Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Топ:
Оснащения врачебно-сестринской бригады.
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Интересное:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Дисциплины:
2020-07-07 | 71 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Предметная область ПО.02.
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ МУЗЫКИ.
Рабочая программа учебного предмета УП.01
«Сольфеджио»
дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной
программы в области музыкального искусства
Разработчик – Михеева В. В. – преподаватель теоретических дисциплин, преподаватель высшей категории
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
1.1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
1.2. Срок реализации учебного предмета;
1.3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
1.4. Форма проведения учебных аудиторных занятий;
1.5. Цели и задачи учебного предмета;
1.6. Обоснование структуры программы учебного предмета;
1.7. Методы обучения;
1.8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
II. Содержание учебного предмета
2.1. Сведения о затратах учебного времени;
2.2. Годовые требования по классам;
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
4.1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
4.2. Критерии оценки;
V. Методическое обеспечение учебного процесса
5.1. Методические рекомендации педагогическим работникам;
5.2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы;
VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
6.1. Нотная литература
6.2. Учебно-методическая литература;
|
6.3. Список рекомендуемых аудио и видеоматериалов
I. Пояснительная записка.
1.1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.
Программа учебного предмета «Сольфеджио» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства «Фортепиано», «Струнные инструменты», «Духовые и ударные инструменты», «Народные инструменты».
Предмет «Сольфеджио» является одной из обязательных дисциплин в учебных планах ДМШ и ДШИ. Рабочая программа «Сольфеджио» является частью дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств «Фортепиано», «Струнные инструменты», «Духовые и ударные инструменты», «Народные инструменты» и разработана в соответствии с ФГТ к минимуму содержания, структуре и условиям реализации данных программ. Сольфеджио является обязательным учебным предметом в детских школах искусств, реализующих программы предпрофессионального обучения. Уроки сольфеджио развивают такие музыкальные данные как слух, память, ритм, помогают выявлению творческих задатков учеников, знакомят с теоретическими основами музыкального искусства. Полученные на уроках сольфеджио знания и формируемые умения и навыки должны помогать ученикам в их занятиях на инструменте, а также в изучении других учебных предметов дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств.
В структуре предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства данный предмет приобретает особую важность, способствуя не только развитию музыкальных способностей, но также воспитанию музыкально – эстетического вкуса обучающихся, расширению общего кругозора, что является одним из важнейших факторов, определяющих успех дальнейшего музыкального образования.
|
Срок реализации учебного предмета.
Срок реализации программы для детей, поступивших в школу в возрасте с 6.5 до 9 лет составляет 8 лет; 9-й год – дополнительный.
1.3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Сольфеджио».
Таблица 1.
Классы | Специальность | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Продолжительность учебных занятий (в неделях) | 32 | 33 | 33 | 33 | 33 | 33 | 33 | 33 | |
Количество часов на аудиторные занятия (в неделю) | Фортепиано Струнные Духовые и ударные Народные Музыкальный фольклор | Музыкальный фольклор 48 | 49,5 | 49,5 | 49,5 | 49,5 | 49,5 | 49,5 | 49,5 |
Количество часов на внеаудиторные занятия (в неделю) | Фортепиано Струнные Духовые и ударные Народные Музыкальный фольклор | 32 | 33 | 33 | 33 | 33 | 33 | 33 | 33 |
Максимальная нагрузка | Фортепиано Струнные Духовые и ударные Народные Музыкальный фольклор | 80 | 82,5 | 82,5 | 82,5 | 82,5 | 82,5 | 82,5 | 82,5 |
Объем учебного времени за весь срок обучения составляет по всем специальностям:
Аудиторная нагрузка – 394.5 часов;
Самостоятельная работа - 263 часа;
Максимальная нагрузка – 657,5 часов.
