька»

                       «Шарманщик поёт»

                       «Немецкая песенка»

-В. Калинников «Киска»

-А. Островский «До-ре-ми-фа-соль»

-Ф. Шуберт «Экосез»

                 «Вальс»

-Л. Бетховен «Контрданс»

-Н. Раков «Полька»

-С. Рахманинов «Итальянская полька»

 

· Музыкальный диктант

-подготовительные упражнения: пропевание небольшой фразы и воспроизведение её на нейтральный слог;

-работа над развитием музыкальной памяти и внутреннего слуха;

-запоминание без предварительного пропевания небольшой фразы и воспроизведение её на нейтральный слог или с текстом;

-устные диктанты (воспроизведение на слоги или с названием звуков, с тактированием или без него небольших попевок вслед за проигрыванием);

-мелодий, предварительно спетых с названием звуков;

-письменные упражнения для выработки навыков нотописания;

-запись ритмического рисунка мелодии;

-запись мелодий в объёме 2-4 тактов в пройденных тональностях в размерах 2/4,3/4;

-фото-диктант.

 

· Воспитание творческих навыков

-допевание мелодии на нейтральный слог, с названием звуков в пройденных тональностях;

-сочинение и досочинение мелодии на заданный ритм, текст;

-сочинение простого ритмического сопровождения к музыкальным произведениям;

-запись сочинённых мелодий, рисунки к песням;

-подбор баса к выученным мелодиям;

-запись несложных сочинённых мелодий;

-подбор по слуху знакомых мелодий от звука и в пройденных тональностях;

-рисунки к прослушиваемым произведениям.

 

Прогнозируемый результат

       По окончании второго класса учащийся должен:

-узнавать на слух музыку пройденных песен и пьес, кратко их характеризовать;

-петь любую из выученных песен с текстом или нотами от разных звуков;

-интонационно чисто петь пройденные гаммы, примеры и упражнения;

-знать необходимый теоретический материал;

-написать несложный мелодический или ритмический диктант в объёме 2-4 тактов;

-прохлопать ритмический рисунок короткой мелодии, прочитать ритм ритмослогами и записать его;

-определять на слух в музыкальных примерах размеры 2/4 и 3/4;

-досочинить ответную фразу на знакомый текст;

-читать с листа лёгкие музыкальные примеры.

 

Примерный учебно-тематический план

№ темы

Наименование тем

Кол-во уроков

Первая четверть
1   2.   3. 4. 5. 6. 7. 8. -Повторение материала первого класса. Ритмические партитуры. Метр. Ритм. Размер 2/4. -Музыкальный звук, его качества, звукоряд, регистры, октавы (повтор). Гамма «До мажор». Тоника. Лад. Тональность. -Устойчивые, неустойчивые ступени. Тоническое трезвучие. -Тон, полутон. Знаки альтерации. Строение мажорной гаммы. -Вводные ступени лада, опевание устойчивых ступеней. -Ноты второй октавы. Тональность «Фа мажор». Тетрахорд. -Подготовка к контрольному уроку. -Итоговый урок. 1   1   1 1 1 1 1 1

 

 

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

 

Вторая четверть

 

 

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

-Строение мажорной гаммы (повтор), тональность «Соль мажор». -Басовый ключ. Ноты малой октавы. -Размер 3/4.Паузы Ритмические партитуры. -Консонанс и диссонанс. Первоначальные сведения об интервалах. -Канон. -Затакт: две восьмые (),четвертная(). -Ритмическое остинато, ритмический аккомпанемент. -Подготовка к контрольному уроку. -Контрольный урок по материалу первого полугодия. -Работа над ошибками в контрольных работах. Подведение итогов успеваемости за первое полугодие.

 

 

1.

2.

3.

4.

5.

6.

 

7.

 

8.

9.

10.

 

 

Третья четверть

 

 

1

1

1

1

1

1

 

1

 

1

1

1

 

 

-Тональность «Ре мажор». -Транспонирование. -Проигрывание на фортепиано элементов музыкального языка. -Урок творчества (импровизация, сочинение). -Главные ступени лада (ознакомительного характера). -Проигрывание на фортепиано элементов музыкального языка. Анализ музыкальных фрагментов. -Ритмические упражнения, ритмические партитуры, ритмический диктант в размерах 2/4, 3/4. -Урок творчества (на закрепление пройденного материала). -Самостоятельная работа по материалу третьей четверти. -Работа над ошибками. Итоговое занятие.