II. Содержание учебного предмета
2.1. Учебно-тематический план:
Класс
№ | Наименование раздела, темы | Вид учебного занятия | Общий объем времени (в часах) | ||
Максимальная учебная нагрузка | Самостоятельная работа | Аудиторные занятия | |||
1. | Нотная грамота. 3 жанра в музыке. Звуки высокие и низкие. Знакомство с клавиатурой. | урок | 5 | 2 | 3 |
2. | Разговорная речь и пение. Регистры, скрипичный и басовый ключи. | урок | 2,5 | 1 | 1,5 |
3. | Ритм. Такт. Тактовая черта. Доли. Сильная доля | урок | 2,5 | 1 | 1,5 |
4. | Длительности. Простые ритмические группы. Размер 2/4. | урок | 2,5 | 1 | 1,5 |
5. | Размер 2/4. Динамические оттенки. | урок | 2,5 | 1 | 1,5 |
6. | Паузы. Четвертные и восьмые паузы. | урок | 2,5 | 1 | 1,5 |
7. | Текущий контроль | Контрольный урок | 2 /20 | 1 /8 | 1,5/ 12 |
8. | Звукоряд, гамма, ступени. | урок | 2,5 | 1 | 1,5 |
9. | Мажорный и минорный лады. Гамма До мажор. Тоническое трезвучие. | урок | 2,5 | 1 | 1,5 |
10. | Устойчивые и неустойчивые ступени. Тоника. Вводные тоны. | урок | 2,5 | 1 | 1,5 |
11. | Знаки альтерации. Тон – полутон. Строение мажорного лада. | урок | 5 | 2 | 3 |
12. | Размер 3/4.Половинные длительности. Паузы половинные. | урок | 2,5 | 1 | 1,5 |
13. | Запись одноголосных диктантов в размере 2/4. | урок | 2,5 | 1 | 1,5 |
14. | Текущий контроль | Контрольный урок | 2,5 /20 | 1 /8 | 1,5 /12 |
15. | Гамма Соль мажор. Тетрахорд. Затакт. | урок | 2,5 | 1 | 1,5 |
16. | Работа над развитием ладового слуха. | урок | 5 | 2 | 3 |
17. | Интервал. Консонансы и диссонансы. Названия интервалов. | урок | 5 | 2 | 3 |
18. | Гамма Фа мажор. | урок | 2,5 | 1 | 1,5 |
19. | Запись одноголосных диктантов в размере 3/4. | урок | 5 | 2 | 3 |
20. | Размер 4/4. Целая длительность. | урок | 2,5 | 1 | 1,5 |
21. | Текущий контроль | Контрольный урок | 2,5 /25 | 1 /10 | 1,5 /15 |
22. | Гамма Ре мажор. Работа над развитием ладового слуха. | урок | 2,5 | 1 | 1,5 |
23. | Транспозиция. | урок | 5 | 2 | 3 |
24. | Запись одноголосных диктантов в размере 4/4. | урок | 2,5 | 1 | 1,5 |
25. | Повторение материала. | урок | 2,5 | 1 | 1,5 |
26. | Промежуточный контроль | Контрольный урок | 2,5 /15 | 1 /6 | 1,5 /9 |
Итого: | 80 | 32 | 48 |
|
Класс
№ | Наименование раздела, темы | Вид учебного занятия | Общий объем времени (в часах) | ||
Максимальная учебная нагрузка | Самостоятельная работа | Аудиторные занятия | |||
1. | Повторение материала 1 первого класса | урок | 2.5 | 1 | 1.5 |
2. | Мажор – минор. Гамма ля минор. Параллельные тональности. | урок | 2.5 | 1 | 1.5 |
3. | Интервалы (консонансы и диссонансы), ч.8, ч.1. | урок | 5 | 2 | 3 |
4. | Гамма ля минор гармоническая. Ритмическая группа: четверть с точкой и восьмая | урок | 2.5 | 1 | 1.5 |
5. | Гамма ля минор мелодическая. Интервалы: б.2 и м. 2 от звука и в тональности. | урок | 5 | 2 | 3 |
6. | Текущий контроль | Контрольный урок | 2.5 /20 | 1 /8 | 1.5 /12 |
7. | Параллельные тональности. Гамма ми минор. Обращение тонического трезвучия. | урок | 2.5 | 1 | 1.5 |
8. | Интервалы б. 3 и м.3 от звука и в тональности. | урок | 5 | 2 | 3 |