 

 

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Четвёртая четверть

 

 

1

1

1

1

1

1

1

1

-Повторение материала. Анализ музыкальных фрагментов. -Сопоставление одноименного мажора и минора на примере песен. -Проигрывание на фортепиано элементов музыкального языка. -Размер 4/4, целая нота(). -Ритмические партитуры. Анализ музыкальных фрагментов. -Урок творчества (импровизация, сочинение). -Контрольный урок по материалу второго полугодия. -Работа над ошибками в контрольных работах. Итоговое занятие.  

 

Всего: 36 уроков

 

Третий год обучения

Общие задачи:

-на основе выработанных во втором классе умений и навыков вести дальнейшую работу над формированием музыкального мышления, развитием музыкального слуха, музыкальной памяти, закреплением усвоенных понятий и терминов;

-продолжить изучение новых теоретических сведений;

-расширять творческие приёмы развития слуха на основе импровизации.

 

Формы реализации этих задач:

· Формирование вокально-интонационных навыков

-пение мажорных и минорных гамм и упражнений, ступеней или отдельных мелодических попевок, тетрахордов;

-пропевание тона и полутона на слог и с названием звуков;

-пройденных интервалов на ступенях мажорной и минорной гаммы;

-пение пройденных интервалов (кроме секунды) двухголосно, способом «наслаивания» или взятых одновременно;

-пение простейших секвенций;

-пение мажорного и минорного трезвучия в ладу и от звуков.

· Сольфеджирование и пение с листа

Пение:

-несложных песен с текстом с сопровождением и без него;

-с листа простейших мелодий с названием звуков, на нейтральный слог с дирижированием или тактированием;

-транспонирование песенок от разных звуков и в пройденные тональности;

-музыкальных упражнений с дирижированием, включающих в себя движение мелодии вверх и вниз, поступенные ходы, скачки на тонику и опевание;

-чередование пения вслух и «про себя»;

-ритмическая группа: четверть с точкой и восьмая (     ),четыре шестнадцатых (       );

-целая нота, размер 4/4;

-паузы: целая, половинная, четвертная, восьмая;

-затакт: четверть, две восьмые.

 

· Воспитание чувства метроритма

-повторение ритмического рисунка ритмослогами;

-выстукивание ритмического рисунка нотного примера, по ритмокарточкам;

-узнавание мелодии по ритмическому рисунку;

-дирижирование в размерах 2/4,3/4,4/4;

-продолжение работы в размерах 2/4, 3/4, 4/4; длительности в различных сочетаниях;

-сольмизация музыкальных примеров;

-ритмическое остинато, ритмический канон;

-ритмический ансамбль, простейшие ритмические партитуры;

-ритмический диктант (запись ритмического рисунка мелодии или ритма, исполненных педагогом);

-пауза: целая.

 

· Воспитание музыкального восприятия (анализ на слух)

Определение на слух и осознание:

-характера музыкального произведения, лада (мажор и минор трёх видов), количества фраз, размера, темпа, динамических оттенков, устойчивости отдельных оборотов;

-отдельных ступеней, трезвучий мажора и минора в мелодическом и гармоническом виде;

-анализ несложных мелодических оборотов, включающих движение по звукам тонического трезвучия, сочетания отдельных ступеней;

-пройденных интервалов в мелодическом виде (вверх и вниз) и гармоническом виде.

 

· Музыкальный материал

-П. Чайковский «Вальс»

                         «Болезнь куклы»

                         «Новая кукла»

-Д. Шостакович «Шарманка»

-Ф. Шуберт «Вальс»

-С. Прокофьев «Вальс»

-Детские песни - попевки, русские народные песни.

 

· Музыкальный диктант

-продолжение работы над развитием музыкальной памяти и внутреннего слуха с использованием подготовительных упражнений;

-запись ранее выученных мелодий;

-запись ритмического рисунка ранее выученных мелодий;

-диктант с предварительным разбором;

-письменный диктант в объёме 4-8 тактов в пройденных тональностях (До, Соль, Фа, Ре мажор, ля, ми, си, ре минор), с пройденными мелодическими оборотами и ритмическими длительностями;

-запись мелодий, подобранных на фортепиано;

-фото-диктант.

 

· Воспитание творческих навыков

-допевание мелодии на нейтральный слог и с названием звуков;

-импровизация мелодии на заданный ритм и текст;

-сочинение мелодических вариантов фразы;

-свободная импровизация мелодии в пройденных тональностях с использованием трёх видов минора;

-коллективная импровизация мелодии в пройденных тональностях с использованием прорабатываемых ритмических и мелодических оборотов;

-подбор второго голоса с использованием пройденных интервалов;

-подбор аккомпанемента к пройденным мелодиям из предложенных аккордов (для подвинутых групп);

-подбор баса к выученным мелодиям;

-запоминание и запись сочинённых мелодий;

-рисунки к прослушиваемым произведениям.