9. | Гамма си минор. Ритмическая группа: четыре шестнадцатых в пройденных размерах. | урок | 2.5 | 1 | 1.5 |
10. | Затакт. Целая пауза. | урок | 2.5 | 1 | 1.5 |
11. | Интервал: чистая кварта в тональности и от звука. | урок | 2.5 | 1 | 1.5 |
12. | Работа над воспитанием ладового слуха. | урок | 2.5 | 1 | 1.5 |
13. | Текущий контроль | Контрольный урок | 2.5 /20 | 1 /8 | 1.5 /12 |
14. | Обращение тонического трезвучия. | урок | 5 | 2 | 3 |
15. | Гамма ре минор. Переменный лад. | урок | 2.5 | 1 | 1.5 |
16. | Ритмическая группа: восьмая - две шестнадцатых и две шестнадцатых - восьмая | урок | 2.5 | 1 | 1.5 |
17. | Интервал: ч.5 в тональности и от звука. | урок | 2.5 | 1 | 1.5 |
18. | Параллельные и одноименные тональности. | урок | 5.5 5 | 2 | 3 |
19. | Интервал ув. 2 в гармоническом миноре (в пройденных тональностях) | урок | 5 | 2 | 3 |
20. | Текущий контроль | Контрольный урок | 2.5 /25 | 1 /10 | 1.5 /15 |
21. | Гамма Си бемоль мажор. | урок | 2.5 | 1 | 1.5 |
22. | Гамма соль минор. | урок | 2.5 | 1 | 1.5 |
23. | Пройденные ритмические группы в пройденных размерах. | урок | 2.5 | 1 | 1.5 |
24. | Запись одноголосных диктантов в пройденных размерах. | урок | 5 | 2 | 3 |
25. | Повторение пройденного материала. | урок | 2.5 | 1 | 1.5 |
26. | Промежуточный контроль | Контрольный урок | 2.5 /17.5 | 1 /7 | 1.5 /10.5 |
Итого: | 82.5 | 33 | 49.5 |
|
Класс.
№ | Наименование раздела, темы | Вид учебного занятия | Общий объем времени (в часах) | ||
Максимальная учебная нагрузка | Самостоятельная работа | Аудиторные занятия | |||
1. | Повторение материала 2 класса. | урок | 5 | 2 | 3 |
2. | Гамма Ля мажор. | урок | 2.5 | 1 | 1.5 |
3. | Ритмическая группа: четверть с точкой и восьмая в размерах 2/4, 3/4, 4/4. | урок | 5 | 2 | 3 |
4. | Гамма фа # минор. Увеличенная секунда в гармоническом миноре. | урок | 2.5 | 1 | 1.5 |
5. | Ритмическая группа: три восьмых в размере 3/8. | урок | 2.5 | 1 | 1.5 |
6. | Текущий контроль | Контрольный урок | 2.5 /20 | 1 /8 | 1.5 /12 |
7. | Главные трезвучия лада. | урок | 5 | 2 | 3 |
8. | Обращение и разрешение главных трезвучий лада. | урок | 7.5 | 3 | 4.5 |
9. | Интервалы: м.6 и б.6 в тональности и от звука, в составе секстаккорда и квартсекстаккорда. | урок | 5 | 2 | 3 |
10. | Текущий контроль | Контрольный урок | 2.5 /20 | 1 /8 | 1.5 /12 |
11. | Гаммы: Ми бемоль мажор и до минор. | урок | 5 | 2 | 3 |
12. | Интервалы: б.7 и м.7 – в тональности и от звука. | урок | 5 | 2 | 3 |
13. | Обращение интервалов. | урок | 5 | 2 | 3 |
14. | Гаммы: Ми мажор и до # минор. | урок | 5 | 2 | 3 |
15. | Переменный лад. | урок | 2.5 | 1 | 1.5 |
16. | Текущий контроль | Контрольный урок | 2.5 /25 | 1 /10 | 1.5 /15 |
17. | Параллельные и одноименные тональности | урок | 5 | 2 | 3 |
18. | Обращение главных трезвучий. | урок | 5 | 2 | 3 |
19. | Обращение интервалов. | урок | 2.5 | 1 | 1.5 |
20. | Навыки написания диктанта | урок | 2.5 | 1 | 1.5 |
21. | Промежуточный контроль | Контрольный урок | 2.5 /17.5 | 1 /7 | 1.5 /10.5 |
22. | Итого: | 82.5 | 33 | 49.5 |
Класс.
№ | Наименование раздела, темы | Вид учебного занятия | Общий объем времени (в часах) | ||
Максимальная учебная нагрузка | Самостоятельная работа | Аудиторные занятия | |||
1. | Повторение материала 3 класса. | урок | 2.5 | 1 | 1.5 |
2. | Гаммы Си мажор и соль # минор. | урок | 5 | 2 | 3 |
3. | Интервал: тритон в мажоре и гармоническом миноре | урок | 7.5 | 3 | 4.5 |
4. | Ритмическая группа: восьмая с точкой и шестнадцатая. | урок | 2.5 | 1 | 1.5 |
5. | Текущий контроль | Контрольный урок | 2.5 /20 | 1 /8 | 1.5 /12 |
6. | Доминантовый септаккорд – Д7. | урок | 7,5 | 3 | 4.5 |
7. | Гаммы Ре бемоль мажор и си бемоль минор | урок | 5 | 2 | 3 |
8. | Ритмические группы в размерах 3/8 и 6/8. | урок | 5 | 2 | 3 |
9. | Текущий контроль | Контрольный урок | 2.5 /20 | 1 /8 | 1.5 /12 |
10. | Хроматизм проходящий и вспомогательный. | урок | 5 | 2 | 3 |
11. | Модуляция и отклонение. | урок | 7.5 | 3 | 4.5 |
12. | Синкопа. | урок | 5 | 2 | 3 |
13. | Трезвучия и их обращения. Уменьшенное трезвучие ум. 35. | урок | 5 | 2 | 3 |
14. | Текущий контроль | Контрольный урок | 2.5 /25 | 1 /10 | 1.5 /15 |
15. | Триоль в размере 2/4 и 3/4. | урок | 5 | 2 | 3 |
16. | Тритоны а натуральном мажоре и гармоническом миноре. | урок | 5 | 2 | 3 |
17. | Все пройденные интервалы | урок | 2.5 | 1 | 1.5 |
18. | Слуховой анализ. Работа над диктантом. | урок | 2.5 | 1 | 1.5 |
19. | Промежуточный контроль | Контрольный урок | 2.5 /17.5 | 1 /7 | 1.5 /10.5 |
Итого: | 82.5 | 33 | 49.5 |
|
Класс.
№ | Наименование раздела, темы | Вид учебного занятия | Общий объем времени (в часах) | ||
Максимальная учебная нагрузка | Самостоятельная работа | Аудиторные занятия | |||
1. | Повторение материала 4 класса. | урок | 2.5 | 1 | 1.5 |
2. | Буквенное обозначение тональностей. | урок | 2.5 | 1 | 1.5 |
3. | Квинтовый круг тональностей. | урок | 2.5 | 1 | 1.5 |
4. | Обращение и разрешение Д7. | урок | 10 | 4 | 6 |
5. | Текущий контроль | Контрольный урок | 3.5 /20 | 1 /8 | 1.5 /12 |
6. | Ритмическая группа: четверть с точкой и две шестнадцатых. | урок | 2.5 | 1 | 1.5 |
7. | Гаммы: Фа# мажор и ре # минор. | урок | 5 | 2 | 3 |
8. | Тритоны на IVи VII ступенях и на II и VI. | урок | 5 | 2 | 3 |
9. | Ритмическая группа: четыре шестнадцатых и восьмая в размерах 3/8 и 6/8. | урок | 2.5 | 1 | 1.5 |
10. | Уменьшенное трезвучие в мажоре и гармоническом миноре. | урок | 2.5 | 1 | 1.5 |
11. | Текущий контроль | Контрольный урок | 2.5 /20 | 1 /8 | 1.5 /12 |
12. | Модуляция в тональности первой степени родства. | урок | 7.5 | 3 | 4.5 |
13. | Тональности: Соль бемоль мажор и ми бемоль минор. | урок | 5 | 2 | 3 |
14. | Ритмическая группа: восьмая, две шестнадцатых, восьмая. | урок | 2.5 | 1 | 1.5 |
15. | Каденция, органный пункт. | урок | 2.5 | 1 | 1.5 |
16. | Ритмическая группа: восьмая с точкой –шестнадцатая – восьмая в размере 3/8 и 6/8. | урок | 5 | 2 | 3 |
17. | Текущий контроль | Контрольный урок | 2.5 /25 | 1 /10 | 1.5 /15 |
18. | Переменный размер. | урок | 2.5 | 1 | 1.5 |
19. | Д7 с обращением и разрешением. | урок | 5 | 2 | 3 |
20. | Период. Предложение. Фраза. | урок | 2.5 | 1 | 1.5 |
21. | Трезвучия, секстаккорды и квартсекстаккорды от звука. | урок | 5 | 2 | 3 |
22. | Промежуточный контроль | Контрольный урок | 2.5 /17.5 | 1 /7 | 1.5 /10.5 |
Итого: | 82.5 | 33 | 49.5 |
Класс.