 

Прогнозируемый результат

По окончании третьего класса учащийся должен:

-узнавать на слух музыку пройденных песен и пьес, кратко их характеризовать;

-петь любую из выученных песен с текстом или нотами от разных звуков;

-знать необходимый теоретический материал;

-интонационно чисто петь пройденные гаммы, примеры и упражнения;

-написать несложный ритмический или мелодический диктант в объёме 4-8 тактов, уметь транспонировать его в пройденные тональности;

-уверенно строить, определять, петь в ладу и от звука пройденные аккорды и интервалы;

-прохлопать ритмический рисунок короткой мелодии, прочитать ритм ритмослогами и записать его;

-определять на слух в музыкальных примерах размеры 2/4,3/4;

-петь отдельные звуки в интервале, аккорде из 3-х звуков;

-допеть до тоники незавершённую короткую фразу;

-импровизировать ответную фразу на знакомый текст;

-читать с листа лёгкие музыкальные примеры.

 

Примерный учебно-тематический план

№ темы

 

  Наименование тем

 

Кол-во уроков

 

 

Первая четверть
1.   2. 3. 4. 5. 6. 7.   8. -Повторение материала второго класса. Ритмические упражнения в размере 2/4,3/4,4/4. -Тональность «Ля минор» (натуральный вид). -Параллельные тональности. -Тональность «Ля минор» (гармонический вид). -Интервалы: Чистая прима (ч 1),секунда (м 2 и б 2). -Тональность «Ля минор» (мелодический вид). -Урок творчества по пройденному материалу (импровизация, сочинение мелодии, ритмического аккомпанемента). -Подведение итогов за первую четверть.   1   1 1 1 1 1 1   1

 

 

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

 

9.

10.

 

Вторая четверть

 

 

1

1

1

1

1

1

1

1

 

1

1

 

-Повторение материала первой четверти. Ритмический канон. -Ритмическая группа: четверть с точкой и восьмая. -Секвенция. -Тональность «Ми минор» (натуральный, гармонический вид). -Интервал: терция – малая (м 3) и большая (б 3). -Тональность «Ми минор» (мелодический вид). -Ритмическая группа: четыре шестнадцатых(           ). -Подготовка к контрольному уроку. Анализ музыкальных фрагментов. Определение элементов музыкального языка в нотном тексте. -Контрольный урок по материалу первого полугодия. -Работа над ошибками. Подведение итогов успеваемости.

 

 

1.

2.

3.

4.

5.

6.

 

7.

 

8.

Третья четверть

 

 

1

2

1

1

1

1

 

1

 

1

-Повтор материала. Ритмические партитуры, ритмический канон. -Тональность «Ре минор» (3 вида). -Интервал: чистая квинта (ч 5). -Затакт: восьмая(). -Интервал: чистая кварта (ч 4). -Урок творчества (импровизация, сочинение мелодии, подбор баса к заданной мелодии). Урок - «состязание». -Двухголосные музыкальные упражнения. Проигрывание на фортепиано элементов музыкального языка. -Самостоятельная работа по пройденному материалу.    

 

 

1.

 

2.

3.

4.

5.

 

6.

7.

8.

 

Четвёртая четверть

 

 

1

 

1

1

2

1

1

1

1

1

-Повтор материала. Проигрывание на фортепиано песен, упражнений в пройденных тональностях. Ритмический канон. -Тональность «Си-бемоль мажор». -Интервал: чистая октава (ч 8). -Тональность «Соль минор»(3 вида). -Анализ музыкальных произведений. Проигрывание элементов музыкального языка на инструменте. Ритмические партитуры. -Подготовка к контрольному уроку. Повторение изученного материала. -Контрольный урок по материалу учебного года. -Работа над ошибками. Подведение итогов работы.

Всего: 36 уроков.

 

Четвёртый год обучения

Общие задачи:

-закрепление и углубление знаний и навыков, полученных в третьем классе;

-дальнейшее развитие музыкального слуха, укрепление вокально-интонационных навыков;

-закрепление изученных и освоение новых теоретических сведений;

-дальнейшее развитие творческих способностей.

 

Формы реализации этих задач:

 

· Формирование вокально-интонационных навыков

Пение:

-мажорных и минорных гамм (3 вида);

-мелодий (упражнений в переменном ладу);

-тонических трезвучий и их обращений в пройденных тональностях;

-мелодических оборотов, включающих в себя скачки с I ступени на V, опевание устойчивых ступеней, движение по тетрахордам, трезвучию и его обращениям;

-пройденных интервалов в тональности и вне лада (вверх и вниз);

-диатонических секвенций;

-упражнений в переменном ладу;

-интервалов двухголосно;

-трезвучий трёхголосно;

-упражнений на обращение трезвучий.