№ | Наименование раздела, темы | Вид учебного занятия | Общий объем времени (в часах) | ||
Максимальная учебная нагрузка | Самостоятельная работа | Аудиторные занятия | |||
1. | Повторение материала 5 класса. | урок | 2.5 | 1 | 1.5 |
2. | Гармонический мажор. | урок | 2.5 | 1 | 1.5 |
3. | Гаммы: Соль бемоль мажор и ля бемоль минор. | урок | 5 | 2 | 3 |
4. | Внутритактовая и междутактовая синкопа. | урок | 7.5 | 3 | 4.5 |
5. | Текущий контроль | Контрольный урок | 2.5 /20 | 1 /8 | 1.5 /12 |
6. | S35 в гармоническом мажоре | урок | 2.5 | 1 | 1.5 |
7. | Характерные интервалы | урок | 10 | 4 | 6 |
8. | Гаммы: До# мажор и ля # минор | урок | 5 | 2 | 3 |
9. | Текущий контроль | Контрольный урок | 2.5 /20 | 1 /8 | 1.5 /12 |
10. | Мажорная и минорная пентатоника. | 5 | 2 | 3 | |
11. | Уменьшенное трезвучие на II и VI ступенях в гармонических ладах. | урок | 5 | 2 | 3 |
12. | Вводный септаккорд. | урок | 7.5 | 3 | 4.5 |
13. | Переменный размер. Размер 3/2. | урок | 5 | 2 | 3 |
14. | Текущий контроль | Контрольный урок | 2.5 /25 | 1 /10 | 1.5 /15 |
15. | Энгармонизм. Энгармонически равные тональности. | урок | 5 | 2 | 3 |
16. | Хроматизм, альтерация. IV повышенная ступень в мажоре и в миноре | урок | 5 | 2 | 3 |
17. | Отклонение, модуляция в параллельную тональность, в тональность доминанты | урок | 5 | 2 | 3 |
18. | Промежуточный контроль | Контрольный урок | 2.5 /17.5 | 1 /8 | 1.5 /10.5 |
Итого: | 82.5 | 33 | 49.5 |
Класс.
№ | Наименование раздела, темы | Вид учебного занятия | Общий объем времени (в часах) | ||
Максимальная учебная нагрузка | Самостоятельная работа | Аудиторные занятия | |||
1. | Повторение материала 6 класса. | урок | 2.5 | 1 | 1.5 |
2. | Параллельные, одноименные, энгармонически равные тональности. | урок | 7.5 | 3 | 4.5 |
3. | Характерные интервалы Ув.5 и ум.4, ув.2 и ум.7 | урок | 7.5 | 3 | 4.5 |
4. | Промежуточный контроль | Контрольный урок | 2.5 /20 | 1 /8 | 1.5 /12 |
5. | Хроматизм проходящий и вспомогательный. | урок | 2.5 | 1 | 1.5 |
6. | Хроматическая гамма | урок | 5 | 2 | 3 |
7. | Модуляция в тональности I степени родства. | урок | 5 | 2 | 3 |
8. | Вводный септаккорд (малый и уменьшенный). | урок | 5 | 2 | 3 |
9. | Промежуточный контроль | Контрольный урок | 2.5 /20 | 1 /8 | 1.5 /12 |
10. | Трезвучие (4 вида) | урок | 2.5 | 1 | 1.5 |
11. | Увеличенное трезвучие в гармонических ладах. | урок | 2.5 | 1 | 1.5 |
12. | Лады народной музыки (диатонические лады) | урок | 10 | 4 | 6 |
13. | Пентатоника. | урок | 5 | 2 | 3 |
14. | Размеры: 6/4 и 3/2 | урок | 2.5 | 1 | 1.5 |
15. | Промежуточный контроль | Контрольный урок | 2.5 /25 | 1 /10 | 1.5 /15 |
16. | Различные виды внутритактовых синкоп. | урок | 5 | 2 | 3 |
17. | Период. Отклонения, модуляция в родственные тональности | урок | 5 | 2 | 3 |
18. | Альтерации неустойчивых ступеней | урок | 5 | 2 | 3 |
19. | Промежуточный контроль | Контрольный урок | 2.5 /17.5 | 1 /7 | 1.5 /10.5 |
Итого: | 82.5 | 33 | 49.5 |
Класс.
№ | Наименование раздела, темы | Вид учебного занятия | Общий объем времени (в часах) | ||
Максимальная учебная нагрузка | Самостоятельная работа | Аудиторные занятия | |||
1. | Повторение материала 7 класса. | урок | 7.5 | 3 | 1.5 |
2. | Вспомогательные и проходящие хроматические звуки | урок | 5 | 2 | 4.5 |
3. | Правописание хроматической гаммы | урок | 5 | 2 | 4.5 |
4. | Текущий контроль | Контрольный урок | 2.5 /20 | 1 /8 | 1.5 /12 |
5. | Септаккорд II ступени в мажоре и миноре | урок | 7.5 | 3 | 1.5 |
6. | Прерванный оборот в мажоре и гармоническом миноре. | урок | 5 | 2 | 3 |
7. | Сложные виды синкоп. | урок | 5 | 2 | 3 |
8. | Текущий контроль | Контрольный урок | 2.5 /20 | 1 /8 | 3 |
9. | Виды септаккордов | урок | 5 | 2 | 1.5 /12 |
10. | Построение септаккордов от звука и их разрешение в тональности | урок | 7.5 | 3 | 1.5 |
11. | Построение от звука обращений малого мажорного септаккорда и разрешение его как доминантового в мажоре и гармоническом миноре. | урок | 5 | 2 | 1.5 |
12. | 7 видов септаккордов | урок | 5 | 2 | 6 |
13. | Текущий контроль | Контрольный урок | 2.5 /20 | 1 /10 | 3 |
14. | Повторение материала | урок | 10 | 4 | 1.5 |
15. | Письменные контрольные работы. | урок | 5 | 2 | 1.5 /15 |
16. | Резервный урок. | урок | 2.5 /17.5 | 1 /7 | 3 |
Итого: | 82.5 | 33 | 3 |
Класс.