 

· Сольфеджирование и пение с листа

Пение:

-в пройденных тональностях более сложных песен, выученных на слух и по нотам;

-с листа мелодий в пройденных тональностях, включающих интонации знакомых аккордов и интервалов;

-разучивание и пение по нотам двухголосных песен;

-пение одного из голосов несложного двухголосия с одновременным проигрыванием другого голоса на фортепиано;

-транспонирование выученных мелодий в пройденные тональности;

-мелодий с использованием ритмических групп: восьмая и две шестнадцатых (       ), четверть с точкой и восьмая (   ) в пройденных размерах;

-ритмические группы: три восьмые (         ), четверть и восьмая (    ) в размере 3/8 (для подвинутых групп);

-мелодий в размере 3/8.

 

· Воспитание чувства метроритма

-ритмические упражнения с использованием пройденных длительностей;

-более сложные виды затактов (                  );

-проработка размеров: 3/4,4/4,3/8 (для подвинутых групп);

-ритмическое остинато, ритмический канон;

-исполнение ритмических партитур двумя руками и в ансамбле;

-ритмический диктант;

-одновременное воспроизведение учащимися ритмического рисунка и метрической доли;

-ритмическое двухголосие (для подвинутых групп);

-сольмизация нотных примеров (как подготовка к чтению с листа более сложных примеров).

 

· Воспитание музыкального восприятия (анализ на слух)

Определение на слух и осознание:

-характера музыкального произведения, его жанровых особенностей, лада (включая переменный), размера, темпа, динамических оттенков, количество фраз, ритмических особенностей, интервалов и аккордов;

-мелодических оборотов, включающих движение по звукам тонического трезвучия и его обращений (как перемещений) в мажоре и миноре;

-интонации пройденных интервалов, остановки на V и II ступенях, опевание, скачки на V, II и VI ступени и др.;

-определение интервалов в ладу и от звука в мелодическом и гармоническом звучании;

-трезвучий одноименных и параллельных тональностей;

-трезвучий главных ступеней в мажоре и миноре (для подвинутых групп).

 

· Музыкальный материал

-М. Глинка «Полька»

                «Марш Черномора»

-П. Чайковский «Мой Лизочек»

                         «Танец маленьких лебедей»

                         «Полька»

                         «Итальянская песенка»

-Д. Кабалевский «Клоуны»

-С. Прокофьев «Марш»

-С. Майкапар «Мотылёк»

                     «Пастушок»

-В. Соловьёв-Седой «Подмосковные вечера»

-Р. Шуман «Дед Мороз»

Детские песни, попевки, репертуар русских народных песен («Ходила младешенька», «Выйду ль я на реченьку»).

 

· Музыкальный диктант

-все формы устного диктанта;

-запись выученных мелодий;

-письменный диктант в объёме 4-8 тактов, включающий освоенные мелодические обороты и римические группы, затакт (                );

-паузы: восьмые;

-тембровые диктанты.

 

· Воспитание творческих навыков

-импровизация на заданный ритм и текст;

-импровизация ответного предложения в параллельной тональности;

-коллективная импровизация мелодии в переменном ладу;

-сочинение жанровых разнохарактерных мелодий с использованием пройденных интервалов, аккордов, мелодических оборотов в тональностях до 3-х знаков, мелодий различного жанра (вальс, полька и т.д.);

-подголосков к заданной мелодии;

-подбор аккомпанемента к выученным мелодиям из предложенных аккордов;

-подбор аккомпанемента;

-запись сочинённых мелодий.

 

Прогнозируемый результат

По окончании четвёртого класса учащийся должен:

-интонационно чисто петь пройденные гаммы, интервалы и аккорды;

-знать необходимый теоретический материал;

-написать мелодический или ритмический диктант в объёме 4-8 тактов;

-выполнять все виды работ, которые предусмотрены программными требованиями.