№ | Наименование раздела, темы | Вид учебного занятия | Общий объем времени (в часах) | ||
Максимальная учебная нагрузка | Самостоятельная работа | Аудиторные занятия | |||
1. | Повторение: кварто-квинтовый круг, буквенное обозначение тональностей. Тональности I степени родства. | урок | 5 | 2 | 3 |
2. | Три вида мажора и минора. | урок | 2.5 | 1 | 1.5 |
3. | Тритоны в мелодическом мажоре и миноре. | урок | 2.5 | 1 | 1.5 |
4. | Диатонические интервалы в тональности с разрешением. | урок | 5 | 2 | 3 |
5. | Хроматические проходящие и вспомогательные звуки. | урок | 2.5 | 1 | 1.5 |
6. | Текущий контроль | Контрольный урок | 2.5 /20 | 1 /8 | 1.5 /12 |
7. | Правописание хроматической гаммы (с опорой на мажор и минор) | урок | 2.5 | 1 | 1.5 |
8. | Главные и побочные трезвучия в тональности, их обращения и разрешения. | урок | 5 | 2 | 3 |
9. | Уменьшенные трезвучия в натуральном и гармоническом виде мажора и минора, их обращения и разрешения | урок | 2.5 | 1 | 1.5 |
10. | Увеличенное трезвучие в гармоническом виде мажора и минора, его обращения и разрешения. Энгармонизм увеличенного трезвучия. | Урок | 5 | 2 | 3 |
11. | Энгармонизм уменьшенного септаккорда | урок | 2.5 | 1 | 1.5 |
12. | Текущий контроль | Контрольный урок | 2.5 /20 | 1 /8 | 1.5 /12 |
13. | Главные септаккорды, их обращения и разрешения | урок | 5 | 2 | 3 |
14. | 7 видов септаккордов. | урок | 2.5 | 1 | 1.5 |
15. | Побочные септаккорды в тональности, способы их разрешения. | урок | 7.5 | 3 | 4.5 |
16. | Альтерированные ступени, интервал уменьшенная терция. | урок | 5 | 2 | 3 |
17. | Гармония II низкой ступени («неаполитанский» аккорд) | урок | 2.5 | 1 | 1.5 |
18. | Текущий контроль | Контрольный урок | 2.5 /25 | 1 /10 | 1.5 /15 |
19. | Период, предложения, каденции, расширение, дополнение в периоде. | урок | 5 | 2 | 3 |
20. | Повторение материала | урок | 5 | 2 | 3 |
21. | Письменные контрольные работы | Контрольный урок | 2.5 | 1 | 1.5 |
22. | Устные контрольные работы | Контрольный урок | 5 /17.5 | 2 /7 | 3 /10.5 |
Итого: | 82.5 | 33 | 49.5 |
2.2. Распределение учебного материала по годам обучения;
2.3. Формы работы на уроках сольфеджио;
1-й год обучения.
Вокально – интонационные навыки:
Формирование основных певческих навыков и умений;
Выработка равномерного дыхания и умения постепенно его распределять на музыкальную фразу. Слуховое осознание чистой интонации.
Пение:
· песен – упражнений из 2-3-х соседних звуков с постепенным расширением диапазона и усложнением;
· мажорных гамм вверх и вниз, отдельных тетрахордов, тонического трезвучия (с различной последовательностью звуков);
· I, III ступеней в мажоре и миноре;
· мажорного и минорного трезвучия от звука;
· скачки на тонику и «опевание» ее;
· пение в унисон;
· транспонирование песенок от разных звуков;
· несложных песен с текстом с сопровождением и без него;
· двухголосных песен с исполнением одного из голосов педагогом (подготовка к двухголосному пению);
· ритмические длительности: целая нота, половинная, четверть, восьмая в размерах 2/4, 3/4;
· размер 4/4, паузы целые;
Затакт: четверть, две восьмые.
Воспитание чувства метроритма:
· ощущение равномерности пульсирующих долей;
· движение под музыку (ходьба, бег, элементарные танцевальные движения;
· работа в размерах 2/4, 3/4
· осознание и воспроизведение ритмического рисунка мелодии;
повторение ритмического рисунка;
· навыки тактирования, дирижирования;
· сольмизация музыкальных примеров;
· исполнение остинато в качестве аккомпанемента к выученным песням;
· исполнение простейших ритмических партитур в сопровождении фортепиано и без него;
· определение мелодии по ритмическому рисунку.
Воспитание музыкального восприятия (анализ на слух ):
Определение на слух и осознание:
· характера музыкального произведения, лада, количества фраз, размера, динамических оттенков, устойчивости отдельных оборотов, сопоставления одноименного мажора и минора;
· размера, темпа, динамических оттенков;
· отдельных ступеней, трезвучий мажорного лада;
· мажорного трезвучия в мелодическом и гармоническом виде;
· анализ несложных мелодических оборотов, включающих в себя движение вверх и вниз, поступенные ходы, повторность звуков, скачки на устойчивые звуки;
· сильных и слабых долей в прослушанной мелодии (в размерах 2/4, 3/4).
Музыкальный диктант:
· работа над развитием музыкальной памяти и внутреннего слуха;
· подготовительные упражнения к диктанту: пропевание небольшой фразы и воспроизведение её на слог;
· устные диктанты;
· письменные упражнения для выработки навыков нотного письма;
· запись ранее выученных мелодий, ритмического рисунка;
· запись мелодий в объёме 2-4 тактов, в пройденных тональностях;
· фотодиктант.
Образцы диктантов:
Воспитание творческих навыков:
· допевание мелодии на нейтральный слог и с названием звуков в пройденных тональностях;
· сочинение и досочинение мелодий на заданный ритм и текст;
· сочинение простого ритмического сопровождения к музыкальным произведениям;
· подбор баса к выученным мелодиям;
· подбор по слуху знакомых мелодий от звука и в пройденных тональностях;
· рисунки к прослушиваемым произведениям.
Теоретические сведения:
Ø музыкальный звук и его свойства, звуки высокие и низкие;
Ø звукоряд, регистры, октавы;
Ø динамика, мелодия, аккомпанемент;
Ø метр, ритм, восходящий и нисходящий звукоряд;
Ø скрипичный и басовый ключ;
Ø гамма, тоника, устойчивые и неустойчивые ступени, тоническое трезвучие;
Ø ключевые знаки;
Ø цифровое обозначение ступеней;
Ø вводные ступени лада, опевание устойчивых ступеней;
Ø тон, полутон, строение мажорного лада;
Ø знаки альтерации;
Ø лад, тональность, такт тактовая черта, 2\4, 3\4,4\4;
Ø ноты первой, второй октавы, малой октавы;
Ø паузы;
Ø музыкальная фраза, транспонирование;
Ø главные ступени лада;
Ø затакт, ритм четыре шестнадцатых;
Ø интервалы, понятие консонанс и диссонанс;
гаммы: До, Соль, Фа, Ре мажор.
Знакомство с клавиатурой, названия звуков, нотный стан.
Первоначальные навыки нотного письма.
Понятия о темпе, размере, тактовой черте, сильной доле, затакте, паузе (половинной, четвертной, восьмой), о фразе, куплете, репризе, динамических оттенках (f и p), кульминации, о мелодии и аккомпанементе.
Ритмические длительности: и их сочетание в размерах 2/4 и 3/4.
Итого: 32 часа.
Второй год обучения.
Вокально-интонационные навыки:
· Пение: мажорных и минорных гамм (натуральный минор), тетрахордов и упражнений, ступеней или отельных мелодических оборотов типа:
V - I, I –V, I –VII – II –I, V –VI – V – IV –V, I – V – IV – II – VII – I, IV – III – II – V – VII – I, V – IV –III – VI – VII – II – I;
· пройденных интервалов на ступенях мажорной гаммы: м. 2 на III и VII; б.2 на I и V; б.3 на I, IV, V; м.3 на VII и II; ч.5 на I; ч.4 на V; ч.8 на I;
· пройденных интервалов, (кроме секунды) двухголосно, способом «наслаивания» или взятых одновременно;
· в миноре - тонического трезвучия, отдельных ступеней лада и мелодических оборотов типа: I – VII – II – I, III – II – IV – III, V – II – VII –I, V – VI – V – II – I;
· пройденных интервалов на ступенях минорной гаммы: м.3 на I, б. 2 на VII, м.2 на V в натуральном миноре, м.2 и м. 3 на VII#, б.3 на V в гармоническом миноре (на усмотрение педагога);
· пение мажорного и минорного трезвучий от звука;
· тона и полутона на слог и с названием звуков;
· пение простейших секвенций типа:
Сольфеджирование и пение с листа:
· Пение несложных песен с текстом с сопровождением и без него;
· транспонирование песенок от разных звуков и в пройденных тональностях;
· пение нотных примеров с дирижированием, включающим в себя движение мелодии вверх и вниз, поступенные ходы, скачки на тонику и опевание;
· разучивание по
|
|
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!