 

 

Примерный учебно-тематический план

№ темы

Наименование тем  

Кол-во уроков

Первая четверть
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7.     -Повтор материала третьего класса. Тональность Си-бемоль мажор. -Ритмическая группа: четыре шестнадцатых (       ). -Размер: три восьмых (3/8). -Группировка в размере 3/8. -Интервал: секста – малая (м 6) и большая (б 6). -Обращение интервалов. -Транспонирование со случайными знаками. 1 1 1 1 1 2 1  

 

 

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

 

 

Вторая четверть

 

 

1

1

1

1

1

1

1

1

1

-Переменный лад. -Ритмическая группа: восьмая, две шестнадцатых (    ). -Тональность «Соль минор»(3 вида). -Обращения трезвучий. Секстаккорд. -Обращения трезвучий. Квартсекстаккорд. -Интервал «м 6» и «б 6» в составе обращений. -Ритмическая группа: две шестнадцатых, восьмая (    ). -Контрольный урок по материалу первого полугодия. -Работа над ошибками. Подведение итогов первого полугодия.

 

 

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

 

10.

 

Третья четверть

 

 

1

1

1

2

1

1

1

1

1

 

1

-Тональность «Ля мажор». -Ритмическая группа: четверть и восьмая (   ). -Трёхчастная форма. -Тональность «Фа-диез минор». -Ритмическая группа: три восьмые, четверть и восьмая (          ). -Интервалы «м 6» и «б 6» на ступенях мажора. -Тонические трезвучия параллельных тональностей. -Диатоническая секвенция. -Разрешение, опевание. Проигрывание на фортепиано элементов музыкального языка. -Самостоятельная работа по пройденному материалу.    
  Четвёртая четверть  
1. 2. 3. 4.   5. 6.   -Тональность «Ми-бемоль мажор». -Интервал «ув 2» в гармоническом миноре. -Тональность «До минор» (3 вида). -Проигрывание на фортепиано элементов музыкального языка Подготовка к контрольному уроку. -Контрольный урок по материалу второго полугодия. -Работа над ошибками. Подведение итогов учебного года.     1 2 2 1   1 1  

 

Всего: 36 уроков.

 

Пятый год обучения

Общие задачи:

-дальнейшее развитие музыкального слуха;

-укрепление вокальных навыков;

-изучение новых теоретических сведений;

-освоение новых ритмических групп;

-укрепление техники и качества чтения с листа;

-освоение гармонических комплексов.

 

Формы реализации этих задач:

· Формирование вокально-интонационных навыков

Пение:

- гамм, отдельных ступеней, мелодических оборотов;

-трезвучий главных ступеней;

-пройденных аккордов и интервалов от звука и в тональности;

-Интервал «Секста» на ступенях в пройденных тональностях;

-«м 7» на V ступени в мажоре и гармоническом миноре;

- диатонических секвенций с использованием пройденных мелодических и ритмических оборотов;

- 2-х и 3-хголосных последовательностей;

- тритонов («ув 4» на IV ступени и «ум 5» на VII ступени) в мажоре и гармоническом миноре;

- Д 7 в основном виде с разрешением в тональности;

-одного из голосов в двухголосных упражнениях, с проигрыванием другого голоса на инструменте (для подвинутых учащихся);

-одного из голосов трёхголосной последовательности аккордов (верхний, нижний, средний) с одновременным проигрыванием всех голосов на фортепиано (для подвинутых групп учащихся).

 

· Сольфеджирование и пение с листа

Пение:

- мелодий с более сложными мелодическими и ритмическими оборотами, а также элементами хроматизма и модуляциями (в подвинутых группах), выученных на слух;

-с листа мелодий в пройденных тональностях, с движением по звукам трезвучий главных ступеней, Д 7;

-сольмизация нотных примеров;

-транспонирование выученных мелодий в пройденные тональности;

-пение двухголосных канонов и мелодий;

-одного из голосов выученной двухголосной песни с одновременным проигрыванием другого голоса на фортепиано (для подвинутых групп учащихся).

 

· Воспитание чувства метроритма

-ритмические упражнения с использованием изученных размеров и длительностей;

-освоение ритмических групп: пунктирный ритм (   ), синкопа (        ), триоль (    ) в размерах: 2/4,3/4,4/4

-ритмические группы: три восьмые (        ), четверть и восьмая (   ), четверть с точкой () в размерах 3/8,6/8;

-знакомство с размером 6/8, дирижирование мелодий в пройденных размерах;

-продолжение работы над ритмическими канонами и ритмическим аккомпанементом;

-двухголосные ритмические упражнения (группами и индивидуально);

-пауза: шестнадцатая;

-ритмический диктант.

 

· Воспитание музыкального восприятия (анализ на слух)

Определение на слух и осознание:

в произведении его жанровых особенностей, характера, формы (повторность, вариантность), лада (включая простейшие модуляции), размера, темпа, ритма, интервалов и аккордов;

-мелодических оборотов, включающих движение по звукам трезвучий главных ступеней,


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.456 с.